Методы сбора и обработки информации о спросе населения на товары народного потребления
Следующим этапом изучения спроса населения на товары народного потребления является определение его товарно-групповой структуры. Расчет структуры спроса позволяет обосновать структуру розничного товарооборота, предъявить промышленности требования по выпуску товаров, в соответствии с развивающимся спросом населения. В зависимости от принятого подхода товарно-групповая структура спроса может… Читать ещё >
Методы сбора и обработки информации о спросе населения на товары народного потребления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основной целью изучения спроса предприятиями розничной торговли является учет текущих изменений спроса и использование этих результатов в коммерческой работе.
Наиболее распространенным методом сбора информации о спросе в Мостовском РайПО является балансовый метод, т. е. проведение анализа данных статистической отчетности торгового предприятия.
На основании отчетов Мостовского РайПО о розничном товарообороте и запасах товаров за 2011;2012 годы, проведем анализ розничного торговли предприятия. Результаты анализа представлены в табл. 2.3.
Таблица 2.3. Структура розничной торговли за 2011;2012 гг.
Наименование показателя. | Годы. | Темп роста, %. | |||
уд. вес, %. | уд. вес, %. | ||||
Продано пищевых продуктов, напитков и табачных изделий, млн. руб. | 77,8. | 80,3. | 176,4. | ||
Продано непродовольственных товаров, млн. руб. | 22,2. | 19,7. | 151,7. | ||
Продано всего, млн. руб. | 100,0. | 170,9. |
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Как видно из табл. 2.3 за 2 года немного изменилась структура розничного товарооборота. Удельный вес пищевых продуктов, напитков и табачных изделий увеличился в общем объёме проданных товаров с 77,8% в 2011 г. до 80,3%- в 2012 г., а непродовольственных товаров соответственно снизился с 22,2% до 19,7%. Всего в 2012 г. продано пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на 151,7% больше, чем в 2011 г., а непродовольственных товаровна 151,7%.
Следующим этапом изучения спроса населения на товары народного потребления является определение его товарно-групповой структуры. Расчет структуры спроса позволяет обосновать структуру розничного товарооборота, предъявить промышленности требования по выпуску товаров, в соответствии с развивающимся спросом населения. В зависимости от принятого подхода товарно-групповая структура спроса может рассчитываться по принципу «от общего к частному» или «от частного к общему». В первом случае осуществляется поэтапный расчет структуры от объема до отдельных товарных групп.
Во втором — применяется метод прямого товарного расчета структуры спроса с последующей балансировкой полученных прогнозов спроса на отдельные товарные группы в рамках общего объема спроса. На практике в Мостовском РайПО применяется сочетание товарного и поэтапного методов расчета.
Объемы и доли продаж различных товарных групп в розничной сети продовольственных магазинов Мостовского райпо в 2012 году приведен на диаграмме (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Объемы и доли продаж различных товарных групп в розничной сети Мостовского РайПО
Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Так…
На основе таких автоматизированных систем в узлах расчета с покупателями имеется возможность получить и накапливать данные о продаже товаров в развернутом ассортименте за любой период в так называемом реальном масштабе времени.
В торговой организации также широко применяется балансовый метод учета реализованного спроса. Он основан на формуле товарного баланса:
Р = Он + П — Ок, (2.1).
где Р — реализованный спрос;
Он — остаток товаров на начало периода учета;
П — поступление товаров за период учета;
Ок — остаток на конец периода учета.
Исходные данные берут из документов бухгалтерской отчетности, картотеки складов и затем рассчитывают размер продажи товаров за отчетный период. Но очевидно, что такой метод является слишком громоздким и с его помощью трудно организовать оперативный учет реализованного спроса за день, декаду, пятидневку, что необходимо для коммерческой работы.
При изучении спроса с применением ПЭВМ учет продажи товаров ведется на основе их движения: поступления от поставщиков, отпуска в магазины, данных инвентаризации.
Изучение неудовлетворенного спроса проводится в процесс изучения реализованного спроса. Для этого используются коэффициенты удовлетворения спроса, показывающие степень его удовлетворения.
Неудовлетворенный спрос регистрируется продавцами, однако точность и эффективность этих методов незначительны.
Комплексное изучение неудовлетворенного и формирующегося спроса в продуктовых магазинах в торговой организации широко организовано с помощью опроса покупателей, представителей торговых организаций и предприятий, экспертов.