Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Семантическая мера информации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В зависимости от компетентности конкретного пользователя одно и то же сообщение может иметь смысл (нести новую информацию) либо быть бессмысленным (считаться семантическим шумом). С другой стороны, даже если пользователь компетентен и может воспринять информацию, она все равно может быть семантическим шумом, например, когда вся информация полностью известна. Этот пример иллюстрирует, что… Читать ещё >

Семантическая мера информации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дать количественную оценку смыслового содержания информации — задача нетривиальная. Использовать синтаксические меры довольно затруднительно, так как объем данных и количество информации оценивают обезличенные данные, без привязки к конкретному пользователю (получателю информации).

Одним из способов измерения синтаксического содержания является использование тезаурусной .меры информации (была предложена Ю.А. Шрейдером). Суть подхода к измерению состоит в том, что для понимания и использования пользователь должен обладать априорными сведениями, фактами, знаниями, заключенными в тезаурус, который понимается как пользовательский словарь с семантическими связями между его частями. При получении информации происходит пополнение тезауруса, степень пополнения и определяет количество семантической информации.

Для определения семантической меры может применяться и статистический подход. При этом считается, что чем меньшей априорной информацией обладает пользователь, тем большее количество информации он получает. Это существенное отличие от способа измерения, предложенного Ю. А. Шрейдером.

Таким образом, при приеме сообщения рассматривают соотношения между тремя элементами: смысловым содержанием информации 5Ф, тезаурусом пользователя Sn и количеством семантической информации (рис. 1.4).

Пользователь не включает полученную информацию в свой тезаурус в двух случаях (крайние варианты):

  • — информация непонятна пользователю, и/или он не может ее воспринять, но какимлибо причинам (в этом случае Sn ~ 0);
  • — поступившая информация известна пользователю (уже содержится в его тезаурусе), и он в ней не нуждается (Sn —> оо).
Зависимость количества семантической информации от тезауруса.

Рис. 1.4- Зависимость количества семантической информации от тезауруса пользователя В тех случаях, когда поступающая информация понятна пользователю и песет ему ранее неизвестные сведения, он включает ее (полностью или частично) в свой тезаурус. Максимальное значение семантической информации соответствует согласованию ее смыслового содержания 5Ф с тезаурусом Sn пользователя, т. е. Ic = Sn = Snopt (оптимальное значение).

В зависимости от компетентности конкретного пользователя одно и то же сообщение может иметь смысл (нести новую информацию) либо быть бессмысленным (считаться семантическим шумом). С другой стороны, даже если пользователь компетентен и может воспринять информацию, она все равно может быть семантическим шумом, например, когда вся информация полностью известна. Этот пример иллюстрирует, что количество новых знаний пользователя — величина относительная.

Таким образом, тезаурусная мера связывает семантические свойства информации с индивидуальными способностями пользователя принимать поступившее сообщение. Смысловое содержание 5Ф принятого сообщения может быть понятно одному пользователю и непонятно другому.

Для количественной оценки семантической информации используют коэффициент содержательности С, представляющий собой отношение количества семантической информации к ее объему (см. параграф 1.5):

Семантическая мера информации.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой