Жизнь и творческий путь братьев Ткачёвых
В 1938 году Сергей Ткачев поступил в Витебское художественное училище, но, проучившись 3 года, ушел в армию, воевал на фронте. Алексей Ткачев к моменту начала войны уже был учеником Московской средней художественной школы — уникального учебного заведения для творчески одаренных детей, отбор которых осуществлялся по всей стране. В эту школу он попал после конкурса детского изобразительного… Читать ещё >
Жизнь и творческий путь братьев Ткачёвых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ткачевы родились в поселке Чугуновка (ныне Брянская область) в крестьянской семье. «Весь наш ткачевский род происходит с Брянщины. Все его корни там. Отец и мать уроженцы сел Молотино и Речица, земли которых примыкали к старинному селу Овстуг — родовому имению Ф.И. Тютчева» , — вспоминают братья Ткачевы.
— Мы не какие-нибудь сумотрясы, мы — тютчевские!.. — Сергей Петрович Ткачев повторяет эту фразу, слышанную еще мальцом от деда по отцовской линии Афанасия Васильевича, с подчеркнутым достоинством. Брянщина и тютчевский Овстуг (из крепостных поэта и идет их род), родимая земля, с которой неразрывно связан все теперь уж восемь десятков лет. Алексей Петрович Ткачев всю жизнь трудился вместе с братом, Сергеем Петровичем. Он на три года его моложе: Сергей Петрович родился в 1922 году, а Алексей Петрович — в 1925;м. В начале 1930;х они с родителями переехали в городок Бежица, где начался их путь в искусстве — братья стали посещать изокружок в городском Доме пионеров. Первые уроки рисования и живописи получили у педагогов В. И. Влазнева и А. И. Масленко. В молодые годы их судьбы сложились по-разному.
В 1938 году Сергей Ткачев поступил в Витебское художественное училище, но, проучившись 3 года, ушел в армию, воевал на фронте. Алексей Ткачев к моменту начала войны уже был учеником Московской средней художественной школы — уникального учебного заведения для творчески одаренных детей, отбор которых осуществлялся по всей стране. В эту школу он попал после конкурса детского изобразительного творчества «Наша Родина».
В 1941 году семья Ткачёвых была эвакуирована в Свердловск, Алексею пришлось покинуть школу и начать работу на военном заводе Уралмаш. Однако разыскав адрес школы в эвакуации, Алексей Ткачев отправил туда письмо и получил вызов, позволивший продолжить занятия в МСХШ, находившейся в годы войны в Башкирии.
1974 год был определяющим и объединяющим, в становлении живописцев стало обучение в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (С.П.Ткачев — 1946;1952, А. П. Ткачев — 1945;1951) у выдающегося художника С. В. Герасимова. Известно, что А. П. Ткачев был любимым учеником мастера, воспитавшего целое поколение живописцев-шестидесятников, среди которых В. Н. Гаврилов, В. Ф. Стожаров, Г. М. Коржев. Большое влияние на Ткачевых оказал ставший их духовным наставником А. А. Пластов.
Ткачевы работают вместе с 1950 года, так и самостоятельно; каждый из них является крупной творческой личностью со своей индивидуальностью. С. П. Ткачев — художник острой живописной манеры, тяготеющий к масштабным полотнам, к созданию сюжетно развернутых работ. А. П. Ткачев — более лиричен, он тонкий живописец и рисовальщик. Манера письма Алексея Петровича отличается пластическим богатством и художественной красотой. Он удивительно осязаемо, великолепно с точки зрения техники передает световоздушную среду, солнечные блики, водяные брызги и тончайшие оттенки цвета. В совместно написанных картинах эти качества соединяются и представляют художнический феномен «братьев Ткачевых», который включает в себя редкое мастерство в создании «большой картины» с досконально проработанной внутренней драматургии и живым языком пленэрной живописи. Произведения братьев Ткачевых — своего рода летопись истории России, переломных моментов в жизни русского народа, русской деревни. Они начали свой творческий путь во время «оттепели» вместе с другими художниками — шестидесятниками. Но нашли свою манеру, свой образно-пластический язык, отличались от других, прежде всего преданностью крестьянской теме. Многие русские художники вслед за великим Венециановым брались за крестьянскую тему в живописи, но, увы, лишь единицы смогли поднять этот пласт столь мощно, самобытно и уважительно. Их полотна, повествующие о жизни простых деревенских людей, светлые и жизнеутверждающие, отражают незамысловатые подробности повседневного быта. Но в этой бесхитростной простоте и открываются зрителю черты высокой духовности и поэзии. Художники говорят в своих произведениях о подлинных человеческих ценностях — о честности, любви к природе и детям, уважении к старости.
Смотришь на их картины, и перед тобой проходит целая жизнь человека с младенческих лет до старости: детство, материнство, семейные праздники, свадьбы, похороны…
Образы русских женщин — великих тружениц, матерей — особая тема в творчестве Ткачевых. Они волнуют своей правдивостью, взяты из самой жизни, в них воплощена «душа народа» .
Братьев Ткачевых считают приверженцами импрессионистической манеры письма, свободной, живописной, раскованной. Кто хоть раз видел картины «Детвора», «Прачки», «Вечер в деревне» или «Свадьба», никогда их не забудет. Они полны очарования, радости бытия, позитивной доброй энергии.