Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Механизм формирования личностно-профессионального развития в коллективах финансовых институтов: На примере Сибирского банка Сбербанка России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных условиях для обеспечения победы в конкурентной борьбе финансовому институту необходимо обладать персоналом высокого уровня профессионализма, т. е. профессионалами-творцами. Данная категория работников обладает высокими показателями профессионализма личности и деятельности, постоянно нацеленного на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. ф
  • ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В КОЛЛЕКТИВАХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ
    • 1. 1. Профессионализм персонала финансовых институтов: понятие, уровни и значение в условиях интеллектуализации деятельности
    • 1. 2. Личностно-профессиональное развитие в системе управления персоналом финансовых институтов
    • 1. 3. Мотивация и эффективность мероприятий по личностно-профессиональному развитию персонала финансовых институтов
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ (Л ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В
  • КОЛЛЕКТИВАХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ
    • 2. 1. Организация профессионального обучения персонала финансовых институтов
    • 2. 2. Акмеологическое обеспечение профессионального обучения персонала финансовых институтов
    • 2. 3. Акмеологическое обеспечение управления карьерой персонала финансовых институтов
  • ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА % В СИБИРСКОМ БАНКЕ СБЕРБАНКА РОССИИ
    • 3. 1. Постановка проблемы личностно-профессионального ¦ развития в условиях интеллектуализации деятельности
  • Сибирского банка Сбербанка России
    • 3. 2. Система личностно-профессионального развития персонала в Сибирском банке Сбербанка России
    • 3. 3. Модель мотивации личностно-профессионального развития ф персонала в Сибирском банке Сбербанка России

Механизм формирования личностно-профессионального развития в коллективах финансовых институтов: На примере Сибирского банка Сбербанка России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Личностно-профессиональное развитие персонала для финансовых институтов в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях жесткой конкуренции предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников: знания, навыки, установки, которые помогали персоналу успешно работать еще вчера, сегодня теряют свою действенность. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т. п.), так и внутренние условия функционирования (реструктуризация, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.), которые ставят руководство финансовых институтов перед необходимостью подготовки профессионалов соответствующих не только сегодняшним, но и перспективным изменениям.

Возрастание роли личностно-профессионального развития персонала в процессах организационных изменений и организационного развития финансовых институтов обусловлено следующими факторами. Во-первых, личностно-профессиональное развитие является важнейшим средством повышения ценности человеческих ресурсов. Современные подходы к управлению основываются на необходимости максимального раскрытия потенциала человеческих ресурсов, когда персонал рассматривается в качестве ключевого фактора, определяющего эффективность использования всех остальных ресурсов, имеющихся в распоряжении финансовых институтов. Как показывает мировой опыт, инвестиции в персонал, создание условий для профессионального роста работников и повышения их ответственности и самостоятельности дают быструю и высокую отдачу на вложенные средства.

Во-вторых, персонал в условиях интеллектуализации деятельности финансовых институтов становится важнейшим ресурсом достижения стратегических целей. Успех на пути реализации важнейших стратегических целей финансовых институтов во многом зависит от того, в какой степени персонал осведомлен о содержании стратегических целей и насколько он подготовлен к работе по их достижению. Необходимость быстрых изменений структуры и принципов управления, повышения способности финансовых институтов к выживанию в условиях конкурентной борьбы вынуждает руководство переходить от краткосрочного планирования, которое было уместно в экономических условиях России 90-х годов, к выработке долгосрочных стратегий организационного развития. Реализация этих стратегий требует более высокого уровня профессиональной подготовки персонала финансовых институтов. Следовательно, именно личностно-профессиональное развитие всех категорий работников призвано способствовать успешному достижению стратегических и текущих организационных целей.

В-третьих, проведение организационных изменений на уровне финансовых институтов невозможно без работы по личностно-профессиональному развитию персонала. Та работа, которую ведут многие финансовые институты для повышения своей конкурентоспособности, невозможна без использования нового, современного оборудования, без внедрения более эффективных технологий и приемов работы и методов руководства. Технологические изменения и постановка новых организационных целей могут радикально менять содержание труда самых различных категорий работников — от высшего руководства до рядового персонала — а это требует дополнительных знаний, развития необходимых навыков, пересмотра старых подходов к работе. В этих условиях личностно-профессиональное развитие всех основных категорий работников финансовых институтов становится совершенно необходимым. Кроме всего прочего, деятельность в области личностно-профессионального развития играет важную роль в донесении до персонала основного смысла и необходимости проводимых изменений, в разъяснении их сути, для того, чтобы добиться поддержки нововведений не только сверху, со стороны руководства финансового института, но и снизу, со стороны рядовых работников.

Достижение стратегических и текущих целей, необходимость повышения конкурентоспособности и проведение организационных изменений требуют от руководства финансовых институтов хорошо спланированной и четко организованной работы по личностно-профессиональному развитию персонала. При этом деятельность в области личностно-профессионального развития персонала не должна быть ограничена только обеспечением передачи работникам тех или иных знаний и развитием у них необходимых навыков. В условиях интеллектуализации деятельности финансовых институтов одной из основных характеристик работника-профессионала становится способность к творческой деятельности, т. е. к деятельности в которой возникают новые, не существовавшие в прошлом материальные и духовные ценности, новые технологии, идеальные модели действия, цели, планы и алгоритмы. Необходимость получения профессионалов-творцов обусловила необходимость глубокого переосмысления понимания сущности деятельности по личностно-профессиональному развитию персонала.

Таким образом, в условиях жесткой конкуренции и стремительной интеллектуализации деятельности для руководителей отечественных финансовых институтов формирование концептуальных основ и разработка методических подходов к организации личностно-профессионального развития персонала является актуальным и своевременным.

Степень изученности и разработанности проблемы. Анализ библиографических источников показал, что данная проблема в том виде как она предлагается для рассмотрения, ранее не была комплексно исследована. Исследованиям проблем организации личностно-профессионального развития персонала финансовых институтов в условиях жесткой конкуренции и стремительной интеллектуализации деятельности последних предшествовали публикации, посвященные раскрытию понятия и содержания категорий «интеллектуальный капитал», «человеческий капитал», «профессиональное развитие».

Термин «интеллектуальный капитал» наиболее часто встречается в работах западных теоретиков и практиков. Значительный вклад в развитие вопроса, с точки зрения уточнения содержания термина «интеллектуальный капитал» и выделения его структурных элементов, был внесен в 90-е годы учеными и практиками К. Свейби, П. Дракером, П. Салливаном, JI. Прусаком, Д. Тисом и др.

В ряде работ таких представителей современной отечественной экономической науки, как С. М. Климова, Б. Б. Леонтьева, В. А. Козловой, К. В. Сафарян, В. В. Глухова, С. Б. Коробко, Т. В. Марининой, рассматривались и изучались вопросы, связанные с определением экономического содержания и особенностей воспроизводства интеллектуального капитала. Проблемам идентификации и измерения интеллектуального капитала были посвящены работы М. А. Бендиковой, Е. В. Джамай, А. Н. Козырева, В. В. Глухова, С. Б. Коробко, Т. В. Марининой.

Развитие экономики поставило перед исследователями новые проблемы в области конкуренции, среди которых особое значение приобретает интеллектуализация конкурентоспособности организаций. Научные разработки и практические рекомендации в области обеспечения конкурентоспособности организаций на основе формирования и использования интеллектуального капитала предложены в работах отечественных исследователей Л.И. Лу-кичева, Д. Н. Егорычева, С. Ю. Вайнштейна, Т. Г. Скурихиной, Ю. Н. Перского, Н. Я. Калюжновой.

В современных условиях хозяйствования, когда человеческие ресурсы приобрели гораздо большее значение в обеспечении конкурентоспособности организации, чем можно было представить еще несколько десятилетий назад, мировая теория и практика вновь обратилась к концепции человеческого капитала. Основоположниками данного направления экономической науки являются зарубежные исследователи Т. Шульц, Г. Беккер и Я. Менцер. В отечественной экономической литературе интерес к данной проблеме активизировался в 90-е годы, когда появился целый ряд статей и монографических исследований, посвященных вопросам формирования и использования человеческого капитала в российских условиях. Это работы Р. И. Капелюшникова, И. М. Албегова, Т. Г. Леонова, Р. Г. Немцова, Е. В. Галаевой, А. И. Добрынина, С. А. Дятлова, И. В. Ильинского, С. А. Курчанского, А. И. Саградова, В. В. Чекмарева, B.C. Рябушкина, Н. А. Хроменкова, В. В. Щетинина и др. Исследования человеческого капитала в российской экономической науке разделились по двум взаимосвязанным направлениям. В первом из них акцент делается на анализе категории человеческого капитала в качестве фактора производства с переходом на проблемы управления им в рамках предприятия. Во втором главным объектом анализа являются непрерывное профессиональное образование, его роль в формировании человеческого капитала и экономика данной отрасли.

Исследование проблем непрерывного профессионального образования в конце прошлого века вели такие отечественные ученые как А. А. Вербицкий, А. П. Владиславлев, Б. С. Гершунский, А. В. Даринский, Е. В. Калинкин, В. И. Купцов, B.C. Леднев, С. Я. Батышев, В. И. Беляев, М. В. Кларин, М. И. Махмутов, Г. В. Мухаметзянова, Н. Н. Нечаев, A.M. Новиков, П. Н. Новиков, В. Г. Онушкин и др. В целом в отечественной науке сформировался несколько ограниченный подход к пониманию проблем развития персонала организации только с позиции обеспечения его профессионального развития. Это нашло отражение в работах П. В. Журавлева, Н. К. Маусова, Ю. Г. Одегова, В. П. Пугачева, М. И. Магура, М. Б. Курбатова, С. В. Шекшня, Н. Н. Ермошкина, М. П. Беляцкого, Т. Ю. Базарова, и др.

На современном этапе теория профессионального развития персонала совершенствуется, с одной стороны, под влиянием точек зрения ведущих зарубежных ученых в области управления человеческими ресурсами, в частности, таких как Дж. Кенией, М. Рейд, М. Армстронг, Д. Коул и др. С другой стороны, новые идеи в области теории развития персонала организации порождаются под влиянием новой науки о прогрессивном развитии человека до ступени его зрелости — акмеологии. Акмеология изучает развивающегося человека как индивида, субъекта труда, личность и индивидуальность. У истоков формирования акмеологических идей в науке стояли выдающиеся русские ученые Б. Г. Ананьев, В. М. Бехтерев и Н. А. Рыбников. В настоящее время исследования по различным проблемам и направлениям акмеологии проводят О. С. Анисимов, В. П. Бранский, Е. Н. Богданов, А. А. Бодалев,.

А.А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. И. Конюхов, Н. А. Корниенко, Н. В. Кузьмина, И. Н. Семенов, М. Ф. Секач, С. Ю. Степанов, Ю. В. Синягин и др.

Развитие финансового сектора, сопровождаемое интеллектуализацией конкуренции, ставит перед исследователями новые проблемы в области организации личностно-профессионального развития персонала как основы конкурентоспособности финансового института. Практическое отсутствие научных разработок и рекомендаций в области организации личностно-профессионального развития персонала финансовых институтов, учитывающих специфические особенности деятельности в условиях интеллектуализации конкуренции, обусловили выбор темы диссертационного исследования, постановку ее цели и задач.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом диссертационного исследования определен персонал Сибирского банка Сбербанка России. Предметом исследования является механизм формирования личностно-профессионального развития персонала в Сибирском банке Сбербанка России.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является разработка концептуально-методических подходов и положений, способствующих совершенствованию механизма формирования личностно-профессионального развития персонала в коллективах финансовых институтов. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

— рассмотреть понятие, уровни и значение профессионализма персонала финансового института в условиях жесткой конкуренции и интеллектуализации деятельности;

— сформулировать определение и раскрыть содержание личностно-профессионального развития в системе управления персоналом финансового института;

— рассмотреть сущность мотивации как фактора обеспечения эффективности личностно-профессионального развития персонала финансового института;

— исследовать современное состояние и проблемы личностно-профессионального развития в условиях жесткой конкуренции и интеллектуализации деятельности Сибирского банка Сбербанка России;

— определить и обосновать основные направления совершенствования системы личностно-профессионального развития персонала в Сибирском банке Сбербанка России.

Методология и методика диссертационного исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам определения экономического содержания, особенностей организации личностно-профессионального развития персонала финансовых институтов, а также документы законодательных и исполнительных органов Российской Федерации. При разработке темы применен системный подход, использован комплекс методов экономических исследований, в частности, сравнительно-аналитический, монографический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический, балансовый, экономико-математический.

Информационная база диссертационного исследования. Информационной базой диссертации послужили данные Государственного комитета РФ по статистике, данные отечественных и зарубежных исследований, периодической печати, материалы научных статей, данные Сбербанка России и Сибирского банка Сбербанка России, а также материалы социологических исследований, проводимых автором методами наблюдения, интервьюирования и анкетирования.

Научная новизна работы заключается в разработке концептуально-методических подходов и положений, способствующих совершенствованию механизма формирования личностно-профессионального развития персонала в коллективах финансовых институтов. К числу наиболее важных результатов диссертационного исследования относятся:

1) уточнены понятия «профессионал», «профессионализм», «лично-стно-профессиональное развитие персонала»;

2) уточнено понятие инвестиций, позволяющее адекватно оценить вложения в повышение квалификации персонала, и произведена группировка инновационных инвестиций, определяющая место инвестиций в личностно-профессиональное развитие персонала в их общей структуре;

3) предложена классификация концепций профессиональной подготовки персонала по уровню риска инвестиций в личностно-профессиональное развитие персонала, позволяющая выбирать такие направления переподготовки и повышения квалификации персонала, которые снизят уровень текучести высокопрофессиональных кадров;

4) предложена вербальная модель мотивации личностно-профессионального развития персонала, ориентированная на сохранение и приращение человеческого капитала в организации.

Практическая значимость работы состоит в том, что исследование доведено до уровня подготовки конкретных предложений и рекомендаций по организации личностно-профессионального развития персонала финансовых институтов.

Разработанные концептуально-методические подходы и положения по организации личностно-профессионального развития персонала финансовых институтов могут быть использованы органами управления финансовых институтов, а также в учебном процессе при подготовке студентов экономических специальностей и повышении квалификации специалистов.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационной работы доложены и одобрены на 2-ой Всероссийской научно-теоретической конференции «Россия в глобальном мире», проходившей в Санкт-Петербурге в 2004 г.- на IV Международной научно-практической конференции «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» в г. Пенза 2004 г.- на Международной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие общества: система образования и экономика знания» в г. Пенза, 2004 г.

Полученные научные результаты используются в практической деятельности Сибирского банка Сбербанка России, а также в учебном процессе.

Сибирского института финансов и банковского дела, Сибирской академии государственной службы и Алтайского государственного университета.

По результатам исследования автором опубликовано 6 статей, 2 монографии (в соавторстве) общим объемом 18,7 п.л., из которых лично автору принадлежит 6,8 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и 19 приложений. Основное содержание работы изложено на 177 страницах, включает 23 таблицы, 33 рисунка. Для написания работы использовано 194 источника нормативной и научной литературы.

Результаты работы финансового института или отдела.

Имеющиеся знания и навыки.

Фактические показатели труда работников.

Что должно быть.

Стандарты работы финансового института или отдела.

Требуемые знания и навыки.

Цели или стандарты показателей труда.

Рис. 2.5. Расхождения, которые долэ/сны быть ликвидированы в ходе профессионального обучения.

Анализ потребности в профессиональном обучении следует проводить, во-первых, относительно финансового института в целом — корпоративные потребностиво-вторых, относительно подразделений, групп, отделов или профессий внутри финансового института — групповые потребностив— третьих, относительно отдельных работников — индивидуальные потребности. Эти три сферы взаимосвязаны.

В результате анализа потребности в профессиональном обучении должна быть установлена качественная (чему учить, какие навыки развивать) и количественная (какое число работников разных категорий нуждается в обучении) потребности в обучении основных категорий работников финансового института. Для выявления качественной и количественной потребности в профессиональном обучении персонала финансового института можно применять следующие методы:

— оценка информации о работниках, имеющейся в кадровой службе (стаж работы, профессиональный опыт, базовое образование, принимал ли работник ранее участие в программах обучения или повышения квалификации и др.);

— регулярная оценка производственных результатов работника (аттестация). В ходе данной оценки могут обнаружиться не только сильные, но и слабые стороны в работе конкретного человека. К примеру, низкие оценки у работников определенной профессиональной группы в графе «профессиональные знания» показывают, что для данной категории работников выявлена потребность в обучении. После этого, можно принимать решение о необходимости обучения и определения конкретной формы и содержания обучения;

— анализ долгосрочных и краткосрочных планов организации и планов отдельных подразделений и определение того, какой уровень квалификации и профессиональной подготовки персонала необходим для их успешной реализации, каким должно быть обучение (содержание, используемые методы), позволяющее работникам достичь требуемого уровня квалификации и профессиональной подготовки;

— наблюдение за работой персонала. Выявленное в результате наблюдения несоответствие работы персонала установленным стандартам и требованиям должностных инструкций может выступать индикатором потребности в проведении соответствующего обучения;

— анализ проблем, мешающих эффективной работе. Если в финансовом институте есть проблемы, связанные с плохой работой, некачественным обслуживанием, с нарушениями техники безопасности, с неоправданно большими потерями времени, то эта информация также может быть использована как при подготовке программ обучения, так и для обоснования заявки на обучение тех или иных категорий персонала. Эти проблемы могут отражать не только существующую потребность в обучении, но и то, каким образом результаты обучения могут быть использованы в повседневной практике работы финансового института;

— сбор и анализ заявок на обучение персонала от руководителей подразделений;

— предложения работников. Такие предложения можно собирать при помощи опросов или анкетирования работников;

— организация работы с кадровым резервом и работа по планированию карьеры. В процессе работы с кадровым резервом и при планировании карьеры работников организации специалисты кадровой службы получают дополнительную информацию о потребности разных категорий персонала в обучении;

— выявление факторов, оказывающих влияние на работу персонала. Например, изменение стандартов или внедрение новых процедур и нового оборудования часто требует дополнительного обучения [95, с. 213−215].

Методов анализа потребности в профессиональном обучении великое множество, и для их использования может потребоваться несколько специально обученных работников. Как свидетельствует практика, подобный анализ предполагает сотрудничество специалистов по основному виду деятельности и маркетингу, линейных руководителей и специалистов по персоналу. Таким образом, если не принимать во внимание незначительные потребности в профессиональном обучении локального масштаба, анализ потребности в профессиональном обучении является отражением полного спектра деятельности финансового института.

Профессиональное обучение связано со значительными материальными издержками, поэтому формирование и контроль за исполнением бюджета являются важнейшими элементами управления профессиональным обучением в финансовом институте. Два фактора влияют на величину бюджета — потребности финансового института в обучении и его финансовое состояние. Высшее руководство финансового института определяет, сколько может быть потрачено на профессиональное обучение в конкретный временной период (год), и, сопоставляя размер бюджета с выявленными потребностями, устанавливает приоритеты в профессиональном обучении. Мы согласны с точкой зрения С. В. Шекшни, Н. Н. Ермошкина о том, что «важно построить процесс бюджетирования профессионального образования таким образом, чтобы, по крайней мере, часть расходов финансировалась из средств различных бизнес-подразделений. Это позволяет не только увеличить размер финансовых возможностей, но и более активно вовлечь в процесс планирования, организации и практического освоения итогов курса руководителей подразделений» [173, с. 130].

При расчете бюджета профессионального обучения необходимо помнить, что «бюджет — это роспись доходов и расходов. на определенный срок» [112, с. 66] и, следовательно, не забывать учитывать не только издержки, но и экономическую отдачу от профессионального обучения. К учету же издержек необходимо подходить комплексно, т. е. учитывать как прямые (компенсацию приглашаемым инструкторам, расходы на аренду учебных помещений, приобретение материалов и оборудования и т. п.), так и косвенные (затраты, связанные с отсутствием сотрудников на рабочем месте, расходами на их командировки, питание и т. д.) расходы на профессиональное обучение.

Д. Коул отмечает, что «планирование обучения является центральным элементом процесса профессионального обучения. План обучения — это систематическое заключение о том, какое обучение должно быть проведено, каким способом, что должно быть получено в результате и как оценено» [81, с. 264]. План профессионального обучения персонала финансового института должен содержать информацию по следующим разделам:

1. Цели программы обучения — основное положение, обозначающее, какую цель преследует та или иная программа обучения.

2. Целевая аудитория — те, для кого проводится обучение.

3. Размер целевой аудитории — планируемое количество участников.

4. Содержание программы — детализированное изложение рассматриваемых тем, формулировка желаемых результатов, проводимые обучающие программы и используемые методы обучения.

5. Оценка программы — положения об оценке результатов обучения в плане достигнутых показателей и влияния обучения на организационную деятельность.

6. Административные вопросы и стоимость — план-график программ обучения, местоположение, освобождение сотрудников от постоянных обязанностей во время обучения, расходы и стоимость, планируемых на обучение.

7. Обучающий персонал — определение тех, кто будет заниматься обучением. В зависимости от обстоятельств это могут быть как определенные внешние преподаватели и специалисты, так и персонал, занимающий различные должности в финансовом институте.

Одновременно с разработкой плана профессионального обучения необходимо определить критерии его оценки. В исходном смысле понятие оценки подразумевает «определение ценности или стоимости чего-либо» [112, с. 486]. Оценка обучения включает не только понятия ценности и стоимости, в контексте данной проблемы важен сам процесс и результат обучения. При оценке профессионального обучения важно ответить на следующие вопросы. Во-первых, все ли было правильно сделано? При ответе на данный вопрос проводится исследование деятельности, связанной с обучением и поиск возможных совершенствований — все это представляет собой «формирующую оценку». Во-вторых, какова цена профессионального обучения? Делается попытка оценить стоимость деятельности — это «суммирующая оценка» [81, с. 279]. Таким образом, в контексте профессионального обучения определение «оценки» можно выразить следующим образом: «любая попытка приобрести информацию о результатах обучения и определить ценность обучения в свете этой информации» [81, с. 280].

Спектр критериев оценки профессионального обучения, предложенных современной наукой об управлении персоналом довольно широк. При организации профессионального обучения персонала финансового института можно использовать следующие два подхода. Первый подход предложен П. Мучинским в работе «Психология, профессия, карьера». П. Мучинский выделяет две группы критериев оценки профессионального обучения (Приложение 5). Второй подход разработал Ю. А. Цыпкин. Используя результаты исследования Голдстейна (1991) о валидности программы обучения, Ю. А. Цыпкин предлагает проводить оценку профессионального обучения по следующим четырем параметрам: соответствие обучения индивидуальным потребностямсоответствие обучения целям работысоответствие обучения внутрифирменным целямсоответствие обучения межорганизационным целям [171, с. 172]. Следует отметить, что независимо от того, какой подход будет использован на практике, критерии оценки эффективности должны быть установлены до самого обучения и доведены до сведения обучающихся, обучающих и управляющих процессом профессионального обучения в финансовом институте.

При организации профессионального обучения персонала финансового института следует использовать как обучение без отрыва от производства, так и с отрывом от производства. Проведение профессионального обучения на рабочем месте осуществляется в том случае, если необходимо решение конкретной задачи на конкретном рабочем месте. В отечественной науке и практике большое распространение получили такие методы обучения без отрыва от производства как инструктаж, наставничество, ротация, стажировка. Мы предлагаем при организации профессионального обучения персонала финансового института расширить число методов обучения без отрыва от производства и использовать: коучинг, делегирование полномочий и специальные проекты (табл. 2.2).

Методы профессионального обучения вне рабочего места предназначены, прежде всего, для получения принципиально новых теоретических знаний и умений, необходимых персоналу финансового института, что бы вести себя в соответствии с требованиями непрерывно меняющейся обстановки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных условиях для обеспечения победы в конкурентной борьбе финансовому институту необходимо обладать персоналом высокого уровня профессионализма, т. е. профессионалами-творцами. Данная категория работников обладает высокими показателями профессионализма личности и деятельности, постоянно нацеленного на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение. Адекватной развитию способностей профессионала является лишь такая деятельность, которая включает в себя самостоятельное творчество, предполагающее выход работника за пределы существующего в таких формах, как самостоятельная постановка новых целей, принятие решений в нестандартных ситуациях и выполнение «творческих» (теоретических и практических) задач. Универсализация деятельности работника и концентрация в ней творческого содержания всегда сопряжены с необходимостью накопления им новых знаний, усвоения новых умений и навыков, их интеграции в новые свойства целостной личности.

Обеспечить возможность появления такого работника можно только в случае личностно-профессионального развития, которое представляет собой процесс систематического прогрессивного изменения личности, ориентированной на высокий уровень профессионализма, осуществляемый в период профессиональной деятельности на основе принципа единства организации и самоорганизации. Самоорганизация в данном случае рассматривается нами как целенаправленная деятельность работника, в ходе которой создается и совершенствуется его профессиональное индивидуальное акме. Необходимости организации деятельности личностно-профессионального развития персонала финансового института, т. е. необходимость осуществления внешнего воздействия на индивидуума, продиктована невозможностью работника всегда правильно выбрать направление и скорость его прогрессивного изменения, а также необходимостью создания более благоприятных для развития условий. Основными направлениями организации выступают: обеспечение возможности получения профессионального обученияоказание акмеологического воздействия, имеющее гуманистическое содержание и направленное на развитие личности или группыосуществление планирования и развития карьерного роста сотрудников. Результативность организации личностно-профессионального развития персонала финансового института значительно зависит от обеспечения системного единства всех элементов системы управления персоналом.

Основным направлением работы финансового института в области обеспечения личностно-профессионального развития персонала является организация профессионального обучения. Профессиональное обучение — это непрерывный комплексный процесс усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, позволяющей обеспечить адаптацию организации к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Основная особенность профессионального обучения персонала финансового института состоит в том, что оно направлено на взрослых людей. Обучение взрослых людей принципиально отличается от обучения детей, в том числе и от обучения студентов высшей школы, получающих профессиональное образование впервые, так как они уже обладают определенным профессиональным, общественным и иным опытом. В связи с этим, при организации профессионального обучения персонала финансового института необходимо использовать андрагогическую модель обучения.

Цикл профессионального обучения персонала финансового института начинается с определения целей в профессиональном обучении в соответствии с целевыми ориентирами организации в целом. Анализ потребности в профессиональном обучении заключается в выявлении несоответствия между требуемыми и существующими знаниями, навыками и умениями персонала. На основании анализа потребностей и ресурсов финансового института формируется бюджет профессионального обучения, а также критерии оценки его эффективности. Поскольку затраты на профессиональное обучение рассматриваются нами как капиталовложения в квалификацию сотрудников, то целесообразно ожидать от них отдачи в виде повышения эффективности деятельности финансового института (более полной реализации организационных целей) и соответствующим образом измерять его эффективность. Помимо интегральной оценки эффективности профессионального обучения, необходимо оценивать эффективность каждой отдельной программы обучения по степени достижения целей этих программ.

Разработка и реализация программ профессионального обучения может осуществляться как на уровне финансового института, так и с привлечением специализированных компаний, в каждой конкретной ситуации выбор определяется анализом преимуществ и недостатков каждого варианта. Выбор конкретных методов обучения определяется стоящими перед программой целями, характеристиками обучающихся и находящимися в распоряжении финансового института ресурсами.

Особую роль в обеспечении эффективного профессионального обучения мы отводим акмеологическому сопровождению. Именно оно позволяет оптимизировать процесс профессионального обучения, создавая объективные и субъективные предпосылки для внедрения таких принципов организации и таких основополагающих ценностей, которые снижают вероятность возникновения негативных психологических проявлений у персонала финансового института во время обучения.

Акмеологическое обеспечение профессионального обучения персонала финансового института должно осуществляться в форме воздействия и консультирования. Эти указанные формы имеют общий компонент — они осуществляются в интересах личности, ее развития и имеют гуманистическую направленность. Акмеологическое обеспечение профессионального обучения может быть успешным лишь в том случае, если имеются некие эталонные модели профессионала, которые станут необходимым ориентиром или системообразующим фактором для успешного личностно-профессионального развития персонала. Данные эталонные модели профессионала создаются на основе концептуальных представлений об их акмеологической сущности и содержании.

Центральным элементом модели профессионала по нашему мнению является карьера. Акмеологическое обоснование направления развития карьеры работника и проведение в соответствии с ним мероприятий по профессиональному обучению является на наш взгляд основой эффективного личностно-профессионального развития персонала финансового института. В качестве основы акмеологического сопровождения системы управления карьерой персонала финансового института мы рассматриваем непрерывную профессионализацию. Профессионализация персонала финансового института представляется нам как целостный процесс становления профессионала, который начинается с момента выбора человеком профессии и завершается, когда тот прекращает свою профессиональную деятельность. Следовательно, карьера выступает и как средство, и как условие непрерывной профессионализации персонала финансового института.

Акмеологическое обеспечение управления карьерой персонала финансового института рассматривается нами, как комплекс мероприятий, среди которых особо значимыми являются увязка концепции внутриорганизацион-ного движения кадров с концепцией профессионализации личностиразработка общего плана внутриорганизационного перемещения персонала на основе данных о том, что существует оптимальный срок пребывания лиц в той или иной должностиразработку моделей карьеры для различных категорий персонала и различных трудовых постовразработку моделей требований, предъявляемых к профессионалам со стороны конкретных трудовых постов, особенно по отношению к резерву руководителейразработку вариантов повышения квалификации для конкретной карьеры.

Широкие возможности в области личностно-профессионального развития персонала финансового института открываются в случае формирования открытой организационной культуры, основными характеристиками общения в которой являются честность и открытость между работникамиконструктивность при принятии решенийсодержательность информационных потоковравенство в процессе общениязаботливость, понимание и сочувствиепрощение ошибок, сопровождаемое проведением предупредительных меробратная связь в процессе общения работников. Основным результатом открытой организационной культуры является не просто движение знаний в финансовом институте и укрепление (или рост) социального капитала, но и приращение знаний, поскольку обратная связь, способствует обмену опытом, обеспечивает и рост профессионализма участников общения.

Достижение высокой эффективности мероприятий по личностно-профессиональному развитию персонала осложняется тем, что большинство руководителей отечественных финансовых институтов к человеческим ресурсам относятся весьма небрежно и ресурсы, затраченные на персонал, рассматривают как издержки или убытки. Замена термина «человеческие ресурсы» на термин «человеческий капитал» приводит к тому, что затраченные на личностно-профессиональное развитие персонала ресурсы это долгосрочные инновационные инвестиции. Степень риска данных инвестиций значительно высока по сравнению с другими направлениями инновационного инвестирования.

Снижение степени риска инвестиций в личностно-профессиональное развитие персонала, а также общая эффективность мероприятий в данной области зависит от различных внутренних и внешних ситуационных факторов, влияющих на деятельность финансового института. Значительную же роль в решении указанных проблем, на наш взгляд, играет формирование руководством коммерческого банка действенной мотивационной модели личност-но-профессионального развития персонала. В качестве основных составляющих мотивационной модели личностно-профессионального развития персонала финансового института следует рассматривать: формирование у персонала финансового института мотивов к непрерывному личностно-профессиональному развитиюк выполнению своих должностных обязанностей в соответствии с уровнем профессионализмане увольняться и не переходить на новое место работы, по мере роста их уровня профессионализма.

Эффективность деятельности по обеспечению профессионально-личностного развития персонала финансового института во многом определяется, с одной стороны, уровнем мотивации к непрерывному развитию, как профессионализма личности, так и профессионализма деятельности, а с другой — уровнем мотивации приверженности данной организации. Сотрудники должны отдавать себе отчет в том, что если они хотят, чтобы от их работы они сами и другие люди получали удовлетворение, то их нынешний уровень знаний, навыков или компетентности, существующие установки и поведение необходимо совершенствовать. Не менее важно, чтобы сотрудники осознавали, что их возрастающий уровень профессионализма действительно необходим для выполнения работы и будет оценен в рамках данной организации. Адекватная оценка профессионала возможна только в рамках самообучающейся организации, к созданию которой и должно стремиться руководство финансового института.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон РФ от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ред. от 27.04. 2004 г.) «Трудовой кодекс РФ» (принят ГД ФС РФ 21.12.2001 г.).
  2. Федеральный Закон РФ от 25.02.1999 г. № 39-Ф3 (ред. от 02.01. 2000 г.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (принят ГД ФС РФ 15.07.1998 г.).
  3. Федеральный Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266−1 ФЗ (ред. от 05.03.2004 г.) «Об образовании».
  4. Федеральный Закон РФ от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 07.07.2003 г., с изм. от 23.12.2003 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  5. Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2002.
  6. Акмеология: методология, методы и технологии (материалы научной сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО, президента МААН Нины Васильевны Кузьминой). — М.: РАГС, 1998.
  7. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. — СПб.: Питер, 2003.—256 с.
  8. А.Р. Управление персоналом в коммерческом банке. -М.: СОМИНТЭК, 1997.
  9. М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание/ Перев. В англ. под ред. С. К. Мордовина. СПб.: Питер, 2004. -832 с.
  10. С. А., Деркач А. А., Конюхов Я. И, Павлов Б. С. Методы акмеологических исследований. — М.: РАГС, 2000.
  11. Ю.П., Бударов А. Ю., Попов А. Н., Привалов В. В. Управление инвестиционной активностью/Под ред. Ю. П. Аниськина. М.: ИКФ Омега-JI, 2002. — 272 с.
  12. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
  13. И.Т. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2000- 208 с.
  14. И.А. Управление прибылью.— 2-е изд., расш. и доп.— К.: Ника-Центр, Эльга, 2002.-— 752 с.
  15. Банки и банковское дело /Под ред. И. Т. Балабанова. Спб: Питер, 2001.-256 с.
  16. Банковская энциклопедия / Под ред С. И. Лукаш, JI.A. Малютиной. Днепропетровск: Баланс-Аудит, 1994.
  17. Банковский портфель -2 (Книга банковского менеджера. Книга банковского финансиста. Книга банковского юриста) / отв. ред. Коробко Ю. И., рубин Ю.Б., Солдаткин В. И. М.: «СОМИНТЕК», 1994. — 752 с.
  18. Банковское дело: Учебник / Под ред. Лаврушина О. И. М.: Финансы и статистика, 2001 — 676 с.
  19. В.И. Менеджмент в современном бизнесе. Кн. 1. Начала менеджмента. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. — 200с.
  20. Н.П. и др. Управление персоналом: Учеб. пособие/ Бе-ляцкий Н.П., Велесько С. Е., Ройш П. Мн.: Интерпрессервис, Экоперспекти-ва, 2002. — 352 с.
  21. М.А., Джамай Е. В. Интеллектальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения // Менеджмент в России и за рубежом. 2001 — № 4- с.3−24.
  22. А.А., Чередникова Л. Е. Интеллектуальная собственность: экономический аспект: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 2001.-216 с.
  23. Е. Н., Зазыкин В, Г. Акмеология как наука, разрабатывающая проблемы развития зрелой личности и профессионализма / Ежегодник психологической службы департамента образования Калужской области.1. Калуга, 2001.
  24. Е. Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. — Калуга: КГПУ, 2000.
  25. Е. Н., Зазыкин В. Г. Прикладная психодиагностика для руководителей и специалистов кадровых служб. — Калуга: КГПУ, 2003.
  26. А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Флинта-Наука, 1998.
  27. А. А. О феномене АКМЕ и некоторых закономерностях его формирования и развития / Мир психологии. — 1995. — № 3.
  28. А. А., Ганжин В. Т., Деркач А. А. Предмет акмеологии сегодня // Акмеология. 2001. — № 1.
  29. А. А., Сталин В. В. Общая психодиагностика. — СПб.: Речь, 2000.
  30. В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебн. псобие для вузов. М.: ПЕРСЭ, 2001. — 511 с.
  31. Большой энциклопедический словарь: в 2-х томах /Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Сов. Энциклопедия, 1991. Т. 1. 1991 — 863 с.
  32. Большой энциклопедический словарь: в 2-х томах /Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Сов. Энциклопедия, 1991. Т. 2. 1991 — 895 с.
  33. В.П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб.: Политехника, 2002. — 476 с.
  34. В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. М.: Финансы и статистика, 1993.
  35. Э. Интеллектуальный капитал/ Пер. англ. Под ред. JI.H. Ковалик. Спб: Питер, 2001. — 288 с.
  36. В.И., Львов Ю. И. Банки и банковские операции в России / Под ред. Лапидуса М. Х. М.: Финансы и статистика, 1996. -336 с.
  37. Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития. —М.: МГУ, 1996.
  38. Т. М. Смыслы и ценности в деятельности психолога-профессионала // Акмеология. — 2001. — № 1.
  39. В.А. Проблемы развития банковской системы //Деньги и кредит 1999 г.-№ 5. с. 53−55.
  40. Н.В. К вопросу об индивидуально-психологических особенностях возрастной динамики творческой продуктивности профессиональной деятельности. — М.: МААН, 1996.
  41. В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. -М., 1986.
  42. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М, 1990.
  43. О.Н. Мотивация труда персонала финансов-кредитных оганизаций. -М.: изд-во «Экзамен», 2002.
  44. И. Цель, объединяющая всех //Независимая газета. -1997. -4 февраля.
  45. Л., Джонк М. Основы инвестирования/ Пер. с англ. М.: Дело, 1997.
  46. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. Лаврушина О. И. М.: Финансы и статистика, 1998 — 448 с.
  47. Е.В., Давыдов А. А. Измерение качества жизни. М.: РАН. Ин-т социологии и др., 1993. — 536 с.
  48. А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. — М.: РАГС, 2000.
  49. А. А., Зазыкин В. Г., Синягин Ю. В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих. — М.: РАГС, 1999.
  50. А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. — М.: РА У, 1993.
  51. А. А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. — М.: МПА, 1998.
  52. А. А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. ¦—М.: 19г
  53. И.А. Эстетическая потребность. М., 1976.
  54. Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.- Под общ. ред. В.Лукашевича. — Л, 1991.-448 с.
  55. И. Н. Психологические аспекты управления кадрами. -Владивосток: ПИППККГС, 1997.
  56. Жиц Г. И. Инновационный потенциал. Монография Саратовский государственный технический университет, Саратов, 1999. 132 с.
  57. П.В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. М.: Экзамен, 1999.-576 с.
  58. Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. — М.: Финстатинформ, 2002. 360 с.
  59. Н.П. О системе оценки персонала. //Деньги и кредит— 1999.-№ 11. с. 48−51.
  60. В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М.: НИИВО, 1993.
  61. В. Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. -М.: ЦИТП, 1992.
  62. B.C. Некоторые тенденции развития российских банков. //Деньги и кредит 1999- № 11. с. 3−7.
  63. Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 30 декабря 2001 года «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации»
  64. Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1997.
  65. В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. —М.: Тривола, 1994.
  66. В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь. М.: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2003. — 720 с.
  67. М. С. Психологическая компетентность руководителя и эффективность антикризисного управления. —М.: МААН, 2002.
  68. Институт технической эстетики. Разработка концепции качества жизни // http://www.advtech.ru/vniite/lifequal.htm.
  69. . Деловая стратегия/ Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  70. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
  71. А. В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технологии. — М.: Соль, 1998.
  72. И.А. Коммерческие банки: модели и информационные технологии в процедурах принятия решений. М.: Едиториал УРСС, 2002. -400 с.
  73. В.А. Качество жизни и региональное развитие // Технологии качества. 2001. — Т. 1. — № 1
  74. Е. А. Становление профессионала. — М.: Воронеж: МПСИ, 1996.
  75. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: МПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
  76. С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. — Спб.: ИВЭ-СЭП, Знание, 2002. 199 с.
  77. О. В. Ценностный контекст управленческой деятельности руководителя / Психологические и акмеологические проблемы управленческой деятельности. — Ульяновск: УлГУ, 1997.
  78. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.
  79. В.А. Интеллектуальный капитал: экономическое содержание и особенности воспроизводства. / Автореферат диссертации. к.э.н. Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. Москва: 2001.-24 с.
  80. А.Н. Математический и экономический анализ интеллектуального капитала/ Автореферат диссертации. д.э.н. М.: Центральный экономико-математический институт Российской Академии наук, 2002. -28 с.
  81. Дж. Управление персоналом в современных организациях/ Коул Дж.Пер. с англ. Н. Г. Владимирова. М.: ООО «Вершина», 2004. -352 с.
  82. Н. В. Предмет акмеологии. — СПб.: Политехника, 2002.
  83. Н. В. Профессионализм личности преподавателя и маетера производственного обучения. —М.: Высшая школа, 1990.
  84. Н. В., Деркач А. А. Акмеология сегодня и завтра // Ак-меология. — 1994. — № 1.
  85. Я. В., Зимичев А. М. Проблемы развития акмеологиче-ских наук. СПб.: МААН, 1996.
  86. Курс экономической теории / Под общ. ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А.: Учебное пособие. Киров: Изд-во АСА, 1995. — 624с
  87. Р., Макконнелл Брю, Стенли JI. Экономикс. М.: Республика, 1995. — Т. 1. — 399 с.
  88. О. Российская банковская система и направления ее дальнейшего реформирования. // Финансовый бизнес 1998 — № 5 — 11−14 с.
  89. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975.
  90. . Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе-М.: Издательство Центр «Акционер».—2002г.- 196с.
  91. И.В., Косов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. Учебно-справочное пособие. М.: Издательство БЕК, 1996. -304 с.
  92. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.
  93. Л.И. Управление организацией: Учеб. пособ. М.: Оме-га-Л, 2004. — 360 с.
  94. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис.канд. -М., 1987.
  95. М.И., Курбатова М. Б. Современные персонал-технологии. -М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. 388 с.
  96. A.M., Быстряков, А .Я. Методы государственного регулирования процесса преодоления инвестиционного кризиса в реальном секторе экономики. Констанай: ЗАО «Констанайский печатный двор», 1998.
  97. В. Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. — М.: РАГС, 2001.
  98. А. К. Психология профессионализма. — М.: Знание, 1996.
  99. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З. П., Со-ломатин Н.А., Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА-М, 1995. — 432 с.
  100. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.
  101. И.В., Кутелев П. В. Управление мотивацией персонала: Учебно-практическое пособие. Изд-е 2-е, испр. и доп. И.: ИКЦ «МартТ», 2004. — 240 с.
  102. В.В. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2000. 309 с.
  103. А.В. Коммерческий банк в современной России: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 1996.
  104. Мотивация и мотивы /Е. П. Ильин. Спб.: Питер, 2003. — 512 с.
  105. Мотивация и оплата труда в рыночной экономике /Под ред. А. В. Давыдова и др. Новосибирск: «Наука», 2003. — с. 214.
  106. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в январе-октябре 2003 г. и об оценках до конца года
  107. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2003 г.
  108. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2000−2002 годы
  109. Общая и прикладная акмеология. Ч. 1,2/ Под ред. А. А. Деркача-М.: РАГС, 2001.
  110. А. С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. —Воронеж: ВГУ, 1998.
  111. Ш. Одегов Ю. Г., Никонова Т. В., Безделов Д. А. Банковский менеджмент: управление персоналом. Учебное пособие. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. — 448 с.
  112. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М.:
  113. ООО «ИТИ Технологии», 2003. 944 с.
  114. ПЗ.Олейник О. М. Основы банковского права. Курс лекций. М.: Юристъ, 1997 г.-424 с.
  115. Основные направления социально-экономического развития российской федерации на долгосрочную перспективу. 2001 г. — 237 с.
  116. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. пособие/ Под ред. П. Н. Завлина и др. И.: Экономика, 2000. 475 с.
  117. Основы управления персоналом / Под ред. Б. М. Генкина. М.: Высшая школа, 1996. — 356 с.
  118. Т.В. Проблемы развития банковской системы России //Деньги и кредит 1999.-№ 7. с. 3−9.
  119. С. Е., Андреев В. Я. Личность и профессиональное развитие в период взрослости // Вопросы психологии. — 1998. — № 2.
  120. С.В. Управление наукой (социально-экономический аспект). -М.: Мысль, 1983.
  121. К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М.: Высшая школа, 1981.
  122. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  123. Д., Форд Ф. Основы банковского дела. М.: ИНФРА-М, 1996.-624 с.
  124. С.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2004.-144 с.
  125. В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. -М.: Аспект-Пресс, 1998. 382 с.
  126. Психология в управлении человеческими ресурсами.: Учебн. по-соб./ Т. С. Кабаченко. СПб.: Питер, 2003. — 400 с.
  127. A.M., Пассейк Ж. Г., Эллис К. Х., Дейли Ж. П. Банковское право США. М.: Прогресс, 1992. — 432 с.
  128. Психология профессиональной подготовки /Никифоров Г. С., Зи-мичев A.M. и др. /Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1993. — 172 с.
  129. Полфредман Дэвид. Основы банковского дела/ Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1996. — 542 с.
  130. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / Под ред. А. А. Реана. — СПб.: Еврознак, 2001.
  131. Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Яро-шевскопх — М.: Политиздат, 1990.
  132. Психолого-акмеологическая служба. Настольная книга практического психолога / Под ред. Е. А. Яблоковой. — М.: РАГС, 2001.
  133. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления / Под ред. А. А. Деркача и Э. А. Ману-шина. М.: РАГС, 1997.
  134. В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. -М.: Аспект Пресс, 1999. 279 с.
  135. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996.-400 с.
  136. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002. — 863 с.
  137. Россия в цифрах. 2003: Крат. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003.-398 с.
  138. Роуз Питер С. Банковский менеджмент. Пер. с англ. со 2-го изд. -М.: «Дело Лтд», 1995. 768 с.
  139. Реструктурирование кредитных организаций в зарубежных странах: Учебник/ Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой, В. М. Новикова.
  140. М.: Финансы и статистика, 2000. 416 с.
  141. Ю.М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002. — 159 с.
  142. А. В. Формирование оптимальной профессиональной самооценки. М.: МААН, 1998.
  143. В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.
  144. П. Экономика. Т. 1. — М.: НПО «Алгон», 1993.
  145. К.В. Инновации и интеллектуальный капитал в промышленности. / Автореферат диссертации. к.э.н. Центральный экономико-математический институт Российской Академии наук. — Москва: 2002. 16 с.
  146. А.В. Проблемы формирования технологий бизнес-знаний современных фирм// Менеджмент в России и зарубежом, № 2, 2003. -С. 43−51.
  147. П. Новая работа для лидера: построение самообучающейся организации/ Управление обучением: Хрестоматия. М.: МЦДО ЛИНК, 1996.
  148. В.А. Организационное поведение и управление персоналом. Спб.: Питер, 2000. 256 с.
  149. В.А. Корпоративная культура. Спб.: Питер, 2001. 286 с.
  150. Социально-экономический мониторинг регионов Сибирского федерального округа за январь-декабрь 2003 г. Стат. бюл./ Алтайский краевой комитет государственной статистики. Б., 2004. — 66 с.
  151. С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. — 408 с.
  152. Статистический словарь / Под ред. Королева М. А. Изд. 2-е, пере-раб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1989.
  153. Статистический словарь /Под ред. Юркова Ю. А. М.: Финанста-тинформ, 1996.
  154. Е. И. Психология взрослых — основа акмеологии. — СПб.: МААН, 1995.
  155. A.M. Общая и профессиональная психология. М.:1. ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 382 с.
  156. Д. Управление организационным знанием. // Менеджмент в России и за рубежом 1999 г.- № 1.
  157. Т. Богатство от ума. Минск: Парадокс, 1998 г.- 870с.
  158. Т. Интеллектуальный капитал. // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология М.: 1999 г.- с. 389−390.
  159. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: «Мысль», 1978 272 с.
  160. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики /Под ред. Р. Мара, Г. Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 480 с.
  161. Управление персоналом организации: Учебник/Под ред. А .Я. Ки-банова. 2-е изд. доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 638 с.
  162. Управление персоналом на производстве: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Н. И. Шаталовой, Н. М. Бурносова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -381 с.
  163. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 560 с.
  164. Управление развитием и изменением. Кн. 2: Подходы к развитию и изменениям в менеджменте /Под ред. Э. Фраймера. М.: МЦДО ЛИНК, 1998.-68 с.
  165. Управление развитием и изменением. Кн. 3: Управление и обучение/Под ред. Г. Салимана, Дж. Батслера, С. Пирс. М.: МЦДО ЛИНК, 1998. -136с.
  166. В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. М. 1994, 320 с.
  167. Уточненные параметры прогноза социально-экономического развития российской федерации на период до 2003 года. 2001 г. — 71 с.
  168. Ф. Управление инвестициями: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М., 2000. — 932 с.
  169. Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. Спб.: Питер, 2001.-342 с.
  170. В.Н. Руководителю о принятии решений. — 2-е изд., испр. и доп. — М., Инфра-М, 1996 г., — 272 с.
  171. Ю.А. Управление персоналом: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 446 с.
  172. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М.: Наука, 1982.
  173. С.В., Ермошкин Н. Н. Стратегическое управление персоналом в эпоху Интернета. Изд. 6-е перераб. и доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 2002. — 336 с.
  174. Г. В. Основы кадрового менеджмента: Учебник. Кн. 1.: Планирование и организация управления кадрами. — 2-е. изд., перераб. и доп. -К.: МЗУУП, 1993.- 188 с.
  175. Эдвинссон JL, Мэлоуин М. Интеллектуальный капитал // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология М.: 1999 г.- с. 434.
  176. Экономика знаний / В. В. Глухов, С. Б. Коробко, Т. В. Маринина. -СПб.: Питер, 2003. 528 с.
  177. Экономика фирмы: Учеббник для вузов / Под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара, — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, — 461 с.
  178. Экономическая энциклопедия / Науч. -ред. совет изд-ва «Экономика" — Ин-т экон. РАН- Гл. ред. JL И. Абалкин. М.: Экономика, 1999 650 с.
  179. Энциклопедический социологический словарь. /Общая ред. академика РАН Осипова Г. В. М.: РАН Ин-т соц.-полит. исслед. 1995 — 432 с.
  180. Эффективный экономический рос: теория и практика/ Под ред. Т. В. Чечелевой -М.: Издательство «Экзамен», 2003. 320 с.
  181. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: АКАЛИС, 1996.
  182. Н.В., Зимин А. Ф. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе //Проблемы совершенствования механизма хозяйствования: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2002. — с. 218−220.
  183. Е.А. АКМЕ как феномен развития группы, общности1. Акмеология. —2002. —№ 1.
  184. Atkinson J. W. An Introduction to Motivation. — N.Y., 1964.
  185. Atkinson J. W., Litwin G. H. Achivement motive and test anxiety conceived as motive to approach success and motive to avoid failure // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1960. — 60.
  186. J. W., Raynor J. 0. Motivation and Achievement. — Wash D. C. 1974.
  187. Garvin, D. A (1993) Building a learning organization, Harvard Business Review, Juli-August, pp. 78−91.
  188. Maslow A. H. Motivation and Personality. — N.Y., 1954.
  189. Heckhausen H. Motivationsanalyse der Anspruchsniveau. Setzung. Psychologische Forschung. 1 — 955, 25.
  190. Madsen К. B. Modern Theories of Motivation. Copenhagen. Verl. Psychol., 1959.
  191. Pedler, M, Burgoyne, J and Boy dell, T (1991) The Learning Company: A strategy for sustainable development, McGraw-Hill, London.
  192. , P. (1990), The Fifth Discipline — the Art and Practice of the Learning Organization, Doubleday (British edition, 1992, published by Century Business).
  193. , E.H. (1990), Organizational Culture, American Psychologist, 45, pp 109.
  194. , E.H. (1985), Organizational Culture and leadership, Jossey Bass, New York.
  195. Подходы к трактовке категории качество жизни1. Подход Авторы подхода
  196. Качество жизни человека это комплексный индикатор оценки эффективности российских реформ и одновременно как своеобразный компас, указывающий их направление. И.А. Гундаров1. Модель профессионала
  197. Подходы к трактовке категории инвестиции1. Подход Автор или источник
  198. Инвестиции долгосрочные вложения капитала в какое-нибудь направление. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. С. 246.
  199. Инвестиции долговременные вложения в отрасли экономики внутри страны и за границей. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. — М.: Сов. Энциклопедия, 1991. Т. 1.С. 487.
  200. Инвестирование отказ от использования доходов на текущее потребление в пользу капиталообразования и ожидаемого расширения потребления в будущем. Самуэльсон П. Экономика Том 1. М.: НПО «Алгон», 1993.
  201. Группа Теоретики Содержание Значение
  202. Д. Адам ас Люди лучше мотивированы, если с ними обращаются справедливо Потребность разрабатывать практические меры, направленные на справедливое вознаграждение и практику приема на работу
  203. Классификационная система критериев оценки профессионального обучения
  204. Группа критериев Вид критериев Характеристика
  205. Методы прогнозирования спроса 9, с. 326.1. Метод Основные положения
  206. Показатели развития Сбербанка России в период 2001—2003 гг.1. Чистая прибыльмпрд. руб.)31,233,7Ж1. W'17,7лй&й"*ж
Заполнить форму текущей работой