Модельная оптимизация и прогнозирование трибохарактеристик системы «путь — подвижной состав»: на примере магистрального электровоза ВЛ-80
В состав модификатора трения газообразователя позволило реализовать ротапринтно-контактный аккумулятивный способ модифицирования тяговой поверхности колеса локомотива, снизить вес брикета модификатора трения не изменяя его размеров и, соответственно, уровень динамических нагрузок на привод подачи модификатора трения, повысить эффективность поглощения объемов загрязнителей тяговой поверхности… Читать ещё >
Содержание
- 1. Анализ служебных и эксплуатационных характеристик системы «путь-подвижной состав» и подсистемы «колесо-рельс»
- 1. 1. Условия взаимодействия колеса с рельсом во фрикционной системе «путь-подвижной состав»
- 1. 2. Факторы, оказывающие влияние на уровень коэффициента сцепления
- 1. 3. Методы и способы улучшения условий взаимодействия колес локомотива с рельсами
- 1. 4. Цель и постановка задач исследований
- 2. Физико-математическое моделирование системы «путь-подвижной состав»
- 2. 1. Динамическое подобие механических систем
- 2. 2. Динамическое подобие при физическом моделировании системы «путь — подвижной состав»
- 2. 3. Динамическое подобие при моделировании пары сцепления «колесо — рельс»
- 2. 4. Физическое моделирование системы «колесо — рельс»
- 3. Теоретические основы разработки систем прогнозирования явления сррлва сцепления колеса локомотива с рельсом
- 3. 1. Трибоспектральная идентификация триботехнических характеристик фрикционной системы «путь — подвижной состав»
- 3. 2. Разработка теоретических основ прогнозирования явления срыва сцепления колес локомотива с рельсами
- 3. 2. 1. Анализ существующих методов контроля процессов трения в контакте колеса с рельсом
- 3. 2. 2. Обзор существующих методов теплового расчета и термодиагностики системы «колесо — рельс»
- 3. 2. 3. Математическая модель термотрибосистемы «колесо — рельс»
- 3. 2. 4. Исследование динамики формирования фактической площади касания и термотрибодинамики в подсистеме «колесо — рельс»
- 3. 2. 5. Методика прогнозирования явления срыва сцепления колес локомотива с рельсами
- 4. 1. Лабораторное оборудование
- 4. 2. Применение методов математического планирования эксперимента для разработки состава модификатора трения
- 4. 2. 1. Оптимизация состава фрикционной композиции
- 4. 3. Исследование зависимости рабочих параметров модификаторов трения от фрикционного состояния поверхности катания железнодорожных рельсов
- 4. 4. Исследование механизма модификации поверхности трения в присутствии модификатора трения МТП
- 5. 1. Оборудование локомотива BJ180 системой подачи МТ
- 5. 2. Методика проведения и основные результаты эксплуатационных испытаний модификатора трения МТП
- 5. 3. Технико-экономическая оценка технологии модифицирования тяговой поверхности колес локомотивов
Модельная оптимизация и прогнозирование трибохарактеристик системы «путь — подвижной состав»: на примере магистрального электровоза ВЛ-80 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Узел трения колесо-рельс является одним из основных узлов, определяющих надежность, безопасность и эффективность железнодорожного подвижного состава. При этом требования к показателям взаимодействия колес и рельсов в разных зонах контактирования противоречивы.
Фрикционный контакт колеса с рельсом является сложным динамически нагруженным узлом трения. Данный узел состоит из двух подузлов: фрикционного — контакт тяговой поверхности колеса с рельсом и антифрикционного — контакт гребня колеса с головкой рельса. При этом конструктивной границы между этими поверхностями трения не существует. Одним из главных направлений повышения эффективности эксплуатации железнодорожного транспорта является увеличение весовых норм и скоростей движения поездов. Рост этих показателей при любых погодных и климатических условиях обуславливает высокие требования к потенциальным сцепным качествам бандажей колёсных пар тягового подвижного состава и рельсов. В настоящее время, в большинстве случаев, для повышения коэффициента сцепления колеса с рельсом на железных дорогах нашей страны применяют кварцевый песок ввиду своей относительно невысокой стоимости. Процесс разрушения подаваемых частиц песка сопровождается интенсивными динамическими нагрузками в силовом приводе локомотива, появлением фрикционных автоколебаний, повышенным износом тяговых поверхностей колеса и рельса, на процесс дробления песка расходуется 2,5 — 3% тяговой энергии локомотива. Использование песка в качестве активизатора сцепления приводит к загрязнению балластной призмы верхнего строения пути. В связи с этим в промышленно развитых странах ведутся активные научноисследовательские работы по созданию специальных модификаторов трения (МТ), позволяющих исключить применение песка в качестве активизатора сцепления. Данные работы ведутся для повышения величины и стабильности коэффициента сцепления колеса локомотива с рельсом, увеличения прицепной нагрузки, снижения тормозного пути, исключения запесочивания балластной призмы, снижения интенсивности изнашивания тяговых поверхностей колеса и рельса, и как следствие, уменьшение межремонтного цикла железнодорожного пути.
Разработанные в процессе проводимых исследований в работах Лубягова A.M., Могилевского В. А., Кульбикаяна Р. В. модификаторы трения не нашли широкого применения ввиду относительной сложности их нанесения на тяговую поверхность колеса локомотива, зависимости их эксплуатационных характеристик от окружающей температуры, отсутствия конструкции приводоз подачи МТ и системы их автоматического управления. Поэтому одной из задач, решаемых в диссертации, является задача по созданию всесезонного модификатора трения с заданными триботехническими и экологическими параметрами.
Как известно, эффективность применения МТ находится в прямой зависимости от систем прогнозирования явления боксования, от достоверности прогноза и оперативности подачи МТ. В работе решается задача по созданию способа управления и прогнозирования выходных трибохарактеристик (величина и стабильность коэффициента сцепления) базирующаяся на методах амплитудно-фазово-частотного анализа процессов фрикционного взаимодействия колеса с рельсом, а также на основе физико-математического моделирования триботермодинамики фрикционной механической системы «колесо-рельс». В диссертации рассматривается подход к моделированию эволюционных изменений трибосистемы с учетом не только текущего его состояния, но и его предыдущего состояния, то есть рассматривается и используется для прогнозирования предыстория развития трибоконтакта.
Третьей задачей решаемой в диссертации является задача по созданию многозарядного привода подачи разработанных модификаторов трения, обеспечивающего постоянное оптимальное усилие прижатия брикетов МТ к тяговой поверхности колеса локомотива.
И, наконец, четвертая задача заключается в проведении эксплуатационных испытаний по определению коэффициента сцепления системы «колесо-рельс» при введении в контакт модификатора трения.
Общая методика исследований.
Для достижения поставленных задач в работе используются методы трибоспектралыюй идентификации, физико-математического моделирования, амплитудно-фазово-частотного анализа, математического планирования эксперимента.
Составление физико-математической модели базировалось на использовании дифференциального уравнения Лагранжа II рода, теории размерностей, физического моделирования фрикционного контакта, теории автоматического регулирования и управления.
Для исследования влияния модификатора трения на формируемые в процессе трения поверхностные слои материалов бандажей колёс и рельсов использовался метод рентгеноэлектронной и фотоэлектронной спектроскопии.
Достоверность полученных результатов подтверждается достаточной сходимостью данных лабораторно-стендовых и эксплуатационных испытаний.
Автор выражает благодарность научным руководителям, а также к.т.н., доц. Могилевскому В. А., к.т.н., доц. Озябкину А. Л. за оказанную помощь при работе над диссертацией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
1. Разработка теоретических положений и создание на их основе технологии повышения коэффициента сцепления колес тягового подвижного состава с рельсами стали возможными благодаря комплексному использованию теоретических и экспериментальных методов исследования. Разработан и получен состав твердого модификатора трения, позволяющий повысить величину и стабильность коэффициента сцепления колес локомотива с рельсами.
2. Лабораторные исследования проводились на физической модели, построенной на основании комплексной методики физического моделирования, позволяющей обеспечить идентичность динамических процессов, протекающих в натурных механических фрикционных системах и в их моделях.
3. Разработанный состав всесезонного, экологически чистого модификатора трения с пористой матрицей обеспечивает взаимодействие фрикционных поверхностей с коэффициентом сцепления не ниже 0,3 — 0,32 при наличии на поверхности трения консистентной смазки, и не ниже 0,3 на увлажненных поверхностях трения.
4.
Введение
в состав модификатора трения газообразователя позволило реализовать ротапринтно-контактный аккумулятивный способ модифицирования тяговой поверхности колеса локомотива, снизить вес брикета модификатора трения не изменяя его размеров и, соответственно, уровень динамических нагрузок на привод подачи модификатора трения, повысить эффективность поглощения объемов загрязнителей тяговой поверхности бандажа колес локомотива.
5. Снижение интенсивности изнашивания материалов поверхностей трения обусловлено формированием на поверхности вторичных силикатных структур.
6. На основании комплексных стендовых испытаний с применением метода физико-математического моделирования, а также теоретических основ трибоспектральной идентификации процессов трения разработан способ прогнозирования явления срыва сцепления колес локомотива с рельсами. По результатам исследований получено положительное решение о выдаче патента на изобретение «Модификатор трения и система управления приводом его подачи», заявка № 2 005 108 861/11(10 515) / Шаповалов В. В., Заковоротный B. JL, Лубягов A.M., Минаенко А. И., Окулова Е. С. и др.
7. Для реализации механо-химического способа модифицирования тяговой поверхности бандажа локомотива разработан многозарядный привод подачи модификатора трения, позволяющий обеспечивать постоянное оптимальное усилие прижатия брикетов к тяговой поверхности локомотивов ВЛ-80.
8. Проведенные эксплуатационные испытания на участке Белореченская — Майкоп показали удовлетворительную сходимость натурных и модельных испытаний.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ опубликованы в следующих работах:
1. Окулова Е. С. Оценка теплового баланса муфты предельного момента для машины ПМГ // Сборник трудов молодых ученых, аспирантов и докторантов — Ростов-на-Дону, 2003 г., с. 162−163.
2. Окулова Е. С. Влияние температурного поля на надежность системы «колесо-рельс» // Сборник тезисов всероссийской научно-практической конференции «Транспорт-2004» — Ростов-на-Дону, 2004 г., с. 21.
3. Окулова Е. С., Щеголева О. Б. Моделирование фрикционных механических систем // Юбилейный сборник научно-методических трудов преподавателей и студентов факультета ДСМ, посвященный 50-летию факультета — Ростов-на-Дону, 2004 г., с. 81−83.
4. Шаповалов В. В., Воробьев В. Б., Могилевский В. А., Ялышев Р. Г., Окулова Е. С. Физико-математическое моделирование термодинамических процессов во фрикционных системах // «Вестник РГУПС», Ростов-на-Дону -2004 г. № 3, с. 48−53.
5. Окулова Е. С., Озябкин A. JL, Могилевский В. А., Шуб М. Б. Методика прогнозирования и предотвращения срыва сцепления локомотивов // Материалы IV Международной научно-практической конференции Проблемы синергетики в трибологии, трибоэлектрохимии, материаловедении и мехатронике, НПИ, г. Новочеркасск, 2005 г., с. 39−41.
6. Могилевский В. А., Окулова Е. С., Шуб М. Б., Озябкин A.JI. Оптимизация служебных характеристик машин на базе физикоматематического моделирования // Материалы V Международного симпозиума по трибофатике, ИрГУПС, г. Иркутск, 2005 г.
7. Могилевский В. А., Кульбикаян Р. В., Окулова Е. С., Озябкин A. JL, Шуб М. Б. Управление фрикционным состоянием трибосистемы «колесо тягового подвижного состава — железнодорожный рельс» // «Трение и смазка в машинах и механизмах», г. Москва, № 4, 2006 г., с. 16−21.
8. Могилевский В. А., Шуб М. Б., Окулова Е. С., Кикичев Ш. В. Исследование процессов формирования силикатных пленок на стальных фрикционных поверхностях с использованием методов сканирующей зондовой микроскопии // Материалы Международной научно-технической конференции Проблемы трибоэлектрохимии, ЮРГТУ, г. Новочеркасск, 2006 г., с. 180−182.
9. Могилевский В. А., Окулова Е. С. Зависимость фрикционного состояния трибосистемы «колесо-рельс» от степени увлажнения рабочих поверхностей при воздействии различными модификаторами трения // Труды Всероссийской научно-практической конференции «Транспорт-2005», часть 1, Ростов-на-Дону, РГУПС, 2005 г., с. 265.
10. Окулова Е. С. Исследование площади фактического контакта трибосистемы «колесо-рельс» // Труды Всероссийской научно-практической конференции «Транспорт-2005», часть 1, Ростов-на-Дону, РГУПС, 2005 г., с. 268−269.
11. Могилевский В. А., Окулова Е. С., Шуб М. Б., Кикичев Ш. В. Необходимость использования новых материалов для регулирования трения в трибосистеме «колесо тягового подвижного состава — рельс» // Материалы.
V Интернет-конференции «Новые материалы и технологии в машиностроении», г. Брянск, 2006 г.
Список литературы
- Нужное Ю.М. Сцепление колёс с рельсами (природа и закономерности). М.: Интекст, 2003. 144 с.
- Исаев И.П. Случайные факторы и коэффициенты сцепления М.: Транспорт, 1970.-С. 184.
- Исаев HU., Нужное Ю. М. Проблемы сцепления колес локомотива с рельсами. М.: Машиностроение, 1985.-238 с.
- Лисунов В.Н. Оптимальное использование силы тяги локомотива по сцеплению// Железнодорожный транспорт. 1982. № 9. С.24−27.
- Лисицын А.Л., Потапов A.C. Выбор расчётного значения коэффициента сцепления локомотивов // Электрическая и тепловозная тяга. 1976. № 4. С. 4244.
- Харпрехт В., Шперер В., Клейн В. Эксплуатационные испытания электровозов Е120 // Железные дороги мира. 1984. № 7. С.6−13.
- Справочник по триботехнике. В 3 т. Под общ. ред. М. Хебды, A.B. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 1992. Т. 3. Триботехника антифрикционных, фрикционных и сцепных устройств. Методы и средства триботехнических испытаний — 730 с.
- Проблемы тяговых испытаний моторно-рельсового подвижного состава //Тр: РИИЖТа. 1972.-Вып. 91. -115 с.
- Бабичков A.M. и др. Тяга поездов. М.: Транспорт, 1971. 280 с.
- Меншутш H.H. Зависимость между силой сцепления и скоростью скольжения колёсной пары локомотива // Вестн. ВНИИЖТ. 1960. № 7. -С. 1214.
- Бычковский A.B. Новый метод экспериментального исследования сцепления между рельсами и одиночными осями электровозов и тепловозов// Вестн. ВНИИЖТа. 1958. № 2.
- МиновД.К. Повышение тяговых свойств электровозов и тепловозов с электрической передачей. М.: Транспорт, 1965. 267 с.
- Алехин C.B., Красковский Е. Я. К вопросу об исследовании трения качения в условиях реализации касательной нагрузки и износа трущихся деталей // Тр. ЛИИЖТа. М.: Трансжелдориздат, 1957. Вып. 154.
- Барский М.Р., Сердинова H.H. Экспериментальные исследования процессов боксования и юза электровозов// Проблемы повышения эффективности работы транспорта. М.: Изд-во АН СССР, 1953.
- Казаринов В. М., Вуколов Л. А. Коэффициенты сцепления колесных пар с рельсами при торможении // Исследование автотормозной техники на железных дорогах СССР // Науч. тр. ВНИИЖТ. М.: Транспорт, 1961. Вып. 212. С. 5.28.
- Указания к тяговым расчетам моторно-рельсового транспорта. М.: Траспорт, 1976.- 71 с.
- Кондратенко С.А. Прогнозирование сцепных свойств электровозов с учётом особенностей районов эксплуатации: Автореф. дис.. канд. техн. наук. Ростов н/Д., 1999.-20 с.
- Физико-химическая механика сцепления //Тр. МИИТа. М., 1973. -Вып. 445.- 186 с.
- Нужное Ю.М. Физические основы и закономерности сцепления колес локомотива с рельсами: Дис. Д-ра. техн. наук. М., 1981.
- Каменев H.H. Эффективное использование песка для тяги поездов// Тр. ЦНИИ МПС. М.: Транспорт, 1968. Вып. № 336. С. 86.
- Режимы работы магистральных электровозов / О. А. Некрасов, А. Л. Лисицын, Л. А. Мугинштейн, В. И. Рахманинов. М.: Транспорт, 1983. 231 с.
- Минов Д. К Повышение тяговых свойств электровозов и тепловозов с электрической передачей. М.: Транспорт, 1965. 267 с.
- Минов Д.К. Роль скольжения колес при реализации тягового усилия и структура коэффициента сцепления при электрической тяге. М.: Изд-во АН СССР (ОТН). 1947. № 4.
- Минов Д.К. Теория процесса реализации сил сцепления при электрической тяге и способы повышения их использования// Проблемы повышения эффективности работы транспорта. М.: Изд-во АН СССР, 1963.
- Саверин М.М. Контактная прочность материала. М. Л Машгиз, 1946.
- Carter F. On the stability of Running of Locomotives// Proceedinds of the Rayal Society. Series A. 1926. Vol.112. № A. 760.1926- 1928. Vol.121/
- Fromm H. Zulassige Belastung von Reibungsgefrieben mit zilindrischen oder Kogeligen Radern// Z.V.D.V. 1929. Bd. 73. № 27,29.
- Lorenz R. Schien und Rad// Z.V.D.V. 1928. Bd. 72.
- Меншутин H. H. Зависимость между силой сцепления и скоростью скольжения колёсной пары локомотива // Вестн. ВНИИЖТ. 1960. № 7. -С. 1214.
- Heinrich G., Desoyer К. Rollreibung mit axialem Schub// IngenieurArchiv. 1967. B. 36. № 1, S. 48−72.
- Jonson K.L. The effect of a tangential force upon the rolling motion of an elasnic sphere upon plane // Journal of applied mechanices. 1958. V. 25. P. 339 -346.
- Kalker J.J. On the rolling Contact of two Plastic Bodies in the Presence of Dry Friction: Ph. D. Dissertation. Delft University of Technology/ Delft, Netherlands, 1967.
- Kalker J.J. Transient Rolling Phenomena //ASLE Trans. 1971. V. 14, № 3.
- De Pater A.D. On The reciprocal pressure between two bodies // Proceedings of a Simposium on rolling contact phenomena / ed. J. B. Bidwell. Amsterdam: Elsevier, 1962. P. 29−75.
- Dawson P. H. Contact Fatigue in soft steel with random loading.// Mechanical Engineering Science. 1967. Vol. 9. № 1.
- Середа А. И. Поперечное воздействие подвижного состава на рельсы в кривых: Дис. канд. техн. наук. М., 1943.
- Карпов Н. А. Исследование природы физического коэффициента сцепления и механических релаксационных колебаний колеса: Дис.. канд. техн. наук. М., 1953.
- Крагелъский И.В. Молекулярно-механическая теория трения. Трение и износ в машинах // Тр. II Всесоюзной конференции по трению и износу в машинах. М.: АН СССР, 1949. Т. III.
- Боуден Ф., Тейбор Д. Трение и смазка твердых тел. М.: Машиностроение, 1968.
- Митинский А.Ю. Линейные законы деформации не вполне упругих тел// Докл. АН СССР, 1940. Т. 26. № 1.
- Каменев H.H. Эффективное использование песка для тяги поездов// Тр. ЦНИИ МПС. М.: Транспорт, 1968. Вып. № 336. С. 86.
- Харпрехт В., Шперер В., Клейн В. Эксплуатационные испытания электровозов El20 // Железные дороги мира. 1984. № 7. С.6−13.
- Камаев А. А. Конструкция, расчёт и проектирование локомотивов. М.: Машиностроение, 1981.-351 с.
- Каменев Н. Н. Некоторые усовершенствования песочной системы локомотивов //Электрическая и тепловозная тяга. 1966. № 12.
- Регулирование трения в контакте колесо рельс// Железные дороги мира. 1998. № 3.- С. 45 -47.
- Машкович О.Н. Оптимизация процесса взаимодействия колеса с рельсом за счёт трения // Железнодорожный транспорт за рубежом. Сер. IV., 1998. Вып. 5, 6.-С. 4−8.
- Крагельский И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1967 г. 480с.
- Евдокимов Ю. А., Колесников В. К, Тетерин А. И. Планирование и анализ экспериментов при решении задач трения и износа. М.: Наука, 1980. -228 с.
- Основы теории инженерного эксперимента: Учеб. пособие: В 2 ч./ Ю. А Евдокимов, В. В. Гудима, А. В. Щербаков. 2-е изд. Ростов н/Д: РГУПС, 1994. Ч. 1. Методы математиеского планирования эксперимента. 83 с.
- Демкин Н. Б. Моделирование фрикционного контакта и его свойства // Трение, износ, смазка (электр. ресурс). 1999.- Т. 1. № 3.- 30 с.
- Горячева И. Г., Добычин М. Н. //Трение и износ. 1982. Т.З. № 4.
- Физическое моделирование фрикционных систем / В. И. Ильин, В. И. Колесников, И. А. Майба, B.C. Чёрный, В. В. Шаповалов, П. Н. Щербак. Ростов н/Д: СКНЦВШ, 2000.- 128 с.
- Браун Э. Д., Евдокимов Ю. А., Чичинадзе А. В. Моделирование трения и изнашивания в машинах. М.: Машиностроение. 1982. 191 с.
- Демкин Н. Б. Физические основы трения и износа машин. Калинин: Изд-во Калининского государственного университета, 1981.
- Демкин Н. Б. Моделирование фрикционного контакта и его свойства // Трение, износ, смазка (электр. ресурс). 1999.- Т. 1. № 3.- 30 с.
- Шаповалов В. В. Комплексное моделирование динамически нагруженных узлов трения машин // Трение и износ. 1985. № 3. С. 451 — 457.
- Щербак П. Н. Моделирование динамически нагруженных узлов трения строительных машин // Надежность строительных машин и оборудования промышленности строительных материалов: Межвуз. сб. науч. трудов, Ростов н/Д: РИСИ.
- Демкин Н.Б. Исследование площади касания шероховатых поверхностей. Труды ИМАШ АН СССР. Т. 1, М.: АН СССР, 1959, стр. 131 142.
- Крагелъский И.В. Влияние нагрузки на изменение шероховатости контактных поверхностей. Сб. «Трение и износ», Т. 4. М.: АН СССР, 1950.
- Рыжов Э.В. Опорная площадь поверхностей, подвергнутых механической обработке. «Вестник машиностроения», 1964, № 4, с. 56 61.
- Браун Э.Д., Евдокимов Ю. А., Чтинадзе А. В. Модели трения и изнашивания в машинах. М.: Машиностроение, 1982.
- Щербак П.Н. Теоретические основы физического моделирования механических систем. Вестник РГУПС № 2, 2000, с. 25 31
- Адлер Ю. П., Маркова Е. В., Грановский Н. В. Планирование и анализ эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: Наука, 1976. 279 с.
- Ахназарова С. Л., Кафаров В. В. Методы оптимизации эксперимента в химической технологии: Учеб. Пособие. 2-е изд. М.: Высш. шк., 1985. 327 с.
- Заковоротный В.Л. Нелинейная трибомеханика. Ростов н/Д: ДГТУ, 2000. -293 с.
- Заковоротный В.Л. Динамика трибосистем. Самоорганизация, эволюция. Ростов н/Д: ДГТУ, 2003.-501 с.
- Заковоротный В.Л., Блохин В. П., Алексейчик М. И. Введение в динамику трибосистем. Ростов н/Д: ИнфоСервис, 2004.-680 с.
- Заявка на патент РФ в 01 N 3/56 «Способ испытаний узлов трения».
- Сергиенко А.Б. Цифровая обработка сигналов. СПб.: Питер, 2003.604 с.
- Г. Дженкинс, Д. Ватте. Спектральный анализ и его приложения. Вып. 1. Перевод с англ. В. Ф. Писаренко. М.: Мир, 1971.
- Заковоротный В.Л., Шаповалов В. В. Исследование коэффициента трения при периодических движениях. // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Сер. Технических наук, 1979, № 2, с. 40−49.
- Заковоротный B.JI., Шаповалов В. В. Исследование комплексного коэффициента трения. // Трение и износ. 1987, с. 22−24.
- Бесекерский В.А., Попов Е. П. Теория систем автоматического регулирования. М.: Наука, 1972, 768 с.
- Bowden F.P., Ridler К.Е. The surface temperature of sliding metals/ The temperature of Lubricated surfaces. «Proc. Roy. Soc.», 1936, No 883, vol. 154, p. 640.
- Block H. Measurements of Temperature Flashes on Gear Teeth Under Extreme Pressure Conditions. Proc. Gen. Disc, on Lubricating and Lubricauts «Inst. Mech. Eng.», 1937, vol. 11, Group III, pp. 14 20.
- Jaeger T.C. Moving sources of heat and the temperature of sliding contacts. «J. and Proc. Roy. Soc. New South Walls», 1942, vol. 56, Pt III, p. 203.
- Holm R. Calculation of Temperature Development in Contact Heateu in Contact Surface and Application to the Problem of Temperature Rise in Sliding Contact. «J. App. Phys.», 1948, No. 4, vol. 19, pp. 361 366.
- Левицкий МЛ. О температуре поверхности трения твердых тел. ЖТФ. Вып. 9,1949, с. 1010−1014.
- Archard J.F. The temperature of Rubbing Surfaces. «Wear», 1959, No 6, vol. 2, pp. 438−455/
- Fazekas G.A.G. Temperature Gradients and Heat Stresses in Brake Drums. «SAE Transactions». 1953, vol. 61, pp. 279 308.
- Коровчинский M.B. Основы теории термического контакта при локальном трении. Сб. «Новое в теории трения». М.: Наука, 1966, с. 98 143.
- Коровчинский М.В. Локальный термический контакт при квазистационарном тепловыделении в процессе трения. Сб. «Теория трения и износа». М.: Наука, 1965, с. 73 81.
- Янковская Л.В. Анализ работы ленточного тормоза на основе динамике тормозного контакта. Сб. «Трение и износ в машинах». Вып. 6, М. -Л.: АН СССР, 1950, с. 85−96.
- Щедрое B.C. Температура на скользящем контакте. Сб. «Трение и износ в машинах». Вып. 10, М.: АН СССР, 1955, с. 155 296.
- Чичинадзе A.B. Расчет и исследование внешнего трения при торможении. M.: Наука, 1967,40 с.
- Чичинадзе A.B. Тепловая динамика внешнего трения. Сб. «Новое в теории трения». М.: Наука, 1966, с. 146 157.
- Куюн А.И. Исследование тепловых явлений в поверхностных слоях металлов при трении и износе, резании и шлифовании. Автореферат на соискание ученой степени канд. тех. наук. Киев, 1954.
- Чичинадзе A.B. Определение температуры на фактической точке касания в процессе торможения. Сб. «Вопросы трения и проблемы смазки». М.: Наука, 1967.
- Ильченко О.Т., Капинос В. М. Тепловая проводимость слоя, образованного выступами шероховатости. «Известия вузов. Энергетика», 1958, № 9, с. 77−89.
- Кужаров А. С, Ахвердиев К. С., Кравчик КС. Кужаров A.A. Молекулярные механизмы самоорганизации при трении. 4.1. Исследование самоорганизации в гидродинамическом режиме трения// Трение и износ. -2001.-Т.22.-№ 1. С. 84−90
- Елманов И.М., Колесников В. И. Термовязкоупругие процессы трибосистем в условиях УГД контакта. — Ростов — н/Д: СКНЦ ВШ, 1999. -173 с.
- Исаев И.П. К проблеме сцепления колес локомотива с рельсами // Физико-химическая механика сцепления. //Тр. МИИТа. М., 1973. Вып. 445. С. 3−12.
- Беляев Н.М. Применение теории Герца к подсчетам местных напряжений в точке соприкасания колеса и рельса //Тр. по теории упругости и пластичности. М.: Гостехиздат, 1957. С. 9 — 30.
- Беляев А.И. Динамические свойства тяговых приводов тепловозов и возможности их улучшения: Автореф. дис. д-ра техн. наук. М., 1979. С. 43
- Беляев Н.М. Местные напряжения при сжатии упругих тел // Тр. по теории упругости и пластичности. М.: Гостехиздат, 1957. С. 31−145.
- Саверин М.М. Контактная прочность материала. М. Машгиз, 1946.
- ФепплъА., ФептьЛ. Сила и деформация. М.: ОНТИ, 1936. Т. 1.
- Ковальский Б. С. Напряжения на площадке местного смятия при учете силы трения // Изв. АН СССР (ОТН). 1942. № 9.
- Справочник по сопротивлению материалов / Под ред. Г. С. Писаренко. 2-е изд. Киев: Наук, думка, 1988. 736 с.
- Электровоз ВЛ80к: Руководство по эксплуатации. М: Транспорт, 1970.-448 с.
- Осенин Ю.И. Повышение коэффициента сцепления колёс локомотива с рельсами в условиях высоких контактных давлений Дис.. канд. техн. наук. Ворошиловград, 1988.-225 с.
- Регулирование трения в контакте колесо рельс// Железные дороги мира. 1998. № 3. — С. 45−47.
- Смазывание рельсов на железных дорогах Северной Америки // Железные дороги мира. 1997. № 8. С. 65−66.
- Машкович О.Н. Оптимизация процесса взаимодействия колеса с рельсом за счёт трения // Железнодорожный транспорт за рубежом. Сер. IV., 1998. Вып. 5, 6.-С. 4−8.
- Буль Б.К. Основы теории электрических аппаратов. М.: Высш. шк., 1970.
- Заковоротный В.Л., Шаповалов В. В. Проблема динамики транспортных трибосистем // Сборка в машиностроении и приборостроении. Изд-во Москва, № 12,2005 г.
- Шаповалов B.B. Трибоспектральная идентификация процессов трения и изнашивания // Тезисы доклада на междунар. конф. «Евротриб-5» (AITC-AIT-2006), Италия, Парма, 2006 г.
- Заковоротный В.Л., Шаповалов В. В., Лубягов A.M. и др. Положительное решение о выдаче патента на изобретение «Модификатор трения и система управления приводом его подачи». Заявка № 2 005 108 861/11(10 515).
- Заковоротный В.Л., Шаповалов В. В. Физико-математическое моделирование фрикционных систем // Вестник РГУПС, Ростов-на-Дону, № 3, 2006.
- Чичииадзе A.B. Основы трибологии (трение, износ, смазка) / A.B. Чичинадзе, Э. Д. Браун, H.A. Буше и др. -М.: Машиностроение, 2001. 664 с.
- Гаркунов Д.Н. Триботехника (износ и безызносность) / Д. Н. Гаркунов. М.: Изд-во МСХА, 2001. — 616 с.
- Беркович И.И. Трибология. Физические основы, механика и технические приложения / И. И. Беркович, Д. Г. Громаковский — под ред. Д. Г. Громаковского. Самара: Самарск. гос. тех. ун-т, 2000. — 268 с.
- Крагельский И.В. Основы расчетов на трение и износ / И. В. Крагельский, М. Н. Добычин, B.C. Комбалов. М.: Машиностроение, 1977. -526 с.
- Литвинов В.Н. Физико-химическая механика избирательного переноса при трении / В. Н. Литвинов, Н. М. Михин, Н. К. Мышкин. М.: Наука, 1979.- 188 с.
- Ишлинский А.Ю. Линейные законы деформации не вполне упругих тел//Докл. АН СССР, 1940. Т. 26. № 1.
- Михин Н.М. Внешнее трение твердых тел. М.: Наука, 1977. С.-222.
- Михин Н.М., Рамишвили Г. Я. Новый метод определения сближения и контактного предварительного смещения твердых тел.// Трение твердых тел: Сб. М.: Наука, 1964.
- Беляев ЕМ. Местные напряжения при сжатии упругих тел // Тр. по теории упругости и пластичности. М.: Гостехиздат, 1957.-С. 31−145.
- Беляев ЕМ. Применение теории Герца к подсчетам местных напряжений в точке соприкасания колеса и рельса //Тр. по теории упругости и пластичности. М.: Гостехиздат, 1957.-С. 9−30.
- Демкин Н.Б., Ланков A.A. Определение фактической площади касания двух твердых тел при помощи угольных пленок. «Заводская лаборатория», 1965, № 6.
- Демкин КБ. Исследование площади касания шероховатых поверхностей. Труды ИМАШ АН СССР. Т.1, М., Изд-во АН СССР, 1959.
- Билик Ш. М. Макрогеометрия деталей машин. М., Машгиз, 1962.
- Дьяченко U.E., Вайнштейн В. Э., Розенбаум Б. С. Количественная оценка неровностей обработанных поверхностей. М., Изд-во АН СССР, 1952.
- Дьяченко U.E., Толкачева ЯЯ, Горюнов К.Е. Определение площади фактического контакта поверхностей. Сб. «Изучение износа деталей машин при помощи радиоактивных изотопов». М., Изд-во АН СССР, 1957.
- Крагельский И.В., Прибылев A.A., Гогава JJ.A. Растворный метод определения определения волнистости и неплоскости деталей машины. «Измерительная техника», 1964.
- Левин Б.Н. Контактный метод измерения микрогеометрии поверхности. М., Машгиз, 1950.
- Тарасенко B.C. Экспериментальное определение площади соприкасающихся поверхностей. Научные записки. ОПИ. Т. 16,1959.
- Тарасенко B.C. Методы и аппаратура для определения фактической площади контакта. Сб. «Передовой научно-технический и производственный опыт», тема 10, вып. 17, М., ЦИТЭИН, 1961.
- Швецова ЕМ. Определение фактических площадок соприкосновения поверхностей на прозрачных моделях. Сб. «Трение и износ в деталях машин», Вып. 7, М., Изд-во АН СССР, 1953, с. 12−33.
- Справочник по сопротивлению материалов/Под ред. Г. С. Писаренко. 2-е изд. Киев: Наук, думка, 1988. 736 с.
- Нефёдов В. И. Рентгеноэлектронная и фотоэлектронная спектроскопия. М.: Знание, 1983.
- Электронная спектроскопия / К. Зигбан, К. Нордлинг, А. Фальман и др. М.: Мир, 1971.
- Мазалов JI. Н. Рентгеноэлектронная спектроскопия и её применение в химии // Соросовский образовательный журнал (электр. ресурс). 2000. Т. 6, № 4.- С. 37−44.
- Исследование фрикционного переноса политетрафторэтилена методом рентгеноэлектронной спектроскопии/ Ю. А. Евдокимов, В. И. Колесников, А. Т. Козаков, В. Н. Кравченко, A.B. Никольский/I Вестн. машиностроения. 1985. № 2. С. 33−35.
- Козаков А. Т. Электронное строение и электрофизические свойства поверхности оксидов и халькогенидов по данным электронной и рентгеновской спектроскопии Автореф. дис. д-ра техн. наук. Ростов н/Д, 1997. 39 с.
- Кубашевский О., Гопкинс Б. Окисление металлов и сплавов. М.: Металлургия, 1965.428 с.
- Грудев А.П., Зильберг Ю. В., Тилик В. Т. Трение и смазки при обработке металлов давлением. М.: Металлургия, 1982 г. 312 с.
- Кульбикаян Р.В. Разработка принципов управления состоянием фрикционного контакта трибологической системы «колесо тягового подвижного состава рельс», автореферат дисс. на соискание уч. степ, кандидата тех. наук, Ростов-на-Дону, 2003 г.
- Евдокимов Ю.А., Барзданис Ю. В. Температурные поля колесных пар подвижного состава железнодорожного транспорта при длинных неровностях поверхности катания // Ростов-на-Дону. Вестник РГУПС. 2001. № 2. С/ 36−42/