Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реклама как педагогическое средство художественного воспитания школьников-подростков в социокультурной среде современного мегаполиса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды в области философии и эстетики, общей психологии и педагогики, педагогики искусства и образования. Среди основополагающих методологически значимых исследований выделим: 1. философские идеи о развитии личности, особенностях духовной жизни ребенка, процессах его инкультурации и социализации: Г. С. Батищев, Л. П. Буева, А. И. Буров… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования воздействия рекламы на процесс художественного воспитания школьников-подростков
    • 1. 1. Художественное воспитание как предмет педагогической науки (культурологический аспект)
    • 1. 2. Феномен рекламы в контексте современной массовой художественной культуры
    • 1. 3. Психолого-педагогические особенности восприятия рекламы школьниками подросткового возраста
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование воздействия рекламы на процесс художественного воспитания школьников-подростков
    • 2. 1. Педагогические условия и методы включения рекламы в процесс художественного воспитания
    • 2. 2. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по использованию рекламы в процессе художественного воспитания школьников

Реклама как педагогическое средство художественного воспитания школьников-подростков в социокультурной среде современного мегаполиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Художественное воспитание всегда рассматривалось отечественной наукой как важный и целенаправленный процесс, обеспечивающий формирование у учащихся творческих способностей, вкусов, эстетических потребностей и интересов. Осваивая художественное наследие предшествующих поколений, ребенок, подросток, должен учиться воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в окружающей действительности, овладевать социально-культурной информацией, где отечественная система художественного воспитания нацелена на формирование культуры учащихся в ее духовно-нравственном значении.

Фундаментальные изменения, произошедшие в отечественном социокультурном пространстве на рубеже XX—XXI вв.еков, приводят к необходимости пересмотра традиционных для России форм и методов образования и воспитания. Очевидно, что ситуация в культурно-образовательной сфере, в том числе — в современном мегаполисе, требует внесения существенных корректив в функционирование системы художественного воспитания, поскольку продукция массовой культуры, ее имиджи, стереотипы, стандартные образы оказывают активное влияние на учащихся всех возрастных групп. При этом отметим, что особенно сильно масскультурные установки воздействуют на школьников-подростков, что напрямую связано с психологическими особенностями подросткового возраста. Индивидуальное сознание у представителей данной категории учащихся является менее защищенным от воздействия как позитивных, так и негативных факторов массовой культуры, в структуре которой ярко выделяется феномен рекламы. Впервые в российской истории огромный поток информации, получаемый подростками, исходит не от школы, семьи, сверстников или церкви, а со стороны рекламы и средств массовой информации.

Назначение рекламы в современном обществе многогранно. Это — прямое влияние на стимуляцию потребительского спроса на товары и услуги в условиях рыночной конкуренции — коммерческая реклама, пропаганда взглядов, мнений, идей — политическая, социальная реклама, призыв к освоению тех или иных культурных ценностей-социокультурная реклама. Как показывают научные исследования, современная реклама способна не только внушать определенные стереотипы для общественного потребления, но и насаждать вкусы, установки, образцы поведения и мышления. Иначе говоря, реклама является ярким фактором воздействия на человека, связующим звеном между личностью и культурой общества.

Все сказанное означает, что реклама, как один из наиболее мощных рычагов массовой культуры, не должна игнорироваться педагогической наукой, в том числе теорией и практикой художественного воспитания, направленного на социально-культурное становление подрастающих поколений, на формирование активной жизненной позиции.

Актуальность исследования определяется также широким проблемным полем, направленным на преодоление несоответствий между потребностью современной социально-культурной практики в условиях мегаполиса и сложившимися подходами к художественному воспитанию подростков, так как: во-первых, ведущими в системе художественного воспитания остаются традиционные формы и методы, не позволяющие включать в учебно-воспитательный процесс новые средства культурной коммуникации, в том числе — рекламу, что влияет на качество социокультурной адаптации школьников-подростков в условиях мегаполисаво-вторых, не в полной мере отработано теоретическое обоснование рекламы в широком, в том числе педагогическом значении этого понятия, включающего как традиционные, так и инновационные факторы, что важно для решения педагогических задачв-третьих, не разработаны в теоретическом и методическом плане пути преодоления противоречия между вхождением школьников-подростков в мир массовой культуры и современной социально-культурной среды и содержанием художественного образования, базирующегося на курсе «Мировая художественная культура» и связанных с ним формах внеклассной и внешкольной работыв-четвертых, не исследованы возможности противопоставления рекламы, способствующей, в известной мере, духовной деградации личности, и рекламы, служащей целям пропаганды и распространения ценностей русской и мировой художественной культуры. Исследование этих свойств рекламы является весьма актуальной задачей.

Недостаточная разработанность указанной проблемы и стремление определить пути преодоления указанных выше недостатков обусловили выбор темы настоящего исследования и ее актуальное значение.

Степень изученности проблемы. В зарубежной и отечественной научной литературе имеется значительная область исследований, связанная с проблемами художественного воспитания. В работах по педагогике, психологии, музыкальной педагогике освещены вопросы воспитания средствами разных видов искусств, приобщения школьников к разнообразным видам художественной деятельности, формирования художественной культуры личности — Т. И. Бакланова, А. И. Буров, Н. И. Киященко, B.C. Кузин, Т. С. Комарова, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, Н. М. Сокольникова, JI.A. Рапацкая, Т. Я. Шпикалова, и др. Проблема художественного воспитания школьников-подростков затронута в трудах К. М. Багдасарян, А. Ю. Гончарука, А. Н. Малюкова, Л. Г. Савенковой, Ю. А. Солодовникова, Л. М. Предтеченской, И. А. Химик, Е. Н. Шапинской и др.

Вместе с тем эти авторы не обращались к анализу проблемы активизации процесса художественного воспитания средствами феномена массовой культуры — рекламы, в целях социально-культурной адаптации школьников в условиях мегаполиса. Как правило, проблема использования образов рекламы в ее широком понимании рассматривалась в трудах по культурологии, социологии и философии.

Так, например, вопросы рекламы как культурного феномена освещены в трудах таких зарубежных авторов как Б. Лондер, Дж. Лиорс, В. Лейс, С. Кляйн, Дж.Б. Твитчел и др. В российской науке проблема влияния информационных технологий на молодежь представлена в трудах А. И. Донцовой, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского, З. А. Даниловой, Е. А. Бондаренко, Д. Л. Константиновского, Н. С. Лещук, Н. А. Фоминых, Е. В. Ильиной и др. Однако авторы не ставили целью соединить процесс художественного воспитания с таким мощным средством массовой культуры, как реклама.

Таким образом, анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что в исследовательский обиход введено достаточное количество информации, позволяющей исследовать взаимодействие — школьников-подростков с рекламой в педагогически-обоснованных целях.

Цель диссертационного исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке педагогических условий и методов включения феномена рекламы в процесс художественного воспитания школьников-подростков.

Объектом исследования является процесс художественного воспитания школьников-подростков в социокультурной среде современного мегаполиса.

Предметом исследования выступают педагогические условия, формы и методы использования рекламы как педагогического средства в процессе художественного воспитания школьников-подростков.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что использование рекламы как педагогического средства в целях художественного воспитания школьников-подростков в социокультурной среде современного мегаполиса будет эффективным, если: 1. реклама рассматривается как феномен массовой культуры современного мегаполиса, в контексте которого во многом складываются социально-культурные установки, эстетические вкусы, интересы школьниковподростков- 2. образовательный процесс — классная, внеклассная и внешкольная работа будет строиться с учетом психологии школьника-подростка в его стремлении к самореализации в творческой деятельности и ориентированного на рекламу, отличающуюся «кинематографической документальностью», романтическим ореолом непредсказуемости и неповторимости- 3. будут использованы формы и методы обучения и воспитания, позволяющие с помощью образных средств рекламы стимулировать интерес школьников-подростков к духовно-нравственным проблемам художественной культуры, а через нее — к жизни общества и человека.

Для повышения эффективности художественного воспитания с помощью средств рекламы необходимо сформировать и развить следующие навыки и способности школьников-подростков:

— способность к критическому анализу продуктов массовой культуры современного мегаполиса;

— способность к отбору фактов и явлений художественной культуры в целях использования в рекламной социокультурной деятельности;

— способность к языковой коммуникации в контексте проблем современной художественной культуры;

— аудиовизуальную компетентность, основанную на знании мировой и отечественной художественной культуры в ее историческом развитии.

Это достигается соблюдением определенных педагогических условий в процессе проведения учебно-воспитательной работы, а именно:

— индивидуальным подходом к учащимся с учетом их знаний, умений, эстетических предпочтений и склонностей к разным видам творческой деятельностирасширением информационного поля и использованием мультимедийных средств художественного воспитаниянаправленным обучением основным приемам социально-культурной рекламы, связанной с целевой установкой на пропаганду достижений мировой и отечественной художественной культуры.

Определение цели, объекта, предмета и гипотезы исследования позволили сформулировать следующие его задачи:

— определить сущностно важные тенденции и процессы развития массовой культуры, оказывающие влияние на социокультурную среду современного мегаполисаохарактеризовать особенности психологии школьников подросткового возраста в контексте задач использования рекламы как педагогического средства художественного воспитания;

— разработать педагогические условия, определить формы и методы использования рекламы на уроках «Мировой художественной культуры», «Русской художественной культуры», а также во внеклассной работе;

— проверить в опытно-экспериментальной работе выдвинутые теоретические положения.

В работе феномен рекламы рассматривается как своеобразный идеологический код культуры, отражающий систему символических, социальных, духовно-нравственных, эстетических и др. ценностей. В контексте художественного воспитания школьников-подростков реклама выступает как педагогическое средство, выполняющее культурно-социальную, коммуникативную, эстетическую функции. Она направлена на развитие творческого потенциала обучающихся, на формирование интереса к проблемам развития художественной культуры в ее духовно-нравственной миссии.

Под социокультурной средой современного мегаполиса в настоящей работе понимается сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. При этом образовательная среда, в контексте которой происходит художественное воспитание школьников-подростков, рассматривается как одна из подсистем социокультурной среды и определяется как целостность специально организованных педагогических условий развития личности.

В соответствие с этим в работе выделены следующие характеристики рекламы, соответствующие задачам художественного воспитания школьников-подростков: педагогическая целесообразность, воспитательная направленность, художественная ценность, эмоциональная привлекательность и образность.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды в области философии и эстетики, общей психологии и педагогики, педагогики искусства и образования. Среди основополагающих методологически значимых исследований выделим: 1. философские идеи о развитии личности, особенностях духовной жизни ребенка, процессах его инкультурации и социализации: Г. С. Батищев, Л. П. Буева, А. И. Буров, JI.C. Выготский, JI.H. Коган, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев и др.- 2. философские и педагогические концепции свободного времени и досуга как феномена культуры и образования: Н. А. Ветлугина, Г. А. Евтеева, А. Д. Жарков, М. Б. Зацепина, Г. Е. Зборовский, С. Н. Иконникова, Н. К. Крупская, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Г. П. Орлова, Э. В. Соколов, В. А. Сухомлинский, В. М. Чижиков, С. А. Шмаков, В. А. Ядов и др.- 3. труды, посвященные анализу культурно-досуговой деятельности детей и подростков и современные педагогические теории по данной проблематике следующих авторов: М. И. Болотова, Н. И. Бочарова, А. Ф. Воловик, В. И. Кислицкий, Е. А. Леванова, Т. М. Полевая, В. Т. Сергеев, Н. Н. Тихоненков и др.- 4. концепции художественно-эстетического воспитания детей и подростков: А. В. Антонова, В. В. Бабаева, Л. И. Божович, А. И. Буров, Н. А. Ветлугина, А. Ю. Гончарук, Т. Н. Доронова, О. В. Дыбина, Т. С. Комарова, В. И. Петрова, Л. П. Печко, О. П. Радынова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова, P.M. Чумичева, Т. Я. Шпикалова и др.- 5. труды по проблемам массовой культуры и рекламе как феномену современной культурной жизни общества: Е. В. Ильина, А. В. Костина, А. И. Подольский, А. В. Ульяновский, Я. Н. Засурский, Н. С. Лещук, Н. А. Фоминых, А .Я. Флиер, В. В. Ученова и др.;

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов научного исследования, среди которых теоретические методы — анализ философской, культурологической, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, действующих учебных планов и программ художественно-эстетического цикла, в том числе по дисциплинам «Мировая художественная культура», «Русская художественная культура», эмпирические методы — обобщение педагогического опыта, наблюдение за учебной деятельностью школьников-подростков, опрос, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, статистические методы — проверка, обработка и анализ результатов экспериментальной работы и др.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили учащиеся старших классов школ г. Москвы (ГОУ СОШ №№ 75, 123, а также педагогического колледжа № 16) — всего 120 человек, являющиеся базовыми для прохождения педагогической практики студентов факультета культуры и музыкального искусства Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова.

Основные этапы исследования: первый этап исследования — 20 032 004 г. г. — был посвящен теоретическому анализу проблемыизучению философской, психолого-педагогической, культурологической, социологической и специальной литературы, а также передового педагогического опытаосуществлялись первичные наблюдения, анализ и обобщение их результатоввторой этап — 2005;2007 г. г. — являлся констатирующе-поисковым, в процессе которого разрабатывались концептуальный подход в исследовании, исходные теоретические позиции, уточнялись проблема, цель, объект и предмет исследованияопределялся категориальный аппарат, задачи и гипотеза. Выделялись критерии художественной культуры школьников-подростков, выявлялись пути и способы педагогического воздействия, обеспечивающего активизацию процесса художественного воспитания школьников старших классов средствами рекламы в ее широком понимании. Разрабатывалось содержание и программа эксперимента, задания, упражнения, темы итоговых творческих работна третьем этапе — 2007;2009г.г. — завершилась опытно-экспериментальная работа, в процессе которой корректировались и уточнялись теоретические положения, выдвинутые на предыдущих этапах.

Научная новизна диссертации обусловлена, во-первых, тем, что понятие «реклама» рассматривается в контексте педагогической теории и практики как педагогическое средство, обеспечивающее решение актуальных задач художественного воспитания школьников-подростков в социокультурной среде современного мегаполисаво-вторых, определением педагогических условий включения рекламы в процесс художественного воспитания — индивидуальный подход к учащимся с учетом их художественно-творческого потенциала, вкусов, эстетических предпочтений и склонностей к разным видам творческой деятельностирасширение информационного поля и использование мультимедийных средств художественного воспитаниянаправленное обучение основным задачам, формам, приемам социально-культурной рекламы, связанной с целевой установкой на пропаганду наивысших достижений мировой и отечественной художественной культуры, при которых реклама рассматривается как средство социализации и творческого развития школьников-подростковв-третьих, разработкой системы методов — метод «погружения в культуру», метод постановки духовно-нравственных и эстетических проблем, метод осознания личностного смысла, метод сопоставления художественных образов, метод «полифункциональности» и др., которые направлены на органическое сочетание элементов рекламы с воспитательным процессом, основанном на постижении ценностей отечественной и зарубежной художественной культурыв-четвертых, комплексным исследованием рекламы как педагогического средства художественного воспитания школьников-подростков в социокультурной среде современного мегаполиса.

Теоретическая значимость полученных результатов состоит: во-первых, теоретическим обоснованием феномена рекламы как педагогического средства художественного воспитания и социально-культурного становления школьников-подростковво-вторых, определением функции — социальная, коммуникативная, суггестивная, эстетическая и др., типы и виды рекламы, предназначенной для использования в процессе художественного воспитания школьников-подростковв-третьих, выявлением критерий отбора рекламного материала в целях художественного воспитания школьников-подростков: художественная ценность, воспитательная направленность, педагогическая целесообразность, эмоциональная привлекательность и яркая образностьв-четвертых, обоснованием подходов к организации процесса художественного воспитания, позволяющие использовать мощные средства рекламы в воспитательно-образовательных целях.

Практическая значимость исследования заключается: во-первых, в качественном улучшении художественного воспитания старшеклассников на пути их социально-культурного становления в условиях мегаполисаво-вторых, в разработке и апробировании педагогической технологии рекламной деятельности, основанной на развитии творческих способностей учащихся в условиях индивидуализации художественного воспитанияв-третьих, в разработке комплекса практических заданий, обеспечивающих всестороннюю подготовку старшеклассников к ориентации в мире современной художественной культуры и активной жизненной позиции по пропаганде ее достижений.

Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью исходных положений и реализацией комплекса методов научного исследования, соответствующих цели и задачам диссертационной работы, а также анализом данных, полученных в ходе экспериментального исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

— художественное воспитание школьников-подростков современного мегаполиса следует рассматривать как процесс социально-культурного становления личности, сочетающий приобретение культурологических знаний и умений с творческой деятельностью в том числе в педагогически адаптированных формах и видах рекламы, позволяющей пропагандировать выдающиеся достижения мирового и отечественного искусства в его высоком духовно-нравственном значении. Использование рекламы в учебно-воспитательных целях способствует формированию интереса к проблематике курса «Мировая художественная культура», развитию коммуникативных способностей, раскрытию творческого потенциала учащихся и становлению активной жизненной позиции;

— педагогические особенности восприятия рекламы школьниками-подростками связаны как с психологией подросткового возраста (повышенная тревожность, чувство неуверенности, неустойчивая самооценка, конфликтность в разрешении споров, неадекватная реакция на разнообразные жизненные ситуации, «ожидание общения» и постоянная готовность к контактам), так и со свойствами рекламы (ее способность влиять на принятие решения вопреки логике, стереотипность, конкретность и простота, запоминаемость и др.), среди которых следует выделить такую педагогически динамичную составляющую, как апелляция к эмоциональной сфере человека, ассоциативное богатство, оперирование яркими знаками-символами;

— реклама, включенная в процесс художественного воспитания, должна отвечать следующим требованиям: 1. быть педагогически целесообразной, то есть взаимосвязанной по содержанию с проблематикой курса «Мировая художественная культура», факультативом «Русская художественная культура» и с сопутствующими формами внеклассной работы (диспуты и дискуссии, КВН, концерты и спектакли, художественные выставки и др.) — 2. иметь воспитательную направленность на формирование духовно-нравственных ориентаций старшеклассников- 3. быть образной, аппелировать к ассоциативному мышлению, синтезу искусств- 4. использовать символику культуры той или иной эпохи- 5. вызывать интерес и быть эмоционально привлекательной. Выразительные средства рекламы должны соответствовать и служить основной цели художественного воспитания — развитию художественной культуры в контексте социально-культурного становления школьников-подростков через развитие познавательных интересов, «учения с увлечением», радости познания художественных ценностей;

— в учебном процессе реклама выполняет следующие функции: служит материалом для восприятия и последующего анализаиспользуется как иллюстративный материал, развивающий художественные представления о различных культурно-исторических эпохах и стиляхявляется установкой на восприятие произведений искусства, служит эмоциональным фоном занятия и темой творческих заданий;

— эффективно использовать рекламу в процессе художественного воспитания позволяет система методов — метод «погружения в культуру», метод постановки духовно-нравственных и эстетических проблем, метод осознания личностного смысла, метод сопоставления художественных образов, метод «полифункциональности» и др., способствующие становлению ценностных ориентаций школьников.

В качестве новизны в применяемых методах обучения отметим: во-первых, полифункциональное и интегративное сочетание указанных методов при индивидуальном подходе к учащимсяво-вторых, использование мультимедийного пространства и аудиовизуальных средств обучения в контрастном сопоставлении «имиджевой» молодежной рекламы и рекламы, интерпретирующей ценности мировой художественной культуры.

При этом, соответствующие рекламной учебной деятельности методы художественного воспитания благоприятно влияют на познавательную самостоятельность подростков, формируют творческие способности, развивают критичность мышления, формируют навыки самостоятельной ориентации в различной художественной информации, а также активизируют внимание, развивают образное мышление, углубляют процесс восприятия, создают определенный благоприятный эмоциональный настрой на уроке, в процессе внеклассной и внешкольной работы.

Апробация исследования. Основные положения диссертации получили отражение в публикациях по теме исследования, а таюке были изложены автором в докладах и выступлениях на научных конференциях, заседаниях кафедры культурологии и методологии музыкального образования МГГУ им. М. А. Шолохова, посвященных проблемам культуры, художественного воспитания и образования. По теме исследования опубликовано 6 работ. Внедрение результатов осуществлялось в ходе руководства педагогической практикой студентов по дисциплинам: «Мировая художественная культура», «Русская художественная культура» в общеобразовательных учреждениях г. Москвы.

Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивается адекватностью методики исследования поставленным в нем задачам, экспериментальной работой, основанной на личном опыте автора, ее достаточной репрезентативностью, продуманным анализом творческих заданий, анкет и другого экспериментального материала.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 213 наименований и приложения. Основной текст изложен на 150 страницах.

Результаты исследования контрольной группы — 40 человек.

Критерии уровня Процент ответов Средний Оценочный освоения «5» «4» «3» «2» балл средний художественной балл культуры.

Освоение 15 45 0 3,7 основополагающих культурологических знании.

Владение умениями 10 40 0 3,7 анализа 3,65 художественных произведении.

Творческая активность 10 45 5 3,5 и самостоятельности 5.

Полученные результаты свидетельствуют о наибольшей динамике освоения художественной культуры в первой экспериментальной группе что подтверждает нашу гипотезу о значении использования рекламы в процессе художественного воспитания, особенно в рамках внеклассной работы и контролируемого досуга.

Сравнение качественных показателей освоения художественной культуры представлены в следующей общей таблице.

Заключение

.

В соответствии с целью, задачами, гипотезой и общим замыслом диссертационного исследования нами были выделены теоретические предпосылки включения рекламы как средства художественного воспитания школьников-подростков в условиях освоения курса «Мировая художественная культура» и факультатива «Русская художественная культура». Мы выяснили, что данная проблема является малоразработанной в педагогике художественного образования.

Курсы «Мировая художественная культура» и «Русская художественная культура» являются довольно молодыми школьными дисциплинами, что объясняет широту и полярность педагогических подходов к их изучению. Современная ситуация в культурно-образовательной сфере требует серьезных перемен в системе художественного воспитания, в том числе и с учетом той значительной роли, которую играет массовая художественная культура. Одним из мощных средств массовой культуры является реклама, которая наиболее сильно воздействует на молодежную аудиторию. Данная диссертационная работа является одной из первых попыток внести определенные коррективы в методику художественного воспитания посредством использования рекламы.

В диссертации представлена сущностная характеристика рекламы как феномена, способного активизировать процесс художественного воспитания школьников-подростков. Данная методологическая посылка определила теоретическое и экспериментальное изучение проблемы, результатом которого стали следующие выводы:

1. Исследование феномена рекламы в контексте освоения курсов «Мировая художественная культура», «Русская художественная культура» позволило выделить ее качественные характеристики:

— освоение основополагающих культурологических знаний;

— владение умениями анализа художественных произведений;

— творческая активность и самостоятельность.

2. Художественное воспитание в ходе образовательного процесса должно строиться с учетом психологии школьника-подростка и его стремления к самореализации. Процесс художественного воспитания с использованием средств рекламы должен быть основан на интегративных тенденциях художественной культуры современного мира, что обеспечит ее целостное восприятие и освоение школьниками-подростками.

3. Эффективность художественного воспитания с использованием рекламы зависит также от применения специальных методов обучения и воспитания, позволяющих стимулировать интерес школьников-подростков к духовно-нравственным проблемам жизни общества и человека («погружение в культуру», постановка духовно-нравственной проблемы, осознание личностного смысла художественного образа, сопоставление произведений искусства по принципу общности и контраста, эмоциональной драматургии и др). в сочетании с формами учебной и внеучебной самостоятельной работы в из взаимосвязи.

4. Опытно-экспериментальное исследование, в течение которого были апробированы основные формы и методы включения рекламы в контекст обучения, содействующие художественному воспитанию школьников-подростков, подтвердило гипотезу и теоретические положения диссертации. Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, использование рекламы при освоении курсов «Мировая художественная культура» и «Русская художественная культура» достаточно эффективно и позволяет уменьшить уровень противоречия между вхождением школьников-подростков в мир массовой культуры и содержанием художественного образования, базирующегося на проблемах духовно-нравственного характера.

5. Определенные успехи, достигнутые при проведении диссертационного исследования, не исчерпывают всех проблем, связанных с современных художественным воспитанием школьников-подростков. На наш взгляд, в дальнейшем перспективными могут быть такие исследования, которые позволят актуализировать вопросы интеграции традиционных и инновационных методов и форм художественного воспитания и образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность в психологии личности. -М., 1980-
  2. Г. А., Астафьева О. Н. Социокультурное развитие Российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика М.: Из-во РАГС, 2 001 314с.-
  3. В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 379 е.-
  4. Агрессивное телевидение: социально — психологический анализ феномена// СоцИс. № 8/2001. — 62−68 е.-
  5. Т. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ — М., 1989.-С.367−370-
  6. П. Социальная философия: Учебное пособие.-М.:Велби, 2005.-256с.-
  7. Ю.Б. Дидактические основы художественного образования школьников: монография. М.: Из-во СГУ, 2009. — 291 е.-
  8. .Г. Избранные психологические труды. — М., 1980-
  9. , С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление —М.: Мысль, 1998. 165с.-
  10. К.В. Комплекс рекламы в процессе глобальной трансформации системы общественного воспроизводства: монография -Москва: Дашков и К°, 2008 318 е.-
  11. М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003 — 270 е.-
  12. И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, № 4.-
  13. В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Просвещение, 1989.-128с.-
  14. Г. К. Доктрина массового общества М., 1971-
  15. Ю.К. Педагогика. М., 1988-
  16. Т.И., Сокльникова Н. М. Мировая художественная культура: учебник для 5 класса. — М.: Интербук, 2002 — 237 е.-
  17. И.В., Гупта С. Р., Фигина Е. Н. Нравственные ценности: Развивающая программа для младших школьников: Методическое пособие для учителей и психологов.- М.:Феликс, 2003.-144с.
  18. М.С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи средствами художественного творчества: монография -М.: ИХО РАО, 2007 257 е.-
  19. В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.: Питер, 2001-
  20. B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). -М., 1975-
  21. О.С., Калинина О. Д., Рубцова М. Б. Эстетические беседы с подростками. М., 1984-
  22. А. А, Столин В.В.Общая психодиагностика.-М. :Речь, 2003 .-318с.
  23. Л.И. Проблемы формирования личности. М.-Воронеж: 1995.-400с.
  24. Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). -М.: Педагогика, 1979. -265с.
  25. Е.А. Диалог с экраном. М.: SVR-Аргус, 1994. — 96 с.
  26. Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. М.: SVR-Аргус, 1994. — 64с.-
  27. С.К., Колесов Д. В. Нравственность. М.:Модек, 2008.336с.-
  28. Ю. Эстетика. М., 1988-
  29. В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. -М., 1983-
  30. Васильев Г. А, Поляков В. А. Основы рекламы.- М.:Юнити-Дана, 2006 -719с.-
  31. Веракса Н. Е, Веракса А. Н. История возрастной психологии. Детская психология.- М.:Академия, 2008.-304с.-
  32. Волков Б. С. Психология подростка М.:Гаудеамус, 2005.-215с.-
  33. Т.Н. Воспитание человека культуры средствами языка и искусства в процессе гуманитарного образования Шуя: Шуйский гос. пед. ун-т, 2007−170 е.-
  34. JI.C. Психология искусства. М., 1968-
  35. JI.C. Психология подростка. М., JL, 1931-
  36. Ю.Б. Введение в общую психологию.-М.:ЧеРо, 1998.-336с.-
  37. А.П., Турутина Е. С., Шевченко Н. Н. Российская телевизионная реклама: реконструкция национальной идентичности: монография Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2008 — 279 е.-
  38. Н.А. Творческая телереклама. М.:Аспект-пресс, 2005 г. — 172 е.-
  39. И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М., 1986-
  40. А. Л., Луковников Н. Н. Социальные и психологические аспекты общения и эстетического воспитания: Учебное пособие. Калинин, 1985-
  41. А.В. Принципы эстетики. М., 1987-
  42. П.С. Психология рекламы: учеб. для студентов вузов.-М.: ЮНИТИ, 2005.- 288 с. -
  43. Гусейнов А.А.Этика-.М.:Гардарики, 2007.-496с.-
  44. А.П., Матвеева Л. В. Особенности восприятия телевизионной рекламы, выполненной в различных культурных традициях. // Психологический журнал. 2000.- № 4-
  45. Г. Н. Принцип эстетического воспитания. 4.1. — Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1971. -347 е.-
  46. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. — М., 1982-
  47. Дик Н.Ф., Сгибнева Е. П. Как воспитывать ребят без напряг и передряг. Оригинальные методы воспитательной работы в 8−11 классах.- М.: Феникс, 2007.-420с.-
  48. JI.M. Рекламный стиль мышления: опыт философского анализа М.: Наука, 2009 — 183 е.-
  49. С.В. Педагогика творчества М.: Федеральный ин-т развития образования, 2008 — 237 е.-
  50. И.В. Подготовка и успешное проведение рекламных кампаний / И. В. Есикова М.: Дашков и Ко, 2009 — 158 е.-
  51. С. Н. Педагогика эстетического освоения мира: монография Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006 — 243 с-
  52. В.В. Мир художественной культуры. — М., 1987-
  53. JI. С. Медиаобразование в школе. Magister.- 1995.- N 1.- С. 64−70
  54. В.Г., Мельников А. П. Психология рекламы и рекламной деятельности. М.: Элит, 2009 224 е.-
  55. И.И. нравственное воспитание учащихся. М., 1986-
  56. И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Издание второе, дополненное и переработанное. — М.: Издательская корпорация Логос, 1999. -340с.-
  57. А .Я. Виды искусства. М., 1979-
  58. Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства России 1900−1910 годов.-М.: Наука, 1976.-304с.-
  59. А. В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен// Педагогика, 1998, № 7-
  60. Из опыта формирования эстетического отношения к искусству в подростковом возрасте. Сб.ст. -М., 1987-
  61. В.В. Искусство и коммунистический идеал. — М.: Искусство, 1984. 349 е.-
  62. Искусство в системе культуры / Сост. И отв. ред. М. С. Каган. JL, 1987-
  63. Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1986-
  64. Д.Б. Педагогические размышления. М., 1986-
  65. М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. -М., 1988-
  66. А. А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников М.: Легион, 1994. -187с.-
  67. А.С. Диалектика эстетического процесса: Генезис чувственной культуры. Киев, 1982-
  68. X. Секс и насилие в рекламе, СПб.: Питер, 2008.345с-
  69. Кафтанджиев Х. Герои и Красавицы в рекламе, СПб.: Питер, 2008. -223с.-
  70. Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М.: Искусство, 1971 — 160 е.-
  71. Н.И. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: книга для учителя / Сост. Г. С. Лабковская — М.: Просвещение, 1983−303 е.-
  72. Н.И., Рапацкая Л. А. Шапинская Е.Н., Сокольникова Н. М. «Мировая художественная культура». Программа для IX класса общеобразовательных учреждений. — М., 1999-
  73. Клюева Н.В.педагогическая психология. М.: Владос-пресс, 2003 г.400с
  74. Е.В. Развлекательная повествовательность в контексте массовой культуры: монография Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО «Волгоградская акад. гос. службы», 2008 — 239 е.-
  75. Г. Психодиагностика школьников. Тексты, тесты, пояснения.- М.:Феникс, 2009.-288с.-
  76. С.Л. Детская агрессия. СПб.: Питер, 2004. — 224 е.-
  77. Кон И. С. Психология ранней юности .М.: Аст Пресс, 1989.-278с.-
  78. А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А. В. Костина. Изд. 4-е — М.: Изд-во ЛКИ, 2008 — 350 е.-
  79. А. И. Уткин Э.А. Маркетинг. М., 2001. — 318 е.-
  80. JI.B. Система формирования эстетической культуры: монография Челябинск, 2008 — 304 е.-
  81. И.В. Управление маркетинговыми коммуникациями в России: диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук, М., 1998-
  82. А.В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес — М., 1985-
  83. И.Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. — М.: Издательство УРАО, 1997. -287с.-
  84. И.А. Как научить ребенка поступать нравственно: Для воспитателей, учителей и родителей.- М.: Флинта, 2001.-128с.
  85. И.В. Психологические условия развития творческого потенциала старшеклассников средствами музыкального искусства Нижний Новгород: НФ ИБП, 2008 — 259 е.-
  86. О.П. Художественное восприятие: Опыт построения общетеоретической модели. Киев, 1987-
  87. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981-
  88. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980-
  89. Н.С. Влияние рекламы на формирование этических норм и уровень культуры школьников. М.: МГОУ, 2006. — 131 е.-
  90. Н.С. Современная реклама и особенности ее восприятия школьниками. М.: ГУУ, 2003. — 103 е.-
  91. А.Е. Типы акцентуаций и психопатий у подростков. — М.: Апрель пресс, 1999 406 е.-
  92. В.Н. Информационная безопасность государства и личности. СПб.: СПбГУП, 2003.-76с.-
  93. А.С. Собрание сочинений в 5-ти томах. М., 1971-
  94. В.Г. Мировая художественная культура: программа и методические рекомендации для 8−11 классов средней школы: базовый и профильный уровни образования. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный институт, 2006. — 218 е.-
  95. Т.Д. Основные методологические положения психологии развития.- М.: Гардарики, 2003 480 е.-
  96. Ф.С. Подросток и свободное время. — Л., 1982-
  97. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976-
  98. В.М. Культура и история. М., 1977-
  99. .С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985. -318 с.-
  100. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981-
  101. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989, № 1-
  102. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Художник в каждом ребенке: цели и методы художественного образования — М.: Просвещение, 2008 175 е.-
  103. Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та 1996.- 196 е.-
  104. Методика преподавания мировой художественной культуры в классе: Пособие для учителя / Авт.: Предтеченская Л. М., Щербаков Н. Ю. — М., 1987-
  105. А.С. Искусство и процесс познания. М. 1986-
  106. Мировая художественная культура. 8−10 классы: Программа средней общеобразовательной школы / М-во Просвещения РСФСР, Предтеченская JI.M. М., 1988-
  107. Мировая художественная культура. Программы общеобразовательных учреждений. Под рук. В. Г. Маранцмана. М., 1998-
  108. Модернизация художественно-эстетического образования: сборник. / [сост.: Е. JI. Зайцев и др.] Москва: Школьная кн., 2008 — 172 е.-
  109. Р.И. Психология рекламы. М.: ИНФРА М, 2 009 228с.-
  110. А. Социодинамика культуры. М., 1973-
  111. А.С. Социально-психологические особенности воздействия скрытой рекламы в художественных фильмах М.: МОСА, 2009- 94 е.-
  112. Ф.А. Социальная педагогика. М.: Академический проект, 2003 .-528с.-
  113. B.C. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. М.: Академия, 2008. — 623 е.-
  114. B.C. Возрастная психология: феноменология развития. -М.: Академия, 2007. 637 е.-
  115. B.C. Личность. Мифы и реальность: альтернативный взгляд, системный подход, инновационные аспекты Екатеринбург: Интел Флай, 2007- 1065 е.-
  116. .М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. 2-ое изд., перераб. и дополн. -М., 1987-
  117. Р. С. Психология. В 3-х кн. — М.: ВЛАДОС, Кн. 1, 2004.687 е.-
  118. А. В. Эстетическое воспитание: семья, этикет, культура М.: Молодая гвардия: Шульнис, 2008 — 248 е.-
  119. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / Под ред. Каирова И. А., Богдановой О. С. М.: Педагогика, 1979.-346с.-
  120. Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000.-М.: Республика, 1992-
  121. Л.Ф., Бурменская Г. В. (ред.) Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии.- М.: Гардарики, 2001.-624с.
  122. Обухова. Л. Ф. Детская психология. Теория, факты, проблемы. -М.: Тривола, 1995. -374с-
  123. О.Н. Специфика эстетического восприятия. М., 1975-
  124. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация общества М.: Радуга, 1991 —639с.-
  125. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Под ред. Н. А. Кушаева. -М., 1986-
  126. А.С. Искушение глобализмом М., 2000-
  127. Ф.Г. Основы рекламы. М.: Дашков и К, 2008. — 546 е.-
  128. Н.В. Педагог и ребенок: проблема адаптации к школьной жизни. СПб.: ИОВ РАО, 2006. — 215 е.-
  129. Педагогика школы/ Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977-
  130. Педагогика / Под ред. Бабанского Ю. К М.: Просвещение, 1983.415с.-
  131. Педагогика: Учеб. пособие для педучилищ / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, Т. .Воликова, В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1981. -223с.-
  132. М.А. Теория и практика формирования социальной активности школьника в эстетической деятельности Оренбург: Изд-во ОПТУ, 2007 — 159 е.-
  133. Л.В. Минимум содержания образования по предмету МХК. Рекомендации по аттестации учителей МХК. М., 2000-
  134. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. — М., 1980-
  135. А.А. Основы познания музыки Вильнюс: Общество «Знание» Лит. ССР, 1985. — 19 е.-
  136. К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982-
  137. И.П. Педагогика. 100 вопросов. 100 ответов. М.: Владос-Пресс, 2003.-368с.-
  138. П. И. Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1996.-570с.-
  139. К.Н. Психология возрастных кризисов М.: Академия, 2000. — 184 е.-
  140. А.А., Яковенко И. Г. Культура как система М., 1998-
  141. А.Ф. Китч как феномен массовой культуры Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2006 — 120 е.-
  142. М.В. Взаимодействие информационных и педагогических технологий в формировании информационной культуры старшеклассников: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Карачевск, 2006 193 е.-
  143. Г. История русской семиотики. М. 1998
  144. Приоритетные проблемы эстетического воспитания школьников. Сб. ст.-М., 1990-
  145. Проблемы и перспективы эстетического образования в современной школе: материалы Региональной научно-методической конференции, Кострома, 23 марта 2007 года / отв. ред. И. В. Адоевцева, О. В. Лебедева Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007 — 143 е.-
  146. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1989-
  147. Проблемы эстетического воспитания в современном обществе / Отв. ред. Долгов К. М. М., 1988-
  148. Проблемы эстетического воспитания подростков. Сб. ст. М., 1994-
  149. Пути и средства эстетического воспитания / Отв. ред. Киященко Н. И., Коников И. А. -М., 1989-
  150. А. Психология и педагогика. М.: Центр, 2002. — 256 е.-
  151. Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1991-
  152. К.Э. Культура необразованных? // Общественные науки.- № 4, 1990.-С. 181-
  153. JI.A. История художественной культуры России: от древнейших времен до конца XX века: учебное пособие. М.: Академия, 2008.-375 е.-
  154. JI.A. Мировая художественная культура: программа курса 5−9 классы, 10−11 классы. М.: Владос, 2008. — 94 е.-
  155. JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук М., 1991-
  156. Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 10 класс. Учебник в 2 ч. -М.: ВЛАДОС, 2008-
  157. Рапацкая Л. А. Мировая художественная культура. 11 класс. Учебник в 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2009-
  158. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994, 320с.-
  159. Ю.В. Словарь терминов. Мораль. Нравственность. Этика.- М.:Наука.2003.-87с.-
  160. М. И. Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 134с.-
  161. Россия и социальные изменения в современном мире. Том 2. Сборник статей.М.:МАК-пресс-2006-
  162. А.И. Психическое здоровье школьника. М.: Педагогическое общество России, 2006.-64с.-
  163. Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. -М.: Аспект Пресс, 2001.- 230с.-
  164. А.Л. Социальная психология. М.:Проспект, 2004.336с.-
  165. Н. Б. Реклама, которая вас убивает М.:Вече, 2007,.175с.-
  166. А.В. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России // Вопросы психологии. 2000. — № 5-
  167. Ю.А. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии «Человек в мировой художественной культуре». М.: Просвещение, 2000-
  168. Ю.А., Предтеченская Л. М. Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения.У1-УШ классы. Мировая художественная культура. IX-XI классы. Программы для общеобразовательных учреждений. М., 1994-
  169. Социальная реклама: учебное пособие / под ред. Л. М. Дмитриевой М.: ЮНИТИ, 2009 — 270 е.-
  170. Социальный PR и социальная реклама: опыт и новаторство: материалы II Международной научно-практической конференции 21 мая 2009 г. / ред. Чернега О. П. Барнаул: Изд-во ААЭП, 2009 — 175 е.-
  171. Э.Е. Самоучитель по рекламе. М., 1998-
  172. Е.Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.- М.:Тц Сфера, 2008.-224с.-
  173. Е.М. Эстетическая компетентность: содержание и смыслы Дубна: Феникс+, 2008 — 101 е.-
  174. Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника// Педагогика, М.:Просвещение, 1997, № 6-
  175. А.В. Вымышленные существа эпохи масс-медиа. Россия, 21 век. СПб.: Книжный дом, 2008. — 447 е.-
  176. А.В. Маркетинговые коммуникации. — М.: Эксмо, 2008.-425 е.-
  177. Ю.Н. Основы экранной культуры. М.: Новая школа, 1993.- 90 с.
  178. В.В. Реклама и массовая культура. Служанка или госпожа? М.: ЮНИТИ, 2008. — 23 е.-
  179. В.В., Старых Н. В. Социальная реклама: вчера, сегодня, завтра М.: Индекс-Медиа, 2006 — 303 е.-
  180. И.А. Нравственно-эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008−131 е.-
  181. Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.-115с.-
  182. Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителя в маркетинге / Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой СПб.: Питер, 2001-
  183. Фрейд 3. Введение в психоанализ. СПб.: Азбука-Классика, 2007. -478 е.-
  184. Фрейд 3. Психика. Структура и функционирование. М.: Академический проект, 2007. — 229 е.-
  185. Э. Иметь или быть?— М.: Наука, 1990-
  186. Р. Психология массовых коммуникаций.-М.: Олма-пресс, 2003.-448-
  187. Н.Ф. Педагогика аудиовизуального творчества в социально-культурной сфере Омск : Изд-во Омского гос. ун-та, 2008 — 181 е.-
  188. И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. -М., 1994-
  189. К.С. Теории личности. М.: Психотерапия, 2008. — 652 е.-
  190. JI.H. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика Петрозаводск: АО «Фолиум», 1994, — 200с.-
  191. Художественное образование в парадигме современной культуры / ред.-сост. Е. В. Боякова, А. И. Радомский — М.: Ин-т худож. образования, 2006 206 е.-
  192. Художественно-эстетическое воспитание в школе / авт.-сост. Т. Н. Назарова Волгоград: Учитель, 2009 — 205 е.-
  193. В. Психология рекламы, М.: Бератор-Пресс 2005.- 196с.-
  194. М. Искусство изначально массово // Общественные науки.-М., 1990.-№ 6, С. 110-
  195. Г. П. Духовное развитие учащихся // Советская педагогика, 1989, № 8. С.26−30-
  196. М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. -М., 2005 .-362с.-
  197. X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?— М.: Просвещение, 1986.-95с.-
  198. Г. И. Педагогика школы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М: Просвещение, 1997. — 384с.-
  199. Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 256с.-
  200. . Технологический блеф // Философские науки.-№ 9,1991-
  201. .Д. Детская психология. — М.: Академия, 2008. -383с.-
  202. .Д. Психология развития. — М.: Академия, 2008−141с.-
  203. Д.Б. Детская психология. — М.: Academia, 2007.-384 е.-
  204. Э. Детство и общество. Пер. с англ. СПб.: «JIEHATO», «ACT», Фонд «Университетская книга», 1996-
  205. Эстетическое мировосприятие детей разных возрастных групп:: сборник научных статей / ред.-сост. Е. В. Боякова — М.: Ин-т художественного образования, 2007 152 е.-
  206. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1992.-129с.-
  207. К. Истоки истории и ее цель. Современная техника//Новая технократическая волна на Западе М.: Прогресс, 1986-
  208. Masuda Y. Information Society as Postindustrial Society / Wash / World Future Soc. 1983 P.29-
  209. McLuhan M. The Mechanical Bride. Folklore of Industrial Man Toronto 1951.149
Заполнить форму текущей работой