Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система оптимизации зарядного напряжения аккумуляторной батареи автотранспортного средства на основе учета внешних воздействий и потребителей энергии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработан регулятор напряжения, с выходной зависимостью напряжения от температуры и от случайного подключения потребителей энергии к генератору, новизна и полезность которого подтверждена патентом Россииской. Федерации, который позволяет продлить срок службы аккумуляторной батареи и значительно сократить затраты на обслуживание и ремонт системы энергоснабжения, при общем повышении надежности… Читать ещё >

Содержание

  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • Сокращенные обозначения
  • ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРЯДНОГО НАПРЯЖЕНИЯ АККУМУЛЯТОРА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
    • 1. 1. Система энергоснабжения. автотранспортного средства
    • 1. 1. 1 Состав системы энергоснабжения автотранспортного средства
      • 1. 1. 3. Воздействия на аккумуляторную батарею
      • 1. 1. 4. Воздействия на генератор
      • 1. 1. 5. Воздействия на нагрузку
    • 1. 2. Методы оптимизации и анализа системы энергоснабжения автотранспортных средств2 1 1.2.1. Методы оптимизации параметров генератора и аккумуляторной батареи в системе энергоснабжения ЛвТС
      • 1. 2. 2. Методы исследования динамических характеристик системы энергопитания
    • 1. 3. Методы оптимизации зарядного напряжения аккумулятора
      • 1. 3. 1. Методы параметрической оптимизации зарядного напряжения
      • 1. 3. 1. Методы оптимизации зарядного напряжения аккумулятора по параметрам системы энергоснабжения. автотранспортного средства. л
      • 1. 4. 1. Развитие регуляторов напряжения
      • 1. 4. 2. Электронные регуляторы с контролем за параметрами элементов системы энергоснабжения ЛвТС
    • 1. 5. Выводы и постановка задачи
  • ГЛАВА II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОПТИМАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЙ, НАКЛАДЫВАЕМЫХ ПРОЧИМИ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ТОКА
    • 2. 1. Математически модель срока службы аккумуляторной батареи
    • 2. 2. Математические модели возмущающих воздействий на систему- энергоснабжения. автотранспортных средств
      • 2. 2. 1. Обобщенная математическая модель возмущающих воздействий на систему энергоснабжения автотранспортных средств
      • 2. 2. 2. Математическая модель тепловых воздействий на аккумуляторную батарею
      • 2. 2. 3. Зависимость стоимости электроосветительного оборудования от потребляемого им тока
      • 2. 2. 4. Закон распределения скорости е, ращения ротора генератора
    • 2. 3. оптимизация зарядного напряжения при температурных возмущениях 15 условиях ограничения, налагаемого прочими потреби гелями ТОКА
      • 2. 3. 1. Срок сл’жбы осветительных приборов в зависимости от напряжения их питания
      • 2. 3. 2. Принципы и критерии оптимизации зарядного напряжения
      • 2. 3. 3. Определение напряжения заряда аккумулятора при стабилизации его на одном уровне! О
      • 2. 3. 4. Оптимизация зарядного напряжения с контролем температуры аккумулятора
      • 2. 3. 5. Оптимизация зарядного напряжения с контролем температуры аккумулятора и подключения прочих потребителей энергии
    • 2. 4. Теоретический срок службы аккумулятора при разных вариантах регулирования напряжения
      • 2. 4. 1. Средний срок службы при постоянном напряжении генератора
      • 2. 4. 2. Средний срок службы яри напряжении генератора оптимизированном к изменениям температуры
      • 2. 4. 3. Средний срок службы при напряжении генератора оптимизированном к изменениям температуры и учитывающим подключение осветительных приборов
    • 2. 5. Выводы
  • ГЛАВА III. ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ РАДИОЭЛЕКТРОННОГО РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ Н, А АККУМУЛЯТОР
    • 3. 1. Функциональная модель регулятора зарядного напряжения
    • 3. 3. Определение условий устойчивости системы регулирования напряжения
    • 3. 4. Выводы
  • ГЛАВА IV. РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ
    • 4. 1. Математическое моделирование на ЭВМ системы энергоснабжения АвТС и результаты расчетов
      • 4. 1. 1. Математическое моделирование на ЭВМ температурных воздействий на аккумуляторную батарею
      • 4. 1. 2. Расчетное определение оптимального напряжения при его стабилизации на одном уровне
      • 4. 1. 3. Расчетное определение оптимальной зависимости зарядного напряжения от температуры при ограничении его изменения прочими потребителями тока
      • 4. 1. 4. Расчетное определение оптимальной зависимости зарядного напряжения от температуры при учете включения прочих потребителей тока

      4.1.5. Опреоемние срока-? службы аккумуляторной батареи при всех методах регулирования напряжения и при разных режимах эксплуатации Лн’ГС. 4.2. Радиоэлектронный регуля тор напряжения с контролем за параметрами системы жергоспаб’а’епия.

      4.3. Схемы проведения экспериментов.¡-

      4.3.1. Определение температурных параметров аккумулятора в реальных условиях Лв'1С. 112 4.3.1. Разрабпотка многоцелевого контроллера.¡-

      4.4. Сравнительный анализ экономической эффективности применения различных методов регулирования зарядного напряжения. аккумулятора АвТС.

      4.5.Выводы.

Система оптимизации зарядного напряжения аккумуляторной батареи автотранспортного средства на основе учета внешних воздействий и потребителей энергии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Снижение стоимости и повышение качества элементов и устройств вычислительной техники и систем управления привело к их массовому применению в автотра не пор н ы х средствах (АвТС). В связи с этим возрастают требования к качеству источников электрической энергии. К таким источникам энергии в АвТС относятся генератор и аккумуляторная батарея, совместно обеспечивающие все потребности в электрической энергии. Кроме того, при неработающем двигателе источником энергии на АвТС является только аккумуляторная батарея, от которой работают все потребители электрической энергии и осуществляется вращение вала двигателя внутреннего сгорания при запуске его с помощью стартера.

Экс п л у атаци о н н ы е характеристики и срок службы, а кку м у л я то р н о й батареи в сильной степени зависят от таких случайных воздействий среды, как температура, электрический ток потребителей и зарядного напряжения. Температурные воздействия на аккумуляторную батарею зависят от случайных изменений окружающей среды и температуры двигателя АвТС. Величины электрического тока определяются случайными моментами включения случайного числа всевозможных потребителей.

В настоящее время согласованная работа генератора, аккумуляторной батареи и потребителей энергии осуществляется регуляторами напряжения генератора переменного тока АвТС. Регуляторы напряжения, устанавливаемые на АвТС, отличаются низкой эффективностью регулирования напряжения заряда аккумуляторной батареи из-за неоптимальности своих передаточных характеристик и лишь частичного учета всего многообразия внешних воздействий. Регулируемое ими напряжение стабилизируется на одном уровне, величина которого выбирается из компромисса между потребностями аккумуляторной батареи и оптимальным напряжением питания остальных потребителей. Известные усовершенствования регуляторов, с учетом температурных воздействий на аккумуляторную батарею, в тоже время не учитывают подключаемые случайным образом потребители энергии.

Сказанное определяет актуальность решаемой в работе проблемы разработки алгоритмических методов и систем обеспечения оптимального зарядного напряжения на аккумуляторную батарею автотранспортных средств на ' основе совместного учета температурных воздействий и тока подключаемых случайным образом потребителей электрической энергии.

Целью диссертации является повышение срока службы аккумулятора и потребителей энергии в системе энергоснабжения автотранспортных средств за счет оптимизации напряжения заряда в зависимости от температурных воздействий и потребителей энергии.

Задача научного исследования состоит в разработке и исследовании методов и средств оптимизации системы регулирования напряжения в бортсети автотранспортного средства. Для достижения указанной цели в диссертации рассматриваются следующие задачи:

— создание математических моделей случайных температурных воздействий на аккумуляторную батарею и зарядного напряжения аккумуляторной батареи в зависимости от температурных и прочих воздействий;

— разработка критериев и выбор метода оптимизации зарядного напряжения ;

— оптн. у-.:, 1. &bdquo-дкого напряжения пои внешних гел-пгоатоных бозд/й.

4. 1. 1. 1 — «ствиях с учетом потребителей энергии;

— исследование динамических режимов работы контура регулирования напряжения, определение критериев устойчивости;

— разработка и исследование системы оптимизации зарядного напряжения аккумулятора автотранспортного средства.

Основные методы исследования. При решении поставленных в работе задач использован следующий математический аппарат: методы общей теории дифференциальных уравнений с применением аппарата преобразования Лапласа, точные численные методы расчета на ЭВМ по линеаризованным математическим моделям, эмуляция устройства на ЭВМ в реальном масштабе времени, обработка статистических данных с использованием полигауссовых моделей. Экспериментальные исследования производились на созданной автором экспериментальной автоматизированной установке и на автотранспортном средстве (автомобиле).

Научная новизна исследования представлена следующими результатами:

— разработаны математические модели случайных температурных воздействий на аккумуляторную батарею и срока службы аккумуляторной батареи от температуры и напряжения. Установлена нелинейная зависимость срока службы аккумуляторной батареи от температуры и напряжения заряда, а так же что температурные воздействия на аккумулятор сильно зависят от режима эксплуатации АвТС;

— разработаны критерии и принципы оптимизациипоказано, что основным критерием может являться надежность или обобщенные затраты на эксплуатацию электрооборудования АвТС;

— проведена оптимизация зарядного напряжения в зависимости от температуры аккумулятора и тока осветительных приборов;

— исследованы динамические характеристики системы энергоснабжения АвТС, определены ее передаточные характеристики и передаточные характеристики ее элементов и определены условия устойчивости системы;

Достоверность результатов работы, корректность выполненного анализа предложенных математических моделей объекта исследования подтверждена моделированием системы регулирования напряжения на ЭВМ с использованием предложенных алгоритмов и программ и сравнением полученных результатов с экспериментальными.

Практическая тленность работы состоит в следующем:

— разработаны методики, алгоритмы и программы расчета на основе моделей термовоздействий на аккумуляторную батарею и срока службы аккумулятора, которые могут служить эффективным средством создания систем оптимизации напряжения и позволяющие определять ресурс аккумулятора при разных вариантах регулирования напряжения;

— оптимизация напряжения заряда исходя из выбранных надежностных либо затратных критериев позволяет увеличить срок службы аккумуляторной батареи;

— найдены условия устойчивости системы регулирования зарядного напряжения, что позволило значительно увеличить устойчивость системы при регулировании напряжения в зависимости от температурных воздействий и тока потребителей энергии;

— разработан регулятор напряжения, с выходной зависимостью напряжения от температуры и от случайного подключения потребителей энергии к генератору, новизна и полезность которого подтверждена патентом Россииской. Федерации, который позволяет продлить срок службы аккумуляторной батареи и значительно сократить затраты на обслуживание и ремонт системы энергоснабжения, при общем повышении надежности ее элементов;

— разработана автоматизированная система проведения экспериментов по работе бортовых потребителей в условиях возмущающих воздействий окружающей среды, которая позволяет так же эмулировать систему оптимизации зарядного напряжения.

Внедрение результатов работы. В соответствии с конечными результатами, научными выводами и рекомендациями предложены, практически опробованы и внедрены следующие образцы техники:

Учебная лабораторная установка по курсам «Микропроцессоры в измерительной технике» и «Автоматизированные системы измерения, контроля и диагностики» в лаборатории кафедры Теоретической радиоэлектроники КГТУ им. А. Н. Туполева.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на научно-технических конференциях Казанского государственного технического университета (КАИ) в 1994, 1996, 1998 г. (г. Казань) — научно-технической конференции «XXI Гагаринские чтения». Московского государственного технического университета в 1996 г (г. Москва), 2-ой ВНТК «Электроника и информатика» ноябрь 1997 г.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ и получено положительное решение по заявке на патент Российской Федерации.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех разделов и заключения, содержит 132 страницы, 6 таблиц, 37 рисунков, список использованной литературы и 2 приложения на 8 страницах. Общий объем работы составляет 140 страниц.

Результаты работы внедрены в учебном процессе КГТУ им. А. Н. Туполева.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основное научное содержание работы состоит в исследовании системы электропитания АвТС и создании оптимального электронного регулятора напряжения. В отличие от ранее приведенных исследований проведена оптимизация выходного напряжения не только от температуры аккумулятора, но и от тока осветительных приборов, в условиях случайных температурных воздействий. Созданные в результате работы образцы устройства позволяют значительно повысить ресурс работы всех потребителей системы энергоснабжения АвТС. Результаты работы состоят в следующем:

Создана математическая модель срока службы аккумуляторной батареи АвТС.

Создана модель случайных температурных воздействий на аккумуляторную батарею, установленную на АвТС.

Выявлено, что распределение температуры и средняя температура аккумулятора зависят не только от климатической зоны., но и от режима эксплуатации АвТС.

Обоснован критерий оптимизации и получена методика определения оптимального напряжения для различных видов регулирования напряжения.

Определены передаточные характеристики объектов управления системы энергоснабжения АвТС. Выбрана передаточная функция для синтеза регулятора напряжения. На основе полученной общей передаточной характеристики системы определены условия ее устойчивости.

Получены алгоритмы и программы расчета оптимального напряжения в системе энергоснабжения АвТС, срока службы аккумуляторной батареи и затрат на эксплуатацию АвТС при разных методах оптимизации напряжения питания и режимах эксплуатации АвТС. /.

Результаты моделирования влияния методов регулирования напряжения на затраты показали высокую экономическую эффективность применения разработанного устройства, особенно для АвТС, находящихся в личном пользовании.

Проведенные эксперименты подтвердили пригодность математической модели термовоздействий и позволили получить данные для аккумулятора установленного на конкретной модели АвТС.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М., Тимофеев Ю. Л., Ваняев В. Я. Электрооборудование лвтомобилей — М., «Знание», 1977. — 387 с.
  2. Н.М. Электрооборудование автомобилей М.: Транспорт, 1982,-262 с.
  3. Н.М., Тимофеев ЮЛ., Ваняев В .Я. Электрооборудование автомобилей М.: «Знание», 1977, — 387 с.
  4. Ю.М. Электрооборудование автомобилей и тракторов -М.: Машиностроение, 1967, — 280 с.
  5. С.П. Электрооборудование автомобилей М.: Транспорт, 1977, — 290 с.
  6. М.Ф., Галицкий E.H., Фролов В. А. Механические воздействия и защита радиоэлектронной аппаратуры : Учеб. пособие для вузов. Под ред. В. А. Фролова М.: Радио и связь, 1984. — 224 с.
  7. Г. Н. Тепло- и массообмен в радиоэлектронной аппаратуре М.: Высшая школа, 1984. — 247 с.
  8. Е.А., Инсаров В. В., Селивохин О. С. Системы управления конечным положением в условиях противодействия среды. М.: Наука, Гл. ред. физ. -мат. лит., 1989. — 272 с
  9. Л.Г., Константинов В. М. Системы со случайными параметрами. М.: Наука, Т. ред. физ. — мат. лит., 1976. — 568 с
  10. Мищенко в В. А., Кириллов В. М., Копнин Г. Н. Оценка надежности 24-вольтовых автоламп по результатам дорожных и лабораторных испытаний М.: ж. «Автотракторное электрооборудование», N3, 1982, — 24−29 с.
  11. П.Каминский Я. Н., Атоян К. М. Электрооборудование автомобилей. Справочное пособие по проектированию автомобилей М: Машиностроение, 1971, — 152 с.
  12. Д. Аккумуляторные батареи Ленинград, Государственное энергетическое издательство, 1960. — 480 с.
  13. М.А., Агуф И. А. Свинцовый аккумулятор М.ДИНТИ Электроприбор, I960, — 68 с.
  14. М.М., Курзуков Н. И., Богомолова Т. И. Расчет показателей стартерного разряда аккумуляторных батарей ж. «Автотракторной электрооборудование», N5, 1981, — 16−25 с.
  15. И.А., Даосян М. А. О влиянии концентрации H2S04 на анодную коррозию свинца и некоторых его сплавов «Вестник электроприбор. „, N11“ 1958, — 36−39 с,
  16. И.А., Даосян М. А. Современная теотия свинцового аккумулятора Л.: „Энергия“, 1975, — 312 с.
  17. И.А., Левинзон М. М. Положительный электрод свинцового аккумулятора М.: ВНИИЭМ, 1965, — 20 с.
  18. И.И., Вейсберг Э. С., Кабанов Б. П. Анодная коррозия свинца в серной кислоте „Доклад АН СССР“, т.4, N4, 1968, — 456−458 с.
  19. B.C., Скундин A.M. Химические источники тока М.: Энергоиздат, 1981, — 360 с.
  20. М.А. Химические источники тока М.: Энергия, 1962,587 с.
  21. Е.И., Кабанов Б. Н. Исследование причин, вызывающих разрушение активной массы положительных пластин свинцо-воно аккумулятора Сб. работ по аккумулят., ЦБТИ Электроприбор, М.&bdquo- 1958, — 58−64 с.
  22. М.Ф. Активные массы электрических аккумуляторов Новочеркасск, НПИ, 1962, — 165 с.
  23. Н.С. Метод оптимизации массогабаритных параметров генератора М.: ж. „Автотракторное электрооборудование“, N5, 1981, — 5−9 с.
  24. Н.С. Оптимизации массогабаритных параметров генератора Г306 М.: ж. „Автотракторное электрооборудование“, N5, 1981, — 10−15с.
  25. Следящие приводы/Под ред. Б. К. Чемоданова, М.: Энергия, кн. II, 1976, — 396−474 с,
  26. A.A. Исследование и синтез автоматических систем регулирования и управления электроэнергетических установок Горький: ГПТИ, 1972.- 28 с.
  27. C.B., Валуев A.A., Чиликин В. М. Статистическая динамика следящих систем М.: Советское радио, 1973, — 488 с
  28. В. И. О влиянии связей через общий источник питания на поведение систем автоматического управления. Изв. АН СССР, Техническая кибернетика, 1963, № 5, с.7−13.
  29. Woodbridge J.L., Electric, acum. Electric. Engng. N54, 1935.490 с.
  30. M.A., Агуф И. А. Основы расчета, конструирования и технологии производства свинцовых аккумуляторов Л.: Энергия, 1978, — 102 с.
  31. В.В., Хашев Ю. М. Химические источники тока М.: Советское радио, 1978, — 263 с.
  32. И.Ю., И.Ф. Даниленко, И.А. Агуф К теории заряда аккумуляторных электродов ж. „Электрохимия“, т. XVI, вып. 9, 1980,1330−1338 с,
  33. Ю.А. Выбор параметров систем электроснабжения, обеспечивающих заряженность аккумуляторной батареи в различных условиях эксплуатации автомобиля М.: сб. научн. трудов МАДИ, 1984,-25−48 с.
  34. ЬСитаев A.C. „Продление срока службы аккумуляторных батарей" — М.: Автотранспортиздат, 1957, — 80 с.
  35. В.Г. Электронные регуляторы напряжения для автомобилей М.: Энергия, 1978, — 72 с.
  36. .Л. Термозависимый регулятор напряжения для автомобильного генератора переменного тока . // сб. „Электронное приборостроение“, Казань, изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 1997. — 32с.
  37. Изобретения стран мира“. Патент N 2−50 692-М.: реферативный журнал. Выпуск 107 МКИ Н02 N18 1991. /)
  38. МКИ 6 H02J 7/14 патент РФ N 2 006 130 от 15.01.94 Бюл. N1, 1994, — 61−65 с,
  39. Изобретения стран мира». Патент N 1−53 493 М.: реферативный журнал. Выпуск 107 МКИ Н 02 J 7/14 N9, 1991, — 34−35 с.
  40. Эксплуатация и ремонт стартерных аккумуляторных батарей./' М. А. Дасоян М.: Транспорт, 1977, — 152 с.
  41. Т.И., Кабанов Б. Н. Механизм сульфатации свинцового аккумулятора и методы ее устранения «Журнал прикладной химии», т.32, N2, 1959, — 326−336 с.
  42. М.Ф. Активные массы электрических аккумуляторов Новочеркасск, НПИ, 1962, — 165 с.
  43. С.О., Рахматуллина Э. Х. Кинетика электрохимического процесса окисления на РЮ2-аноде в серной кислоте при низких температурах «Электрохимия», т.4, N4, 1968, — 647−655 с.
  44. A.A., Сафиуллин Н. З. Оптимальное управление напряжением заряда аккумулятора. //Тезисы доклада молодежной научной конференции «XXI Гагаринские чтения». М., МГТУ, 1996 г. — 141 с.
  45. Г. З. Электродные процессы в сернокислых растворах цинка Алма-Ата, «Наука», 1964, — 188 с.
  46. С.О., Рахматуллина Э. Х. Кинетика электрохимического процесса окисления на РЮ2-аноде в серной кислоте при низких температурах «Электрохимия», т.4, N4, 1968, — 647−655 с.
  47. Дж. Стохастические системы: пер. с англ. Мир, 1987, — 376 с,
  48. Alspach D.L. Gaussian sum approximation in nonlinear filtering and control. Information sciences, v.7,1974, — p.271−290.
  49. H. Нелинейные задачи в теории случайных процессов. :Пер. с англ. Под. ред. Ю. JI. Климантовича, — М.: Ил., 1961. 160 с.
  50. Н. 3. Анализ стохастических систем и его приложения/Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 1998. 168с.
  51. A.A., Сафиуллин Н. З. Пути повышения надежности систем электропитания бортовых потребителей. //Тезисы докладов международной научно-технической конференции по экранопланам «Экраноплан-96″. Казань: КГТУ им. А. Н. Туполева, 1996 г. 42с.
  52. В.В. Электрооборудование автомобилей ВАЗ— М.: „За рулем“, 1995, — 240с., ил.
  53. A. M. Орлов В. П. Электрооборудование автомобилей -M.: Транспорт, 1981, — 256 с.
  54. A.M. Электрооборудование автомобилей М.: Транспорт, 1990, — 255 с.
  55. Г. Корн, Т. Корн Справочник по математике М., 1977., 832 с. силл.
  56. С.С. Методика экспериментального определения иммитансных динамических моделей химических источников тока В. кн.: Вопросы управления в автономных электроэнергетических системах. — Челябинск: — ЧПИ, вып. 157, 1974, — 124−127 с.
  57. A.A., Синтез закона управления напряжением заряда аккумуляторной батареи при случайных температурных воздействиях. //VIII Всероссийские туполевские чтения студентов» Тезисы докладов. -Казань: КГТУ им. А. Н. Туполева, 1998. 26 с.
  58. .Р. Теоретические основы статистической радиотехники М.: Советское радио, 1974, — 552 с.
  59. М., Кината К., Стинсон К. Эффективная работа с Excel 7.0 для Windows 95/Перев. с англ. Питер., 1997, — 1040 с.
  60. A.A., Сафиуллин Н. З. Регулятор напряжения. Положительное решение о выдаче патента от 16.06.98 по заявке № 97 117 502/20 от 8.10.97.
  61. Справочник по радиоэлектронным устройствам: в 2-х томах Том I /Бурин М.И., Васильев В. П., Каганов В. И. и др.- Под. ред. Д. П. Линде, — М.: Энергия, 1978. 440с., ил.
  62. Ю. А. Мячин. 180 аналоговых микросхем (справочник). Изд-во «Патриот». МП «Символ-Р» и редакция журнала «Радио». 1993,-152с., ил.
  63. . И. Радиоэлектронные устройства: Справочник. -М. Радио и Связь, 1984. 400 с.
  64. ТО.Жиганшин A.A. Устройство ввода-вывода с гальванической развязкой для компьютерного вольтамперографа //Актуальные проблемы авиастроения: «VI Всероссийские туполевские чтения студентов» Тезисы докладов. Казань: КГТУ им. А. Н. Туполева, 1994. — 83 с.
  65. A.A., Сиразиев К. В. Универсальный измерительный контроллер. //Казань, Вестник КГТУ № 4, 1996 г.
  66. В.Я., Торбинский В. Э., Шлыков E.JI. Однокристальные микроЭВМ MCS-51. Архитектура. М.: КТЦ-Мк., 1990, — 230 с,
  67. В.В., Урусов A.B., Мологонцева О. Ф. Проектирование цифровых устройств на однокристальных микроконтроллерах -М.: Энергоатомиздат, 1990, — 224 с.
Заполнить форму текущей работой