Ценовая эластичность предложения: мгновенный период, краткосрочный и долгосрочный периоды
В краткосрочном периоде производитель в состоянии (ему позволяет время) в определенной мере отреагировать на изменение рыночной цены, несколько увеличив или уменьшив объем предложения. Но ему удается это сделать лишь путем изменения переменных факторов производства (интенсификации труда, количества материалов, товарных запасов и др.). Что же касается производственных мощностей, то в краткосрочном… Читать ещё >
Ценовая эластичность предложения: мгновенный период, краткосрочный и долгосрочный периоды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Чтобы быть предложенными на рынке, товары должны быть произведены. Однако производственный процесс может длиться различное время. Спланировав заранее объем и условия производства товаров, производитель не в состоянии их оперативно изменять, если, например, рыночная цена на товары изменилась. Выделяют три временных периода, характеризующих способность производителя отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры: мгновенный, краткои долгосрочный.
Мгновенный период характерен тем, что реализации подлежит уже произведенный товар. Он поступает в продажу по установившейся рыночной цене, то есть предложение здесь должно «подстраиваться» под спрос.
В краткосрочном периоде производитель в состоянии (ему позволяет время) в определенной мере отреагировать на изменение рыночной цены, несколько увеличив или уменьшив объем предложения. Но ему удается это сделать лишь путем изменения переменных факторов производства (интенсификации труда, количества материалов, товарных запасов и др.). Что же касается производственных мощностей, то в краткосрочном периоде повлиять на их количество невозможно. В течение данного периода число работающих предприятий на данный рынок не изменится, однако предложение данного товара несколько возрастёт, так как предприниматели будут более интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности.
Кривая предложения в краткосрочном периоде S2 будет постепенно отклоняться от вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Эластичность предложения становится положительной (Еs > 0). Увеличение эластичности предложения только за счет манипулирования переменными факторами имеет свои пределы. Чтобы их преодолеть, необходима существенная перестройка производства и довольно продолжительный период времени.
Долгосрочный период характеризуется тем, что производитель в состоянии изменить свои производственные мощности, произвести структурную перестройку производства. Этот период также достаточен для того, чтобы в данную отрасль вошли новые фирмы (а некоторые покинули ее), существенно повлияв тем самым на объем товарного предложения. Кривая предложения в этом периоде принимает более пологое положение S3, эластичность предложения еще более увеличивается.
Анализ трех временных периодов позволяет заключить, что предложение становится более эластичным с удлинением временных интервалов, в пределах которых рассматривается его динамика. Это связано с тем, что покупателям требуется время, чтобы изменить свои привычки и предпочтения.
Долгосрочная кривая предложения показывает, как объем предложения зависит от цены в ситуации, когда производители имеют достаточно времени для полной адаптации к изменениям цены. Краткосрочная кривая предложения показывает ситуацию, когда производители не полностью адаптировались к изменениям цены.
Концепция эластичности играет большую роль при установлении фирмой цен на собственную продукцию и при осуществлении государством мер по регулированию цен, а также при принятии решений в области политики и налогообложения.
Применение ценовой эластичности предложения на практике
Волатильные цены золота. Цена золота очень волатильна, иногда подпрыгивает резко вверх в течение одного периода и резко падает в следующем. Основные источники этих колебанийсмещение спроса и очень неэластичное предложение. Производство золота — занятие дорогостоящее, требующее больших затрат времени и вообще усилий. По этим причинам повышение цен золота не объясняет существенного роста его предложения. Если выразить эту идею более кратко, предложение золота неэластично.