Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культура Казахстана в первой половине Х1Х века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материальная культура. Среди казахов получили развитие ремесла: ткачество, войлочное, обработка дерева, кожи, металла, кости и рога и др. Основным жилищем оставалась войлочная юрта, деревянный остов которой состоял из: шанырака, уыков и кереге. Особым богатством отделки и убранства отличались парадные юрты. Уникальной в художественном отношении была юрта, сделанная по заказу хана Жангира… Читать ещё >

Культура Казахстана в первой половине Х1Х века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Развитие просвещения
  • 2. Научное изучение Казахстана
  • 3. Казахская литература
  • 4. Музыкальное искусство
  • 5. Материальная культура
  • 1. Развитие просвещения. С эпохи средневековья на территории Казахстана в каждом казахском ауле функционировали мусульманские мектебы. В начале 19 В. в них в основном обучали: «шаригат ул-иман" — правила мусульманской религии; «Аптиек" — 1/7 часть Корана. После окончания мектебов состоятельные родители направляли детей в медресе Бухары, Хивы, Самарканда, Ташкента, где на арабском языке изучали арабскую философию, историю, географию, математику, языки и ряд других наук. Присоединение к России вызвало расширение сферы образования. В начале 19 В. открываются школы с русским языком обучения в Омске,

Оренбурге, Семипалатинске, Уральске и др. городах. Основная цель: подготовка толмачей, переводчиков для колониальной администрации царского правительства. В 1789 г. в степи открыта «Азиатская школа», где изучались монгольский, маньчжурский, китайский, персидский и др. языки народов Азии. В 1813 г. в Омске открыто военное училище, которое в 1847 г. было преобразовано в Сибирский кадетский корпус. В 1825 г. в Оренбургеоткрыто военное училище, которое в 1844 г. было преобразовано в ОренбургскийНеплюевский кадетский корпус. В этих училищах готовили чиновников нижних чинов для российской администрации в крае. В 1831 г. принято решение открыть в поселениях Омской области училища с русским языком обучения. 19 сентября 1831 г. в числе первых открыли в Семипалатинске — училище с рус. языком обучения. В 1836 г. в Усть-Каменогорске школу-интернат для казахов. В 1841 г. хан Жангир при поддержке Оренбургского губернатора открыл в Букеевской Орде первую светскую школу с русским и татарским языками обучения. В 1850 г. при Оренбургской пограничной комиссии открылись школы, в которых казахам давали знания на русском языке.

  • 2. Научное изучение Казахстана. Среди замечательных представителей русской культуры, уделявших внимание жизни и истории казахов были: В. И. Даль — в 1833—1841 гг. находясь при Оренбургском военном губернаторе чиновником особых поручений, собрал записи и образцы устного творчества тюркоязычных народов. Он выразил сочувствие руководителям восстания 1836−1838гг. О жизни казахов Оренбургского края написал повесть «Букей и Маулен». А. С. Пушкин — в 1833 г. побывал в Оренбурге и Уральске с целью сбора материала о восстании Пугачева. В Уральске Пушкин записал поэму «Козы Корпеш — Баян Сулу». В1848−1849гг. сооружались две научные экспедиции: Г. С. Карелина — на берег Каспийского моря и капитан-лей-тенантаА.Бутакова — к Аральскому морю и бассейну Сырдарьи. В1836г. А. И. Левшин написал 3-хтомный фундаментальный труд- «Описание киргиз-кайсацкихорд и степей», И. Завалишин — «Описание Западной Сибири». ПутешественникиЕ.П.Ковальский, Н. А. Северцев, П. И. Небольсин занимались обозначением местностей на топографических картах, исследовали природные богатства края. Ведущую роль играли организованные Русским географическим обществом экспедиции.
  • 3. Казахская литература. Она развивалась в двух идейных направлениях: 1. защита интересов народа. 2. защита интересов господствующего класса. В литературе видное место занимает творчество биев, акынов, создавшие яркие образцы ораторского и поэтического искусства.

Махамбет Утемисов (1804−1846) — поэт, воин, яркий выразитель народный чаяний. В 1824—1829 гг. хан Жангир направляет Махамбета в качестве воспитателя своего сына Зулкарнайна в Оренбург. В 1829 г. за участие в выступлениях шаруа Махамбет был заключен в тюрьму в Кал-мыковскую крепость. Стихи Махамбета являются своеобразной летописью восстания 1836−1838гг., помогают увидеть причины и цели восстания. Шернияз Жарылгасов (1807−1895) -также участвовал в восстании 1836−1838гг. Его заслуга в литературе — совершенствовал искусство поэтической импровизации. Широко известно его обличительное «Обращение к Баймагамбет султану». Шоже Каржаубаев (1808−1895) -крупный поэт, лишенный зрения, с юных лет сочинял стихи, играл на кобызе и пел песни. Лучший в художественном отношении его вариант поэмы «Козы Корпеш — Баян Сулу». Дулат Бабатаев (1802−1871) при жизни был признан одним из лучших казахских поэтов всех времен. В 1880 г. в Казани был опубликован его стихотворный сборник «Осиет-нама». Шортанбай Канаев (1818−1881) осуждал колониальные порядки русских, призывал должностных лиц быть справедливыми и придерживаться нравственных установок религии. В 1888 г. был опубликован его сборник стихов «Предок наш — пророк Адам».

Суинбай Аронов (1822−1895) — самый популярный поэт Семиречья, с конца 50-х гг. участвует в многочисленных айтысах, самые популярные из них — состязвние с Кантарбаем, султаном Тезеком. Его ученик — Жамбул Жабаев.

  • 4. Музыкальное искусство. Музыка занимала большое место в духовной культуре и социально—общественной жизни казахского народа. Получает развитие инструментальная музыка, преимущественно домбровая. Среди десятков музыкальных инструментов наиболее распространенными были домбра, кобыз, сыбызгы, сырнай.
  • 5. Материальная культура. Среди казахов получили развитие ремесла: ткачество, войлочное, обработка дерева, кожи, металла, кости и рога и др. Основным жилищем оставалась войлочная юрта, деревянный остов которой состоял из: шанырака, уыков и кереге. Особым богатством отделки и убранства отличались парадные юрты. Уникальной в художественном отношении была юрта, сделанная по заказу хана Жангира и преподнесенная им Николаю 1 во время его коронации. Юрта была вышита шелком, серебром и золотом. Особенно красивыми были свадебные юрты. Парадные юрты готовились также по случаю асов — годовых поминок.

Национальная одежда. В одежде и пище сохранялись древние традиции. Из меха и шкур животных шили разнообразные шубы — тон, ишик, жаргак; из козьих шкур выделывали замшу и шили из нее халаты — жаргак; халат из тонкого белого войлока — каттау, а из шелка и сукна — шапан; из верблюжей шерсти скатывали шекпен, один из видов каз. плащей; женская приталенная безрукавка — камзол; девичья нарядная бобровая шапка — камшат борык; зимой мужчины носили тымак — лисий треух; богатый головной убор невестысаукеле, высокая конусообразная шапка, украшенная драгоценными камнями, кораллами, жемчугами, золотом и серебром. Через год замужества женщины носят желек, упрощенное саукеле, а после рождения детей — кимешек. Распространенными были мужские шляпыкалпак, телпек. Красивыми и разнообразными были пояса мужчин и женщин — белдик, белбау. Мужские пояса имели подвески: кошелек, пороховницу, кресало, трут, футляр для ножа. Наборные пояса, украшенные костяными и металлическими накладками — кисе. Обувь также была разнообразной: саптама — мужские высокие кожаные сапоги, етиг, мяси, кебис и др.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой