Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Карильон и куранты. 
История возникновения инструмента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кратко проследив историю развития и формирования карильона, мы можем вернуться к проблеме разделения «курантов» и «карильона». Куранты представляют собой механизм, часы с набором настроенных колоколов, приводимых в действие с помощью специального барабана со штифтами, в то время как карильон является инструментом с большим, чем в курантах набором колоколов, приводимы в действие профессиональным… Читать ещё >

Карильон и куранты. История возникновения инструмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Далее следует определить границы данного предмета или явления в России, а точнее на его сходстве и отличиях от курантов.

Поэтому остановимся на значении термина «карильон», и того, что под ним подразумевают.

«Клокшпилем, или карильоном назывался инструмент, состоящий из ряда металлических или стеклянных различной величины колоколов, настроенных в диатоническом или хроматическом порядке; на колокола действуют молоточки, связанные с клавиатурой, на которой играет так называемый „кампанист“; существуют также и клокшпили, на которых игра производится при помощи вала, приводимого в движение часовым механизмом» Ї брошюра «Карильон „300 лет Петергофу“», 2005.

«Существовало два способа управления такими колоколами. Один — посредством механического устройства, часто соединенного с часами. Другой — с помощью специальной клавиатуры и педалей, на которых играл музыкант. Механические куранты регулярно оповещали горожан о наступлении нового часа звучанием колокольных мелодий, а благодаря использованию клавиатуры и педалей можно было вызванивать всевозможные музыкальные пьесы.

Колокольная механика выглядит следующим образом: от молоточков, ударяющих по жестко закрепленным колоколам, тянутся проволочные тросы через коленчатые рычаги к концам прямых горизонтальных рычагов, которые другими концами касаются игрального вала — цилиндра, усаженного штырями (колками). При вращении игрального вала штыри последовательно зацепляют рычаги, которые дергают за тросы, благодаря чему приводятся в действие колокола. В отличие от механических, ручные клокшпили не имеют игрального вала, а прямые рычаги укреплены в стальной раме на двух уровнях. По верхним рычагам (мануалам) ударяют кулаками, а на нижние (педали) нажимают ногами". —И. А. Чудинова, 1999 г.

На основании приведенных выше текстов можно выделить два типа инструмента: без клавиатуры, с барабаном и штифтами и с клавиатурой на которой играет исполнитель-карильонер. Первый тип инструмента мы обозначаем как «куранты». Второй тип инструмента — «карильон».

Изначально в 16−18 веках эти два понятия смыкались, поскольку чаще всего наборы колоколов (куранты и карильоны) в башнях были связаны с часовыми механизмами, так или иначе использовались для того, чтобы отмерять время. Человек исполнявших обязанности смотрителя при колоколах был, в первую очередь не музыкантом, а, скорее механиком, часовым мастером, способным поставить штифты на барабане, починить механизм, установить новый инструмент. Предшественники карильона состояли из четырех колоколов, соединенных с башенными и стенными часами. И каждому часу соответствовала определенная мелодия. Первые упоминания о карильонах восходят к 15 веку. Но лишь в 16 веке некоторые инструменты были оснащены клавиатурами с рукоятками и механической трансмиссией, что дало возможность карильонеру исполнять более сложные мелодии. Тогда для смотрителей за колоколами потребовались специальные музыкальные навыки, умение импровизировать, начало зарождаться ремесло карильонера. В конце 16 века появились первые педальные клавиатуры. В 17 веке литейщиками братьями Хемони при содействии карильониста из Лёвена Матиаса ванденГейна были изготовлены первые карильоны с точным хроматическим звукорядом, за исключением первых двух полутонов. Но на протяжении 16−18 веков куранты и карильоны, и искусство игры на них развивались близко друг к другу. Совершенствовались механизмы, способы литья и настройки колоколов, появлялись фигуры выдающихся музыкантов — исполнителей на карильоне.

Новая эпоха карильонного искусства началась в Бельгии. В конце 19 века бельгийский карильонистЖефДенейн внес много усовершенствований в конструкцию карильонных трансмиссий, а английский литейщик Джон Тейлор разработал способ точной настройки колоколов в равномерно-темперированном строе. В начале 20 века были предприняты попытки превратить ремесло карильонера в профессию. Этому способствовали технические и качественные усовершенствования карильона. Расширение круга возможностей инструмента окончательно отделило карильон от курант. У современного карильониста есть свой круг репертуара для инструмента и широкие выразительные и технические возможности для исполнения.

Поскольку самая старая из известных ныне клавиатур с рукоятками была установлена в Ауденарде в 1510 г., этот год принято считать годом появления карильона, как самостоятельного музыкального инструмента. В 2010 году карильон как самостоятельный инструмент отпраздновал своё 500-летие.

На данный момент в мире существует около 500 карильонов практически во всех частях земного шара. Некоторые из них представляют старинный тип карильона, другие же, напротив, являются очень технически современными. Для карильонера это представляет одновременно проблему (инструменты отличаются как минимум по размеру диапазона, долготе отзвука, качеству настройки колоколов и удобстве трансмиссии) и большую радость.

«Уникальное сочетание […] факторов придает каждому инструменту свой особый характер. […] Неудивительно, что сегодня, несмотря на давнюю его, в несколько сот лет историю, нет общего мнения по поводу того, что является карильоном и какова стандартная форма этого инструмента.

Хотя карильонер сталкивается с обескураживающим разнообразием инструментов, имеющих клавиатуры самых различных размеров, во всех случаях он считает его карильоном, как исторически сложившимся типом инструмента".

Кратко проследив историю развития и формирования карильона, мы можем вернуться к проблеме разделения «курантов» и «карильона». Куранты представляют собой механизм, часы с набором настроенных колоколов, приводимых в действие с помощью специального барабана со штифтами, в то время как карильон является инструментом с большим, чем в курантах набором колоколов, приводимы в действие профессиональным музыкантом-карильонистом. На данный момент существует четкое определение того, какой тип инструмента имеет право называться карильоном.

«В 1978 г. Всемирной федерацией карильонеров было установлено, что карильон — это музыкальный инструмент, состоящий из, как минимум, 23-х настроенных бронзовых колоколов, на которых играют с помощью рукояточной клавиатуры.». — Дж. Боссин, пер. Т. Л. Короткоспеловой, 1999 г.

Однако, следует помнить, что до определенного времени было принято связывать и идентифицировать карильон и куранты, поскольку они вместе являлись долгое время частью западноевропейской колокольной традиции. В завершение этого раздела автор предлагает подробные определения рассматриваемых в докладе явлений.

«Карильон — это музыкальный инструмент, источником звука у которого являются колокола, выстроенные по хроматическому звукоряду от двух до шести октав. Колокола закреплены неподвижно и в них ударяют укреплённые внутри языки. Они соединены посредством проволочной трансмиссии с большой клавиатурой, состоящей из коротких клавиш в виде рукояток, расположенных над рядом таких же, но более длинных клавиш. Два эти ряда по расположению соответствуют клавиатуре фортепиано. По этому же типу устроена ножная клавиатура, состоящая из двух рядов педалей — длинных и коротких. Карильонер [исполнитель на инструменте] сидит на скамейке у клавиатуры, обычно располагаясь в центре…» — Дж. Боссин, пер. Т. Л. Короткоспеловой, 1999 г.

Куранты — башенные часы с комплектом настроенных колоколов, или комнатные часы, в которых колокола нередко заменяются набором металлических язычков. Исполнение музыки на курантах механическое, без участия человека. Основная деталь механизма — деревянный или металлический вал (цилиндр) со штифтами, которые при его вращении задевают за рукоятки. Последние, при помощи тяг приводят в движении молотки, ударяющие по колоколам. При этом звучит либо несложная последовательность звуков или краткая мелодия, либо небольшая пьеса. В зависимости от устройства часового механизма, куранты включаются каждый час, полчаса или четверть часа. Нередко первая четверть часа отмечается однократным исполнением мотива, вторая — двукратным, и т. п. Целый час, а иногда и 6 и 12 часов отмечаются более продолжительной игрой.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой