Центральное и местное управление
Приказы, с одной стороны, полностью подчинялись царю и Боярской думе, не имели никакой самостоятельности в решении дел, с другой — давили на органы местного управления. Компетенция нескольких приказов носила областной характер. Особое место занимала группа дворцовых приказов, ведавших обслуживанием царского семейства и двора. В военное время из податных сословий собирали даточных и посошных людей… Читать ещё >
Центральное и местное управление (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В области управления правительство шло по пути бюрократической централизации. ВXVII в. приказная система стала гораздо более разветвленной и громоздкой, чем в предыдущем столетии. С расширением территории, усложнением и оживлением государственной, хозяйственной жизни число центральных ведомств быстро росло. Существовало до 80 приказов, но постоянных — в двое меньше.
Между приказами отсутствовало четкое разделение функций. Одни ведали какой-либо отраслью управления в масштабе всей страны.
Приказы, с одной стороны, полностью подчинялись царю и Боярской думе, не имели никакой самостоятельности в решении дел, с другой — давили на органы местного управления.
Компетенция нескольких приказов носила областной характер. Особое место занимала группа дворцовых приказов, ведавших обслуживанием царского семейства и двора.
Внешнеполитические функции были прерогативой Посольского приказа.
Обороной государства, а это тоже функция внешнеполитического характера, занималась группа военных приказов, одновременно имевших и некоторые внутриполитические функции.
Единства в распределении дел между приказами не существовало. Вся эта громоздкая система с трудом поддавалась контролю верховной власти.
Темные стороны приказного строя — не разбериха в компетенции, мелочная опека сверху и столь же мелочное давление самих приказов на местные органы управления, знаменитая московская волокита и взяточничество — вызывали нарекания подданных, нередко поднимавших восстания, направленные, среди прочего, и против приказных злоупотреблений.
Суд и армия. Высшими судебными инстанциями были царь и Боярская дума. Основная масса судебных дел решалась в приказах, а также воеводами, помещиками и вотчинниками. Характерно, что органы государственной власти и управления ведали судом. Суд отличался самовластием приказных, местных начальников, волокитой и мздоимством. Наряду с состязательным процессом (выслушивание показаний истца и ответчика), все большее распространение получал сыскной с его доносами и арестами, очными ставками и пытками.
Русское войско формировалось из служилых людей по отечеству (феодалы из думных, московских чинов, городовых дворян и детей боярских), служилых людей по прибору (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.), нерусских народов — башкир, татар и др. Дворяне являлись на службу в города и полки дважды в году или в военные походы вместе со своими вооруженными слугами. Приборные комплектовались из вольных, охочих людей, родственников самих стрельцов и др.
В военное время из податных сословий собирали даточных и посошных людей для вспомогательных работ в войске и участия в военных действиях.
С 1630 г. началось создание полков нового строя — солдатских, рейтарских, драгунских. Таким образом, система органов власти центрального и местного управления, а также армия и суд претерпели некоторые изменения в период правления новой династии русских царей — Романовых.