Соотношение международного таможенного права с международным экономическим правом
Нормы, регулирующие международные таможенные отношения, могут содержаться как в специальных таможенных конвенциях, так и в различных договорах и соглашениях, предмет которых лишь косвенно касается таможенных вопросов. Примером могут служить в первую очередь торговые договоры. Например, в ст. 2 Торгового соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины устанавливается, что… Читать ещё >
Соотношение международного таможенного права с международным экономическим правом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вопрос о соотношении международного таможенного права и международного экономического права в юридической науке является дискуссионным. По этой проблеме имеются две противоположные точки зрения. Одни ученые полагают, что международное таможенное право является подотраслью международного экономического права. К ним относятся: В. А. Василенко[1], Б. И. Кучер[2].
Другие придерживаются мнения, что международное таможенное право и международное экономическое право представляют собой разные отрасли международного публичного права (В. В. Мицик, К. Г. Борисов, К. К. Сандровский)[3].
Как уже было доказано выше, международное таможенное право не входит в систему международного экономического права, поскольку международное экономическое право регулирует международные экономические (хозяйственные) отношения, складывающиеся между субъектами международного права — государствами и межправительственными международными организациями.
Здесь следует согласиться с В. М. Малиновской в том, что международное таможенное право составляют принципы и нормы, регулирующие экономические и неэкономические отношения в сфере международного таможенного сотрудничества. Эти отношения носят публично-правовой характер, что доказывает также включение международного таможенного права в систему международного публичного права, а не в систему международного частного права[4].
Международное таможенное право связано с международным торговым правом как подотраслью международного экономического права, но предмет регулирования у них несколько различается. Они регулируют перемещения товаров и транспортных средств, но международным таможенным правом регламентируются отношения, связанные с перемещениями, возникающими не только в рамках международной торговли (перемещения товаров и транспортных средств не в предпринимательских целях, перемещения физическими лицами товаров для личного пользования, перемещения товаров в процессе культурного обмена — в рамках выставочной деятельности и т. д.), но и в процессе сотрудничества по вопросам разработки и обеспечения порядка и правил перемещений в рамках всего международного товарооборота. Международное таможенное право, международно-правовое регулирование в таможенной сфере направлено на облегчение международной торговли, поскольку таможенные аспекты международной торговли имеют большое значение для ее эффективного развития. Все таможенные процедуры напрямую влияют на процессы международного товарообмена. Без них невозможна сама международная торговля и ее регулирование со стороны государств и международного сообщества. Таможенные аспекты международной торговли носят технический характер, они опосредуют международную торговлю, и, составляя в целом таможенное дело, представляют собой весомый инструмент в руках государств по регулированию международной торговли в своих интересах.
Таким образом, международное таможенное право и международное экономическое право тесно связаны друг с другом, но в то же время имеют собственные предметы регулирования. Международное таможенное право опосредует международную торговлю. Международное таможенное право связано с международным экономическим правом и международным торговым правом, поскольку тесно соприкасаются сами международные таможенные отношения, международные торговые отношения, международные экономические отношения. Таможенные инструменты являются основными регуляторами внешнеторговой деятельности. Например, ВТО в своей деятельности затрагивает международные таможенные отношения и создает нормы международного таможенного права, что свидетельствует о тесной связи международного экономического и международного таможенного права.
Нормы, регулирующие международные таможенные отношения, могут содержаться как в специальных таможенных конвенциях, так и в различных договорах и соглашениях, предмет которых лишь косвенно касается таможенных вопросов. Примером могут служить в первую очередь торговые договоры. Например, в ст. 2 Торгового соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины устанавливается, что договаривающиеся стороны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации в том, что касается таможенных пошлин и сборов, применяемых в отношении импорта и экспорта, включая методы взимания таких пошлин и сборов, положений, относящихся к таможенной оценке.
Связь международного таможенного права и международного экономического права проявляется в следующем.
- 1. Нормы международного экономического права зачастую влияют на нормы международного таможенного права. Они учитываются при разработке норм международного таможенного права. Нормы международного экономического права обусловливают необходимость разработки тех или иных международных таможенных норм (например, в процессе создания экономических интеграционных объединений всегда затрагиваются таможенные вопросы).
- 2. От эффективности норм международного таможенного права будет зависеть и эффективность норм международного экономического права (степень достижения поставленных целей с минимально необходимыми затратами, усилиями международного сообщества).
- 3. Цели международного таможенного права — защита таможенными средствами экономической безопасности государств, содействие развитию международных обменов, международного товарооборота, в том числе и международной торговли. Естественно, что эти цели тесно связаны, а их достижение зависит от цели международного экономического права — установления выгодных международно-правовых основ экономического сотрудничества государств.
- 4. Взаимодействие международного таможенного права с внутригосударственным таможенным правом. Нормы международного публичного права создаются государствами как его первичными субъектами в процессе разностороннего сотрудничества в различных сферах в соответствии с их внутренними и внешними потребностями и интересами, т. е. опираясь на нормы своего внутригосударственного права. Международное и внутригосударственное право — это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы. Международное право и внутригосударственное право находятся в постоянном соприкосновении, оказывая воздействие друг на друга. Соотношение международного права и внутригосударственного права — это отношения прямых и обратных связей, которые в комплексе образуют взаимодействие системы. Соотношение международного права и внутригосударственного права легально закреплено.
В п. 4 ст. 15 Конституции РФ установлено: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» .
В связи с вышеизложенным, в системе таможенного права России можно условно выделить две составные части: 1) внутригосударственное право и 2) международное таможенное право в той его части, в которой Россия является участником международных таможенных конвенций, т. е. международных договоров в области таможенного дела.
Нормы международного права и внутригосударственного права зачастую используются комплексно, о чем свидетельствуют как положения международных соглашений, так и нормы национальных правовых актов.
Международное таможенное право является ориентиром для национального таможенного законодательства, об этом свидетельствует и п. 4 ст. 15 Конституции РФ.
Россия стремится построить свое таможенное законодательство в соответствии с общепринятыми международными нормами и практикой.
Приведение российских правовых актов в соответствие с нормами международного права является закономерной тенденцией и одной из главных черт правового государства.
Принятый ТК ТС практически полностью основывается на международно-правовых положениях Киотской конвенции, к которой Россия не так давно присоединилась.
Международное таможенное право занимает значительный нормативный объем современного таможенного права России. Этот массив составляют в основном специальные таможенные конвенции. Российская Федерация участвует в целом ряде многосторонних таможенных конвенций: Киотская конвенция; Конвенция МДП; Конвенция о ГС; Международная конвенция о взаимной административной помощи для предотвращения, расследования и наказания за таможенные правонарушения от 9 июня 1977 г.; Конвенция АТА; Стамбульская конвенция.
Россия является участницей более 50 многосторонних договоров по таможенному делу, заключенных в рамках СНГ. Разнообразные соглашения по таможенному сотрудничеству заключаются на двустороннем уровне. Россия также участвует более чем в 80 двусторонних соглашениях по таможенным вопросам.
В рамках участия России в ТС ЕврАзЭС частью национальной правовой системы стали более 100 региональных соглашений по таможенным вопросам и вопросам внешнеторговой политики.
Международные конвенции, участницей которых является Россия, имеют примат над национальным законодательством. Таким образом, это означает, что если в международном договоре содержатся иные правила, чем те, которые предусмотрены национальным таможенным законодательством, будут применяться нормы международного договора.
Если международный договор содержит нормы прямого действия, то они, как правило, не воспроизводятся в национальном законодательстве и применяются непосредственно. Так, например, в ТК ТС нет положений, повторяющих Конвенцию о международных дорожных перевозках. Однако существуют конвенции, которые не имеют прямого действия, а содержат принципы, которые должны быть имплементированы (прописаны) в национальном законодательстве страны, присоединившейся к такой конвенции. По такому принципу построена Киотская конвенция.
- [1] См.: Василенко В. А. Основы теории международного права. Киев, 1988. С. 234.
- [2] См.: Кучер Б. И. Международный экономический правопорядок. Киев, 1988. С. 57.
- [3] См.: Буткевич В. Г., Мицик В. В., Задорожній О. В. Міжнародне право. Основи теорії. Підручник. Киев, 2002; Борисов К. Г. Указ. соч.; Сандровский К. К. Указ. соч.
- [4] Малиновская В. М. Указ. соч. С. 54.