Этап начального разучивания двигательного действия
Подводящие упражнения, как правило, имитационные, применяются в качестве основных средств обучения. Количество зависит от упражнения, как правило, от одного до трех на уроке. Если на этап начального разучивания выделено два и более урока, то уже на втором уроке возможно выполнение одного или двух подводящих упражнений в подготовительной части урока в специальной разминке. По возможности… Читать ещё >
Этап начального разучивания двигательного действия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель: добиться выполнения упражнения в общих чертах.
Задачи:
- • сформировать смысловое и зрительное представление о двигательном действии и способе его выполнения;
- • создать двигательное представление по ООТ путем выполнения соответствующих упражнений;
- • добиться целостного выполнения упражнения в общих чертах (на уровне первоначального двигательного умения);
- • предупредить значительные искажения в технике.
Выбор метода обучения. Возможен как целостный, так и расчлененный метод. Обучение начинается с основного звена техники. Если упражнение травмоопасно или требует умения выполнять заключительную фазу упражнения (например, приземление), то обучение может начинаться именно с него.
Создание положительной учебной мотивации. Она необходима для возникновения благоприятных условий обучения и зависит от возраста учащихся. На занятиях с детьми младшего и среднего школьного возраста учитель, как правило, сравнивает и сопоставляет технику изучаемого упражнения с передвижением животного, персонажа сказки, книги и т. п. В работе со старшими школьниками можно искать межпредметные связи, использовать необходимость передачи теоретических и методических сведений.
Показ упражнения. Правильно, четко, в целостной структуре упражнения, предварительно разместив детей так, чтобы им все было видно. При использовании расчлененного метода обучения вначале нужно показать упражнение в целом, а потом — ту часть упражнения, обучение которой будет осуществляться на уроке.
Выполнение упражнения по первому представлению. Смысл выполнения упражнения по первому представлению заключается в подключении двигательной наглядности при самостоятельном выполнении упражнения детьми по только что сформированному у них образу. Однако это возможно лишь в том случае, если упражнение не травмоопасно, не представляет высокой координационной сложности, не требует дополнительных перестроений, отдельной подготовки инвентаря и т. п.
Рассказ о технике упражнения. В форме дидактического рассказа, рассказа-объяснения или описания, в зависимости от возраста, в эмоциональной, повествовательной форме, создав при этом ориентировочную основу действия.
Выделение двух-трех ООТ, ориентирующих детей на соблюдение лишь основных, безусловно необходимых параметров техники упражнения. Это необходимо сделать после рассказа, в сжатой и конкретной форме, с побуждающей установкой к выполнению упражнения. Как правило, каждая из ООТ раскрывает требования к выполнению по каждой фазе упражнения. Оптимальным при этом будет установка на подкрепление ООТ соответствующими подводящими упражнениями, которые будут предложены учащимся для выполнения.
Применение физических упражнений:
- 1) подводящие упражнения, как правило, имитационные, применяются в качестве основных средств обучения. Количество зависит от упражнения, как правило, от одного до трех на уроке. Если на этап начального разучивания выделено два и более урока, то уже на втором уроке возможно выполнение одного или двух подводящих упражнений в подготовительной части урока в специальной разминке. По возможности, подводящие упражнения должны соответствовать выделенным ранее ООТ;
- 2) целевое упражнение (упражнение, обучение которому непосредственно осуществляется на уроке) выполняется после подводящих, не выполняется, если на первом уроке применен расчлененный метод обучения и соединение отдельных частей упражнения запланировано на следующий урок. Важнейшим условием должно являться введение облегченных условий. Например, выполнение кувырка назад с наклонной плоскости, выполнение передвижений на лыжах под уклон и т. п.
Количество уроков. Как правило, протяженность этапа начального разучивания — один-два урока.
Реализация на уроке. Реализуется сразу после разминки, в начале основной части урока.
Использование различной дополнительной наглядности:
- • зрительная. Различные ориентиры, разметка, направленные на соблюдение правильной структуры движения: направление движения, цель, длина шага и т. п. Также рисунки, схемы, видео и т. п.;
- • слуховая. Счет, хлопки, речевые команды — приказы учителя, направленные на соблюдение правильного ритма упражнения;
- • двигательная. Замедленное выполнение упражнения, фиксация в отдельных точках. Направленная помощь преподавателя, мысленное проговаривание команд — приказов на соблюдение техники упражнения.