Синтетический учет выбытия основных средств
Списанию с бухгалтерского баланса подлежат объекты основных средств, которые передаются (выбывают) или постоянно не используются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, для управленческих нужд организации. Выявляет лиц, виновных в преждевременном выбытии объекта из эксплуатации, а также вносит предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим… Читать ещё >
Синтетический учет выбытия основных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Списанию с бухгалтерского баланса подлежат объекты основных средств, которые передаются (выбывают) или постоянно не используются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, для управленческих нужд организации.
В соответствии с действующим порядком с балансов организаций на основе унифицированных форм первичных документов могут быть списаны основные средства, пришедшие в состояние непригодности и подлежащие ликвидации вследствие физического и морального износа, аварий, стихийных бедствий, нарушений нормальных условий эксплуатации, а также в связи с продажей, безвозмездной передачей, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий (цехов) и по другим причинам.
Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». По его дебету отражается стоимость выбывшего объекта, а в кредит списывается сумма накопленной амортизации. По окончании процесса выбытия остаточная стоимость объекта списывается на Дт сч. 91 «Прочие доходы и расходы» с Кт сч. 01 «Основные средства».
Причины выбытия основных средств могут быть сгруппированы следующим образом:
- — продажа объектов юридическим или физическим лицам;
- — передача по договорам дарения объектов другим организациям и лицам в соответствии с законодательством;
- — ликвидация, включая частичную, вследствие аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;
- — передача объектов в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
- — списание в случаях физического или морального износа;
- — списание объектов, сданных в аренду с правом выкупа, на момент перехода собственности на них к арендатору.
Для определения непригодности основных средств, невозможности и экономической нецелесообразности проведения их восстановительного ремонта.
А также для оформления документации на списание таких объектов в организациях создаются постоянно действующие комиссии, в состав которых включаются главный инженер (или заместитель), начальники соответствующих структурных подразделений, главный бухгалтер (или заместитель), а также лица, на которых возложена материальная ответственность за сохранность основных средств. По решению руководителя организации в состав комиссии могут быть включены и другие специалисты, если в этом есть техническая необходимость.
Комиссия осуществляет следующие функции:
- — осматривает ликвидируемые объекты с использованием технической документации (поэтажных планов, техпаспорта объекта и др.), данных бухгалтерского учета и другой информации;
- — определяет невозможность восстановления и дальнейшей эксплуатации объекта;
- — устанавливает причину списания объекта (авария, стихийное бедствие, нарушение нормальных условий эксплуатации, реконструкция, износ и т. п.);
- — выявляет лиц, виновных в преждевременном выбытии объекта из эксплуатации, а также вносит предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством;
- — устанавливает возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов и оценивает их по ценам возможной реализации;
- — осуществляет контроль за изъятием из объекта драгоценных металлов, годных узлов и сдачей их на склад;
- — составляет акты на списание объектов типовой формы.
При ликвидации объекта в связи с реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих организаций комиссия проверяет соответствие предъявленных к списанию объектов программе реконструкции и делает в акте на списание ссылку на конкретный пункт программы.
В актах на списание обязательно приводятся данные о:
- — датах изготовления или постройки и ввода в эксплуатацию;
- — сроке полезного использования;
- — первоначальной стоимости;
- — сумме амортизации, начисленной на момент выбытия;
- — количестве проведенных капитальных ремонтов;
- — причине списания;
- — стоимости материальных ценностей, полученных при разборке (демонтаже) объекта.
По основным средствам, списываемым в результате стихийных бедствий и аварий, к акту должна быть приложена справка компетентной организации о стихийном бедствии либо копия акта об аварии с указанием причин и виновников. Акты на списание утверждает руководитель организации, после чего осуществляются демонтаж и разборка объектов. Инвентарные карточки по выбывшим объектам хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.
После разборки (демонтажа) и опенки отдельных узлов (деталей), материалов, которые могут быть использованы в организации или проданы, они приходуются на дебет счета 10 «Материалы», субсчета 1 «Сырье и материалы», 5 «Запасные части» по рыночной стоимости на дату списания, а непригодные к дальнейшему использованию приходуются как вторичное сырье и отражаются на Дт сч. 10, субсчет 6 «Прочие материалы». Их стоимость зачисляется на финансовые результаты по Кт сч. 91 «Прочие доходы и расходы».