Методы воспитания личности
Решаются эти задачи методами приучения, убеждения (диалог, совет, мнение, рекомендация, требование, суждение), личного примера педагога, специальных тренингов, позитивных видов оценивания деятельности (одобрение, похвала, благодарность и т. п.), общения в коллективе, создания благоприятного психологического климата. Воспитывающая среда означает организацию жизнедеятельности во взаимосвязи… Читать ещё >
Методы воспитания личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основными факторами воспитания умственно отсталого ребенка являются воспитывающая среда, воспитывающая деятельность и осмысление ребенком себя в реальной жизни. Эти факторы неотвратимо связаны между собой в каждом акте жизни ребенка.
Воспитывающая среда означает организацию жизнедеятельности во взаимосвязи с окружающим миром. Дети с умственной отсталостью обычно имеют узкую однородную среду обитания и общения, скудные представления об окружающем мире, бедный поведенческий опыт. Естественно, эти факторы ограничивают воспитание личности.
Воспитывающая деятельность означает вовлечение ребенка в различные виды деятельности, поскольку деятельностью утверждается активное отношение к реальности. Любая конкретная деятельность инициируется потребностями, мотивами, интересом, ценностными ориентациями, которые у детей с умственной отсталостью слабо выражены и с трудом формируются.
Осмысление, самоощущение себя в реальной жизни также имеет осложнение, так как дети имеют меньшую мобильность, ограниченные возможности коммуникации и социальных отношений. Формирование собственной самооценки, выбор ценностных ориентации для умственно отсталого ребенка — одна из нерешенных социальных проблем. Соответственно, формирование собственной самооценки, социализация детей — это основная задача образовательных учреждений.
В этой ситуации адаптивная физическая культура выступает таким социокультурным феноменом, в котором сочетаются все три фактора воспитания. Физкультурная деятельность содержит и воспитывающую среду, и воспитывающую деятельность, и возможности личностного развития и самореализации. Л. В. Шапкова приводит ряд задач, важных для развития личности ребенка:
- — воспитание адекватной оценки собственных физических и психических возможностей, преодоление комплексов неуверенности, неполноценности;
- — воспитание осознанного и активного отношения к телесному здоровью, систематическим занятиям физическими упражнениями;
- — формирование положительной мотивации, интереса к физкультурной деятельности;
- — воспитание гуманного отношения к себе и окружающим, формирование межличностных отношений и коммуникативного поведения;
- — воспитание ответственности, инициативы, настойчивости в преодолении трудностей;
- — воспитание дисциплины, умение управлять своими эмоциями, подчиняясь общим правилам и нормам социального поведения,
- — формирование навыков самовоспитания: самоорганизации, самодисциплины, самооценки, самоконтроля и др. |4|.
Решаются эти задачи методами приучения, убеждения (диалог, совет, мнение, рекомендация, требование, суждение), личного примера педагога, специальных тренингов, позитивных видов оценивания деятельности (одобрение, похвала, благодарность и т. п.), общения в коллективе, создания благоприятного психологического климата.
Методы организации взаимодействия педагога и занимающегося
В зависимости от тяжести поражения ребенка взаимодействие с педагогом осуществляется в разных формах: индивидуальные, индивидуально-групповые, малогрупповые и др.