Культура и искусство в века бронзы и железа
Архитектурное начало сильнее выражено в дольменах (от бретонского tol — плита, men — камень). Это погребальные сооружения из двух или четырех отвесно поставленных обтесаных камней, перекрытых горизонтальной каменной плитой. Внутреннее пространство дольмена служило для родовых захоронений. Более сложные мегалитические постройки — кромлехи (от кельт, сrom — круглый, lech — камень). Они представляют… Читать ещё >
Культура и искусство в века бронзы и железа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Появление социального неравенства существенно повлияло на стиль искусства и характер культуры. В этой связи следует обратить внимание на возникновение монументальной архитектуры, которая требовала привлечения огромных трудовых ресурсов и носила по преимуществу культовый характер. Ее представляли грандиозные мегалитические (от греч. megas — большой, lithos — камень) сооружения: дольмены, менгиры и кромлехи.
В века бронзы в отдельных районах Европы развились ранние религиозные представления, соединившие в единое целое культы знатных предков и магически значимых природных космических явлений. С ними связано сооружение грандиозных, простых по форме сооружений из камня. Одинокие сигаровидные каменные столбы — менгиры (от бретонского men — камень, hir — длинный), доходившие порой до 20 м высотой, соединили в себе черты архитектуры и скульптуры. Порой на них высекались рельефы. Они возводились на возвышении, порою были центром поселения, тянулись параллельными рядами на несколько километров.
Архитектурное начало сильнее выражено в дольменах (от бретонского tol — плита, men — камень). Это погребальные сооружения из двух или четырех отвесно поставленных обтесаных камней, перекрытых горизонтальной каменной плитой. Внутреннее пространство дольмена служило для родовых захоронений. Более сложные мегалитические постройки — кромлехи (от кельт, сrom — круглый, lech — камень). Они представляют собой древнее святилище из огромных, грубо обтесаных четырехгранных глыб синего камня, расставленных на круглой площадке диаметром 30 м четырьмя замкнутыми кольцами. Архитектурный замысел кромлеха прост, но символичен. М. Холлингсворт предполагает, что он был посвящен солнцу. В эпоху железа появился новый тип архитектуры — крепости, оборонительные сооружения, сложенные из огромных каменных глыб.
В этот период безымянные художники продолжали создавать творения, отличавшиеся совершенством и богатством формы. Появилась особая категория мастеров-профессионалов, которые стали специализироваться на обслуживании отделившихся потребностей и вкусов управленческой верхушки.
Складывалось декоративное прикладное искусство, появились богатые украшения из золота, серебра и их сплавов.
Каждая «закатывающаяся» формация, в том числе первобытнообщинный строй, заканчивается последним всплеском роскоши, соперничеством образцов искусства для избранных и тем же начинается следующая формация, сопровождаемая сменой правящих элит. Таков конечный исход культуры и искусства первобытного общества, породившего в процессе разложения классовое неравенство. Распадаясь, варварство формировало цивилизацию, в которой доминировали господствовавшие классы, не знавшие меры в излишествах культуры. Погибнув, первобытность оставила после себя социально поляризованное общество.