Болезни, их восприятие и способы лечения по данным вестготских житий
Согласно Л. Магнеру, некоторые представители церкви считали болезнь испытанием веры. Основанием тому служил тезис о том, что недуг — это наказание за совершенный грех, и в этом случае только милосердная Церковь или святые могут помочь его компенсировать. Отсюда — популярность рассказов о святыз целителей, творивших с больными чудеса Magner L.N. Op.cit. P. 137. Что же представляло собой чудо… Читать ещё >
Болезни, их восприятие и способы лечения по данным вестготских житий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно Л. Магнеру, некоторые представители церкви считали болезнь испытанием веры. Основанием тому служил тезис о том, что недуг — это наказание за совершенный грех, и в этом случае только милосердная Церковь или святые могут помочь его компенсировать. Отсюда — популярность рассказов о святыз целителей, творивших с больными чудеса Magner L.N. Op.cit. P. 137. Что же представляло собой чудо? По словам Ю. Е. Арнаутовой, с точки зрения людей Средневековья, в мире всё было одинаково чудесно и возможно, как и невозможно. Исцеления, сотворенные святыми, были им привычны и понятны, поэтому «идея чуда была с легкостью воспринята массовым сознанием». Арнаутова Ю. Е. Чудесные исцеления святыми и «народная религиозность» в Средние века / Одиссей. Человек в истории — М., 1995. С. 154. Однако со временем чудо исцеления утрачивает свой божественный характер, всё больше приспосабливается к обыденным нуждам людей. Взаимоотношения со святым перестают иметь сугубо духовный характер, они направлены на использование его дара в утилитарных целях. Там же. С. 155. По-новому расставлялись акценты: святой находился в центре внимания людей уже не как образец праведного поведения, а как источник целительной силы. Там же. С. 155.
Ю.Е. Арнаутова говорит о роли святого следующим образом: «В обществе, где жизнь человека подвержена стольким опасностям, а врачи были редки и практически недоступны для основной массы населения, да и уровень медицины (в современном смысле) был чрезвычайно низок, святой превращается в „refugium pauperum“ — „прибежище бедных“ не только в социальном плане, но и в том смысле, что все эти люди находятся в безвыходном положении, отчаялись и могут возлагать надежды только на чудесное вмешательство». Там же. С. 167. Действительно, встречающиеся в миракулах упоминания о болезнях, таких как эпилепсия, водянка, клиническая смерть и т. д., свидетельствуют о том, что к святым обращались лишь в тех случаях, когда простая (человеческая медицина) была бессильна. Как пишет исследовательница, воззвание к святому происходит в атмосфере высочайшего эмоционального напряжения, в которой все надежды возлагаются на его помощь. Там же. С. 167. В этой атмосфере любое, даже незначительное с медицинской и психологической точки зрения, улучшение здоровья больного могло восприниматься как чудо. Там же. С. 168. Сам факт общения со святым мог облегчить душевные страдания больного, что, по логике средневекового человека, уже своеобразное выздоровление. Арнаутова Ю. Е. Колдуны и святые… С. 144.
Попробуем применить точку зрения Ю. Е. Арнаутовой к материалу вестготских житий.