Повышение эффективности лесотранспорта на участках рубок ухода в молодняках Европейского Севера
Предложена математическая модель оценки топливной экономичности лесотранспортного агрегата «минитрактор 2К2 — прицеп» при движении его в неустановившемся режиме с учетом эластичности шин машины, деформируемости поверхности лесной почвы и инерционных характеристик колес тягового модуля, которая является предпосылкой для постановки и решения задачи оптимизации проектных параметров шасси путем… Читать ещё >
Содержание
- 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
- 1. 1. Особенности формирования молодняков в условиях 9 Европейского Севера
- 1. 2. Основные принципы, цели и результаты рубок ухода 11 в молодняках
- 1. 3. Технологические схемы освоения участков молодняков при 18 проведении рубок ухода
- 1. 4. Механизированные компоненты технологических комплексов 26 для ухода за молодняками
- 1. 4. 1. Бензомоторный инструмент
- 1. 4. 2. Тракторные агрегаты для осветления лесных культур
- 1. 4. 3. Машины для трелевки древесины от рубок ухода 32 в молодняках
- 1. 5. Выводы, цели и задачи исследования
- 2. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ АПРОБАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ 49 ЛЕСОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ «МИНИТРАКТОР 2К2 — ПРИЦЕП» В УСЛОВИЯХ ПРОЧИСТКИ ХВОЙНЫХ КУЛЬТУР
- 2. 1. Объект испытаний
- 2. 2. Выбор участка леса для испытаний и определение 52 условий их проведения
- 2. 3. Проведение испытаний экспериментального образца 54 лесотранспортной системы и обзор результатов
- 2. 4. Выводы
- 3. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 62 ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УДЕЛЬНОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ЛЕСОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ МИНИТРАКТОР 2К2 — ПРИЦЕП" ДЛЯ УХОДА ЗА МОЛОДНЯКАМИ
- 3. 1. Разработка математической модели удельных расходов 62 топлива в грузовом режиме
- 3. 2. Теоретические предпосылки для обоснования параметров и 71 выбора компонентов шасси минифорвардера для рубок ухода в молодняках
- 3. 3. Выводы
- 4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАТУРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ 79 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТРЕЛЕВОЧНОЙ СИСТЕМЫ МИНИТРАКТОР 2К2 — ПРИЦЕП" ДЛЯ УЧАСТКОВ УХОДА ЗА МОЛОДНЯКАМИ
- 4. 1. Проведение исследовательских натурных испытаний агрегата 79 и обзор их результатов
- 4. 2. Расчетно-эмпирическая оптимизация основных параметров 85 экспериментальной лесотранспортной системы
- 4. 3. Сравнение экспериментальных и теоретических показателей 90 транспортного процесса лесотранспортных агрегатов для ухода за молодняками
- 4. 4. Выводы
- 5. ДИСКРЕТНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ КОМПОНЕНТОВ ХОДОВОЙ 94 СИСТЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ТРАНСМИССИИ ЛЕСОТРАНСПОРТНОГО АГРЕГАТА ДЛЯ УХОДА ЗА МОЛОДНЯКАМИ
- 5. 1. Исходные данные
- 5. 2. Решение оптимизации, ее результаты
Повышение эффективности лесотранспорта на участках рубок ухода в молодняках Европейского Севера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Одной из основных задач по механизации современного лесоводства является повышение продуктивности лесов в результате улучшения их породного состава, в том числе увеличение лесных площадей с преобладанием хвойных пород так как это в перспективе основной источник доходов от лесопользования. В полной мере это относится к лесам Европейского Севера.
Однако нельзя при этом не учитывать и общемировые тенденции, заключающиеся в том, что все «побочные» продукты становления окончательного промышленного древостоя должны быть рационально использованы. В условиях современных рубок ухода (для Северного региона), в молодняках эта цифра может составлять, по оценкам автора, до 15 — 25 м плотной древесины (биомассы) с гектара которые необходимо на данном уровне развития технологий разнопланово использовать — как-то переработка в биотопливо, в сырье для производства бумаги, строительных материалов и пр. Однако, все благие намерения, как правило, заканчиваются складированием «продуктов» от рубок ухода в молодняках на производственном участке, с последующим перегниванием, что уничтожает реакреакционные свойства леса, или «благополучном», часто небезопасном сжигании. И все это по причине нелеквидности этой заготовленной биомассы. Опыт, однако, показывает что эта «неликвидность» скрыта в отсутствии эффективных современных технических средств для трелевки на территории участков ухода за лесом древесины на верхний склад для последующей технологической переработки. В связи с этим комментарием, решение задач по научному обоснованию лесохозяйственных машин для эффективной трелевки древесины на участках рубок ухода в молодняках является актуальным.
Цель и задачи исследований. Цель работы — повышение эксплуатационной эффективности лесотранспортных процессов на участках рубок ухода в молодняках на основе разработки и применения математических моделей данных процессов для снижения технологического удельного расхода топлива в стадии грузового хода трелевочного агрегата.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
— на основе производственной апробации технологического комплекса машин для ухода за молодняками, включающего в качестве транспортного компонента систему «минитрактор 2К2 — прицеп» определить возможность использования данного трелевочного агрегата в реальных условиях рубок ухода;
— разработать теоретические и экспериментальные математические модели определения технологического удельного расхода топлива в стадии грузового хода транспортного процесса выбранного трелевочного компонента технологического комплекса машин для участков ухода за молодняками, с учетом эластичности шин, пластической податливости лесной почвы и инерционных показателей колесного движителя трелевочного агрегата;
— разработать программу, методику и осуществить исследовательские полевые испытания по оценке технологического удельного расхода топлива в стадии грузового хода транспортного процесса выбранной лесотранспортной системы;
— провести оценку результатов экспериментальных исследований и теоретического математического моделирования;
— произвести обоснование проектных параметров и выбор элементов шасси колесного трелевочного агрегата для участков рубок ухода в молодняках с целью минимизации оценки технологического удельного расхода топлива в стадии грузового хода транспортного процессаразработать основные рекомендации по повышению эксплуатационной эффективности лесотранспорта на участках ухода за молодняками путем повышения топливной экономичности трелевочного агрегата.
Методы исследования. При разработке программы и методики производственной апробации и исследовательских натурных испытаний использовались положения отраслевых стандартов, методы планирования эксперимента. При поиске экстремальных решений — методы математического анализа.
При математическом моделировании показателей эффективности транспортного процесса использовались методы общей динамики лесотранспортных машин, теории функциональных преобразований.
При нахождении конструктивных оптимальных и проектных решений по перспективному варианту лесотранспортной системы для участков рубок ухода в молодняках — методы дискретной оптимизации.
Использовались лицензированные программные продукты MathCAD, Maxima и для составления интерактивной оптимизационной программы алгоритмический язык программирования GWBASIC.
Обоснованность и достоверность результатов подтверждается аргументированностью принятых допущений и использованием современных методов при теоретических исследованиях, сходимостью результатов экспериментальных исследований с теоретическими расчетами.
Научная новизна работы.
Разработана, теоретически и экспериментально исследована математическая модель для прогнозирования топливной экономичности лесотранспортной системы «минитрактор 2К2 — прицеп» для участков ухода за молодняками с учетом динамических свойств двигателя, эластичности шин агрегата, инерционных характеристик колес тягового модуля, деформируемости поверхности движения, позволяющая минимизировать технологический удельный расход топлива транспортного процесса на участке рубки ухода.
Практическая значимость работы.
Результаты исследований позволяют на стадии проектирования и модернизации лесотранспортной системы «минитрактор — прицеп» для участков рубок ухода в молодняках обосновать технические решения, обеспечивающие минимизацию технологического удельного расхода топлива, уменьшение энергозатрат на весь производственный процесс рубки ухода в молодняках.
На защиту выносятся:
— математическая модель прогнозирования топливной экономичности лесотранспортной системы «минитрактор 2К2 — прицеп» на трелевочном процессе при рубках ухода в молодняках с учетом эластичности шин, инерционных параметров колес и деформируемости лесной поверхности движения и результаты ее использованиярезультаты производственной апробации экспериментальной лесотранспортной системы «минитрактор 2К2 — прицеп» в условиях участка хвойных интродуцентов ПХИ 83 в делянке плантации сосны скрученной широколиственной;
— результаты исследовательских натурных испытаний транспортного процесса экспериментальной лесотранспортной системы для ухода за молодняками.
Реализация результатов.
Предложен вариант компоновки, и разработана конструкторская документация на технический проект перспективного прицепа для лесотранспортной системы «минитрактор 2К2 — прицеп» с оптимальными параметрами для энергетической установки мощностью 3,7 кВт. Указанные материалы переданы в ОАО «Механический завод» (г. Архангельск).
Основные научные результаты реализованы в учебном процессе кафедры транспортных машин АГТУ и использованы в госбюджетной НИР механического факультета (отчеты 2008, 2009 годов).
Работа поддержана грантом Администрации Архангельской области при выполнении проекта на тему «Разработка оптимальной технологии лесотранспорта на участках рубок ухода в естественных молодняках Архангельской области» в рамках приоритетных направлений развития науки в Архангельской области в 2007 году.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены и одобрены на:
— международной научно-технической конференции в Вологодском государственном техническом университете (г. Вологда, 2009 г.);
— научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава АГТУ (2007 г., 2008 г., 2009 г.).
Публикации. По материалам диссертации опубликовано 4 печатных работы, в т. ч. три в изданиях по перечню ВАК.
Объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы из 71 наименования, 2 приложений. Основное содержание работы изложено на 121 страницах, включает 40 рисунков, 13 таблиц.
5.3 Выводы.
1. В соответствии с поставленной оптимизационной задачей, лесотранспортную машину типа «минитрактор 2К2 — прицеп» с известными перспективными проектными параметрами (масса минитрактора 260 кг, масса прицепа 260 кг, масса груза 960 кг) рекомендуется оснастить специальными отечественными шинами: на тяговом модуле модели Ф — 122 (5.5 — 16) — на одноосном прицепе двумя шинами модели И — 83 (8.25 — 15). При этом прогнозируемый минимальный часовой расход топлива в грузовом режиме составит 1,33 кг/ч.
2. Для обеспечения требуемой скорости предлагаемой лесотранспортной машины с рекомендуемыми шинами в грузовом режиме Vip ~ 3,5 км/ч, трансмиссия тягового модуля должна иметь на соответствующей ступени передаточное число 193,3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате проведенных исследований отмечено:
1. К выбору схемы и средств транспортного процесса освоения участка рубок ухода в молодняках следует подходить дифференцированно, исходя их особенностей их формирования на конкретных вырубках.
2. В случаях' естественных смешанных молодняков первой и второй групп на еловых вырубка, смешанных молодняков на вырубках сосновых лесов и хвойных культур целесообразно использовать при рубках ухода с заготовкой древесины линейную прорубку технологических коридоров и просек с включением в механизированный технологический комплекс комплекта бензомоторного инструмента и транспортного агрегата по схеме «минитрактор — прицеп».
3. В качестве показателя эксплуатационной эффективности транспортного процесса на участках рубок ухода в молодняках, при прочих равных условиях, следует установить технологический удельный расход топлива на транспортный процесс в режиме грузового хода трелевочного о агрегата отнесенный к его технологической работе (кг/мкм).
4. Реализованные производственные испытания экспериментальной лесотранспортной системы «минитрактор 2К2 — прицеп» подтвердили работоспособность выбранного агрегата и возможность его применения при уходе за молодняками.
5. Использование предлагаемого* транспортного процесса требует подготовки участка с использованием двух типов бензомоторного инструмента — кустореза и легкой бензопилыс целью более полного использования объема кузова грузового прицепа мелкие деревья целесообразно очищать от сучьев, а их стволы раскряжевывать.
6. Предложена математическая модель оценки топливной экономичности лесотранспортного агрегата «минитрактор 2К2 — прицеп» при движении его в неустановившемся режиме с учетом эластичности шин машины, деформируемости поверхности лесной почвы и инерционных характеристик колес тягового модуля, которая является предпосылкой для постановки и решения задачи оптимизации проектных параметров шасси путем минимизации удельного расхода топлива (например, часового или технологического удельного в режиме грузового хода).
7. Такой показатель как технологический удельный расход топлива, отнесенный к единице технологической работы, может выступать показателем косвенных измерений, при этом, как показали опыты, погрешность эксперимента не превысила 1,03%.
8. Полученная регрессионная математическая модель технологического удельного расхода топлива от сцепного веса тягового модуля и полезной нагрузки на прицеп позволила определить минимум данного показателя, который составил 0,64 (кг /м3км) для экспериментального агрегата.
9. Доказано, что для лесотранспортных агрегатов типа «минитрактор 2К2 — прицеп» предназначенных для участков ухода за молодняками существуют конкретные соотношения между проектными параметрами компонентов машины и грузоподъемностью, при которых обеспечивается минимум технологического удельного расхода топлива, при этом расхождение по данному показателю для рассмотренных вариантов не превысило 6,3%.
10. Для малогабаритного форвардера в составе мотоблока (2К2) с энергетической установкой МП-5 «Урал-Электрон» и одноосного прицепа-прототипа «Красный Октябрь» (г. Санкт-Петербург) в исследованных условиях рубок ухода в молодняках, характерных для Северной подзоны тайги Архангельской области, повышение эксплуатационной эффективности производственного процесса рубки путем минимизации расхода топлива на единицу транспортной работы на участке достигается балластированием массы минитрактора до 150. 170 кг и обеспечением полезной нагрузки на прицепной модуль 350.400 кг (0,45.0,5 пл. куб. м).
11. В соответствии с поставленной оптимизационной задачей, лесотранспортную машину типа «минитрактор 2К2 — прицеп» с известными перспективными проектными параметрами (масса минитрактора 260 кг, масса прицепа 260 кг, масса груза 960 кг) рекомендуется оснастить специальными отечественными шинами: на тяговом модуле модели Ф — 122 (5.5 — 16) — на одноосном прицепе двумя шинами модели И — 83 (8.25 — 15). При этом прогнозируемый минимальный часовой расход топлива в грузовом режиме составит 1,33 кг/ч.
Список литературы
- Львов, П.Н. Лесообразовательные процессы и их регулирование на Европейском Севере Текст. / П. Н. Львов, Л. Ф. Липатов, А. А. Плохов. — М.: Лесная промышленность, 1980. — 112 с.
- Чупров, Н.П. Основы организации хозяйства в березняках Архангельской области Текст. / Н. П. Чупров // Рубки и восстановление леса на Севере. Вологда: Вологодское книжное издательство, 1968. — с. 45−63.
- Правила ухода за лесом Текст. М.: Министерство природных ресурсов РФ, 2007. — 38 с.
- Ларюхин, Г. А. Система лесохозяйственных машин Текст. / Г. А. Ларюхин, Н. П. Калиниченко. М.: Агропромиздат, 1985.- 364 с.
- Бобров, Р.В. Беседы о лесе Текст. / Р. В. Бобров. М.: Молодая гвардия, 1982. — 240 с.
- Атрохин, В.Г. Рубки ухода и промежуточное лесопользование Текст. / В. Г. Атрохин, И. К. Иевень. М.: Агропроимздат, 1985. — 255 с.
- Климов, О.Г. Механизация лесохозяйственного производства Текст. / О. Г. Климов //Лесное хозяйство. 2002. — № 3. — С.30−31.
- Прохоров, Л.Н. Технические аспекты развития и совершенствования системы машин для комплексной механизации лесного хозяйства Текст. / Л. Н. Прохоров, В. Ф. Зинин, И. А. Слинченкова //Лесное хозяйство. 2002. -№ 1, — С.40−42.
- Климов, Р.Н. Оптимизация режима рубок ухода в условиях Европейского Севера Текст. / Р. Н. Климов. Л.: ЛТА, 1977. — 54 с.
- Никишов, В.Д. Комплексное использование древесины: учеб. для вузов Текст. / В. Д. Никишов. М.: Лесная промышленность, 1985. — 264 с.
- Никифоров, А.Ю. Мобильные средства переработки рассредоточенных лесосечных отходов Текст. /А.Ю.Никифоров // Лесное хозяйство. 2006. — № 1. — с.44.
- Петров, А.П. Интенсификация лесного комплекса стран — СЭВ Текст. / А. П. Петров, А. Н. Бурдин, И. Рурих [и др.]. М.: Лесная промышленность, 1989. — 384 с.
- Крестьяшина, Л.В. Ландшафтные рубки на примере зеленой зоны ЛенинградаТекст.: метод. Рекомендации / Л. В. Крестьяшина, Г. И. Арно. Л.: ЛенНИИЛХ, 1976. — 43 с.
- Типовые нормы выработки на рубках ухода за лесом и лесохозяйственных работах Текст.: справочник. — М.: М-во. Лесного хозяйства РСФСР, 1972. 86 с.
- Рубки ухода в лесах РСФСР Текст.: сборник объемных показателей. М.: М-во. Лесного хозяйства РСФСР, 1985. -132 с.
- Колесников, И.В. Технологические карты и система машин для рубок ухода в равнинных лесах европейской части РСФСР Текст. / И. В. Ко лесников, Г. П. Волобуев. М.: М-во. Лесного хозяйства РСФСР, 1976. -32 с.
- Наставление по рубкам ухода в равнинных лесах европейской части России Текст.: утв. 29.12.93. № 347. М.: Федер. служба лесного хозяйства России, 1994.-190 с.
- Наставления по рубкам ухода в равнинных лесах европейской части РСФСР Текст.: утв. 12.8.71. -М.: ЦБНТИ лесного хозяйства, 1972. 52 с.
- Лесоводственно-экономические показатели выборочных рубок Текст.: практ. рекомендации. Л.: ЛенНИИЛХ, 1989. — 56 с.
- ОСТ56−97−93. Рубки ухода за лесом. Оценка качества. М., 1992.
- Мясищев, Д.Г. Малая механизация для трелевки при рубках ухода Текст. / Д. Г. Мясищев. — Архангельск: Изд во. Арханг. гос. техн. ун-та. 2008.- 120 с.
- Веденяпин, Г. В. Общая методика экспериментального исследования и обработка опытных данных Текст. / Г. В. Веденяпин. М.: Колос, 1973.- 136 с.
- Валуев, С.А. Системный анализ в экономике и организации производства Текст.: учеб. для вузов / С. А. Валуев, В. Н. Волкова, А. П. Градов [и др.]- под общ. Ред. С. А. Валуева и В. Н. Волковой. JL: Политехника, 1991. -397 с.
- ГОСТ 28 523–90. Мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ. Тракторы малогабаритные. Типы и основные параметры. М., 1990.
- Винокуров, В.Н. Машины и механизмы лесного хозяйства и садово-паркового строительства Текст.: Учеб для вузов / В. Н. Винокуров, Г. В. Силаев., А. А. Золотаревский. М.: Academia, 2004. — 396 с.
- Винокуров, В.Н. Система машин в лесном хозяйстве Текст.: Учеб для вузов / В. Н. Винокуров, Н. В. Еремин. М.: Academia, 2004. — 318 с.
- Зинин, В.Ф. Технология и механизация лесохозяйственных работ Текст. / В. Ф. Зинин, В. И. Казаков, О.Г.Климов- Под ред. В. Г. Шаталова. М.: Academia, 2004.-319 с.
- Писаренко, А.Е. Мобильное средство механизации малоэнергоемких операций в лесном хозяйстве Текст. / А.Е.Писаренко// Лесное хозяйство. 2002. — № 1. — С. 42 — 43.
- Теринов, Н.Н. Лесной многоцелевой малогабаритный трактор Текст. / Н. Н. Теринов, А. А. Терин // Лесное хозяйство. 2008. — № 6. — С. 34 -35.
- Forest operations in Sweden. Oikarchamn, 1995. 62 p.
- Bredberg, K.J. Mechanisation trends in swedich forestry / K.J.Bredberg // Word Wood. 1992. № 3. P. 32−34.
- Кусакин, Н.Ф. Лесозаготовительная техника Финляндии (по проспектам фирм изготовителей Финляндии) Текст. / Н. Ф. Кусакин М.: ВНИПИЭИлеспром, 1996.- 15 с.
- Урясева, Н.Д. Заготовка древесины в скандинавских странах (по материалам семинара ФАО, 1993) Текст. / Н. Д. Урясева М.: ВНИПИЭИлеспром, 1995.- И с.
- Семин, И. А. Малогабаритные лесозаготовительные машины скандинавских стран Текст. / И. А. Семин М.: ВНИПИЭИлеспром, 1999. -Юс.
- Трубин, Д.В. Лесовод-политик Кудряшов Текст. / Д. В. Трубин // Лесные знатели. Архангельск, 2004. Вып.2. — С.20−35.
- ОСТ56−102−98 Техника лесохозяйственная. Машины для трелевки древесины от рубок ухода за лесом. Типовая программа и методика испытаний. М., 1998.
- Прокопьев А.Ф. Технологический комплекс для рубок ухода в молодняках на базе энергетических установок мотоинструмента Текст. / А. Ф. Прокопьев, Д. Г. Мясищев // Лесное хозяйство. 2009. — № 3. — С. 41 — 43.
- Патент 1 724 025 России (МКИ А01 ВЗ/50). Мотоблок. Сенников М. А., Мясищев Д. Г. Россия № 4 773 820- заяв. 26.12.89- опубл. 07.04.92, БИ № 13. СЛ.
- Сенников, М.А., Мотоблок «Сиверко» Текст. / Сенников М. А., Мясищев Д. Г., Коряковцев Н. А. // Информационный листок. Архангельск: ЦНТИ. 1991. -№ 66−91.
- Сунгуров Р.В. Лес может расти в два раза быстрее Текст. /Сунгуров Р.В., Димидова Н. А. // Лесной регион 2007. — № 19. — С.4.
- Иванов В.В. Проблемы учета технологической щепы для таможенного оформления. http://www.tam-zap.ru/n 3 16 2001/Ivanov.htm
- Плехотин, А.П., М.М. Методы организации эксперимента и обработки его результатов Текст.: Методические указания. / А. П. Плехотин, Л.Г.Михалкина, В. А. Курочкина, М.М. Овчинников. Л.: ЛТА, 1982. — 59 с.
- Зайдель, А.Н. Элементарные оценки ошибок измерений Текст. / А. Н. Зайдель. Л.: Наука, 1968. — 96 с.
- Кулен, А. Современная земледельческая механика Текст. / А. Кулен, X. Куилерс- пер. с англ. А.Э.Габриэляна- под. ред. Ю. А. Смирнова. — М.: Агропромиздат, 1986. 349 с.
- Чудаков, Е.А. Качение автомобильного колеса Текст. / Е. А. Чудаков. М. — Л.: АН СССР, 1948. — 200 с.
- Петрушов, В.А. Сопротивление качению автомобилей и автопоездов Текст. / В. А. Петрушов, С. А. Шуклин, В. В. Московкин. М.: Машиностроение, 1975. — 225 с.
- Хачатуров, А.А. Динамика системы дорога — шина автомобиль -водитель Текст. / А. А. Хачатуров, B.JI. Афанасьев, В. С. Васильев [ и др.] -Под. общ. ред А. А. Хачатурова. -М.: Машиностроение, 1976. — 535 с.
- Гуськов, В.В. Тракторы: теория Текст.: Учеб. для вузов / В. В. Гуськов, Н. Н. Велев, Ю. Е. Атаманов [ и др.]- Под общ. ред. В. В. Гуськова. М.: Машиностроение, 1988. — 376 с.
- Анисимов, Г. М. Основные направления повышения эксплуатационной эффективности гусеничных трелевочных тракторов Текст. / Г. М. Анисимов, А. М. Кочнев. СПб.: Изд-во. Политехи, ун-та., 2007. -456 с.
- Кочнев, A.M. Рабочие режимы отечественных колесных трелевочных тракторов Текст. / А. М. Кочнев. СПб.: Изд-во. Политехи, унта., 2008. — 520 с.
- Анисимов, Г. М. Эксплуатационная эффективность трелевочных тракторов Текст. / Г. М. Анисимов. М.: Лесная промышленность, 1990. -208 с.
- Горбачевский, В.А. Оптимальный режим работы колесного движителя трелевочно-транспортного тягача Текст. / В. А. Горбачевский // Научн. тр. ЦНИИМЭ. Вопросы создания колесных трелевочных тягачей. -1970. -№ 103. С.192 208.
- Шеховцев, Д.И. Определение сопротивления качению пневматической шины методом расчета потерь при радиальной деформации Текст. / Д. И. Шеховцев // Научн. тр. ЦНИИМЭ. Вопросы создания колесных трелевочных тягачей. 1970. — № 103. С.47- 64.
- Дуров, А.В. Топливная экономичность лесовозных автопоездов Текст.: Методические указания к курсовому и дипломному проектированию. Архангельск. РИО АЛТИ, 1986. — 32 с.
- Шупляков, С.М. Колебания и нагруженность трансмиссии автомобиля Текст. / С. М. Щупляков. М.: Транспорт, 1974. — 328 с.
- Жендаев, С.Г. Основы тяговой и общей динамики. Проходимость лесотранспортных машин Текст.: Учебное пособие / С. Г. Жендаев. — Л.: ЛТА, 1979.-63 с.
- Варава, В.И. Моделирование сопротивления шинного колеса Текст. / В. И. Варава // Повышение качества лесных машин и механизмов в процессе проектирования, изготовления, эксплуатации и ремонта: Межвуз. сб. науч. трудов. СПб.: ГЛТА, 1996. — С.165−167.
- Зимелев, Г. В. Теория автомобиля Текст. / Г. В. Зимелев. — М.: Машгиз, 1959.-312 с.
- Иларионов, В.А. Теория и конструкция автомобиля Текст.: Учебник для автотранспортных техникумов / В. А. Иларионов, М. М. Морин, Н. М. Сергеев [и др.] М.: Машиностроение, 1979. — 303 с.
- Алексеев, О.Г. Комплексное применение методов дискретной оптимизации Текст. / О. Г. Алексеев. — М.: Наука, 1987. — 247 с.
- Аникин, Н.А. Справочник для изобретателя и рационализатора Текст. / Н. А. Аникин, Д. А. Бородаев, Н. И. Дробышевская [и др.]. М.:-Свердловск: Машгиз, 1960. — 775 с.
- Ахназарова, С.Л. Методы оптимизации эксперимента в химической технологии Текст.: Учебное пособие / С. Л. Ахназарова, В. В. Кафаров. М.: Высшая школа, 1985. — 327 с.
- Смирнов, В.И. Курс высшей математики. Том первый. Текст.: Учебник для студентов механико-математических и физико-математических факультетов университетов / В. И. Смирнов. М.: Наука, 1974. — 479 с.
- Реклейтис, Г. Оптимизация в технике: в 2 кн. Текст.: [пер с англ.] / Г. Реклейтис, А. Рейвиндран, К. Рэгсдел. М.: Мир, 1986. — Кн.1. — 350 с.
- Реклейтис, Г. Оптимизация в технике: в 2 кн. Текст.: [пер с англ.] / Г. Реклейтис, А. Рейвиндран, К. Рэгсдел. М.: Мир, 1986. — Кн.2. — 320 с.
- Белковский, В.Н. Шины для сельскохозяйственной техники Текст.: Справочное пособие/ В. Н. Белковский., В. Н. Лаптев, A.M. Матвеев [и др.] -М.: Химия, 1986.- 112 с.
- Кнороз, В.И., Шины и колеса Текст. / В. И. Кнороз, Е. В. Кленников. М.: Машиностроение, 1975. — 208 с.
- Мясищев, Д.Г. Оценка модуля передаточной функции частоты вращения коленчатого вала двигателя лесохозяйственного мотоблока Текст. / Д. Г. Мясищев // Известия СПбГЛТА. Санкт-Петербург: Изд-во. СПбЛТА -2005.-С. 96−104.
- Полищук, А.П. Моторные инструменты для лесозаготовок: теория, конструкция, эксплуатация Текст. / А. П. Полищук, Д. К. Шмаков, В. С. Кретов [ и др.]. М.: Лесная промышленность, 1970. — 232 с.