Подготовка и принятие Конституции Республики Узбекистан
Принятию конституции предшествовала почти двухлетняя работа известных правоведов и политиков республики над ее проектом. В ее основу были заложены положения документов Организации Объединенных Наций, Всемирной декларации прав человека, международного права, использован конституционный опыт развитых демократических стран Европы, Америки, Азии. Всенародное обсуждение проекта новой конституции… Читать ещё >
Подготовка и принятие Конституции Республики Узбекистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Важным событием в становлении национальной государственности, светского общественного устройства, правового, политического и морально-психологического укрепления суверенитета республики явилось принятие 8 декабря 1992 г. на ХI сессии Верховного Совета 12-госозыва конституции, заявившей о появлении в мировом сообществе суверенного, демократического, правового государства Республики Узбекистан.
Принятию конституции предшествовала почти двухлетняя работа известных правоведов и политиков республики над ее проектом. В ее основу были заложены положения документов Организации Объединенных Наций, Всемирной декларации прав человека, международного права, использован конституционный опыт развитых демократических стран Европы, Америки, Азии. Всенародное обсуждение проекта новой конституции в течение двух с половиной месяцев обогатило ее содержание, конкретизировало отдельные ее статьи в соответствии с историческим опытом узбекского народа, его национальными ценностями и традициями.
Конституция Республики Узбекистан состоит из преамбулы и шести разделов, объединяющих 25 глав и 128 статей. Основополагающей идеей ее является приверженность общечеловеческим принципам, признающим высшей ценностью человека, его жизнь, свободу, честь и достоинство. Конституция, провозглашая народ единственным источником государственной власти, подчеркивает, что его составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности. Народ принимает участие в обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни как непосредственно — через референдум, так и через представительство — избранные им государственные органы. Права человека-гражданина, личные права и свободы, политические, экономические и социальные права закреплены в конституции и объявлены незыблемыми. Никто не имеет права без суда лишить или ограничить их. Государство является гарантом прав и свобод человека: каждому человеку гарантируется их судебная защита. Вместе с тем каждый гражданин ответственен перед обществом и государством, что закреплено конституцией в возложенных на него обязанностях.
На гармонизацию взаимоотношений общества и личности нацелено закрепление конституцией Узбекистана многообразия форм собственности и рыночной направленности экономики. Признание частной собственности наряду с другими формами собственности, открывает простор для экономической деятельности человека, его предпринимательства, что является действительной реализацией и экономической гарантией его прав, и свобод. Конституционно закрепленный плюрализм общественной жизни, признание и гарантия интересов многообразных общественных объединений (профессиональных союзов, политических партий, обществ ученых, женских организаций, организаций ветеранов и молодежи, творческих союзов, массовых движений и др.) создают всем гражданам условия для самовыражения и активного участия в общественной жизни. Признание конституцией свободы совести и религиозных убеждений дает право каждому человеку следовать своим убеждениям и свободно исповедовать свою религию.
Опираясь на выработанные международным сообществом демократические формы устройства государственной власти и прежде всего на принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной — конституция определила принципы деятельности каждой из них и механизм их взаимодействия.
В специальных главах конституции закреплены полномочия Олий Мажлиса Республики Узбекистан — высшего законодательного органа; Президента Республики, являющегося главой республики и исполнительной властью в Республике Узбекистан; Кабинета Министров, обеспечивающего руководство эффективным функционированием экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов и решений Олий Мажлиса, указов постановлений Президента; судебной власти Республики Узбекистан, состоящей из Конституционного суда, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, Верховного суда Республики Каракалпакстан и Хозяйственного суда Республики Каракалпакстан. Отдельная глава посвящена Республике Каракалпакстан, входящей в состав Республики Узбекистан. В ней определяется статус Республики Каракалпакстан, ее права и основы взаимоотношений с Республикой Узбекистан.
Провозглашенные конституцией принципы и нормы общественной и государственной жизни, права и свободы граждан создают фундамент для упрочения в республике мира, дружбы, спокойствия, доверия и согласия между людьми всех наций и вероисповедании.