Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработка метода диагностики энергетического оборудования на основе показателей чувствительности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 3-м тысячелетии перед человечеством на одном из первых мест стоит политическая, научная, правовая и организационная проблема безопасности в самом широком смысле ее понимания: безопасность человека, семьи, предприятия, города, района, страны и в целом всей планеты. Гибель атомной подводной лодки «Курск», трагические события 11 сентября 2001 года в г. Нью-Йорке и г. Вашингтон, гибель гражданских… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Решение проблемных вопросов разработки и внедрения современных методов диагностики оборудования в рамках обзора литературных источников
    • 1. 1. Введение
    • 1. 2. Основные положения и задачи диагностики оборудования
      • 1. 2. 1. Общая постановка задачи диагностики
      • 1. 2. 2. Обеспечение промышленной безопасности объектов
      • 1. 2. 3. Современные методы и средства вибродиагностического контроля, его основные этапы развития
    • 1. 3. Выбор направления, стратегии, методов и средств диагностирования оборудования электромеханических систем
    • 1. 4. Комплексный подход к диагностике энергетического оборудования и его обеспечение
    • 1. 5. Построение физико-математических моделей объектов диагностики и задачи исследований
    • 1. 6. Причины виброактивности систем электроприводов с синхронным электродвигателем, работающем в режиме вентильного двигателя
    • 1. 7. Выводы
  • 2. Направление практического
  • приложения показателей чувствительности в исследуемой области
    • 2. 1. Общие замечания
    • 2. 2. Основные положения теории чувствительности и направление ее развития в области диагностики
    • 2. 3. Направление практического
  • приложения показателей чувствительности в исследуемой области
    • 2. 4. Выводы
  • 3. Разработка и внедрение метода диагностики энергетического оборудования на основе показателей чувствительности
    • 3. 1. Введение
    • 3. 2. Постановка задачи исследования
    • 3. 3. Направление разработки и внедрения новых методов диагностики энергетического оборудования
    • 3. 4. Сущность метода диагностики энергетического оборудования на основе показателей чувствительности к резонансным возбуждениям
    • 3. 5. Алгоритм расчета уровней энергетических соотношений элементов оборудования электромеханических систем
    • 3. 6. Развитие разработанного метода диагностики энергетического оборудования
    • 3. 7. Выводы
  • 4. Диагностика и практические
  • приложения
    • 4. 1. Исходные соображения
    • 4. 2. Диагностика стендовой установки с судовым двигателем 8ЧН16,5/18,5: расчет и торсиографирование
      • 4. 2. 1. Краткое описание стендовой установки и результаты вычислительного анализа
      • 4. 2. 2. Методика испытаний
      • 4. 2. 3. Методика обработки материалов испытаний
      • 4. 2. 4. Результаты экспериментальных испытаний
      • 4. 2. 5. Выводы
    • 4. 3. Диагностика питательных электронасосов 2АЗМ-5000/6000-У4 + зубчатая муфта + ПЭ 580−185−2 тепловых электростанций
      • 4. 3. 1. Цель работы и обоснование необходимости ее постановки
      • 4. 3. 2. Исходные данные. Основные характеристики системы. Методика исследования
      • 4. 3. 3. Диагностика ПЭНов, опытная и экспериментальная проверка разработанного метода диагностирования

Разработка метода диагностики энергетического оборудования на основе показателей чувствительности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В 3-м тысячелетии перед человечеством на одном из первых мест стоит политическая, научная, правовая и организационная проблема безопасности в самом широком смысле ее понимания: безопасность человека, семьи, предприятия, города, района, страны и в целом всей планеты. Гибель атомной подводной лодки «Курск», трагические события 11 сентября 2001 года в г. Нью-Йорке и г. Вашингтон, гибель гражданских самолетов в Украине в апреле 2001 г. и в Германии в июле 2002 г. (по вине наземного персонала), продолжающиеся крупные аварии на нефте-, газои продуктопроводах, пожары на больших территориях лесных массивов, наводнение на юге России, войны в Чечне, Ираке и т. д. наглядно показали колоссальное значение контроля и диагностики для безопасности всех стран и народов мира, поэтому это позволяет утверждать, что проблемой № 1 в политическом плане, а следовательно, и в научном, становится проблема безопасности в широком диапазоне ее понимания. Главными и основными причинами возникновения аварийных ситуаций в промышленности являются, как правило, неподготовленность персонала, критический уровень износа оборудования, усталость и коррозия материала, нарушения производственной и технологической дисциплины, недостаток финансирования проектов в области безопасности и особенно недопустимо низкий уровень применяемых или вообще отсутствие диагностических информационных технологий [54, 55].

Ежегодно потери от техногенных аварий возрастают в России на 10−30%, при этом ежедневно происходит не менее 2-х техногенных аварий [54, 55]. В условиях, когда по оценке федеральной энергетической комиссии износ оборудования предприятий топливно-энергетического комплекса и машиностроительного профиля Российской Федерации в начале XXI века достиг 70% и более, надежное и безопасное их функционирование без эффективной системы диагностики невозможно. Все большее значение имеют методы и средства дефектоскопии, интроскопии, структуроскопии, контроля размеров и физико-механических характеристик материалов и узлов, а также вибродиагностики. Взаимосвязанные этапы проектирования, изготовления, эксплуатации, реконструкции или утилизации любого сложного оборудования требуют постановки диагноза неисправного элемента (детали) и установления причин дефекта. При этом очень важно вовремя обнаружить и не допустить развития дефектов, приводящих к необратимым катастрофическим последствиям. Именно поэтому разработка методов и средств определения существенных врожденных свойств объектов для диагностики зарождающихся повреждений является актуальной проблемой.

Важнейшим фактором обеспечения надежности оборудования является разработка и внедрение эффективных аналитических методов, которые должны быть составной частью технической диагностики различного оборудования. В целях диагностики механического состояния оборудования необходимо знать, как поведет себя тот или иной узел, а также указать по структуре изделия, в каком месте (местах) определены конкретные повреждения. Очевидно, в первую очередь, следует ожидать выхода из строя узла с высокоэнергоемкими (высокочувствительными к возбуждению) деталями. При этом наибольшая амплитуда отклика наблюдается на одной из собственных частот дефектного узла. Следовательно, возникает потребность в диагностике механического состояния оборудования с помощью соответствующих средств оценки текущей надежности путем разработки вычислительного метода, позволяющего предсказывать, какие частотные составляющие появятся в спектре вибраций при возникновении дефектов в соответствующем узле. Поэтому автор занялся разработкой эффективного (простого и достаточно точного) компьютерного метода, позволяющего контролировать механическое состояние оборудования, прогнозировать проявление зарождающихся дефектов и их локализовать.

Теоретико-практическим фундаментом для выполнения указанных исследований являются теоретические, научно-практические и программноалгоритмические разработки Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» (д.т.н. Л. И. Штейнвольф, д.т.н. В. Н. Карабан, к.т.н. В. Н. Митин, к.т.н. Ю. М. Андреев, к.т.н. Е. И. Дружинин, к.т.н. А.А. Ларин), ФГУП ГНЦ РФ «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова» (д.т.н. В. И. Попков, д.т.н. В. П. Терских, к.т.н. Г. И. Бухарина), ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» (д.т.н. А. К. Аракелян, д.т.н. А. А. Афанасьев, к.ф.-м.н. А.В. Галанин), д.т.н. Е. Н. Розенвассера, д.т.н. P.M. Юсупова, ФГУП «ЦНИИ экономики, информатики и систем управления» (д.т.н. А.Л. Горелик), ИМАШ им. акад. А. А. Благонравова РАН (д.т.н. М. Д. Генкин, к.т.н. А.Г. Соколова), ЗАО «НИИ интроскопии МНПО «Спектр» (к.т.н. Ф.Я. Балицкий), члена-корреспондента РАН В. В. Клюева и РОНКТД, собственные научные, технические и программно-алгоритмические разработки, а также многолетний опыт работы по созданию и диагностированию сложного оборудования.

Данная разработка выполнена за период с 1987 года по 2004 год при работе в ОАО «Дизельпром» (в настоящее время ООО «Чебоксарский завод силовых агрегатов», г. Чебоксары), ООО «Волготрансгаз» (г. Нижний Новгород), ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары), при этом экспериментальная часть работы выполнена в ОАО «Дизельпром», ОАО «Чувашэнерго» и ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары при участии специалистов ФГУП ГНЦ РФ «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова» (г.С.-Петербург).

Цель научной разработки и задачи исследования. Главной целью данной работы является теоретическое и практическое решение проблемы распознавания зарождающихся повреждений элементов энергетического оборудования, разработка метода и средств определения существенных врожденных свойств объектов для диагностики зарождающихся повреждений.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

1. Установление существенных свойств энергетического оборудования и введение новых диагностических признаков зарождающихся повреждений.

2. Теоретическое обоснование предлагаемого метода расчета эпюр энергий электромеханических и гидромеханических систем со многими степенями свободы.

3. Разработка методики и программно-алгоритмических средств, повышающих достоверность оценки механического состояния оборудования за счет предсказания зарождения дефектов элементов по структуре изделия.

4. Построение динамических моделей реального энергетического оборудования для его диагностики и практическое подтверждение разработанного метода диагностирования.

Объект исследования — оборудование электромеханических и гидромеханических систем и комплексов со многими степенями свободы.

Предмет исследования. Разработка, создание и внедрение программно-алгоритмических средств диагностики энергетического оборудования. В диссертационной работе представлены результаты теоретических, практических и экспериментальных исследований с целью разработки метода диагностики энергетического оборудования на основе показателей чувствительности к резонансным возбуждениям, а также ряд практических приложений указанного метода.

Методы исследования:

1. Исследование и регистрация физических эффектов, предшествующих времени перехода материала и/или изделия в «дефектное» состояние и диагностика зарождающихся повреждений произведены на основе физико-математических методов исследования крутильно-изгибных колебательных процессов энергетического оборудования с использованием положений теорий чувствительности и распознавания образов.

2. Для расширения области применения функций чувствительности свободных частот механических систем на электрические и гидравлические системы в целях их диагностики применяется принцип изоморфизма колебательных процессов в системах различной физической природы (электрических, гидравлических, механических).

3. Функции чувствительности к накоплению повреждений определяются посредством общего метода построения физико-математических моделей динамических процессов с применением структурных матриц в системах любой физической природы.

4. Метод Рэлея применяется для записи выражения максимумов магнитной (кинетической) и электрической (потенциальной) энергий, а также определения частот свободных колебаний путем рассмотрения баланса энергии сложных систем.

5. Особенностью получаемых результатов является то, что обычные формы колебаний консервативных (недиссипативных) системсобственные векторы (формы амплитуд обобщенных координат) исходных систем со многими степенями свободы нормируются по методу плоских вращений Якоби естественным образом так, что сумма всех относительных магнитных (кинетических) и электрических (потенциальных) энергий элементов равна единице. Это дает непосредственно коэффициенты чувствительности этих элементов к зарождению дефектов.

Научная новизна разработки, по мнению автора, заключается в следующем:

1. Предложен новый метод диагностики энергетического оборудования на основе показателей чувствительности к резонансным возбуждениям.

2. Впервые в качестве диагностических признаков, по которым оценивается текущая надежность оборудования и предсказывается зарождение дефектов, приняты энергетические формы (уровни магнитных и/или кинетических, электрических и/или потенциальных энергий элементов системы) свободных колебаний физико-математической модели диагностируемой конструкции.

3. Достигнуто углубление уровня технического диагностирования энергетического оборудования при использовании метода спектральной вибродиагностики за счет расширения диагностических признаков и предсказания частотных составляющих, появляющихся в спектре вибраций при зарождении дефектов в соответствующем узле.

4. Разработанный метод диагностики дает возможность создания многоуровневой системы мониторинга и обслуживания энергомеханического оборудования по состоянию, основанной на определении фактического технического состояния оборудования и проведении ремонта только там и именно тогда, где и когда это действительно необходимо.

Практическая значимость и реализация работы состоит в том, что разработанный метод диагностики энергетического оборудования по уровням энергетических соотношений его элементов позволяет исследовать и контролировать (оценить) механическое состояние оборудования, предсказать проявление зарождающихся дефектов по структуре изделия, обнаружить опасные участки конструкций по накоплению усталостных повреждений, локализовать дефекты эксплуатационного и конструктивно-монтажного характера, предложить экономичные мероприятия по увеличению ресурса энергомеханического оборудования (в том числе с целью решения проблем в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

Научно-исследовательские, программно-алгоритмические, опытно-конструкторские и диагностические разработки автора созданы на базе многолетнего опыта работы, который включает деятельность по созданию и диагностике реальных конструкций, а также практическому приложению разработанного метода диагностики оборудования по уровням энергетических соотношений его элементов. В частности, автором предупрежден ряд серьезных техногенных аварий (определены причины опасных колебаний и/или разрушений) энергетических установок путем применения разработанного метода диагностики: ДРА-525 на базе дизеля 8ЧН16.5/18.5 с валопроводом судна МРТК «Балтика», выпущенный ОАО «Дизельпром» г. Чебоксары (на этапе проектирования) — промышленный трактор D355A с дизелем 6V396 ТС4, выпущенный фирмой «Komatsu», Япония (в ходе ремонтного производства на ОАО «Дизельпром» г. Чебоксары при мобильной замене одного типа двигателя на другой) — электронасосная станция СДВ2−215/41−10 + 800В-2.5/100−1 мощностью 3 МВт (МП «Водоканал», г. Новочебоксарск) — диагностика причин опасных повреждений зубчатой муфты и ротора электрического двигателя установки 2АЗМ-5000/6000-У4 + зубчатая муфта + ПЭ580−185−2 мощностью 5000 кВт (питательный электронасос одной из ТЭЦ РАО «ЕЭС России») и др.

Теоретические исследования, проведенные автором, нашли применение при создании новых и надежных конструкций промышленных тракторов, дизель-генераторов и судовых энергетических установок на базе дизелей семейства ЧН 16,5/18,5 ОАО «Дизельпром» (ООО «Чебоксарский завод силовых агрегатов») г. Чебоксары, диагностике основных причин неоднократно имевших место аварий в системе питательный насос с асинхронным электроприводом мощностью 5000 кВт ТЭЦ-2 ОАО «Чувашэнерго» г. Чебоксары, диагностике энергомеханического оборудования ООО «Волготрансгаз» ОАО «Газпром» г. Нижний Новгород, разработке и диагностике погружных центробежных насосов для добычи нефти с асинхронным электроприводом ОАО «Борец» г. Москва и др.

После изготовления опытных образцов упомянутой техники (промышленных тракторов, дизель-генераторов, судовых энергетических установок и другого оборудования) и их экспериментальных испытаний полученные результаты полностью подтвердили исходный теоретический и расчетный материал, в частности по проблеме отстройки структурно-сложных и сравнительно мощных электромеханических систем от опасных резонансов в рабочем диапазоне частот вращения, а также предсказания зарождения дефектов.

Использование разработанного автором способа диагностики позволяет реализовать необходимые технические и конструкторские мероприятия по повышению степени надежности и вибропрочности вращающихся частей энергомеханического оборудования, а также совершенствовать технологию ремонтных работ с целью перехода к диагностике состояния (технологических и эксплуатационных дефектов) оборудования в процессе эксплуатации по уровням спектральных составляющих вибрации и управлению качеством при изготовлении различного оборудования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Теоретические основы метода диагностики энергетического оборудования на основе показателей чувствительности.

2. Разработанный метод диагностики технического состояния энергетического оборудования на основе показателей чувствительности и соответствующая диагностическая модель.

3. Разработанный алгоритм и программа для оценки механического состояния элементов оборудования электромеханических систем.

4. Теоретические выводы по вопросам расширения области применения разработанного метода диагностики энергетического оборудования на системы любой физической природы.

5. Результаты теоретических расчетов и экспериментальных исследований ряда реальных энергетических объектов.

Существенные научные результаты, полученные автором:

1. В данной научной работе теория чувствительности развивается путем разработки на основе ее положений нового метода диагностики технического состояния оборудования по уровням энергетических соотношений его элементов.

2. Теоретически обоснован предлагаемый метод расчета эпюр энергий электромеханических систем со многими степенями свободы, позволяющих выявить опасные места ожидаемых повреждений элементов валопроводов и, таким образом, на стадиях проектирования, ремонта и/или реконструкции энергетического оборудования учесть слабые сечения, подверженные наибольшим перенапряжениям, а также прогнозировать его надежность и выработать рекомендации, гарантирующие исключение возможных повреждений элементов механических конструкций.

При разработке нового метода диагностики энергетического оборудования за основу было принято то, что наиболее виброактивной частью энергетического оборудования является его валопровод и все, связанные с ним вращающиеся элементы. Поэтому естественным является исследование колебаний валопровода в целях построения надежного априорного базиса системы технической диагностики энергетического оборудования, вибрации которого, порождаются воздействием на него колебаний валопровода.

Апробация работы. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на III всероссийской научно-технической конференции «Динамика нелинейных дискретных электротехнических и электронных систем» (г.Чебоксары, 1999 г.), V, VI и VII Всероссийских семинарах «Энергосбережение, сертификация и лицензирование» (г.Чебоксары, 1999, 2000, 2001 гг.), 3-й Международной научно-технической конференции «Управление в технических системах — XXI век» (г. Ковров, 2000 г.), 3-й Международной научной конференции «Диагностика трубопроводов» (г.Москва, 2001 г.), XVI российской научно-технической конференции «Неразрушающий контроль и диагностика» (г.СтПетербург, 2002 г.), 3-й Международной научной конференции «Компьютерные методы и обратные задачи в неразрушающем контроле и диагностике» (г Москва, 2002 г.), 3-й Международной специализированной выставке и конференции «Неразрушающий контроль и техническая диагностика в промышленности» (г.Москва, 2004 г.). В полном объеме диссертационная работа докладывалась на расширенных заседаниях кафедр «Теоретическая механика» и «Системы автоматического управления электроприводами» ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары).

4.4.11. Выводы и рекомендации.

Выполненным диагностическим исследованием крутильно-изгибных колебаний валопровода: двигатель ПЭД22−117 + протектор гидрозащиты 1ГБ52 + насос ЭЦНМ5−30−1450 получены следующие результаты:

1. Определен спектр частот свободных крутильных колебаний валопровода (табл.4.10).

2. Частоты вращения валопровода в резонансных режимах в зависимости от порядка некоторых гармоник возбуждения сведены в табл.4.11.

3. Построены низшие энергетические формы крутильных колебаний валопровода для прогнозирования проявления зарождающихся дефектов (рис. 4.24).

4. Спектр частот свободных крутильных колебаний валопровода отстроен от резонансов с опасной гармоникой возбуждения электромагнитного момента двигателя при пуске агрегатов от сети с /=50 Гц, а также других опасных зон при -25 Гц и -100 Гц.

5. Одной из вероятных причин низкого ресурса данных погружных насосов (одностороннего износа защитных втулок и юбок рабочих колес, разрушения штатных радиальных подшипников с резино-металлическими вкладышами) являются следующие врожденные свойства изделия: неотстроенная конструкция валопровода насосной установки от возбуждений околорезонансных крутильно-изгибных колебаний 15, 16 и 17-й форм при соответствующих частотах -332, -337 и -348 Гц со стороны лопастей (7 шт.) рабочих колес, что соответствует частотам вращения вала соответственно -2850, -2890 и -2980 об/мин (номинальная частота вращения ротора двигателя 2910 об/мин).

6. Колебательная кинетическая энергия 15, 16 и прежде всего 17-й околорезонансных форм распределяется соответственно таким образом: -19%, -18% и -18% (входной модуль-секция насоса), -26%, -23% и -1% (выходной модуль-секция насоса). При расчетном анализе колебаний валопровода влияние зазоров между элементами данной установки не учитывалось, поэтому при диагностике механического состояния имеем в виду, что возможно понижение собственных частот под влиянием этого фактора. В частности, колебательная энергия 17-й околорезонансной формы крутильных колебаний валопровода (расчетная частота -348 Гц) распределяется следующим образом:

— электродвигатель -57% (-28% кинетическая энергия, -29% потенциальная энергия);

— входной модуль-секция насоса -38% (-18% кинетическая энергия, -20% потенциальная энергия);

— выходной модуль-секция насоса -2% (-1% кинетическая энергия, -1% потенциальная энергия);

— протектор гидрозащиты и щлицевые муфты -3%. Поэтому именно упомянутый конструктивный дефект (нет достаточного запаса 10−15% по отстройке частот свободных крутильных колебаний валопровода от опасной зоны z/7, где: п — частота вращения валопровода, об/минz — число лопаток насоса) вызывает преждевременный износ и повреждение указанных деталей и узлов прежде всего входного модуля-секции насоса, имеющего уровень энергоемкости элементов на 17-й околорезонансной форме, существенно превышающий уровень энергоемкости элементов выходного модуля-секции насоса.

7. Для выявления возможных заметных резонансных режимов определен спектр частот свободных изгибных колебаний валопровода насоса ЭЦНМ5−30−1450 при штатных расстояниях между радиальными опорами (табл. 4.14).

8. При работе данной насосной установки возможны околорезонансные режимы изгибных колебаний валопровода в окрестностях опасных зон: ~25, -50 и лопастной ~350 Гц (что соответствует частотам вращения вала -1455, -2910, -20 370/7 = 2910 об/мин). Кроме того, при эксплуатации насосной установки зазоры между деталями увеличиваются из-за неизбежного абразивного износа вкладышей и защитных втулок, а также других элементов. Поэтому при диагностике механического состояния имеем в виду, что возможно понижение собственных частот под влиянием этого фактора.

9. При частоте -350 Гц околорезонансные изгибные колебания валопровода накладываются на околорезонансные крутильные колебания, что существенно снижает ресурс рассматриваемого оборудования.

10. С целью определения степени влияния упругих характеристик штатных вкладышей радиальных подшипников (плотности материала вкладышей) на отстройку системы от опасных резонансов при возбуждении свободных крутильно-изгибных колебаний валопровода рассчитаны значения функций чувствительности элементов оборудования при штатных расстояниях между радиальными опорами (табл. 4.15).

11. Упругие характеристики штатных вкладышей радиальных подшипников не оказывают существенного влияния на частоты свободных изгибных колебаний валопровода в диапазоне низших частот до -70 Гц. В диапазоне частот после -70 Гц (особенно в окрестностях частоты -350 Гц) упругие характеристики радиальных опор валопровода оказывают существенное влияние на частоты свободных изгибных колебаний. Поэтому замена металлических вкладышей радиальных подшипников на резино-металлические или обратно приводит, прежде всего, к сдвигу спектра высших частот вниз (или вверх), что изменяет формы колебаний, чувствительность системы к возбуждению лопастной частоты -350 Гц и зарождению дефектов.

12. Отстройка системы от опасных резонансов при возбуждении свободных крутильно-изгибных колебаний валопровода выполнена путем вычислительной оптимизации (варьирования) конструктивных размеров межопорных расстояний валопровода насоса на основе рассчитанных значений функций чувствительности упругих элементов (табл.4.16).

13. Расчетный анализ свободных изгибных колебаний валопровода при варьировании конструктивных размеров межопорных расстояний валопровода насоса показывает, что данные размеры оказывают существенное влияние на значение частот свободных изгибных колебаний. При этом диаметральные моменты инерции рабочих колес насоса не оказывают значительное влияние на значение частот изгибных колебаний (до 0,5% на высших частотах).

По результатам вычислительного анализа (табл.4.13, 4.16, рис. 4.26) определены варианты оптимального расположения радиальных опор с целью отстройки крутильно-изгибных колебаний валопровода насосной установки от четырех опасных зон (-25, -50, -100 и -350 Гц): варианты №№ 8, 9,11.

14. Для уточнения предложенной методики оптимизации конструктивных размеров межопорных расстояний необходимо:

— определить экспериментально моменты инерции роторов электродвигателя ПЭД22−117 и секции-модуля ВС5−30 в сборе, а также их податливости при кручении;

— опытным путем установить критические частоты вращения валопровода насосного агрегата.

15. Для расширения практического применения полученных результатов, необходимо произвести корректировку расчетных схем и моделей, принятых в данном диагностическом исследовании по результатам опытных работ.

16. С целью обеспечения надежной работоспособности погружных электронасосов ОАО «Борец» и разработки перспективной методики диагностики погружных электронасосов (качества изготовления и сборки) на этапе их тестирования, целесообразно выполнить комплексные расчетно-экспериментальные диагностические работы на горизонтальном стенде компании по разработанному методу с приложением спектрального анализа вынужденных колебаний секций-модулей.

17. Учитывая сложность моделирования нелинейных колебательных процессов погружных насосных установок рекомендовать разработку демпферных (антивибраторных) устройств для гашения крутильно-изгибных колебаний на частотах опасных зон: -25, -50, -100 и -350 Гц заранее (в том числе путем модернизации рабочих колес).

18. Необходимо продолжить НИОКР по созданию нового поколения надежных погружных центробежных электронасосов с заменой штатных резино-металлических вкладышей радиальных подшипников на вкладыши на основе металлорезины (спрессованных бронзовых спиралей) с изготовлением и промышленным испытанием опытной партии модернизированных электронасосов.

19. Согласно акта ОАО «Борец» «О внедрении способа диагностики надежности и безопасности энергомеханического оборудования по уровням энергетических соотношений его элементов» результаты внедрения метода диагностики энергомеханического оборудования по уровням энергетических соотношений его элементов и рекомендации, данные в заключении диагностического исследования, полностью раскрывают основные причины неоднократно имевших место аварий и повреждений (в системе: погружной центробежный электронасос для добычи нефти с асинхронным электроприводом мощностью 22 кВт и номинальной частотой вращения 2910 об/мин), приводивших к выходу из строя насосных агрегатов из-за поломок и значительных повреждений вращающихся частей.

20. Использование указанного способа диагностики и рекомендаций названной научно-исследовательской работы позволяет реализовать необходимые технические и конструкторские мероприятия по повышению степени надежности и вибропрочности вращающихся частей погружных насосных установок, а также совершенствовать технологию ремонтных работ с целью перехода к диагностике состояния (технологических и эксплуатационных дефектов) насосов в процессе эксплуатации по уровням спектральных составляющих вибрации и управлению качеством при изготовлении погружных насосов.

21. Таким образом, внедрение названных метода диагностики и результатов научно-исследовательской работы дает определенный экономический эффект благодаря продлению межремонтных сроков работы насосного оборудования для добычи нефти и своевременному устранению опасных повреждений элементов погружных насосных установок с электроприводом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе после проведенных теоретических, опытных и экспериментальных исследований с целью разработки и внедрения метода и программно-алгоритмических средств диагностики энергетического оборудования на основе показателей чувствительности получены следующие результаты:

1. Проблема определения существенных врожденных свойств для диагностики зарождающихся повреждений энергетического оборудования может быть решена аналитическим способом, являющимся звеном комплексного (системного) подхода.

2. Введено понятие естественной нормировки обычных форм свободных колебаний структурно-сложных систем со многими степенями свободы, удобство которой состоит в том, что она без пересчета позволяет определить энергетический вклад элементов в общую колебательную энергию системы любой физической природы, в процентах.

3. Предложено использовать энергетические формы колебаний динамических моделей различных систем по функциям чувствительности их элементов в качестве диагностических признаков зарождающихся повреждений как создаваемого, так и эксплуатируемого оборудования электромеханических и гидромеханических систем, как звено многоуровневой системы обслуживания энергомеханического оборудования по состоянию, основанной на определении фактического технического состояния оборудования и проведении ремонтных мероприятий только там и именно тогда, где и когда это действительно необходимо.

4. Для преодоления трудностей по определению места и вида повреждений предложена диагностическая модель: прежде всего подвержены зарождению и развитию дефектов высокоэнергоемкие элементы оборудования на соответствующих собственных частотахвозбуждение со стороны повреждений вызывает отклик высокоэнергоемких элементов системы со многими степенями свободы на соответствующих собственных частотах и формах оборудованияразвитие дефекта вызывает рост спектральных составляющих отклика системы и проявляется в виде комбинационных частот в окрестности собственной частоты высокоэнергоемких элементовпроизводится контроль механического состояния по уровням спектральных составляющих вибраций (колебаний) оборудования, соотнесенных с соответствующими высокоэнергоемкими элементами по структуре изделия с целью выявления причин и местоположения дефектов, а также разработки мероприятий по их локализации.

5. Получено расчетное, опытное и экспериментальное подтверждение предложенной диагностической модели (характеризующей связь уровней энергоемкости элементов, соответствующих собственных частот, развития дефектов и спектральных составляющих вибрации, обусловленных рабочими нагрузками) в процессе построения реальных систем технической диагностики энергетического оборудования.

6. Разработан метод диагностики оборудования по уровням энергетических соотношений его элементов в виде соответствующих программно-алгоритмических средств, позволяющий выявить существенные врожденные свойства, оценить надежность, конструктивно-монтажное и механическое состояние различного оборудования, его предрасположенность к зарождению дефектов по максимальным уровням энергетических соотношений элементов электромеханических и гидромеханических систем на соответствующих частотах свободных колебаний.

7. Полученные результаты экспериментальных испытаний полностью подтвердили исходный теоретический и расчетный материал, в частности, по проблеме выбора и построения физико-математической модели свободных колебаний в целях определения резонансных режимов установок в рабочем диапазоне частот вращения, имеющих значительный уровень.

8. Построены энергетические формы валопровода ряда реальных энергетических объектов: типовой турбоустановки Р-50/60−130−1 + ТВФ-60−2 + ВТ-450−3000 (Р=60 МВт, п-3000 об/мин) одной из ТЭЦ РАО «ЕЭС России» и других для прогнозирования проявления зарождающихся дефектов.

9. Выделение высокоэнергоемких элементов реальных валопроводов питательных и погружных насосов с электроприводом позволило указать по структуре изделий повреждения, выявить опасные участки по накоплению усталостных повреждений, полностью раскрыть основные причины неоднократно имевших место аварий и повреждений (в электромеханических системах: питательный насос с асинхронным электроприводом мощностью 5000 кВт и частотой вращения 2985 об/минпогружной центробежный электронасос для добычи нефти с асинхронным электроприводом мощностью 22 кВт и номинальной частотой вращения 2910 об/мин), приводивших к выходу из строя насосных агрегатов из-за поломок и значительной деформации вращающихся частей.

10. Разработанный метод диагностики и рекомендации данной работы позволяют реализовать необходимые технические и конструкторские мероприятия по повышению степени надежности и вибропрочности вращающихся частей различного оборудования, а также совершенствовать технологию ремонтных работ с целью перехода к диагностике состояния (технологических и эксплуатационных дефектов) оборудования в процессе эксплуатации по уровням спектральных составляющих вибрации и управлению качеством при изготовлении различного оборудования.

11. Предложено расширить область применения разработанного метода диагностики энергетического оборудования на системы любой физической природы.

12. Внедрение результатов указанной работы дает определенный экономический эффект (соизмеримый с затратами на капитальный ремонт, покупку, установку нового оборудования и стоимостью его простоя) благодаря продлению межремонтных сроков работы энергетического оборудования, своевременному устранению опасных повреждений элементов оборудования, исключению аварийных ситуаций, и поэтому может быть определен для каждого конкретного случая.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.М., Карабан В. Н. Исследование свободных колебаний цепных систем с несколькими нелинейными элементами // Теория механизмов и машин, вып.31. Респ. межвед. научн.-техн. сборник. Харьков: Высща школа. Изд-во при Харьк. ун-те, 1981. — С.44−49.
  2. Ю.М., Мишин О. В. Технология инженерных расчетов динамики структурно-сложных механических систем на базе специализированной «САВ КИДИМ» // Вюник шженерноТ академм УкраТни, KB № 2635, Спец1альний випуск 2000, — КиТв, 2000. С.383−384.
  3. А.А. Теория колебаний. М.: Наука, 1981.- 568 с.
  4. М. Введение в методы оптимизации: Пер. с англ. М.: Наука, 1977.- 344 с.
  5. А.К., Аракелян Ю. А. Исследование проблемы прохождения системы электропривода с вентильным двигателем через резонанс// Вестн. Чуваш, ун-та, 1998. № 1−2. С. 169−184.
  6. А.К., Афанасьев А. А. Вентильные электрические машины и регулируемый электропривод: В 2 кн. Кн.1: Вентильные электрические машины. М.: Энергоатомиздат, 1997. — 509 с.
  7. А.К., Решетов А. А. Предлагает Центр «ДиПРО» (Центр «Диагностики и прогнозирования ресурса оборудования») // Ульяновец. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та. 9 июня 2000. № 20 (1280). С. 2.
  8. И.И., Бобровницкий Ю. И., Генкин М. Д. Введение в акустическую динамику машин. М.: Наука, 1979. — 296 с.
  9. А.А., Аракелян А. К., Решетов А. А. и др. Пульсации электромагнитного момента и дополнительные потери синхронного генератора со статическим возбудителем // Вестн. Чуваш, ун-та, Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1998. № 1−2. С. 133−147.
  10. И.М. Теория колебаний. М.: Наука, 1968. — 560 с. 21 .Балицкий Ф. Я., Иванова М. А., Соколова А. Г., Хомяков Е. И. Виброакустическая диагностика зарождающихся дефектов. М.: Наука, 1984.-120 с.
  11. А.Б. Прогноз на катастрофу // Аргументы и факты Чувашия. 2001. № 25 (130). Июнь. — С. 2.
  12. А.А. Погружные центробежные электронасосы для добычи нефти.- М.: Недра, 1968.24 .Брановский М. А., Сивков А. П. Балансировка роторов турбогенераторов в собственных подшипниках. М.-Л.: Энергия, 1966. -144 с.
  13. В.Н., Галанин А. В. Введение в основы теории электромеханических систем: Учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1993.- 44 с.
  14. В.Л., Кочура А. Е. Динамика машинных агрегатов с ДВС. П.: Машиностроение, 1976.- 384 с.
  15. В.Л. и др. Колебательные системы машинных агрегатов. П.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. — 256 с.
  16. В.Л. и др. Расчет механических систем приводов с зазорами. -М.: Машиностроение, 1979.-183 с.
  17. В.Л. и др. Динамика управляемых машинных агрегатов. М.: Наука, 1984. — 352 с.
  18. Вибрации в системах электрических центробежных насосов. Рекомендации американского нефтяного института (RP 11S8).- Вашингтон: АНИ, 01.05.1993.-19 с.
  19. Вибрации в технике: Справочник. В 6 т. / Ред. совет: Челомей В. Н. (пред.) -М.: Машиностроение, 1978−1981.
  20. Вибрация энергетических машин. Под ред. Григорьева Н. В. Л.: Машиностроение, 1974. — 464 с.
  21. ЪЪ.ВРД 39−1.10−006−2000*. Правила технической эксплуатации магистральных газопроводов. Утверж. 09.12. 1999 г. М.: ООО «ВНИИгаз» ОАО «Газпром», 2000.- 218 с.
  22. У.Е., Коновер Д. В. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. М.: Мир, 1968.- 518 с.
  23. А.В., Краснов В. К., Желтова Л. В. Основы теории колебаний: Конспект лекций курса по выбору. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1994.-56 с.
  24. М.Д., Соколова А. Г. Виброакустическая диагностика машин и механизмов. М.: Машиностроение, 1987.- 288 с.
  25. М.Д., Глазов Ю. Е., Тайчер С. Я. Продольные колебания валопроводов судовых паротурбинных установок. М.: Наука, 1976. — 176 с.
  26. И.А., Данилевич Я. Б. Диагностика турбогенераторов. Л.: Наука, 1989.- 119 с.
  27. Г. Ф., Долгих В. И., Болотов В. Г. и др. Система обслуживания оборудования по техническому состоянию в ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» // Безопасность труда в промышленности, 1999. № 8. С. 41−43.
  28. А.С. Устранение вибраций турбоагрегатов на тепловых электростанциях. М.: Энергия, 1980. — 96 с.
  29. А.С. Вибрация роторных машин. М.: Машиностроение, 2000.
  30. А.Л., Скрипкин В. А. Методы распознавания. М.: Высш. шк., 2004.- 261 с.
  31. В.И., Захарьин Ф. М., Розенвассер Е. Н. и др. Методы теории чувствительности в автоматическом управлении.- М: Энергия, 1971.344 с.
  32. А.А. Проблемы оценки остаточного ресурса стареющего оборудования // Безопасность труда в промышленности, 2003. № 3. -С. 46−49.
  33. АЪ.Дятлов В. А., Михайлов В. М., Яковлев ЕМ. Оборудование, эксплуатация и ремонт магистральных газопроводов.- М.: Недра, 1990. -222 с.
  34. С.П., Лопатин АС. «Энергодиагностика»: итоги и перспективы // Газовая промышленность, 1996. № 1−2. С. 54.
  35. Инструкция по эксплуатации паровой турбины типа Р-50−130. Ст. № 4 на ТЭЦ-3 г. Новочебоксарск. Свердловское уральское отделение ОРГРЭС, 1968.-70 с.
  36. В.В. Автоколебания (помпаж) в компрессорах.- М.: Машиностроение, 1974.-264 с.
  37. В.Е., Чигринец А. Д. Бесконтактная тепловая диагностика машин.- М.: Машиностроение, 1987.- 160 с.
  38. ЬЪ.Карабан В. Н., Долгошеее A.M. Надежность и долговечность сельскохозяйственных машин.- М.: Агропромиздат, 1990.-160 с.
  39. В.В. Экологическая диагностика одно из наиболее важных направлений развития неразрушающего контроля в 21-м веке // Контроль. Диагностика, 2000. № 9. — С. 3−7.
  40. В.И. Ограничение динамических нагрузок электропривода. -М.: Энергия, 1971.- 320 с.
  41. В.Н. Приборы для измерения параметров вибрации и удара. М.: Знание, 1984.
  42. Р. Диагностика повреждений: Пер. с англ.- М.: Мир, 1989.-512 с.
  43. А.Г. Динамика и прочность турбомашин.- М.: Машиностроение, 1982. 264 с.
  44. А.Ю. Основы теории электромеханических систем. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. -196 с.
  45. А.Ю. Электромеханические системы: Учеб. пособие. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. — 296 с.
  46. Р.А. Средства технической диагностики машин. М.: Машиностроение, 1981.- 223 с.
  47. Г. С. Расчеты колебаний валов.- М.: Машиностроение, 1980.-151 с.
  48. Г. А. Переходные режимы судовых электроэнергетических систем. Л.: Судостроение, 1971.- 344 с.
  49. Методы теории чувствительности в автоматическом управлении. Под ред. Розенвассера Е. Н. и Юсупова P.M. Л.: Энергия, 1971.- 344 с.
  50. Ю.В., Мизун Ю. Г. Тайны будущего. Прогнозы на XXI век. -М.: Вече, 2001.-592 с.
  51. В.Н., Штейнвольф Л. И. Структурные матрицы цепных вибрационных систем. Динамика и прочность машин, вып.17. — Респ. межвед. научн.-техн. сборник. Харьков: Высща школа. Изд-во при Харьк. унте, 1973. -С. 3−7.
  52. Михайлов-Михеев П. Б. Справочник по металлическим материалам турбино- и моторостроения.- М.-Л.: Машгиз, 1961. 838 с.
  53. Р. Анализ и обработка записей колебаний. Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1972, — 368 с.
  54. А. X. Введение в методы возмущений: Пер. с англ. М.: Мир, 1984.- 535 с.
  55. Напряжения и деформации в деталях паровых турбин. Под ред. Подгорного А. Н. Киев: Наук, думка, 1978. — 276 с.
  56. Научно-технический отчет по теме № 42 890 605 «Результаты торсиографирования валопровода стендовой установки с двигателем 8ЧН16,5/18,5». СПб.: ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, 1993. 25 с.
  57. Неразрушающий контроль и диагностика: Справочник / Клюев В. В., Соснин Ф. Р., Ковалев А. В. и др.- Под ред. Клюева В. В. М.: Машиностроение, 2003, — 656 с.
  58. Неразрушающий контроль. Россия. 1900−2000 г. г.: Справочник / Клюев В. В., Соснин Ф. Р., Румянцев С. В. и др.- Под ред. Клюева В. В. М.: Машиностроение, 2001.- 616 с.
  59. Г. Г. Энергетические газотурбинные установки.- М.: Энергоатомиздат, 1985.- 304 с.
  60. Основы балансировочной техники: в 2 т. Под ред. Щепетильникова В. А. М.: Машиностроение, 1975.
  61. Отчет о результатах обследования вибрации погружного центробежного насоса ЭЦН-5−125−1300 для добычи нефти на стенде ОАО «Борец».- М.: ИМАШ РАН, 1997. -16 с.
  62. Отчет о НИР по теме «Вибродиагностическое исследование по определению вибрационных характеристик мощных насосных установок Новочебоксарского МП «Водоканал».- Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1995.- 19 с.
  63. Отчет о НИР по теме № 10/92−94 «Разработка, исследование и внедрение регулируемого электропривода с вентильным двигателем мощностью 6300 кВт питательного насоса котлоагрегата ТЭЦ № 2 ПЭО «Чувашэнерго». Том 1. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1992. 86 с.
  64. Отчет о НИР по теме № 2/94−95 «Разработка, исследование и внедрение системы возбуждения со статическим возбудителем турбогенератора ТГ-4 Новочебоксарской ТЭЦ-3 ОАО «Чувашэнерго». Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1995. 45 с.
  65. Отчет о НИР по теме № 1/1 «Диагностика причин опасных повреждений ротора двигателя и зубчатой муфты ПЭН № 3 ТЭЦ-2 ОАО «Чувашэнерго». Чебоксары: Центр «ДиПРО» при Чуваш, ун-те, 2001.- 18 с.
  66. Отчет Правления РОНКТД отчетно-перевыборной конференции РОНКД о работе за период 02 июля 1999 г. ^ 03 июля 2002 г. М.: РОНКТД, 03.07.2002.- 17 с.
  67. Охрана труда в машиностроении. Под ред. Юдина Е. Я. М.: Машиностроение, 1983. — 432 с.
  68. .В. Акустическая диагностика механизмов. М.:
  69. Машиностроение, 1971. 224 с.
  70. Панов/со Я.Г., Губанова И. И. Устойчивость и колебания упругих систем: современные концепции, парадоксы и ошибки. М.: Наука, 1987.- 352 с.
  71. Паровые и газовые турбины. Под ред. Костюка А. Г., Фролова В. В. -М.: Энергоатомиздат, 1985.- 352 с.
  72. П.К. и др. Применение внутритрубных диагностических снарядов и навигационно-топографических комплексов для повышения безопасности магистральных трубопроводов // Безопасность труда в промышленности, 2003. № 4. С. 28−32.
  73. . Т. Введение в оптимизацию. М.: Наука, 1983.- 384 с.
  74. В.И., Мышинский Э. Л., Попков О. И. Виброакустическая диагностика в судостроении. Л.: Судостроение, 1983.- 256 с.
  75. Е.П. Теория нелинейных систем автоматического регулирования и управления. М.: Наука, 1988.- 255 с.
  76. Е.П. Теория линейных систем автоматического регулирования и управления. М.: Наука, 1989.- 301 с.
  77. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации. Утверж. Приказом Минэнерго РФ от 19.06. 2003 г. № 229.
  78. Прочность паровых турбин. Под ред. акад. Шубенко-Шубина Л.А. М.: Машиностроение, 1973.- 456 с.
  79. Разработка теоретических основ и расчеты динамики двигателей и трансмиссий промышленных тракторов. Универсальная программа «КИДИМ». Программная документация. №ГР 0187.51 370. -Харьков: Харьковский политехнический институт, 1990. 384 с.
  80. РД 34.17.421−92. Типовая инструкция по контролю и продлению срока службы металла основных элементов котлов, турбин и трубопроводов тепловых электростанций.- М.: ОРГРЭС, 1992
  81. А.А. Расчет крутильных колебаний валопровода дизель-редукторного агрегата на базе дизеля 8ЧН16.5/18.5 в составе рыболовного траулера «Балтика-2» / РР-0492.- Чебоксары: СКБ по двигателям большой размерности ЧДЗ, 1992.- 90 с.
  82. А.А. Расчет крутильных колебаний системы двигатель 8ЧН16,5/18,5 карданный вал — муфта СТ.16.07.СБ — индукторный тормоз / РР-2793. Чебоксары: АО «Дизельпром» — СКБ по двигателям большой размерности, 1993. — 22 с.
  83. А.А. Расчет крутильных колебаний валопровода части трансмиссии трактора Т-500 с дизелем 6V396TC4 / РР-2194.- Чебоксары: АО «Дизельпром» СКБД, 1994.- 36 с.
  84. А.А. Диагностическое исследование колебаний электрокомпрессорной установки ЭГПА2−12,5/76−1,5 (ЭГПА-285−22−1) / РР-0196. Чебоксары: РАО «Газпром» ДП «Волготрансгаз» — «Чебоксарское ЛПУМГ», 1997.- 49 с.
  85. А.А. Расчет крутильных колебаний валопровода проекта 11 980 с ДРА-525−02/03 / РР-01/2001.- Чебоксары: ОАО «Дизельпром» Центр «ДиПРО» при ЧувГУ, 2001.- 73 с.
  86. А.А. Диагностика сложных электромеханических систем на основе энергетических соотношений // Управление в технических системах XXI век: Сборник научных трудов 3-й Международной научно-техн. конф. — Ковров: КГТА, 2000. — С.73−75
  87. А.А. Приложение энергетических соотношений сложных электромеханических систем к их исследованию // Энергосбережение, сертификация и лицензирование-99: Материалы V всероссийского семинара.- Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2000.- С. 110−113
  88. А.А. Приложение энергетических соотношений сложных электромеханических систем к их диагностике // Диагностика трубопроводов: Тезисы докладов 3-й Международной конф. Москва: РОНКТД, 2001.-С.20
  89. А.А. Рабочая программа по дисциплине «Неразрушающий контроль и диагностика энергетических объектов». -Чебоксары: Чувашский госуниверситет им. И. Н. Ульянова, 2001.-11 с.
  90. Е.Н., Юсупов P.M. Чувствительность систем управления. М.: Наука, 1981. — 464 с.
  91. .Т. Уравновешивание турбоагрегатов на электростанциях. М.: Энергоиздат, 1963.
  92. .Т. Исследование и устранение вибрации паровых турбоагрегатов. М.: Энергоиздат, 1982. — 352 с.
  93. Современные численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений. Редакторы: Дж. Холл, Дж. Уатт. Пер. с англ. под ред. Горбунова А. Д. М.: Мир, 1979. — 312 с.
  94. Справочник по ремонту турбогенераторов. Под ред. Устинова П. И. М.: Энергия, 1978. — 480 с.
  95. Справочник по судовой акустике. Под общ. ред. Клюкина И. И., Боголепова И. И. Л.: Судостроение, 1978. — 504 с.
  96. Справочник по электрическим установкам высокого напряжения. Под ред. Баумштейна И. А., Хомякова М. В. М.: Энергоиздат, 1981.- 656 с.
  97. В. Метод пространства состояний в теории дискретных линейных систем управления: Пер. с англ. М.: Наука, 1985. — 296 с.
  98. Тепловые и атомные электрические станции: Справочник. Кн. З: Теплоэнергетика и теплотехника. Под общ. ред. Григорьева В. А., Зорина В. М. М.: Энергоатомиздат, 1989.- 608 с.
  99. В.П. Крутильные колебания валопровода силовых установок /Т. 1−4. Л.: Судостроение, 1969−1971.
  100. Технические средства диагностирования: Справочник / Под общ. ред. Клюева В. В. М.: Машиностроение, 1989.
  101. Ю.Ф. Промышленные вибрации и борьба с ними. -Киев: Техн1ка, 1975.- 184 с.
  102. А.Г. Вибрационная диагностика. Система базового мониторинга / Обз. информ. Сер. Транспорт и подземное хранение газа.- М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2003.- 66 с.
  103. АД. Стационарные паровые турбины. М.: Энергоатомиздат, 1990. — 640 с.
  104. Турбогенератор типа ТВФ-60−2. Техническая документация. -Новосибирск: НТГЗ, 1966. 50 с.
  105. Турбогенераторы. Расчет и конструкция. Под ред. Иванова Н. П. и Лютера Р. А. Л.: Энергия, 1967. — 895 с.
  106. Уилкинсон Райнш. Справочник алгоритмов на языке АЛГОЛ. Линейная алгебра. Пер. с англ. Забродина С. П. и др. Под ред. Топчеева Ю.И.- М.: Машиностроение, 1976. 390 с.
  107. И.Д. Моделирование колебательных процессов в валопроводе турбогенератора. М.: Электричество, 1983, № 5, — С.8−11
  108. Я.Б. Механические свойства металлов. В двух частях. Часть первая. Деформация и разрушение. М.: Машиностроение, 1974.472 с.
  109. Э.М. Основы электропривода: Учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001.-192 с.
  110. С.А. Волновые процессы в компрессорных установках,— М.: Машиностроение, 1983.- 223 с.
  111. Хог Э., Чой К., Комков В. Анализ чувствительности при проектировании конструкций: Пер. с англ. М.: Мир, 1988.- 428 с.
  112. М.Г. Основы автоматизированного электропривода. М.: Энергия, 1974.-568 с.
  113. М.Г., Сандлер А. С. Общий курс электропривода. -М.: Энергоиздат, 1981.- 576 с.
  114. В.К. Динамика поршневых и комбинированных двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1989. — 256 с.
  115. Д.Г. Расчет конструкций в MSC/NASTRAN for Windows (с CD-ROM). М.: ДМК, 2003.- 448 с.
  116. Л.И. Динамические расчеты машин и механизмов. -Москва-Киев: Машгиз, 1961.- 340 с.
  117. Энгель-Крон И. В. Ремонт паровых турбин.- М.: Энергоиздат, 1981.- 240 с.
  118. P.M., Черво В. И. Способ измерения функций чувствительности амплитудных и фазовых характеристик линейных систем. Авт. свид. № 219 668, Бюллетень изобретений, 1968, № 19.
  119. BrUel & Kjaer. Application of B&K Equipment to Acoustic Noise Measurements. Soborg, Denmark. -1969. -138 p.
  120. BrClel & Kjaer. Application of B&K Equipment to Frequency Analysis and Power Spectral Density Measurements. Naerum, Denmark. -1970. — 58 p.
  121. BrUel & Kjaer. Condition Monitoring Methods and Economics. -Naerum, Denmark. 1978. — 13 p.
  122. BrOel & Kjaer. Product Data. Data Collector System 2526 Series. Machine Monitoring Software — Type 7107 Model K, L and M. — Naerum, Denmark. -1995. -12 p.
  123. CSI: Changing the Way the World Performs Maintenance. Коммерческое Предложение №CSIBI-3607/60 524 на продукцию компании «Computation Sistems Incorporation», США от 26.05.1996 г. М.: Институт космических исследований РАН.- 1996.- 37 с.
  124. Hammons T.J. Accumulative Fatigue Life Expenditure of Turbine-Generator shafts following Worst-Case System Disturbances. Paper 81. JPGC 927−3, presented at the IEEE/ASME/ASCE, 1981 Joint Power Generation Conf., St. Louis, Missouri, October 4−8,1981
  125. Hammons T.J. Effect of Generator Electrical Damping on Turbine-Generator Torsional Vibrations following Worst-Case System Disturbances. Proceedings of the 1982 International Conference on Electrical Machines, Budapest, Hungary, 1982
  126. Lambrecht D., Kulig T. Torsional Performance of Turbine Generator Shafts Especially Under Resonant Excitation. IEEE Trans, on Power Appar. And Syst. Oct. 1982. Vol. PAS-101. No. 10, p. 3689−3702.
  127. Man B&W Diesel A/S. Vibration Characteristics of Two-Stroke Low Speed Diesel Engines. Copenhagen, Denmark. — 1988. — 21 p.
  128. Shoji Nishikata, Shoichi Muto, Teruo Kataoka. Dynamic Performance Analysis of Self-Controlled Synchronous Motor Speed Control Systems. IEEE Trans, on Industry Applications, may/june 1982, vol. IA-18, No.3, p.205−212
  129. Vulkan Kupplungs und Getriebebau B. Hackforth GmbH & Co.KG. EZR Highly Flexible Couplings: Directions for the Selection.- Heme, Germany.-1994.-50 p.
Заполнить форму текущей работой