Причастность к убийству высших партийных деятелей
Близкий друг начальника Ленинградского управления НКВД Филиппа Медведя, некто Сорокин, в 1960;х годах написал в ЦК КПСС, что Медведь незадолго до своего ареста якобы сказал ему: «идейный вдохновитель убийства — Сталин, а исполнители — Ягода и Запорожец». Я вообще не понимаю, как мог посторонний человек болтаться в этом коридорчике, где всякий на виду. Это особая зона. Почему никто не обратил… Читать ещё >
Причастность к убийству высших партийных деятелей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
По словам сына Лаврентия Берии Серго, его отец, возглавив НКВД, якобы поднял материалы по убийству Кирова и пришел к выводу, что Николаев действовал в одиночку.
«Все говорят: покажите бумагу, где Сталин приказывает Ягоде убить Кирова, желательно в Смольном такого-то числа. Нет таких бумаг! Их и не могло быть», — Владимир Наумов [9].
Возле дома Кирова на улице Красных зорь постоянно толпились жалобщики, надеявшиеся передать свои бумаги ему в руки. Периодически их забирали в милицию. 15 октября в такую облаву попал и Николаев. При нем обнаружили незаконно хранившийся револьвер. Будущего убийцу допросил начальник отдела охраны первых лиц Ленинградского управления НКВД и необъяснимым образом отпустил на все четыре стороны.
Впоследствии стало известно, что ему разрешали тренироваться в стрельбе на спортивной базе принадлежавшего ОГПУ и органам внутренних дел общества «Динамо». Там же он получил и патроны, которыми был убит Киров. Безработный Николаев знал и расположение помещений в Смольном, и привычки Кирова, и примерное время его появления, хотя тот 1 декабря с утра уехал по делам, и изначально появляться на работе не планировал.
Охранник, постоянно дежуривший у дверей кабинета первого секретаря, почему-то отсутствовал.
" Я вообще не понимаю, как мог посторонний человек болтаться в этом коридорчике, где всякий на виду. Это особая зона. Почему никто не обратил внимания на Николаева, не спросил у него — что ты здесь делаешь?" - недоумевает Владимир Наумов [9].
Сталин, прибывший в Ленинград, чтобы лично возглавить расследование, допросил Николаева в тюремной камере. Член партии большевиков Ольга Шатуновская, работавшая в созданной Хрущевым комиссии по изучению истории сталинских репрессий, разыскала присутствовавшего при этом тюремного охранника. По словам Шатуновской, тот показал, что Николаев кричал: «Меня четыре месяца ломали сотрудники НКВД, доказывали, что надо во имя дела партии стрелять в Кирова! Мне обещали сохранить жизнь, я согласился. А теперь меня бросили за решетку, и я знаю, что меня не пощадят!». [3], [14].
«Есть косвенные данные, которые убеждают меня в том, что это был акт террориста-одиночки, террориста-неудачника, несчастного человека. Но это не оправдание Сталина. В любом случае убийство Кирова Сталин использовал на полную катушку и убил миллионы», — Олег Хлевнюк. [12].
После покушения Николаев не прожил и месяца. 28−29 декабря выездная сессия Военной коллегии Верховного суда под председательством Василия Ульриха рассмотрела дело в узаконенном к тому времени ускоренном порядке и приговорила убийцу и 13 его «сообщников» к расстрелу. Также были расстеляны родственники Леонида Васильевича, его жена и члены ее семьи. Решение огласили в 05:45 утра и через час привели в исполнение. Никто, кроме Николаева, вины не признал, а сам он, согласно данным в 1950;х годах показаниям одного из конвоиров, услышав приговор, выкрикнул: «Обманули!» [4].
Близкий друг начальника Ленинградского управления НКВД Филиппа Медведя, некто Сорокин, в 1960;х годах написал в ЦК КПСС, что Медведь незадолго до своего ареста якобы сказал ему: «идейный вдохновитель убийства — Сталин, а исполнители — [нарком внутренних дел Генрих] Ягода и [заместитель Медведя Иван] Запорожец» .
Одного из следователей по делу об убийстве, Льва Шейнина, в 1950;х годах спросили: приказал ли Сталин убить Кирова?
" Товарищ Сталин — не пахан, чтобы выражаться таким образом, — ответил Шейнин.- Он исходил из того, что окружение должно его правильно понимать. А кто не понимал — сам исчезал". [6].