Нормативное регулирование бухгалтерского учета готовой продукции
![Реферат: Нормативное регулирование бухгалтерского учета готовой продукции](https://niscu.ru/work/7182819/cover.png)
На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Министерство финансов РФ. Одним из основных условий, обеспечивающих прозрачность бухгалтерской отчетности, является применение всеми предприятиями и организациями России единых правил организации учета аналогичных хозяйственных объектов и процессов, унифицированных требований к раскрытию информации… Читать ещё >
Нормативное регулирование бухгалтерского учета готовой продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
По учету готовой продукции и ее реализации разработано множество документов, имеющих отраслевую специфику. Но одновременно с этим учет готовой продукции, работ, услуг рассматривается и в основополагающих документах по бухгалтерскому учету.
Целью нормативного регулирования бухгалтерского учета является обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов.
Регулирование бухгалтерского учета в России на сегодняшний день осуществляется посредством четырехуровневой системы нормативов [18, с. 72]:
- — первый уровень — Законы Российской Федерации и Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;
- — второй уровень — система национальных бухгалтерских стандартов — положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), инструкций по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях;
- — третий уровень — методические указания, учитывающие отраслевую специфику, планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, рекомендации и иные аналогичные им документы;
- — четвертый уровень — внутренние рабочие документы конкретной организации.
Таким образом, первый уровень составляют законы и иные законодательные акты, регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета.
Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Также важным документом этого уровня является Гражданский кодекс РФ, в котором законодательно закреплены многие вопросы учетной работы, раскрыт механизм договорной работы, заложены подходы к отражению конкретных хозяйственных операций в бухгалтерском учете [18, с. 74].
Особняком в первой группе документов стоит Налоговый кодекс РФ, в котором определены некоторые вопросы, связанные с бухгалтерским учетом.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» определяет единые правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.
В Законе дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете.
Законом определено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, возложена на руководителей организаций.
В Законе изложены основные требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств, а также к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета [26, с. 54].
На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Министерство финансов РФ. Одним из основных условий, обеспечивающих прозрачность бухгалтерской отчетности, является применение всеми предприятиями и организациями России единых правил организации учета аналогичных хозяйственных объектов и процессов, унифицированных требований к раскрытию информации в отчетности — Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). ПБУ — это национальные стандарты бухгалтерского учета России.
Таким образом, второй уровень системы нормативного регулирования формируют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые только Минфином России. В настоящее время в России разработаны и утверждены множество положений по бухгалтерскому учету и отчетности, каждое ПБУ посвящено одной теме бухгалтерского учета. Они призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете.
Положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета. Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов [25, с. 16].
С 1 января 2002 года вступило в действие Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 года № 44н (ПБУ-5/01), которое отражает порядок учета сырья, материалов, готовой продукции и товаров.
К документам третьего уровня относятся методические указания по ведению бухгалтерского учета, в том числе в инструкциях, рекомендациях. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т. е. в Законе о бухгалтерском учете и положениях по бухгалтерскому учету. Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами [18, с. 76].
Важнейшим документом этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. В учете готовой продукции применяются «Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2001 года № 119н.
Четвертый уровень в системе регулирования занимают рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах, а также внутренние инструкции и организационно-распорядительная документация.
Основными рабочими документами конкретной организации являются [21, с. 62]:
- — документ по учетной политике предприятия;
- — утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
- — графики документооборота;
- — утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;
- — утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.