Технические средства и технологии локализации и ликвидации техногенного воздействия на придорожные грунты города Санкт-Петербурга
Основные задачи исследования: выявление приоритетных загрязняющих веществ грунтов придорожных территорий на основании литературных и экспериментальных данныхобобщение экспериментальных данных исследований грунтов по концентрации и динамике распределения приоритетных загрязняющих веществ в городской черте и за ее пределамиразработка способа обустройства придорожных территорий с целью изоляции… Читать ещё >
Содержание
- 1. Анализ результатов исследований в области взаимодействия комплекса «Автомобильная дорога — окружающая среда» на урбанизированных территориях
- 1. 1. Методологические основы исследования влияния автотранспорта на окружающую среду
- 1. 2. Характерные особенности экологического состояния почвенного покрова на урбанизированных территориях
- 1. 2. 1. Характеристика приоритетных загрязняющих веществ, содержащихся в грунтах придорожных территорий
- 1. 2. 2. Условия преобразования почв под воздействием антропогенного влияния
- 1. 2. 3. Прогноз изменения почвы и почвенного покрова под воздействием приоритетных загрязняющих веществ
- 1. 3. Постановка цели и задач исследования
- Выводы по главе
- 2. Результаты исследований влияния улично-дорожной сети на уровень химического загрязнения грунтов
- 2. 1. Динамика распределения концентраций приоритетных загрязняющих веществ в зависимости от удаленности от кромки автодорог и глубины исследований
- 2. 1. 1. Загрязнение свинцом
- 2. 1. 2. Загрязнение цинком
- 2. 1. 3. Загрязнение кадмием
- 2. 1. 4. Загрязнение медью
- 2. 1. 5. Загрязнение нефтепродуктами
- 2. 1. 6. Загрязнение бенз (а)пиреном
- 2. 2. Анализ динамики изменения зависимостей концентрации загрязняющих веществ в районе расположения автомобильных дорог
- 2. 3. Формирование сложных флюидных систем в деятёльном слое придорожных грунтов
- 2. 4. Расчет площади сверхнормативного загрязнения грунтоввблизи аВТОДОрОГ л./л
- 2. 1. Динамика распределения концентраций приоритетных загрязняющих веществ в зависимости от удаленности от кромки автодорог и глубины исследований
- Выводы по главе
- 3. Разработка комплекса организационно-технических решений
- 3. 1. Состояние объектов транспортно-дорожного комплекса в: Санкт-Петербурге. Особенности существующей городской планировки города и планы ее развития
- 3. 1. 1. Специфика исторически сложившейся планировки города
- 3. 1. Состояние объектов транспортно-дорожного комплекса в: Санкт-Петербурге. Особенности существующей городской планировки города и планы ее развития
- 3. 1. 3. Генеральный план Санкт-Петербурга.82,
- 3. 1. 4. Развитие внешнего транспорта
- 3. 1. 5. Развитие внутригородской транспортной инфраструктуры
- 3. 2. Разработка конструкции придорожных территорий с применением, геосинтетических материалов в качестве инженерно-экологического экрана
- 4. Обоснование эколого-экономическои целесообразности использования предлагаемых решений
- 4. 1. Расчет экономического ущерба от сверхнормативного загрязнения- придорожной территории
- 4. 2. Расчет экономических затрат на обустройство придорожных территорий с применением геомембран
- 4. 3. Расчет экономических затрат на обустройство очистных сооружений ливневых сточных вод
- 4. 4. Расчет экономических затрат на обустройство гидроботанических прудов
- 4. 5. Оценка величины предотвращенного эколого-экономического ущерба в результате принимаемых решений
5 Анализ нормативно-правовой базы в сфере дорожного хозяйства. Разработка рекомендаций по совершенствованию вопросов природопользования.1195.1 Национально-правовые аспекты регулирования вопросов природопользования в сфере дорожного хозяйства.
5.1.1 Федеральные аспекты регулирования вопросов природопользования в сфере дорожного хозяйства.
5.1.2 Регулирование вопросов природопользования в сфере дорожного хозяйства на уровне субъектов Российской Федерации.
5.2 Нормативно-правовое регулирование федерального государственного экологического контроля в сфере природопользования.
5.2.1 Государственный экологический мониторинг.
5.2.2 Рекомендации по организации экологического мониторинга в сфере дорожного хозяйства.
Выводы по главе.
Технические средства и технологии локализации и ликвидации техногенного воздействия на придорожные грунты города Санкт-Петербурга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы — —- .
Объекты транспортно-дорожного комплекса городов являются постоянными источниками поступления загрязняющих веществ в грунты придорожных территорий. В условиях городской среды формируются своеобразные грунты, входящие в класс техногенных поверхностных образований и содержащие значительное количество антропотехногенных включений.
При существующей высокой интенсивности движения автотранспорта улично-дорожная сеть города является мощной техногенной системой, оказывающей постоянное воздействие на все компоненты окружающей среды. Увеличение валового содержания тяжелых металлов и органических загрязнителей в грунтах происходит повсеместно.
Под воздействием многолетних загрязнений на прилегающих к автомобильной дороге территориях изменяются физико-химические свойства грунтов и их структура.
В отличие от водной и воздушной сред, где протекают процессы самоочищения, грунт обладает этим свойством в незначительной степени. Для тяжелых металлов грунт является емким акцептором. При этом образуются труднорастворимые химические соединения, в результате чего происходит их накопление в грунтах придорожной полосы с последующей миграцией в составе вновь образованных флюидных систем в грунтовые воды.
При сильной степени загрязнения грунтов придорожных территорий тяжелыми металлами и другими загрязняющими веществами в соответствии с экологическим законодательством необходимо их изъятие, вывоз и захоронение на специализированных полигонах. Изъятый объем грунта заменяют на привозной чистый грунт. В настоящее время такой дорогостоящий алгоритм действий является самым распространенным при решении вопроса о соответствии придорожных территорий санитарно-эпидемиологическим нормам.
В последние десятилетия все больше внимания уделяется вопросам надежной-изоляции источников загрязнения окружающей среды, в том числе в сфере дорожного строительства. — — - ¦
Устройство противофильтрационных экранов с использованием геосинтетических материалов — один из самых надежных и широко применяемых в мире способов борьбы с загрязнением окружающей среды. Данная технология широко используется для сооружения полигонов твердых бытовых и промышленных отходов, для локализации загрязнений, а также при устройстве дорожного полотна. Этот же принцип предлагается использовать и для локализации загрязненных грунтов придорожных территорий.
Цель работы.
Повышение экологической безопасности окружающей среды в зоне воздействия автомобильного транспорта и продление срока эксплуатации грунтов придорожных территорий.
Основные задачи исследования: выявление приоритетных загрязняющих веществ грунтов придорожных территорий на основании литературных и экспериментальных данныхобобщение экспериментальных данных исследований грунтов по концентрации и динамике распределения приоритетных загрязняющих веществ в городской черте и за ее пределамиразработка способа обустройства придорожных территорий с целью изоляции загрязненного объема грунтов, и сбора и очистки ливневых сточных водобоснование эколого-экономической целесообразности применения разработанного решенияразработка рекомендаций по совершенствованию вопросов природопользования в сфере дорожного хозяйства.'.
Основные защищаемые положения:
1. Обоснование закономерностей образования сложных флюидных систем в толщепридорожных грунтов при йнфильтрации атмосферных осадков с загрязненной дневной поверхности.
2. Технические решения, направленные на обеспечении снижения уровня загрязнения придорожных грунтов за счет организации системы.
• дренирования с направлением загрязненных сточных вод в сменные модульные адсорбционные фильтры.
3. Методы обустройства придорожной полосы, обеспечивающие эффективное функционирование дренажной системы.
Объект исследования.
Городские автомагистрали с высокой интенсивностью движения в районе пересечения с кольцевой автомобильной дорогой вокруг Санкт-Петербурга и загородные дороги. Такое разделение объекта обусловлено неоднородностью источников поступления загрязняющих веществ в грунты.
Методы исследования.
Теоретической и методологической основой работы явился комплексный подход к изучению экологического состояния природной среды, базирующийся на анализе и обзоре результатов фундаментальных исследований отечественных и зарубежных авторов.
Для решения поставленных задач были использованы аналитический и экспериментальный методы исследования. Исследования содержания химических загрязнителей в грунтах проводились как на разном расстоянии от пересекающих трассу действующих автомагистралей, так и на разной глубине.
Научная новизна результатов исследования: установлены количественные закономерности накопления ущербоформирующих загрязняющих веществ в придорожных грунтах г. Санкт-Петербургаразработана модель формирования сложных флюидных систем в деятельном слое придорожных грунтов в следствие инфильтрации атмосферных осадков- ,' ~ ~ ~ ~ ~. наоснове анализа результатов исследования области эффективного накопления загрязнителя в придорожных грунтах обоснованы разновидности конструктивных решений их инженерно-экологического обустройства.
Практическая значимость работы: предложена конструкция инженерно-экологического экрана с применением геомембраны с целью продления срока экологически безопасной эксплуатации придорожных грунтов, наиболее подверженных химическому загрязнению, и минимизации загрязнения грунтовых вод ливневыми сточными водами с указанных территорийразработан алгоритм оценки уровня загрязнения грунтов, принятия решения о возможности их дальнейшей экологически безопасной эксплуатации, замене блоков модульных адсорбционных фильтров или замене грунтов.
Реализация результатов работы: результаты исследований интенсивности загрязнения грунтов придорожных территорий использовались в утверждаемой части проекта строительства восточного полукольца кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга и проектов строительства внегородских дорогэлементы предложенной конструкции использованы при разработке проекта строительства кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурганаучные и практические результаты используются в учебном процессе при подготовке специалистов в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете при чтении лекций и проведении практических занятий по дисциплинам «Промышленная экология», «Управление охраной окружающей среды», «Основы природопользования», «Малоотходные и ресурсосберегающие технологии», что подтверждено соответствующим актом Санкт-Петербургского государственного морского технического университета об использовании результатов научно-исследовательских работ в учебном процессе при подготовке студентов специальности 280 202 — «Инженерная защита окружающей среды» Санкт-Петербургского государственного морского технического университетарезультаты исследований и расчетов внедрены < в практику проектирования автомобильных, дорог и искусственных сооружений^ что подтверждено соответствующимиактами (акт ФГУ «Севзапуправтодор» использования результатов на следующих объектах: «Капитальный' ремонт моста через р. Заголоденка на км 356+405 автомобильной дороги А-114 Вологда — Новая Ладогадр магистрали „Кола“ (через ¦ Тихвин)», «Капитальный ремонт моста через реку Мавринская на км 429+086 автомобильнойдороги М-20 «Санкт-Петербург — Псков — Пустошка — Невель до границы с республикой Беларусь», «Капитальный ремонт моста, через ручей Синий на км 513+589 автомобильной дороги М-20 «Санкт-Петербург — Псков — Пустошка — Невель до границы с республикой Беларусь" — акт ООО «Стаел» использования: результатов на следующихобъектах: «Капитальный ремонт моста через реку Шамокша на км- 211+152 автомобильной дороги М-18 «Кола» от Санкт-Петербурга® черезПетрозаводск, Мурманск, Печенгу до границы с: Норвегией», «Капитальный ремонт путепровода над автомобильнойдорогой на км 126+800 автомобильной дороги М-10 «Скандинавия» от Санкт-Петербурга через Выборг, до границы с Финляндией») — акт ОГУ «Дорожноеагентство «Архангельскавтодор» использования результатов научногисследовательских работ при разработке проектной документации? в качестве базовых: инженерно-экологических и технических решений;
Выводы по главе.
1. Федеральные государственные — учреждения (ФГУ), эксплуатирующие автомобильные дороги, являются одними из крупнейших природопользователей. Строительство, ремонт и реконструкция автомобильных дорог и искусственных сооружений затрагивает все основные вопросы взаимодействия с окружающей средой. При этом ФГУ и Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) дорожного хозяйства не выделяются в качестве особых природопользователей. Единые подходы к практике и правовому регулированию природопользования в дорожном хозяйстве отсутствуют.
2. Анализ нормативно-правовых актов РФ позволяет утверждать, что некоторые вопросы природопользования в сфере дорожного хозяйства остаются не решенными. Многие законодательные документы, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, не отвечают, требованиям сложившейся экологической обстановки. Изложенные в них нормативные требования являются завышенными (даже по сравнению с зарубежными аналогами) либо отсутствуют вовсе.
3. Целью экологического мониторинга должно являться создание единой информационной базы воздействия дорожной деятельности на окружающую среду и соответственно на здоровье населения. На сегодняшний день существуют отдельные попытки проведения экологического мониторинга, как при строительстве, так и при эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры. Эти попытки связаны с привлечением к финансированию строительства крупных объектов иностранных инвесторов.
4. Программа экологического мониторинга при его проведениидолжна согласовываться* с государственными органами санитарного контроля и надзора.' Результаты таких исследований также должны передаваться в государственную экологическую базу данных.
Заключение
.
— В ходе проведенных исследований и расчетов были получены следующие результаты.
1. Установлено, что придорожный грунт, являясь емким акцептором тяжелых металлов и углеводородовс: подтвержденным превышением ПДК в Санкт-Петербурге в 20 и более раз, «участвует» в формировании соединений, постепенно5 накапливаемых в его толще. Это приводит к изменению физико-химических свойств грунта и его структуры.
2. Глубина проникновения в толщу грунта основного объема загрязняющих веществ, как установлено в результате проведенных исследований, не. превышает 0,5 м.
3- В соответствии* с:.' проведенными исследованиями по своей ущербоформирующей роли исследованные компоненты-загрязнители придорожных грунтов могут быть представлены следующим (в порядке убывания) рядом. Для городских условий:
Свинец—> Бенз (а)пирен—>Цинк—>Медь. Для загородных дорог: Бенз (а)пирен—> Нефтепродукты.
4. Установлено, что инфильтрация влагиатмосферных осадков в открытом поровом пространстве придорожных грунтов сопровождается избирательным растворением и десорбцией с поверхности раздела? фаз минеральных и органических компонентов* и, как следствие, созданием сложных флюидных систем. Последние представляют собой коллоидную систему непостоянного состава, способную дополнительно захватывать и удерживать в своей среде, как подвижные формы микроэлементов металловтаки органических и минеральных веществ, поступающих с поверхности и вымываемых из «деятельного» 0,5-метрового слоя грунта.
5. Флюидные системы, мигрируя в поровом пространстве грунтов в зону пониженного давления, поступают в близкозалегающие грунтовые воды, и далее в поверхностные водные объекты, привнося в них элементы загрязняющих веществ придорожных территорий.
6. Для исключения попадания загрязняющих веществ в поверхностные воды и водоносные горизонты, а также с целью исключения, необходимости периодической выемки и полной замены-не соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам загрязненных придорожных грунтовпредлагается использовать изолирующие геомембраны в составе специально разработанных конструкций инженерно-экологических экранов.
7. Сбор ливневых сточных вод предлагается осуществлять посредством обустройства дренажной системы на глубине деятельного слоя грунта (0,5 м) с уклоном в сторону поворотного колодца. Из поворотного колодца поток направляется в существующую* систему городской дождеприемной (ливневой) канализации с установленным сменным модульным адсорбционным фильтром.
8. Разработанная конструкция инженерно-экологического экрана с разгружающей дренажной системой, позволяет отказаться, от традиционного метода снижения уровня загрязнения окружающей среды, заключающегося* в изъятии больших объемов грунта, и вывоза с последующим захоронением его на специализированных полигонах. Что, в свою1 очередь, позволит увеличить «межремонтные» сроки службы объектов и снизить будущие затраты на замену, утилизацию и захоронение загрязненного объема грунтов придорожных территорий.
9. Для расчетной модели, представляющей собой участок городской магистрали длиной 1000 м с газонами по обеим сторонам шириной 10 м, рассчитан эколого-экономический ущерб от сверхнормативного загрязнения городских грунтов химическими веществами (свинец, цинк, медь, бенз (а)пирен, нефтепродукты). Он составил 81 120 тыс. рублей с учетом продолжительности периода восстановления свойств грунтов — более 31 года.
10. Расчетные экономические затраты на сооружение инженерно-экологического экрана, включающего дренажную систему, для расчетной модели составили: на обустройство придорожных территорий с применением геомембраны (учет материала в том числе на сварку швов и крепления) — 4 377 тыс. рублей в ценах 2009 годана установку очистных сооружений ливневых сточных вод в виде сменных модульных адсорбционных фильтров с каждой стороны проезжей о части расходом 16 м /час — 1 056 тыс. рублей.
11. Величина расчетного предотвращенного экономического ущерба от загрязнения грунтов придорожных территорий химическими веществами в результате принимаемых решений составит 6 656 тыс. руб. ежегодно.
Список литературы
- Автотранспортный комплекс и экологическая безопасность: Моск. гор. науч.-практ. конф. // Правительство Москвы, Упр. ГИБДД ГУВД Москвы и др.- Редкол.: В. Б. Зотов и др. — М.: Прима—Пресс—М, 1999. — 306 с.
- Александров В.Ю., Кузубова Л. И., Яблокова ЕЛ. Экологические проблемы автомобильного транспорта. Новосибирск, 1995, 113 с.
- Александрова Л.Н. Органическое вещество почвы и процессы его трансформации. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980. 288 с.
- Алексеев Ю.В. Кн. Тяжёлые металлы в почвах и растениях. Л., 1987. С. 139.
- Антонова Н.Б., Туманова Н. А. Воздействие транспорта на глобальную окружающую среду и климат // Науч. и техн. аспекты охраны окружающей среды: Обзор информ. / ВИНИТИ— 1996. — № 2. — С. 1—17.
- Апарин Б.Ф. Эволюционные модели плодородия почв. СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. — 292 с.
- Аржанова B.C., Елпатъевский П. В. Геохимия ландшафтов и техногенез. М.: Наука, 1990. 195 с.
- Аристархов А.Н., Харитонова А. Ф. Баланс тяжёлых металлов основа эколого-агрохимического прогнозирования загрязнения дерново-подзолистых почв.
- Аштаб И.В., Ельников И. И. Оценка уровня содержания цинка в черноземах по элементному составу растений //Почвоведение. 1994. № 7. С. 108−116.
- Барбер С.А. Биологическая доступность питательных веществ в почве. Механистический подход. М.: Агропромиздат, 1988. 376 с.
- Башкин КВ., Евстафьева Е.В-, Снакин В. В. и др. Биогеохимические основы экологического нормирования. М., Наука, 1993. 304 с.
- Бутовский P.O., Кочетова Н. И. Зооценоз // Оценка состояния и устойчивости экосистем. М. ВНИИ Природа, 1992. С. 31−37.
- Буштуева К.А., Парцеф Д. П., Беккер А. А. и др. Выбор зон наблюдения в крупных промышленных городах для выявления влияния атмосферных загрязнений на здоровье населения. //Гиг. и сан. 1985. — № 1, с.4−6.
- Бюллетень фонового загрязнения окружающей среды в регионе ВосточноЕвропейских стран членов СЭВ. М.: Гидрометеоиздат, 1983−1987.
- Варшал Г. М., Кощеева И. Я., Сироткина И. С. Изучение органических веществ поверхностных вод и их взаимодействия с ионами металлов // Геохимия. 1979. № 4. С. 598−607.
- Виноградов А.П. Геохимия редких и рассеянных химических элементов в почвах. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 238 с.
- Войткевич Г. В., Кокин А. В., Мирошников А. Е. Справочник по геохимии. М.: Недра. 1990. 480 с.
- Воробьева JI.A., Рудакова Т. А., Лобанова Е. А. Элементы прогноза уровня концентрации тяжелых металлов в почвенных растворах по диаграммам растворимости // Тяжелые металлы в окружающей среде. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 28−34.
- Вредные химические вещества. Неорганические соединения V-VIII групп: Справ, изд. Под ред. В. А. Филова и др. Л.: Химия, 1989. — 592 с.
- Вредные химические вещества. Неорганические соединения элементов I-IV групп: Справ, изд. Под ред. В. А. Филова и др. Л.: Химия, 1988. — 512 с.
- Вредные химические вещества. Углеводороды. Галогенпроизводные углеводородов. Справоч. изд./Под ред. В. А. Филова и др. -Л., 1990, 732 с.
- Глазовская М. А. Критерии классификации почв по опасности загрязнения свинцом//Почвоведение. 1994. № 4. С. 110−120*
- Глазовская М.А. Геохимия природных и техногенных ландшафтов СССР. М.: Высш. шк., 1988.328 с.
- Глазовская М.А. Теория геохимии ландшафтов в приложении к изучению техногенных потоков рассеяния, и анализу способности природных систем к самоочищению // Техногенные потоки вещества в ландшафтах и состояние экосистем. М.: Наука, 1981. G. 7−41.
- Григорьева Т.Н. Переход свинца из почвы в. растения как один из критериев гигиенического нормирования // Миграция- загрязняющих веществ: в* почвах и сопредельных средах. Тр. II Всесоюзн. совещания. Обнинск, 1976. Л.: Гидрометеоиздат, 1980: С. 203 207.
- Денисов^ В: Н., Лукманов Ю: Х. Благоустройство территорий^ жилой застройки. СПб.: МАНЭБ, 2006. — 224 с.
- Денисов В.Н., Рогалев В. А. Проблемы экологизации^ автомобильного транспорта. Изд. 2-ое. СПб.: МАНЭБ, 2004. — 312 с.
- Добровольский-В.В. Биосферные циклы тяжелых металлов и регуляторная //Почвоведение. 1997. № 4. С. 431−441.
- Добровольский- В'.В. География микроэлементов: Глобальное рассеяние. Mi: Мысль, 1983.272 с.
- Добровольский Г. В., Никитин-Е.Д. Экологические функции почвы. Изд-во МГУ, 1986.
- Дудышев В.Д. Перспективные технические разработки и изобретения по экологическому усовершенствованию" автотранспорта // Экология* и промышленность России. — 1998. — Дек. — С. 4—9.
- Евгеньев И.Е. Правила обеспечения экологической безопасности в проектах автомобильных дорог. М.: НИИМК МАДИ, 1996. — 53 с. 36." Евгеньев? И-Е.,.Каримов^Б.Б- Автомобильные дороги в окружающей среде: — М. Трансдорнаука, 1997. — 286 с.
- Елпатъевский П. В: Геохимия миграционных потоков в природных и природно-техногенных геосистемах. М.: Наука- 1993. 253 с:
- Защита окружающей среды от техногенных воздействий. Под ред. Невской Г. В- М.: МГОУ, 1993, стр. 113:
- Звонов* В: А. Токсичность двигателя" внутреннего сгорания: М.: Машиностроение, 1981. — 160 с:
- Здоровье человека и окружающая! среда, М:. Новая школа, 1997, 23 5- с.
- Золотарева" Б.Н., Скрипниченко И: И,. Гелетюк И. И. и др. Содержание и распределение тяжелых металлов (свинца- кадмия? и ртути) в почвах. Европейской части" СССР // Генезис, плодородие.* и мелиорация почв: Пущино, 1980. с. 77 90.
- Ильина В: Б. Тяжелые металлы в системе? почва-растение: Новосибирск: Наука- Сйб: отлгние,-.!99 Р., 151с: .
- Кабата-Пендиас А., Пендиас X. Микроэлементы-в¦ почвах и.растениях. М.: Мир- 1989: 436 с.
- Касимов: КС, Кошелева. НЕ., Самонова ©-:А. Подвижные формы тяжелых металлов в почвах лесостепи среднего Поволжья (опыт многофакторного регрессионного^анализа)./Почвоведение. 1995:.№ 6: С. 705−713.
- Кашин ВЖ., Иванов5 Г.М1 Свинец в почвах юго-западного Забайкалья // Почвоведение. 1998. № 12. С. 502−508.
- Классификация почв России / Составители: Л. Л. Шишов, В. Д. Тонконогов, И. И. Лебедева. М.: Почвенный институт им. В. В. Докучаева РАС ХМ, 1997.
- Клименко С. И, Орлова Е. Р. Экология и автомобильные дороги // Проблемы окружающей среды и природ, ресурсов: Обзор, информ. / ВИНИТИ. — 1998. — № 6. — С. 112−121.
- Ковалевский А.Л. Биогеохимия растений. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние. 1991.294 с.
- Ковда В.А. Роль и функции почвенного покрова в биосфере земли. Пущино, 1985.
- Коган Ю.В. Распределение подвижных форм меди, цинка и марганца в черноземных почвах. // Сб. Тезисы докладов Докучаевских молодежных чтений 2001 «Методологические проблемы современного почвоведения». Санкт-Петербург 27 февраля 2 марта 2001. С. 35−36
- Корчагин В. А., Филоненко Ю. А. Экологические аспекты автомобильного транспорта. Учебное пособие, М: МНЭПУ, 1997, 100 с.
- Кутенев В.Ф., Звонов В. А., Корнилов Г. С. Экологические проблемы автотранспорта в России // Стандарты и качество. — 1998. — № 5. — С. 96—101.
- Ладонин Д. В. Влияние техногенного загрязнения на фракционный состав меди и цинка в почвах // Почвоведение. 1995. № 10. с. 299−305.
- Ландшафтно-геохимические основы фонового мониторинга природной среды / Отв. ред. Глазовская М. А., Касимов Н. С. М: Наука, 1989. 263 с.
- Ларина Г. Е., Обухов А. И. Тяжелые металлы в растительности с газонов вдоль автомагистралей // Вести. МГУ. Сер. 17. 1995. -№ 3. — с. 41−48.
- Линник П.Н., Набиванец Б. И. Формы миграции металлов в пресных поверхностных водах. Л.: Гидрометеоиздат, 1986. 270с.
- Лозановская И. К, Орлов Д.С, Садовникова Л. К. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении / Учеб. пособие для хим., хим,-технол. и биол. спец. вузов.—-М.: Высш. шк.— 1998.—287 с.
- Луканин В. К, Трофименко Ю. В. Экологические воздействия автомобильных двигателей на^ окружающую среду. М.: ВИНИТИ, 1993, 134 с.
- Луканин В.Н., Трофименко Ю. В. Снижение экологических нагрузок на окружающую среду при работе автомобильного транспорта // Итоги науки и техники- Сер. Автомобильный и городской транспорт / М.: ВИНИТИ, 1996. Т. 19:-с. 1−340.
- Ляхович В: В. Редкие элементы в породообразующих минералах гранитоидов. М: Недра, 1972.200 с.
- Малое Р.В. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды. М.: Транспорт, 1988, стр. 180.
- Матинян Н. Н, Бахматова К. А. Почвенный поров Приневской низменности и его экологическая оценка // Вестник Санкт-Петербургского университета. 7997. № 24. Сер. 3. Вып. 4.
- Матинян Н.Н. Почвенно-геохимические карты Ленинградской области. Масштаб 1:600 ООО. Объяснительная записка. Л., 1984. 195 с.
- Никифорова Е. М:. Свинец в ландшафтах придорожных систем // Техногенные потоки вещества, в ландшафтах и состояние экосистем. М., 1983- с. 220- 229-.
- Обухов А.И., Попова A.JI. Баланс тяжёлых, металлов: в агроценозах дерново-подзолистых почв и проблемы мониторинга. Вестник Московского университета- сер. Почвоведение- 1992, Ж<3'-.с. 3139-
- Обухов А.К., Бабаева? И .П., Гринт А: В: и др. Научные основы разработки ПДК тяжелых металлов в почвах // Тяжелые металлы в окружающей среде. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 20 -28-
- Окружающая среда и транспорт. М.: Транспорт, 1987, 96 с.
- Окружающая среда, оценка риска для здоровья человека (мировой опыт). /Сост. Авалиани C. JL, Андрианова М. М., Печенникова Е. В., Пономарева О.В.-М., 1996.-158 с.
- Орлов Д. С, Милановский Е. Д. Гельхроматография в почвоведении — возможности и ограничения метода // Современные физические и химические методы исследования почв. М: Изд-во Моск. унта, 1987. с. 94 118.
- Орнатский Н.П. Автомобильные дороги и охрана природы. — М.: Транспорт, 1982. 176 с.
- Основы экологии автотранспортного комплекса: Учеб. пособие / И. Д. Грабовой, А. Н. Бодров, СВ. Власов, Е. М. Чубов. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1999. — 240 с.
- Охрана окружающей среды. М.: Высшая школа, 1991, 247 с.
- Оценка миграционной способности тяжелых металлов в фоновых почвах южной тайги // Тезисы докладов III съезда Докучаевского общества почвоведов (11−15 июля 2000 г., Суздаль). М.: Почвенный институт им. В. В. Докучаева РАСХН, 2000. Кн. 1. 259 с.
- Перельман А.И. Геохимия. М.: Высшая школа, 1975. 342 с.
- ПО. Свинец. Гигиенические критерии состояния окружающей среды. Женева: ВОЗ, 1980.193 с.
- Подольский В.П. Дорожная экология^ — М.: Союз, 1997.— 196 с.
- Подольский В.П., Артюхов В. Г., Турбин B.C., Канищев А. Н. Автотранспортное загрязнение придорожных территорий. — Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 1999. — 264 с.
- Пономарева В.В.,. Сотникова КС. Закономерности процессов миграции и аккумуляции элементов в подзолистых почвах (лизиметрические исследования) // Биогеохимические процессы в подзолистых почвах. JL: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. С. 6−56.
- Почвенно-экологический мониторинг и охрана почв 7 Учеб. пособие 7 Под ред. Д. С. Орлова, В- Д. Васильевской: М! Изд-во МГУ, 1994. — 272 с.
- Протасова Н.А., Щербаков А. П., Копаева М. Т. Редкие и рассеянные элементы- в почвах Центрального Черноземья. Воронеж, Изд-во Воронежск. ун-та, 1992. 168 с.
- Румянцева К. А. Некоторые особенности влияния автотранспорта на-почвенно-растительный покров в крупных городах // Науч. и техн. аспектыохраны окружающей среды: Обзор, информ. / ВИНИТИ- —1996. — № 4. — с. 39−50.
- Сабинин А.А. Автомобили с дизельными двигателями. М.: Машиностроение, 1983,431 с.
- Сердюкова А.В. Свинец. в почвах техногенного и природного ландшафтов и потребление элемента растениями: Автореф! дис., канд. биол- наук. Mi, 1984: 24 с.
- Совершенствование мощностных, экономических и экологических показателей ДВС: Материалы VII Междунар. науч.-практ. семинара, 25-— 27 мая 1999 / Владимир, гос. ун-т- Под общ. ред. В.В. Эфроса- А. Н. Года. — Владимир, 1999. — 323 с.
- Состояние окружающей Среды Северо-западного и Северного регионов- России. СПб-Наука, 1995.
- Токсичность автотранспортных двигателей и способы ее снижения / Н. П. Самойлов, Е. И. Игонин, О. А. Кашеваров, Д. Н. Самойлов. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. — 169 с.
- Транспорт и окружающая среда // Экол. экспертиза: Обзор, информ. / ВИНИТИ: — 1996. —№ 1. — с. 36−71.
- Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология: Консп. лекций. 4.1. —М., 1998.—80 с.1Ю: Устройство автомобиля. М: Машиностроение, 1981″, 543 с.
- Ш. Федорова А. И., Никольская А. Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды. Учебное пособие. Воронеж, 1997.
- Феник С.И., Трофимяк Т. Е., Блюм Я. Б. Механизмы формирования устойчивости растений к тяжелым металлам // Успехи соврем, биологии. 1995,. Т. 115. Вып. 3. с: 261−275.
- Фролов Ю.Н. Защита окружающей* среды в автотранспортном комплексе: Учеб. пособие—М., 1997.— 71 с.
- Химия’тяжелых металлов, мышьяка и. молибдена в почвах / Под ред. Н. Г. Зырина и JI.K. Садовниковой М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985 — 208 с.
- Цховребов Э.С. Охрана окружающей' среды на железнодорожном транспорте. — 2-е изд. перераб. и доп. —М.: Космосинформ, 1996. — 527 с.
- Пб.Чеботаев, А А. Гармонизация развития, транспортного комплекса, окружающей среды и человека // Экол. экспертиза: Обзор, информ. / ВИНИТИ. — 1999. — № 2. — с. 12−21.
- Швецов В .В. Водителю об автомобильной дороге. М.: Изд-во Транспорт, 1991'.
- Штина Э.А., Шилова И.К, Неганова Л. Б. Влияние дымогазовой эмиссии на развитие водорослей в почве // Изв. АН СССР. Сер. биол. 1984. № 5. с. 780 784.
- Экология автотранспортного комплекса: Междунар. науч.-техн. конф. (А— 6 дек. 1996 г.): Тез. докл. / Моск. гос. автомобил.-дорож. ин-т (техн. ун-т),
- НИИ-экол. проблем авто-трансп. комплекса при МАДИ—ТУ. — М., 1996.120 с.
- Экология, охрана природы и экологическая безопасность. Учебное пособие в 2-х книгах под ред. Проф. Данилова-Данильяна В. И.
- Якубовский Ю. Автомобильный транспорт и защита окружающей, среды. — М.: Транспорт, 1979. 199 с.
- Кушнарев А. Методологические предпосылки выбора способа обработки почвы / А. Кушнарев // Техшка АПК. 2008, — № 1. — С. 17−21.
- Проблемы" использования водных, земельных и гидроэнергетических ресурсов Центрально-Азиатского региона Электронный ресурс.
- An Interdisciplinary Stady of Environmental Pollution by Lead and other Metals. Institute for Environmental Studies University of Illinois. Progress Report PR 4. 1974. 575 p.
- BlumflddC, Kelso WJ., Pruden G. Reactions between Metals and Humified Organic Matter//J. Soil Sci. 1976. V.27.P: 16−61.
- Brummer G. W., Tiller K.G., Herms U., Clayton P.M. Adsorption-desorption and/or precipitation-dissolution processes of zinc in soils//Geoderma. 1983. V. 31.№ 4. P. 337−354.
- Caridi A., Kremer A.J., Davidson M. et al. Determination of Atmosferic lead pollution of automotive origin. //Atmos. Environ. -1989. N12! — P.2855−2856.
- DouaudA., Girard C. Which are the engine and fuel technologies for the sustainable development of road transport? // WEC Journal. — 1997. —July. — P. 10—21.
- Ellis J.B., Revitt D.M., Lewellyn N. Transport and the environment: Effects of organic pollutants on water quality // J. Charter. Inst. Water and Environ. Manag.1997. — Vol. 11, № 3. — P. 170−177.
- Gath S., Sternheun M., Gieben H:-G.F. Einflub des kraftfahrzeugverkehrs auf den schwer-metallgehalt von strabenabflubwasser. //Fomm Stadtehug. 1990. Bd.41. H.5, S.235−238.
- Glazovskaya M.A. Methodological Guidelines for Forcaating the Geochemical Susceptibility of Soils to Technogenic Pollution. International Soil Reference and Information Centre. Technical Paper 22, 1990.
- GrafJ.-, Raffirath D., Rosier F.M. et al. Experimental and numerical study of the dispersion and transport of automobile exhaust gases from highways. // Sci. Total Environ. 1990. — Vol.93, p.323−330.
- Kloke A. Vorschlag fuer ein «Drei-Bereiche-System» zur Bewertung von Schadstoffbelas-tung im Boeden, aus: Rosenkranz, Einsele, Harres: Bodenschutz, Erich Schmidt Verlag, 1989.
- McBride M.B. Reactions controlling heavy metal solubility in soils // Adv. Soil Sci / Ed. B.A. Stewart. Berlin: Springer-Verlag, 1989. V. 10. P. 1−47.
- Nriagu J.O., Pacina J.M. Quantitative Assesment of Worldwide Contamination of Air, Water and Soils by Trace Metals//Nature. 1988. V. 333.
- Reed L.H. California low-emission vehicle program: Forcing technology and dealing effic-tively with the uncertainties // Boston Coll. Environ. Aff. Law rev. — 1997. — Vol. 24, № 4. — P. 695—793.
- Salomons Wim, Foorstner Ulrich. Metals on the Hydro-cycle. Springer-Verlag. Berlin, Heidelberg, New-York, Tokio, 1984. 350 p.
- Transport and the environment: Progress to date and the remaining challengenes / Walsh Michael Р/ / Platinum Metals Rev. 1992. — 36, № 3. P. ж. Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов. 3.72.196., 1993.
- Valtink P., Liegmahl Н. Analysis of traffic-induced airborne particulate matter with energy dispersive X-ray fluorescence spectrometry. // J.Environ.Sci. and Health. -1989. Vol. 24., N7. p. 679−693.