Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственный финансовый контроль

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В разработанном Счетной палатой проекте системы стандартов идет опора на ревизионные стандарты ИНТОСАИ, международные стандарты аудита МСА и утвержденные Правительством Российской Федерации стандарты аудиторской деятельности в России. Имея в виду, что применение международных стандартов необходимо рассматривать через призму конституционных, юридических и других условий деятельности Счетной палаты… Читать ещё >

Государственный финансовый контроль (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственный финансовый контроль

Финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных контрольных органов по проверке финансовой деятельности экономических субъектов в лице предприятий, учреждений, организаций, государства.

Государственный финансовый контроль — одна из важнейших функций государственного управления, которая направлена на вскрытие отклонений от принятых стандартов законности, целесообразности и эффективности управления финансовыми ресурсами и иной государственной собственностью, а при наличии таких отклонений — на своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер.

В России ГФК, главным образом, реализуется в регламентированной законодательством деятельности специальных государственных органов (Счетная палата РФ, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ), а также через такие виды контроля, как казначейский, налоговый, валютный, банковский.

В соответствии с пунктом 1.3 Декларации принципов деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации, принятой на IV конференцией Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации 5.12.2002 года, главной целью деятельности таких контрольных органов в Российской Федерации является повышение эффективности управления государственными и муниципальными ресурсами для обеспечения финансовой стабильности, поступательного развития экономики и социальной сферы общества, улучшения качества жизни российских граждан, усиления безопасности государства.

За рубежом органы финансового контроля уже давно стали неотъемлемой составляющей демократического общества и обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами.

Со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) начали действовать международные нормы и правила, в том числе и финансовый контроль на международном уровне.

Важнейшими международными контролирующими органами являются Международная организация контрольных органов (ИНТОСАИ), Международная ассоциация бухгалтеров.

ИНТОСАИ — это международная организация высших контрольных органов, действующая под покровительством Организации Объединенных Наций или ее специализированных агентств. Она была создана в 1953 году представителями высших органов финансового контроля 34 государств на первом конгрессе, проведенном на Кубе. В настоящее время ее членами являются более 180 высших контрольных органов.

ИНТОСАИ является автономной, независимой, неполитической, неправительственной организацией, созданной в качестве постоянного института для обмена идеями и опытом в сфере внешнего аудита между высшими органами финансового контроля государств мира. ИНТОСАИ дает аудиторам всего мира возможность обмена информацией, представляющей взаимный интерес, а именно, информацией о современных наработках в сфере аудита и применения профессиональных стандартов и лучших методологий. Она имеет консультативный статус при Экономическом и социальном совете ООН.

Римская декларация с точки зрения международного права не имеет обязательного характера, но является квинтэссенцией международного опыта организации ГФК. Государство, принявшее за основу принципы Лимской декларации, соглашается с постулатами, принятыми международным сообществом при обобщении исторического опыта организации и осуществления ГФК, из которых и вытекают эти принципы.

Признанная как одна из важнейших организаций в сфере контроля государственных финансов, ИНТОСАИ издает международные директивы в сфере финансового управления, разрабатывает методологические подходы, связанные с этой сферой, осуществляет учебные мероприятия и способствует обмену информацией между своими членами.

Этими органами на основе нормативно-правовых баз развитых стран мира формируется нормативно-правовая база внешнего международного финансово-экономического контроля.

Важнейшими нормативными актами являются Лимская декларация руководящих принципов контроля, Международные стандарты контрольно-ревизионной деятельности, Этический кодекс ИНТОСАИ для аудиторов в государственном секторе.

Базовым концептуальным документом Международной организации высших органов аудита, является Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 году в городе Лиме (Франция).

Декларация закрепляет мнение о том, что независимые органы государственного бюджетно-финансового контроля являются непременным атрибутом демократического общества, обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами.

Лимская Декларация указывает, что для достижения рационального и эффективного управления государственными финансовыми средствами необходимо незамедлительно создать в каждом государстве высший орган финансового контроля, независимость которого должна быть закреплена в законодательном порядке. Это в равной степени распространяется на субъекты федеративных государств, особенно там, где они обладают высокой степенью суверенности, в первую очередь в бюджетно-финансовой сфере, как это имеет место в России.

Основные принципы финансового контроля ИНТОСАИ, которые легли в основу организации государственного финансового контроля в Российской Федерации, являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

Принцип законности предусматривает наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами.

Независимость органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется действующим законодательством.

Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий.

Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны.

Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям.

Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля.

Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

Высшие контрольные органы играют главную роль в аудите государственных финансов и в развитии прозрачных финансовых систем и подотчетности правительств.

В международной практике уделяется особое внимание стандартизации процедур проведения контрольных мероприятий и оформления их результатов, которые отражали бы не только отраслевую специфику, но и особенности хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, а также особенности управления государственными финансами со стороны министерств и ведомств.

Практика показывает, что необходимость обобщения и использования результатов контрольных мероприятий по определенным стандартам становится актуальной и в России. На современном этапе развития рыночных отношений в Российской Федерации происходят радикальные преобразования в области финансово-экономического управления в соответствии с Международными стандартами контрольно-ревизионной деятельности.

В разработанном Счетной палатой проекте системы стандартов идет опора на ревизионные стандарты ИНТОСАИ, международные стандарты аудита МСА и утвержденные Правительством Российской Федерации стандарты аудиторской деятельности в России. Имея в виду, что применение международных стандартов необходимо рассматривать через призму конституционных, юридических и других условий деятельности Счетной палаты Российской Федерации, а принятые стандарты проведения проверки финансовой отчетности в негосударственном секторе могут быть применимы для государственных аудиторов.

Внутри разрабатываемой, системы условно стандарты разделены на 9 групп со следующими наименованиями:

  • — Стандарты, определяющие общие правила и процедуры деятельности Счетной палаты.
  • — Стандарты внешнего аудита федерального бюджета.
  • — Стандарты внешнего аудита бюджетов государственных внебюджетных фондов.
  • — Стандарты финансового аудита.
  • — Стандарты аудита эффективности.
  • — Стандарты отчетности Счетной палаты по результатам контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности.
  • — Стандарты качества контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых Счетной палатой.
  • — Стандарты взаимодействия Счетной палаты с другими контрольными органами.
  • — Специальные стандарты.

Этический кодекс ИНТОСАИ для аудиторов в государственном секторе содержит подробный официальный перечень ценностей и принципов, которыми должны руководствоваться аудиторы в своей работе. Независимость, полномочия и ответственность аудитора государственного сектора предъявляют высокие этические требования к высшему контрольному органу (ВКО) и его сотрудникам. Этические нормы для аудиторов государственного сектора должны включать в себя как этические требования для гражданских служащих в целом, так и особые требования для аудиторов, включая их профессиональные обязательства.

Основываясь на Лимской декларации руководящих принципов контроля, этический кодекс ИНТОСАИ служит необходимым дополнением, усиливающим ревизионные стандарты ИНТОСАИ, принятые Комитетом ИНТОСАИ по ревизионным стандартам в июне 1992.

Этический кодекс ИНТОСАИ предназначен для каждого аудитора внутри каждого ВКО, включая главу ВКО, ответственных сотрудников и всех лиц, связанных с контрольной работой и результатами проверок. Предназначение этического кодекса ИНТОСАИ заключается в том, чтобы служить основанием для национального этического кодекса. Каждый ВКО несет ответственность за то, чтобы все его аудиторы были ознакомлены с ценностями и принципами, содержащимися в национальных этических кодексах, и действовали в соответствии с ними.

Аудиторы должны способствовать взаимному сотрудничеству и добрым отношениям. Профессионализм и взаимодействие аудиторов друг с другом являются важными элементами их профессиональных характеристик.

Общественное доверие и уважение к аудиторам в большой степени являются результатом общих достижений аудиторов, настоящих и прошлых. Поэтому в интересах аудиторов, так же, как и общественности, чтобы аудитор общался с коллегами беспристрастно и взвешенно.

Основополагающим требованием этического кодекса является честность. Аудиторы обязаны придерживаться высоких стандартов поведения (честности и искренности) в процессе своей работы и в своих отношениях с проверяемыми организациями.

Очень важно, чтобы аудиторы были независимы и беспристрастны не только в своей профессиональной деятельности, но и в общественном поведении.

Международная федерация бухгалтеров (МФБ) — организация, представителей бухгалтерской профессии многих государств. Она была образована в 1977 г. и находится в Нью-Йорке. Ее основная задача — организация один раз в четыре года всемирных конгрессов бухгалтеров. Она также имеет комитеты, которые содействуют международной гармонизации аудита и управленческого учета.

В сотрудничестве со своими 158 действительными и ассоциированными членами в 122 странах мира МФБ защищает общественные интересы, содействуя внедрению высоких стандартов качества в деятельность аудиторов и бухгалтеров во всём мире. Действительные и ассоциированные члены МФБ, являющиеся, главным образом, профессиональными национальными организациями в области аудита и финансовой отчетности, представляют 2,5 миллиона аудиторов и бухгалтеров, занятых в государственном секторе, промышленности и торговле, правительстве и академических организациях. Через свои независимые структуры, устанавливающие стандарты, МФБ разрабатывает международные стандарты по этике, аудиту и заданиям по подтверждению достоверности информации, образованию, а также стандарты финансовой отчётности в государственном секторе.

МФБ также разрабатывает методические рекомендации для профессиональных бухгалтеров, занятых в сфере предпринимательства, в малом и среднем бизнесе, а также для профессиональных бухгалтеров, практикующих в странах, где профессия находится на стадии становления. Служить общественным интересам, и с этой целью продолжать укреплять бухгалтерскую профессию во всем мире, содействовать укреплению экономики разных стран, разрабатывая и способствуя распространению принципа соблюдения высококачественных профессиональных стандартов, дальнейшему сближению этих стандартов в международном масштабе и высказывая точку зрения по общественно значимым вопросам, входящим в непосредственную компетенцию профессии.

В качестве одного из важных факторов, призванных содействовать решению назревших проблем повышения эффективности государственного финансового контроля в России, рассмотрим международную деятельность Счетной палаты. Ее главный смысл и предназначение в изучении, обобщении и использовании приемлемого для российских условий опыта международных организаций высших контрольных органов и национальных контрольно-ревизионных органов в осуществлении государственного финансового контроля. государственный финансовый контроль счетный Процессу становления Счетной палаты как независимого органа государственного финансового контроля способствовало вступление Счетной палаты в Международную, Европейскую и Азиатскую организации высших контрольных органов (соответственно ИНТОСАИ, ЕВРОСАИ и АЗОСАИ), а также в Международный консорциум по государственному финансовому управлению. Опыт этих организаций в области государственного финансового контроля, позволил по-новому подойти к решению целого ряда практических задач. Так, с учетом международных ревизионных стандартов, принятых ИНТОСАИ, проводится разработка ревизионных стандартов Счетной палаты. На базе документа, одобренного Конгрессом ИНТОСАИ, подготовлен Этический кодекс. На основе материалов АЗОСАИ проводится работа над методологией проверок эффективности использования государственных средств.

В ИНТОСАИ Счетная палата Российской Федерации вступила в 1995 году, с 2007 года Счетная палата РФ является членом Управляющего совета ИНТОСАИ. Счетная палата РФ принимает активное участие в работе основных подкомитетов и рабочих групп ИНТОСАИ, функционирующих в составе постоянно действующих комитетов ИНТОСАИ, в том числе возглавляет деятельность Рабочей группы по ключевым национальным показателям, созданной в соответствии с решением очередного Конгресса ИНТОСАИ, состоявшего в Мексике в 2007 году.

Сотрудничество между Счетной палатой РФ и иностранным высшим органом финансового контроля на двусторонней основе:

  • 1. регулярные двусторонние официальные встречи и рабочие контакты руководителей Счетной палаты РФ и высших органов финансового контроля зарубежных стран;
  • 2. участие в формировании и совершенствовании правовой базы двустороннего сотрудничества, в частности, подготовка и заключение договоров, соглашений, меморандумов и протоколов о сотрудничестве;
  • 3. обмен предложениями по формированию планов проведения совместных контрольных мероприятий;
  • 4. проведение совместных и параллельных контрольных мероприятий с направлением соответствующих заключений и рекомендаций органам государственной власти двух государств;
  • 5. разработка совместных инициатив и рекомендаций для реализации их в рамках деятельности международных организаций высших органов финансового контроля;
  • 6. осуществление совместных исследовательских проектов;
  • 7. развитие информационного и научного обмена;
  • 8. участие в информационном освещении двусторонних контактов Счетной палаты РФ с высшими органами финансового контроля зарубежных государств.

В современных условиях возрастает значение международного опыта организации и осуществления эффективных систем государственного финансового контроля для налаживания систематической и целенаправленной работы по совершенствованию правовых и институциональных основ деятельности Счетной палаты РФ.

Согласно стандартам ИНТОСАИ аудит эффективности используется параллельно с финансовым аудитом в качестве инструмента оценок эффективности, результативности и экономичности бюджетных программ и их влияния на социально-экономическое положение страны и отдельных регионов.

Помимо функции контроля аудит эффективности выполняет важную информационную функцию, так как предоставляет общественности точную и всеобъемлющую информацию о результатах деятельности государственных органов, эффективности использования бюджетных средств.

В настоящее время обсуждается перспектива приблизить систему финансового контроля в РФ к международным стандартам.

В первую очередь, необходимо принятие комплексных поправок к Бюджетному кодексу РФ и КоАП РФ для установления закрытого перечня нарушений бюджетного законодательства, ответственности за каждое бюджетное правонарушение, четкой регламентации применения бюджетных мер принуждения.

Сейчас этот список неполный, открытый, позволяет двойственно интерпретировать финансовые нарушения в одних и тех же эпизодах, при этом административная ответственность применяется только в трех случаях: нецелевое использование бюджетных средств, нарушения сроков возврата бюджетных кредитов и платы (процентов) за них.

Во-вторых, назрела насущная необходимость в концептуальном разграничении полномочий по финансовому контролю по линии Счетная палата — Росфиннадзор — ГРБС. В условиях перехода к «программному бюджету» Счетная палата в своей деятельности «смещает» акцент в сторону проведения аудита эффективности, хотя контрольно-ревизионная деятельность также сохраняется. Росфиннадзор является органом исполнительной власти, уполномоченным на рассмотрение дел об административных правонарушениях по результатам проверок соблюдения бюджетного законодательства, т. е. проводит последующий финансовый контроль.

Роль ГРБС, напротив, заключается в организации управления финансовыми рисками в целях упреждения нарушений и недочетов в своей системе, т. е. главным образом проводится предварительный и текущий финансовый контроль.

Кроме того, ГРБС должен проводить внутренний финансовый аудит в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, подтверждения полноты и достоверности бюджетной отчетности, оценки эффективности использования бюджетных средств и представления руководству рекомендаций по повышению эффективности бюджетных расходов. При этом ГРБС не наделен, какими-либо полномочиями по привлечению к административной или уголовной ответственности. ГРБС не является органом финансового контроля.

Финансовый контроль предлагается приблизить к принципам и стандартам, установленным Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской организацией высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ).

Что мы получим в итоге этих «приближений»? Будет введена обязанность для главного администратора бюджетных средств по внедрению и развитию системы внутреннего финансового контроля и аудита в полном соответствии с принципами и рекомендациями международных организаций, в т. ч. ИНТОСАИ и ЕВРОСАИ. После его принятия предстоит много работы по нормативно-правовому и методическому обеспечению процесса внедрения систем внутреннего финансового контроля и аудита, координационной работы.

Список используемой литературы

  • 1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ от 03.08.1998. — № 31. — Ст. 3824.
  • 2. Лимская декларация руководящих принципов контроля // Принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году.
  • 3. Бычков С. Систему контроля приблизят к международным стандартам / С. Бычков // Журнал «Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение». — 2012. — № 10.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой