Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Коран. 
Арабо-исламский тип культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Коран охватывает многие темы. В более ранних сурах излагается догмат о единобожии, о роли Бога в истории, Судном дне, помощи ближним, о пророческой миссии пророка Мухаммеда. Более поздние суры включают вопросы семьи и брака, социальные, правовые и этические проблемы. В Коране нет описания исторических событий, нет хронологии, он алогичен, поэтому важно не понимание, а толкование «слова» Корана… Читать ещё >

Коран. Арабо-исламский тип культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В центре арабо-исламской культуры находится Коран, в котором сосредоточено мировоззренческое ядро исламского мира. Коран поарабски означает «возглашение, чтение вслух Коран — это Священное Писание для мусульман, совершенное откровение от Бога, вечная книга, написанная на небесах, и подлинник которой записан на перламутровых скрижалях и, как верят мусульмане, хранится на небесах. Священное Писание на протяжении четырнадцати столетий освещает жизнь мусульман, в котором утверждается единство Бога, праведный образ жизни, человеческое достоинство, общественная справедливость и личная ответственность каждого. Таким образом, Коран для миллионов людей является единственной и важнейшей духовной силой, направляющей их жизнь в религиозной, общественной и культурной сферах. Священный Коран является краеугольным камнем, на котором построено здание Исламской цивилизации.

Коран по объему примерно такой же, как Новый Завет, многие мусульмане знают Коран наизусть, и во время ежедневных пяти молитв снова и снова повторяют первую главу Корана. В Коране-114 глав (сур). Они расположены по уменьшению объема: самые длинные расположены в начале, те, что короче — в конце. Суры делятся на стихи — аяты, их в Коране 6243. Каждая глава начинается словами: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!» Основу Корана составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками (известно, что пророк не умел ни читать, ни писать). Все изречения, в которых говорящим лицом является не Муххамед, а Аллах, относятся к числу откровений, все остальные — числу преданий. Полный текст Корана был собран уже после смерти Мухаммеда, а затем, в середине VII века, при халифе Османе это текст был объявлен каноническим. Вскоре были составлены и комментарии к Корану.

Священная книга мусульман является источником вдохновения для приверженцев ислама, и которая обычно читается нараспев. С самых первых дней его читали вслух или, если быть точнее, — воспроизводили в мелодичной форме. В итоге были основаны несколько традиционных способов декламации, или произнесения нараспев Корана. Эти методики тщательно оберегали и сохраняли детально разработанную науку декламации Корана — со всеми интонациями, модуляциями и акцентацией. Правильное произнесение было крайне важно, учеба этому искусству занимала годы: были основаны специальные школы для того, чтобы ни одна ошибка не закралась в традиционные методы декламации Корана.

Коран охватывает многие темы. В более ранних сурах излагается догмат о единобожии, о роли Бога в истории, Судном дне, помощи ближним, о пророческой миссии пророка Мухаммеда. Более поздние суры включают вопросы семьи и брака, социальные, правовые и этические проблемы. В Коране нет описания исторических событий, нет хронологии, он алогичен, поэтому важно не понимание, а толкование «слова» Корана. В богослужебном ритуале чтение Корана имеет очень большое значение. Наличие Корана в доме мусульманина понимается как хранение священной религии. Каждый экземпляр Корана высоко почитаем, лишь проведя обряд очищения, мусульманин касается и читает его. Независимо от того, умеет человек читать или нет, считается весьма похвальным, если в доме есть Коран. Коран ставят на видное место, предварительно тщательно обернув его шелковой или узорчатой тканью. Мусульмане верят, что Коран может оградить дом от злых духов, несчастий, дурного глаза и постоянно благословляет обитателей дома. Среди мусульман распространена клятва на Коране при совершении сделок. Слова человека с Кораном в руках принимаются как клятва перед Богом, а обещание, данное на Коране, должно вызвать уверенность в его исполнении.

В Средние века было немало людей, которые знали Коран наизусть. Коран было запрещено переводить с арабского на другие языки, и именно на Коране было основано обучение арабскому языку. Исламизация предполагала непременное чтение и знание этой великой книги, что приводило к распространению арабского языка. Знание арабского языка давало многочисленные преимущества. Арабский на территории халифата стал средством общения, и его знание открывало большие возможности в торговле, ростовщичестве, на службе и т. д.

Кроме Корана, важными источниками знаний, норм — самых разнообразных, в арабской культуре считаются Сунна и Шариат. Сунна (образ жизни, поведения) — это сборник легенд и религиозных преданий о пророке Мухаммеде. Это источник, поясняющий и дополняющий Коран, служащий основой мусульманского вероучения, обрядов. Шариат — свод законов, включающий широкий круг правовых норм, культурных и прочих установок, регламентирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина и являющийся важнейшей составной частью системы ислама. Шариат формировался в течение VII—VIII вв. К IX в. на базе норм шариата была разработана оценочная шкала для всех поступков верующих.

Вместе Коран, Сунны и Шариат образуют довольно четкую систему религиозных, нравственных, правовых норм и требований, регулирующих и в какой-то степени определяющих сознание, быт и жизнь мусульманина от рождения до смерти.

В отличие от христианства ислам никогда не был религией угнетенных. Он формировался как идеология религиозно-политической организации арабских племен, вынужденных отстаивать свои экономические, торговые интересы. Поэтому в исламе сразу же сформировалось жесткое представление о власти и политической организации уммы. Можно сказать, что ислам оказался идеальной религиозно-политической основой для централизованного государства и ведения военных действий против неверных. Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само мусульманское движение возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются «запретными») надлежит воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам, свойственные исламу даже в большей степени, чем другим мировым религиям. Однако впоследствии и мусульманские богословы, и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некоторое различие между приверженцами разных немусульманских религий. К многобожникам, то есть последователям племенных и политеистических культов, отношение резко враждебное: «О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах — с богобоязненными! К людям же, „имеющим писание“, то есть иудеям и христианам, составители Корана высказывают уважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощения выросла идеология ислама. Однако в Коране есть предписание воевать с теми, „которым ниспослано писание“ , — с иудеями и христианами, — если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины». На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они рассматривались как неверные (джяур), подлежащие или истреблению, или покорению. Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против всех иноверцев.

Ислам учит, что счастливый период в истории человечества остался позади — это то время, когда Адам и Ева жили в раю, не знали голода и не стыдились своей наготы. После изгнания из рая сколько бы ни старался человек, вряд ли он создаст что-то хорошее и будет счастлив. Жизнь в здешнем мире, уверяет, ислам, есть «обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие». Поэтому даже за повседневной суетой человеку не следует забывать о своей душе, о том, что его ожидает после божьего суда.

Мусульмане верят, что после смерти человека ждет божественное возмездие — всеобщий божий суд. Посмертная участь человека будет зависеть от того, как он вел себя при жизни, от соотношения в ней плохих и хороших поступков, которые он совершил. Подсчитать это совсем несложно: ведь на каждого человека ангелы заводят специальный свиток, куда заносят все его деяния. В день Страшного суда каждый получит по заслугам и попадет либо в рай, либо в ад. Судьба человека и его смертный час, говорят мусульмане, заранее записаны в Книге Судеб, Отношение арабов к судьбе отражено в старинной пословице: «Всем назначен день смерти». Под судьбой они издавна понимали предопределенную участь, непреодолимый и неизменяемый ход времени. Ислам развил и усилил этот подход — на судьбу стали смотреть как на проявление воли единого и всесильного бога.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой