Ландшафтное планирование как инструмент резервирования территорий для развития туризма и рекреации (на примере Кугарчинского района)
Природные (природно-исторические) ландшафты. Охраняемые природные (природно-исторические) ландшафты создаются для поддержания традиционного неистощительного природопользования и исторически сложившегося соотношения природных и культурных элементов ландшафта в целях обеспечения стабильного развития природных процессов. Эта категория идеально подходит для рекреационно привлекательных сельских… Читать ещё >
Ландшафтное планирование как инструмент резервирования территорий для развития туризма и рекреации (на примере Кугарчинского района) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Российской федерации фЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Ландшафтное планирование»
Направление подготовки — «География»
«Ландшафтное планирование как инструмент резервирования территорий для развития туризма и рекреации (на примере Кугарчинского района)»
Уфа-2014
Внутренний туризм и рекреация в России и РБ постепенно выходят из длительной стагнации, на наших глазах возрождается (или точнее — реабилитируется) и формируется специфический отечественный турпродукт, создается инфраструктура, разрабатываются новые маршруты, осваиваются новые зоны отдыха. Однако это, безусловно, позитивное поступательное движение обнаружило ряд проблем, которые могут быть разрешены только в процессе разработки и реализации специальной стратегии территориального развития регионов российской провинции, механизмом осуществления которого должна стать процедура ландшафтного планирования.
Исходя из темы, мы в своей работе поставили следующую цель: рассмотрение ландшафтного планирования как инструмента резервирования территорий для развития туризма и рекреации (на примере Кугарчинского района).
Задачи курсовой работы:
· Изучить имеющуюся по рассматриваемой теме литературу;
· Дать анализ ландшафтному планированию при организации особо охраняемых природных территорий;
· Рассмотреть ООПТ Кугарчинского района;
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ЛАНДШАФТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Создание большинства ООПТ во многих российских регионах до настоящего времени не предваряется соответствующим территориальным планированием, обоснованием границ и выделением функциональных зон. В связи с этим, некоторые ООПТ не охватывают участки, являющиеся ключевыми с точки зрения сохраняемых видов, популяций, типов ландшафтов для конкретных территорий.
В ряде случаев в состав ООПТ входят населенные пункты, причем из-за природоохранного режима земли этих поселений не предусматривают в своем градостроительном плане так называемые «зоны развития населенного пункта» или «пригородные зоны». Зонирование ООПТ часто производится без учета сложившегося использования и статуса других земель, которые не могут быть отнесены к землям охраняемых территорий, например, в границы отдельных ООПТ включаются земли сельскохозяйственного назначения, земли Госземзапаса, промышленные земли, земли коммуникаций, которые по своей сути не могут быть «природными».
Следовательно, еще на этапе обоснования организации ООПТ необходимо учитывать существующие земельные отношения и реальные пути их изменения для того, чтобы избежать упомянутые выше ситуации или появления условий, ведущих к невозможности оптимального управления территорией и выполнения продекларированных природоохранных целей. Необходимо еще до организации охраняемой территории проводить тщательное изучение природной ценности участков, в том числе и для и целей развития рекреационной и туристской деятельности, планировать территориальное распределение различных режимов охраны и использования.
1.1 Потребность в ландшафтном планировании рекреационно-привлекательных территорий
Необходимость ландшафтного планирования в туристско-рекреационной сфере определяется следующими причинами.
1. Территориальные притязания туристско-рекреационной сферы в настоящее время весьма слабо отражены (и, следовательно, защищены) по сравнению с прочими агентами освоения территории российской провинции) в действующем законодательстве.
Единственным законодательным положением, в какой-то мере работающим на туристско-рекреационную сферу, является Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», который определяет несколько категорий ООПТ, предназначенных (среди прочих целей) для туризма и рекреации: это национальные и природные парки.
Однако, с одной стороны, совершенно очевидно, что земель, получивших подобный правовой статус в регионах России, явно недостаточно для развития полноценной туристско-рекреационной системы. С другой стороны, многие туристско-рекреационные комплексы создаются на средства частных инвесторов, которые, если и претендуют поначалу на земли высокой экологический ценности (зачастую имеющие особый природоохранный статус), столкнувшись с реальными трудностями организационно-правового порядка, предпочитают в дальнейшем свободные территории, пусть и явно уступающие первым по качеству. Единичные (пока) случаи аренды частными инвесторами земель национальных парков для создания туристско-рекреационных комплексов приводили к взаимным разочарованием обеих вовлеченных сторон (и инвесторов, и администрации ООПТ).
2. Потенциальные возможности размещения в пространстве регионов Российской Федерации композиционных элементов туристско-рекреационной системы постоянно снижаются вследствие слабо контролируемого захвата земель в ходе неявного градостроительного и ресурсно-сырьевого освоения территории.
1.1.1 Оценка соответствия картины землепользования целям развития туризма и рекреации Оценка адекватности картины землепользования целям развития туризма и рекреации предполагает фиксацию сложившегося землепользования и анализ соответствия характера освоения задачам развития туризма и рекреации, во-первых, и ландшафтной структуре территории, во-вторых. Это самый сложный раздел целевого ландшафтного планирования, поскольку его задача — выявление противоречий, просчетов и промахов.
Выявление и картографирование ландшафтной структуры территории — работа, которая, безусловно, должна быть выполнена специалистами. Однако опыт показывает, что и для специалистов бывает непросто учесть прикладную составляющую ландшафтной оценки, которая раскладывается на ряд специальных оценок:
· оценка рекреационной привлекательности ландшафтов;
· оценка визуальной (эстетической) аттрактивное ландшафтов;
· оценка рекреационной емкости ландшафтов и (более подробно) устойчивости отдельных экосистем;
· оценка породного и возрастного состава лесов территории;
· оценка речной сети.
Анализ характера сложившегося землепользования проводится по соответствующим районным картам (масштаба 1:50 000) и предполагает предварительное выделение всех более или менее значительных землепользователей региона, к которым относятся:
· земли сельскохозяйственных предприятий;
· земли лесного фонда;
· земли поселений и городские земли;
· зеленые зоны городов и населенных пунктов;
· земли, находящиеся в собственности или аренде крупных недропользователей (карьерное хозяйство, различного рода выработки и т. д.);
· земли особо охраняемых природных территорий (заказников в какой стадии находится процесс становления туристско-рекреационной системы региона, какие композиционные элементы входят в ее состав и каковы очертания основных ареалов;
· в какой степени культурно-историческое и природное наследие региона включено в формирующийся турпродукт и какие новые ареалы могут образоваться при условии более полного использования объектов наследия в возникающей региональной системе туризма;
· в какой степени формирующаяся ТРС региона соответствует ландшафтному потенциалу территории, насколько равномерно освоены рекреацией наиболее аттрактивные ландшафты, какова степень туристской «дигрессии» наиболее часто посещаемых рекреантами мест;
· в какой мере существующая система особо охраняемых природных территорий работает на задачи развития туризма и рекреации?
Ответы на эти (и многие другие — попутно возникающие) вопросы позволяют:
· обнаружить наиболее перспективные точки роста и узкие звенья формирующейся туристско-рекреационной системы;
· выявить основные противоречия между существующим правовым статусом отдельных земель и перспективами их использования в системе туризма и рекреации;
· осознать региональные территориальные интересы и соотнести их с притязаниями местного социума;
· сформулировать основные положения (или принципы) территориальной политики региона;
· запустить операцию правового зонирования территории в целях защиты перспективных территорий и акваторий формируемой рекреационной зоны.
1.2 Экологический каркас и система ООПТ как основа для сохранения туристско-рекреационного потенциала территории
До тех пор, пока ландшафтный план не стал обязательной и общепринятой подосновой территориального планирования в регионах российской провинции, для конструирования полноценного эколого-рекреационного каркаса должны использоваться любые правовые механизмы и, не в последнюю очередь, легитимная операция выявления рекреационной зоны.
Дело в том, что экологический каркас в действительности является эколого-рекреационным каркасом. Во-первых, туризм и рекреация остаются в настоящее время единственными сферами экономики, которые действительно заинтересованы в сохранении экологически здоровой среды в регионах провинциальной России. Во-вторых, экономическая ценность экологического каркаса выявляется не только через введение механизма платного природопользования, но и посредством развития туристско-рекреационной инфраструктуры.
Система особо охраняемых природных территорий России играет двоякую роль в сфере развития туризма и рекреации, что связано с выделением в 1970 — 1980;х годах множества природных объектов как памятников природы, заказников и т. д. С одной стороны, в качестве памятников природы практически повсеместно выделяли живописные угодья, участки речных долин и озерных побережий, пригородные рощи и лесопарки, традиционно известные как места отдыха населения и рекреационные узлы. С другой стороны, сама операция выделения была призвана создать для этих объектов некий щадящий режим, не слишком согласующийся с массовым привлечением туристов.
Это противоречие влечет за собой необходимость специальной разработки режимов и регламентации использования элементов системы ООПТ в туристско-рекреационной сфере, базирующейся на уже выработанных в экологии подходах к охраняемым природным территориям, включающим в себя преставления о размерах объекта, его типе, средостабилизирующих способностях и др.
Существующие в настоящее время в пределах России блоки экологического каркаса заданы Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». Однако категории ООПТ, предлагаемые Федеральным законом, «работают» не слишком хорошо, поскольку задаваемый им для большинства объектов («памятников природы») консервационный режим контрпродуктивен для ряда объектов, особенно попавших в сферу использования. Отсюда — необходимость разработки набора специальных региональных правовых категорий ООПТ.
Природно-культурное наследие регионов в туристско-рекреационной системе:
Базовые элементы экологического каркаса:
· кварталы высокобонитетных старовозрастных лесов;
· ландшафтные заказники;
· фаунистические (комплексные и видовые) заказники;
· заказники-болота — области речных истоков, убежища редких видов флоры и фауны;
· природные парки;
· национальные парки.
· геологические обнажения, в том числе с тафоценозами (как памятники природы — 1,0 га);
· отдельные старые деревья редких пород, крупного размера и (или) весьма старые (как памятники природы — 0,05 га);
· аллеи редких хвойных или широколиственных пород;
· усадебные парки и их отдельные сохранившиеся фрагменты — пруды;
· старые сельские парки — парки отдыха, больничные парки, пришкольные парки и т. д.;
· отдельные пруды, как правило, копаные;
· обводненные карьеры на месте бывших вскрыш;
· естественные озера;
· небольшие болота — переходные и низинные в поймах озер и рек;
· крупные болотные массивы в истоках рек;
· участки пригородных лесов высокой рекреационной значимости;
· участки лесных массивов вблизи крупных деревень и сел;
· лиственные рощи вблизи сельских населенных пунктов;
· леса вдоль крупнейших рек и водоохранные леса на террасах других более или менее значительных рек;
· условно-коренные леса на водоразделах;
· отдельные урочища и фрагменты ландшафтов.
1.3. Регионализация правовых форм особо охраняемых природных территорий
Очевидно, что экономическая ситуация, природные и исторические особенности любого региона, а главное специфика современного градостроительного и туристско-рекреационного освоения диктуют региональную специфику типологии особо охраняемых природных территорий. Более того, даже в одном и том же районе по мере развития экономической и градостроительной ситуаций потребность в ООПТ разного типа будет изменяться.
В целом набор региональных типов ООПТ можно считать действенным инструментом управления экологическими аспектами территориального развития, инструментом, временно замещающим и предваряющим нормальное ландшафтное планирование, которое не скоро еще станет обязательным для регионов нашей страны.
Однако для того, чтобы этот инструмент реально работал, необходимо предварительно узаконить местные (областные, краевые) правовые формы-ООПТ в рамках положения или закона, утверждаемого органом представительной власти (областной думой, например). Именно поэтому в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» четко указано, что администрации областей и органы местного самоуправления могут устанавливать иные (не прописанные в Федеральном законе) категории ООПТ, а также образовывать ООПТ иных категорий на основании Лесного, Водного, Земельного кодексов и других законодательных документов Российской Федерации.
Среди региональных типов ООПТ особенно важны те, которые позволяют сочетать цели охраны природы с целями развития туризма и рекреации:
· туристско-рекреационные местности;
· природные (природно-исторические) ландшафты;
· лечебно-оздоровительные местности;
· природные парки;
· охраняемые водные (речные, озерные) системы.
Использование этих организационно-правовых форм ООПТ позволяет, во-первых, зарезервировать территорию для развития туризма и рекреации, во-вторых, предоставить возможность (важную для инвесторов!) целевой реконструкции (объектов, ландшафта, территории).
Туристско-рекреационная местность. Строительство и ландшафтное обустройство крупных туристско-рекреационных комплексов, как правило, требует применения правового статуса. Туристско-рекреационной местностью регионального значения могут быть признаны зоны отдыха населения и туризма, в том числе территории природных и культурных ландшафтов с туристскими маршрутами и зонами самодеятельной рекреации, лесопарковые зоны лесов, места расположения турбаз, детских лагерей отдыха, пляжи и т. д. Любая хозяйственная деятельность на территории туристско-рекреационных зон и их обустройство возможны в соответствии в градостроительной документацией и только при условии предварительной разработки специальных ландшафтных планов, прошедших государственную экспертизу. Размеры и границы туристско-рекреационных местностей и природоохранный режим устанавливаются при разработке градостроительной документации.
Попытка выделения туристско-рекреационных местностей в составе особо охраняемых природных территорий обычно вызывает множество возражений. Не противоречат ли целям охраны природы цели развития туризма и рекреации? Как и каким образом будут регулироваться рекреационные потоки? Кто будет проводить обустройство туристско-рекреационных местностей? Наконец, кто будет контролировать правильность использования этих территорий и нести ответственность за их состояние? Ответить на эти вопросы не просто. Важно понимать, что выделение туристско-рекреационной местности — лишь первый шаг в краеустройстве, дальнейшее развитие туризма и рекреации требует уже крупномасштабного ландшафтного планирования в пределах конкретной местности.
Природные (природно-исторические) ландшафты. Охраняемые природные (природно-исторические) ландшафты создаются для поддержания традиционного неистощительного природопользования и исторически сложившегося соотношения природных и культурных элементов ландшафта в целях обеспечения стабильного развития природных процессов. Эта категория идеально подходит для рекреационно привлекательных сельских территорий с сохранившимся экстенсивным характером хозяйствования и богатым набором памятников истории, архитектуры, культуры на фоне естественной природы. Возможны два вида территорий: с преобладанием культурно-исторической, т. е. этнографической, составляющей (природно-исторические ландшафты) и с преобладанием природной составляющей (природные ландшафты). Таким образом, в одном случае мы акцентируем внимание на ценностях культурного ландшафта, в другом — природного.
Основными целями объявления природных комплексов охраняемыми природными (природно-историческими) ландшафтами являются:
· поддержание традиционно сложившейся структуры природопользования и соотношения природных и культурных элементов ландшафта;
· сохранение исторически сложившегося неистощительного природопользования и благоприятной среды жизни людей;
· сохранение биологического разнообразия, сформировавшегося в условиях традиционного природопользования и способствующего стабильному развитию природных процессов;
· сохранение ценных природных территорий и отдельных ценных природных и историко-культурных объектов в пределах охраняемого природного (природно-исторического) ландшафта.
Объявление природного массива охраняемым природным (природно-историческим) ландшафтом областного значения производится администрацией области по представлению специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды без изъятия земельных участков у их пользователей, владельцев, собственников. Охраняемые природные (природно-исторические) ландшафты местного значения могут находиться в ведении органов местного самоуправления.
Природные парки. Природные парки (областного значения) создаются для сохранения природных комплексов и объектов, имеющих значительную экологическую и эстетическую ценность для использования их в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. При этом природные парки являются и природоохранными, и рекреационными учреждениями — юридическими лицами, осуществляющими свою финансово-хозяйственную деятельность на некоммерческой основе.
Обеспечение туризма и других видов обслуживания посетителей на территории природного парка осуществляется в соответствии с проектами, утвержденными на основании разрешения на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма. Безусловно, данная категория воспринимается неоднозначно, поскольку вроде бы дублирует национальные парки и содержит в себе некоторые противоречия между заявленной рекреационной и природоохранной функциями.
Однако следует иметь в виду, что другой возможности выделить ценный и целостный участок территории на уровне области и сельского муниципального округа, не нарушая при этом федерального законодательства, в настоящее время нет. С одной стороны, выделять национальный парк областного значения как-то некорректно, ибо это должна быть уникальная территория выдающихся, действительно общенациональных достоинств с туристским потенциалом общероссийского значения. Таких в центральной России осталось не так уж много. С другой стороны, практически любой слабоили среднеосвоенный сельский район располагает относительно крупными территориями, где на фоне дикой (или дичающей за период запустения) природы сохранены элементы культурного ландшафта, церкви, памятники истории, села и деревни с традиционной планировкой и т. д.
На территории природного парка должна быть запрещена деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного и (или) культурного ландшафта, снижение или уничтожение режима содержания памятников истории и культуры. Поэтому с администрациями соответствующих природных парков согласовываются вопросы природопользования и использования территории в пределах природных парков и их охранных зон, в том числе вопросы социально-экономической деятельности юридических и частных лиц, проекты развития населенных пунктов и т. п.
Объявление территорий охраняемыми туристско-рекреационными местностями, природными парками, природно-историческими ландшафтами, лечебно-оздоровительными местностями является основанием для корректировки текущих и перспективных планов и проектов лесохозяйственной и иной деятельности в границах этих особо охраняемых природных территорий с учетом установленных регламентов. Поэтому освоение и (или) использование территорий данных ООПТ в туристско-рекреационных целях может осуществляться только при условии предварительной разработки соответствующей градостроительной документации (районных планировок, генпланов населенных пунктов, схем развития туризма, схем охранных зон), согласованной с соответствующими государственными органами в области охраны окружающей среды и (или) органами местного самоуправления.
природный заказник мурадымовский ущелье
ГЛАВА 2 ООПТ КУГАРЧИНСКОГО РАЙОНА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ
Кугарчинский район расположен в южной части Республики Башкортостан, на левобережье реки Белой (Приложение 1).
Более половины территории района относится к бассейну реки Большой Ик, северная часть — к бассейну реки Белой. Кроме них на территории района протекают следующие реки: Малый Ик, Накас, Иртюбяк, Иняк, Ургинка, Акаваз, Мелеуз, Мряушля, Кривля, Узя, Кушелга, Увары, Кугарчи, Кашкаир, Зирикля, Елтырган с многочисленными впадающими в них речками и ручьями, образующими разветвленную гидрографическую сеть.
Основные лесообразующие породы: береза, дуб, липа, клен, осина, сосна и лиственница. На территории района произрастает масса редких растений, нуждающихся в специальных мерах охраны: келерия жестколистная, астра альпийская, сон-трава, пижма уральская, василек русский и Маршалла, шалфей степной, можжевельник казацкий, астрагал Карелина и другие. Многие из них являются реликтами и эндемиками, включены в Красные книги Башкортостана и России.
На территории обитает много различных видов зверей и птиц, многие из которых являются ценными охотничье-промысловыми животными. Из млекопитающих доминирует лось, кабан, косуля, бурый медведь, рысь, барсук, лисица, выдра, куница, заяц-беляк, заяц-русак, белка, ондатра. Из ценных птиц обитают глухарь обыкновенный, тетерев обыкновенный, рябчик, куропатка серая, различные виды речных уток и другие.
Длительный период отрицательных температур, суровость зимы, большие амплитуды колебаний температуры, значительные отклонения по отдельным годам от средних норм по тепловому режиму и количеству осадков свойственны для здешних климатических условий.
Наличие земель в административных границах района характеризуется следующей структурой:
— земли сельскохозяйственного назначения 166 550 га — 49,39%;
— земли населенных пунктов 9368 га — 2,78%;
— земли промышленности 2181 га — 0,65%;
— земли лесного фонда 148 705 га — 44,09%;
— земли запаса 2 га — 0,001%;
— особо охраняемая территория 9634 га — 2,86%;
— водный фонд 824 га — 0,2%.
Таблица 1. Краткая характеристика ООПТ Кугарчинского района
№ | Наименование | Статус, категория и профиль | Площадь, га | |
1. | Башкирия | Национальный парк федерального значения | 82 300,0 в т. ч. в Кугарчинском районе — 12 134,0 | |
2. | Мурадымовское ущелье | Природный парк регионального значения | 23 586,0 в т. ч. в Кугарчинском районе — 14 169,0 | |
3. | Икский государственный природный заказник | Государственный природный зоологический заказник регионального значения | 22 722,0 | |
4. | Наказбашевский государственный природный заказник | Государственный природный зоологический заказник регионального значения | 23 830,0 в т. ч. в Кугарчинском районе — 12 241,0 | |
5. | Резерват форели в реках Б. и М. Иняк | Зоологический памятник природы регионального значения | 90,0 | |
6. | Популяция лука косого в Кугарчинском районе | Ботанический памятник природы регионального значения | 15,7 | |
7. | Гора Маяктау | Ботанический памятник природы регионального значения | 85,0 | |
2.1 Природный парк Мурадымовское ущелье
В Кугарчинском районе располагается около 60% территории парка, граница которого проходит около 2-х км восточнее д. Мурадымово (Юлдыбаево-3), в 12,5 км юго-восточнее д. Бикбулатово, в 18 км юго-восточнее с. Мраково.
Юго-восточный участок парка расположен в Зилаирском районе. Общая занимаемая площадь составляет 23 586,0 га.
Парк расположен в переходной зоне между низкогорьем западных краевых хребтов горно-лесной зоны и ЮжноУральским плоскогорьем. На его территории преобладают характерные для Южного Урала комбинации широколиственных и светлохвойных лесов с типичными для лесостепной зоны каменистыми, кустарниковыми и ковыльными степями. Жемчужиной парка является так называемое Мурадымовское ущелье — фрагмент долины реки Б. Ик выше д. Мурадымово (3-е Юлдыбаево). Само Мурадымовское ущелье представляет из себя скалистый каньон, вытянутый вдоль реки Большой Ик. Здесь в живописных скалах в виде крутых отвесных обрывов до 100 и более метров обнажаются остатки древних морских барьерных рифов — рифогенные девонские известняки, которые продолжаются от этого места до реки М. Ик и далее на север. Аналогичные девонские известняки известны лишь в Гарце, на территории Германии. В России морские барьерные рифы нижнедевонского возраста сохранились только на Урале.
Поверхность скал Мурадымовского ущелья из белого или светло-серого известняка оживлена складками и разломами с массой вымытых водой каверн, гротов и пещер. Пещерный комплекс ущелья — один из самых впечатляющих на Урале. Здесь на протяжении всего 7 км насчитывается 36 пещер. Среди них особую известность имеет Старомурадымовская. Пещера имеет длину 210 метров. Ее стены покрыты рисунками, выполненными нашими далекими предками красной охрой. Возраст рисунков — около 10 тысяч лет. К сожалению, многочисленные посетители сильно закоптили стены пещеры. У пещеры от этого возникло второе название — Копченая. Самая длинная пещера Мурадымовского ущелья — Новомурадымовская пещера. Ее общая длина ходов составляет 1850 метров, глубина — 108 метров, является одной из крупнейших и красивейших на Южном Урале. Особую красоту пещере придают живописные кальцитовые натеки на стенах. Названия гротов говорят сами за себя: Концертный Зал, Приют Топографа, грот Добрых Фей, Мечта Геолога, Чертов Мостик и др. В некоторых пещерах Мурадымовского ущелья были обнаружены стоянки древнего человека. В пещере «Грот Голубиный» обнаружена стоянка древнего человека эпохи палеолита. Археологи обнаружили этот археологический памятник в 1960 году. Длина грота Голубиный — 69 метров. Он имеет огромный вход шириной 18 метров и высотой 3 метра. Из грота открывается превосходный вид на каньон реки Большой Ик.
Всего на территории природного парка имеется 46 пещер. Это самая высокая концентрация пещер на Урале. Большинство из них обладают высокой научной и культурно-исторической ценностью. Парк включает в себя эталонные экосистемы старовозрастных европейских широколиственных лесов низкогорной части Южного Урала, находящиеся вблизи восточной границы ареала, и эталонные экосистемы сосново-лиственничных травяных и остепненных лесов среднегорной части Южного Урала, находящиеся вблизи западной границы своего ареала. Флора и фауна отличаются видовым богатством и включают в себя ряд редких видов. На территории парка произрастают такие редкие виды растений, занесенные в Красную книгу Российской Федерации (2008), как ковыль опушенолистный, ковыль перистый, ковыль Залески, рябчик русский, венерин башмачок настоящий, чина Литвинова. Из животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (2001), на территории парка обитают подкаменщик обыкновенный, хариус европейский, обыкновенный тритон, беркут, орел-могильник, большой подорлик, сапсан, балобан, филин.
Парк имеет прекрасные перспективы для развития экологического туризма и рекреации.
Режим охраны парка установлен на основании Положения о государственных природных заказниках в Республике Башкортостан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 февраля 1999 г. № 48. В целях наиболее эффективного функционирования и сохранения природного комплекса на территории парка выделены три функциональные зоны, обладающие собственными особенностями охранного режима и природопользования: 1 — строгой охраны; 2 — заказного режима; 3 — рекреационная.
2.2 Икский природный заказник
Икский государственный зоологический заказник образован постановлением Совета Министров Башкирской АССР от 26 апреля 1972 г. № 220 «Об организации Икского государственного республиканского заказника». Икский заказник находится на востоке района в горно-лесной зоне между реками Белая и Малый Ик, площадь — 28,5 тыс. гектаров.
Природный комплекс заказника представлен широколиственными лесами (липняки, дубравы) в сочетании с горными степями на плоских вершинах увалов (сыртах). В долинах рек развиты пойменные луга. Растительность разнообразна, флора богата. Животный мир также разнообразен — от типично лесных таежных видов животных до представителей степной фауны. В заказнике охраняется комплекс охотничье-промысловых видов животных (лось, кабан, косуля, медведь, рысь, барсук, куница, глухарь, тетерев, рябчик, вальдшнеп и др.). Среди редких видов животных отмечены беркут, могильник, большой подорлик, балобан, сапсан, филин, бородатая неясыть, сизоворонка, серый сорокопут и др. Заказник имеет ресурсное, научное и природоохранное значение.
Режим охраны заказника установлен Положением о государственных природных заказниках в Республике Башкортостан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 февраля 1999 г. № 48, Положением об Икском государственном зоологическом заказнике, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 января 2008 г. № 13 «Об утверждении положений о государственных природных зоологических заказниках республиканского значения» и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 февраля 2010 г. № 44 «О внесении изменений в положения о государственных природных зоологических заказниках республиканского значения «Икский» и «Шайтантау».
2.3 Наказбашевский природный заказник Наказбашевский государственный природный зоологический заказник образован постановлением Совета Министров Башкирской АССР от 18 марта 1969 г. № 149 «Об организации Наказбашевского государственного республиканского заказника», площадь — 23 830,0 га.
Заказник расположен на участке хребта Накас и окружающих его широких волнисто-увалистых междуречьях, между с. Худайбердино и х. Черниговский, селами Воскресенское и Кривле-Илюшкино, в 16 км восточнее г. Кумертау, 16 км на юго-восток от г. Мелеуза и в 22 км к западу от с. Мраково.
Природный комплекс заказника представляет собой южный предел распространения лесостепи, сохранившей высокую лесистость (43%). Леса, в основном, широколиственные (липняки, дубравы, реже иные типы). Свыше 50% территории занято сельскохозяйственными землями, в т. ч. остепненные плоские водоразделы — сырты, используемые под выпас скота.
Животное население разнообразно. Многочисленны такие виды животных, как лось, кабан, барсук, куница, лисица, заходят медведь, волк, рысь. Наряду с типично лесными видами обитают представители степных ландшафтов: заяц-русак, обыкновенный сурок-байбак, большой суслик, серая куропатка, перепел. Фауна заказника включает в себя ряд редких видов животных, в том числе хариус, обыкновенный подкаменщик, могильник, беркут, филин, обыкновенный сурок, ушастый еж и др. Заказник имеет ресурсное, научное и природоохранное значение.
Режим охраны заказника установлен Положением о государственных природных заказниках в Республике Башкортостан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 февраля 1999 г. № 48, и Положением о Наказбашевском государственном природном зоологическом заказнике, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 января 2008 г. № 13 «Об утверждении положений о государственных природных зоологических заказниках республиканского значения».
2.4 Памятники природы
Памятники природы — это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы и их компоненты, а также объекты естественного и искусственного происхождения, которые нуждаются в особой охране.
Посещение памятников природы стоит включать в программу экскурсий. При этом будут решаться как задачи познавательно-рекреационные, так и экологического воспитания, а также косвенно задачи охраны за счет усиления внимания к этим объектам со стороны общественности.
2.4.1 Резерват форели реках Б. и в М. Иняк Зоологический памятник природы образован постановлением Совета Министров Башкирской АССР от 17 августа 1965 г. № 465 «Об охране памятников природы Башкирской АССР», площадь — 90,0 га. Расположен в 7,5 км к юговостоку от д. Мурадымово.
Большой Иняк и ее приток Малый Иняк (бассейн р. Сакмары) — горные речки с холодной и чистой водой, стекающие с западного макросклона Зилаирского плато. Вдоль них распространены ольхово-черемуховая урема, тополевники и ивняки, а также луга, а в верховьях — широколиственные леса. В речках обитают форель ручьевая (пеструшка) и европейский хариус, включенные в Красные книги Российской Федерации и Республики Башкортостан. На реке много перекатов, родников и незамерзающих полыней зимой, обеспечивающих кислородное обогащение воды, к недостатку которого очень чувствительны эти виды рыб. Памятник природы имеет научное и природоохранное (сохранение генофонда редких видов рыб) значение.
Режим охраны установлен Положением о памятниках природы в Республике Башкортостан от 26 февраля 1999 г. № 48. В связи с особенностями природного комплекса на территории памятника природы запрещены рыбная ловля, строительство прудов и других гидротехнических сооружений, загрязнение водоема, рубки главного пользования. Необходимо строгое соблюдение режима водоохранной зоны.
2.4.2 Популяция лука косого Ботанический памятник природы образован постановлением Совета Министров Башкирской АССР от 26 декабря 1985 г. № 212 «Об охране дикорастущих растений на территории Башкирской АССР», площадь — 15,7 га. Расположен в 9 км юго-востоку от д. Верхнебиккузино.
Памятник природы расположен по правобережью ручья Юрмаш (левый приток р. Белой) в зоне распространения широколиственных лесов на двух участках: верховье р. Юрмаш и урочище Медвежья поляна. На сенокосных полянах и по опушкам лесов встречается лук косой («ускун») — плейстоценовый реликт горно-азиатского происхождения, включенный в Красную книгу Республики Башкортостан. Внешне он напоминает чеснок, но, в отличие от него, имеет более широкие листья и желтые цветки. Большинство известных популяций этого вида находятся на восточном макросклоне Южного Урала, данная популяция — одна из немногих на западном макросклоне. Плотность популяций до 6 растений на 1 м². Здесь встречается также другой «краснокнижный» вид — чина Литвинова. Памятник природы имеет научное и природоохранное (сохранение генофонда редкого реликтового вида) значение.
Режим охраны установлен Положением о памятниках природы в Республике Башкортостан от 26 февраля 1999 г. № 48. В связи с особенностями природного комплекса на территории памятника природы запрещены выпас скота, сенокошение (до августа), посадки леса, сбор лука косого и других полезных растений, всякое строительство.
2.4.3 Гора Маяктау Ботанический памятник природы образован постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 июня 2003 г. № 146 «Об объявлении природных объектов и комплексов памятниками природы республиканского значения», площадь — 85,0 га. Расположен в 2,5 км к востоку от д. Давлеткулово 1-е.
Охраняются природные комплексы г. Маяктау (Ачилташ) и ее окрестностей, расположенных в верховьях ручья Чатрана западных предгорьях Южного Урала. Абсолютная высота горы — 523,8 м, сложена она породами артинского яруса нижней перми (конгломераты, известняки и др.). Здесь распространены эталонные варианты петрофитных и луговых степей, заросли степных кустарников и смешанные широколиственные леса с массой редких видов растений: ковыль красивейший, ковыль перистый, рябчик русский, пололепестник зеленый, астрагал Гельма, чина Литвинова, остролодочник Гмелина, копеечник крупноцветковый, копеечник Разумовского и др. На горе обнаружена пока единственная на Южном Урале популяция ландыша майского. Летом на горе наблюдается лет редких дневных бабочек: аполлонов, махаонов и подалириев. Памятник природы имеет научное и природоохранное значение.
Режим охраны установлен Положением о памятниках природы в Республике Башкортостан от 26 февраля 1999 г. № 48.
Заключение
Основные категории ООПТ в разной степени предполагают пространственное разделение на участки, имеющие различные цели в сохранении и использовании ландшафтного и биотического разнообразия, а также рекреационных ресурсов.
Среди них наиболее значимыми с точки зрения пространственной организации сохранения, восстановления и поддержания биотического и ландшафтного разнообразия, а также развития рекреационной и туристской деятельности являются национальные парки. Наравне с национальными парками природные парки в наибольшей степени отвечает задачам дифференциации планировочных решений на территории ООПТ для организации как природоохранного режима, так и использования природных ресурсов. Именно для национальных и природных парков одной из доминирующих задач является обеспечение рекреационной и туристской деятельности в границах ООПТ, что подразумевает выделение для этого специфических участков, а также дифференцированного режима охраны территории с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей.
На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Здесь могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов. Таким образом, перечень типов функциональных зон природных парков федеральным законом не ограничивается, и данная категория ООПТ позволяет провести более гибкое планирование охраны и использования земель охраняемой территории.
Список литературы
1. Антипов А. Н., Кравченко В. В., Семенов Ю. М. и др. Ландшафтное планирование: инструменты и опыт применения: Иркутск: Изд-во Института географии СО РАН, 2005. — 165 c.
2. Антипов А. Н., Дроздов А. В. и др. Ландшафтное планирование: принципы, методы, европейский и российский опыт Иркутск: Изд-во Института географии СО РАН, 2002. — 141 с.
3. Гареев А. М., Нигматуллин А. Ф. Система охраняемых природных территорий Республики Башкортостан: учеб. пособие. Уфа, 2005. 163 с.
4. Красная книга Российской Федерации (растения и грибы) / Министерство природных ресурсов и экологии РФ; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; РАН; Российское ботаническое общество; МГУ им. М. В. Ломоносова; Гл. редколл.: Ю. П. Трутнев и др.; Сост. Р. В. Камелин и др. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. 885 с
5. Красная книга Республики Башкортостан (объединенный том) / Под ред. А. А. Фаухутдинова. — Уфа: Полипак, 2007. — 528 с.
6. Колбовский Е. Ю. Ландшафтное планирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Колбовский. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. -336 с.
7. Колбовский Е. Ю. Рельеф и экологическая организация территории: новые аспекты ландшафтного планирования на местном уровне / Е. Ю. Колбовский // Геоморфология. — 2004. — № 4.
8. Колбовский Е. Ю. Ландшафтное планирование и формирование региональных систем особо охраняемых территорий /Е.Ю. Колбовский, В. В. Морозова. — М. — Ярославль: ЯГПУ, 2001.
9. Ландшафтное планирование: принципы, методы, европейский и российский опыт. — Иркутск: Изд-во Института географии СО РАН, 2002.
10. Реестр особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. — Изд.2-е, перераб. — Уфа: Издательский центр «МедиаПринт», 2010. — 414 с.
11. Севильская стратегия для биосферных резерватов. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2000.
.ur