Повышение эффективности использования транспортной инфраструктуры международного значения и ее развитие в Каспийском регионе
Выполнены расчеты годовых приведенных капитальных вложений и эксплуатационных расходов при выборе наиболее эффективного варианта развития транспортной инфраструктуры международного значения в Каспийском регионе, способного обеспечить возрастающие транзитные перевозки грузов на направлении «Север-Юг». Расчеты проведены исходя из возможных объемов транзита контейнерных грузов в 0,5- 1 или 2 млн… Читать ещё >
Содержание
- — Введение
- Глава 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ TPАНСПОРТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТА В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ
- 1. 1. Особенности геоэкономического положения Каспийского региона и его ресурсно-производственного потенциала
- 1. 2. Анализ состояния основных объектов транспортной инфраструктуры международного значения в Каспийском регионе
- 1. 2. 1. Железные дороги
- 1. 2. 2. Автомобильные дороги. 1.2.3. Морские порты
- 1. 2. 4. Внутренние водные пути
- 1. 2. 5. Система магистральных трубопроводов
- 1. 2. 6. Аэропорты гражданской авиации. if' l
- I. 1.3. Анализ внешнеэкономических связей России с другими
- I. странами Каспийского региона и с Индией
- В
- 1. 4. Анализ динамики и распределения внешнеторговых перевозок российских грузов по видам транспорта и направлениям f в Каспийском регионе
- 1. 5. Анализ экономического сотрудничества в регионе в области транспорта
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В
- КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ
- 2. 1. Понятие транспортной инфраструктуры, ее состав и значещ ние для осуществления международных перевозок грузов
- 2. 2. Обзор существующих методических подходов и наработок по проблеме развития и рационализации использования транспортной инфраструктуры международного значения
- 2. 3. Мероприятия, направленные на повышение эффективности использования транспортной инфраструктуры международного значения в Каспийском регионе
- 2. 4. Возможные технические и технологические мероприятия по рационализации использования транспортной инфраструктуры в Каспийском регионе
- 2. 5. Мероприятия по государственному, региональному и местному регулированию спроса на транспортную инфраструктуру международного значения в Каспийском регионе
- 2. 6. Методические основы определения эффективности развития транспортной инфраструктуры в Каспийском регионе
- Выводы по 2 главе
- Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРА-1 СТРУКТУРЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЗНАЧЕНИЯ В КАСПИЙ! СКОМ РЕГИОНЕ. а
- 3. 1. Перспективы использования транспортных коммуникаций
- Каспийского региона для обеспечения внешнеторговых перевозок грузов между европейскими и азиатскими странами
- 3. 2. Обоснование вариантов развития транспортной инфраструктуры международного значения в Каспийском регионе
- 3. 3. Предложения по развитию экономического сотрудничества в Каспийском регионе в области транспорта
- Выводы по 3 главе
Повышение эффективности использования транспортной инфраструктуры международного значения и ее развитие в Каспийском регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В настоящее время Каспийский регион приобретает для России все возрастающее значение. С одной стороны, наличие здесь значительных по масштабам природных ресурсов — топливно-энергетических, рыбных, агроклиматических, рекреационных и выгодное транспортно-географическое положение могут стать основой для наращивания производства и расширения торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами. С другой — негативные для России геополитические изменения, происшедшие за последние 10 лет, неурегулированность международно-правового статуса Каспия, нестабильность политической обстановки на Кавказе создают предпосылки для снижения влияния России в Каспийском регионе и таят потенциальную угрозу изоляции страны на южном направлении.
Тем не менее, новая геополитическая ситуация на Северном Кавказе содержит в себе не только угрозы и проблемы для России, но и открывает новые политические и экономические возможности. Регион стал практически единственным кратчайшим и экономически выгодным транспортным мостом, связывающим Россию с Ираном и Индией, а Индию и Иран — со странами Северной и Северо-Западной Европы. Транспортные коммуникации международного значения в Каспийском регионе способны обеспечить максимально эффективные сообщения между расширяющимися евро-атлантическим и азиатско-тихоокеанским рынками, рынками государств Центральной и Южной Азии, Казахстаном, странами Средней Азии и Закавказья и могут получить благодаря этому мощный импульс для своего внутреннего развития. В первую очередь, быстрорастущие объемы добычи нефти и газа в странах региона дают мощный толчок к развитию транспорта, обеспечивая значительный приток инвестиций, получение Российской Федерацией и ее отдельными субъектами значительных средств (включая мультипликативный эффект) за транзит углеводородного сырья из соседних Каспийских государств на европейские и азиатские рынки сбыта.
Развитие интегрированной транспортной системы в регионе, таким образом, отвечает задачам и направлениям транспортной политики всех прикаспийских государств и, в первую очередь, Российской Федерации.
Цель работы состоит в разработке методических рекомендаций и мероприятий, направленных на совершенствование и повышение эффективности функционирования транспортной инфраструктуры международного значения в Каспийском регионе.
Основными задачами исследования, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются:
— анализ ресурсного потенциала и внешнеэкономических связей, существующих грузовых перевозок в Каспийском регионе и состояния транспортных коммуникаций, обеспечивающих их осуществление;
— разработка методических рекомендаций и обоснования мероприятий, направленных на повышение эффективности использования транспортной инфраструктуры, обеспечивающей международные перевозки в Каспийском регионе;
— обоснование перспектив использования и разработки вариантов развития транспортной инфраструктуры международного значения в Каспийском регионе.
Объектом исследования является транспортная инфраструктура международного значения в Каспийском регионе.
Предметом исследования являются методические положения и мероприятия, направленные на повышение экономической эффективности функционирования транспортных коммуникаций международного значения и их развития в Каспийском регионе.
Теоретической и методологической основой исследования послужили нормативные документы, регламентирующие деятельность как международного, так и внутреннего транспорта (включая двусторонние и многосторонние договоренности и официально оформленные намерения), труды отечественных и зарубежных ученых в области транспорта, экономического анализа, рыночной экономики, а также организации и управления на транспорте.
В процессе исследования использовались также специальные методы, позволяющие определить направления развития рынков транспортных услуг, включая методы системного анализа, экспертных оценок, сценарного подхода, а также маркетинга и транспортной логистики.
Научная новизна выполненной работы состоит в том, что в ней впервые произведено комплексное исследование проблем экспортного потенциала услуг российской транспортной системы в Каспийском регионе в условиях новых реалий региональной политики и процессов интеграции России в мировую транспортную систему.
В процессе исследования получены следующие результаты, развивающие научную новизну:
— уточнено понятие транспортной инфраструктуры, определены ее состав и значение в регионе для осуществления международных перевозок;
— осуществлен комплексный анализ состояния транспортной инфраструктуры международного значения в Каспийском регионе, выявлены узкие места и причины, обусловившие их появление;
— дана оценка результатов экономического сотрудничества стран региона в области транспорта, в частности по проблемам создания устойчиво и эффективно функционирующего транспортного комплекса;
— определены возможные технические и технологические мероприятия, направленные на повышение эффективности функционирования транспортной инфраструктуры международного значения;
— разработаны мероприятия по государственному, региональному и местному регулированию предложения и спроса на транспортную инфраструктуру международного значения;
— обоснованы перспективы Каспийского региона в обеспечении перевозок между Индией, Ираном, странами Персидского залива с одной стороны, Россией, странами Северной и Северо-Западной Европы — с другой;
— обоснованы варианты развития транспортной инфраструктуры и определены наиболее эффективные схемы обеспечения международных перевозок грузов по транспортным коммуникациям Каспийского региона;
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют:
— определить позицию Российской Федерации по вопросам развития международных транспортных коридоров, в частности коридора «Север-Юг». Результаты исследований, выполненных в диссертации, использованы в разрабатываемой в 2000;2001 гг. Программе «Развитие международных транспортных коридоров»;
— разработать предложения по развитию экономического сотрудничества в Каспийском регионе в области развития транспортной инфраструктуры международного значения;
— выбрать стратегию экспорта транспортных услуг со странами ближнего и дальнего зарубежья в Каспийском регионе, исходя из реальных возможностей инвестиционного климата в стране.
Апробация и реализация результатов исследования. Отдельные предложения и разработки, выводы и рекомендации диссертационной работы представлялись и получили положительную оценку на ряде международных и российских научных, научно-практических конференциях и рабочих совещаниях различного уровня в 1998;2000 гг.
Научные результаты исследования, обобщенные в диссертации, внедрены и используются при подготовке студентов по специальности «Международные перевозки» в Государственном университете управления.
Публикации результатов исследований, По материалам диссертации опубликовано 4 печатных работы общим объемом более 1,7 печатных листов.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Она содержит 180 страниц машинописного текста, включая 30 рисунков и 33 таблицы, 2 приложения. В списке использованной литературы 164 наименования.
Выводы по 3 главе.
1. Одним из важнейших направлений развития транспортной инфраструктуры международного значения в Каспийском регионе является интеграция коммуникаций, проходящих по его территории в систему международных грузовых перевозок между европейским и азиатским континентами. Основным фактором, определяющим геоэкономические преимущества транспортной инфраструктуры международного значения Каспийского региона являются кратчайшие расстояния, связывающие Индию, Иран, страны Персидского Залива с Россией, странами Северной и Северо-Западной Европы. Более низкие тарифы и значительное сокращение времени доставки могут сделать транспортные схемы доставки грузов международной торговли через Каспийский регион более конкурентными по сравнению с традиционными кружными маршрутами.
2. Сравнение 6 возможных вариантов доставки грузов из Индии и Ирана в Россию и Финляндию показало, что уже в настоящее время могут быть использованы транспортные схемы обеспечения внешнеторговых связей указанных стран через Каспийский регион. Так расстояние от Бомбея до Хельсинки вдвое короче по маршруту Бомбей — Бендер-АббасТегеранАмир-Абад (Нов-Шехр) — Оля — Москва — Санкт-Петербург — Хельсинки, чем по морю через Суэц и Гибралтар и в полтора раза короче, чем через Суэц, Стамбул и Одессу. Сроки доставки сокращаются при этом почти с 18 суток до 11, а грузовладелец может сэкономить при этом 150 долл. США на сокращении срока доставки одного 20-футового контейнера с грузом стоимостью 50 тыс. долл. США и уменьшении срока его аренды.
3. Расчеты показали относительно невысокую эффективность существующего наземного железнодорожного соединения связывающего Иран и Россию по территориям Туркменистана, Узбекистана и Казахстана (линия Тегеран — Фариман — Теджен — Чарджоу — Макат — Астрахань, в первую очередь, за счет значительного кружного пути (более 600 км) и увеличения сроков доставки грузов на 1−2 суток по сравнению со смешанным железнодо-рожно-водным вариантом перевозки грузов между российскими и иранскими портами Каспийского моря.
4. Наиболее эффективными по критерию минимизации расстояния и сроков доставки груза на направлении «Север-Юг» обоснованы 2 варианта перевозок — наземный по перспективной магистрали Астрахань — Туркмен-башии — Тегеран — Бендер-Аббас и смешанный железнодорожно-морской через порты Каспийского моря Амир-Абад и Оля. Оба варианта требуют проведения работ по новому строительству, реконструкции и развитию отдельных инфраструктурных элементов. Вместе с тем в случае их реализации заинтересованные страны получат высокоэффективный международный транспортный коридор, способный привлечь значительные объемы транзитных грузов.
5. Выполнены расчеты годовых приведенных капитальных вложений и эксплуатационных расходов при выборе наиболее эффективного варианта развития транспортной инфраструктуры международного значения в Каспийском регионе, способного обеспечить возрастающие транзитные перевозки грузов на направлении «Север-Юг». Расчеты проведены исходя из возможных объемов транзита контейнерных грузов в 0,5- 1 или 2 млн. тонн в годразличных нормативных сроков окупаемости капитальных вложений — 5, 7 или 10 лет. В результате расчетов установлено, что при минимальном потоке и меньшем нормативном сроке окупаемости капиталовложений наиболее эффективным оказывается контейнерная судоходная линия между портами Амир-Абад и Оля. При увеличении потока транзитных грузов до 2 млн. тонн в год и росте нормативного срока окупаемости до 10 лет наиболее эффективным будет являться железнодорожная магистраль Астрахань — Туркменбаши — Тегеран — Бендер-Аббас, огибающая Каспийское море по его восточному побережью.
6. Значительное место среди вариантов развития транспортной инфраструктуры в Каспийском регионе отводится трубопроводным системам, которые должны обеспечить вывоз значительных объемов экспортной нефти, максимальное значение которых придется на 2010;2015 гг. Важнейшим проектом следует считать сооружаемый в настоящее время нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который будет поставлять нефть крупнейшего в Каспийском регионе Тенгизского месторождения на нефтеналивные терминалы порта Новороссийск. По оценкам Российской Академии Наук, в течение 35−40-летнего срока эксплуатации, только этот проект принесет Российской Федерации совокупный доход порядка 33 миллиардов долл. США (из них в бюджет Краснодарского края — не менее 4 млрд долл.), в том числе 23 миллиарда долл. в виде налогов.
7. В диссертации доказывается, что Российская Федерация заинтересована в сооружении осей международного транспортного коридора «Север-Юг». Выгоды России заключаются в том, что существенно вырастут объемы передаваемых на российские коммуникации внешнеторговых и транзитных перевозок грузов. Учитывая, что они имеют резервы пропускных и провозных способностей вследствие падения внутренних перевозок, а уровень их технической оснащенности продолжает оставаться очень высоким, освоение дополнительных потоков грузов позволит при минимуме эксплуатационных расходов получать дополнительные «транзитные» доходы.
Заключение
.
На основе проведенных в диссертации исследований установлены особенности, характеризующие развитие транспортной инфраструктуры международного значения в Каспийском регионе и позволившие сформулировать основные выводы и предложения, направленные на увеличение экспортного потенциала транспортной системы путем реализации проектов, увеличивающих привлекательность отечественных коммуникаций для транзитных перевозок, а также путем совершенствования форм и методов сотрудничества со странами Каспийского региона в области транспорта.
1. В диссертации проведен анализ геополитического положения Каспийского региона, установлено, что его выгоды наряду с наличием богатых природных ресурсов могут стать основой для наращивания внешнеторгового сотрудничества нашей страны со странами региона, а также роста объемов транзитных перевозок грузов международной торговли. Отмечено также, что отсутствие активной позиции России в Каспийском регионе, в том числе и по проблемам развития транспортной инфраструктуры международного значения может привести к снижению ее влияния в Каспийском регионе и таит потенциальную угрозу изоляции страны на южном направлении.
2. На основе проведенного анализа сделаны выводы, в соответствии с которыми, несмотря на то, что транспортная система Каспийского региона включает все виды современного транспорта, в ней имеются существенные узкие места, наличием которых в перспективе будет обосновываться серьезная потребность в ее потенциальном развитии. Отсутствие спрямляющего железнодорожного сообщения на восточном побережье от Маката до Туркменбаши, а также прекращение функционирования линии Баку — ДжульфаТебриз — Тегеран являются основными факторами, сдерживающими осуществление международных перевозок в направлении Север-Юг. Отсутствие связующих автодорожных звеньев в Казахстане и Туркменистане, а также частичное отсутствие твердого покрытия на магистрали, соединяющей Астрахань с Баку приводят к тому, что автомобильный транспорт не играет значимой роли в международных перевозках грузов. В связи с этим серьезно возрастает роль морских паромных переправ, компенсирующих неразвитость наземной инфраструктуры на направлении «Север-Юг».
3. Уточнено понятие «транспортная инфраструктура». Указаны три ее составляющих функциональных части — производственная, институциональная и непроизводственная. Определены состав и значение каждой составляющей транспортной инфраструктуры для осуществления международных перевозок.
4. Дана оценка результатов экономического сотрудничества стран региона в области транспорта, в частности по проблемам создания устойчиво и эффективно функционирующего транспортного комплекса.
5. При проведении комплексного анализа состояния транспортной инфраструктуры Каспийского региона выявлено наличие узких мест, препятствующих развитию внешнеторговых и транзитных перевозок грузов в направлении «Север-Юг», в частности между Индией и Ираном с одной стороны, Россией и странами Северной Европы с другой (прекращение функционирования ряда связующих железнодорожных направлений, слабое развитие автодорожной инфраструктуры, недостаток мощностей российских портов на Каспии, отсутствие железнодорожно-морских паромных переправ, отсутствие спрямляющего железнодорожного соединения между Астраханью, Туркменбаши и Тегераном) и определены возможные технические и технологические мероприятия, направленные на повышение эффективности функционирования транспортной инфраструктуры международного значения.
6. Разработаны мероприятия по государственному, региональному и местному регулированию предложения и спроса на транспортную инфраструктуру международного значения.
7. Обоснованы перспективы Каспийского региона в обеспечении перевозок между Индией, Ираном, странами Персидского залива с одной стороны, Россией, странами Северной и Северо-Западной Европы — с другой. Рассмотрены 6 основных вариантов следования грузов из Индии и Ирана в Россию, страны Северной и Северо-Западной Европы. Установлено, что при следовании грузов, например из Ирана в Финляндию, время доставки через Каспийский регион может составить 6 суток против 18 по существующей морской схеме через Суэц и Гибралтар. Сэкономленные грузовладельцами средства за счет сокращения сроков доставки 1 контейнера и платы, взимаемой за его аренду, могут составить порядка 300 долл. США.
8. В диссертации предложены варианты развития транспортной инфраструктуры международного значения в Каспийском регионе. Особое внимание при этом уделено возможным схемам, обеспечивающим перевозки в направлении «Север-Юг». В соответствии с методикой определения сравнительной эффективности вариантов по критерию минимума суммы приведенных затрат выявлено, что при небольших объемах перевозок грузов и малом сроке окупаемости капитальных вложений (500 тыс. т в год- 5 лет) наиболее эффективной явится организация международных перевозок грузов в смешанном железнодорожно-морском сообщении между портами Оля и Амир-Абад. При росте объемов перевозок и срока окупаемости (2 млн. т в год- 5 лет либо 1 млн. т в год- 10 лет) наиболее целесообразным представляется вариант железнодорожно-морской паромной переправы между этими же портами. При значительном росте объемов перевозок и большом сроке окупаемости (2 млн. т в год- 10 лет) оптимальным будет сооружение железнодорожных линий между Ералиево и Туркменбаши, а также между Газанджи-ком, Гызылетреком и Гудуролумом, что позволит ввести в строй магистраль Астрахань — Туркменбаши — Тегеран по восточному побережью Каспия.
9. Разработаны предложения по развитию экономического сотрудничества в Каспийском регионе в области развития транспортной инфраструктуры международного значения.
Совокупность результатов выполненных в диссертации исследований и вытекающих из них рекомендаций может быть использована при формировании транспортной политики России в Каспийском регионе, при разработке мероприятий по дальнейшей интеграции транспортного комплекса страны в евроазиатскую транспортную систему с целью обеспечения эффективных внешнеэкономических и транзитных связей и роста валютных поступлений в российский бюджет.
Список литературы
- Caspian oil and gas/ The supply potential of Central Asia and Transcaucasia. International Energy Agency in cooperation with The Energy Chapter Secretariat. Paris, 1998. — p.297.
- Energy Information Administration, International Energy Annual 1997- European Union- Oil and Gas Journal, 12/29/98 for crude oil and natural gas reserves, 12/22/98 for crude oil refining capacity.
- Energy International Agency Internet site www.eia.doe.gov/
- European Union. TRACECA. Transport corridor Europe Caucasus Asia. -Geneva, 1999.-p. 61.
- Evaluation process for inland transport infrastructure project //Economic Commission for Europe// Trans/WP5/R82, 03.07.96
- Infrastructure Development as Key to Economic Growth and Regional Economic Cooperation. Economic and social commission for Asia and the Pacific. United Nations, New York, 1994.
- International transport network of Black Sea Region. Материалы Международной конференции по транспорту Региона Черноморского Экономического Сотрудничества. Киев, 1997 г.
- New Delhi Declaration on Infrastructure Development in Asia and Pacific, New Delhi, 1996
- Preparations for the Ministerial conference on infrastructure. E/ESCAP/CTCTID (2)/9. 13 September 1999.
- Programme planning and implementaiion: implementation of the programme of work for the Biennium 1998−1999. Review of the status of implementation of the programme of work, 1998−1999. E/ESCAP/CTCTID (2)/5. 3 September 1999.
- Абульфатхи Бахман. Совершенствование организации транспортного комплекса Исламской Республики Иран. Дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н./ ГАУ им. С. Орджоникидзе. М.: ГАУ, 1992. 135 с. (на правах рукописи).
- Андрианов В. Ветер дует с Каспия. «Нефть России», № 7, 1999 г., стр. 3033
- Арсенов В.И., Зенкин А. А., Ковшов Г. Н. Концептуальные аспекты развития транспортной инфраструктуры общеевропейского значения на территории России. Бюллетень транспортной информации, № 4 М., 1996 г. с. 9−13.
- Арсеньев С.П., Мазенов Н. И., Минаков М. С., Нудельман Р. Н. Экономические проблемы транспорта СССР. М.'.Транспорт, 1985 г., 183 с.
- Артынов А.П., Кондратьев Г. А. Управление взаимодействием транспортных систем. М.: Наука, 1986, 200 с.
- Асланов З.М. Экономическая оценка территориальной организации транспорта (на примере Республики Таджикистан). Дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н./ ГАУ им. С. Орджоникидзе. М.: ГАУ, 1991. 147 с. (на правах рукописи).
- Барков Н.Н., Мулюкин Ф. П. Планирование и эффективность капитальных вложений на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1980 г., 310 с.
- Барсукова Н.В. Обоснование системы перспективного планирования экономического и социального развития региона (на материалах Новгородской области). Дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н./ ГАУ им. С. Орджоникидзе. М.: ГАУ, 1987. 171 с. (на правах рукописи).
- Батищев И.И. О развитии инфраструктуры транспортных коридоров для международных автомобильных перевозок. БТИ, № 11−12, 1998 г.
- Белов И.В., Макарочкин A.M. Моделирование экономических процессов на железнодорожном транспорте.
- Белый О.В. Стратегия развития транспортной отрасли в условиях системного кризиса страны. «Бюллетень транспортной информации.
- Информационно-практический журнал», № 7−8 (49−50), 1999 г., стр. 2−6. 29.
- Бенсон Д., Уайтхед Дж. Транспорт и доставка грузов. Пер. с англ. М.: Транспорт, 1991 г., 279 с.
- Благоволин В. Доклад на I Евроазиатской конференции по транспорту по проблемам коридора «Север-Юг». Сборник докладов и выступлений Конференции, С. Петербург: май 1998 г. 226 с.
- Вардомский JI. Особенности транспортной политики постсоветских стран. Внешняя торговля, № 1−3, 1997 г.
- Ведута Е.Н. Государственные экономические стратегии. Российская экономическая Академия. М.: 1998 г., 440 с.
- Вензик Н.Г. Управление смешанными перевозками грузов. Дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н./ ГАУ им. С. Орджоникидзе. М.: ГАУ, 1997. 163 с. (на правах рукописи).
- Вереземский С. Долгие дороги тенгизской нефти. В ожидании КТК «Тенгизшевройл» дает подзаработать транспортникам. «Нефть и капитал», № 3, 1999 г., стр. 62−64.
- Вереземский С., Мишин. В. Месяц без нефти и компромисс налицо. С марта 1999 г. тарифы на транзит казахстанской нефти через Грузию и Азербайджан снижены на четверть. «Нефть и капитал», № 3, 1999 г., стр. 65−67.
- Внуковская Т.Н. Государственное регулирование регионального рынка транспортных услуг. Дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н./ ГАУ им. С. Орджоникидзе. М.: ГАУ, 1998. 157 с. (на правах рукописи).
- Воинов И. Организационно-экономические основы формирования СЭЗ в условиях становления рыночных отношений. Дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н./ ГАУ им. С. Орджоникидзе. М.: ГАУ, 1997. 127 с. (на правах рукописи).
- Войтоловский Г. Каспийский вопрос и интересы России, Внешняя торговля, № 7−9, 1998 г., с. 2−10
- Вопросы планирования и эффективного анализа экономических показателей работы транспорта. Под ред. Н. И. Мезенова,• Р. Н. Нудельмана. М.: Труды ИКТП при Госплане СССР. Вып. 96, 1983 г., 198 с.
- Гаджизаде А. В поисках нефтяного пути. Переговоры о строительстве экспортного трубопровода из Азербайджана находятся под пристальным вниманием США. «Независимая газета», 11.01.1999 г., стр. 5.
- Гаджизаде А. Кто погубил нефтяные проекты? К итогам визита в Баку Николая Аксененко. «Независимая газета», 11.11.1999 г., стр. 5.
- Галабурда В.Г. Оптимальное планирование грузопотоков. М.: Транспорт, 1984, с. 136−140.
- Гончарук О.В. Организационно-экономические основы управления на макроуровне. Дисс. на соиск. уч. степ, д.э.н./ ГАУ им. С. Орджоникидзе.• М.: ГАУ, 1994. 315 с. (на правах рукописи).
- Горизонтов Б.Б. Интеграция стран СЭВ в области транспорта. -Вопросы экономики, 1980, № 3, с.82−92
- Горизонтов Б.Б. Совместная плановая деятельность стран СЭВ. -Плановое хозяйство, 1985, № 4, с. 126−128.
- Горизонтов Б.Б. Социалистическая экономическая интеграция и транспорт. -М: Наука, 1975 г., 150 с.
- Громов Н.Н. Определение порядка взаимодействия государственного регулирования и различных форм малого и среднего бизнеса на воздушном транспорте. Заключительный отчет. Тема 8065−93. М.: 1993. -61с.
- Громов Н.Н. рук. Разработка концепции и предложения по формированию механизма спада производства на предприятиях воздушного транспорта в послеприватизационный период. Отчет. Тема 4055−94. М.: 1994.- 110 с.
- Громов Н.Н. Транспортная политика России в условиях реформ. Структура и функции органов государственного и муниципального управления транспортом в условиях рыночной экономики. Тема 400 195. М.: 1999.-67 с.
- Громов Н.Н., Персианов В. А. Управление на транспорте: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1990 г., 336 с.
- Громыко А. Новая «Великая игра». Каспий стал средоточием геополитических интересов государств региона. «Независимая газета», 20.08.1998 г., стр. 8.
- Грузия транспортные коридоры продлеваются до Поти. Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), 1997 г., № 126.
- Гужвин А. России на Каспии быть. «Морские порты», № 4, 1998 г., стр. 26−27.
- Дж. Ван Гиг. Прикладная общая теория систем. В 2-х книгах. Пер. С англ. М.: Мир, 1981 г.
- Дудкин В.Е. Индикативное планирование как система координационного взаимодействия государственных и негосударственных субъектов регулирования рыночной экономикой (теоретитико-методологические аспекты).
- Дунаев О.Н. Проблемы управления транспорта в регионе в условиях перехода к рынку. М.:ГАУ, 1991. — 219 с.
- Дунаев О.Н. Транспорт регионов в условиях перехода к рынку. М.-Транспорт, 1992. 87 с.
- Завельский М.Г. Проблемы оптимизации территориального планирования. Экономико-математические методы, 1972, т. VIII, вып. 4, стр. 18−27.
- Заключение экспертной комиссии Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по пакету официальных документов по созданию транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА). М.: февраль, 2000. 6 с.
- Зенкин А.А. Развитие внешнеэкономической деятельности в области транспорта. Бюллетень транспортной информации. М.: Агенство Информбанк, № 2, 1996 г.
- Зотов Д.К., Ушаков С. С. Проблемы развития транспорта СССР. М.: Транспорт, 1990., 304 с.
- Илюхин В. Угроза безопасности нарастает. Политическая напряженность в Каспийском регионе требует. единого стратегического подхода к проблеме. «Содружество НГ. Приложение к Независимой газете», № 10, 24.11.1998 г., стр. 13.
- Итоги социально-экономического развития транспортного комплекса в 1999 году. Материалы к расширенному заседанию Коллегии Минтранса России. Москва, февраль, 2000 г. 96 с.
- Итоги социально-экономического развития транспортного комплекса за1998 г. Материалы к заседанию Коллегии Минтранса России. 3 февраля1999 г. МТ РФ. 59 с.
- Итоги социально-экономического развития транспортного комплекса России в 1999 г. Материалы к расширенному заседанию Коллегии. М., февраль 2000 г.
- Кадиров Мустафа Исмаил Оглы. Организация транспортного обслуживания производства на уровне республики (на примере Азербайджанской Республики). Дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н./ ГАУ им. С. Орджоникидзе. М.: ГАУ, 1992. 119 с. (на правах рукописи).
- Канторович Л.-В. Проблемы эффективного использования и развитиятранспорта. Под. ред. Лившица В. Н., Паенсона Н. В., Тихомирова Е. Ф. М.: Наука, 1989, 301 с.
- Ким И. Л. Управление экономикой региона Казахстан. Дисс. на соиск. уч. степ, д.э.н./ ГАУ им. С. Орджоникидзе. М.: ГАУ, 1999. 329 с. (на правах рукописи).
- Колышкина Л.Г. Возможные объемы перевозок внешнеторговых грузов в 1996 г. и на перспективу до 2010 г. Бюллетень транспортной информации. М.: Агенство Информбанк, № 4, 1996 г.
- Колышкина Л.Г. О развитии взаимоотношений и транспортно-экономических связей России с Китаем. Бюллетень транспортной информации. М.: Национальная ассоциация транспортников, № 5, 1997• г.
- Комплексный прогноз социально-экономического развития транспортного комплекса на 1997 год и на период до 2000−2005 годов. М.: Министерство транспорта Российской Федерации, 1996 г. 185 с.
- Конопляник А. Ближний Восток, Россия и Каспий: новые маршруты нефтегазовых потоков? //Нефть России Нефтяная вертикаль (совместный выпуск). — 1998. № 2. стр. 38−40.
- Концепция государственной транспортной политики Российской Федерации. М.: Министерство транспорта Российской Федерации, 1997 г., 44 с.
- Концепция среднесрочной программы реструктуризации транспортного «комплекса на 1997−2000 гг. Материалы к заседанию коллегии
- Минтранса России. М.: Министерство транспорта Российской Федерации. Департамент экономики, 1997 г., 28 с.
- Координационное транспортное совещание государств-участников СНГ. Материалы XX заседания. Брест, май 2000 г., 215 с.
- Косиченко Е.Ф. Применение бизнес-планов в управлении транспортным предприятием. М.:ГАУ, Институт управления на транспорте, 1996. -86 с.
- Левиков Г. А., Шермухамедов А. Т. Международные смешанные перевозки грузов. М.: Транспорт, 1993, 143 с.
- Леонтьев Р.Г. Формирование единой региональной транспортной системы (программно-целевой подход). Под редакцией Краснощекова.• М.: Наука, 1987. 152 с.
- Лившиц В.Н. Системный анализ экономических процессов на транспорте. М.: Транспорт, 1986, 240 с.
- Лобжанидзе А., Конопляник А. Каспийская нефть. «Нефть России», № 5, 1999 г., стр. 41−45.
- Лобжанидзе А., Конопляник А. Каспийская нефть. «Нефть России», № 6, 1999 г., стр. 72−79.
- Лукашин Ю.П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования. М.: Статистика, 1979, 184 с.
- Максименко О. Новый нефтяной порядок неминуемо приведет к геополитическим изменениям. Два взгляда на процессы, происходящие
- Ф на Каспии и вокруг него. «Содружество НГ. Приложение к Независимойгазете», № 10, ноябрь 1998 г., стр. 9.
- Меркина Г. М. Экономические проблемы развития транспорта как отрасли инфраструктуры. М.: Знание, 1981, 64 с.
- Мартынов AJT. Транспорт России в системе государственного регулирования и действия рыночных механизмов. М.: Издательство Прима-Пресс — М. 1999. -214 с.
- Матвейчук А. Объект XXI века. Каспийский трубопроводный консорциум вступил в этап строительства магистрального нефтепровода. «Нефть России», № 12, 1998 г., стр. 2.
- Материалы Евроазиатской конференции министров транспорта, г. Санкт-Петербург, 12−14 мая 1998 г.
- Материалы международной евроазиатской конференции по транспорту, г. Алма-Ата, июнь 1998 г.
- Материалы Шестого заседания Межправительственной российско-индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Дели, 15 января 2000 года.
- Межправительственное соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг». Перевод с английского. Санкт-Петербург, сентябрь 2000 г.
- Меморандум о Взаимопонимании по развитию Критского коридора № 2 Берлин Варшава — Минск — Москва. М.: Министерство транспорта Российской Федерации, 1995 г. (подписан в январе 1995 г.).
- Меморандум о Взаимопонимании по развитию Критского коридора № 9. М.: Министерство транспорта Российской Федерации, 1995 г. (подписан в октябре 1995 г.).
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Официальное издание. Утверждено Госстроем России, Минэкономики России, Минфином России, Госкомпромом России, Москва, 31.03.94 г,
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание. М.: Экономика. 2000 г. 421 с.
- Мурадян И.М. Геоэкономические интересы и коммуникационные проекты Кавказско-Каспийского региона. Издание Кавказского Центра иранистики. Ереван, 1998 г., 48 с.
- На пути к общеевропейской транспортной политике. Свод общих принципов. /Декларация, принятая 25 июня 1997 г. на третьей Общеевропейской конференции по транспорту в Хельсинки.
- Николаев Д.С. Международные транспортные операции и рынки транспортных услуг. Международные автомобильные перевозки, 1992, № 1.
- Николаев Д.С. Транспорт в международных экономических отношениях М.: Международные отношения, 1984,208.
- ЮО.Николаев Д. С. Транспортные издержки в международной торговле и в практике внешнеторговых операций. Внешняя торговля, 1984, № 4.
- Ниязи Фазль Ахмед. Повышение эффективности управления перевозками нефтепродуктов в республике Афганистан. Дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н./ ГАУ им. С. Орджоникидзе. М.: ГАУ, 1992. 160 с. (на правах рукописи).
- Основные вопросы в области транспорта и связи: развитие инфраструктуры наземного транспорта в Азии: усовершенствование стратегии осуществления проекта АЛТИД. E/ESCAP/CTCTID (3)/2. 13 October 1997.
- Основы взаимодействия железных дорог с другими видами транспорта. Под ред. В. В. Повороженко. М.: Транспорт, 1986, 215 с.
- Панченко Т.А. Экономический анализ в системе управления: Учебное пособие для студентов специальности «Экономика и управление на транспорте» /Гос. акад. управл. им. С.Орджоникидзе. М: ГАУ, 1991. -55 с.
- Перевозка грузов в международном железнодорожном сообщении. Под. ред. В. Г. Орлова. М.: Транспорт, 1983 г., 163 с.
- Персианов В.А. и др. Единая транспортная система. М.'Транспорт, 1999 г., 120 с.
- Ю.Персианов В. А. Структурные реформы на железных дорогах России. // Железнодорожный транспорт. 1997. — № 8−9.111 .Правосудов С. Куда пойдет Хвалынская нефть? Российские компании активизируются на Каспии. «Независимая газета», 16.05.2000 г., стр. 4.
- Проблема Каспия: Осторожный оптимизм Москвы. «Содружество НГ, Приложение к Независимой Газете», № 5, 31.05.2000 г, стр. 9,13.
- Проблемы прогнозирования и оптимизации работы транспорта. Под ред. Д. В. Канторовича, В. Н. Лившица. М.: Наука, 1982, 327 с.
- Программа совершенствования и развития автомобильных дорог Российской Федерации «Дороги России». М.: Минтранс РФ, ФДД, Редакция по состоянию на 1996 г.
- Протокол первого совещания рабочей группы ТРАСЕКИ, 20 мая 1995 г.
- Нб.Процесс оценки проектов в области инфраструктуры внутреннеготранспорта. Материалы 9 сессии Рабочей группы по тенденциям и экономике транспорта КВТ ЕЭК ООН. TRANS/WP5/R.82. Geneva, 03.07.96,138 р.
- Романова JL Баку обыграл Москву. «Большая нефть» Азербайджана, вероятно, пойдет в обход России. «Независимая газета», 10.11.1999 г., стр. 5.
- Российский статистический ежегодник. Стат. сб./ Госкомстат России. -М., 1999.-621 с.
- Россия и Иран активизируют сотрудничество в сфере транспорта. «Финансовые известия», 17.08.1999 г., стр. 2.
- Саболин В.А., Макаров Е. В. Воздушный транспорт мира перед лицом глобальных проблем. Бюллетень транспортной информации. № 7−8, 1995 г. стр. 24−26.
- Смехов А. А. Маркетинговые модели транспортного рынка. М.: Транспорт. 1998.- 120 с.
- Смирнов Б.Г. Состояние и перспективы развития морских торговых портов России. Бюллетень транспортной информации. М.: Агентство Информбанк, № 8, 1995 г.
- Содружество независимых государств в 1998 году: Статистический ежегодник /Межгосударственный статистический комитет СНГ. М.: 1999, 672 стр.
- Солнцева О.Г. Оценка спроса на грузовые автомобильные перевозки в условиях рынка. Дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н./ ГАУ им. С. Орджоникидзе. М.: ГАУ, 1999. 161 с. (на правах рукописи).
- Статистика и ключевые индикаторы государств мира. Информация национальных органов статистики. Internet site http://www.futureslinks.net/mkt-research-countries.htmI
- Статистический сборник «Транспорт и связь» 1996 г. М.: Госкомстат России, 1997 г., 271 с.
- Статистический сборник «Транспорт и связь» 1997 г. М.: Госкомстат России, 1997 г., 265 с.
- Схемы развития и размещения железнодорожного транспорта. М.:ГипротрансТЭИ, 1991 г.
- Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. 1996 год. Годовой сборник. Москва, Государственный таможенный комитет Российской Федерации. 1997 г., 568 с.
- Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. 1997 год. Годовой сборник. Москва, Государственный таможенный комитет Российской Федерации. 1998 г., 540 с.
- Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. 1998 год. Годовой сборник. Москва, Государственный таможенный комитет Российской Федерации. 1999 г., 486 с.
- Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. 1999 год. Годовой сборник. Москва, Государственный таможенный комитет Российской Федерации. 2000 г., 412 с.
- Трансазиатская железная дорога (ТАЖД). Документ подготовлен Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО) для XXII сессии Совещания министров Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), Москва, 14−17 июня 1994 г.
- Транспорт и связь в России: Статистический сборник /Госкомстат России. М., 1999.-250 с.
- Транспортная инфраструктура и ее роль в повышении эффективности общественного производства. Под ред. Ю. С. Ширяева. М.: Транспорт, 1988,232 с.
- Тригони В. Состояние и перспективы развития авиационной инфраструктуры в России. Бюллетень транспортной информации. № 11, 1995 г. стр. 3−11.
- Трихунков М.Ф. Транспортное производство в условиях рынка: качество и эффективность. М.: Транспорт, 1993 г., 255 с.
- ТЭО создания железнодорожного перехода Астрахань Бекдаш -Туркменбаши — Газанджык — Гызылетрек / Газанджык-Теджен — Серахс. М.: ГипротрансТЭИ МПС России, 1995 г.
- Усков Н.С. Организация управления территориально-производственными комплексами. М.:ГУУ, 1999 г., 320 с.
- Федеральная целевая программа «Комплексное развитие территории прилегающей к Каспийскому морю. М., 347 с.
- Федеральная целевая Программа экономического и социально-политического развития Северо-Кавказского региона на период до 2005 г. Подпрограмма «Транзит», М.: 1999 г., 30 с.
- Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-Ф3.
- Федоров JI.C., Шейко В. И. Логистика и транспорт. М.: Всероссийская Академия внешней торговли, 1992 г., 54 с.
- Федина Т.В. Управление транспортом России: Проблемы, эволюция организационно-экономических форм, перспективы: Монография /Т.В.Федина, к.э.н., доц. ГАУ им С. Орджоникидзе, Институт управления на транспорте. М, 1996. — 125 с.
- Хабицов Б. «ТРАНСКАМ» отечественная версия Великого шелкового пути. В случае реализации идеи предлагаемого проекта возможно возрождение России как великой восточной державы. «Независимая газета», 06.03.2000 г., стр. 5.
- Хачатуров Т.С. Эффективность капитальных вложений. М.'.Экономика, 1979, с.87−94.
- Холопов К.В. Анализ состояния и прогноз развития международных воздушных перевозок грузов в России. «Международный бизнес в России», № 1, 1995 г.
- Холопов К.В., Крохалева И. А. Практические вопросы внешнеторгового транспорта. М.: СП «Офсетпринт», 1991 г., 40 с.
- Шафиркин Б.И. Повышение эффективности грузовых перевоозок транспортной системы СССР. М.: Транспорт, 1978, 240 с.
- Шлихтер С.Б. Транспортные системы в территориальной структуре капиталистического хозяйства. М.: ВИНИТИ, 1990,193 с.
- Юданов С. Центральная Азия новый фаворит иностранных инвесторов. Мировая экономика и международные отношения. Москва, 2000, № 3, стр 72−80
- Юданов С. Центральная Азия новый фаворит иностранных инвесторов. Мировая экономика и международные отношения. Москва, 2000, № 4, стр. 102−111.
- Пехтерев Ф.С. Экономические аспекты формирования международных транспортных коридоров на территории России. Дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н./ ГАУ им. С. Орджоникидзе. М.: ГАУ, 2000. 159 с. (на правах рукописи).
- Персианов В.А., Скалов К. Ю., Усков Н. С. Моделирование транспортных систем. М.: Транспорт, 1972. 208 с.
- Таблицы морских расстояний. М.: Управление начальника гидрографической службы Военно-Морского флота, 1958 г. 226 с.
- Об условиях перевозок транзитных грузов по Транссибирской магистрали. М.: ЦФТО МПС России, 1999 г., 12 с.
- Проблемы экономики и управления на морском транспорте. Сборник научных трудов. Под ред. Б. А. Носова. М.:В/0 «Мортехинформреклама» 1991 г. 267 с.
- Попов С.Ю. Современное состояние транспортной системы Каспийского региона и перспективы ее развития. Издание ГУУ.М.:2001 г., 27 с.