Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Создание мусульманской общины — уммы и начало объединения арабов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В разгар этих событий Мухаммад внезапно тяжело заболел и 8 июня 632 г. скончался. Смерть пророка потрясла общину, некоторые не хотели верить и ожидали воскресения. Наиболее трезво мыслящие напоминали слова Мухаммада, что он самый обычный человек, лишь отмеченный благодатью откровения. Смятение усугублялось отсутствием преемника. Наследника-сына у Мухаммада не было, как не было и постоянного… Читать ещё >

Создание мусульманской общины — уммы и начало объединения арабов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Весной 622 г. началось постепенное переселение мусульман из Мекки в Ясриб, завершившееся тайным переездом Мухаммада в сопровождении его ближайшего друга Абу Бакра.

Прибытие Мухаммеда в Ясриб (названный позже городом Пророка Мадинат-ан-Набийй, или просто Мадина/Медина) большинство историков датирует 24 сентября (12-го числа месяца раби, третьего по мусульманскому летосчислению) 622 г. Этот день стал поворотным пунктом в истории ислама, а год переезда, хиджры (т.е. разрыва связей со своим племенем и укрытия у другого), стал впоследствии отправной точкой мусульманского летосчисления. Вести летосчисление с хиджры, однако, начали лишь в 637 г., в период правления второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба. При этом по велению халифа за отправную точку новой эры был взят не сам день прибытия пророка в Медину, а 1 мухаррама (первый день первого месяца) того же года. Этот день соответствовал 16 июля 622 года по юлианскому календарю.

С Мухаммадом переехало немногим больше 70−80 взрослых мужчин-курайшитов, которых стали называть мухаджирами (совершившими хиджру). Большинство из них, бросив в Мекке дома и расставшись с торговлей, оказались без средств к существованию; кров и поддержку они получили у местных, ясрибинских мусульман, которых стали называть ансарами (помощниками). Взаимоотношения между мухаджирами, ансарами и иудейскими племенами были определены несколькими договорами, главное содержание которых, кроме признания авторитета Мухаммада как верховного арбитра в спорах между различными группами, заключалось в обязательстве ненападения друг на друга, взаимной поддержке в борьбе с внешними врагами и солидарного выступления против нарушителей договора.

Религиозная община, созданная Мухаммадом, получила название уммы. Это не был новый термин и в доисламские времена он означал веру. Уже тогда существовало представление об отношениях между божеством-покровителем племени — маула (вали) и членами племени. Последователи Мухаммада, как уже было сказано, именовались «вручившими себя богу» (муслимуна, мусульмане). Покровителем (вали) членов религиозной общины мусульман — их уммы — стал Мухаммад, который был передатчиком воли Аллаха. Сложение такой социальной структуры потребовало первоначально сакрализации власти и было обосновано как восстановление искаженных людьми традиций. Значение термина «умма» складывалось в ходе проповеднической деятельности пророка Мухаммада и завершилось к концу его пребывания в Мекке, т. е. к хиджре. Возникновение уммы ознаменовало становление структуры отношений господства-подчинения при абсолютном характере верховной власти.

Оказавшись в Ясрибе, Мухаммад превратился из проповедника в политического деятеля. Вскоре он начал борьбу с мекканцами, пытаясь набегами на караваны расстроить их торговлю. На исходе зимы 624 г. Мухаммад решил лично возглавить нападение на огромный богатый караван, который вёл из Сирии тогдашний глава мекканцев Абу Суфйан, из рода Умаййи. 15 марта 624 г. у колодцев Бадр состоялось сражение, неожиданно закончившееся блистательной победой мусульман (они были в явном меньшинстве перед противником), которая сразу подняла авторитет Мухаммада. То чудо, которого так требовали от него скептики, свершилось, доказав верующим, что им помогает Аллах.

И хотя впоследствии мусульманам приходилось терпеть и неудачи, как, например, поражение в битве у горы Ухуд в марте 625 г., авторитет Мухаммада, не пострадал. Оно не остановило распространение влияния Мухаммада на племена, обитавшие между Меккой и Мединой.

Ясно понимая грозящую опасность, мекканцы использовали всё свое влияние, чтобы сколотить мощную коалицию против Мухаммада. В конце марта 627 г. к Медине двинулось десятитысячное войско курайшитов и их союзников. Мухаммад укрепил подступы к Медине шестикилометровым рвом, который сделал беспомощной основную ударную силу мекканцев — кавалерию. Вместо короткого решительного удара пришлось вести стычки у рва. Безрезультатное двухнедельное стояние перед рвом вызвало брожение в стане мекканцев, и им пришлось уйти из-под Медины.

За весь этот период борьбы с мекканцами Мухаммед смог расправиться с мединскими евреями:

  • — племя кайнука, отказавшееся принять ислам, было изгнано, а его имущество было разделено между мухаджирами;
  • — племя ан-надир, обвинённое в попытке покушения на пророка, постигла та же судьба;
  • — племя курайза, обвинённое в связях с врагом (мекканцами), было ликвидировано — мужчин казнили, женщин и детей обратили в рабство, имущество разделили.

В ходе явных и скрытых споров о вере с иудаистами Мухаммад всё определеннее и отчетливее формулировал положения ислама, и отрабатывал обрядность. Вначале он не видел существенной разницы между своим учением и другими монотеистическими религиями, но затем стал все более противопоставлять им ислам как последнее и наиболее правильное откровение, которое христиане и иудеи исказили.

Обособление происходило и в обрядности: первоначальная ориентация при молитве на Иерусалим была заменена ориентацией на Каабу, праздничным днем стала пятница, был установлен новый месяц поста, рамадан (9-й месяц мусульманского лунного календаря, в котором 354/355 дня), в течении которого в светлое время суток предписывалось воздерживаться от еды и питья.

Вместе с окончательным установлением обряда молитвы, требований ритуальной чистоты, ограничений в употреблении некоторых видов пищи, запрещением вина в эти годы вырабатывались основы мусульманского права: порядок раздела добычи, права наследования, семейные отношения, уголовное право. Поскольку большинство этих установлений декларировалось в проповедях, произносившихся в экстатическом состоянии, т. е. как божественное откровение, то эти правовые установления стали частью всего учения, остальные приобретали тот же статус благодаря авторитету Мухаммада как пророка.

Таким образом, ислам все более приобретал специфические черты особой монотеистической религии. Характерной чертой её было сочетание строгого монотеизма, связанного в своей мифологии с иудаизмом и христианством, с культом Каабы, объявленной храмом, основанным Ибрахимом (библ. Авраамом). Священный черный камень, вмурованный в его восточный угол, оказался причудливым образом слитым с поклонением Аллаху.

Борьба между Мединой и Меккой закончилась в 630 г. Мекканцы признали власть Мухаммада, однако выговорили для себя выгодные уступки, из которых в первую очередь следует назвать договорённость, по которой Мекка была признана религиозным центром, а храм Кааба стал главным святилищем ислама.

Когда 12 января 630 г. мусульманская армия вступила в Мекку, лишь небольшая группа курайшитов с оружием в руках встретила мусульман. В тот же день Мухаммад распорядился уничтожить всех идолов в Каабе и вокруг неё, а затем обратился к присутствующим с речью, в которой изложил основные положения мусульманского права и этики. Одним из важнейших положений, заявленных им мекканцам, была идея превосходства веры над родовитостью: «Аллах покончил с родовой гордостью: вы все происходите от Адама, а Адама Аллах сотворил из праха. Кто из вас благочестивее, тот и благороднее».

Мухаммад обошёлся с побеждёнными соплеменниками очень милостиво: никто (кроме нескольких участников вооруженного сопротивления) не был казнён, все привилегии, связанные с обслуживанием Каабы, были оставлены за теми же родами, которым они принадлежали прежде. Приняв присягу от всех мекканцев, Мухаммад разослал отряды для уничтожения языческих святилищ в окрестностях Мекки.

В конце января 25-тысячная армия мусульман (в которую вошли и мекканцы) примерно в 100 км. северо-восточнее Мекки сошлась с 30-тысячным войском арабских племён хавазин и сакиф, которые старались защитить свои земли от мусульман. Битва была ожесточенной, и мусульманам с большим трудом удалось одолеть противника.

По возвращении в Медину Мухаммад продолжил усилия по расширению своего влияния в Центральной и Северной Аравии. Важнейшим мероприятием стал его поход на оазис Табук, жители которого при виде огромной армии сдались без боя и заключили соглашение о сохранении их собственности и веры при условии уплаты подушной подати, джизьи. Их примеру последовали жители некоторых других селений севера Аравии.

В следующем, 631 году, ислам триумфально шествовал по Аравии. Он был принят жителями г. Таифа, племенами Йемена, Центральной Аравии, Бахрейна. Это свидетельствовало о превращении Мухаммада и проповедуемого им учения в крупнейшую политическую силу, с которой все вынуждены были считаться. Важнейшим этапом на пути борьбы с язычеством и утверждением ислама в Аравии стал хаджж 9 года хиджры (март 631 г.). Предводителем паломников был назначен Абу Бакр, получивший от Мухаммада подробные наставления о новых обрядах хаджжа. Затем к нему присоединился двоюродный брат Мухаммада, Али, которому было поручено огласить новое откровение.

Суть этого откровения заключалась в том, что многобожники последний раз допускаются в Мекку, договоры, заключенные с ними мусульманами, действительны на весь оговоренный срок, а всем остальным язычникам даётся четыре месяца на размышление, после чего им объявляется беспощадная война. Ислам решительно размежевывался с иудеями и христианами: с ними предписывалось вести войну, пока они не покорятся и не станут платить подушную подать — джизью, так как они отступили от единобожия.

Вторая половина года ознаменовалась постепенным присоединением Йемена к мусульманскому государству. Оно началось с заключения договора с христианскими жителями Наджрана, важнейшего торгового центра севера Йемена, за этим последовало принятие ислама сасанидским наместником Саны и рядом племен Северного Йемена. К концу года почти вся Аравия, за исключением северо-восточной части между Йамамой и устьем Тигра и Евфрата, хотя бы формально приняла ислам.

Этому успеху способствовали три главные причины:

  • — в 20-х гг. VII в. в Аравии установился вакуум власти: на севере Византия и Иран четверть века были заняты войной друг с другом и не обращали внимания на аравийские дела, на юге Йемен был разорван на множество мелких владений и не имел сил для вмешательства в дела Центральной Аравии;
  • — в Западной Аравии усилиями курайшитов была создана система союзов, обеспечившая единство интересов значительной группы племён; завоевав Мекку, Мухаммад стал наследником этой системы;
  • — власть пророка, вознесённого над остальными людьми божеством, принималась свободолюбивыми бедуинами легче, чем завоевание вождём другого племени или иноземным царём; принимая ислам, они подчинялись не власти чужаков, а высшей, надплеменной и надчеловеческой власти.

Заключительным актом религиозной и политической деятельности Мухаммада стали паломничество в Мекку в начале марта 632 г., окончательно утвердившее новый, мусульманский обряд хаджжа, и рассылка в следующем месяце сборщиков благотворительного налога (закат или садака, взимавшийся в размере 1/50 поголовья скота или 1/10 продукции земледелия).

Появление сборщиков садаки во всех вновь присоединившихся районах было встречено с недовольством, в ряде мест перешедшим в открытые восстания, возглавлявшиеся пророками, подобно Мухаммаду прорицавшими от имени ар-Рахмана: Абдалы — в Северном Йемене, Тулайхи — в Центральной Аравии.

В разгар этих событий Мухаммад внезапно тяжело заболел и 8 июня 632 г. скончался. Смерть пророка потрясла общину, некоторые не хотели верить и ожидали воскресения. Наиболее трезво мыслящие напоминали слова Мухаммада, что он самый обычный человек, лишь отмеченный благодатью откровения. Смятение усугублялось отсутствием преемника. Наследника-сына у Мухаммада не было, как не было и постоянного заместителя или помощника. В момент смерти только одно лицо по прямому указанию Мухаммада исполняло важнейшую обязанность руководителя молитвы (имама) — его ближайший друг и тесть Абу Бакр. Именно он и стал первым халифом — заместителем пророка.

К концу жизни пророка Мухаммада созданная им умма включала практически всё население Аравийского полуострова. После его смерти она стала земным носителем верховного суверенитета.

В ходе исламизации, проходившей в течение нескольких веков, термин «аль-умма» (с определённым артиклем) стал обозначать всё исламское сообщество мусульман.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой