Великая Хартия Вольностей 2.1.История принятия Великой Хартии Вольностей
Благодаря вмешательству Папы Римского конфликт между Иоанном Безземельным и его подданными был улажен. Но это стало всего лишь отсрочкой на 2 года. После поражения при Ля-Рош-о-Муане и Бувиле (2 июля и 27 июля 1214 года соответственно), где войска коалиции, собранные для войны с Францией, в которой участвовал и Иоанн Безземельный, были разгромлены, конфликт вспыхнул с новой силой. Попытка сбора… Читать ещё >
Великая Хартия Вольностей 2.1.История принятия Великой Хартии Вольностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В XIII веке в Англии происходила централизация страны. Это было обусловлено её экономическим и социальным развитием. Предпосылками к этому стали более совершенные методы ведения земледелия, скотоводства, повышение урожайности, развитие внутреннего рынка. Внутренний рынок в тоже время стимулировался показателями внешней торговли, в первую очередь экспортом зерна и шерсти. Это все вело страну к прогрессу, и, значит, поднимало английское феодальное общество на более высокую ступень развития.
В стране развивались товарно-денежные отношения, которые в основном отрицательно влияли на положение крестьян. Происходили крестьянские восстания. За помощью для борьбы с крестьянским движением феодалы обращались к королевской власти. Совместными усилиями с правительством они создавали законы, максимально подчиняющие крестьян феодалам, предусматривающие суровое наказание за крестьянские бунты.
В это же время в стране наблюдался бурный рост городов. Для защиты от поборов и грабежей феодалов горожане всегда поддерживали короля и идею централизации страны.
Также хочу остановиться на конфликте между Иоанном Безземельным и Папой Римским, возникшем по поводу назначения нового архиепископа Кентерберийского. Папа Римский Иннокентий III не желал видеть на Кентерберийской кафедре кандидата от английского короля, желавшего поставит своего человека на должность нового архиепископа.
Папой, и последующего отлучения его от Церкви. Он имел довольно авторитета, чтобы заставить подчиняться королевской власти чиновниковклириков. Те же епископы, которые покинули королевство, лишились своего имущества, оно было конфисковано.
Но излишняя амбициозность, по моему мнению, а также потеря реального чувства власти, заставили Иоанна Безземельного совершить ряд промахов, которые привели его на грань потери трона. Папа Римский низложил Иоанна Безземельного и предложил занять трон Филиппу-Августу Французскому. После этих событий Иоанн вынужден смириться и покаяться перед Папой, который обещал ему прощение в обмен на покаяние. Условием соглашения с Иннокентием III, помимо покаяния, была выплата ежегодной дани Святому Престолу в тысячу марок, так как он являлся его вассалом.
Но епископ Лангтон продолжил борьбу против короля Англии, ссылаясь на хартию короля Франции Генриха III, в которой тот обещал в своей стране освободить церковь от налогов, установил особые права баронам, ввел правила владения лесами, освободил от налогов несовершеннолетних, исполнение щитового налога и т. д. Эта хартия французского короля будет в дальнейшем взята за образец английскими баронами, при составлении петиции Иоанну Безземельному и Великой Хартии Вольностей, в которой главным пунктом значатся различные уступки для знати.
Благодаря вмешательству Папы Римского конфликт между Иоанном Безземельным и его подданными был улажен. Но это стало всего лишь отсрочкой на 2 года. После поражения при Ля-Рош-о-Муане и Бувиле (2 июля и 27 июля 1214 года соответственно), где войска коалиции, собранные для войны с Францией, в которой участвовал и Иоанн Безземельный, были разгромлены, конфликт вспыхнул с новой силой. Попытка сбора больших налогов с ленов вызвала возмущение баронов, даже желание короля дать свободу канонических выборов не имела успеха. Единственное решение, которое пришлось принять королю в этих условиях, это пойти на уступки и подписать требования баронов.
Встреча Иоанна Безземельного и баронов произошла 15 июня 1215 года близ Виндзора. Король приложил печать к выдвинутым требованиям в присутствии всех архиепископов, папского посланника и всей английской знати. Есть версии, что все процедуры по оформлению документа были закончены только 19 июня, но датой принятия Великой Хартии Вольностей считается 15 июня 1215 года.
Первую Хартию Вольностей своим подданным даровал ещё Генрих II Английский. В ней он дарует вольности французским и английским баронам, Церкви. Из Хартии видно, что Его Величество обращается к французским и английским подданным одинаково, а в наименовании титула правителя говорится: Генрих, божией милости король Англии, герцог Нормандии и Аквитании, граф Анжу.(1) Эта Хартия нацелена на дальнейшее умиротворение Англии. Все обычаи Генриха I восстанавливаются.
С Генриха II королевская власть начинает считаться избранной, имеющей божественное начало. Петр Блуасский в период царствования Генриха II утверждал, что помогать сеньору-королю дело святое, потому что он святой и помазанник божий. А ещё, по словам Петра Блуасского, король может исцелять пиковую язву и золотуху, в те времена в это верили подданные французского короля. (2).
Идея исцеления английским монархом пришла в Англию ещё во времена царствования Генриха I, когда священник из курии говорил, что король Англии имеет чудодейственную силу исцеления.
Теорию королевской власти, её моральные, теологические основы изложил богослов-моралист Иоанн Солсберийский. Он выпустил свой труд, называющийся «Поликратик, или О забавах света и заветах философов». Здесь представлено очень ценное положение о взаимоотношениях Церкви и правительства. Иоанн сравнивает королевство с телом: «ноги — это трудящиеся, крестьяне, простолюдины; руки — это войско; желудок — финансовая администрация; голова — государь; сердце — это советники, сановники, окружающие Его Величество. Душа — это религия, она должна двигать тело — страну — королевство.(1).
Человек, по Иоанну, грешен, тяжко грешен, и поэтому стране нужен государь от Бога, который будет следить за соблюдением законов Бога. Следовательно, он Иоанн, — наместник Бога на земле. Церковная власть господствует над светской, и король получил власть из рук Церкви, и он (государь) выполняет ту часть обязанностей, которую духовенство недостойно. Если король грешит против Бога, его надо свергнуть, если просто угнетает своих подданных, то им надо терпеливо и покорно все сносить. (2) Король, чтобы был мир, прежде всего сделал своими помощниками на местах шерифов. Шериф уже в то время был чем-то похож на современного представителя закона.
Он был землевладельцем, он был ответственным за доходы короля, и еще он — наместник Его Величества.
В период с 1166 по 1170 годы прошла волна расследований массовых злоупотреблений королевскими чиновниками и представителями власти. К ответу привлечено множество шерифов, в итоге расследований они были лишены частично своих полномочий и независимости.
В каждом графстве в обязанности шерифов входили сбор доходов Его Величества, поддержание мира в обществе, арест преступников, также они подготавливали дела для судебного разбирательства, сами разбирали наиболее простые. Власть шерифа зависела от королевской курии.
Сама курия представляла собой совет, который собирается на собрание, чтобы решать определенные вопросы. На нем может присутствовать не более 1000 человек. Государь мог сам вызвать на совет кого хотел, но в первую очередь этим занимались феодалы. Курия разбирала дела об измене и дела о нарушении порядка в графствах, последнее слово о мере наказании всегда было за королем. В частности, Генрих III собирал собрания курий очень часто, он не боялся оппозиционной знати. Знать того времени не занималась политическими вопросами.
В начале XIII века королевская власть потерпела неудачи во внешней политике и поэтому очень нуждалась в деньгах, которые пыталась получить от своих подданных. Но королевский произвол натолкнулся на сопротивление со стороны баронов, которых поддержали рыцари и фригольдеры (свободные держатели земельных наделов). Король Иоанн Безземельный в 1215 году был вынужден под их давлением принять Великую Хартию Вольностей, которая считается первым английским конституционным актом.
Важно отметить тот факт, что Великая Хартия Вольностей отличается от других средневековых документов тем, что определяет права не одного сословия, а всех слоев общества; это — конституция, охватывающая весь английский народ. Великая Хартия Вольностей устраняет злоупотребления королевской власти, восстанавливает старые обычаи, создает новые учреждения власти, ограждающие нацию от возвращения прежних беззаконий короля. Она ставит права англичан под охрану присяги, даваемой королем и вельможами. Вожди восстания — бароны хотели, чтобы король дополнил Хартию обязательством не испрашивать от Папы освобождения от неё и чтобы английские духовные сановники поручились за него; но они достигли только того, что он в очень общих выражениях дал обещание не спрашивать ни у кого освобождения от данной присяги.