Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Роль и значение добровольного медицинского страхования в общей структуре оказания стоматологической помощи населению

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим возникла идея организации так называемого добровольного медицинского страхования (ДМС), когда личные деньги граждан используются для соответствующих видов медицинского обслуживания. Поэтому задача ДМС состоит в том, чтобы обеспечить дополнительный объем медицинской помощи, который не может быть получен в рамках ОМС. Этим самым ДМС кардинально отличается от ОМС, поскольку это деньги… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современное состояние проблемы добровольного медицинского страхования (обзор литературы)
    • 1. 1. Краткая история ДМС
    • 1. 2. Объемы и эффективность использования ресурсов в системе здравоохранения и медицинского страхования
    • 1. 3. Виды добровольного медицинского страхования и основные проблемы при его организации
    • 1. 4. Основные составляющие добровольного медицинского страхования и законодательные акты
    • 1. 5. Существующие нормативные документы по системе медицинского страхования, которыми следует руководствоваться при организации ДМС в стоматологии
    • 1. 6. Общие принципы организации страхового дела в стоматологии
    • 1. 7. Лицензирование и аккредитация медицинских учреждений, занятых ДМС
    • 1. 8. Предпосылки развития ДМС в Российской
  • Федерации
    • 1. 9. Программы медицинского страхования
    • 1. 10. Основные вопросы организации взаимодействия медицинских учреждений и страховых медицинских организаций
  • Глава 2. Материал и методы исследования
  • Глава 3. Распространенность основных стоматологических заболеваний среди взрослого населения СЗАО (района Митино) г. Москвы
  • Глава 4. Результаты анкетирования населения и врачей-стоматологов по изучению их отношения к системе добровольного медицинского страхования
    • 4. 1. Данные опросов пациентов
    • 4. 2. Результаты анкетирования врачей-стоматологов
  • Глава 5. Организационные принципы внедрения ДМС в стоматологии
    • 5. 1. Социально-экономические предпосылки для развития ДМС в Российской Федерации
    • 5. 2. Особенности внедрения ДМС в стоматологии

Роль и значение добровольного медицинского страхования в общей структуре оказания стоматологической помощи населению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С внедрением рыночных отношений существенно изменились подходы к вопросам организации стоматологической помощи населению нашей страны. На смену административно-командным методам управления пришли экономические. В настоящее время государство не в состоянии обеспечивать на должном уровне финансирование стоматологической службы. Это приводит к тому, что многие стоматологические учреждения в настоящее время недофинансируются, в результате чего резко страдает объем и качество оказываемой населению стоматологической помощи (Алимский А.В., 2000).

В связи с отсутствием должного финансирования было принято решение о переводе стоматологических учреждений на систему страхования. Что касается обязательного медицинского страхования (ОМС), то этот опыт давно накоплен и широко используется в западных странах и, следует отметить, что до революции оно активно развивалось в России.

В первые годы Советской власти тоже применялось страхование, в частности рабочих и служащих. В связи с распадом Советского Союза, изменением формы собственности, переходом на рыночные условия в последнее время государство в значительной степени обеспечивает финансирование здравоохранения за счет поступления страховых взносов.

В соответствии с Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на определенный объем оказываемый ему стоматологической помощи. Это так называемая базовая программа гарантированной медицинской стоматологической помощи, которая оплачивается государством. Однако практика последних лет показывает, что подобного финансирования далеко недостаточно для того, чтобы обеспечить высокий уровень оказания стоматологической помощи. В связи с этим, возникает проблема перехода на некую новую модель, которая позволила бы привлечь средства граждан на страхование, обеспечивая тем самым, оказание им эксклюзивных видов помощи, которые нельзя получить в рамках ОМС (Кузнецов В.В., 2002).

Как хорошо известно, ОМСэто те деньги, которые население практически само откладывает на погашение расходов на медицинское обслуживание. Это так называемые страховые взносы, составляющие 13% от фонда заработной платы, которые вне зависимости от воли работника перечисляются в фонд ОМС. Подобная система не без дефекта, поскольку возникают сложности и некоторые противоречия с рыночными условиями, так как в результате формируется так называемый солидарный фонд. Гражданин откладывает по 13% ежегодно, вернее взимается с него государством вне зависимости от его воли. И если даже он и не обратился за медицинской помощью, то в конце года эти деньги куда-то исчезают, «растворяются». Это тот самый знаменитый солидарный фонд, из которого берут все, в том числе и малоимущие слои населения, пенсионеры, которые не могут сами себя финансировать. В результате эти деньги попадают в «общий котел», из которого черпают те, кто обратился за медицинской и в том числе стоматологической помощью. Если иметь ввиду, что до 40% населения России вообще годами не обращаются в стоматологические учреждения (это данные ЦНИИС), то фактически 40% населения не используют те средства, которые сами же выделяют в этот страховой фонд. Это, безусловно, не лучшим образом сказывается на:

— во-первых, состоянии здоровья тех граждан, которые не обращались за стоматологической помощью;

— во-вторых, не является справедливым распределением, особенно в условиях рыночных отношений, когда деньги должны быть строго ориентированы на того человека, который их вносит в программу ОМС.

В связи с этим возникла идея организации так называемого добровольного медицинского страхования (ДМС), когда личные деньги граждан используются для соответствующих видов медицинского обслуживания. Поэтому задача ДМС состоит в том, чтобы обеспечить дополнительный объем медицинской помощи, который не может быть получен в рамках ОМС. Этим самым ДМС кардинально отличается от ОМС, поскольку это деньги конкретных лиц, которые заинтересованы в их эффективном использовании. Именно они непосредственно следят за качеством оказываемых им услуг, и, в случае необходимости, могут обратиться с иском вплоть до судебных органов для того, чтобы взыскать с нерадивой организации или конкретного врача, которые, по их мнению, оказали некачественную стоматологическую помощь, материальный и моральный ущерб.

В связи с этим, ДМС все более и более будет завоевывать себе позиции, поскольку постепенно растет материальное благосостояние российских граждан. У них появляются дополнительные свободные средства, которые они стараются вложить в привлекательные медицинские программы и в том числе стоматологические.

Однако, поскольку в государственном Законодательстве нет достаточно четких позиций, регламентирующих деятельность ДМС, и оно практически не регулируется должным образом, (единственно оно подчиняется общему Закону «О медицинском страховании граждан РФ»), возникла необходимость проведения настоящего исследования.

Цель исследования.

Повысить объем и качество оказываемой населению стоматологической помощи путем изучения перспектив реализации программы ДМС.

Задачи исследования:

1. Изучить уровень и структуру стоматологической заболеваемости взрослого населения района Митино (СЗАО) г. Москвы и объемы ее оказания в существующей системе ОМС.

2. Выявить возрастно-половой состав лиц, которые обращаются за стоматологической помощью и желают вложить собственные средства в получение дополнительной помощи в рамках ДМС.

3. Провести социологическое исследование с целью оценки уровня мотивации населения к получению стоматологической помощи в программе ДМС.

4. Оценить отношение врачей-стоматологов к внедрению системы ДМС и перспективам ее развития и расширения в будущем.

5. Разобрать предложения по внедрению данной системы в широкую стоматологическую практику.

Научная новизна.

В ходе настоящего исследования впервые:

— изучены показатели стоматологической заболеваемости взрослого населения, постоянно проживающего в районе Митино (СЗАО) г. Москвы. Установлено, что распространенность кариеса зубов среди обратившихся за стоматологической помощью составляет 100% во всех возрастных группах, при среднем индексе КПУ 16,8 на одного обследованного;

— оценена структура поражения и определена нуждаемость населения в различных видах стоматологической помощи. Количество кариозных зубов, подлежащих лечению, составляет в среднем 11,5% в структуре КПУ, доля осложнений кариеса зубов, подлежащих лечению — 6,1%, а подлежащих удалению — 3,5%. Весьма высок уровень удаленных зубов (36,6%). Столь неблагоприятная структура КПУ свидетельствует о высокой потребности обследованных во всех видах стоматологической помощи;

— оценено состояние стоматологической службы и определен объем ранее оказанной помощи обследованным лицам. Установлено, что существующая система ОМС не позволяет обеспечить необходимый объем стоматологической помощи населению. Так, доля пломбированных зубов в структуре КЕТУ составляет лишь 42,4%;

— определена нозология и основные формы стоматологических заболеваний, которые могут быть излечены в рамках системы ДМС. Установлено, что многие стоматологические заболевания, прежде всего, кариес зубов, заболевания пародонта могут быть излечены по программе ДМС;

— проведено анкетирование представленных групп взрослого населения, а так же врачей, работающих в стоматологической поликлинике, в плане оценки их мнения о перспективах развития ДМС. Проведенное социологическое исследование среди пациентов показало, что 88,0% из них положительно относятся к системе ДМС. Все опрошенные врачи-стоматологи хотят и готовы работать по данной системе стоматологического обслуживания населения и весьма положительно оценивают перспективы ее дальнейшего развития;

— сформулированы принципы организации добровольного медицинского страхования, заключающиеся в необходимости предварительного проведения маркетинговых, эпидемиологических и социологических исследований.

Практическая значимость.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что оно впервые дает схему организации добровольного медицинского страхования, которое должно, прежде всего, основываться на данных эпидемиологических и социологических исследований.

Предложенная модель может быть распространена не только на территории района Митино (СЗАО), но и так же в других районах г. Москвы. Эта модель позволяет предложить страховым компаниям перевод отдельных категорий взрослого населения на методы добровольного медицинского страхования.

Результаты исследования позволяют страховым компаниям ориентироваться на мнение населения и профессионалов относительно перспектив внедрения системы ДМС в стоматологии.

Научные положения, выносимые на защиту.

1. Выявлен высокий уровень стоматологической заболеваемости среди населения района Митино (СЗАО) г. Москвы, требующий расширения объема лечебных вмешательств. Распространенность кариеса зубов достигает среди обратившихся за стоматологической помощью 100%-, при среднем показателе КПУ -16,8.

2. Значительная часть населения (70%), обладающих достаточно высокими и устойчивыми доходами (свыше 10 ООО руб. в расчете на одного члена семьи в месяц), желают получать стоматологическое обслуживание по системе добровольного медицинского страхования, что показали социологические исследования.

3. Все опрошенные врачи-стоматологи позитивно относятся к перспективам внедрения системы добровольного медицинского страхования.

Публикации.

По материалам исследования опубликовано 3 статьи, в том числе 1 —в центральной печати.

Апробация работы.

Материалы диссертации доложены и обсуждены на конференции стоматологов, посвященной 80-летию Института стоматологии Украины (Одесса, апрель 2008 г.).

Объем и структура диссертации.

Работа изложена на 105 страницах. Состоит из «Введения», «Обзора литературы», главы «Материалы и методы исследования», 3 глав собственных исследований, «Заключения», «Выводов», «Практических рекомендаций», «Указателя литературы» и «Приложений».

Работа иллюстрирована 14 таблицами и 5 рисунками. Библиографический указатель содержит 214 литературных источников: в том числе 209 отечественных и 5 иностранных авторов.

Выводы.

1. Проведенное клинико-эпидемиологическое исследование показало высокий уровень стоматологической заболеваемости среди взрослого населения района Митино (СЗАО) г. Москвы. Распространенность кариеса зубов достигает 100% среди обратившихся за стоматологической помощью в поликлинику № 65, индекс КПУ -16,8%. В структуре КПУ преобладают пломбированные зубы (42,4%), уровень удаленных зубов достигает 36,6%, кариозных зубов, подлежащих лечению — 11,5%. Доля осложнений кариеса зубов, подлежащих лечению, составляет 6,1%, а подлежащих удалению -3,5%. Неблагоприятная структура КПУ свидетельствует о неудовлетворенной потребности обследованных во всех видах стоматологической помощи и серьезных недостатках ее оказания по существующей системе ОМС из-за ограниченности выделяемых на это финансовых средств. Это обусловливает необходимость подключения к ней системы добровольного медицинского страхования.

2. Проведенное социологическое исследование среди пациентов поликлиники показало, что большинство из них (88,0%) положительно относятся к системе ДМС. При оценке уровня мотивации установлено, что большинство из опрошенных хотят иметь эксклюзивные виды стоматологической помощи. При этом более 70,0% из числа опрошенных, судя по уровню дохода, в состоянии оплачивать услуги по системе ДМС.

3. Все опрошенные врачи-стоматологи хотят и готовы работать по системе ДМС, мотивируя это возможностью оказания пациентам эксклюзивных и современных видов помощи путем применения дорогостоящих материалов и технологий.

4. На основании проведенного исследования определены необходимые исходные условия для внедрения программы ДМС. Разработаны практические рекомендации по более широкому внедрению предложенной модели организации стоматологической помощи населению.

Практические рекомендации.

1. При подготовке к внедрению добровольного медицинского страхования необходимо, прежде всего, проводить эпидемиологические исследования с целью определения объема предстоящей работы по основным направлениям стоматологических специальностей.

2. Важным моментом является также изучение степени мотивации населения к данному виду стоматологического страхования, при этом следует выявлять платежеспособный спрос той части населения, которое готового перейти на обслуживание по системе ДМС.

3. Немаловажным фактором является перевод стоматологических учреждений, работающих по системе ДМС, на электронные версии медицинской документации, а также компьютерную систему учета проведенной лечебно-профилактической работы. Это позволит лучше осуществлять учет и контроль, отслеживать качество проведенной работы и отдаленные результаты. В значительной степени это не только повысит качество лечебного процесса, но и ответственность врачей за конечные результаты своей деятельности.

4. Для отработки оптимальной модели массового внедрения системы ДМС следует запланировать обмен опытом страховыми компаниями, занятыми его проведением.

5. Прежде всего необходимо разработать и утвердить на государственном уровне основные нормативные документы, регламентирующие проведение добровольного медицинского страхования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г., Видес., Голубев С. Н. Добровольное медицинское страхование // Российский юридический издательский дом. М., 1995.-127с.
  2. А.С. Дифференцированный подход к оплате медицинских услуг и лекарств // Экономика здравоохранения. 1997. — № 7−8. — С. 56−58.
  3. Н.А. Научное обоснование оптимизации организационных технологий в деятельности городского многопрофильного лечебно-профилактического учреждения/-: Автореф. дисс.. докт.мед.наук. -Екатеринбург. 2002. — 48 с.
  4. А.В. Заболеваемость, нормативы, потребности и пути повышения эффективности стоматологической помощи населению /-: Автореф. дисс.. докт. мед. наук- 1983 -48 с.
  5. А.В. Подготовительные мероприятия при введении страховой стоматологической помощи //Пути развития стоматологии: Итоги и перспективы. Екатеринбург, 1995.- С. 15−18.
  6. А.В. Качественные показатели в стоматологии: действительно ли они отражают качество // Новое в стоматологии. М., 1998. — № 1. — С. 66−67.
  7. А.В., Агаджанян А. А., Куликов Р. И. Состояние стоматологического статуса у взрослого населения Северо-восточного округа г. Москвы / Новое в стоматологии. 1999. — № 3. — С.59−60.
  8. А.В. Страхование в стоматологии гарантия профилактики и снижения профессиональных рисков // Новое в стоматологии.- 2000. -№ 7.- С. 92.
  9. А.В., Кузнецов В. В. Значение сертификации стоматологических услуг в системе государственного регулирования этого вида медицинской деятельности // Медицинская помощь. 2002. — № 3. — С. 8−10.
  10. А.В., Кузнецов В. В. Политика и управление стоматологическими организациями в новых социально-экономических условиях // Экономика и менеджмент в стоматологии. — 2003. № 3. — С. 31−33.
  11. А.В., Максимовский Ю. М. Стоматологическая помощь в Москве: состояние, проблемы, перспективы // Медицинская помощь 1998. — № 6.- С. 4−6.
  12. Н.Г. Совершенствование системы экспертизы качества стоматологической помощи в медицинских организациях различных форм (собственности/-: Автореф. дисс. .канд.мед.наук. М, 2000. — 21с.
  13. Н.Андреева О. В. Показатели эффективности и качества медицинского обслуживания населения (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) // Здравоохранение Российской Федерации. М., 2002. -№ 5.- С. 24−25.
  14. А.С., Кулик В. В. Методические подходы к изучению вопросов организации и управления стоматологической службы региона // Труды ЩИИС.-М., 1991.-е. 71−73.
  15. Е.А. Организация и управление амбулаторной и стационарной стоматологической службой в районе крупного города. /-: Автореф. дисс.канд.мед.наук. М., 2003. — 24 с.
  16. Белоусов B. JL, Жичкин A.M. Функции менеджеров в организациях // Учебное пособие. М., 2000. — 188 с.
  17. Е.В. Клинико-социальная характеристика стоматологических больных терапевтического профиля в условиях крупного города/-: Авто-реф. дисс. канд.мед.наук. М., 1993 — 21 с.
  18. И.Л., Боровский Е. В. Распространенность кариеса зубов и заболеваний пародонта по материалам обследования двух регионов // Стоматология. 1987. — № 4 — с 64−66.
  19. Ф., Брехт И. Г., Рейнкематер A.M. Здравоохранение Германии: Система. Достижения. Перспективы // пер. с нем.: научн. ред. и предисл. проф. О. П. Щепина. М., 1994.- 224с.
  20. В .В., Кураскуа А. А. Информированное добровольное согласие пациента на лечение: особенности внедрения в стоматологическую практику // Институт стоматологии.- 2005.- № 1. С. 14−18.
  21. Н.Н. Стоматолог и пациент: права, обязанности, ответственность //Медицинская книга. М., 2004.- 96с.
  22. Е.В. Лечение осложнений кариеса зубов: проблемы и их ре-шения//Стоматология. -М., 1999. № 1 -с, 21−24.
  23. Е.В. Проблемы эндодонтии по данным анкетирования // Клиническая стоматология. 1998. — № 1.-9 с.
  24. С.Г. Методическое обеспечение контроля медицинской помощи с использованием медико-экономических стандартов/-: Дисс. .канд.мед.наук. М., 1997. — 145 с.
  25. А.А., Лебедев А. А. Предпосылки к развитию системы добровольного медицинского страхования и ее особенности // Экономика здравоохранения. 2002.-№ 3. — С.8−14
  26. В.Е. Анализ факторов, влияющих на развитие добровольного медицинского страхования // Сб. науч. тр. «Проблемы городского здравоохранения» /под ред. Н. И. Вишнякова. — Санкт-Петербург. 2004. —1. С.33−34
  27. В.Г., Демидов Н. А., Архангельская Е. Ф. и др. Расчет стоимости медицинских услуг: Метод.рекомендации. -М. 1992.-4 с.
  28. В.Г., Ковальский В. Л., Ананьева Н. Г. и др. Экспертная оценка качества пломбирования зубов в медицинских организациях различных форм собственности. Врачебная газета. — 2000. — № 10 октябрь. — с. 13.
  29. В.Н. Комплексное социально-гигиеническое исследование здоровья населения в отдельном регионе/-: Автореф. дисс. .докт.мед. наук. -М., 1997 34с.
  30. В.Д., Конусова Т. В. Принципы расчета стоимости условной единицы трудоемкости при оказании платных услуг в стоматологии // Стоматология. Спец. выпуск. Материалы III съезда стоматологической Ассоциации (Общерос.). М., СА (О), 1996 — с. 36−37.
  31. В.Д., Шамшурина Н. П., Уфимцева Н. А. Современные подходы к расчету цены условной единицы трудоемкости в стоматологии // Здравоохранение. 1998. -№ 1.-с. 19−23.
  32. С.Л. Управление качеством лечебно-диагностического процесса в многопрофильном ЛПУ // Бюлл. НИИ СГиЭУ здравоохранения им. Н. А. Семашко. 2002. — № 4. — 4.2 — С. 79−83.
  33. В.Д. Научное обоснование стратегии развития здравоохранения в условиях автономного округа/-: Автореф. дисс. канд. мед.наук. -М., 2002.-23 с.
  34. О.С., Наумов А. И. Менеджмент // Учебник. 3-е изд. — М., 1999. -528 с.
  35. Н.И., Букин В. Е. О роли добровольного медицинского страхования в охране здоровья работающего населения // Экономика здравоохранения. 2004. — № 9.- С. 19−21.
  36. Н.И., Данилов Е. О. К разработке перспективной модели стоматологического обслуживания в системе городского здравоохранения // Проблемы городского здравоохранения: Сборник науч. трудов. Вып. 2. — Спб.- 1997. -с. 238−241.
  37. Н.И., Михайлова JI.C., Шелковников А. В. Добровольное медицинское страхование- важнейший источник финансирования медицинских учреждений на современном этапе // Экономика здравоохранения. 2002.- № 5−6 С.42−47.
  38. Н.Н. Модели предпринимательской деятельности негосударственных стоматологических предприятий/-: Автореф. дисс. канд. мед. наук. -М., 1998 -20 с.
  39. А.И. Стандартизация как основа создания государственной программы обеспечения качества медицинской помощи // Фармацевтический вестник, 2001. № 32 (231). С. 10−11.
  40. А.И., Райзберг Б. Г., Шиленко Ю. В. Управление и экономика здравоохранения / Под ред. А. И. Вялкова. М., 2002. — 328 с.
  41. Г. М., Кицул И. С., Васюкова B.C., Степанов В. В. Организация и экономика стоматологической службы. М., 2001. — 199 с.
  42. Г. И. Методологические основы системы обеспечения качества медицинской помощи населению/-: Автореф. дисс.докт. мед.наук. М., 2000.-45 с.
  43. Н.Ф., Александрова О. Ю. Новое в российском законодательстве в сфере охраны здоровья // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. — № 1. — С. 3−9.
  44. В., Алексеев А. Проблемы ДМС: Основные проблемы развития рынка ДМС в стоматологии // ВМС. 2000. — № 1. — с. 3.
  45. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) № 51-ФЗ от 30.11.1994 г. (в редакции законов РФ № 18-ФЗ от 20.02.1996 г., № 111-ФЗ от 12.08.1996 г., № 138 ФЗ от 08.07.1999 г.).
  46. Гражданский кодекс РФ (ч. 2) № 14- ФЗ от 26.01.1996 г. (в редакции законов РФ № 133-ФЗ от26.01.1996 г., № 110 от 12.08.1996 г., № 133-ФЗ от 24.10.1997 г., № 213 -ФЗ от 17.12.1999 г.).
  47. Ю.И., Жукова М. В. О развитии дополнительного медицинского обслуживания населения в лечебном учреждении через систему добровольного медицинского страхования // Экономика здравоохранения. 2006. — № 3−4. — С.30−35.
  48. Ю.И., Жукова М. В. О развитии дополнительной медицинской помощи на основе добровольного медицинского страхования // Главврач. 2006.-№ 11.- С.27−30.
  49. И.А. К вопросу об обеспечении права граждан на соблюдение конфиденциальности информации, составляющей врачебную тайну, при оказании медицинских услуг в системе добровольного медицинского страхования //Мед. практика. 2004. — № 1.- С.16−17.
  50. В.М., Караханян В. Т., Максимовский Ю. М. Анализ обращаемости пациентов в платные стоматологические учреждения и оценка качества работы врачей // Стоматология. 2003.-№ 5.- С.64−67.
  51. В.М., Караханян В. Т., Максимовский Ю. М., Ерканян И. М. Медико-организационная характеристика врачебного состава стоматологических учреждений разных форм собственности // Стоматология для всех. 2003. — № 1. — с.26−29.
  52. Н.Б. Здравоохранение и добровольное медицинское страхование : перспективы сотрудничества // Экономика здаравоохранения. -2002. № 4.- С.9−11.
  53. В.А. Современные технологии управления лечебно-профилактическим учреждением // Тольятти, 2000 247 с.
  54. Н.С. Теоретические и методические основы разработки технологий социального управления/-: Автореф. дисс. докт. соц. наук. М., 1994.-40 с.
  55. Л.Г. Роль медико-экономической эффективности в организации стоматологической помощи населению/-: Автореф. дисс. канд. мед. наук, М.,-2004.-24с.
  56. В. Н. Бабенко А.И. Методология стратегического планирования здравоохранении //Новосибирск, 2001. 352 с.
  57. Е.И. Особенности экономического анализа инвестиционных проектов в здравоохранение/^дравоохранение. 2000. -№ 11. — с.39−48.
  58. Д.В., Максимова Г. И., Поляков И. В., Новик А. А., Максимов А. Г. Теоретические и организационно-экономические основы управления качеством медицинской помощи // СПб., -1999. -177 с.
  59. Н.А. Научное обоснование использования современных технологий для совершенствования лечебно-диагностического процесса в поликлинике/-: Дисс. к.м.н.-М., 1997.- 153 с.
  60. С.А. Преемственность в деятельности специалистов стоматологического профиля при оказании комплексной стоматологической помощи/-: Автореф. дисс. .докт.мед.наук. М., 2004. — 52с.
  61. О.Е., Лебедев Г. С., Житникова Л. М. Структурно-экономический паспорт ЛПУ. Информационная модель ведения // Менеджер здравоохранения. 2004. — № 3. — с. 26−28.
  62. P.M., Исакова Л. Е., Кочемсова О. И. Стратегическая цель здравоохранения восстановление доступности медицинской помощи//
  63. Материалы Рос. науч.-практич.конф. «Реформа здравоохранения на региональном уровне». М., 2000. — с. 167−170.
  64. Е.В., Рабинович С. А., Анисимова Е. Н., Лукьянов М. В. Особенности оказания стоматологической помощи пациентам с факторами риска //Методические рекомендации. М., 1997. — 44с.
  65. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика // Учебное пособие для ВУЗов. М., 2002. — 415 с. 74.3убов С.В., Путин М. Е. Организация и развитие стоматологической службы газовой промышленности // М.: Знание. 2005. — 176с.
  66. В.Н. Сравнительный анализ оказания стоматологической помощи в системе ОМС и по платным услугам // Труды VII Всеросс. съезда стоматологов. — М., 2001.- С. 14−15.
  67. В.Т., Романовский В. В. Методология оценки качества работы ведомственных амбулаторно-поликлинических учреждений // Здравоохранение. 2004. — № 5. — с. 15−21 .
  68. A.M. Менеджмент: анализ управленческих функций: Учебное пособие/Моск. Ин-т электронного машиностроения. М., 1993. -144 с.
  69. Г., Захаров В., Мухин Г. Опыт организации медицинской помощи населению по системе добровольного медицинского страхования в условиях городской поликлиники // Здравоохранение .1998.- № 2.- С.71−74.
  70. В.Л. Научное обоснование функционально-организационной структуры негосударственных стоматологических предприятий/-: Автореф. дисс. канд.мед.наук. М., 1999. — 32 с.
  71. В.Л. Стоматологическая помощь детскому населению г. Москвы и пути ее реформирования / Под ред. акад. РАМН О. П. Щепина //М, 2001.-243 с.
  72. Г., Клейман И. Международные нормы: 2000. //Управление качеством в здравоохранении 2004. № 2 — с.42−44- № 3 -с. 41- № 4-С.27−30.
  73. Г. И., Бутова В. Г., Антипенко Э. С. Организация стоматологической помощи населению // М., 1989. — 66 с.
  74. Конституция (Основной Закон Российской Федерации) //М.: Известия, 1992−112с.
  75. Е.А. Управление деятельностью и развитием коммерческих стоматологических клиник/-: Автореф. дисс.канд.мед.наук. Новосибирск. -2004.- 26 с.
  76. В.И. и др. Стратегическое планирование: Учебное пособие. -Липецк, 1998. -93 с.
  77. В.П. Финансовое обеспечение здравоохранения. М., 1997. -268с.
  78. В.Г. Организация и оплата труда медицинских работников ам-булаторно-поликлинических учреждений при новом хозяйственном механизме в здравоохранении /-: Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 1990.- 22с.
  79. Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. -Новосибирск, 1989.-204с.
  80. В.Г. Медицинская информатика: Учебное пособие. М., РМА-ПО. Издательство ЕВА- пресс. -1999 — 100 с.
  81. В.Г., Кузнецов С. М., Андреева И. Л. Достижения и перспектива инновационной деятельности в медицине и общественном здра-воохранении//Здоровье населения и окружающая среда: Матер. Межинститутской научной конф. 6 января 1997 г. М., 1997. — с. 3738.
  82. Т.В. Профессиональная подготовка стоматологических кадров в странах Европы // Пародонтология. 2000. — № 1. — с. 3−6.
  83. В.В. Добровольное стоматологическое страхование: основные подходы к формированию системы // Изд. «Анкил». -М., 2001.- 320с.
  84. В.В. Роль добровольного медицинского страхования в расширении внебюджетного финансирования лечебно-профилактических учреждений // Главврач. 2002. -№ 2 -С.6−14.
  85. В.В. Добровольное стоматологическое страхование: основные подходы к формированию системы /-: Автореф. дисс. канд. мед. наук. — М., 2002. 37с.
  86. Г. С., Мартынчик С. А. Формирование единой системы в медицинском страховании на принципах доказательной медицины //Здравоохранение. 1999. — № 2. — с. 18 — 29.
  87. В.З., Алексеева В. М., Скоморохова Т. В. Маркетинговый анализ качества медицинской помощи в добровольном медицинском страховании : теоретические основы проблемы // Экономика здравоохранения. 2003.- № 10.-С.11−16.
  88. В.З., Алексеева В. М., Скоморохова Т. В. Концепция маркетинга медицинской услуги в добровольном медицинском страховании // Экономика здравоохранения. 2003. № 11−12.-С.40−50.
  89. В.З., Мартынчик С. А., Тимчанский Д. JI. и др. Механизмы регулирования и оценка эффективности рынка добровольного медицинского страхования в странах Европейского союза // Экономика здравоохранения. 2006. № 3−4. — С.5−17.
  90. М.М. Врачебные кадры в условиях реформирования здравоохранения России (социально-гигиеническое исследование) /-: Автореф. дисс.докт.мед.наук.- М., 1996. -47с.
  91. Э.М. Ситуационный анализ стоматологической заболеваемости как основы планирования программ профилактики/-: Автореф. дисс. докт.мед. наук. М., 1995. — 46 с.
  92. Э.М. Стоматологическая заболеваемость населения России //М, 1999.-267 с.
  93. В.З., Вяжов А. И., Таранов A.M. и др. Основы стандартизации в здравоохранении в условиях обязательного медицинского страхования: Учебное пособие // М., 2000. 392 с.
  94. В.З., Яковлев Е. П. Стратегия клинического менеджмента как основа повышения качества медицинской помощи и ресурсосбережение / Проблемы управления здравоохранением. 2002. — № 2 — с. 24 — 28.
  95. С.Б. Анализ стоматологической заболеваемости по обращаемости // Стоматология. 1992. — № 3. — с. 82.
  96. А.В. Опыт работы детского коммерческого центра по оказанию стоматологической помощи детям // Сб. трудов науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы стоматологии». М., 1998.-С.28.
  97. Е.Б. Формирование потока пациентов для увеличения рентабельности в стоматологических клиниках // Материалы Xи XI Всеросс. науч.- практической конф. и труды VIII съезда Стоматологической Ассоциации России. -М., 2003.- С.25−30.
  98. Т.А. Социально-гигиеническое обоснование принятия управленческих решений в системе здравоохранения среднего города/-: Автореф. дисс. .канд.мед.наук. М., 2001. — 24 с.
  99. Ю.Леонтьев В. К. Материально-техническое обеспечение стоматологии. //Управление, организация, социально-экономические проблемы стоматологической службы страны М., 1991. С. 211−213.
  100. Ш. Леонтьев В. К. Организация стоматологической службы в условиях рыночных отношений и страховой медицины // Вестн. стоматологии.-1994. № 8. — С. 1−3.
  101. В.К. Организация, экономика и управление стоматологической службы страны // Стоматология. Специальный выпуск научных работ VI съезда стоматологов. М., 1996. — С. 7−11.
  102. А.Л., Дубоделова Н. К., Тимофеева Т. А. и др. Правовые и социальные аспекты развития добровольного медицинского страхования // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и ист. мед.- 2005. -№ 2.- С.55−58.
  103. И.В., Габуева Л. А. Добровольные виды страхования в здравоохранении: организация, право, экономика. // Приложение № 3 к журналу «Здравоохранение». М.: МЦФЭР. -2001.-352с.
  104. Лисицин Ю.П.5/Стародубов В.И., Гришин В. В., Семенов В. Ю., Савельева Е. Н. Медицинское страхование // Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов и слушателей факультетов усовершенствования врачей М., 1994. — 95с.
  105. Пб.Ломачин В. В. Влияние факторов рыночных отношений на внедрение новых технологий в стоматологическую практику/-: Автореф. дисс.канд.мед.наук. М., 2003. — 23 с.
  106. И.Л., Бреусов А. В. Информационный менеджмент в деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений // В сб. Матер. 2-го Российского научного форума Мед Ком Тех 2004. — М., — 2004. -с. 8−9.
  107. А.Н. Стратегический менеджмент. М., 2001. — 375 с.
  108. Т.М. Социальное расслоение в среде медицинских работников как проблема охраны здоровья населения // Здравоохранение Российской Федерации 2004.-С.32−3 5.
  109. Ю.М., Аванесов A.M., Дойников А. И., Сачина О. В. Современные принципы организации работы стоматологических учреждений России: Учебное пособие// М., 2004. С.16−20.
  110. Д.А., Самсонов К. П. Программно целевой метод планирования //М., 1997.- 56с.
  111. В.В. Организация платных медицинских услуг // Здравоохранение Российской Федерации. М., 2002. — № 1.- С. 19−20.
  112. Мусаелян 3. Э., Алимский А. В. Анализ систем страхования в стоматологии, существующих за рубежом // Наука- практике: Материалы научной сессии ЦНИИС, посвященные 35-летию института-М., 1998.-С.74−77.
  113. Г. И., Полубенцева Е. И. Управление качеством медицинской помощи //М., 2000. -368 с.
  114. Н.Б. Научное обоснование реформ организационно-правового и ресурсного обеспечения системы здравоохранения/-: Ав-тореф. дисс. докт.мед.наук, — М., 1999. -47 с.
  115. Е.И., Полунина Н. В. Эффективность современных организационных технологий в работе лечебно-практических учреждений // Вестник РГМУ. 1998. — № 2. — с. 18−22.
  116. В. С. Современные методы руководства и управления лечебным учреждением // Главный врач. 2002. — № 12. — с. 26−31 .
  117. Е.О. Вопросы совершенствования правового обеспечения функционирования системы добровольного медицинского страхования // Бюлл. Национального НИИ общественного здоровья. 2004. -Вып.2.- С.121−124.
  118. Е.О. Правовые и социальные аспекты развития добровольного медицинского страхования на региональном уровне // Автореф. дисс. канд. мед. наук. — М., -2004. 25с.
  119. Д. Добровольное медицинское страхование как механизм повышения доступности лекарственной помощи // Ремедиум. 2004.-№ 11.-С.24−27.
  120. Г. Н., Алимский А. В., Куклин Г. С. Основы организации стоматологической помощи населению / Под ред. Г. Н. Пахомова // М., 1983.-207с.
  121. В.М. Социально-экономические границы рыночных отношений в здравоохранении/-: Автореф. дисс.канд.экон.наук. СПб., 1998.-18с.
  122. Г. Н., Попечителев Е. П. Медико-технический менеджмент как основа организации системы предоставления медицинских услуг. Вестник госпитальной инженерии. — 1997. -№ 1.-с. 23−29.
  123. Н.Г., Железняк Е. С., Блохина Мнения пациентов, обратившихся в государственные и негосударственные лечебно-профилактические учреждения, о платных услугах в здравоохранении //Здравоохранение Российской Федерации. 2003. -№ 1, — С. 20−23.
  124. В.И. В интересах врача и пациента: страхование профессиональных рисков в стоматологии //Стоматология для всех. 1998.-№ 4, — С. 10−11.
  125. В.И., Логинов А. А., Салимгаева Е. В. Страхование профессиональной ответственности стоматологов // Экономика и менеджмент в стоматологии М., 2000. — С. 75−78.
  126. И.В., Ланкин К. А. О маркетинговых технологиях в системе обеспечения качества медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1997. -с. 24−25.
  127. НО.Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» от 13.01.96. № 27.
  128. B.C., Данилова Н. В., Курашинов М. М. Многофакторый анализ качества лечебнодиагностического процесса на основе стандартов объема медицинской помощи / Бюлл. НИИ им. Н. А. Семашко. Те-матич.выпуск. 2000. — с. 144−149.
  129. Приказ Минздрава СССР от 25 января 1988 г. № 50 «О переходе на новую систему учета труда врачей стоматологического профиля и совершенствовании формы организации стоматологического приема».
  130. Приказ Минздрава СССР от 28 октября 1988 г.№ 789 «О стимулировании медицинской помощи по договорам на хозрасчетной основе».
  131. Приказ Минздрава СССР от 31 января 1989 г. № 60 «О переводе на сдельную оплату труда персонала стоматологических учреждений».
  132. Приказ Минздравмедпрома РФ от 06 августа 1996 г. № 312 «Об организации работы стоматологических учреждений в новых условиях хозяйствования».
  133. Приказ Минздрава РФ и ФФОМС от 24 октября 1996 г. № 363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации».
  134. В.П., Элланский Ю. Г., Быковская Т. Ю., Евдокимов Д. В., Ревин И. А. Изучение мнения руководителей медицинских учреждений о проблемах обязательного медицинского страхования // Здравоохранение Российской Федерации. М., 2003.- № 5.-С.31−32.
  135. А.Ю., Кудрявцев А. А. Новый подход к добрвольному индивидуальному медицинскому страхованию // Менеджер здравоохранения. 2005. — № 7.- С.29−38.
  136. Э.Ш., Николаева М. А., Зотова О. Ф. Оценка и выбор лечебно-профилактических учреждений в условиях добровольного медицинского страхования //Менеджер здравоохранения. 2005.- № 7.- С.29−38
  137. В.И., Васюкова B.C., Шамшурина Н. Г. Организация платных услуг населению в стоматологических учреждениях // Здравоохранение РФ.-1997.-№ 2. -С. 121.
  138. Т.А. Современные стратегии организации управления региональным здравоохранением: методологические подходы, перспективные технологии // М., ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения МЗРФ, 2003.-344с.
  139. Г. Н. Повышение качества оказания стоматологической помощи населению особой экономической зоны Калининградской области/-: Автореф. дисс. .канд.мед.наук. Смоленск, 2004. -23 с.
  140. Т.В. Маркетинговый анализ функционирования добровольного медицинского страхования/-: Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., -2004- 25с.
  141. А.А., Курило И. А., Фуркалюк М. Ю., Кочергина Г. А. «Монополис» добровольного медицинского страхования — предмет экспертизы оказанной медицинской помощи в системе ОМС // Здравоохранение. 2004.- № 10.- С.73−82
  142. Стандартизация учета стоматологической заболеваемости. Доклад Комитета экспертов ВОЗ. — Женева. — ВОЗ. — 1963. — 41 с.
  143. В.И., Зелькевич P.M., Исакова JI.E. и др. Методические подходы к разработке стратегических и текущих планов здравоохранения в Российской Федерации // М., 2000.- 136 с.
  144. В.И., Кириллов А. В. Менеджмент в здравоохранении: современные проблемы его организации и подготовки кадров/Менеджер здравоохранения.-2004. -№ 1.-с. 15−21.
  145. В.И., Луговкина Т. К. Клиническое управление: теория и практика // М.: Медицина, 2003.- 192 с.
  146. В.И., Таранов A.M., Гончаренко В. Л., Шиляев Д. Р., Дубинина Е. И. Актуальные вопросы организации здравоохранения и обязательного медицинского страхования в современных социально-экономических условиях // М.: Федеральный фонд ОМС, 1999.- 320с.
  147. В.И., Хальфин Р. А. Обоснование необходимости повышения структурной эффективности отрасли здравоохранения //Менеджер здравоохранения. 2004.- № 6.- С. 4.
  148. В.В., Мороз Б. Г. Оценка квалификационных характеристик врачей-стоматологов // Медтехника и медицина. Спб., 2001.-с. 75−80.
  149. Р.Ш. Современные технологии управления здравоохранением как экономической системой// Казань: Изд-во «Идель-Пресс». 2005. -143 с.
  150. А.В. Медицинская услуга. Правовые аспекты //М., Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ».- 1997.- 350 с.
  151. Л.А. Научное обоснование новых организационных форм оказания платных медицинских услуг населению района крупной агропромышленной области./-: Автореф. дисс. канд. мед наук Санкт-Петербург, 2002 г.-23с.
  152. Л.Н., Онопа Е. Н. Отношение к стоматологическому здоровью различных групп населения // Институт стоматологии. М., 2002.- № 3. — С.17−18.
  153. Т.В. Проблемы обеспечения защиты прав пациента при оказании медицинских услуг //Проблемы управления здравоохранением, 2002, № 4/5, С.61−71.
  154. Т.В. Проблемы обеспечения защиты прав пациента при оказании платных медицинских услуг // Науч. тр. республ. науч.-практ. конф. «Экономическая эффективность и развитие регионального здравоохранения» РИО ЦНИИОИЗ МЗ РФ.- М., 2002. С.68−72.
  155. Т.В. Основные тенденции формирования рынка платных медицинских услуг в современных условиях Сб. науч. тр. «Проблемы территориального здравоохранения», -М., 2002.-Вып. 2.- С.88−94.
  156. Т.В. Методологические и организационные проблемы оказания медицинских услуг (социально-гигиеническое исследование) /-: Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 2002.-24с.
  157. Е.С., Полуев В. И. Логинов А.А. К вопросу гражданско-правовых отношений при оказании стоматологических услуг // Экономика и менеджмент в стоматологии. М., 2000.- С.75−78.
  158. А.В. Договор о возмездном оказании медицинских услуг. //Здравоохранение, 1999, № 10, С.159−174.
  159. А.В. Медицинская услуга: правовые аспекты // Здравоохранение.- 1999.- № 8.- С.161−178. 1
  160. А.В. Договор об оплате медицинских услуг // Здравоохранение, 2000, № 5, С.155−168.
  161. А.В. Разбор практики составления договоров // Здравоохранение, 2000, № 8, С.163−172, № 9, С.157−164.
  162. И.А. Проблемы удовлетворения спроса на медицинские услуги // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, — 2000.- № 4.- С. 18−20.
  163. М.Б. Формирование стоимости медицинских услуг и определение уровня заработной платы медицинского персонала при рыночных отношениях //Здравоохранение. 1999.- № 11.- С.33−42.
  164. О.Б., Гусева C.JI. Организация платных медицинских услуг населению //Главврач, 2005, N 5, С.54−56.
  165. О.Б., Гусева C.JI. Анализ экономической эффективности работы отделения платных услуг в муниципальной поликлинике// Менеджер здравоохранения.- 2005- № 11.- С. 17−22.
  166. ЦветковаВ.И. Формирование и оценка себестоимости лечения в условиях использования прогрессивных лечебных технологий/-: Автореф. дисс. канд. мед. наук, Санкт-Петербург, 2000.- 25с.
  167. Н.Г. Платные медицинские услуги и ценообразование в условиях коммерциализации сферы здравоохранения в Российской Федерации // «Первичная медико-социальная помощь населению Татарста-на».-1997.- С.28−36.
  168. Н.Г. Нормативно-правовая база и методика расчета тарифа медицинской услуги //Главная медицинская сестра, 1999.- N 0.- С.23−30.
  169. Н.Г. Методология и методика ценообразования в здравоохранении// Международный университет.- М.- 2000.- 69 с.
  170. Н.Г. Методология ценообразования в медицинской организации //Здравоохранение, 2006.- № 1.- С. 147−155.
  171. Н.Г. Методы расчета цены медицинской услуги // Здравоохранение, 2006.- № 2.- С. 160−171.
  172. С.Е. О взаимодействии лицензионных и налоговых органов в деле обеспечения качества медицинских услуг //Экономика здравоохранения, 1998, N 3, С.41−42.
  173. А.В. Социально-экономические и организационно-правовые аспекты оказания медицинских услуг по программам добровольного медицинского страхования /-: Автореф. дисс. канд. мед. наук.-Санкт-Петербург.-2004 -26с.
  174. В.Т. Ситуационный анализ в условиях перехода на страховую стоматологическую помощь // Управление, организация, социально-экономические проблемы стоматологической службы страны: Труды ЦНИИС.-М., 1991. —С.206−211.
  175. В.Т. Теоретические основы и практика формирования профессиональных стандартов в стоматологии /-: Автореф. дисс. док. мед.наук. М., 1999.-36с.
  176. Д.Р., Найговзина Н. Б., Ковалевский М. А. Правовые основы платного здравоохранения //Вестник обязательного медицинского страхования, 2001.- № 4.- С.7−15.
  177. В.М. Методические подходы к расчетам стоимости оказания медицинской помощи с применением нормативов по труду. //Здравоохранение.- 1997.- № 10.- С.9−14.
  178. В.М. Тариф на амбулаторно-поликлиническую помощь //Главный врач.- 1996.- № 3.- С.66−69
  179. В.М. Совершенствование методических подходов к размеру оплаты труда в стоимости стоматологической помощи //Здравоохранение.- 1998.- № 4.- С. 19−23.
  180. В.М., Лебедева Н. Н. Стоимостные оценки медицинских услуг (методика расчета). Под ред. академика РАМН Щепина О.П.// Москва, Издательство «Гранть».- 2000.- 200 с.
  181. В.М., Лебедева Н. Н., Синицын В. Н. Стоимостные оценки медицинских услуг //Главная медицинская сестра.- 2000.- N 6.- С.41−48, 2001.- № 1.- С.51−55.- № 2.- С.56−59.
  182. В.М., Романова Е. Н. Некоторые особенности формирования цены платной медицинской услуги //3дравоохранение.-2003.- № 1.- С. 1727.
  183. С.В. Экономический анализ результатов социологического мониторинга расходов населения России на медицинские услуги и лекарства //Экономика здравоохранения.- 2000.- № 8.- С. 10−15.
  184. Н.В. Ценообразование на медицинские услуги и тарифная политика в системе ОМС г. Москвы //Медицина труда и промышленная экология. 2000.- № 9- С.44−48.
  185. И.Д. Научно-методическое обеспечение управления ценообразованием на медицинские услуги в учреждениях здравоохранения в условиях рыночных отношений /-.-Автореф. дис.канд. мед. наук Оренбург.- 2000.
  186. Ю.А., Кадыров Ф. Н. Проблемы государственного регулирования представления платных медицинских услуг населению// Проблемы городского здравоохранения. Сб. науч. тр. Вып. 10. Под ред. проф. Н. И. Вишнякова. Москва, 2005.- С.280−282.
  187. О.П., Габуева JI. А. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении// Библиотека ЛПУ. Москва, МЦФЭР, 2006, 425 с.
  188. М.Ю. Экономические и правовые тенденции развития добровольного медицинского страхования в России на современном этапе //Сб. науч. трудов «Проблемы городского здравоохранения"/под ред. Вишнякова Н.И.- Санкт-Петербург.- 2003.- С. 130−136.
  189. Я. О системах оплаты медицинских услуг //Управление здравоохранением, 2000.- № 1.- С.26−34.
  190. С.В., Мчедлидзе Т. Ш. Ценообразование в стоматологии СПб.: //Институт стоматологии, 1999, N 1 (январь), С.2−7.
  191. Т.С., Курякина Н. В. Особенности оказания стоматологической помощи населению по платным услугам в областной стоматологической поликлинике г. Пскова //Труды VII Всероссийского съезда стоматологов Москва.- 2001, — С.35−36.
  192. Barmes D.E. Oral health in a global health perspective // 4th World Congress on Preventive Dentistry. 1993.- P. 20.
  193. Bramson J.B., Feldman M.C. A review of dental HMO expenses: where do the dental premium dollars really go? J. Amer. Dent. Ass. 1966. -Vol. 127, N 1.-p. 118−122.
  194. Neels K. Insurance issues and new treatments // J. Amer. Dent. Ass. -1994. Vol. 125, Spec.suppl.- P.45−53.
  195. Raff H., Sailer W. Die Einfuhrung der Kraukeuversi chertenkazte // Quint. J. — 1994.-Bd. 24, N 7.- S. 617−626.
  196. Schall S. Konservierende und clirurgische Leistungen tei Kossenpatienten (IV) // Quint. J. 1992.-Bd. 22, N5.-S.439−444.
Заполнить форму текущей работой