Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологическая концепция и организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки психологов МЧС России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Помимо обычных профессионально важных качеств, которыми должны обладать психологи (глубокие профессиональные знания и умения, логичность мышления, адекватность и точность восприятия, понимание целей психологической помощи, эмпатия, личностная и социальная зрелость, коммуникативная компетентность, отсутствие предубеждений, толерантность, терпимость, способность к рефлексии, устойчивость к стрессу… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ
    • 1. 1. Системный подход в психологии как теоретическая и методологическая основа профессиональной деятельности психологов
    • 1. 2. Экзистенциально-гуманистическая психология как теоретическая и методологическая основа профессиональной деятельности психологов
    • 1. 3. Субъектоцентристкий подход в психологии как теоретическая и методологическая основа профессиональной деятельности психологов
    • 1. 4. Феномен многосубъектности внутреннего мира человека, его дестабилизирующее влияние на личность и проблемы профессиональной деятельности
  • Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ
    • 2. 1. Особенности требований к психологической подготовленности психологов в процессе профессиональной подготовки
    • 2. 2. Проблематика и подходы к исследованию профессиональной деятельности психолога
    • 2. 3. Психологический анализ профессиональной деятельности психолога
  • Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ МЧС РОССИИ
    • 3. 1. Особенности деятельности психологов МЧС России, в соответствии с целями и задачами психологической службы Министерства
    • 3. 2. Требования к профессионально-психологической подготовленности психолога МЧС России
    • 3. 3. Профессиографическое исследование работы психологов МЧС России
    • 3. 4. Особенности психологического сопровождения профессиональной подготовки психологов МЧС России
  • Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ МЧС РОССИИ
  • Глава 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ МЧС РОССИИ
    • 5. 1. Принципы психологической концепции профессиональной подготовки психологов МЧС России
    • 5. 2. Структурно-функциональная модель психологической подготовки психолога МЧС
    • 5. 3. Комплекс специальных программ и методов обеспечения профессионально-психологической подготовленности психологов ГПС МЧС России
  • Глава 6. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ МЧС РОССИИ
    • 6. 1. Методики и процедуры исследования эффективности применения Психологической концепции профессиональной подготовки психологов МЧС России
      • 6. 1. 1. Эмпирические методы исследования и методы статистической обработки данных
      • 6. 1. 2. Разработка авторских опросников «Отношение к ответственности», «Отношение к профессии Психолог МЧС России», «Диагностика выраженности видов рефлексии»
    • 6. 2. Организация исследования эффективности применения Психологической концепции профессиональной подготовки психологов МЧС России
    • 6. 3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования эффективности применения Психологической концепции профессиональной подготовки сотрудников МЧС России
      • 6. 3. 1. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания личности студентов-психологов и динамика уровня сформированности эмоционального выгорания у будущих психологов
      • 6. 3. 2. Эмпирическое исследование выраженности видов рефлексии студентов-психологов и динамика уровня сформированности ее видов
      • 6. 3. 3. Эмпирическое исследование отношения к ответственности и отношения к профессии студентов-психологов и их изменение в процессе профессиональной подготовки

Психологическая концепция и организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки психологов МЧС России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В России, как и во всем мире, участились катастрофы и стихийные бедствия. В жизни человечества все большее место занимают проблемы, связанные с преодолением различных чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера, приводящих к большим людским потерям и материальному ущербу.

Эти условия определяют постоянное повышение требовательности государства и общества к обеспечению пожарной и промышленной безопасности, к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В связи с этим проблема социально-психологической адаптации лиц, побывавших в экстремальных условиях деятельности, повышающей вероятность сохранения их здоровья и работоспособности после воздействия экстремальных факторов, становится в настоящее время особенно актуальной. Для ее решения необходимо создание системы своевременной психологической помощи принимавшим участие в ликвидации последствий ЧС и пострадавшим, обеспеченной кадрами — психологами соответствующего уровня подготовки. Обозначенные требования нашли отражение в решениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) (принята и реализуется программа развития психологической службы МЧС России).

Деятельность психолога МЧС России обусловлена воздействием большого комплекса психотравмирующих факторов, т.к. психолог МЧС России работает в направлениях психологической подготовки сотрудников МЧС России и психологического обеспечения деятельности пожарных и спасателей не только в нормальной, но и в стрессогенной обстановке: в условиях ЧС, а так же после ликвидации ЧС и его последствий. К психотравмирующим факторам относятся, в том числе и стрессоры непосредственной витальной угрозы (в условиях ЧС), и работа с психотравмирующими ситуациями сотрудников — горе, утрата, суицид и т. д. Перечисленные условия деятельности психолога МЧС России являются, на наш взгляд, основными психогенными факторами, детерминирующими возникновение стрессовых расстройств как реакции организма на психотравму. Высокий уровень профессионального стресса создает угрозу эмоционального выгорания, ранней профессиональной деформации, возникновения психосоматических заболеваний, список которых по данным медицины постоянно растёт. Поэтому личная психологическая подготовка будущих психологов МЧС России играет важную роль в профилактике этих явлений. В исследованиях недостаточно уделялось внимания к описанию требований к личности психолога, работающего в МЧС России, что свидетельствует о необходимости их более подробного изучения.

Профессиональная подготовка студентов по специальности 30 301.65 «Психология» (специализация «Безопасность в ЧС») включает в себя психологическую составляющую: формирование ценностно-смысловой ориентации, коммуникативных способностей, образа профессии, создание модели образа «Я-психолог», владение риторикой, умение работать с целями и управлять ими, применение рефлексии, методов психогигиены и психосаморегуляции. Эта задача многогранна и многопланова, она решается различными специалистами и должностными лицами — педагогами, командирами и начальниками всех степеней, воспитателями, психологами и специалистами кадровых органов.

Для того чтобы профессиональная подготовка психологов МЧС России имела проработанные и обоснованные сущность, содержание, структуру, технологии, необходимы теоретическое изучение, исследование этого процесса, как в ходе обучения в учебных заведениях, так и в процессе профессиональной деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России.

Вопросы профессиональной подготовки, профессионального отбора, профессионального самоопределения исследовались в работах М. И.

Дьяченко, Ю. А. Елбаева, Л. Ф. Железняка, А. Т. Иваницкого, М. Н. Попова, А. В. Мощенко, В. Ф. Перевалова, Н. Н. Семененко, А. Н. Труся, А. А. Тыртышного, Н. Ф. Феденко, Е. П. Кораблиной и др. Многие авторы исследуют механизмы психологической защиты в практике самообеспечения безопасности (Т. М. Краснянская), психологического здоровья человека (А. В. Басов), и т. д. Вместе с тем научно-практические задачи обеспечения и реализации профессиональной подготовки сотрудников МЧС России (в частности, психологов), и непосредственно обучающихся в вузах МЧС России не нашли достаточного решения в работах психологов и профессиологов.

Таким образом, можно констатировать объективно существующую научную проблему, которая в обобщенном виде состоит в необходимости разработки психологической концепции профессиональной подготовки психологов МЧС России, важным компонентом которой является психологическое сопровождение формирования специалистов для МЧС России. Актуальность, недостаточная научная разработанность сформулированной научной проблемы определили выбор темы диссертации.

Цель исследования — разработать психологическую концепцию профессиональной подготовки психологов МЧС России, способных выполнять свои профессиональные обязанности в экстремальных условиях, а также оберегать себя и свою психику от воздействий разрушительных факторов.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки слушателей, студентов, обучающихся по специальности «Психология» (специализация «Безопасность в ЧС»).

Предмет исследования — структурные и функциональные атрибуты системы профессиональной подготовки на основе психологической концепции профессиональной подготовки психологов МЧС России.

Гипотеза исследования — эффективность психологической концепции профессиональной подготовки психологов МЧС России будет обеспечена, если:

1) теоретической основой предлагаемой концепции будут экзистенциально-гуманистический и субъектоцентристский подходы в психологии;

2) психологическая концепция профессиональной подготовки психологов МЧС России будет ориентирована на экстремальные условия работы и обеспечение высокой работоспособности и сохранения профессионального долголетия специалистов.

3) психологическое сопровождение будет использовано как компонент предлагаемой концепции, направленное на преодоление будущими сотрудниками страха в условиях, приближенных к реальной профессиональной деятельности, связанной с риском, на осуществление самоконтроля в экстремальных условиях, повышение ответственности за результаты своих действий, жизнь пострадавших в ЧС, выработку психологической устойчивости, отработку навыков мобилизации, выполнения профессиональных действий, проявление в чрезвычайных условиях профессионально важных качеств.

Сформулированные цель и гипотеза, позволяющая ее достичь, обусловили постановку следующих задач:

1. Разработать психологическую концепцию и организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки психологов МЧС России.

2. Провести ретроспективный анализ развития экзистенциально-гуманистического и субъектоцентристкого подходов в психологии как теоретической основы формирования разрабатываемой концепции.

3. Выявить особенности деятельности психологов МЧС России и требований к их профессиональной подготовке.

4. Проанализировать наиболее актуальные проблемы теории и практики совершенствования системы профессиональной подготовки психологов, связанные с профилактикой эмоционального выгорания, применением рефлексии и методов психогигиены.

5. Осуществить разработку структурно-функциональной модели специальной психологической подготовки психолога МЧС России.

6. Разработать специальные программы и методики, обеспечивающие повышение профессионально-психологической подготовленности будущих психологов на основе и с учетом экзистенциально-гуманистического и субъектоцентристского подходов в психологии.

Методологическую и теоретическую основы исследования составили методологические принципы, разработанные в субъектно-деятельностном подходе С. Л. Рубинштейна, концепция индивидуальности Б. Г. Ананьева, рассматривающая человека как субъекта труда, общения и познанияпринцип единства сознания и деятельности, заложенный в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, В. М. Теплова, А. А. Смирнова, К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского.- теории деятельности Л. Н. Леонтьева (о предметной деятельности как конституирующей характеристике формирования ее субъекта), личностно-центрированная концепция (А. Маслоу, К. Роджерс), экзистенциально-гуманистическая концепция личностного роста и становления Р. Мэя, Дж. Бьюндженталя, субъектоцентристская концепция мировоззрения (Н. А. Бердяев, Г. Гегель, Ю. М. Федоров, П. А. Флоренский, В. С. Соловьев).

Важными для целей исследования явились теоретические идеи профессионализации (в том числе в сфере опасных профессий), разработанные в исследованиях Е. А. Климова, В. Ю. Рыбникова, В. А. Пономаренко и А. К. Марковой, системный подход к анализу профессиональной деятельности (Б. Ф. Ломов, А. А. Крылов, Г. В. Суходольский, Г. С. Никифоров и др.), личностно-мотивационный и структурно-функциональный анализ профессиональной деятельности, профессионально важных качеств, функций и состояний субъекта труда (Е. А. Иванова, В. Д. Шадриков).

Исследование базировалось на методологических положениях системного (Б. Ф. Ломов, Г. В. Суходольский, Э. Г. Юдин и др.) и субъектно-деятельностного (А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская, Е.

А.Климов, С. JI. Рубинштейн и др.) подходов в отечественной психологии.

Теоретическим фундаментом исследования выступают основы психологического профессиоведения, концепции кризисов профессионального развития, психических состояний адаптации и дезадаптации субъекта труда, личностных диспозиций как детерминант профессионального выбора и успешности профессиональной деятельности, трудовой мотивации как внутреннего ресурса и побудителя профессионального развития личности, психологического сопровождения профессиональной деятельности, методов психологического воздействия, а также представления о профессиональном самосознании (профессиональном «Я») как важнейшем психическом новообразовании и интегральном регуляторе процесса профессионального становления специалиста, сформулированные в трудах JI. И. Анцыферовой, В. А. Бодрова, К. М. Гуревича, А. А. Деркача, JI. Г. Дикой, М. А. Дмитриевой, Э. Ф. Зеера, Е. П. Ильина, Т. С. Кабаченко, А. Б. Леоновой, А. К. Марковой, Н. С. Пряжникова, Ю. К. Стрелкова, А. Р. Фонарева, В. Д. Шадрикова, Д. Сьюпера, Дж. Холланда и др.

Для изучения индивидуальных особенностей психической готовности к выполнению профессиональной роли использовался феноменологический метод (Э. Гуссерль, П. Рикер, Э.-М. Вольфрам, А. Т. Тименецки и др.) как способ понимания непосредственного опыта восприятия себя в профессии.

Важными для целей исследования явились исследования проблем военно-профессионального образования, подготовки сотрудников силовых ведомств. Указанные проблемы разрабатывались В. С. Артамоновым, И. А. Алехиным, А. В. Барабанщиковым, Ю. Г. Баскиным, А. К. Быковым, В. П. Давыдовым, В. А. Гадышевым, A.A. Грешных, В. Н. Гуляевым, П. Н. Городовым, О. Ю. Ефремовым, А. И. Каменевым, В. Я. Кикотем, Э. Н. Коротковым, А. Д. Лазукиным, С. В. Литвиненко, М. Т. Лобжа, М. А. Лямзиным, В. И. Марченковым, Э. А. Нехвядовичем, В. Н. Новиковым, Ю. С. Руденко, В. Д. Самойловым, Л. С. Узуном, А. П. Шарухиным, С. К.

Шойгу, и др.

Избранные теоретические ориентиры позволяют построить концепцию, а также создать оптимальную систему профессиональной психологической подготовки психологов МЧС России, направленную на повышение уровня их подготовленности к практической деятельности в системе МЧС России.

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования:

1. Теоретические: теоретический анализ и обобщение философской и психологической литературы, нормативных документов, регламентирующих подготовку психолога и его профессиональную деятельность, в том числе, в системе МЧС, монографий, статей и других научных публикаций, отражающих состояние проблемы подготовки к профессиональной деятельности.

2. Эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, психодиагностические методики, психографирование, метод экспертной оценки профессионально важных качеств, метод констатирующего и формирующего эксперимента.

3. Методы математической обработки данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическая концепция профессиональной подготовки психологов МЧС России по специализации «Безопасность в ЧС» представляет собой систему научных взглядов на понимание сущности, содержания, структуры, технологии и организации подготовки психологов, ориентирована на особые условия работы и включает принципы подготовки психологов МЧС России, структурно-функциональную модель подготовки психологов МЧС России, программы подготовки психологов МЧС России.

2. Теоретической основой подготовки психологов МЧС России к профессиональной деятельности в условиях ЧС являются экзистенциально-гуманистический и субъектоцентристкий подходы в психологии, исходящие из того, что человек — центр Вселенной, он своим сознанием формирует пространство вокруг себя и оказывается в соответствующих жизненных обстоятельствах, суть природы человека — быть в процессе формирования, становиться все более активным, автономным, ориентированным на личный выбор, способным к творческой адаптации и к самоизменению, т.к. сущность человека обретается им в процессе индивидуального поиска собственной уникальной идентичности, когда все зависит от личных выборов самого человека, за которые он и несет персональную ответственность. Исходя из этого, определены принципы концепции профессиональной подготовки психологов МЧС России:

— обусловленность профессиональной подготовки психологов МЧС России воздействием большого комплекса психотравмирующих факторов в условиях работы в ЧС (в том числе непосредственной витальной угрозы), в процессе психологического обеспечения деятельности пожарных и спасателей в условиях ЧС и после ликвидации ЧС и ее последствий, в работе с такими психотравмирующими ситуациями сотрудников, как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), горе, суицид и т. д.;

— своевременность психологической помощи принимавшим участие в ликвидации последствий ЧС (психодиагностика, мониторинг психологического статуса, психокоррекция, психосаморегуляция) и обеспечение психологической адаптации лиц, побывавших в экстремальных условиях деятельностинеобходимость психологического сопровождения освоения профессии психолога МЧС (диагностика, тренинги, консультации) — актуальность психологической составляющей процесса профессиональной подготовки, включающей формирование ценностно-смысловой ориентации, образа профессии, образа «Я-психолог», коммуникативных способностей, навыков рефлексии и владения риторикой, умения работать с целями и управлять ими, применения методов психогигиены и психосаморегуляции;

— профилактика эмоционального выгорания, ранней профессиональной деформации, возникновения психосоматических заболеваний с помощью личной психологической подготовки будущих психологов МЧС России;

— интеграция в процессе профессиональной подготовки будущих психологов работы педагогов, командиров и начальников всех степеней, психологов и специалистов кадровых органов.

3. Анализ особенностей деятельности психолога МЧС России и требований к их индивидуальной и профессионально-психологической подготовленности показал, что у специалиста должны быть сформированы теоретические знания и практические навыки оказания психологической помощи, осуществления психологического сопровождения повседневной деятельности, консультирования, умения корректировать психическое состояние сотрудников МЧС России в экстремальной ситуации, а также приемы психической саморегуляции и правила личной психогигиены, необходимые для эффективного использования творческого потенциала специалистов психологической службы МЧС России.

4. Рассмотрение и анализ теоретических и практических проблем совершенствования системы профессиональной подготовки психологов выявил психологические трудности, возникающие при решении задач психологами МЧС России в повседневной деятельности по психологическому сопровождению сотрудников МЧС России и группами психологов, сформированными для работы в условиях ЧС. Поэтому основополагающим компонентом представляемой концепции является психологическое сопровождение освоения профессии психолога для работы в МЧС России, характеризующееся следующими особенностями:

— моделирование в процессе обучения и в полевых условиях обстановки, приближенной к экстремальным ситуациям, создание условий для принятия на себя повышенной ответственности за результаты своих действий;

— создание условий для формирования и развития рефлексии, самоконтроля, навыков психогигиены, применения методов психологической разгрузки.

Эта составляющая обучения направлена на преодоление будущими психологами страха в условиях, приближенных к реальной профессиональной деятельности, связанной с риском, опасностью для жизни, на осуществление самоконтроля в экстремальных условиях, повышение ответственности за результаты своих действий, жизнь пострадавших в ЧС, выработку психологической устойчивостиотработку навыков мобилизации, выполнения профессиональных действий, проявление в чрезвычайных условиях профессионально важных качеств.

5. Разработана структурно-функциональная модель специальной психологической подготовки психолога МЧС, включающая последовательные и взаимосвязанные этапы, направленные на формирование образа профессионала, возникновение качественно новых форм и типов коммуникативных отношений будущих психологов с клиентами, освоение целенаправленной работы по планированию своей жизни и профессионального становления, работу с конфликтами и в завершениестановление личности специалиста, создание модели образа «Я-психолог» по сопровождению специалистов экстремального профиля. В результате обучения специалист приобретает знания и умения в области психологического сопровождения повседневной профессиональной деятельности сотрудников МЧС России, в области психологии чрезвычайных ситуаций и готов решать задачи, стоящие перед психологической службой в работе с пострадавшими в результате ЧС различного характера и профессиональным контингентом МЧС России.

Помимо обычных профессионально важных качеств, которыми должны обладать психологи (глубокие профессиональные знания и умения, логичность мышления, адекватность и точность восприятия, понимание целей психологической помощи, эмпатия, личностная и социальная зрелость, коммуникативная компетентность, отсутствие предубеждений, толерантность, терпимость, способность к рефлексии, устойчивость к стрессу, выдержка и самообладание, модель специальной психологической подготовленности психолога МЧС включает профессионально важные качества, знания, умения, навыки, адекватные особенностям его профессиональной деятельности с учетом специфики системы МЧС. К таким профессионально важными качествам относятся: оптимальная работоспособность в чрезвычайных ситуациях, способность к многовариантным быстрым действиям, адекватным экстремальным условиям. Специальными психологическими по своей природе и главным образом востребованными в экстремальных условиях являются профессиональные умения оценивать вербальные и невербальные поведенческие проявления пострадавших в ЧС, воздействовать на них психологическими способами, разрешать конфликты, в том числе при работе в толпе, соблюдать правила личной безопасности сотрудников и группы психологов, сформированной для работы в условиях ЧС, участвовать в обеспечении работ по ликвидации ЧС и последствий ЧС осуществляемых пожарными и спасателями, обеспечивать взаимопонимание, взаимодействие, взаимозаменяемость, регулировать свое собственное психическое состояние и состояние членов группы.

6. На основе и с учетом экзистенциально-гуманистического и субъектоцентристкого психологических подходов разработан комплекс специальных программ и методик обеспечения профессионально-психологической подготовки психологов МЧС России. Рабочими учебными программами дисциплин предусмотрены практические занятия, в рамках которых реализуются цели каждого этапа модели профессионально-психологической подготовки психологов МЧС России. Основополагающим компонентом представляемой модели является психологическое сопровождение освоения профессии психолога для работы в МЧС, характеризующееся следующими особенностями: моделирование в процессе обучения и в полевых условиях обстановки, приближенной к опасным ситуациям: выезд на полигон, на газодымозащитные сооружения, в пожарные части и отряды спасателей. Создание условий для принятия студентом на себя повышенной ответственности за результаты своих действий (проведение диагностики личного состава с обязательной последующей консультацией по результатам тестирования) — использование тренинговых условий для формирования и развития рефлексии, самоконтроля, навыков психогигиены, применения методов психологической разгрузки. Студенты старших курсов участвуют в проведении тренингов с курсантами в качестве тренеров. Психологическая концепция профессиональной подготовки психологов МЧС внедрена в учебный процесс кафедры психологии риска, экстремальных и кризисных ситуаций СПб университета ГПС МЧС России.

7. Реализация психологической концепции профессиональной подготовки психологов МЧС России позволяет обеспечить интериоризацию будущими психологами рефлексии, применения методов психогигиены, способов психологической разгрузки, что позволяет осуществить повышение уровня работоспособности, профилактику эмоционального выгорания, сохранение здоровья и профессиональной работоспособности.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые была разработана психологическая концепция профессиональной подготовки психологов МЧС России, которая представляет собой систему научных взглядов на понимание сущности, содержания, структуры, технологии и организации подготовки психологов, ориентирована на особые условия работы и включает принципы подготовки психологов МЧС России, структурно-функциональную модель подготовки психологов МЧС России, программы подготовки психологов МЧС России. Разработан и апробирован алгоритм специальной психологической подготовки психологов МЧС России, формирующий психологическую готовность к выполнению профессиональных обязанностей психологами МЧС и способных, выполняя свои профессиональные обязанности в экстремальных условиях, оберегать себя и свою психику от воздействий внешних и внутренних разрушительных факторов.

В рамках предложенной концепции доказано, что формирование психической готовности к выполнению психологом МЧС профессиональных обязанностей в процессе профессиональной психологической подготовки достигается использованием необходимых и достаточных условий и средств, включающих систему деятельностных, коммуникативных и эмоционально-чувственных средств, которые способствуют формированию установки личности на профессиональную деятельность, степень проявления активности и самостоятельности, потребности в знаниях, мотивационно-ценностные отношения, самооценку, рефлексию и эмоционально-волевую регуляцию. Установлено, что навыки и систематическое применение рефлексии и психологической саморегуляции оптимально влияют на процесс формирования и функционирование профессионально важных качеств и профилактику эмоционального выгорания.

Уточнена обусловленность «внутриличностного конфликта» как феномена, являющегося результатом противоборства внутриличностных конструкций, преследующих различные и иногда взаимоисключающие цели. Внутриличностным конструкциям (субъектам) даны содержательные психологические характеристики, отражающие особенности переживания актуального состояния индивидуума в различных жизненных и профессиональных ситуациях (условиях) и выражающие отношение человека к себе и окружающей действительности.

Рассмотрена «оценка субъективного состояния» как феномена сознания, характеризующего отношение элементов субъективной реальности индивида к фактам его психической жизни и явлениям объективной действительности в контексте внутриличностной и жизненной ситуаций, отражающей различные аспекты жизнедеятельности, в том числе профессиональную деятельность в системе МЧС России.

Новыми являются данные, раскрывающие динамику интериоризации применения рефлексии, психологической саморегуляции и других способов психогигиены через психокоррекцию личностных конструктов и деструктивных установок, которая дифференцирует и упорядочивает целостный «образ-Я» и целеполагание индивидуума и определяет проницаемость смысловых границ субъективной реальности, создает условия для осмысленного выбора, в том числе жизненных целей, внутреннего принятия мировоззренческих представлений и трансформации Картины Мира.

Обоснованы и апробированы типовые программы подготовки психологов МЧС России, авторские психотехнические упражнения, комплексы упражнений, тренинги, деловые игры, учебные ситуации профессиональной специальной психологической подготовки психологов МЧС России.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— проведен теоретический и методологический анализ проблем профессиональной деятельности психологов МЧС России, с учетом которого разработана психологическая концепция профессиональной подготовки психологов МЧС России, включающая принципы подготовки психологов МЧС России, структурно-функциональную модель подготовки психологов МЧС России, программы подготовки психологов МЧС России и строится обучение будущих психологов в период Pix профессиональной подготовки в ведомственном вузе;

— сформулированы психологические требования профессиональной деятельности, предъявляемые к психологу МЧС России, обусловленные воздействием большого комплекса психотравмирующих факторов в условиях работы в ЧС, в процессе психологического обеспечения деятельности пожарных и спасателей, в работе с психотравмирующими ситуациями сотрудников;

— проведено феноменологическое исследование образа профессиональной роли психолога МЧС России, что позволило разработать структурно-функциональную модель подготовки психологов МЧС России, состоящую из пяти последовательных и взаимосвязанных этапа;

— выявлены психологические аспекты подготовки к профессиональной деятельности психолога МЧС России, в соответствии с которыми строится психологическое сопровождение, направленное на преодоление будущими психологами страха в условиях риска, на осуществление самоконтроля в экстремальных условиях, повышение ответственности за результаты своих действий, выработку психологической устойчивости;

— определены и обоснованы этапы в содержании и процессе профессиональной психологической подготовки психологов МЧС России. Первый этап направлен на формирование образа профессионала, второй этап посвящен возникновению качественно новых форм и типов коммуникативных отношений будущих психологов с клиентами, третий этап позволяет студенту освоить целенаправленную работу по планированию своей жизни и профессионального становления, четвертый этап направлен на работу с конфликтами, пятый этап завершает процесс становления личности специалиста, создание модели образа «Я-психолог» по сопровождению специалистов экстремального профиля.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении наиболее перспективных методов и средств совершенствования профессиональной психологической подготовки психологов МЧС России.

Предложенная в исследовании разработанная и апробированная психологическая концепция профессиональной подготовки психологов МЧС России реализуется в учебном процессе, поскольку доказано, что состояние психологической готовности, достигнутое путем сознательного позитивного отношения к профессиональной роли и интериоризации применения рефлексии, психологической саморегуляции и других способов психогигиены обеспечивают адаптацию психологов к условиям профессиональной деятельности. В результате такой подготовки удается обеспечивать профилактику эмоционального выгорания, поддерживать необходимый уровень подготовленности для успешной профессиональной деятельности психологов, сохранения их здоровья и профессиональной работоспособности.

Разработанный алгоритм может быть использован для формирования психологической готовности к выполнению профессиональной роли при подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности.

Достоверность полученных результатов и обоснованность сделанных выводов обеспечиваются применением комплекса современных теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных поставленным задачам, репрезентативностью выборки, корректным математическим аппаратом, публикацией основных результатов и выводов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертации были представлены на научно-практических конференциях: Международная научно-практическая конференция 21 июня 2006 г. «Актуальные проблемы защиты населения и территорий от пожаров и катастроф», Международные научно-практические конференции «Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций» с 2006 по 2011 г. г., Международные научно-практические конференции «Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы» 2011 г., на Учебно-методических сборах Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России с 2006 по 2011 г. г.- на Ученом совете Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России с 2006 по 2011 г. г.

Психологическая концепция профессиональной подготовки психологов МЧС России внедрена в учебный процесс кафедры психологии риска, экстремальных и кризисных ситуаций СПб университета ГПС МЧС Россиитехнологический алгоритм подготовки к профессиональной деятельности положен в основу психологических тренингов для представителей экстремальных профессий и спортсменов.

Результаты диссертационного исследования нашли свое применение при разработке методических материалов по дисциплинам «Введение в профессию», «Психология труда», «Теория и практика тренинга», «Психология посттравматического стресса», «Психология больших социальных групп»,.

Консультативная психология", «Психотерапия», «Психология риска и чрезвычайных ситуаций», «Психология выживания в ЧС», «Психологическая помощь в ЧС», «Суицидология», «Психология утраты», «Теории и концепции психологической помощи», «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников МЧС», «Конфликтология».

Выводы по главе 6. Психологическая концепция профессиональной подготовки психологов МЧС России ориентирована на особые условия работы, включает принципы концепции, структурно-функциональную модель и программы подготовки психологов МЧС России и обеспечивает психологическое сопровождение освоения профессии психолога МЧС, а именно: в процессе обучения у будущих психологов создается образ профессионала, формируется и развивается рефлексия, навыки применения методов психогигиены, способов психологической саморегуляции, в результате чего осуществляется профилактика эмоционального выгорания, повышение уровня работоспособности, сохранения здоровья и профессионального долголетия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный анализ методологических подходов к профессионально-психологической подготовке психологов МЧС профессиональная деятельность, которых проходит в специфических условиях, позволяет сделать следующие выводы:

1. Психологическая концепция профессиональной подготовки психологов МЧС России строится на идеях экзистенциально-гуманистического и субъектоцентристкого подходов в психологии, которые позволяют адекватно отражать и эффективно решать практические вопросы жизни и смерти, смысла бытия в кризисных ситуациях. Такой концепт представляет собой систему научных взглядов на понимание сущности, содержания, технологии и организации подготовки психологов указанной специализации, позволяет соотнести рассмотрение мировоззренческих, смысложизненных ориентаций, субъективной Картины Мира специалистов с решением задач в практической деятельности психологов МЧС России и обеспечивает профилактику эмоционального выгорания и профессиональной работоспособности специалистов.

2. Экзистенциально-гуманистическая психология исторически сложилась на основе принципов гуманистической психологии, исходящей из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы. В экзистенциальной психологии рассматриваются уникальность личного опыта конкретного человека, проблемы жизни и смертисвободы и ответственностиобщения и одиночества. Субъектоцентристская концепция основывается на том, что человек — центр Вселенной, объясняет начало человеческой истории активностью духа, порядком внутренней свободы. Применение психологом в работе с клиентом и с самим собой экзистенциально-гуманистического и субъектоцентристского подходов позволяют найти внутренние ресурсы для осуществления психокоррекции и психосаморегуляции.

Психологическая концепция профессиональной подготовки психологов МЧС России ориентирована на особые условия работы и включает принципы концепции, структурно-функциональную модель и программы подготовки психологов МЧС России.

Принципы психологической концепции профессиональной подготовки психологов МЧС России сформулированы с учетом особых условий их работы, основываются на понимании сути природы человека быть способным к творческой адаптации и к самоизменению, быть ответственным за свой личный выбор:

— обусловленность профессиональной подготовки психологов МЧС России воздействием большого комплекса психотравмирующих факторов в условиях работы в ЧС, в работе с психотравмирующими ситуациями сотрудников (горе, утрата, суицид и т. д.);

— своевременность психологической помощи принимавшим участие в ликвидации последствий ЧС (психодиагностика, мониторинг психологического статуса, психокоррекция, психосаморегуляция) и обеспечение психологической адаптации лиц, побывавших в экстремальных условиях деятельностинеобходимость психологического сопровождения освоения профессии психолога МЧС (диагностика, тренинги, консультации) — актуальность психологической составляющей процесса профессиональной подготовки, включающей формирование ценностно-смысловой ориентации, образа профессии, создание модели образа «Я-психолог», коммуникативных способностей, владения риторикой, умения работать с целями и управлять ими, навыков рефлексии, применения методов психогигиены и психосаморегуляции;

— профилактика эмоционального выгорания, ранней профессиональной деформации, возникновения психосоматических заболеваний в результате высокого уровня профессионального стресса, в том числе в результате личной психологической подготовки будущих психологов МЧС России;

— интеграция в процессе профессиональной подготовки будущих психологов работы педагогов, командиров и начальников всех степеней, психологов и специалистов кадровых органов;

— проверка эффективности реализации концепции в процессе профессиональной деятельности психологов МЧС России.

Структурно-функциональная модель профессиональной подготовки психологов МЧС России ориентирована на особые условия работы, связанные со спецификой работы профессиональных контингентов МЧС России включает в себя последовательные, взаимосвязанные и взаимозависимые этапы: формирование образа профессионала, возникновение качественно новых форм и типов коммуникативных отношений будущих психологов с клиентами, освоение целенаправленной работы по планированию своей жизни и профессионального становления, навыки управления конфликтами и в завершение — становление личности специалиста, создание модели образа «Я-психолог».

Разработан комплекс специальных программ и методов профессионально-психологической подготовки психологов МЧС России. Рабочими учебными программами дисциплин предусмотрены тренинги, практические занятия, консультации в рамках которых реализуются цели каждого этапа структурно-функциональной модели профессиональной подготовки психологов МЧС России.

Основополагающим компонентом представляемой концепции является психологическое сопровождение освоения профессии психолога МЧС, характеризующееся следующими особенностями: моделирование в процессе обучения и в полевых условиях обстановки, приближенной к опасным ситуациям: выезд на полигон, на газодымозащитные сооружения, в пожарные части и отряды спасателей. Создание условий для принятия будущим психологом на себя повышенной ответственности за результаты своих действий (в том числе проведение диагностики личного состава с обязательной последующей консультацией по результатам тестирования) — использование тренинговых условий для формирования и развития рефлексии, самоконтроля, навыков психогигиены, применения методов психологической разгрузки. Студенты старших курсов участвуют в проведении тренингов с курсантами в качестве тренеров.

Определено, что путями совершенствования специальной профессиональной психологической подготовки и готовности психологов МЧС следует считать:

— разработку профессиограммы психологов МЧС России, адекватной условиям их профессиональной деятельности, являющейся ориентиром для специальной психологической профессиональной подготовкииспользование возможностей тренинговых технологий для групповой работы, направленной на развитие коммуникации, рефлексии, психосаморегуляции, самооценки, освоение работы с конфликтами и манипуляцией, оказание экстренной психологической помощи (ЭПП) в ЧС, консультирование на телефоне доверия, моделирование специальных условий в процессе построения и функционирования системы специальной профессиональной подготовки, в том числе на башне, полигоне, ГДЗС, УПЧ, участие в командно-штабных учениях, диагностика и консультирование пожарных и спасателей Санкт-Петербурга и Ленинградской областиприменение учебных ситуаций («Толпа на пожаре», «ЭПП в ЧС», «Работа с горем», «Работа с попыткой суицида», «Телефон доверия») — применение в качестве дополнительных нетрадиционных психотехнических упражнений: «Команда СТОП!», «Рюкзачок», «Самокат», контроль дыхания, биологически активные точки, арт-тренингсформированность и развитие в процессе подготовки профессионально важных качеств, которыми должны обладать психологи (глубокие профессиональные знания и умения, логичность мышления, адекватность и точность восприятия, понимание целей психологической помощи, эмпатия, личностная и социальная зрелость, коммуникативная компетентность, отсутствие предубеждений, толерантность, терпимость, способность к рефлексии, устойчивость к стрессу, выдержка и самообладание и т. д.) и профессионально важных качеств, знаний, умений, навыков, адекватных особенностям профессиональной деятельности с учетом специфики системы МЧС. Такими профессионально важными качествами являются: оптимальная работоспособность в чрезвычайных ситуациях, способность к многовариантным быстрым действиям, адекватным экстремальным условиям, восстанавливаемость. Структурно-функциональная модель профессиональной подготовки психологов МЧС России обеспечивает приобретение специальных психологических по своей природе и главным образом востребованных в экстремальных условиях профессиональных умений: оценка вербальных и невербальных поведенческих проявлений пострадавших в ЧС, психологические способы воздействия на них, разрешение конфликтов, в том числе при работе в толпе, соблюдение правил личной безопасности сотрудников и безопасности группы психологов, сформированной для работы в условиях ЧС, участие в обеспечении работ по ликвидации ЧС и последствий ЧС пожарных и спасателей, взаимопонимание, взаимодействие, взаимозаменяемость, регуляция своего собственного состояния и состояния членов группы.

В соответствии с особенностями профессиональной деятельности психолога МЧС, модель его специальной психологической подготовленности включает ПВК, знания, умения, навыки, адекватные специфике условий работы в системе МЧС России для реализации их в работе с личным составом МЧС России по направлениям профессионального отбора, профессиональной адаптации, профессиональной переориентации, урегулированию внутриличностных и межличностных конфликтов, по оказанию психологической помощи личному составу МЧС России, как в ежедневной работе, так и после выполнения боевого задания.

Теоретические знания и практические навыки специалиста позволяют осуществлять психологическую помощь, психологическое сопровождение повседневной деятельности, консультирование, коррекцию психического состояния сотрудников МЧС России в экстремальной ситуации, а также применять приемы психической саморегуляции и правил личной психогигиены, необходимые для эффективного использования творческого потенциала специалистов психологической службы МЧС России.

10. Основополагающим компонентом представляемой концепции является психологическое сопровождение, характеризующееся следующими особенностями: моделирование в процессе обучения и в полевых условиях обстановки, приближенной к опасным ситуациям, создание условий для принятия на себя повышенной ответственности за результаты своих действийиспользование тренинговых технологий для формирования и развития рефлексии, самоконтроля, навыков психогигиены, применения методов психологической разгрузки.

Эта составляющая обучения направлена на преодоление будущими психологами страха в условиях, приближенных к реальной профессиональной деятельности, связанной с риском, опасностью для жизни, на осуществление самоконтроля в экстремальных условиях, повышение ответственности за результаты своих действий, жизнь пострадавших в ЧС, выработку психологической устойчивостиотработку навыков мобилизации, выполнения профессиональных действий, проявление в чрезвычайных условиях профессионально важных, особенно интеллектуальных качеств.

Для повышения уровня работоспособности, профилактики эмоционального выгорания, сохранения здоровья и профессионального долголетия целесообразно в процессе обучения обеспечить формирование у будущих психологов привычки систематически использовать рефлексию, применять методы психогигиены, способы психологической разгрузки.

Реализация психологической концепции профессиональной подготовки психологов МЧС России (на примере повышения квалификации личного состава МЧС России — категория слушателей «Старшие, главные психологи психологической службы МЧС России» и подготовки студентов по специальности 30 301.65 «Психология» — специализация «Безопасность в ЧС») позволяет обеспечить высокую психологическую устойчивость и работоспособность сотрудников.

Предложения и рекомендации.

Проведенное исследование проблемы совершенствования профессиональной психологической подготовки психологов МЧС России позволило сформулировать предложения, которые можно рекомендовать вузам МЧС России для их внедрения в практику в целях подготовки высококвалифицированных кадров:

1. Предложить внедрить в практику разработанную психологическую концепцию, программы профессиональной специальной психологической подготовки психологов МЧС России, основанные на социальных ценностях сотрудников, личной безопасности.

2. Рекомендовать практикам, занимающимся обучением сотрудников экстремального профиля внедрять в процесс их подготовки разработанные диссертантом психотехнические упражнения, комплексы упражнений, тренинги и методики для формирования профессионально важных психологических качеств.

3. Осуществлять в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России комплексное планирование, организацию и проведение всего учебного процесса с учетом возможностей профессиональной специальной психологической подготовки психологов МЧС России, разработанных профессиограмм и психограмм.

4. Целесообразно, чтобы программы профессиональной специальной психологической подготовки сотрудников МЧС России включали реабилитационно-восстановительный этап с использованием тренингов и методов психогигиены для профилактики эмоционального выгорания, сохранения здоровья и профессиональной работоспособности.

5. В учебных и тематических планах занятий, при постановке задач указывать конкретные компоненты психологической подготовленности обучающихся, которые необходимо в процессе обучения формировать, совершенствовать и закреплять.

6. Необходимо обеспечить в процессе профессиональной психологической подготовки интериоризацию обучающимися применения рефлексии, психологической саморегуляции и других способов психогигиены, обеспечивающих адаптацию к условиям профессиональной деятельности, обеспечение профилактики эмоционального выгорания, поддержания необходимого уровня подготовленности для успешной профессиональной деятельности сотрудников в особых и экстремальных условиях работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Экзистенция как свобода // Вопросы философии. № 8. 1992. С. 146−157.
  2. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. М.: 1999.-218 с.
  3. А.И. Оценка и прогноз психологической готовности сотрудников органов внутренних дел МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях: Дис. .канд. психол. наук. СПб., 2004. — 196 с.
  4. А.Е., Айви М. Б. Саймек-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М., 1999.
  5. Е.О. Взорванный мозг. Посттравматическое стрессовое расстройство. Клиника и лечение. Новосибирск: Издательство «Сибвузиз-дат», 2001, — 160 с
  6. Ю. А. Состояние психической дезадаптации и его компенсация. М., 1970.
  7. С.С. Философия права. М.: Норма, 1997.
  8. В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Издательство «Речь», 2003.-368 с.
  9. А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журн., 1985. № 6
  10. А.Н. Психология самоубийства // Журн. Социальная и клиническая психиатрия. — 1996, № 4. — С. 14—20.
  11. Андреева Г. М Социальная психология. М.: Наука, 1994.
  12. П.К. Избранные труды. — М.: Наука, 1978. — 400 с.
  13. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Избранные философские аспекты теории функциональной системы. — М., 1978.
  14. А.Я., Шиповалов А. И. Конфликтология. М.: «Юнити», 1999.
  15. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита. '// Психологический журнал. Т. 15, № 1, 1994, с.3−18
  16. B.C. Подготовка кадров для системы МЧС России в СПб ГПС МЧС России // Вестник СПб института ГПС МЧС России, № 9 С. 5,7
  17. А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В. и др. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 35−46.
  18. В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги: Прикладная психология. 1999. № 1.-е. 41−47
  19. Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая. Ян-чжу. Ле-цзы, Чжуан-цзы. VI—IV вв. до н.э. М., 1967.
  20. R.K. Философия чувств. Екатеринбург, 1996. С. 10−16/ Банду-ровский К. В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1997. № 9.
  21. М.Я. Избранные психологические произведения. — М., 1975.
  22. М.М. К философии поступка. // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984−1985 гг. М., 1986. С. 80−160.
  23. Г. М. Профессиональное становление студентов психологов : диссертация. кандидата психологических наук: 19.00.05. Москва, 1997. 189 с.
  24. Бердяев НА Самопознание. М. 1990.
  25. Бердяев НА Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж. 1952.
  26. А. Ф. Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности : диссертация. кандидата психологических наук: 19.00.07 Ставрополь, 2002. 188
  27. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  28. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Вы сказали «здравствуйте» что дальше? Психология человеческой судьбы.— Екатеринбург: ЛИТУР, 2000.— 576 с.
  29. Л. Феноменология и психопатология // Логос, 1992. № 3. С. 125−135.
  30. П.П. Реформа науки. — М., 1920.
  31. М.И. Социально-психологические проблемы профессиональной деятельности. М, 1991. с. 121 135
  32. Бовин Б. Г, Мягких Н. И., Сафрогов А. Д. Основные виды деятельности и психологическая пригодность в системе органов внутренних дел. М., 1997. 342 с.
  33. В.В. Энергия эмоций в общении. М.: Издательство НОРМА, 2000.
  34. A.A., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб., 2000.
  35. В. А. Психологический стресс. М., 1995.
  36. В.А. Психология профессиональной деятельности. Изд. PerSe, М., 2006.
  37. В.И., Римская И. Н. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению: Учеб. пособие. М.:Юрайт, 1999.-336с.)
  38. С.Л. Концепция личности: М. Бахтин и психология // М. М. Бахтин и философская культура XX в. 4.1 СПб 1991. С. 66−75.
  39. С.Л. Экзистенциально-гуманистический подход в психологии и терапии // Психологическая газета. 1997. № 1. С. 7.
  40. С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Джеймса Бюджентала. Москва: «Смысл», 2001.
  41. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва, Воронеж, 1996. 392 с.
  42. С.Н. Свет невечерний. М. 1994.
  43. Д. Наука быть живым. М., 1998.
  44. Р. Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер-паблишинг, 1997 336 с.
  45. П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990. 188 с.
  46. Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение,-Л., 1989.
  47. Васильев В. Л. Системный профессиографический подход к подбору и расстановке кадров правоохранительных органов // Материалы меж-ву.научн.-практ.конф. СПб., 1995.-С. 65−70
  48. Ф. Е. Психология переживания. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984, —200 с.
  49. М. Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990.
  50. Е.Ф. Формирование зрительного образа восприятия в условиях риска. Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск: Новосиб. полиграфкомб., 2001 (вып. дан. 2002). — 123 с.
  51. Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1989.
  52. Л.С. Психология. М.: «Питер», 2000, 489с.
  53. P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М., 1972.
  54. В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. Л., 1982. -101 с.
  55. П. П. Экзистенциализм и проблема культуры. М., 1963-
  56. П.П. Философия культуры Карла Ясперса. // Вопросы философии, 1972, № 9.
  57. В.А. Системные исследования в психологии. — Л., 1984.
  58. Гегель. Лекции по эстетике. Соч. T. XIV. М, 1958.
  59. Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1990.
  60. В.А. Избранные труды. —М: Медицина, 1973. — 228 с.
  61. А. В. Психология и психотерапия потерь. — СПб.: Изд-во «Речь», 2002. — 162 с.
  62. A.A. Развитие эмпатического общения психолога с клиентом : Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.психол.н. / Головина Анжелика Андреевна- Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов, 2004
  63. Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.
  64. H.A. Социально-психологическое сопровождение в образовательных учреждениях МВД России: Методическое пособие. М., 2002. 140 с.
  65. Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 161−167.
  66. Т. Посттравматический стресс с позиций экзистенциально-гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 92−96.
  67. Н.В. Психология конфликта. СПб: Издательство «Питер», 2000.-464 с.
  68. Гумилев.JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994.
  69. И.Н. Социальная психология здоровья. — СПб.: Изд-во СПб. университета, 1999, — 1021 с.
  70. П. С. Экзистенциализм Бубера // Квинтессенция. Философский альманах, 1991. М., 1992. С. 371−377.
  71. A.A. Великие моралисты. М.: Республика. 1995.
  72. E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.— М.: «ЧеРо» совместно с издательством «Юрайт», 2000.— 344 с.
  73. Д., Дэвид П., Мейэр Д. Дж. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций. СПб., 1997.
  74. Диалогическая интерпретация антиномической методологии П. А. Флоренского http://hpsy.ru/public/x3153.htm
  75. . И.В. Воспитание психологической культуры молодого поколения страны одна из насущных задач современного образования. //
  76. Тезисы конференции «Психолог и общество: диалог о взаимодействии». 12 февраля 2008 г. М., 2008.
  77. Г. В. Диалогические особенности психологии личности в школьном возрасте. Л. Д989.
  78. Э. Самоубийство. Социол. этюд: пер. с фр. / изд. подгот. Вал. А. луков. СПб.: Союз, 1998. — 496 с. (Психология и социология: страницы классики)
  79. Ф. Избранное: Сборник. М.: Радуга. 1990.
  80. В.Б. Человеческий риск: (Элементы анализа и упр.). Жуковский: Граф, 2001. — 444 с. 2002−3/7753
  81. Г. Е. Мировоззрение и убеждения личности как психологические категории //Психология мировоззрения и убеждений личности
  82. Э.Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1999.
  83. Зейгарник Б. В, Патопсихология. — 2-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1986. —287 с.
  84. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности.- М., 1980.
  85. Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002
  86. В. А. Психологические механизмы волевой регуляции М.: Изд-во УРАО, 1998- 144 с.
  87. Е.М. Психология профессиональной деятельности. — М.: Регёе, 2006.
  88. С.П. Психологическое сопровождение профессиональной подготовки психологов МЧС России: Монография. СПб.: Изд-во. Астерион, 2011. — 128 с. (8 п. л).
  89. С.П., Кузьменкова Л. В. К вопросу о формировании развитой системы психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. 2006. — № 12−13. (0,5/0,25 п.л.)
  90. С.П., Кузьменкова Л. В. Формирование программы обучения психологов МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России (Приложение). 2006. — № 14 (15). (0,6/0,3 п.л.)
  91. С.П., Кузьменкова Л. В. Профессиональная деятельность психологов МЧС России: теоретические основы // Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России (Приложение). 2006.-№ 14 (15). (0,5/0,25 п.л.)
  92. С.П. Системный подход к подготовке психологов МЧС в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России // «Психопедагогика в правоохранительных органах». 2009. — № 2(37). С. 68 — 70. (0,5 п.л.)
  93. С.П. Методика диагностики эмоционального выгорания у будущих психологов МЧС России // «Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта». 2009. — № 7(53).(0,5 п.л.)
  94. С.П. Исследование выраженности рефлексии у будущих психологов МЧС России//"Психопедагогика в правоохранительных органах". 2010. — № 1 (40).с.31−36. (0,6 п.л.)
  95. С.П. Психологическая оценка выраженности рефлексии у будущих психологов МЧС России// «Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта». 2010 № 1 (59). (0,6 п.л.)
  96. С.П., Минина И. Н., Почебут Л. Г. Соотношение профессиональных ценностей личности и эмоционального выгорания у курсантов Санкт-петербургского университета ГПС МЧС России// Проблемы управления рисками в техносфере 2011 № 4(20). (0,6 пл./0,3)
  97. Иванова С. П Взаимосвязи отношений к профессиональной ответственности и профессии «Психолог МЧС» с личностными качествами// Научно-аналитический журнал. «Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России» № 3, 2011. (0,7 пл.).
  98. С.П. Формирование образа профессии и портрета профессионала психолога МЧС России «Вестник психотерапии». 2009. — № 29(34). С. 52−63. (0,7 пл.).
  99. С.П. Выраженность рефлексии у будущих психологов МЧС России // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях: материалы Международной научно-практической конференции. СПб., СПб И ГПС МЧС России, 2006 (0,2 пл.)
  100. С.П. Об организации учебно-методического обеспечения учебного процесса по подготовке психологов для МЧС // Ученые записки СПб УГПС МЧС России, выпуск № 1, 2007. (0,4 п.л.)
  101. С.П. Психокоррекция эмоционального выгорания как составная часть психологического обеспечения подготовки психологов для МЧС России // «Вестник психотерапии». 2009. — № 31(36). (0,5 п.л.)
  102. С.П., Кузьменкова JI.B. Структурные элементы психологической концепции профессиональной подготовки психологов МЧС России //"Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества". -2009, — № 3. (0,7/0,35 п.л.)
  103. С.П., Кузьменкова JI.B. Эмпирическое исследование рефлексии у будущих психологов МЧС России // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2010. — № 2. (0,6/0,3 п.л.)
  104. С.П., Кузьменкова Л. В. Психокоррекция эмоционального выгорания в процессе подготовки психологов для МЧС России // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2010. — № 3. (0,6/0,3 п.л.)
  105. К. Эмоции человека / Пер. с англ. М.: Изд-во Моск. Университета, 1999
  106. Ирвин Ялом. Экзистенциальная психотерапия/ Перевод Т. С. Драбкиной. М.: «Класс», 1999
  107. А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990.
  108. А. Избранные прои зведения. М.: Панорама. 1993.
  109. A.B. Психология принятия управленческих решений. М., 1998.432 с.
  110. E.H. Проявление риска в деятельности специалистов опасных профессий : Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.психол.н.: Спец. 19.00.03 / Ин-т психологии РАН. М., 2003. — 18 с. 2003-А/20 396
  111. М.А. Дороги свободы Ж.П. Сартра // Вопросы философии. 1994. № 11.
  112. Китаев-Смык JI. А. Психология стресса. М., 1988.
  113. Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1998.
  114. Е.А. Психология профессионала. — М.- Воронеж, 1996.
  115. . Как жить после психической травмы. М., 1992
  116. Н.Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов в начальный период обучения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1989. 15 с.
  117. Е.П. Психологическая помощь как профессиональная деятельность практического психолога // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 / под ред. Г. С. Никифорова, JI.A. Коростылевой. СПб., Изд-во С-Петерб. ун-та, 2001.- 171 181.
  118. Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску / Корнилова Т.В.- Рос. Акад. наук, Ин-т психологии, МГУ им. М. В. Ломоносова. -М.: Ин-т психологии РАН, 1997. 231 с. 98−5/455
  119. Т.В. Психология риска и принятия решений : Учеб. пособие для студентов вузов / Т. В. Корнилова. М.: Аспект-пресс, 2003. -284,1. с. 2003−5/1460
  120. А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии, 1990, N 3.
  121. Т.М. Психология самообеспечения безопасности : феноменология, механизмы, стратегии: автореферат дис.. доктора психологических наук: Спец. 19.00.01-/ Науч.-образоват. центр РАО. Сочи., 2006. — 38 с.
  122. БВ. Основы профессиональной психодиагностики . Д., 1984. 250 с.
  123. Л.В. Психология настроения. СПб., 1997
  124. К.Х. Некоторые подходы к восприятию и оценке степени риска // нормативные и дискриптивные модели принятия решений (по материалам советско-американского семинара). Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М., 1981. с. 51−65
  125. Н.М., Палей И. М. Балинтовские группы для ведущих психологический тренинг. СПб., 1995.
  126. М.В. Методы выявления риска стрессовых расстройств у пожарных : Автореф. дис. На соиск. учен. степ, к.психол.н.: Спец. 19.00.03- Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Фак. психологии. М., 2000. — 30 с.
  127. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.
  128. А.Б., Кузнецова A.C. Психопрофилактика стрессов. М.: МГУ, 1993.
  129. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
  130. А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 3
  131. Э. Клиника острого горя / Пер. с англ. // Психология эмоций. М.: Изд-во Московского университета, 1984. С. 212−219
  132. .Ф. О системном подходе к психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2.С.З-12.
  133. К., Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства. М.: Смысл, 2002. 1992
  134. В.М., Шамрей В. К., Койстрик К. Н. Посттравматические стрессовые расстройства. СПб.: ВМедА, 1999.
  135. Р. Расколотое «Я». М.- СПб., 1995.
  136. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
  137. Магомет-Эминов М. Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация. / Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология, 1996. № 4
  138. Малкина Пых И. Г. Экстремальные ситуации. (Справочник практического психолога) -М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 960 с.
  139. С.Ю. Психологические детерминанты профессиональной успешности психолога-диагноста кадровой службы : В сфере бизнеса: автореферат дис.. кандидата психологических наук: 19.00.03 / Ин-т психологии РАН. М., 2006. 28 с.
  140. В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Сентябрь, 2001.
  141. В.Л. и др. Критерии профессиональной пригодности в отборе // Методы исследования по инженерной психологии и психологии труда. Ч. 1. Л., 1974. с. 100- 111
  142. А.К. Психология профессионализма. М., 1996
  143. М.И. и др. Психологическое обеспечение деятельности ОВД в экстремальных условиях. М., 2001. 308 с.
  144. А. Г. (1954) Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999 478 с.
  145. Методические рекомендации по оценке психологической готовности спасателей к действиям в экстремальных условиях. М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003. 40 с.
  146. Методическое руководство по психологическому сопровождению деятельности профессиональных контингентов МЧС России. 30 с. Пр. от 26.01.2009 № 4−7-59.
  147. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
  148. Мэй Р. Экзистенциальный анализ случая Эллен Вест //Московский психотер. журн. 1993. № 3. С. 30−37.
  149. Н.И. и др. Факторы «группы риска» и профессиональная пригодность кандидатов, поступающих на службу в органах внутренних дел и учебу в образовательные учреждения системы МВД России. М., 1999.
  150. В.Н. Психические состояния и отношения человека// Образование психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1996, № 12, с. 8−14.
  151. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во С. Петербург, ун-та, 1996. — 176 с. 172. Ожегов С. И., Словарь 1978
  152. Ю.Н. История становления и развития отечественной психологии индивидуальных различий : автореферат дис.. кандидата психологических наук: 19.00.05 / АН СССР. Ин-т психологии. Москва, 1990. 23 с.
  153. А.Б. Диалогический подход Словарь психологических терминов http://www.trialog.ru/dictionary/index.php?rash=d 1
  154. Р. А. Духовно-нравственное становление современного молодого человека как социально-педагогическая проблема. // «Проблемы образования. Молодёжь и вопросы воспитания». Выпуск № 1. Красноярск: РИО КГПУ, 2004.
  155. Печчеи, А Человеческие качества. М., 1985.
  156. Поведение и саморегуляция человека в условиях конфликтов. Мин. обществ, и проф. образования ун-та им. Белинского. Пенза. ПГПУ, 1999. п/ред Макарова Ю.А.
  157. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. JI. Ма-рищук, В. И. Евдокимов — СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001. 60 с.
  158. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября1996г. № 1312 «О порядке бесплатной медицинской реабилитации спасателей в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 46, ст. 5253) —
  159. Приказ МЧС России № 20 от 16.01.2003 «Об аттестации сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, выполняющих функции по осуществлению государственного пожарного надзора» (зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2003 № 4217).
  160. Приказ МЧС России № 218 от 25.04.2003 «О создании психологической службы МЧС России».
  161. Приказ МЧС России № 581 от 26.09.2008 «Об утверждении Концепции развития психологической службы МЧС России на 2009 — 2014 годы и ведомственной целевой программы «Развитие психологической службы МЧС России в 2009 — 2011 годах».
  162. Приказ МЧС России № 682 от 11.11.2008 «О внесении изменений в приказ МЧС России № 500 от 25.09.2007 «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России»
  163. Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах / Составитель А. Н. Моховиков. М: Коги-то-Центр, 2001. С. 270—352. (О помощи в состоянии горя см. с. 325−337.)
  164. П. С. Психологический смысл труда. — М.: ИПП, 1997
  165. Психические состояния / Сост. и общ. ред. JI. В. Куликова. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
  166. Психология травматического стресса / Ред. В. Н. Дружинин В.В. Спа-сенников, 1994. 94−4/4958
  167. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных /Под общей ред. Ю. С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. 319 с.
  168. Психологическая энциклопедия. М.: Норма, 2000.
  169. К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. М., 1984. С. 235 237.
  170. В.Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2004. — 256 с.
  171. С. Л. Основы общей психологии. М., 1946, переиздание: СПб, «Питер Ком», 1999, 720 с.
  172. С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1976. С. 253−381.
  173. К., Групповая психотерапия. Серия: Мастера психологии. СПб.: Питер, 1998. ПТСР: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия /Под ред. Б. А. Казаковцева. М.: Изд-во Института психотерапии, 2000.
  174. Русские философы. М. 1993.
  175. А. М. От Фрейда к Хайдеггеру. М., 1985. Foulquie Р. L’existentialisme. Р., 1947-
  176. В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля: Дис.. д-ра. психол. наук. СПб., 2000. 433 с.
  177. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С. 319−344.
  178. Г. Когда стресс не приносит горя. М., 1992
  179. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1985. — 1600 с.
  180. Современный философский словарь. М., Бишкек, Екатеринбург, 1996.
  181. Современный толковый словарь русского языка. Ефремова
  182. Э. Ю. Экзистенциализм — «ВФ», 1966, № 12, 1967, № 1-
  183. Справочник профессий — термины, http:// spravochnikprof. narod. ru/index. html
  184. B.B. Самосознание личности. M.: Изд-во МГУ, 1983. — 284 с.
  185. Т., БаранниковаД. История становления европейской экзистенциальной психологии
  186. Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. —СПб.: Питер, 2001. — 272 с. 2002-/6769
  187. Н.В. Основные итоги и перспективные направления исследований посттравматического стресса. Психологический журнал, 2003. Т. 24, № 4, с. 5−18
  188. Тиллих Пауль. Экзистенциальная философия
  189. А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. Д., 1990.
  190. П. Экзистенциальная философия.
  191. В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с.
  192. В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000.
  193. Тренинговый курс психологической подготовки специалистов поисково-спасательных формирований. М.: ВЦЭРМ-ЦЭПП МЧС России, 2002. -134 с.
  194. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 20.09.1999, № 38, ст. 4534),
  195. Д.Н. Орфографический словарь русского языка — М.: Учпедгиз, 1937. — 162 с.
  196. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649),
  197. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст. 3503),
  198. Ю.М. Сумма антропологии: В 2 кн. Кн. 1. Новосибирск: Наука. 1995.
  199. Ю.М. Универсум морали. Тюмень, 1992.
  200. Философия М. Хайдеггера и современность. М., 1991.
  201. Философский Энциклопедический словарь. М. 1983.
  202. Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе.— М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2001. 208 с.
  203. Флоренский П. А Столп и утверждение истины: В 2 т. Т. 1. М. 1990.
  204. А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала: Монография. М.: Флинта, 2003. — 25 п.л.С 4
  205. Д. Как справиться со стрессом.: пер. с англ. Педагогика -Пресс, 1995
  206. В. Человек в поисках смысла. М. 1990.
  207. Фрейд 3. Я и Оно. М. 1990.
  208. Фрейд 3. Введение в психанализ: Лекции.-М: Наука. 1989.-456 с. 233. 3. Фрейд. «Психология масс и анализ человеческого «Я», издательство «Современные проблемы», Н. А. Столляр, М., 1926 г.
  209. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика. 1994.
  210. Ходырева. Динамика ценностных ориентации в системе становления профессиональной позиции будущих психологов в существующей системе подготовки психологов. А-реф с. 23.
  211. М. Бытие и время. М., 1997.
  212. К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. С. 243.
  213. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Из-во «Наука». 1982. 184 с.
  214. JI. Киркегард и экзистенциальная философия. М. 1992.
  215. Ю.С. «Организационные аспекты оказания экстренной психологической помощи»/Вестник СПб ИГПС МЧС России, №, 2005 г.
  216. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. — МД978.
  217. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс. 1994.
  218. Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.
  219. И. Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М., 1997.
  220. И. Д. Экзистенциальная психотерапия/ Перевод Т. С. Драбкиной. -М.: «Класс», 1999
  221. К. Духовная интеграция времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 288−418.
  222. К. Смысл и назначение истории. М, 1994. С. 284.
  223. Binswanger L. Existential Analysis and Psychotherapy // Progress in Psychotherapy. N.Y., 1956.
  224. Bugental J.F.T. Existential-humanistic psychotherapy // I.L.Kutash & A. Wolf (Eds.), Psychotherapist’s casebook. San Francisco, 1986. P. 222−236.
  225. Existence: A New Dimension In Psychiatry And Psychology Ed. by Rollo May, Ernst Engel, Henry F. Ellenberger New York: Basic Books, 1958:
  226. Existential Psychology. Ed. R.May. N.Y., 1969.
  227. Yalom I.D. Existential Psychotherapy. N.Y.: «Basic Books», 1980 .
Заполнить форму текущей работой