Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Православные храмы Западного Забайкалья, XVII — XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной источниковой базой настоящей работы явились архивные документы. Национальный архив Республики Бурятия, сформированный в 20−30-е годы нашего столетия, когда были ликвидированы церкви, представляет собой 59 фондов церквей и монастырей, в которых сосредоточены Указы Святейшего Синода епархиям и приходам, распоряжения епархиального начальства, отчеты и рапорты настоятелей храмов… Читать ещё >

Содержание

  • Введение

Раздел 1. Острожские и монастырские храмы как начало и первооснова распространения православной культуры (30−70-е гг. XVII в.). 20−44 Раздел 2. Развитие и духовно-культурная деятельность православных храмов в Западном Забайкалье (ХУШ-Х1Х вв.).45

Раздел 3. Миссионерские храмы как центры внедрения православной среди бурят и эвенков (XIX в.).93

Раздел 4. Проблемы кризиса и возрождения церковного строительства в советский и постсоветский периоды.107

Православные храмы Западного Забайкалья, XVII — XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Со времени освоения Сибири Россией, с основания острогов и городов русскими казаками-землепроходцами, история православной церкви в Забайкалье, ее просветительская деятельность является одной из самых содержательных и неординарных страниц.

Православная церковь в своей деятельности затрагивала определяющие стороны духовной жизни русских поселенцев православного вероисповедания, зачастую неординарных по своему социальному составу, оказала существенное влияние на мировоззрение, традиции и обычаи, уклад жизни бурят, вылившееся в длительный процесс христианизации.

Православные храмы со времени своего основания в местах компактного расселения русского населения на территории Бурятии привнесли существенные изменения в культуру региона, коренным образом повлияли на изменение историко-культурного ландшафта. Храмы, основанные в 1640—1666-х годах в острогах, впоследствии преобразованные в города, монастыри I Даурской миссии (1681) — Посольский и Селенгинско-Троицкий, способствовали образованию поселений на восточном побережье Байкала с приходскими церквями, значительно изменили облик местности, явились, по существу, в силу ее легитимности и морфологической особенностей, своеобразным социокультурным институтом, повлиявшим на культурную жизнь русских и бурят.

Деятельность православной церкви с сер. XVII в. по 1917 г., особенно просветительная, требует объективного подхода и необходимого научного анализа. Православие в Бурятии не могло не оставить глубоких и качественных изменений в культурной жизни края, последствия которых наблюдаются во всех составляющих современной культуры региона.

До 1990;х годов исследования по истории храмовых комплексов православия как объектов и центров культурно-исторического процесса носили несколько односторонний характер, выявлялись и освещались вопросы взаимодействия буддизма и шаманизма, а также деятельность православной церкви с позиций христианизации бурят. Оценивая перспективы сосуществования различных религиозных систем на территории современной Бурятии, изучение проблем истории православной церкви в Бурятии может дать более точный оценочный прогноз и историко-культурное обоснование перспектив дальнейшего развития общества и культуры.

Актуальность исследования повышается ввиду необходимости уточнения некоторого конкретного исторического материала. Деятельность I Даурской, миссии, архиереев Иркутской и Забайкальской епархии, в состав которой входили церковные приходы городов и сел Бурятии, Миссионерского отдела Св. Синода, Переводческой комиссии Св. Гурия при Казанской духовной академии, на наш взгляд, должна получить более объективную оценку, соответствующую современным взглядам и достижениям исторической науки.

Деятельность православной церкви была направлена на осуществление насущных практических задач империи, являясь ее идеологической базой. Русское православие, являясь по существу национальным явлением, сумело преодолеть противоречия с традиционными религиями края и выйти на уровень1 диалога с буддизмом и шаманизмом, развивая собственные позиции в Центрально-азиатском регионе. К XX веку был достигнут уникальный опыт сосуществования религий в ограниченных территориальных рамках, характеризующийся состоянием духовно-нравственного равновесия. Степень научной разработанности проблемы.

Литература

по дореволюционной истории православной церкви России, в частности Сибири, обширна и разнообразна.

Фундаментальные труды по дореволюционной истории православной церкви — «История российской иерархии» А. Орнатского, «История русской церкви» в 5-ти томах Ф. Гумилевского, «История русской церкви» в 12-ти томах Макария и ряд других посвящены истории развития православной церкви России и представляют значительный интерес в плане поставленной проблемы. Изучению истории православной церкви Забайкалья посвящена известная работа деятеля русского православия Амвросия Орнатского, в которой дава-' лось описание деятельности монастырей Иркутской епархии.1.

Во второй половине XIX — нач. XX в. издан ряд работ церковных историков, которые, оценивая развитие исторического процесса с собственных методологических позиций, представили современным исследователям богатый фактический материал. Во всех рассмотренных работах приведен фактический материал по истории церковных приходов Иркутской епархии. Особенный интерес представляют материалы книг М. П. Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви», Нестора (иеромонаха) I.

Православие в Сибири", Знаменского П. В. «Основные начала духовно-училищной реформы в царствование императора Александра I» и др.

Значительный интерес представляет двухтомный труд И. М. Покровского «Русские епархии в XVI — XIX вв., их открытие, состав и приделы», в котором прослеживается процесс формирования Иркутской епархии, ее состав, границы, вклад иркутского духовенства в колонизацию Восточной Сибири. Статистические данные позволяют выявить закономерности расширения сети церковных приходов, а также некоторые региональные особенности.

Высоко оценивая вышеназванные труды авторов, следует иметь в виду, что эти работы рассматривают особенности утверждения православия на окраинах империи в контексте общероссийской истории. Эти проблемы затронуты фрагментарно, зачастую с позиций логики официальной идеологии империи — православия.

Среди трудов дореволюционных историков Сибири и деятелей Российского Географического общества, посвященных историко-географическому обзору края, содержатся сведения о православных храмах края. О тех или иных церквях, школах и священнослужителях упоминается в трудах А. И. Термена «Среди бурят Иркутской губернии и Забайкальской области», Г. М. Осокина «На границе Монголии. Очерки и материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья», В. Паршина «Поездка в Забайкальский край» .4 В вышеназванных работах, содержащих историко-географический обзор, вопросы деятельности православного духовенства и церкви затронуты описательно и фрагментарно. В работах по истории Сибири авторов П. Словцова, В. Вагина, В. Андриевича и1 ряда других фрагментарно затрагиваются вопросы деятельности православного духовенства и церкви края, освещаются вопросы духовной жизни в контексте общественно-политического развития России. В этих работах не формулируется значение церквей в качестве духовно-культурных центров, не показано перспективное значение храмов в деле воспитания. К сожалению, многие работы не избежали описательности и фрагментарности в изложении материала. Статистические данные Комиссии Куломзина по землевладению и землепользованию в Забайкальской области дают богатый материал для исследоваI теля, хотя истории православия находит здесь отведено незначительное место.5.

Часть вышеназванных источников имеет отношение к миссионерской деятельности православного духовенства в регионе. Представляет интерес описание деятельности Пекинской духовной миссии, опубликованы материалы об основании миссии в XVIII веке, о следовании миссионеров через Байкал и селенгинские степи и пребывании их в гг. Селенгинске, Кяхте и в Селенгин-ско-Троицком и Посольском монастырях. Есть довольно интересные сведения о состоянии монастырей на этот период, о священнослужителях, изучающих I китайский язык и занимающихся изучением истории и культуры Китая и Монголии. В материалах дипломатических посольств, составленных Николаем Бантыш-Каменским — «Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792 гг.», помимо вопросов межгосударственных отношений затрагиваются и проблемы духовных миссий. В исторических хрониках, таких как «Иркутская летопись 1857−1880 гг.» Н. С. Романова, даны подробные сведения о составе миссий, маршруты их следования. В фундаментальном исследовании «Русско-китайские отношения в XVII веке» имеются достоверные сведения о состоянии православия в Забайкалье.6.

Конкретные фактические материалы по истории православной церкви в крае, по исследуемой нами проблеме дают работы собственно историков церкви. Помимо специальных трудов по истории церкви мы находим сведения о забайкальских церквях в «Православном энциклопедическом словаре», в «Памятной книжке Забайкальского края», где даны статистические сведения о храмах и священнослужителях. В светских изданиях, таких как «Путеводитель по Транссибирской магистрали» и «Города России», также даны материалы о церквях и соборах городов и станций края. Хотя в вышеназванных работах собран огромный фактический материал, краеведческого направления, отсутствует объективная оценка деятельности церкви в регионе.

С позиций изучения проблем церковной жизни изнутри пронизаны материалы «Иркутских.» и «Забайкальских епархиальных ведомостей», издававшихся в XIX — нач. XX вв., в которых деятели Иркутской епархии Макарий, Мелетий, Вениамин и другие православные миссионеры затрагивают вопросы > и проблемы миссионерской деятельности церкви и духовенства, жизни бурятского и эвенкийского населения в контексте «окормления паствы». Здесь приведены статистические данные о крещении бурят, опубликованы материалы о финансовом состоянии церковных приходов.

В советский период, когда в борьбе против религии ограничивались рамки изучения темы, допускались грубейшие нарушения веротерпимости, не всегда учитывался опыт многовекового историко-культурного развития русского православия. С 1920;х. гг. появляются работы атеистического направления, в которых история церкви освещается в одностороннем порядке, издаются антирелигиозные учебники, атеистические словари. Определяющим моментом для всей церковной политики государства и советской исторической науки явились пропагандистские выступления партийных деятелей того времени — И. В. Сталина, Н. И. Бухарина, А. В. Луначарского, Ем. Ярославского и др.

История русской церкви" Н. П. Никольского положила начало исследо-' ваниям по истории православной церкви в рамках определенной методолоп гии. Несмотря на сложность методологических установок этого времени, значение работы заключается в том, что советская историческая наука впервые обратила внимание на историю отечественного православия.

Издаются работы, в которых дается негативная оценка деятельности православного духовенства. Это, в первую очередь, работы К. П. Абросенко «Религия на службе контрреволюции в Сибири», Е. Ф. Грекулова «Православная церковь — враг просвещения», М. Л. Нейтмана «Православная церковь Зао 1 байкалья в период семеновщины» и др. К сожалению, характер этих исследований заключается в том, что в них доминируют политические штампы, которые не позволяют оценить эти сочинения как подлинно научные.

В диссертации были использованы работы Д. Лихачева, А. Сахарова, Б. Рыбакова и ряда других отечественных исследователей, их фундаментальные теоретические положения по истории и теории культуры и религии легли в основу концептуальных построений автора.

Ряд авторов освещают основные процессы практической реализации религиозных принципов социальной жизни, взаимодействие и взаимное влияI ние религиозных институтов и структур власти, религии и культуры — это работа С. И. Самыгина, В. Н. Нечипуренко, И. Н. Полонской «Религиоведение: социология и психология религии». Здесь рассматриваются причины и истоки распространения православной церкви в Забайкалье, одновременного сосуществования различных религиозных концепций и многообразия религиозной жизни, которые являются феноменами общественной жизни России в XVII—XIX вв.

Монография Л. П. Шорохова интересна тем, что автор впервые уделяет внимание деятельности монастырей, приводит статистические сведения по монастырям Иркутской епархии. Основная часть внимания автора уделена хозяйственной деятельности монастырей как некоего замкнутого хозяйственного комплекса.

В исследованиях отечественных историков С. Бахрушина «К вопросу о крещении Киевской Руси». Б. Д. Грекова «Крещение Руси», М. Н. Тихомирова «Просвещение Киевской Руси» и ряде других работ привлечены материалы по истории распространения христианства на Руси, выявлена логика его развития, а также исторические условия распространения православия. Безусловно, авторы находятся на позициях марксистско-ленинского понимания историзма в приложении к общественным явлениям, однако им присущи глубокое социо-философское видение предмета исследования, многоаспектность изложения, не подвластные идеологическим установкам.

По исследуемой нами теме и по вопросу участия православной церкви в > колонизации Восточной Сибири, в частности, Западного Забайкалья в ХУ11 в., вышеназванные исследования являются бесспорными в теоретическом плане. Авторы, критикуя церковь, учитывают тот фактор, что церковь укрепляла авторитет самодержавной власти, способствовала реализации на практике идеи «Москва — третий Рим», являлась частью государственной системы власти.

Вместе с общественными настроениями и развитием историографии на рубеже 80−90-х гг. XX в. начинается новый этап в историографии российского православия, сопровождавшийся процессами возрождения утраченных ценностей, апелляцией к историко-культурному наследию. Ретроспективная основа работ Н. С. Гордиенко «Современное русское православие», И. А. Крывелева «История религий» и ряда других позволяет провести ряд сопоставительных аналогий в истории православия в России и на ее национальных окраинах.9 Хотя в вышеназванных работах подводятся общие итоги сложного процесса, касающегося кризиса православной церкви в масштабах России, ряд оценок,> касающихся роли и значения православия, актуальны для нашего исследования.

Достаточно объективной и насыщенной источниковой базой является «История бурят-монгольского народа» Ф. А. Кудрявцева, изданная в 1940 г. Ряд работ бурятских ученых посвящен экономическому состоянию монастырей, формированию поселений новокрещеных бурят, их социальному положению, хотя основополагающей концепцией, проходящей красной нитью через все работы, является утверждение, что православное духовенство являлось орудием царского правительства в деле колонизации края10.

В связи с разработкой программы «Наследие» Министерством культуры РБ и масштабным проведением реставрационных работ памятников церковного зодчества, активизацией деятельности государственных учреждений охраны памятников в 70−80-е годы нашего столетия проводились комплексные исследования по истории монастырей и приходских церквей. В результате проведенных работ в научно-исследовательских и проектных институтах появились фундаментальные исследования по истории городов Сибири и церквей, в рамках программы создания Свода памятников истории и культуры народов СибиI ри, предпринятых СО РАН.

Работы Крадина В. И. «Первые русские города Сибири», Крадина Н. П. «Русское деревянное оборонное зодчество», Резун Д. Я., Васильевский P.C. «Летопись сибирских городов», Проскурякова Т. С. «О регулярности в русском градостроительстве XVII — XVIII вв.» и ряд др. фундаментальных трудов исследователей истории архитектуры и градостроительства положили начало детальному анализу истории русских городов и церковного зодчества в Сибири. Определенный интерес для изучения истории православия в Бурятии представляют две монографии Л. К. Минерта: «Памятники архитектуры Бурятии» и «Архитектура Улан-Удэ» .11 В этих работах рассмотрены архитектурные и стилевые особенности православных храмов, проанализированы разнообразие и характер архитектурно-композиционных решений, дана высокая оценка памятников культового зодчества, их организующей роли в архитектурном пространстве и окружающей среде. В 1970;е гг. появляются издания, которые дают в целом положительную оценку научно-просветительной деятельности православного духовенства в Бурятии. «Очерки истории культуры Бурятии», являются фундаментальным исследованием ученых Бурятии, которые внесли весомый, крупный вклад в исследование истории и культуры края, но вместе с тем, православные комплексы не изучались в контексте духового и культурного наследия. Дополнительные исследования в архивах существенно восполнят содержание и тематику исследований по дореволюционной истории Бурятии.

В 80−90-е гг. предпринимались отдельные попытки краеведческого изучения православных комплексов, в их числе находится работа М. Шмулевича «Троицко-Селенгинский монастырь» .13 В книге рассматриваются основание монастыря, развитие архитектурного ансамбля, монастырское землевладение, социальный состав приходских крестьян, деятельность настоятелей монастырей, их подвижнический труд.

В связи с изменением общественно-политического строя появляются работы, пронизанные идеей сохранения историко-культурного наследия, дается объективная оценка деятельности православной церкви, трагической и драматической истории ее за последние семьдесят лет. Это центральные периодические издания, такие как «Наука и религия», «Архитектура и строительство», «Родина» и ряд других. Среди публикаций архитекторов, историков и искусствоведов можно выделить работу М. М. Одинцова «Государство и церковь», где приводятся государственные документы, касающиеся деятельности религиозных организаций, начиная с Декрета об отделении церкви от государства.

О модернизации и укреплении позиций русской православной церкви в современном христианстве, о поиске путей совместных взаимоприемлемых решений вероучительных проблем с другими конфессиями, о консолидирующей роли православия имеется ряд публикаций в академических изданиях.

Во второй половине 90-х годов появляются работы, посвященные истории православной церкви в Восточной Сибири. В этом ряду стоят две кандидатские диссертации — И. Ю. Ваниной «Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Северо-восточной Азии (сер. XVIIсер. XIX вв.» и О. Наумовой, посвященная истории Иркутской епархии (XVII-XIX вв.), в которых исследуются вопросы деятельности миссий на территории Иркутской епархии и основные этапы становления епархии. В них дана положительная оценка деятельности православной церкви в регионе, показана просветительная деятельность архиереев, но не затрагиваются детально культурообразую-щие функции православных храмов в регионе.

Появились работы, отражающие региональные особенности православиядиссертация В. Т. Михайловой «Православие в духовной культуре бурят (18 611 917)», где дана высокая оценка деятельности православной церкви, особой роли православия в становлении дореволюционной и современной бурятской культуры, обоснован тезис о реальном функционировании в период с 1861 жь 1917 гг. Бурятской православной церкви в составе РПЦ, выявлена специфика и статус данного образования в системе традиционной бурятской культуры.

В связи с празднованием 200-летия Св. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, изданы материалы российских научно-практических конференций и симпозиумов, впервые вводятся в научный оборот богатейшие церковные архивы.

В исследовании использовались теоретические разработки по истории и теории отечественной религии и культуры, позволившие провести сопоставительный анализ таких явлений культуры, какой является деятельность право-' славной церкви в крае, в сравнении с процессами развития церкви в общероссийском масштабе.

Таким образом, история русского православия, его цивилизующая роль на протяжении длительного исторического этапа (ХУП-Х1Х вв.) явились предметом пристального внимания видных ученых, общественных и политических деятелей, краеведов, которые на разных этапах исторического развития уделяли особое внимание православной церкви. Подавляющее большинство исследователей позитивно оценивали роль православной церкви в истории Российского государства. Тем не менее, история православия и культурно-историческая роль церквей в отдаленных регионах России, на рубежах цивилизации Запада и Востока, не получила достаточного отражения, требуется объективный научный анализ их роли и значения в освоении культурно-исторического пространства Сибири и Центральной Азии. I.

Советская историческая наука в силу методологических установок не отразила в полном объеме историю и культуру православной церкви в России, не говоря уже об особенностях распространения православия в Забайкалье.

Современные исследования требуют дополнительного привлечения большого круга источников — новых архивных сведений, современной интерпретации опубликованных и неопубликованных материалов, привлечения лучших сил общественной мысли и исследователей из сопредельных отраслей знания (архитектуры, языкознания, живописи, книжного дела, психологии и социологии).

Цель и основные задачи исследования. Основная цель исследованияопределение и освещение основных этапов распространения христианской культуры в Западном Забайкалье в период ХУП-ХХ вв., связанных со строительством и функционированием, развитием и кризисом в деятельности православных храмов. Не претендуя на всестороннее исследование крупной научной исторической проблемы, автор ограничился постановкой и решением ряда взаимосвязанных задач:

— определение православных храмов в качестве модельных территорий, в которых формировался общерусский православный тип культуры;

— освещение практической деятельности православных храмов в длительном процессе социокультурного развития Западного Забайкалья;

— выявление регионального своеобразия в деятельности храмовых, комплексов, связанного с особенностями духовной культуры бурят, основанной на постулатах традиционных религий — буддизма и шаманизма;

— выделение основных этапов в кризисных явлениях 1917;1940;х гг.

В методологическом плане автор следовал исходным принципам исторической науки: принципу историзма, который не допускает модернизации исторических процессов и событий, принципу объективности взгляда на историю, который ориентирует исследователей на объективный анализ и оценку фактов, относящихся к настоящей теме в их совокупности. Использование этих прин-1 ципов в диалектическом единстве позволяет раскрыть историко-культурные аспекты формирования, раскрыть исторические взаимосвязи объективного и субъективного порядка, разработать обоснованные практические рекомендации.

В связи с вновь выявленными фактами, изменением источниковой базы, выявлением новых данных. Ранее не доступных исследователям, особенно важно преодолеть старые догмы и стереотипы общественной мысли прошлого, определить приоритет не классовых, а общечеловеческих ценностей и идеалов.

Научная новизна и практическая значимость работ. Научная новизна определяется постановкой задач, использованным материалом и полученными результатами. В частности, выявлены основные периоды распространения православия в регионе, выделена определяющая роль научно-просветительной деятельности православной церкви, выдвинут и обоснован тезис о православных храмах как духовных и культурных центрах. В работе актуализируются практические аспекты деятельности православной церкви в Бурятии, способствовавшей интеграции Западного Забайкалья в политическое, экономическое и культурное пространство России.

Материалы диссертации позволяют определить реальное распространение православной культуры в Восточной Сибири, переосмыслить феномен взаимодействия христианства с культурными концепциями буддизма и шаманизма. Отдельные положения диссертации могут быть включены в курсы лекций по истории распространения православия в Российской империи. Материалы диссертации расширяют возможности разработки новых тематико-экспозиционных и тематико-структурных планов исторических музеев Бурятии и Читинской области.

Православные храмы Забайкалья, определяемые автором в качестве базовых социокультурных моделей православной культуры в регионе, сыграли значительную, порой определяющую роль в становлении нового типа культуры, объединяющей историко-культурные концепции Востока и Запада.

Объектом исследования явился процесс становления и развития православных храмов на территории Западного Забайкалья, как религиозных и куль-, турных центров. В работе рассматриваются такие аспекты деятельности православной церкви, как основание и строительство храмов, развитие иконописи, формирование библиотек, церковно-приходских школ, строительство миссионерских станов, т. е. в совокупности составляющие культурообразующие центры в наиболее компактных местах расселения русского и бурятского населения.

Хронологические рамки исследования охватывают значительный период: с последней трети XVII в. — со времени основания и строительства церквей, до настоящего времени. Проблемы развития православных храмов в XX в. рассматриваются лишь в порядке изучения крупнейшего кризиса церкви, анализируя культурно-исторические проблемы ликвидации православных храмовых комплексов и их возрождения.

Территориальные границы исследования — Западное Забайкалье (территория современной Бурятии), обусловлены чисто географическими граница- ¦ ми, хотя приходы, расположенные на данной территории, относились до конца XIX в. к Иркутской епархии, а с 1898 г., когда была образована Забайкальская епархия с центром в г. Чите — Благочиния округов подчинялись Читинскому архиерейскому дому, сохранившего до настоящего времени это руководство.

Источниковая база исследования. Основу исследований составили документы и материалы РГАДа (Российского государственного архива древних актов, г. Москва), РГИА (Российского государственного исторического архива, Санкт-Петербург), ГАИО (Государственного архива Иркутской области), НАРБ (Национального архива Республики Бурятия), ГАЧО (Государственного архива Читинской области), фонды редких книг Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова, Кяхтинского краеведческого музея им. Обручева. Значительная часть настоящих документов вводится в научный оборот впервые.

Автор в течение ряда лет работал над составлением научно-проектной документации по реставрации памятников церковного зодчества согласно программе «Наследие» Научно-производственного Центра по охране памятников Министерства культуры РБ и проводил полевые исследования по районам республики с целью выявления памятников истории и культуры республики. I.

Основу для анализа и обобщение составили архивные документы, труды Забайкальской и Иркутской епархии, не вовлеченные широко в научный оборот, тома и выпуски «Иркутских епархиальных ведомостей» и «Забайкальских епархиальных ведомостей» позволили автору выявить статистические данные по строительству церквей, расширению границ приходов, жизни и деятельности церквей по различным округам Бурятии.

Основной источниковой базой настоящей работы явились архивные документы. Национальный архив Республики Бурятия, сформированный в 20−30-е годы нашего столетия, когда были ликвидированы церкви, представляет собой 59 фондов церквей и монастырей, в которых сосредоточены Указы Святейшего Синода епархиям и приходам, распоряжения епархиального начальства, отчеты и рапорты настоятелей храмов, основополагающим документом по истории той или иной церкви является клировая ведомость, в которой имеются, сведения об основании и строительстве храма, биографические данные о священнослужителях, о пожертвованиях, о приходе и прихожанах и имущественном состоянии. Сведения о церковно-приходских школах имеются в фондах епархиальных училищных советов, сохранились личные фонды протоиереев Одигитриевского кафедрального собора: фонд А. Попова 364 (1841−1880) и М. Сизова (1851−1917). Фонд 364 Верхнеудинского Протоиерея Амфилохия Попова с 1841—1878 гг. содержит 80 дел, здесь в основном сосредоточены дела по внутрицерковной жизни, касающиеся дисциплины священнослужителей, о перемещении их, о пенсионном обеспечении священников, а также о наследст- > венных делах в семьях священнослужителей. Помимо кадровых вопросов интересы протоиерея были разносторонни, им решались вопросы финансирования притча, составлялись отчеты в духовную консисторию о состоянии в обществе, о появлении мистических сект, об отводе земель для вновь обустраиваемых церквей, есть материалы о венчании крестьян, вышедших из крепостной зависимости, т. е. весь круг вопросов, который требовал решения протоиерея, как главы духовенства в этом районе.

В Фонде 491 Троицкосавского Благочинного совета сосредоточены документы деятельности церкви периода Дальневосточной республики (ДВР).' Состояние церквей в советский период, на момент их ликвидации и закрытия имеются в фондах 248 и 470, ставшими доступными для исследования только в 1990;х годах. В этих документах, согласно актам ликвидационных комиссий, находятся уникальные материалы о состоянии зданий церквей, их имущественного и земельного владения, имеются планы, чертежи, фотографии. Что ка-1 сается судеб священнослужителей, подвергшихся политической репрессии, то материалы о них находятся в рассекреченных делах архива Управления Федеральной службы безопасности Республики Бурятия.

В государственных архивах городов Читы, Иркутска и Санкт-Петербурга также находятся документы, отражающие историю православия в Забайкалье. Так, в портфелях известного историка Миллера, обследовавшего сибирские церкви в 1743—1744 годах во время Камчатской экспедиции, имеются материалы о монастырях и некоторых церквях.

Коллекции икон, церковная утварь, фотографии, документы и богословские книги библиотек городов Иркутска, Улан-Удэ и Кяхты, представляют собой особый тип источников, которые позволяют наиболее полно выявить жизнь православной церкви на территории Бурятии во всей ее полноте.

Имеющаяся в библиотеках и музеях переводная литература позволяет выявить уровень и степень осмысления христианского богословия, академизма и профессионального языкового мастерства православного духовенства, сумевшего внести свой вклад в мировое христианство.

Автором исследованы и введены в научный оборот обширные архивные I документы по строительству и основанию церквей, впервые систематизированы сведения о действующих храмах на территории Западного Забайкалья в ХУШ-Х1Х вв., также приведены в систему имущественное состояние церквей практически по всем приходам на момент их закрытия (1920;30-е гг.), составлен каталог по кафедральным соборам городов Западного Забайкалья, приходским и миссионерским церквям, выявлены строительные документы (проекты строительства, ремонты, перестройки), которые легли в основу реставрационных работ. Изучены и собраны фотографии церквей, часовен, священнослужителей нач. XX в., систематизированы материалы антирелигиозного музея (1930;е годы), где находятся разрозненные материалы по деятельности церквей кон. XIX — нач. XX вв.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

С первых этапов распространения православной культуры в Западном Забайкалье, на территории современной Бурятии, православные храмовые и монастырские комплексы явились особыми культурообразующими центрами, формировавшими новую духовную и материальную среду региона. Православная культура Бурятии, являясь частью общерусской православной традиционной культуры, сложилась в период ХУП-ХХ вв. в особый тип субкультуры, который может рассматриваться в качестве регионального социокультурного, субстрата со всеми отличительными особенностями, присущими данному явлению.

Рационализм и традиционализм, своеобразие национального типа духовности и форм бытования отечественного православия в Бурятии определили, в силу этнокультурных особенностей региона, значительные, по нашему мнению, трансформации, повлекшие за собой особенное и неповторимое «звучание» христианского мировоззрения и мироощущения в контексте кочевой цивилизации Западного Забайкалья.

Буряты в ХУП-ХУШ вв., особенно активно подверженные влиянию буд- • дизма и буддийской культуры, к моменту вхождения в состав Российского государства (30−40-е гг. XVII в.), испытывали своего рода культурные инновации со стороны стран Востока, огромного буддийского мира — Китая, Монголии, Тибета и Индии, глобальное и отчасти определяющее влияние буддийской философии, догматики, культа и мироощущения в целом.

В ХУП-Х1Х вв. в Западном Забайкалье начался процесс постепенного развития и закрепления нового типа культуры — русской православной, тесно связанной с политическими и экономическими интересами империи на восточных ее рубежах.

Храмовое строительство в Западном Забайкалье являлось частью государственной политики в отношении бурят и отчасти эвенков Забайкалья, — территории, непосредственно определившей интересы России в торговле с Китаем. Роль платформы, на которой вырабатывалась модель взаимоотношений с буд-< дийским Востоком, определяла цели и задачи колонизационной политики, главенствующее место в которой занимала деятельность Русской православной церкви в качестве института духовности и правопорядка. Первые монастырские комплексы Западного Забайкалья — Посольский и Троицкий (1681, 1862) явились основным структурообразующим компонентом в развитии и росте русских поселений на восточном побережье Байкала.

Особая роль монастырей и монастырских храмов заключалась в следующем: а) была создана материальная база с благоприятными материальными воз-' можностями для пастырской деятельностиб) духовная деятельность монастырей сопрягалась с политическими задачами России на ее восточных окраинахв) распространение православной культуры и общерусского менталитета касалось не только русских поселенцев — казаков, «служивых», крестьян, администрации новых поселений в крае, но и бурят — крупнейшего южносибирского монголоязычного этноса, а также эвенков на севере исследуемой нами территорииI г) монастырское духовенство и священнослужители являлись непосредственными носителями и распространителями христианской культуры, философских и мировоззренческих основ христианствад) миссионерские школы и училища при монастырях и храмах выполняли задачи духовного строительства, формируя личность определенного типа, затребованного конкретным историческим временем и реалиями бытияе) несмотря на недостаточное финансирование, удаленность от центров России, малолюдность деятельность храмовых комплексов в Западном Забайкалье имела стабильный и во многом определяющий характер, связанный со способностью конфессий адаптироваться в социокультурном контексте региона. Духовные искания и запросы русского этнического большинства в период после 1861 года оказались сопряженными с этнической историей бурят, включенными в общецивилизационные процессы эпохи капитализма Восточной I.

Сибири.

Православные храмы Западного Забайкалья выполнили функции определения ценностных ориентаций, прежде всего нравственных. Символический язык христианской религии, выработанный столетиями его существования, преломлялся в иноэтнической среде, получал дополнительные функциональные значения, определяя символику его этнических и эстетических представлений в рамки историко-культурных дефиниций. История отечественного православия, особенности русской православной культуры сформировали в среде русских поселенцев микросреду, доминирующее положение в которой занимаI ла духовная жизнь церкви, практическая деятельность священнослужителей, приходской общины.

Согласно теории локальности культур и цивилизации Н. Я. Данилевского, культурно-исторические типы существуют несколько обособленно. В таком случае, в Западном Забайкалье сложился особый культурно-исторический тип, где культурные ресурсы православия, буддизма и шаманизма в какой-то степени повлияли на систему православного образа жизни. Деятельность православных храмовых комплексов отразилась, прежде всего, в таких отраслях социальной жизни, как образ жизни русского православного населения и новокре- «щенных «язычников» — бурят и эвенков, способ ведения хозяйства, круг православных праздников, система образования, воспитания, виды и жанры искусства.

В православных монастырях действовали иконописные мастерские, мастера-строители, как русские, так и буряты, соединяли на практике архитектурные традиции кочевой культуры и православного зодчества. Духовенство в период XVII—XVIII вв. внесло свой вклад в развитие политико-дипломатических отношений с Китаем и Монголией в качестве сотрудников духовных миссий, в XIX в. — на Аляске.

На территории Бурятии процесс распространения православной культуры прошел несколько стадиальных этапов:

1. XVII в. — 1660−1681 гг. Начало распространения православия в крае, вылившееся в строительстве первых острожских храмов и устройство I Даурской миссии в монастырях восточного побережья Байкала.

2. XVIII в. — процесс преобразования острожских храмов в городские и приходские храмы во вновь нарождающихся городах и селения Западного Забайкалья.

3. XIX в. — расширение сети православных храмов, расцвет православия в крае.

4. Нач. 20−30-х гг. XX в. — ликвидация православных храмов в контексте общероссийских процессов, связанных с политикой атеизации в РСФСР и СССР.

5. 70−90 гг. XX в. — начало восстановления храмов, возрождение правосла-1 вия в Бурятии.

Нельзя не отметить субъективизм в описании интерпретации церковной деятельности православного духовенства в советский период, когда в угоду идеологическим догматам в значительной степени были снижены значение и роль церковно-приходских школ, системы образования в целом для Западного Забайкалья. Здесь необходимо отметить, определяющую роль православного образования и воспитания в формировании духовно-нравственной среды, способствовавшей появлению интеллигенции — русской и национальной (бурятской), органично сочетавшей в себе культурный потенциал христианской цивилизации и буддийского мира.

На стыке православия, буддизма и шаманизма в Западном Забайкалье определилась и оформилась «храмовая» составляющая православной культуры, связанная с особенностями полукочевого и кочевого способов ведения хозяйства, природно-климатическими условиями, зачастую не совсем благоприят-' ными. Подняться до регионального Церковного института, охватывающего широкие слои населения, возможно было только в силу существования базовых духовных ценностей, выработанных веками бытования отечественного православия. Трансляция духовных ценностей осуществлялась посредством религиозных репрезентантов, цементировавших религиозный каркас. Это важнейший элемент и орудие в системе базовых ценностей.

Особенностями церковной жизни в Западном Забайкалье были:

— близость Китая и Монголии, экономические и торговые связи, вы1 звавшие рост купеческого сословия, отсюда — крупные пожертвования со стороны купечества, на собственные средства возводивших каменные здания православных храмов;

— неоценимое богатство книгохранилищ в ризницах, пополнявшихся сотрудниками российских дипломатических посольств в Китае и других государствах Азиатско-Тихоокеанского региона. Ризницы пополняли, как указано в диссертации, крупные деятели политики и церкви, останавливавшиеся в монастырях Даурской миссии по пути в Китай. В эпоху Петра I активизировалась деятельность пекинской миссии, ее 1 сотрудники по разным причинам подолгу останавливались в монастырях Забайкалья и внесли значительный вклад в исследование истории миссионерской деятельности Русской православной церкви в Китае и на Аляске;

— близость Иркутской епархии — крупнейшего религиозного центра в Сибири, развитого экономического центра Восточной Сибири, где определялась политика и вырабатывались стратегия и тактика деятельности Русской православной церкви в Восточной Сибири. В Западном Забайкалье, являвшегося структурной единицей Иркутской епархии, -до 1894 г. — времени создания Забайкальской епархии, сформировалась собственная сеть православных храмов с оригинальной архитектурой, особенностями приходской жизни, составом прихожан, а также экономической деятельностью, вовлеченной в структуру бытия ело-, жившихся административно-территориальных единиц — Степных Дум.

В исследовании отмечается поэтапный рост влияния Русской православной церкви в общей составляющей обыденной жизни крестьян и бурятских скотоводов, а также эвенков-охотников и оленеводов.

Автор отвергает положение о деструктивной роли православной церкви в крае, отмечая, в частности, значительную роль православной культуры в формировании региональной культуры русского и бурятского населения в эпоху капитализации экономики.

В Западном Забайкалье выросла целая плеяда духовенства, высокообразо-1 ванной части населения, сформированного в системе традиционных духовных ориентиров отечественной культуры, сумевшая в органическом единстве не отторгать, а адекватно адаптировать и интерпретировать местные бурятские системы ценностных ориентаций.

Армейские, казачьи, железнодорожные, миссионерские церкви Западного Забайкалья явились своего рода «культурными гнездами» в местной сословной среде, отличавшейся по многим показателям от состава населения от Центральной или Южной России.

Восточная Сибирь и Западное Забайкалье, в частности, оказались модель-' ными территориями культурных инноваций, не разрушивших традиционного уклада жизни бурят, либо эвенков. Характер представленных в исследовании источников позволяет определить деятельность православных храмов Западного Забайкалья в качестве доминирующих идеологических и структурообразующих институтов Русской православной церкви, формировавших политику колонизации и «русификации» культуры, образа жизни, мировоззрения и менталитета населения региона, включенного в орбиту межконфессионального диалога на стыке Восток-Запад.

Таким образом, развитие в Западном Забайкалье православия в ХУИ-нач. XX вв. проходило в общем контексте политического, экономического и культурного развития России, становление и функционирование институтов РПЦв условиях этнокультурного влияния кочевой и полукочевой культуры бурят, ориентированной до XVII в. на духовные культурные ценности шаманизма и буддизма.

В диссертации рассматриваются проблемы функционирования православной церкви в условиях кризиса РПЦ 20−30-е гг. XX в. В Бурятии процесс ликвидации православной церкви проходил в общероссийских рамках политической ситуации, предопределенной политикой государства в отношении религии и церкви.

В диссертации приведен и обобщен материал по изъятию церковных иму-ществ, акты обследования православных церквей на предмет реквизиции и ликвидации в период 20−30-х гг. нашего столетия. Так, в г. Верхнеудинске, административном и культурном центре Западного Забайкалья, за два дня были сняты 30 колоколов со всех церквей, здания были отданы под библиотеки, столовые, курсы, конюшни, склады, а две часовни — Петропавловская и Успенская, были снесены. Приведенные цифры уточняют количество уничтоженного церковного имущества.

В 30−40-е гг. проходили процессы по делам священнослужителей, участников «контрреволюционных» заговоров. Конкретные статистические данные, имена и фамилии арестованных и репрессированных священнослужителей, представленные в соответствующем разделе диссертации, позволяют уточнить характер мер в отношении служителей православного культа в Бурятии, выяснить судьбы зачастую невинно пострадавших деятелей Русской православной церкви.

С 1945 г. начался процесс возрождения православия в Забайкалье. До конца 1980;х гг. в республике официально зарегистрирован Вознесенский храм г.' Улан-Удэ. В конце 80-х — нач. 90-х гг. процесс возрождения был определен законодательной базой, в Бурятии РПЦ было передано 13 каменных зданий церквей, проводятся реставрации памятников культового зодчества. За 1990;97 гг. созданы 46 церковных приходов, открыты церкви в 15 населенных пунктах, действуют иконописные, кузнечные, столярные мастерские, воскресные школы. По состоянию на 1990 год состав духовенства по Бурятскому Благочинию составляет 26 человек. Созданы церковные приходы в новых промышленных районах — на Гусиноозерской ГРЭС, Тугнуйском угольном разрезе, Селенгин-ском ЦКК, а также в местах заключения системы МВД.

Изменение иерархии ценностей в разных поколениях современного Забайкальского православного прихода ставит перед православным духовенством особые задачи. Необходимо согласиться с утверждением Т. М. Михайлова, что большую опасность в возрождении и дальнейшем развитии региональной культуры представляет явно наметившийся процесс «американизации» русской (российской) культуры. Многое зависит от того, как будет развиваться русская культура, как русские будут восстанавливать и утверждать свою самость. Явится ли реальностью сегодняшнего дня православный храм для населения с тра диционным исповеданием православия очагом духовности и культуры, какой она являлась в XIX в.

Будущее православия и его институтов находится в общей структуре развития христианской цивилизации в целом. Бытование православных храмов в.

Бурятии — неотъемлемая и важная часть исторического развития Русской пра- > вославной церкви в Забайкалье в ХУП-ХХ вв. Духовно-практическая деятельность православных монастырей и храмов оказала определенное влияние на все стороны духовной и материальной жизни народов региона — русских, бурят и эвенков, социальная жизнь которых была обусловлена духовным влияние православия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. 7. Опись Никольской железнодорожной церкви ст. Верхнеудинск. 1923, 105 л.
  2. Д. 19. Опись Михайло-Архангельского храма.
  3. Д. 27. О закрытии Мысовской церкви.
  4. Д. 28. О ликвидации Михайло-Архангельского храма.
  5. Д. 64. Акты по проверке церковного имущества Баунтовского аймака, 1928 г.
  6. Д. 65. Акты по Оймурской Никольской церкви, 1928 г., 112 л.
  7. Д. 66. Опись имущества по Еравнинскому району, 1928 г.
  8. Д. 67. Опись по Тункинскому аймаку, 1928 г.
  9. Д. 68. Опись имущества по Северобайкальскому аймаку.
  10. Д. 69. Опись имущества по Мухоршибирскому аймаку.
  11. Д. 72. О ликвидации Воскресенского храма, 1929−30-е гг., 147 л.
  12. Д. 87. Материалы о передаче помещений Селенгинско-Троицкого монастыря, в ведение Бурнаркомздрава, 1929−35 гг.
  13. Д. 88. Сведения о действующих и закрытых молитвенных зданиях по Верхнеудинску и Кяхте.
  14. Д. 95. О ликвидации Гужирской церкви Тункинского района, 1930−34 гг., 27 л.
  15. Д. 100. О ликвидации церкви в Баунтовском районе.
  16. Д. 105. О ликвидации церквей в с. Кокорино, Кибалино, Средний и Нижний Убукун, 1934 г., 48 л.
  17. Д. 106. О ликвидации церквей в Кяхтинском районе в с. Урлук, Тамир.
  18. Д. 113.0 ликвидации Вознесенского храма в с. Новоселенгинск, 1934 г.
  19. Д. 114. О ликвидации Успенской церкви, г. Кяхта.
  20. Д. 115. О ликвидации Тихвинского храма, с. Усть-Кяхта.
  21. Д. 116. О Додо-Аниской православной церкви, 1934 г., 19 л.
  22. Памятная книжка Забайкальской области: 1871, Иркутск. С. 125. Троицкий Селенгинский монастырь. 1898, Чита. С. 132. Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь. 1912, Чита. С. 112. Баргузинский Спасо-Преображенский собор.1. Безбожник у станка.
  23. М., 1927. №№ 1−32, с. 16- № 6, с. 2. О запрещении рождественской елки. Жизнь Бурятии.
  24. Верхнеудинск, 1928, № 10−12. Кудрявцев Ф. Н. Алтарь Троицкого собра г. Кяхты.
  25. Верхнеудинск, 1929, № 1. Гирченко В. П. Хоринские происшествия 18 481 849 гг. и православные миссии.1. Байкал.
  26. Кяхта, 1898, № 8. Л.1. Сведения о учителях реального училища. Улан-Удэ, 1975, № 6. С. 139. Шмулевич М. Жизнь и смерть отца Федора (о строителе Спасопреображенской церкви И. Черных).
  27. Православный благовестник.
  28. М., 1895. С. 35. О подвижной школе в районе Курбинского стана для детей инородцев, живущих по р. Уде.
  29. Этнографическое обозрение.
  30. М., 1994, № 2. С. 70. Петров В. Н. Русское православие в Америке.
  31. М., 1995, № 5. С. 98. Кириенко О. В. Православный храм в жизни русских дворян XVIII в.
  32. М., 1995, № 5. С. 84. Андрианов А. Ю. Роль режима питания в духовном становлении насельников русских православных монастырей XIX в.
  33. М., 1997, № 3. С. 5. Тишков В. А. О феномене этничности.
  34. М., 1997, № 3. С. 32. Криничная H.A. На росстани: мифологема судьбы в фольклорно-этнографическом освещении.
  35. М., 1997, № 5. С. 156−161. Казьмина O.E. Вопрос о религиозной принадлежности в переписях населения России и СССР.1. Паломник.
  36. М., 1996. С. 121. Серафим (Чичагов) митрополит: Доблести русских воинов: Рассказы о подвигах солдат и офицеров в русско-турецкой войне 18 771 878 гг.1. Наука и религия.
  37. М., 1970, № 8. С. 9. Осипов О. Как ошиблась газета «Голос Сибири».
  38. М., 1972, № 8. С. 7−12. Беленкин И. Молитвенник и букварь.
  39. М., 1975, № 12. С. 21−23. Прищепенко В. Ревностное служение церкви божией.
  40. М., 1976, № 4. С. 66−68. Мальцев Г. Откровения благочинных.
  41. М., 1990, № 5. С. 1.0 выставке «Христианское искусство. Традиции и современность».
  42. М., 1991, № 8. С. 5−7. Чигринский М. Забытый энциклопедист (о иеромонахе Алексее Виноградове).1. Отечественная история.
  43. M., 1997, № 1. С. 209−300. О книге Булгакова С. Н. Православие. Очерки учения православной церкви. Париж, 1985 г.
  44. М., 1997, № 1. С. 79. Дмитриев М. В. Научное наследие А. И. Клибанова и перспективы сравнительно исторического изучения христианства в России.
  45. М., 1997, № 1. Документы и фотоматериалы РПЦ.
  46. М., 1998, № 2. С. 155. Щапов Я. Н., Васильева О. Ю., Зырянов П. Н., Ковальчук A.B., Кучумов В. А., Яковенко С. Г. Христианские вероисповедания и государственная власть в России в XVIII первой половине XX вв.1. Родина.
  47. М., 1995, № 1. С. 70. Яковенко И. Подвижен, отчаян и храбр (о казачестве).
  48. М., 1995, № 1.С. 10, 42. Пашков Б. Россия и «движение» ее территории.
  49. М., 1995, № 8. С. 29. Яковенко И. Варварство как норма жизни.
  50. Архитектура и строительство в России.
  51. М., 1990. № 1. Нащокина М. Никольская церковь в Клязьме.
  52. М., 1990. № 5. Козлов В. Города мертвых и обязанности живущих.1. Новый мир.
  53. М., 1991. № 2. С. 223−224. О центре исследований «Христианская Россия» (Италия).
  54. Забайкальский краеведческий ежегодник,
  55. Чита, 1968. № 2. С. 46−61. Нейтман M.JI. Из истории проведения в жизнь Ленинского декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви.1. Блокнот агитатора.
  56. Иркутск, 1964. № 13. Архипов Е. Как они приспосабливаются: О приспособлении служителей церкви Иркутской области к современным условиям.1. Отчий край.
  57. Улан-Удэ, 1993. С. 92. Шагдурова И. Бурятская интеллигенция во второй половние XIX первой четверти XX вв.2. Газеты.1. Дело № 1.
  58. Улан-Удэ, 1990. С. 7. Открытие православного храма в Южлаге, освящен отцом Андреем.1. Забайкальский рабочий.
  59. Чита, 1981. 15 апреля. Гусев Б. Летопись мракобесия: Забайкальская церковь на защите реакции.1. Земля Иркутская.
  60. Иркутск, 1994. С. 16. О святителе Иннокентии (Иоанн Кульчицкий ок. 1680−27 ноября 1731).1. Прибайкалец.
  61. Турунтаево, 1989. 6 апреля. Васильев С. В поисках правды (о купцах Суз дальницких).1. Советская культура.
  62. М., 1989. 18 мая. Флоренский П. Храмовое действо, как синтез искусств.1. Молодежь Бурятии.
  63. Улан-Удэ, 1990. 14 апреля. Мхеидзе А. Это нужно живым (о строительстве первого храма в местах заключения).1. Неделя.
  64. М., 1986. № 42. Тиваненко А., Демин В. Тайна заброшенной часовни (о часовне в с. Староселенгинск и о Святом кресте).1. Информ-Полис.
  65. Улан-Удэ, 1998. № 50. С. 9. Болотов Ю. Путь Иссы или Восточные корни христианства.
  66. I. МОНОГРАФИИ, БРОШЮРЫ, СТАТЬИ, МАТЕРИАЛЫ НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЙ.
  67. Азиатская Россия. СПб., 1914. Т. 1.
  68. Анафема патриарха Тихона большевикам. ЦГАОР, ф. 1235, оп. 1, д. 10, л.205.
  69. В.И. История бурятской школы. (18−5-1962). Улан-Удэ, 1964. Антирелигиозник. 1927, 1−3, 5,6.
  70. Алфавитно-предметный указатель к официальной части «Церковных ведомостей» за 1888−1890 гг. СПб., 1899.
  71. И.А. Социально-экономическое развитие юго-восточной Сибири во второй половине XIX в. Улан-Удэ, 1963.
  72. В. Исторические сведения о деятельности графа М.М. Сперанского. СПб., 1872. Т. 2.
  73. А. и Гусев О. Житие и чудеса Св. Николая чудотворца, архиепископа мирликийского и слава его в России. СПб., 1899.
  74. Всероссийский церковно-общественный вестник. Красный архив. 1917.
  75. Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Иркутский и Верхоленский. Иркутск, 1911.
  76. П. Начало христианства в Иркутске и святой Иннокентий, первый епископ Иркутский. Иркутск, 1868.
  77. Гусева-Давыдова И. Русские монастыри. Ж. «Архитектура и строительство». М., 1991.
  78. П. Сибирь в Екатерининской комиссии. М., 1889.
  79. Е.Е. История русской церкви. М., 1880−1911 г.
  80. Э. Послание атамана Диатьева. Собор (сибирский журнал). Улан-Удэ, 1990.
  81. А. Карта епархий православной русской церкви. Азиатская Россия. СПб., 19., л. 4.
  82. Св. Иннокентия, первого Иркутского епископа и чудотворца. Иркутск, 1883.
  83. Забайкалье. Краткий исторический, географический очерк Забайкальской области. Иркутск, 1891.
  84. Забайкальские епархиальные ведомости. Чита, 1900.
  85. Е.М. Присоединение Бурятии к России. Улан-Удэ, 1958.
  86. В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. СПб.
  87. В.Ф. Национализация монастырского имущества в Советской России (1917−1921). М., 1975. Сибирь и Дальний Восток.
  88. Иркутские епархиальные ведомости. Иркутск, 1911.
  89. A.B. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. Т. 1,2.
  90. Источники по истории населенных пунктов дореволюционной России. СПб., 1996. Вып. 1.
  91. История Сибири. Л., 1968. Т. 3.
  92. A.A. Карта вероисповеданий Европейской России. СПб., 187.
  93. JI.H. Государственная политика в отношении религии и церкви в 20-е годы (на материалах Сибири). Некоторые вопросы истории древней и современной Сибири. Новосибирск, 1976.
  94. В. 1920−30-е годы. Дело об ограблении церкви. Московский журнал, № 7, 1991 г.
  95. Ф.А. История бурят-монгольского народа. М.-Л., 194.
  96. Материалы для истории православной церкви и царствование Николая I. СПб., 1902.
  97. Материалы комиссии Куломзина. СПб., 1898.
  98. Мелетий, епископ Якутский. Православие и устройство церковных дел в Даурии (Забайкалье), Монголии и Китае в XVII—XVIII вв. М., 1896.
  99. Мелетий. Древние церковные грамоты Восточно-Сибирского края (16 531 725) и сведения о Даурской миссии. Казань, 1873.
  100. Миропольский. Очерк истории церковно-приходской школы от первого1 возникновения на Руси до настоящего времени. СПб., 1894. Вып. 1,3.
  101. И.П. Город Троицкосавск со слободами Кяхтой и Усть-Кяхтой в санитарно-экономическом отношении. Труды ТКОРГО, Иркутск, 1900. Т. 111. Вып. 2,3.
  102. А.И. Из истории русско-китайских отношений XIX в. (Айгуньский трактат 1858).
  103. Л.К. Архитектура Улан-Удэ. Улан-Удэ, 1983.
  104. Об устроении в Сибири монастырей как религиозно-духовных центров для народа. Церковные ведомости, 1910. Подпись В.В.
  105. М.И. Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (государственно-церковные отношения в истории советского общества): в кн. На пути к свободе совести. М., 1989.
  106. М.И. Государство и церковь. 1917−1938 гг. М., 1991.
  107. Г. М. На границе Монголии. Очерки и Материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья. СПб., 1906.
  108. Отчет Забайкальской духовной миссии. Иркутск, 1874. Очерк истории культуры Бурятии. Улан-Удэ, 1972. Т. 1. Памяти преосвященного епископа Мелетия. Томск, 1912. Томские епархиальные ведомости, 1912.
  109. Памятная книжка Забайкальской области 1878−1919 гг. Паршин В. Поездка в Забайкальский край. Ч. 1. М., 1884. Петряев Е. Д. Исследователи и литераторы старого Забайкалья. Очерки из истории культуры края. Чита, 1954.
  110. Д. Волости и населенные места. 1893 г. Иркутская губерния. СПб., 1894. Вып. 4.
  111. Н.И. Земская школа. Книга для чтения по истории СССР (XX в.) М., 1988.
  112. Положение церковного и школьного строительства в районе Сибирской железной дороги. М., 1898.
  113. Полный Богословский словарь. М., 1895.
  114. Г. Черное воинство: Русский православный монастырь. Легенды и были. М., 1988.
  115. И.И. Минувшее и пережитое. Сибирь и эмиграция. Воспоминания за 50 лет. П., «Колос», 1924.
  116. В. Несколько слов о древностях г. Селенгинска (старого) и Посольского монастыря на Байкале. «Русский архив», 1893.
  117. Пятидесятилетие служения в священном сане И. Подгорбунского. Енисейские епархиальные ведомости, 1903.
  118. Г. С. В Иркутской духовной семинарии. П. С. Балтахинов. Воспоминания. Улан-Удэ, 1977.
  119. А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших вIдревности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях России. М., 1852.
  120. Революция и церковь. М., 1919 (начал издаваться с 1918 г.)
  121. Религия и церковь в истории России. М., 1975.
  122. Н.С. Сибирские архивы Труды Иркутской ученой архивной комиссии. 1913. Вып. 1.
  123. Россия под скипетром Романовых. 1613−1913. М., 1990. Российская духовная миссия в Пекине. История отечественного востоковедения. М., 1990.
  124. Г. Н. Сборник документов по истории Бурятии XVII в. Улан-Удэ, 1960.
  125. Русское православие: вехи истории. М., 1989.
  126. г. Троицкосавска Забайкальской области. СПб., 1908.
  127. Стахеев. Живописная Россия. СПб., 1895. T.XII. 4.1.
  128. М.И. История торгово-экономических отношений народов, России с Китаем (до 1917). М., 1974.
  129. Слова и речи, произнесенные в Камчатской и Иркутской епархиях протоиереем П. Громовым. СПб., 1857.
  130. Сибирские церкви и школы фонда императора Александра III. СПб., 1901.
  131. Е.П. Кяхта в XVIII в. Из истории русско-китайской торговли. Иркутск, 1947.
  132. Р.Г. Государство и церковь на Руси. XIV—XVI вв. Новосибирск, 1991.
  133. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. М., 1918. Опубликован декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
  134. К. Взгляд на происхождение и переход в подданство России, кочующих за Байкалом хоринско-агинских монголо-бурятов. Иркутские губернские ведомости, 1859. 33.
  135. Обзор Забайкальской области за 1910. Чита, 1911.
  136. К. Очерки монголо-бурят, кочующих в Восточной Сибири. Зап. Сиб. отд. РГО, 1856. Т.VIH. Отд. 1.1.
  137. А.И. Исторические сведения об иконописании в Сибири. Тобольские губернские ведомости. Тобольск, 1871.
  138. А. Среди бурят Иркутской губернии и Забайкальской области. СПб., 1913.
  139. Н. Историко-статистическое и археологическое описание Троицкого Селенгинского мужского монастыря Забайкальской области. М., 1895−1898.
  140. .И. Православие в истории России. М, «Наука и религия», 1991,3.
  141. Циркулярные указы Святейшего Правительственного Синода 1867−1895. СПб., 1896.
  142. И. Церковное хозяйство. Харьков, 1865.
  143. A.A. Сущность и критическая оценка «обновленческого» > раскола русской православной церкви. Казань, 1970.
  144. М.М. Троицко-Селенгинский монастырь. Улан-Удэ, 1982. Шорохов Л. П. Возникновение монастырских вотчин в Восточной Сибири. Русское население Поморья и Сибири. М., 1973.
  145. И.А. Церковь в годы гражданской войны. М., 1933.
  146. Е. О религии. М., 1957. 12 фунтов сибирских мощей. О вскрытии мощей Святого Иннокентия. Иркутск, 1921.
  147. Е. Изъятие церковных ценностей в Сибири и задачи РКП и РКСМ. Известия Сиб. бюро ЦК РКП (б). М., 1922. — С. 49.1. АВТОРЕФЕРАТЫ И ДИССЕРТАЦИИ. Паликова Т. В. Культура городов Прибайкалья (II половниа XIX в. 1917 г.). Улан-Удэ, 1997. С. 15.
  148. В.Т. Православие в духовной культуре бурят (1861−1917). Улан-Удэ, 1997. С. 21.
  149. O.E. История Иркутской епархии (1727−1917). Иркутск, 1997.
Заполнить форму текущей работой