Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Барьер речи. 
Введение в теорию межкультурной коммуникации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Еще одной формой агрессивно-конфликтного поведения является обида. Она соединяет подчеркнутую жалость к себе с не всегда осознаваемыми мстительными побуждениями. Зачастую состояние обиды сопровождается садомазохизмом, который раздувает обиду до гигантских размеров. Такой способ реагирования на мнимое ущемление интересов является неадекватным, свидетельствует об эгоцентризме и инфантильности… Читать ещё >

Барьер речи. Введение в теорию межкультурной коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Барьер речи возникает вследствие допущения речевых ошибок. Этот барьер искажает слова говорящего.

Изменения общественной структуры отражается в языке. Любое общество неоднородно по своему составу: люди различаются по социальному положению, уровню образования, месту жительства, возрасту, полу и т. д. Кроме различий, существующих в речи городских и сельских жителей, существуют барьеры в языке людей в зависимости от пола.

Кроме вышеприведенных коммуникационных барьеров, связанных с социопсихическими особенностями человека, называют коммуникативные барьеры понимания.

Компетентность. Собеседники могут интерпретировать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессе кодирования и декодирования информации. Этот фактор является весьма существенным, т.к. подрывает общность коммуникации и общение разрушается. Эффективным оно становится, когда собеседников объединяет общее поле опыта, общее пространство.

Избирательное слушание. При этой форме избирательного восприятия человек имеет тенденцию к блокированию новой информации, особенно если она противоречит существующим тенденциям. Сообщение, которое противоречит уже сложившимся представлениям, либо игнорируется, либо искажается так, чтобы оно соответствовало собственным представлениям. Иными словами, если мы слышим только то, что мы хотим услышать, то наша реальность не будет нарушена.

Оценочные суждения. В каждой ситуации общения собеседник высказывает оценочные суждения, которые базируются на оценке отправителя получателем на основе предыдущего опыта общения с ним или на оценке ожидаемого значения сообщения.

Достоверность источника означает доверие словам и действиям говорящего со стороны собеседника. Уровень достоверности, оцениваемый партнером, непосредственно связан с тем, как партнер реагирует на слова, идеи и действия говорящего. Таким образом, оценка человека влияет на отношение к его сообщениям и во многом зависит от прежнего опыта общения партнеров.

Фильтрование — распространенное явление в восходящем общении, которое относится к манипулированию информацией и воспринимается позитивно. Например, учителя могут скрывать свои конфликты с подростками от директора или ученики утаивают нежелательную информацию от учителя. Причина такого фильтрования понятна: направление вверх несет контрольную функцию, если нежелательная информация доходит до администрации, то на ее основе принимаются решения, связанные с информацией.

Внутригрупповой язык. Трудовые, профессиональные социальные группы часто создают жаргон, который понятен только членам этих групп. Такой специфический язык может выполнять функции позитивного характера, вызывает у членов групп чувство причастности, спаянности и (во многих случаях) самоутверждения и облегчает эффективное общение внутри группы.

Различие статуса. Образовательные учреждения зачастую используют различные статусные символы (декан, зав. кафедрой, доцент, преподаватель и т. д.) для подчеркивания статуса. Такие различия в статусе могут восприниматься обучаемыми как угроза и препятствовать неформальному общению. В результате на верхних уровнях организации практически отсутствует обратная связь, в общении с обучаемыми возникает дистанция, что способствует развитию командного стиля работы, жесткости, самоуверенности руководящего звена.

Давление времени. Давление времени также может стать серьезным барьером к общению. Из-за дефицита времени человек может не реализовать обещанное ранее, и партнер может расценить ситуацию крайне негативно (как неуважение).

Перегрузка общения. Люди не в состоянии своевременно ответить на все сообщения, адресованные им, поэтому «отсеивают» их, таким образом некоторые сообщения никогда не прочитываются.

Логический барьер возникает потому, что каждый человек видит мир, ситуацию, проблему со своей точки зрения. Мысль зарождается под влиянием различных его потребностей, связанных с влечениями, побуждениями, эмоциями и др., поэтому смысл всегда индивидуально-личностен, за каждой мыслью стоит мотив, зачастую скрытый и поэтому не всегда понятный. Для адекватного восприятия информации важна встречная мыслительная деятельность получателя. Основная проблема непонимания, связана с особенностями мышления собеседника, логикой. Логический барьер возникает чаще всего у партнеров с неодинаковым видом мышления, например: у одного — абстрактно-логическое, второго наглядно-образное, у третьего — наглядно-действенное.

Операционная мыследеятельность у людей также различна: широта, быстрота, гибкость, критичность, оригинальность ума у всех проявляется по-разному. Такие операции мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, используются людьми с разной степенью глубины. И пока один углубляется в развернутый анализ проблемы, другой, собрав поверхностную информацию или опираясь на интуицию, имеет готовый ответ или решение, правда, не всегда верное.

В зависимости от того, какие формы и виды мышления преобладают в интеллекте каждого из собеседников, они общаются на уровне понимания или непонимания, т. е. возникает логический барьер. Преодолеть логический барьер можно лишь одним путем: исходить от партнера, пытаясь понять, как он строил свои умозаключения и в чем состоят расхождения.

Семантический барьер. (от греч. semantikos — обозначающий). Это смысловой барьер, связанный со значением слова. Барьеры подобного рода возникают неизбежно, поскольку человек не фиксирует услышанную информацию с точностью диктофона, а преломляет воспринятое через свой личный опыт, знания, жизненные ценности, потребности, словарный запас и т. п.

Существование этого барьера определяется фактором многозначности слов языка. Любое слово имеет обычно не одно значение и в зависимости контекста употребления может иметь несколько смыслов.

Семантические и лингвистические, т. е. смысловые, барьеры могут возникать по причине ограниченного лексикона у одного из партнеров и богатого — у другого и несовпадения у собеседников лингвистического словаря (тезауруса) из-за социальных, культурных, психологических, национальных, религиозных и других различий между людьми.

Однако отсюда вовсе не вытекает, что взаимопонимание невозможно. В этом случае необходима обратная связь, позволяющая с помощью вопросов уточнить сказанное, достичь адекватного восприятия информации.

Семантический барьер возникает также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур.

Стилистический барьер. Стиль — это отношение формы представления информации к ее содержанию: стилевые характеристики «упакованной» в словесную форму информации могут препятствовать ее восприятию. Стиль может быть слишком тяжелым или легковесным, не соответствующим ситуации и намерениям собеседника.

Стилистика отвечает за выразительность средств языка. Слишком вольное обращение к ней приводит к возникновению специфических стилистических барьеров. Существует два основных приема структурирования информации: правило рамки и правило цепи.

Немецкий психолог Герман Эббингауз еще в конце XIX века установил так называемый фактор ряда: начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти лучше, чем середина.

Суть правила рамки состоит в том, что начало и конец любого разговора должны быть четко очерчены, заключены в рамку, которая как раз и задает структуру. В начале сообщаются цели и намерения, перспективы и ожидания, возможные результаты, в конце должны быть подведены итоги, сделаны выводы по поводу реализованных или нереализованных надежд и ожиданий, показана ретроспектива. Такое построение информации способствует не только лучшему ее пониманию и восприятию, но и запоминанию.

Правило цепи определяет структурирование информации. Речь идет о том, что важная для собеседников информация не должна представлять собой бесформенную груду разнородных по форме и содержанию сведений. Факты должны быть выстроены в цепочку по каким-либо признакам.

В зависимости от предпочитаемых признаков способы соединения информационных цепочек могут быть различными: в одних случаях можно пронумеровать «во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д.; в других — лучше проранжировать: сначала сказать самое главное, затем изложить следующее по значимости, далее привести менее значимую информацию. Информация может быть выстроена и в «логических цепочках», например: «если это так, то напрашивается следующий вывод», «раз мы согласны с этим, следовательно, это тоже верно» .

Фонетический барьер. Это препятствие, создаваемое особенностями речи говорящего. Фонетика занимается акустическими и физиологическими особенностями речи. Незнание ее законов, пренебрежение к ее требованиями затрудняет процесс коммуникации.

Фонетическое непонимание может быть незначительным (в произнесении слов) или полным. Полное непонимание возникает тогда, когда с вами разговаривают на непонятном нам иностранном языке. Неполное непонимание будет тогда, когда собеседник говорит очень быстро, невнятно, скороговоркой, с акцентом, шепелявя и т. п. и по этой причине его речь трудно воспринимается.

Фонетический барьер возникает в случае, когда говорящий резко повышает голос. Специалистами в области общения доказано, что если человеку объяснять что-либо на повышенных тонах, то понимание почти сразу же будет заблокировано. Это происходит потому, что внимание человека, на которого направлен поток возмущения, концентрируется не на смысле сообщения, а на отношении к нему говорящего. В результате происходит сдвиг внимания. Он блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные ему, не осознаются, так как понимание заблокировано.

Тон голоса имеет большое значение для понимания контекста. Делая те или иные ударения, расставляя акценты, мы можем изменить содержание мысли. Кроме того для эффективного общения важны правильные частотные характеристики голоса и тональности речи. Каждый знает, как утомительно слушать человека, говорящего слишком высоким или слишком низким голосом.

Большую роль играет также скорость речи. Разница между темпом речи говорящего и скоростью ее обработки слушающим бывает крайне велика. Слишком замедленная речь, застревание на отдельных словах, заикание раздражают, а слишком быстрая речь затрудняет восприятие.

Кроме описанных выше типичных коммуникативных барьеров, мешающих эффективному восприятию информации, существуют и другие: это психологические барьеры — установки, психологической защиты, характера.

Барьер установки. Собеседник может обладать негативной установкой по отношению к организации, представителем которой вы являетесь, или лично к вам. При наличии неприязни со стороны собеседника, следует отнестись к ней как к проявлению невежества, слабости, отсутствию культуры, простой неосведомленности. Тогда несправедливое отношение или неадекватное поведение партнера не будет вас задевать, а вскоре оно и вовсе исчезнет, так как ваши дела и поступки заставят партнера изменить свое мнение.

Барьер психологической защиты — один из самых серьезных барьеров общения. Бать может, ваш равнодушный, неприветливый, неразговорчивый или агрессивный, взвинченный, напряженный собеседник нуждается в понимании, в том, чтобы его выслушали и поняли.

Барьер характера. У каждого человека свой характер, но воспитанные, владеющие собой люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликтов и дискомфорта. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента достаточно часто бывают неудобными собеседниками.

Личностно-психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, могут определяться также разной системой ценностей, негативными установками и предубеждениями. Неумение слушать и управлять эмоциями, неэстетический внешний вид собеседника — все это может порождать психологические барьеры, которые могут возникать до начала взаимодействия (неприятное первое впечатление), во время контакта (неадекватная реакция, неприятная мимика и др.) и после завершения общения (негативное впечатление от встречи или разговора).

Кроме коммуникативных барьеров, о которых шла речь, между участниками общения могут возникать двусторонние или многосторонние осложнения отношений, психологическая подоплека которых связана с такими личностными свойствами общающихся, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность, наглость, напористость. Такого рода трудности сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они различаются по степени напряжения, по типу ситуаций возникновения и по степени влияния на успешность общения.

В.Н. Куницына, специалист по проблемам общения, выделяет две группы трудностей:

субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном взаимодействии и не очевидные для собеседника;

" объективные", т. е. проявляющиеся в условиях непосредственных контактов и снижающие удовлетворенность ими.

К первой группе относятся такие, как социальная неуверенность, застенчивость, трудности психологического контакта. Зачастую они проявляются при общении с вышестоящим человеком или в ситуации выбора, взятия на себя ответственности. К объективным трудностям относятся трудности коммуникативного характера, связанные с уровнем коммуникативной грамотности.

Различают также трудности общения первичные и вторичные. Первичные трудности общения зависят от природных свойств человека (биологических, психофизиологических, личностных), таких, как агрессивность, тревожность, ригидность, а также трудностей, связанных с особенностями темперамента. Вторичные трудности могут быть психогенными (следствие травм, стрессов, фрустраций), хотя, как говорят, нет безнадежных ситуаций, просто есть люди, которые отчаялись из них выйти. К вторичным трудностям относятся также социогенные (следствие коммуникативных барьеров), возникающие при неудачном опыте эмоциональных и социальных контактов.

Дефектное общение. Это относительно неполноценное общение, которое чаще проявляется в межличностных отношениях. Оно мешает установлению искренности, доверительности, легкости и человеческой близости. Хотя такое общение и не затрагивает глубинных характеристик общения, и не вызывает пагубных последствий, оно все же считается деструктивным, т. к. создает помехи — дефекты общения.

Дефекты общения порождаются людьми, обладающими определенными личностными свойствами, способствующими сворачиванию контактов и уходу от предмета взаимодействия, искажению истинных мотивов собеседника и снижению успешности общения, а следовательно, и удовлетворенности им. Зачастую дефектным общением становится взаимодействие людей в условиях перегрузок, нервно-психического напряжения, дефицита свободного времени. Следствием такого общения становятся демонстрируемая раздражительность и конфликтность, психическая, нервная и физическая усталость.

К устойчивым дефектам общения относятся такие свойства личности, как тревожность (беспокойство, страх) и ригидность — затрудненность, вплоть до полной неспособности к каким-либо изменениям, объективно требующим перестройки. Ригидные люди авторитарны и очень консервативны в своих взглядах, отношениях с людьми и привычках.

Деструктивное общение. К нему обычно относят те формы и особенности межличностных контактов, которые отрицательно сказываются на собеседниках и осложняют процесс взаимопонимания. К деструктивному общению относятся такие формы взаимодействия, как умалчивание информации, нежелание общаться, молчание при ответах на вопросы. Большой вред общению наносит также проявление таких отрицательных черт характера человека, как лицемерие, злорадство, хитрость, мстительность, оговаривание другого, язвительность, цинизм, ханжество, соперничество, вплоть до криминогенного поведения.

К распространенным формам деструктивного поведения относятся обман и ложь, а также неблагодарность того, кому неоднократно помогли в чем-то. Пример из истории. Однажды А. В. Суворову рассказали о неблагодарности известного ему человека, которому он в свое время немало содействовал. Старый полководец в ответ засмеялся: «Я замечал, что люди в конце концов всегда делаются неблагодарными врагами того, с кем они не могут равняться, более того — превзойти. Чем одаривает земля небо за благотворные лучи солнца и живительные капли дождя? — Пылью своей!». Неблагодарное поведение обидно для любого человека, ложь и обман искажают истину, способствуют развитию манипулирования, разрушают общение.

Деструктивное поведение обычно отличается тем, что в него втянуты обапартнера, а иногда и другие люди. Все участники заражаются отрицательными эмоциями, негативной экспрессией и агрессией, обычно выбиваясь из привычного образа жизни и вступая в конфронтацию.

Агрессивно-конфликтное взаимодействие также относится к деструктивному поведению. Оно проявляется в самых различных действиях: от мстительности и враждебности до попреков и высказывания обид, от крика и публичных ссор до тихого ворчания и неотступной критики. Зачастую это делается для того, чтобы сделать жизнь другого человека невыносимой, держать его в постоянном напряжении.

Еще одной формой агрессивно-конфликтного поведения является обида. Она соединяет подчеркнутую жалость к себе с не всегда осознаваемыми мстительными побуждениями. Зачастую состояние обиды сопровождается садомазохизмом, который раздувает обиду до гигантских размеров. Такой способ реагирования на мнимое ущемление интересов является неадекватным, свидетельствует об эгоцентризме и инфантильности. Агрессивность и преувеличение страдания сопровождаются весьма сильными эмоциональными переживаниями в виде гнева, злорадства, досады, ярости или медленного кипения. Как правило, агрессивное поведение сопровождается такими отрицательными экспрессивными невербальными сигналами, как сверкание глазами, размахивание кулаками, стискивание зубов, хлопанье ребром ладони по столу, топанье ногами, повышение голоса. Агрессивное поведение может быть и признаком комплекса неполноценности. Одни в следствие такого комплекса становятся зажатыми и прячутся в своих «раковинах», другие реагируют открыто и агрессивно. При деструктивном общении человек вынужден психологически защищаться.

Самой разрушительной агрессией является преднамеренная, интенциальная, цель которой — умышленное стремление нанести вред собеседнику с осознанием отрицательных последствий. Такие люди, достигая поставленной цели, обычноь получают от этого удовольствие.

Подавленное (императивное общение) — авторитарное или директивное взаимодействие. По форме воздействия на собеседника оно также относится к группе деструктивных видов общения, так как его основной целью является подчинение одним из партнеров другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение действовать в определенном направлении, которое выгодно тому, кто принуждает.

При таком взаимодействии индивидуальные особенности и личные цели собеседника не имеют значения, он рассматривается не как человек, а как механизм, которым нужно управлять, средство достижения цели другого. Представитель императивного контакта при этом обычно не скрывает своих намерений, принуждая другого действовать по принципу: «Я сказал!». В качестве средств влияния используются приказы, угрозы и шантаж; демонстрируются дистанция, статус, противопоставление себя другим; создается напряженная атмосфера общения. Самым слабым местом такого стиля взаимодействия является нежелание в неумение отмечать успехи, хвалить и поддерживать, поощрять партнеров. При межличностном общении такой стиль нецелесообразен, так как он является причиной стрессов, провоцирует конфликтные ситуации, негативную реакцию и сопротивление, разрушает отношения людей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой