Общественные объединения в политической системе обществ
В формировании партийных систем большую роль играет действующее законодательство, прежде всего избирательные законы. Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам оппозиционных партий определенной направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным… Читать ещё >
Общественные объединения в политической системе обществ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие и признаки общественного объединения
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон об общественных объединениях)). Иначе говоря, общественное объединение — это объединение граждан, созданное в соответствии с их интересами и на началах добровольного членства. Общественные объединения действуют по воле граждан; их члены должны соблюдать конституцию государства, не посягать на его территориальную целостность, не создавать вооруженных формирований. Деятельность таких объединений обеспечивают различные гарантии со стороны государства, которые закрепляются в особом законе[1], что позволяет им реально использовать предоставленные права.
Выделяют следующие признаки общественного объединения:
- а) добровольность;
- б) некоммерческий характер;
- в) негосударственная структура;
- д) действие на основании устава.
Организационно-правовые формы общественных объединений
Согласно ст. 7 Закона об общественных объединениях общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
- 1) общественная организация — основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;
- 2) общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;
- 3) общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели;
- 4) общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;
- 5) орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;
- 6) политическая партия — общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Остановимся подробнее на некоторых из этих форм.
Политические партии
Деятельность политических партий в нашей стране регулируется Федеральным законом от 11.11.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Закон о политических партиях). Политическая партияэто весьма формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание и удержание власти для осуществления определенной программы, социальных, экономических, политических преобразований, достижение неких целей и идеалов, а также обеспечение прямых и обратных связей между обществом и государством[2]. Кроме того, обратная связь помогает партии выполнять уникальную функцию — выявления, согласования, выведения на политический уровень реальных, конкретных, частичных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. Действуя на нескольких уровнях, партии связывают общество и государство. Они выступают как существенный, а иногда решающий элемент политической системы общества. По мнению исследователя из США С. Элдерсвельда, партии представляют собой «главные структуры политики в современных обществах»[3]. Принципиальной стороной деятельности партий являются их идеологическое воздействие на население, значительная роль в формировании политического сознания.
История становления политических партий
Процесс формирования и функционирования партий уходит корнями в период конца XVII — начала XVIII в. В политологии распространена предложенная немецким социологом и юристом Максом Вебером классификация этапов становления политических партий. В соответствии с данной классификацией выделяют три исторических этапа этого процесса:
- 1) появление верхушечных союзов аристократии (котерии) (XVI-XVII в.);
- 2) создание парламентских (политических) клубов (XVIII в.);
- 3) возникновение современных массовых политических партий (XIX в.).
Все три этапа прошли в своем развитии только две партии Великобритании либеральная (виги) и консервативная (тори). История других политических партий значительно короче, и большинство из них сразу формировались как массовые партии. Поэтому фазы кружков и клубов можно считать «предысторией» политических партий, которые в своей зрелой форме выступают лишь как массовые организации. Кроме того, можно ставить вопрос и о наличии протопартий как переходной формы между собственно партиями и движениями. В Англии, например, в годы буржуазной революции между собой боролись «кавалеры» (сторонники короля) и «круглоголовые» (защитники интересов буржуазии); в США в XVII в. — федералисты и республиканцы; во Франции в революции XVIII в. — правые, левые и центр. Котерии вигов и тори оформились во второй половине XVII в., причем различия между ними первоначально носили вероисповедный характер (виги — пуритане, тори — англичане), дополняясь династическими предпочтениями (виги — противники Якова II, тори — его сторонники).
Этап политического (парламентского) клуба больше, чем котерии, соответствовал сложной структуре общества.
Основной социальной предпосылкой для возникновения клубных партий явилось становление буржуазии как класса, что разрушило единство правящих кругов и вызвало острую идейную и политическую конкуренцию. Политические клубы обычно возникали как центры формирования и пропаганды буржуазной идеологии. В Великобритании они сформировались в 1930;е гг.: тори в 1831 г. основали «Чарлтон Клаб», а виги в 1936 г. — «Реформ Клаб». Первоначально клуб тори был связан с традиционно земельной аристократией, а клуб вигов — с либеральной буржуазией. Но эта прямая соотнесенность вскоре ослабла, так как английская земельная аристократия в относительно короткий исторический срок и практически бесконфликтно преобразовалась в земельную буржуазию, ориентированную на рынок.
Политические клубы отличались от аристократических кружков не только социальным контекстом (вовлеченность в классовую борьбу между феодалами и буржуазией), но и устойчивостью идеологических связей, развитой организацией, широкими масштабами деятельности.
Массовые политические партии в Европе начали формироваться во второй половине XIX в. От политических клубов они отличались тем, что были ориентированы на поиск массового воздействия и вне избирательного периода, на рекрутацию как можно большего числа членов, оперировали арсеналом средств политического воздействия (агитация, пропаганда, политическое просвещение и воспитание, культурная деятельность). Первой массовой политической партией была созданная в 1861 г. либеральная партия в Англии. В 1863 г. возникла первая массовая рабочая партияВсеобщий германский рабочий союз, основанный немецким социологом и философом Р. Лассалем. К концу XIX в. массовые партии (в основном — социал-демократические) формируются в большинстве стран Западной Европы.
Можно отметить две основные причины возникновения массовых политических партий: 1) распространение всеобщего избирательного права, существенно расширившего сферу участия в политике; 2) организационное развитие рабочего класса. Эта последняя причина проявляла себя двояко: организующийся пролетариат создавал массовые партии, защищавшие его интересы в парламенте и вне его. Конкурентная необходимость традиционных политических группировок противопоставлялась массовости пролетарских партий. Так, в Великобритании избирательным правом в 1830 г. пользовалось 200 тыс. человек, в 1832 — 600 тыс., а в 1883 г. — уже 9 млн граждан. В начале XX в. некоторые партии достигли высокого даже по современным меркам уровня массовости: социал-демократическая партия Германии насчитывала в 1913 г. около 1 млн членов, а на выборах в Рейхстаг в 1912 г. получила 35% голосов — ее поддержали более 4,5 млн человек. В конце XX в. крупнейшей массовой партией являлась Коммунистическая партия Китая (КПК), насчитывающая более 50 млн членов.
В дореволюционной России процесс становления партийности был сходен с европейским лишь по спектрам политических партий. Идейные разногласия между различными российскими партиями были и по вопросу выбора правящей элиты (помещики — буржуазия — пролетариат), формы государственного устройства (самодержавие — конституционная монархия — республика), путей общественного развития (феодализм — капитализм — социализм). Формирование партийной системы России происходило специфическим образом. Первой возникла социал-демократическая рабочая партия.
Особый характер имели партии, возникшие в экономически отсталых странах Азии, Африки и Латинской Америки. Здесь они вырастали из национально-освободительных движений, отличались тесной связью с общинными, племенными и религиозными структурами, нередко являли собой своеобразные партии-фронты. Широкое распространение получили национально-демократические и революционно-демократические организации и партии.
В западной политической науке партии определяются чаще всего через ту роль, которую они играют в избирательном процессе. В этом плане под партией понимается нередко любая группа людей, которые имеют одинаковые взгляды по тем или иным вопросам политики и участвуют в выборах, чтобы добиться возможности провести своих представителей в государственный аппарат. Участие в избирательном процессе — одно из важнейших направлений деятельности партии в демократической стране. Более гот. первые партии в современном их понимании появляются в тесной связи с возникновением и развитием национальных избирательных систем и парламентаризма. Однако характеристика современных партий как «машин для выборов» справедлива лишь до известной степени. Их функции и аспекты деятельности значительно шире, чем задачи достижения победы на выборах. Одной из наиболее распространенных характеристик партии является определение, данное известными исследователями Дж. Лапарамбарой и М. Винером. Эти политологи предложили выделять и рассматривать на первом плане такие признаки политической партии, как «непрерывность организации во времени», установившаяся структура партии с регулярной связью между местными и общенациональными органами, «сознательная решимость партийных функционеров как на общенациональном, так и на местном уровне захватить и удержать власть, принимать решения единолично либо в коалиции с другими функционерами, а не просто влиять на осуществление власти», «забота» со стороны организации о своих сторонниках и последователях, принятие мер для обеспечения широкой «народной поддержки» .
Сущность и структура политических партий
Как правило, политические партии обладают внутренней структурой, в которой могут быть выделены следующие элементы:
1) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль; 2) стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы; 3) активные члены партии, участвующие в се жизни, не входя в бюрократию; 4) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К ним можно добавить также симпатизирующих им меценатов.
В определениях российских исследователей акцент обычно делается на социально-классовые основы и функциональные характеристики партий. Политическая партия определяется как наиболее активная и организованная часть какого-либо класса либо его слоя, выражающая их интересы. Политические партии возникли после раскола общества на классы и являются высшей формой классовой организации. Политические партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества.
Можно сказать, что в основу определения современной политической партии положено взаимодействие четырех критериев, таких как:
- • долговременность организации, т. е. партия рассчитывает на такой срок политической жизни, который превышает срок деятельности нынешних руководителей;
- • существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с центральным руководством;
- • нацеленность руководителей центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только на оказание какого-либо влияния на нес;
- • поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов иди других способов.
Политические партии как самодеятельные субъекты политики имеют ряд общих черт с другими общественно-политическими организациями:
- 1) наличие определенной организации и аппарата власти и управления;
- 2) существование идейных принципов, объединяющих их членов и привлекающих их сторонников;
- 3) фиксация определенных программных установок, которые могут быть выражены открыто или существовать скрыто, только для посвященных;
- 4) наличие массовой базы в лице членов и сторонников. Основным признаком, отличающим партии от других организаций, является их ориентация на открытую, четко выраженную борьбу за государственную власть, право формирования государственной политики и руководство осуществлением государственной власти.
Сущность политической партии зависит от следующих основных вопросов:
каков социальный состав партии?
кто руководит, кто возглавляет партию?
чьи интересы объективно представляет и защищает руководящий центр партии?
какова объективная направленность ее политических действий?
Социальная база политической партии — лишь один из критериев ее сущности. Партии могут образовываться и действовать на межклассовой основе, привлекая к борьбе за свои программные установки прямо или косвенно, путем идеологических манипуляций представителей различных социальных групп. Важнейшим показателем сущности политической партии является то, чьи интересы и взгляды и каких сил она в конечном счете выражает, защищает и проводит в повседневной практике, каким целям она служит и насколько эти цели отвечают потребностям прогрессивного развития.
Итак, в результате исторического формирования партия заявила о себе как специализированная, организованно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных направлений и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партия отображает общегрупповые интересы и цели разнообразных — социальных, национальных и т. д. — слоев населения, их идеалы и ценности, утопии и идеологии.
Функции политической партии
Вопрос о функциях политической партии в обществе[4] имеет не меньшее значение, чем изучение ее характера, членского состава, особенностей функционирования. Функции политических партий целесообразно группировать по сходным признакам, с тем чтобы дать им общую социально-политическую и системную характеристику.
Первая группа функций определяет связи партий с представляемыми социальными группами и обществом. При этом необходимо иметь в виду, что приводимая группировка функций политических партий весьма условна. В ней можно выделить следующие функции:
- • функцию представительства;
- • функцию интеграции;
- • идеологическую функцию.
Основополагающей является функция представительства интересов, характеризующая ее связь с интересами социальных общностей. Содержание этой функции составляет деятельность по обеспечению политических средств выражения этих интересов, формулирование их в форме целей и идеалов, реализация и защита в процессе взаимодействия с другими субъектами политики. Функции представительства интересов реализуются, во-первых, путем аккумуляции общих интересов социальных общностей на основе согласования специфических интересов их различных слоев и групп; во-вторых, посредством овладения государственными органами и контроля над ними либо через различные формы давления на эти органы в процессе принятия политических решений и практического властвования.
Функция политической интеграции направлена на сплочение, консолидацию партией тех социально-политических сил, социальной энергией которых она питается. Партии, осуществляющие руководство политической системой или представляющие господствующий класс, стремятся умерить объективные противоречия между различными социальными общностями, обеспечить поддержку существующей системе власти во всех слоях общества. Партии, борющиеся за политическое руководство обществом либо за ниспровержение данного строя, стремятся обеспечить единство действий своих сторонников, организовать себе поддержку среди союзников.
Партии выступают инициаторами и штабами по разработке стратегических и тактических концепций, выражающих интересы и волю представляемых ими социальных общностей. В этом заключается содержание идеологической функции. Помимо разработки концепций идеологическая деятельность партий направлена на широкое распространение этих концепций и иных идей, отвечающих их целям.
Вторая группа функций, выполняемых партиями, характеризует их роль в политической системе:
- а) функция разработки и осуществления политического курса выражается в определении целей и политических ориентиров развития политической системы и общества в целом. Объем и эффективность выполнения этой функции зависят от положения партии в политической системе. Наибольшими возможностями обладают в данной сфере правящие партии. Они вырабатывают и формируют политику, которая определяет направленность движения всей социальной системы;
- б) функция борьбы за политическое руководство или упрочение и удержание своего руководящего положения — одна из главных в деятельности партий. Естественно, обладание государственной властью не единственная возможность способствовать удовлетворению и защите интересов социально-классовых сил. Этому служат и другие функции, например идеологическая. Вместе с тем основное средство осуществления партией групповых интересов — именно овладение государственной властью;
- в) организаторская функция выражается прежде всего в определенной кадровой политике, т. е. в деятельности по подбору, выдвижению (расстановке) кадров в самой партии и в других государственных и общественных организациях.
Эту организаторскую подфункцию партий в политических исследованиях нередко называют функцией политического рекрутирования — подбора кадров политических руководителей. Через свои политические кадры партия проводит политику в государственном аппарате и других организациях, распространяет свое политическое влияние в других институтах политической системы.
Помимо кадровой подфункции организаторская функция включает подфункцию контроля за исполнением принятых политических решений, а также подфункцию координации усилий своих организационных структур с усилиями других участников политического процесса.
Третья группа функций направлена на упорядочение внутрипартийной жизни, на обеспечение единства и согласия партийных рядов, на выработку ценностей и норм, сближающих членов и сторонников партии, на осуществление руководства деятельностью партийных рядов и т. п.
Все названные выше функции политических партий важны. Однако среди них целесообразно особо выделить такую функцию, как выработка программных установок, социально-экономической и политической стратегии для прихода партии к власти или в условиях соответствующих изменений в стране и мире. В том случае, если руководству партии удается разработать идеологически привлекательную и подтверждаемую практикой ценную доктрину, то это сразу расширяет ее социальную базу, в решающей степени способствует достижению положительных результатов на выборах. И, наоборот, чем крепче держится та или иная партия за устаревший теоретический и концептуальный багаж, тем труднее ей перестроиться и идти в ногу со временем.
Существование в партии нескольких фракций, направлений не ослабляет партию, а, наоборот, делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди разнообразных групп избирателей, учитывать многообразие социальных, экономических, политических интересов в обществе. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между различными фракциями и течениями.
Те слои общества, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжении длительного времени, составляют ее социальную базу, а избиратели, регулярно отдающие ей голоса на выборах, — ее электорат. Традиционной социальной базой социал-демократических партий в Европе был рабочий класс; либерально-демократические поддерживали средние слои (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели и т. д.); аграрные партии опирались на крестьянство; партии, занимавшие консервативные позиции, получали поддержку крупных собственников, части крестьянства и средних слоев. Примерно в середине XX в. ситуация изменилась. Крупные партии получают на выборах голоса избирателей, принадлежащих к различным группам населения. Так, за социал-демократов голосуют не только рабочие, но и служащие, интеллигенция, мелкие и средние собственники. Партии консервативной ориентации поддерживают рабочие и служащие, члены профсоюзов и предприниматели.
В программах партий обычно подчеркивается их намерение служить интересам различных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах. Вместе с тем на выборах в европейских странах (в значительной мере и в США) партии продолжают сохранять своеобразие, собственное политическое и идеологическое лицо. Например, от социал-демократов избиратели ожидают проведения сильной социальной политики, принятия новых или совершенствования существующих программ помощи социально незащищенных групп населения.
Систематизация политических партий
Политические партии во всем их реальном многообразии обладают не только внешне схожими функциями, но и определенными общими чертами. Это позволяет проводить их классификацию по различным основаниям. В основе типологии партий могут быть такие критерии, как их классовая природа, происхождение, внутренняя структура, особенности отношений членства, политические цели, положение в политической системе и др.
Наиболее часто встречающийся критерий типизации партий — идейные основания их деятельности, подразумевающие деление партий на доктринальные, нацеленные на пропаганду и воплощение в жизнь определенной идеологии (коммунистической, нацистской, либеральной, и т. д.), прагматические, ориентированные на защиту интересов определенного социального слоя или группы (предпринимателей, фермеров, лиц наемного труда, национальных меньшинств и т. д.), а также харизматические — объединившиеся вокруг лидера и призванные обеспечить ему популярность и поддержку. При этом в каждом из указанных типов существует дальнейшая дифференциация партийных объединений. В частности, среди доктринальных партий принято выделять религиозные и идеологические объединения.
Весьма характерной для современной политической науки является типизация партий в зависимости от оснований их образования. В связи с этим выделяют политические партии, образованные на основе таких критериев, как социальные (аграрные партии), этнические и национальные (ультралевая баскская партия «Эри Батасуна»[5]; ирландская партия «Шиннфейн», выступающая от имени всех ирландцев, проживающих в Ирландии и в Великобритании), демографические (Объединенная женская партия Бельгии), культурологические (партии любителей пива в Германии и в России, стремящиеся отстаивать права потребителей, определенный уровень потребительской культуры).
Немаловажное значение имеет дифференциация партий с точки зрения их организационной структуры. В данном случае принято выделять партии парламентские, лейбористские, авангардные. Структуру парламентских партий формируют их региональные отделения в различных регионах страны. Лейбористские партии сформированы на основе профсоюзов, когда все члены определенного отраслевого профсоюза автоматически являются членами связанной с ним политической партии. Авангардные партии построены на принципах территориально-производственного объединения (партийные ячейки в трудовых коллективах, по месту жительства и т. д.).
Довольно распространена типизация партий с точки зрения их отношения к правящему режиму. В связи с этим различают партии:
- • правящие и оппозиционные;
- • легальные и нелегальные (т.е. запрещенные и находящиеся вне закона);
- • партии-лидеры (т.е. оказывающие решающее влияние на принятие политических решений) и партии-аутсайдеры (лишенные такой возможности и находящиеся «на обочине» политической жизни);
- • партии, правящие монопольно (единолично) или в составе коалиции, и т. д.
Большое распространение в политологии получила классификация французского социолога Мориса Дюверже (р. 1917), положившего в основу типизации партий основания и условия приобретения партийного членства и в связи с этим выделявшего партии кадровые, массовые и строго централизованные.
Кадровые партии отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических деятелей, а основой их организационной структуры служит политический комитет. Они формируются, как правило, сверху, на базе различных парламентских групп, групп давления, объединений партийной бюрократии. Такого рода партии ориентированы прежде всего на участие в них профессиональных политиков и элитарных кругов, что предопределяет свободное членство и известную аморфность партийной организации. В современном мире к числу кадровых партий относятся Республиканская и Демократическая партии США, Радикальная партия во Франции и др.
Своеобразным антиподом кадровых партий являются массовые партии, само рождение которых стало результатом роста рабочего движения в конце XIX — начале XX в. Наиболее яркий пример массовой партии — основанная в 1875 г. Социал-демократическая партия Германии, насчитывавшая в своих рядах в начале XX в. более миллиона членов. Будучи детищем рабочего движения, массовые партии изначально создавались для политической и экономической борьбы, и в качестве их организационной базы чаще всего выступали профсоюзы. Они представляют собой централизованные образования, хорошо организованные и дисциплинированные, с уставным членством.
И наконец, для строго централизованных партий М. Дюверже считал характерным превращение идеологического компонента в основополагающее, связующее эти организации начало. Для таких партий, к которым относятся коммунистические и фашистские, согласно М. Дюверже, характерны наличие множества иерархических звеньев, строгая, почти военная дисциплина, высокая организованность действий и почитание политических вождей.
Широко распространена классовая типология политических партий. Основной характеристикой любой партии являются ее классовая природа и провозглашаемые ею конечные цели. Классовый облик определяется тем, интересы каких классов, социальных групп и слоев она выражает, защищает и проводит в жизнь. Этим во многом обусловливаются се стратегические задачи, конкретная политическая тактика, особенности и характер руководства и др.
По социально-классовому содержанию и идеологической направленности принято выделять четыре основные модели или типа политических партий: 1) коммунистическую; 2) социал-демократическую; 3) буржуазно-реформистскую; 4) консервативную (неоконсервативную)[6].
Политические партии также классифицируют в зависимости от их ориентации на ту или иную идеологию. В соответствии с этим признаком выделяются:
- а) левые партии, т. е. выступающие за ту или иную степень социального равенства, усиление регулирующих функций государства в экономике, за целенаправленную политику в отношении лиц наемного труда и социально ущемленных слоев (коммунистические, социалистические и социал-демократические партии различных стран мира);
- б) центристские партии, стремящиеся в своей деятельности примирить и согласовать интересы различных слоев общества, проводить политику в интересах большинства граждан (общенациональные и общегражданские партии различных стран);
- в) правые партии либерального толка, отстаивающие в своей деятельности ценности частной собственности и основанного на равноправной конкуренции свободного рынка, индивидуальные права и свободы и одновременно решительно выступающие против активного вмешательства государства в экономику и частную жизнь граждан (например, Республиканская партия США, Консервативная партия Великобритании, Христианско-демократический союз в ФРГ);
- г) правые партии националистического толка, ставящие на первый план интересы нации, сильного государства и общенационального единства, нацеленные на укрепление исторических сложившихся ценностей определенного народа и защиту их от разлагающего иностранного влияния (Националреспубликанская партия ФРГ, Национальный фронт во Франции, Национал-либеральная партия Румынии и т. д.).
Партийные системы
Политические партии, действующие в пределах определенной страны и политической системы, вместе составляют единое целое, именуемое партийной системой. Понятие партийной системы отображает способ взаимодействия различных партий в борьбе за власть. В зависимости от того, сколько партий реально и эффективно влияют на политическую жизнь социума, на основе обобщения существующих в современной политической науке и известных нам классификаций партийных систем[7], можно выделить:
- 1) беспартийные системы — это немногие сохранившиеся режимы и некоторые сохранившиеся диктатуры, налагающие запрет на деятельность других партий. В качестве примеров можно назвать своеобразные политические устройства Ирана (после самороспуска Исламской республиканской партии) и Ливии;
- 2) однопартийные системы, т. е. системы с единственной правящей партией, которые сегодня существуют при тоталитарных (КНДР, Куба), авторитарных либо переходных режимах (Китай, Сингапур, многие другие страны Азии и Африки). Здесь нужно выделить такое понятие, как партийное государство. В нем функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В партийном государстве все другие общественные организации также подпадают под партийный контроль и партийная система превращается в тоталитарную систему;
- 3) квазимпогопартийные системы, т. е. системы, при которых существует одна реально правящая партия. Под ее контролем для видимости многопартийности создаются и действуют разного рода «карманные партии» (Польша и ГДР эпохи социализма);
- 4) системы с одной доминирующей партией[8] — в таких системах могут существовать и претендовать на власть достаточно большое количество политических партий; при этом в течение десятилетий у власти в стране может бессменно находиться одна наиболее влиятельная и популярная партия, долгое время не имеющая серьезных конкурентов (например, Социал-демократическая партия Швеции, Либерально-демократическая партия Японии, Институционально-революционная партия Мексики);
- 5) двухпартийные системы — они имеют место, когда при наличии в стране большого количества партий общенациональной поддержкой пользуются и реально претендуют на власть две наиболее влиятельные, поочередно сменяющие друг друга у руля государственного управления партии (например, Лейбористская и Консервативная (тори) партии в Великобритании, Республиканская и Демократическая партии в США);
- 6) системы «двух с половиной партий» , при которых в масштабах страны действуют и реально претендуют на власть две примерно равные по силам и популярности партии (70—80% поддержки) и независимо от них действует гораздо менее влиятельная третья. При этом победу в споре за власть одерживает та одна из двух «сильных» партий, которой удается привлечь на свою сторону (в коалицию) более слабую третью. Яркий пример — ФРГ, где регулярно соперничающие в борьбе за большинство в парламенте и право формировать правительство социал-демократы (СДПГ) и демохристиане (ХДС/ХСС) одинаково стремятся получить поддержку менее сильных — Свободной демократической партии (СвДП) либо партии «зеленых» ;
- 7) упорядоченные многопартийные системы, для которых свойственно наличие ограниченного числа (обычно не более четырех-пяти) влиятельных политических партий. Последние способны достичь соглашения между собой и сформировать устойчивое правительство (Бельгия, Нидерланды);
- 8) беспорядочные многопартийные системы — они существуют, когда в стране насчитывается более пяти примерно равных по силе политических партий, которые находятся в состоянии острой конфронтации между собой, не способны прийти к долговременному соглашению и совместно сформировать и длительное время поддерживать коалиционное правительство (пример тому — Италия, где лидеры представленных в парламенте многочисленных партий не в состоянии на долгое время договориться о создании правительства, и поэтому кабинеты министров могут меняться несколько раз в год).
Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том или ином государстве партии легко подсчитать, количественный метод типизации партийных систем несовершенен: демонстрируя численность партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных решений. Поэтому предпочтительнее типологии партийных систем, основанные на качественных характеристиках их деятельности. В этом контексте, учитывая характер правления, можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных системах, а учитывая доминирующие в государстве ценности, — о системах социалистических и буржуазных.
В формировании партийных систем большую роль играет действующее законодательство, прежде всего избирательные законы. Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам оппозиционных партий определенной направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединениям. Там, где действуют избирательные системы мажоритарного тина, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу политических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий. В обществе с множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, многочисленными каналами и институтами артикуляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для создания многопартийных систем. Именно последние, как показан мировой опыт политического развития, выступают наиболее оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества.
Говоря о достоинствах двухпартийной системы, ученые и практики приводят следующие аргументы.
Во-первых, двухпартийная система способствует постепенному смягчению идеологических конфликтов между партиями и их постепенному переходу на более умеренные позиции. А это делает политическую систему более устойчивой.
Во-вторых, она позволяет одержавшей победу на выборах партии сформировать не подверженное кризисам правительство. Действительно, если в парламенте представлены лишь две партии, то одна из них непременно имеет абсолютное большинство мест и вынести вотум недоверия ее лидеру невозможно.
В-третьих, с точки зрения избирателя, несомненное достоинство двухпартийной системы в том, что она облегчит выбор при голосовании. Не нужно читать десятки партийных программ или, часами сидя у телевизора, вникать в рассуждения «говорящих голов»; партий всего две, и соотнести собственные интересы с их программами не так уж сложно.
В-четвертых, только двухпартийная система позволяет приблизиться к идеалу ответственного правления, который играет важнейшую роль во всех без исключения теоретических моделях демократии. Одна из партий находится у власти, другая — в оппозиции. Если избиратели недовольны работой правительства, они используют выборы для того, чтобы отправить его в отставку.
В заключение следует заметить, что история политической мысли отводит важное место отношению к политическим партиям, и это отношение не всегда было однозначным. Со времен Античности устоявшейся традицией политической мысли является антипартизм, т. е. критическое, отрицательное отношение к партиям. В них видели силу, противостоящую государственному единству, причину мятежей, силу, подрывающую государственные структуры, вызывающую конфликты между согражданами, препятствующую выражению общей воли.
Наряду с антипартизмом постепенно развивалась и укреплялась линия более нейтрального, взвешенного, подчас даже позитивного отношения к партиям. Так, итальянский ученый Николо Макиавелли (1469—1527) видел полезность партий во взаимном контроле. Английский философ Френсис Бэкон (1561 — 1626) считал, что государство, умело маневрируя между париями, может повысить свою политическую стабильность. Ж. Ж. Руссо также признавал важную роль партий в совершенствовании политической системы, регулировании общественных интересов. Постепенно утвердилась идея о взаимосвязи партий, с одной стороны, и свободы и демократии — с другой. Ш. Л. Монтескье рассматривал партии как показатель демократичности политического строя, характеризующий качество и степень свободы. Западные политологи в своем большинстве рассматривают политические партии как необходимый элемент политики, ее двигатель, силу, определяющую направление действий правительства. Ныне политические партии являются важнейшим инструментом парламентаризма и демократии.
- [1] В России это Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» .
- [2] См.: Венгеров А. В. Теория государства и права: учеб. пособие для ССУЗов. 2-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2011. С. 101.
- [3] Eldersveld S. Political Parties in American Society. N. Y., 1982. P. 21.
- [4] Подробнее см.: Чудинова И. М. Основы политологии: учеб. пособие. Красноярск. 1995. С. 137; Общая и прикладная политология: учеб. пособие / пол общ. ред. В. И. Жукова. Б. И. Краснова. М., 1997; Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М. 2000.
- [5] «Эри Батасуна» («Народное единство») создана в 1978 г., легализована в 1986 г. Является политическим крылом «Эускади та Аскатасупа» (ЭТА) — террористической организации баскских сепаратистов. Программа «Эри Батасуна» предусматривает объединение грех баскских провинций Испании, трех баскских провинций Франции и Наварры в единое социалистическое баскское государство.
- [6] См.: Буржуазные партии и политическая борьба в странах Востока. М., 1987. С. 14−15.
- [7] Подробнее об этом см.: Пушкарева Т. Партии и партийные системы: концепции М. Дюверже // Социально-политический журнал. 1993. № 9−10; Сиверцео М. А. Российская политическая культура и перспективы многопартийности // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 1; Эллис З. Политические партии и возобновление истории // Полис. 1994. № 2; Тимошенко В. И. Российская многопартийность сегодня // Социально-политический журнал. 1994. № 11 — 12; Журавлева Л. Н. Политические партии и партийные системы // Там же. 1996. № 3; Горбачев В. Г. Становление многопартийности. Региональный аспект // Там же. 1998. № 3.
- [8] Господствующая партия (термин, предложенный М. Дюверже в 1961 г.) контролирует, как правило, голоса более 35% избирателей. Находясь, долгое время у власти, такая партия отождествляет себя со страной в целом. Определенное преимущество такой партийной системы заключается в стабильности правительства. Главный недостаток — опасность застоя, косности, так как долгое господство одной партии может привести к вытеснению парламентской игры, публичной политики тайной закулисной борьбой, скрытой от избирателей.