Бухгалтерский учёт финансовых результатов и использования прибыли
![Реферат: Бухгалтерский учёт финансовых результатов и использования прибыли](https://niscu.ru/work/7183120/cover.png)
По экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и не явные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы); Брутто-прибыль — включает финансовые результаты от операционной… Читать ещё >
Бухгалтерский учёт финансовых результатов и использования прибыли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются показателями полученной прибыли и уровня рентабельности. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, создающие основу экономического развития фирмы.
Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из главных причин банкротства. Стремление к получению прибыли ориентирует предприятия на увеличение объема производства и снижение затрат.
Предприятие всегда определяет в качестве своей главной стратегической цели — получение максимальной прибыли и формирует в соответствии с этим критерием финансовую стратегию, пакет заказов, производственную программу, учетную политику, перспективные, годовые и оперативные планы.
Иногда, в целях сохранения квалифицированных кадров, предприятие направляет значительные средства в фонд оплаты труда, тем самым, увеличивая издержки производства и, соответственно, уменьшая массу прибыли. Но все подобные шаги носят тактический характер и, в конечном счете, подчинены решению главной стратегической задачи — получению возможно большей прибыли.
Предприятия получают прибыль главным образом от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов деятельности: сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на фондовых и валютных биржах и т. д. (рисунок 2).
Прибыль — часть чистого дохода предприятия, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше рентабельной продукции реализует предприятие, тем больше оно получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты следует изучать в тесной связи с показателями использования и реализации продукции.
Объем реализации, прибыль, рентабельность зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельностью предприятия. Иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. Чем больше прибыль и выше рентабельность, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.
![Модель формирования прибыли.](/img/s/9/57/1999857_1.png)
Рисунок Модель формирования прибыли Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:
- 1) систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
- 2) определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;
- 3) выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;
- 4) оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;
- 5) разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Цель анализа — определить реальную величину чистой прибыли, стабильность основных элементов балансовой прибыли, тенденции их изменения и возможности использования для прогноза прибыли, оценить «зарабатывающую» способность предприятия.
В процессе анализа используются показатели прибыли, которые имеют следующую классификацию:
- 1) по видам хозяйственной деятельности различают прибыль от основной (операционной) деятельности, которая включает прибыль (убыток) от продаж и прочие доходы и расходы; прибыль (убыток) до налогообложения; чистая прибыль (убыток) отчетного периода;
- 2) по составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, прибыль от продажи продукции, прибыль до налогообложения, чистую прибыль.
Маржинальная прибыль — это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.
Прибыль от продаж — это разность между маржинальной прибылью и постоянными затратами предприятия.
Брутто-прибыль — включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, прочие доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала).
Прибыль до налогообложения - это результат после выплаты процентов кредиторам.
Чистая прибыль — это сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций, и прочих обязательных отчислений;
- 3) по характеру налогообложения различают налогооблагаемую прибыль и не облагаемую налогом прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается;
- 4) по степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде;
- 5) по экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и не явные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы);
- 6) по характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную (нераспределенную) и потребляемую.
Капитализированная прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия.
Потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам предприятия.
Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия используется маржинальная прибыль; для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи — прибыль от реализации продукции до выплаты процентов и налогов; для оценки доходности совокупного капитала — общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов; для оценки рентабельности собственного капитала — чистая прибыль; для оценки устойчивости роста предприятия — капитализированная (реинвестированная) прибыль.
Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли для разных категорий заинтересованных лиц. Для собственников предприятия важен конечный финансовый результат — чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочения своих рыночных позиций. Для кредиторов размер чистой прибыли, который остается собственнику, не представляет интереса. Их больше интересует общая сумма прибыли до уплаты процентов и налогов, поскольку из нее они получают свою часть за вложенный капитал. Государство же интересует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет. Поэтому желательно, чтобы внутренняя и внешняя финансовая отчетность давала сведения о финансовых результатах именно в таком разрезе.
Основными источниками информации для анализа финансовых результатов деятельности предприятия служат данные аналитического бухгалтерского учета по счетам реализации, а также «Бухгалтерский баланс» (Приложение № 1 к приказу), «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение № 1 к приказу), «Отчет об изменениях капитала» (Приложение № 2 к приказу), «Отчет о движении денежных средств» (Приложение № 2 к приказу), «Пояснения к балансу и отчету о прибылях и убытках» (Приложение № 3 к приказу) годовой и квартальной отчетности, соответствующие таблицы бизнес — плана предприятия.
Начиная с отчетности за 2010 год организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям новых форм отчетности, а дополнительное раскрытие информации излагаются в соответствующих пояснениях.