Строительный комплекс.
География промышленности и транспорта
География машиностроения определяется целым рядом факторов: наукоёмкость Современное машиностроение немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производство наиболее прогрессивной и сложной техники (ЭВМ, роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро, опытными заводами (Москва, Санкт-Петербург… Читать ещё >
Строительный комплекс. География промышленности и транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
География машиностроения определяется целым рядом факторов: наукоёмкость Современное машиностроение немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производство наиболее прогрессивной и сложной техники (ЭВМ, роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро, опытными заводами (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и т. д.) Военно-стратегический Предприятия, выпускающие продукцию оборонного назначения, разрешаются с учётом интересов национальной безопасности. Как правило, они удалены от границ. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах, доступ в которые ограничен. Большинство подобных городов возникло как центры производства ракетно-ядерного оружия. Районам сосредоточения трудовых ресурсов Для разработки новых образцов техники необходимы не просто людские ресурсы, а высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические кадры. Высокая трудоёмкость присуща станкостроению (Москва), авиационная промышленность (Казань, Самара), производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск). Металлургическим базам Производство некоторых видов машин (металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования) требует много металла. Заводы по их производству перерабатывают за год сотни тысяч тонн металла. Поэтому приближение металлоёмких отраслей к металлургическим базам уменьшает затраты на доставку сырья. Трудоёмкость и металлоёмкость машиностроительных отраслей находится между собой в определённой зависимости. Их определённое сочетание влияет на размещение предприятий. Высокий уровень концентрации и производства В Российском машиностроении 20% объёма производства приходится на 10 крупнейших предприятий (0,2% от их общего количества в комплексе). Многие отрасли машиностроения развиваются в районах с благоприятным для организации кооперирования экономико-географическим положением. Например, автомобилестроение в европейском Центре и Поволжье. Районам потребления продукции Многие машиностроительные предприятия ориентированы на потребителей продукции, поскольку их продукцию сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров. Выгоднее производить их прямо в районах потребления. Так, тракторы для вывозки леса (трелевочные) производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых — на Северном Кавказе (Ростов-на Дону).
Транспортный фактор Поскольку перевозка машин или их деталей осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралей.