Изменение посадки и остойчивости при грузовых операциях
Эта грузовая операция не влечет за собой изменения посадки судна, поскольку не сопровождается появлением моментов, поворачивающих судно относительно осей ох и оу. Однако при этом изменится начальная остойчивость, так как перемещение груза массой т вдоль оси ог на расстояние г 2 — грХ = Агр приведет к изменению возвышения ЦТ судна на величину. Как правило, для водоизмещающих судов грузовые… Читать ещё >
Изменение посадки и остойчивости при грузовых операциях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Грузовой операцией будем называть любое перемещение груза, его прием, снятие или расходование. Вначале рассмотрим простейшую операцию — перенос груза, что в силу (1.19) не вызывает изменения водоизмещения и средней осадки.
Общий случай перемещения груза из точки А (х vy v zp]) в точку В (хрГ ypV zp2) можно рассматривать как последовательное чередование перемещений его ЦТ вдоль соответствующих координатных осей.
Вертикальный перенос груза.
Эта грузовая операция не влечет за собой изменения посадки судна, поскольку не сопровождается появлением моментов, поворачивающих судно относительно осей ох и оу. Однако при этом изменится начальная остойчивость, так как перемещение груза массой т вдоль оси ог на расстояние г 2 — грХ = Агр приведет к изменению возвышения ЦТ судна [см. (1.25)] на величину.
что, в свою очередь, приведет к соответствующему приращению и метацентрической высоты h.
Действительно, в (2.11) элементы объемного водоизмещения — метацентрический радиус г и аппликата ЦВ zc — остаются неизмененными, следовательно,.
Аналогичные рассуждения применительно к продольной остойчивости приведут к подобному же выводу:
Таким образом [см. (2.34) и (2.35)] вертикальный перенос груза изменяет только начальную остойчивость, повышая ее при перемещении ЦТ груза сверху вниз (zplpX и Azp< 0), и наоборот.
Измененные значения метацентрической высоты запишутся как.
Как правило, для водоизмещающих судов грузовые операции подобного рода оказывают слабое влияние на продольную остойчивость, поскольку Я" ДЯ, однако они должны обязательно учитываться при анализе остойчивости поперечной, если величины hw Ah имеют один порядок.
Пример 2.3. Найдем изменение остойчивости судна «Инженер» при переносе груза массой т — 2680 т вниз на расстояние Агр — —1,65 м. Исходные данные те же, что и в примере (2.1).
По (2.33) рассчитываем уменьшение возвышения ЦТ судна:
и по (2.36) с учетом (2.34) и (2.35) новые значения метацентрических высот:
Вывод: рассмотренная грузовая операция — вертикальный перенос груза — привела к увеличению поперечной метацентрической высоты почти на 15%, а продольная метацентрическая высота осталась практически без изменений.