Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические аспекты исследования рынка страхования автотранспортных средств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Совокупная страховая премия по добровольным видам страхования за 2011 г. составила 236,3 миллиарда рублей, рост поступления страховых взносов по сравнению с 2010 г. превысил 68%. При этом за девять месяцев 2011 г. рост по добровольным видам страхования составлял 78%, в первом полугодии 2011 г. равнялся 85%, а в первом квартале превышал 100%.Удельный вес страховых взносов по добровольному… Читать ещё >

Теоретические аспекты исследования рынка страхования автотранспортных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность и роль страхования в России. Место страхования автотранспортных средств в страховом рынке России.

Страхование в нашей стране прошло несколько этапов в дореволюционный и послереволюционный периоды. Основной формой страхования в дореволюционном периоде было добровольное страхование, которое осуществлялось акционерными обществами, обществами взаимного страхования и земскими обществами. В послереволюционном периоде страхование прошло два этапа: в условиях социализма (при государственной монополии на этот вид деятельности) и в условиях становления рыночной экономики.

При государственной страховой монополии страхование представляло населению чрезвычайно узкий спектр услуг, дополняющих систему государственного социального обеспечения (соцстрах).

Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, резкое снижение сферы государственного воздействия на развитие производственных отношений и распределение материальных благ, в корне изменили процесс формирования отечественного страхового рынка, его содержание, виды страховых услуг, предлагаемых физическим и юридическим лицам.

Началом создания отечественного добровольного страхования следует считать факт реальной демонополизации страховой деятельности и, как следствие этого — быстрый рост числа альтернативных страховых организаций. Предпосылками развития страхового дела в нашей стране явились:

  • 1) укрепление негосударственного сектора экономики;
  • 2) рост объемов и разнообразия частной собственности физических и юридических лиц, как источника спроса на страховые услуги. При этом важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования, а также приватизация государственного жилого фонда;
  • 3) сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного социального страхования и соцобеспечения. Сегодня отсутствие гарантий должно восполняться различными формами личного страхования.

Общественное развитие России обусловило необходимость перехода к страховому рынку, функционирование которого опирается на познание и использование экономических законов, таких как закон стоимости, закон спроса и предложения.

В 2002 г. страховые фирмы России охватывали примерно 10−12% ее страхового поля. За период 2002 — 2006 г. г. число страховых фирм, имеющих государственные лицензии, возросло более чем в 4,3 раза. Другие показатели также свидетельствуют о том, что становление страхового рынка в России до 2007 г. осуществлялось высокими темпами.

Экстенсивный рост не может быть бесконечным, особенно в условиях экономического кризиса, политической нестабильности и выхода из строя, вследствие этого, различных макроэкономических систем, например, типа банковской. Напряженность возникла до августа 2008 г., когда страхование выплаты превысили объем собранных премий на 0,53 млрд руб. В результате крушения рынка ГКО еще более ускоряются процессы вымывания слабых по размерам уставного капитала и др. финансовым показателям страховщиков (и даже некоторых крупных фирм, например АСО «Защита», СК «Ивма»). Оставшиеся страховщики контролировали в 2010 г. примерно 80% страхового рынка РФ; сбор ими страховых взносов и их емкость возрос в 2−2,5 раза; отношение объема собираемых премий к ВПП увеличилось с 1,3% (2007г.) до 2,4% (2010г.); добровольное, а также имущественное и страхование ответственности развивалось быстрее обязательного и личного страхования.

Совокупный объем страховой премии за 2011 г. достиг уровня 276,6 миллиардов рублей, что более чем на 62% превышает уровень 2010 г., причем опережающими темпами на протяжении всего года развивалось добровольное страхование (рис. 1). При этом уже за 9 месяцев 2011 г. сбор страховой премии (202,1 млрд руб.) превысил показатели всего 2010 г., которые составляли 171 млрд руб.

Совокупная страховая премия по добровольным видам страхования за 2011 г. составила 236,3 миллиарда рублей, рост поступления страховых взносов по сравнению с 2010 г. превысил 68%. При этом за девять месяцев 2011 г. рост по добровольным видам страхования составлял 78%, в первом полугодии 2011 г. равнялся 85%, а в первом квартале превышал 100%.Удельный вес страховых взносов по добровольному страхованию был практически неизменен в течение 2011 г. и колебался в районе 85 — 90%: в первом квартале 2011 г. этот показатель составлял около 89%, в первом полугодии несколько понизился до 86%, за девять месяцев 2011 г. равнялся 87%, при определении же удельного веса добровольного страхования за весь 2011 г. получается 85,4% (рис. 2). Следует отметить, что и 2011 г. продолжил традицию: вот уже на протяжении последних пяти лет доля обязательного страхования в совокупных страховых взносах неуклонно снижается.

Среди добровольных видов страхования особо выделяется страхование жизни. Страховая премия, полученная российскими страховщиками по этому виду страхования в 2011 г., составляет 139,7 миллиарда рублей. Рост по сравнению с предыдущим годом составляет около 75%. В общем объеме страховых взносов за 2011 г. страхование жизни составляет 50,5%, при этом данный показатель увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 4 процентных пунктов, еще раз подтвердив тенденцию к превалированию страхования жизни над иными видами страхования, сформировавшуюся несколько лет назад.

Соотношение страховых взносов по обязательным и добровольным видам страхования.

Рис. 2. Соотношение страховых взносов по обязательным и добровольным видам страхования

При этом вполне можно ожидать смены тенденции на рост в общем объеме страховой премии страхования имущества и ответственности в свете налоговых новаций 25 Главы Налогового Кодекса Российской федерации.

К сожалению, в настоящее время рано говорить о развитии страхования ответственности. Несмотря на то, что страховая премия по страхованию ответственности в 2011 г. составила 9,2 млрд руб. и выросла по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 40%, этот рост значительно меньше, чем в среднем по отрасли. Такое же отставание в темпах роста по страхованию ответственности наблюдалось и при рассмотрении ситуации в первых трех кварталах 2011 г. Вызвано это в основном несовершенством российского гражданского законодательства, отсутствием до настоящего времени законодательства об обязательности страхования ответственности владельцев транспортных средств, ответственности за вред, причиненный работающим по найму и т. д.

Показатели сбора страховых премий по имущественному страхованию улучшились по сравнению с 2010 г. и составляют 58,1 млрд руб., увеличившись за последний квартал 2011 г. на 18,1 млрд руб., объемы страховой премии по имущественным видам страхования приблизительно одинаково распределились по всем четырем кварталам 2011 г., колеблясь около 20 млрд руб. в квартал. Рост сборов в 2011 г. по сравнению с прошлым годом равняется 52%, а в общем объеме страховой премии в России имущественным видам страхования принадлежит чуть более 21%.

Следует обратить внимание, что введенная с 1 июля 2010 г. норма, позволяющая относить на себестоимость продукции затраты на страхование в размере 3% (принятие которой можно отнести к успехам Всероссийского союза страховщиков), сыграла положительную роль в развитии страхового рынка, но не изменила кардинально ситуацию с рисковыми видами страхования, т. е. решение проблемы недострахования имущественных интересов предприятий и граждан ожидается лишь только с 2012 г. Однако, с введением в действие II части Налогового Кодекса Российской федерации возникли проблемы с развитием личного страхования ввиду новаций с отнесением страховых платежей на себестоимость по этим видам страхования, связанным с размером фонда оплаты труда, который в российских условиях редко составляет достаточные величины, что может привести к уменьшению объемов по добровольному медицинскому страхованию и страхованию жизни (рис. 3).

Взносы по личному, имущественному страхованию, страхованию ответственности и добровольному страхованию (всего), млн. руб.

Рис. 3. Взносы по личному, имущественному страхованию, страхованию ответственности и добровольному страхованию (всего), млн. руб.

Страховые выплаты в 2011 г. составили сумму, равную 171,8 млрд руб., показатель роста составляет 43%. Более 78% в страховых выплатах приходится на добровольные виды страхования, а на долю страхования жизни приходится более 65% от всех страховых выплат, что составляет 111,7 миллиарда рублей (рис. 4). Аналогичная картина с качественным составом страховых выплат наблюдалась на протяжении всего 2011 г.

Страховые выплаты, млрд. руб.

Рис. 4. Страховые выплаты, млрд. руб.

Структура показателей, характеризующих уровень выплат по видам страхования, в 2011 г. сохранилась. Сохранились низкие уровни выплат по имущественному страхованию и страхованию ответственности, причем укрепилась тенденция к снижению уровня выплат по имущественному страхованию и страхованию ответственности. Выплаты по имущественному страхованию равнялись 8,5 млрд руб., составив менее 5% от величины совокупных страховых выплат в 2011 г. По видам страхования, относящимся к страхованию ответственности, было выплачено 0,9 млрд руб., что равняется 0,5% от общего объема страховых выплат.

Сохранение среднего уровня выплат по добровольному страхованию следует отнести на счет личного страхования, а сохранение среднего уровня выплат по отрасли в целом можно объяснить за счет стабильно высокого коэффициента выплат по обязательным видам страхования, а также по видам страхования, относящимся к личному страхованию (рис. 5).

В рассматриваемый период компании — лидеры, стабильно удерживающие первые места по объемам собранной страховой премии на протяжении последних 3−5 лет, сохранили свои позиции, в отдельных случаях переместившись на несколько позиций вверх или вниз.

Отношение страховых выплат к страховым взносам (добровольное страхование).

Рис. 5. Отношение страховых выплат к страховым взносам (добровольное страхование)

Таким образом, можно уверенно констатировать, что национальная система страхования России в 2011 г. продолжала показывать устойчивые тенденции к росту, подкрепленные по имущественным видам страхования и страхованию ответственности положительными перспективами, открывающимися в связи с введением в действие новых глав Налогового Кодекса Российской Федерации.

Страховая услуга — это товар, где страховщик продает свое обязательство возместить возможный ущерб страхователю при наступлении страхового случая, а страхователь платит страховщику за это обязательство определенную сумму в виде страхового взноса (платежа, премии), которая выражается в величине страхового тарифа.

Страхование автотранспортных средств относится к договору имущественного страхования. По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930 ГК РФ), риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности (ст. 931, 932 ГК РФ), риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск (ст. 933 ГК РФ).

В развитие положений ГК РФ Закон РФ от 27.11.92 N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» среди видов страхования называет в том числе страхование гражданской ответственности; страхование предпринимательских рисков; страхование финансовых рисков.

Объектом страхования является автотранспортное средство, как имущество. Субъектом страхования или страхователем может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо. Данный договор является добровольным (КАСКО).

Автострахование КАСКО (также называется «автокаско» или «полное каско») включает себя совокупность страховых рисков, таких как: «ущерб» и «хищение».

В отличие от добровольного имущественного страхования автотранспортного средства следует отличать обязательное страхование ответственности. По законодательству к обязательному страхованию отнесен такой вид страхования как страхование ответственности владельца автотранспортного средства. Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 25 апреля 2007 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) и в соответствии с ним, за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Страхование автомобиля от «Ущерба» (частичное «КАСКО»). «Ущерб» — повреждение или уничтожение автотранспортного средства или его основных частей и агрегатов в результате:

  • — дорожно-транспортного происшествия;
  • — противоправных действий третьих лиц;
  • — пожара, взрыва по любой причине, в том числе вызванных повреждением электрооборудования автотранспортного средства;
  • — стихийных бедствий, удара молнии, падения инородных предметов, в том числе снега и льда;
  • — боя стекол автотранспортного средства, стекол внешних световых приборов, если ущерб причинен в результате попадания какого-либо предмета в процессе дорожного движения.

В отличие от страхования гражданской ответственности (ГО), страхование автомобиля от «Ущерба» покрывает затраты автовладельца на ремонт собственного автомобиля. Причем страховка действует не только в случае ДТП, но и при противоправных действиях третьих лиц, падении посторонних предметов, граде, пожаре, стихийных бедствиях.

Хищение — утрата (пропажа) транспортного средства вследствие следующих событий, трактуемых согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации:

  • — кражи — тайного хищения транспортного средства с места его хранения или стоянки в результате насильственного проникновения в салон транспортного средства с использованием отмычек, поддельных ключей или иных технических средств (инструментов) либо со взломом конструктивных элементов салона транспортного средства;
  • — грабежа или разбоя открытого хищения транспортного средства с применением или под угрозой применения насилия к Страхователю либо лицам, допущенным.

Риск «Хищение» в большинстве случаев страхуется только совместно с риском «Ущерб» (полное каско). То есть, в большинстве компаний возможны только два варианта страхования автомобиля:

  • — только риск «Ущерб» (частичное каско);
  • — риски Хищение + «Ущерб», то есть «Автокаско» (полное каско).

Однако, также возможно застраховать автомобиль и только по риску «Хищение». Но в некоторых случаях будет наиболее целесообразно страховаться по автокаско (полное каско), т.к. иногда стоимость полиса только по риску «Хищение» может превышать стоимость полиса КАСКО.

Владелец автотранспортного средства может заключить договор страхования и добровольный (КАСКО), и обязательный (ОСАГО).

В настоящее время эволюция видов страховых компаний проходит довольно динамично, ибо определяются наиболее оптимальные формы страховой деятельности по мере усложнения ситуации на страховом рынке России. Страховые компании Российской Федерации в целях привлечения все большего числа страхователей модернизируют традиционные виды страхования и вводят новые. Содержание деятельности страховых компаний все больше определяется в настоящее время внутренними экономическими условиями, политическими рисками, др.

2010 год для российских страховщиков можно с уверенностью назвать «годом КАСКО» (приложение 6).

По результатам 1 полугодия 2010 года на страховом рынке отмечается прирост сборов на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основными сегментами-драйверами роста стали КАСКО и ОСАГО (9% и 11% прироста соответственно).

Доля «АВТОКАСКО» в портфеле добровольного имущественного страхования крупнейших страховщиков составляет от 30 до 60%. Об этом говорится в аналитической справке Росстрахнадзора по анализу рынка добровольного страхования транспортных средств.

По данным ведомственного государственного статистического наблюдения «АВТОКАСКО» в 2010 г. осуществляло 460 страховых организаций. При этом большая часть из страховщиков, осуществлявших данный вид страхования, какого либо серьезного влияния на рынок не оказывало. Так 90% страховой премии было собрано 53 страховыми организациями; на долю ведущей двадцатки страховщиков пришлось 73% собранной страховой премии, тройкой лидеров «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия» и «РОСНО» было собрано 28,8% страховых премий по страхованию средств наземного транспорта или 27,8 млрд руб.

Многие эксперты отмечают, что страхование автотранспортных средств, в особенности приобретенных в кредит, в настоящее время малоприбыльно и считают слишком большую долю автомобильного страхования в портфеле излишне рискованной. Крупнейшие страховщики проводят анализ убыточности и сегментацию рынка с целью снижения убытков в данной сфере. Так, например, выделяют такие группы лиц, покупающих автомобили в кредит:

  • 1. Покупатели новых дорогих иномарок. В большинстве своем это люди в возрасте старше 30 лет и с немалым опытом вождения. Страхование таких автомобилей наименее рискованно для страховщика, а суммы страховой премии максимальны.
  • 2. Лица, покупающие подержанные иномарки.
  • 3. Люди, покупающие недорогие новые иномарки и отечественные автомобили. Данная категория страхователей считается наиболее «убыточной» для страховщиков.

Экстремальные показатели: более 80% страховых премий приходится на страхование автотранспорта либо наоборот игнорирование данного страхового продукта характерно чаще для небольших страховых организаций.

В настоящий момент страхование транспортных средств в России имеет все перспективы к дальнейшему росту: автопарк ежегодно увеличивается возрастающими темпами, автокредитование, постоянно совершенствуясь, стало по сути одним из самых дешевых способов получения заемных средств. «АВТОКАСКО», изначально являясь локомотивом добровольного имущественного страхования в нашей стране, в последние годы окончательно закрепило за собой подавляющую долю данного сегмента.

По мнению экспертов, рост страхования автотранспорта вызван такими факторами как: рост автопарка; удорожание приобретаемых новых автомобилей; замена старого автопарка на новый, состоящий из более дорогих автомобилей; рост объемов автокредитования. По прогнозам экспертов страхового рынка добровольное страхование имущества может увеличиться в ближайшие годы в несколько раз и составить к 2012 г. 677 млрд руб. В случае сохранения нынешней доли «АВТОКАСКО» в страховых портфелях игроков российского рынка страховые премии по данному виду страхования могут утроиться и составить около 300 млрд руб.

По данным статистического наблюдения, средняя страховая сумма при страховании физическими лиц средств наземного автотранспорта увеличилась с 256 тыс. руб. в 2002 г до 691 тыс. руб. в 2006 г. При этом средняя страховая премия, уплаченная физическими лицами при заключении такого договора, увеличилась с 14,8 тыс. руб. в 2002 г до 37,3 тыс. руб. в 2006 г.

Кризис приводит к перераспределению клиентской базы:

Объем рынка на который сильное влияние оказывает объем продаж новых автомобилей, в этом году заметно сократится. Падение продаж новых авто в Новосибирске, по оценкам экспертов, уже составило 50% в первом квартале. Вслед за ним последует и снижение страховых сборов. Его уже фиксируют некоторые страховщики. Чтобы удержать клиентов, страховые компании предлагают скидки, франшизу и всячески сегментируют продукты. Участники рынка заметили еще одну тенденцию: на рынке начался передел клиентов. Недовольные низкими выплатами клиенты меняют компании. Для некоторых страховщиков это шанс увеличить долю, хотя и за счет высокой цены.

Итоги первого квартала еще окончательно не подведены, но многие страховые компании уже прогнозируют снижение объемов премий по каско. Так, компания РОСНО ожидает снижение сборов на уровне 3 — 5%, в тех же пределах прогнозирует снижение «Русский мир». «РЕСО-Гарантия» в целом по стране снизила премии в марте на 12% по сравнению с мартом 2008 года, а в январе-феврале сборы упали на 10%. Однако в Новосибирске и области компания компенсировала снижение неагентских продаж страховок (в том числе банковских).

Основной причиной снижения премий по каско эксперты называют падение объема продаж новых автомобилей. Продажи новых автомобилей в целом по России в первом квартале снизились на 40%, что повлекло за собой снижение страховых премий по каско на 24%. При этом падение продаж новых автомобилей в Новосибирске в первом квартале составило 30%. В объеме продаж новых авто большую долю занимали машины, приобретаемые в кредит и обязательно подлежащие страхованию. Если в прошлом году доля кредитных автомобилей в среднем по городу составляла примерно 60% в зависимости от автосалона, то теперь снизилась до 20 — 30%. Исходя из реальной ситуации, он прогнозирует дальнейшее падение продаж автомобилей, считая, что по итогам года оно составит 50% по сравнению с 2008 годом и, соответственно, будут снижаться и продажи «каско». Среди прочих причин эксперты называют падение платежеспособного спроса населения, девальвацию рубля и, как следствие, рост стоимости иномарок, а также все еще высокие ставки по автокредитованию. Компании начинают вводить более экономные программы, появляются рассрочки и франшизы, что снижает стоимость договоров, у многих автолюбителей не хватает средств, и они страхуются только по ОСАГО. Все это отражается на объемах рынка.

В текущих условиях страховые компании предпринимают различные попытки сформировать спрос на каско. Как уже было замечено, появляются экономичные программы, различные пакетные предложения, программы с франшизой. На рынке уже присутствуют так называемые сезонные продукты страхования каско, продукты выходного дня, с франшизой. Компании стали больше сегментировать каско, выделяя более прибыльные сегменты и на их основе формируя свои программы. В результате для водителей определенного возраста с определенным стажем тарифы стали ниже. Страховщики предупреждают, что сейчас некоторые компании необоснованно занижают тарифы, что ведет к снижению качества страховой защиты, и потребителю надо быть очень осторожным в выборе предложений от страховых компаний. Из-за кризиса выросла популярность КАСКО. К таким выводам пришли исследователи компании Profi Online Research. Объем отчислений по добровольному страхованию падает, однако доля автовладельцев, добровольно заключивших договоры, растет.

По данным ежеквартального отчета «Мониторинг рынка. Страховые компании», подготовленного Profi Online Research, в первом полугодии доля автовладельцев, добровольно застраховавших машины по договорам каско, увеличилась ни много ни мало на 75% по сравнению с первым полугодием прошлого года.

При этом объем отчислений по каско, как отмечается в том же исследовании, падает. Если в прошлом году за первое полугодие отчисления составили 81,5 млрд руб., то в текущем — только 68,3 млрд. По данным RBC daily, рынок сократился на 18% за полугодие, общий объем падения за год прогнозируется на уровне 25%. При этом отмечается рост доли рынка у лидеров и снижение у всех остальных.

Тем не менее, выросло число людей, страхующих машину только по собственной воле (каско — страховка, без которой можно обойтись, но например при получении автокредита эта добровольная процедура будет уже строго обязательной, поэтому). Рынок автокредитования тоже падает — однако же некоторые автовладельцы посчитали, что лучше перестраховаться — три четверти тех, кто оформил каско в первом полугодии этого года, сделали это без всякой связи с автокредитами, то есть совершенно добровольно.

Автовладельцев не пугает даже то, что получить страховку по КАСКО не всегда так просто, как заключить договор. Проблема обострилась в кризис, когда многие компании уходят с рынка: одни добровольно, другие — получив рейтинг неблагонадежных от Росстрахнадзора, или попав в черные списки Союза автостраховщиков. Особенно от этого страдают те, кто приобрел полис страховой компании, которая впоследствии обанкротилась, но иногда нелестные отзывы слышатся и от клиентов до сих пор работающих компаний, и касается все это не только каско, но и ОСАГО.

Проблемы страховщиков, обострившиеся в кризис, по мнению экспертов вызваны тем, что до этого несколько лет многие компании развивались по рискованной схеме — быстрого роста и больших трат. Подобно дилерам, они тоже подсели на кредитную «иглу». Как отмечает auto.newsru.com, в этой ситуации портфель формируется за счет кредитных автомобилей, которые сразу обязательно страхуются. Работа строится по принципу, напоминающему пирамиду: премии собираются, а убытки откладываются на потом. Потом наступило осенью 2008 года, пикового по числу продаж и выданных автокредитов.

Сегодня, согласно опросу Profi Online Research, предпочтения автовладельцев, заключающих договор каско, распределились так: 30% приобрели текущий и последний полис каско в компании Росгосстрах, 12% РОСНО, 11% Ингосстрах, 7% Ресо-гарантия, по 5% — Альфастрахование и Ренессанс-страхование.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой