Методика обучения зонной системы защиты в баскетболе
Пример: Одним из наиболее распространенных видов атаки прорыва обороны, является пас игроку, находящемуся на задней линии, от крайнего нападающего и последующий его проход на слабую сторону защиты. Против этой атаки есть такой «контрприем». Крайний защитник играет против нападающего жестко и агрессивно. Защитник задней линии противостоит нападающему, действовать на задней линии, как только тот… Читать ещё >
Методика обучения зонной системы защиты в баскетболе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ВВЕДЕНИЕ
После рождения баскетбола (1891 г. США), было много изменений в правилах игры, вносилось множество поправок и дополнений. Усовершенствовались судейская практика, правила проведения соревнований, тактика и техника игры, баскетбол стал более агрессивный и жесткий, требующий современных систем защиты. В Международной федерации баскетбола (FIBA) более 190 стран.
Современный баскетбол — это игра, требующая умения играть как в нападении, так и в защите. В ходе нее постоянно изменяется игровая ситуация, поэтому здесь важны мгновенная реакция, быстрота решения тактической задачи. Игрок, находящийся на площадке, должен оценивать расположение игроков своей и чужой команды, предвидеть направление передачи мяча. Он во время игры делает множество прыжков, бросков и передач. Физические нагрузки, которые получают занимающиеся во время игры, усложненные проявления двигательной деятельности, ее разнообразие позволяют успешно решать задачи всесторонней физической подготовки.
Эффективность средств в обучении баскетболу, особенно защитным действиям, во многом зависит от методов их применения. Выбор методов осуществляется с учетом задач, уровня подготовленности учащихся и конкретных условий работы.
В зависимости от поставленной задачи одни и те же средства можно использовать по-разному, применив различные методы. Кроме этого, следует учитывать то, что последовательность задач в каждом виде подготовки и последовательность самих видов имеют определенную логическую связь: характер задач в одном виде подготовки качественно меняется, создавая основу для другого вида подготовки.
Так, подготовительные упражнения заканчивают упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого технического приема. Подводящие упражнения служат своеобразным мостиком для перехода от простых технических приемов, к более идеальным, совершенствованным. За свою более чем вековую историю, баскетбол снискал огромное число почитателей во всем мире.
Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей, привлекают к игре всевозрастающий интерес сотни тысяч поклонников и у нас в Республики Казахстан. 1]
Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т. д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих баскетболистов, целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма.
Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся спортсменов дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды.
Взаимосвязь между навыками техники игры и физическими качествами широко используется в отечественной системе воспитания и образования. Для гармоничного физического развития дошкольников и младших школьников, проводятся подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола, а также двусторонние матчи по мини-баскетболу.
Школьники среднего и старшего возраста имеют возможность заниматься баскетболом на уроках физической культуры в общеобразовательных школах, колледжах и высших учебных заведений. С помощью специальных и подводящих упражнений, спортсмен овладевает меткостью бросков, которые служат одним из основных показателей результативности в игре, техничности и тактическим комбинациям.
Однако, несмотря на то, что в научной и специальной литературе разработана методика обучения игре баскетбол, на самом деле, конечный результат обучения, не всегда достигает цели.
Специалисты пришли к мнению о том, что успех спортивного мастерства, техничности баскетболиста зависит от многих факторов объективного и субъективного характера, которые могут снижать результативность работы спортсмена, а игре, технике и тактике командного взаимодействия, организация системы позиционного нападения, против зонной системы защиты. 2]
В процессе игры стремительное нападение удается завершить далеко не всегда. Случаются ситуации, что противник успевает полностью организовать командную оборону и прикрыть всех нападающих. Тогда хорошо организованной защите команда должна противопоставит систематизированное позиционное нападение, в котором участвуют все пять игроков.
В позиционном нападении баскетболисты последовательно взламывают защиту противника, подготавливая завершающий бросок. По правилам игры на такую подготовку дается 24 секунды игрового времени. Этого вполне достаточно, чтобы разыграть заранее разученную комбинацию любой сложности и, если она сорвется, творчески создать условия для тактически обоснованного броска со средней или дальней дистанции.
Система позиционного нападения заключается в том, что после получения мяча вся команда перемещается в передовую зону, где игроки занимают определенные места. Несколькими передачами мяч переводится через среднюю линию. Нападение может начинаться в любом месте площадки с того момента, когда игроки займут определенные позиции. Такая игра требует хорошего взаимопонимания и большой выдержки игроков.
Задачи курсовой работы:
1. дать общую характеристику схем позиционного нападения против зонных систем защит;
2. показать применяемые упражнения для отработки защиты;
Актуальность данной темы в том, что ведя нападение против зонной защиты, команде следует систематически применять стремительные контратаки, чтобы не дать соперникам времени на построение зоны. Поэтому необходимо использовать ранее задуманные комбинации, системы и заслоны нацеленные против определенного защитного варианта.
1. Обзор литературы по теме зонной системы защиты Независимо от удачной игры в нападении бывают случаи, когда выигрыш или поражение зависят от умения играть в защите. Каждый баскетболист знает поговорку: отличная защита является хорошим нападением. 3] Игре в защите нужно уделять столь же времени и усилий, сколько и игре в нападении.
Данная проблема, а именно «техника индивидуальной защиты в современном баскетболе» широко раскрыта в книге Баскетбол: концепция и анализ. Эту книгу написал один из самых знаменитых в прошлом игроков американского баскетбола, тренера профессиональной команды «Канзас — Сити — Омаха Кингз Боб Коузи и тренер Фрэнк Бауэр. Авторы дают рекомендации по методике обучения и тренировке игроков, подробно разбирают вопросы согласования индивидуальных действий игроков, с командными.
Александр Николич — профессор факультета физвоспитания, бывший игрок сборной команды Югославии по баскетболу, а затем тренер клубных команд и доктор технологических наук, психолог Параносич, написали книгу Отбор в баскетболе. Книга не является собственно научным исследованием, однако она написана в полном соответствии с системным анализом — современной методологией исследования объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем.
Другая книга, которую я использовал в своей работе, называется Энциклопедия баскетбольных упражнений. Эту книгу написал американский тренер Т. Пинхолстер. Эта книга предназначена для самого широкого круга специалистов баскетбола. Здесь даны упражнения для изучения и совершенствования игровых навыков, необходимых каждому тренеру.
Предъявляемые требования к личной защите характеризуются следующими понятиями — это сохранить игроков при угрозе получения фолов, укрепить ближние подступы к корзине. Наконец, зонная защита может применяться для изменения темпа игры, а также использоваться игроками, неспособными эффективно действовать в личной защите.
Нападающие должны принимать во внимание, что причины, заставляющие использовать зонную защиту, говорят скорее о слабости, чем о силе соперника. Поэтому если соперник стремится уберечь отдельных игроков от фолов, нападающие должны входить в зону действия этих игроков, используя финты с мячом и провоцируя игроков на получение фолов.
При атаке зонной защиты следует иметь в виду два важных фактора: во-первых, игроки должны быть спокойны, и, во-вторых, надо уверенно выполнять броски в корзину каждый раз, как представится возможность. Важно также помнить, что зонная защита смещается в сторону мяча, оставляя дальние от мяча позиции открытыми, что облегчает нападающим борьбу за мяч при неудачном броске. Нападающие должны использовать эти преимущества. Они могут создать одному из партнеров хорошие условия для броска (броски без сопротивления с дистанции не далее 5 м, как правило, высокорезультативны). Кроме того, нападающие получают возможность играть широко, растягивая защиту.
Каждая команда должна иметь на вооружении специальное нападение против зонной защиты, если она не хочет постоянно испытывать трудности. Однако существует такое большое количество разновидностей зонной защиты, что становится невозможным иметь специальное нападение для каждой из них, которое соответствовало бы основному нападению команды.
Разумно иметь нападение против зоны, если это вообще возможно, которое не требует большой дополнительной работы по отношению к основному нападению команды и одинаково хорошо применима в игре, против разных вариантов построения зоны.
Поскольку все разновидности зонной защиты базируются на одинаковом принципе охраны определенной части площадки, решение этой задачи представляется возможным. Конечно, лучше, если время позволяет наиграть специальные взаимодействия против каждой зонной расстановки, но вы не должны ради этого жертвовать временем для совершенствования индивидуальной техники или вашего основного нападения.
Команда, хорошо играющая в быстром прорыве, легко справится с зонной защитой. Сразу же после появления зонной защиты, было, сформулировано правило, согласно которому лучшим способом игры против зоны является проведения атаки быстрее, чем зона успеет построиться.
Мяч должен постоянно находиться в движении, и в противовес старому правилу игроки должны постоянно предпринимать рывки к корзине, чтобы заставить защиту отступить и открыть возможности для надежных позиционных бросков. Разные зонные построения имеют разные слабые точки. Надо иметь в виду, что основы нападения против зоны составляют быстрые, точные передачи и минимальное использование дриблинга.
Результативные броски с дальних дистанций разрушают любую зону, но хороших снайперов трудно найти или подготовить. Более того, они не являются абсолютно необходимыми, если вы не задерживаете мяч и предпринимаете рывки к корзине с целью заставить зону играть кучно. Не нужно полагаться только на быстрые передачи вокруг зоны в поисках возможности для беспрепятственного броска с дальней дистанции. Зачастую это не приносит успеха. 4]
2. Упражнения для отработки защиты и нападения Как и в стремительном нападении, в позиционном можно выделить три фазы:
1. начало — организованный переход команды в передовую зону и расстановка ее игроков на предусмотренные позиции;
2. развитие — проведение игроками серий взаимодействий с целью создания выгодных ситуаций для атаки корзины (освобождение нападающего от опеки, обеспечение выгодны условий единоборства);
3. завершение — непосредственное проведение игроками атаки корзины с обеспечением активной борьбы за отскок.
Ведя нападение против зонной защиты, команде, прежде всего, следует систематически применять стремительные контратаки, чтобы не дать соперникам времени на построение зоны. Если же противнику удалось организовать командную зонную защиту, то требуется тщательно продуманный терпеливый розыгрыш мяча, основанный на заранее разученных комбинациях, нацеленных против определенного защитного варианта. Успех большинства подобных комбинаций в значительной степени зависит от выполнения следующих правил:[5]
1. выбирая исходную расстановку игроков, нужно создавать численное преимущество нападающих против передней или задней линии зоны, стараясь нарушить взаимосвязи между этими линиями;
2.на флангах нападения нужно создавать перегрузку зоны — численное превосходство над противником 3×1 или 4×2, добиваясь изоляции защитника на его участке поля от остальных партнеров по обороне;
3. при изменившейся на площадке ситуации защитники могут изменить тактический рисунок, необходимо в ходе атаки творчески использовать типовые взаимодействия отдай мяч и выходи и заслоны, причем заслоны ставить преимущественно для броска со средней дистанции и для затруднения обороняющимся передвижений вслед за мячом;
4. при розыгрыше мяча важно постоянно использовать углы площадки, так как это растягивает и затрудняет подстраховку;
5. следует чаще выполнять быстрые передачи по периметру зонной защиты с постоянной угрозой броска или прохода, чтобы заставить кого-либо из обороняющихся спортсменов, покинуть свой участок площадки или запоздать с передвижением на мяч, нужно все время держать противника в напряжении, чтобы он не сумел разгадать в какой момент и откуда последует атака;
6. помимо быстрых передач в сочетании с финтами вдоль фронта зонной защиты нужно смелее использовать передачи с высокой траекторией с одного края площадки на другой и сквозные передачи на уровень кольца высокорослому нападающему, зашедшему в тыл зоны;
7. бросок в корзину нужно выполнять только из удобной позиции, сначала посмотрев, нельзя ли передать мяч партнеру, вышедшему внутрь зонной защиты;
8. всегда нужно помнить, что при потере командой мяча противник находится в выгодной позиции для острой контратаки, поэтому необходимо предусматривать планомерную страховку тыла.
Определяя, какой тип нападения использовать против зонной защиты, тренер должен принять во внимание, во-первых, индивидуальные особенности игроков своей команды и, во-вторых, выбранный им тип нападения против зонной защиты. Чем ближе будут совпадать принципы и основные взаимодействия вариантов нападения, против личной и зонной защиты, тем успешнее будет нападение, против зонной защиты.
Тренер должен также проанализировать причины использования соперником зонной защиты. Обычно такой выбор обусловливается тем, что индивидуальные особенности игроков лучше всего подходят для зонной защиты. Кроме того, надо отметить, что в условиях зонной защиты можно:
а) легче начать быстрый прорыв;
б) обезоружить команду, имеющую хорошо наигранные комбинации, против, решительно использовать броски, со средней и дальней дистанцией, смена, настойчивость борьбы за отскок.
Перед защищающейся командой стоят 4 основные задачи:
1. не дать сопернику сделать прицельный, беспрепятственный бросок;
2. отобрать у соперника мяч и создать условия для контратаки;
3. нарушение командной связи и взаимодействия между линиями и отдельными игроками соперника, воспрепятствовать проведению подготовительной операций для атаки;
4. не допустить быстрого перехода соперника в контратаки.
Защита — основа четкого сочетания, продуманной обороны кольца с активной борьбой за овладение мячом, позволяет перехватить инициативу и навязывать ее сопернику неблагоприятный для него тактический риск игры. Нужно правильно оценить позицию защиты и делать:
оценить собственную позицию, направление и скорость передвижения по отношению к линии площадки из-за трехочковой линии, своему щиту, сопернику, лично опекать;
оценить позиции, направления и скорости передвижения партнеров;
выявить игрока, соперника, наиболее опасного в данный момент для кольца;
определить где находится свой подопечный;
— уточнение области действия лидера центрального соперников, снайпера, возможность и необходимость подстраховки;
определение начала заранее разученной комбинации для уточнения вариантов взаимосвязи с партнером. 6]
В защитных ситуациях необходимо:
борьба за выпрыгивание во времени и пространстве;
борьба за инициативу, чтобы навязывать свою волю и стиль игры сопернику;
осуществление постоянного давления на соперника, владение мячом;
создание предпосылок, для быстрой контратаки.
Предлагается несколько комбинаций для отработки систем защиты.
I. Догон и прыжки в паре:
1. игроки образуют две линии (рисунок 1, схема 1), нападающий (первый игрок в каждой шеренге) ведет мяч и назад по площадке, потом они переходят от нападения к защите (т.е., игроки которые вели мяч в атакующем порядке, при возвращении играет защиту против следующего игрока в шеренге);
2. игрок 1 ведет мяч, а последний старается не пропустить его наружу, игрок 2 никогда не должен забегать вперед игрока 1., он должен оказаться за линией продвижения мяча;
3. по своему усмотрению игрок 2 прямо набегает на игрока 1, в то время как игрок со второй шеренги теснит его внутрь и если первый игрок продолжает свой дриблинг, он должен быть перехвачен игроком 2 второй шеренги или уйти в сторону.
II. Догон и прыжки тремя игроками:
1.все игроки строятся в три шеренги в соответствии с рисунком 1, схема 2). Нападающий ведет мяч вперед и назад по всей площадке, затем игроки переходят от нападения к защите;
2.если игрок 2 находится в середине шеренги, ведет мяч, он должен направиться к игроку 1 или 3;
3.1-ый игрок перемещается внутрь площадки, по мере прохода 1-ого в центр, к нему устремляется и преследует 2-ой игрок второй шеренги, работая в паре с 1-ым до тех пор, пока игрок ведущий мяч не возьмет его в руки. 1-ый второй шеренги устремляется прикрыть 3-го игрока, а тем временем 3-й игрок перекрывает разрыв между игроками 1 и 2.
III. Три защитника против двух нападающих:
игроки выстраиваются в две шеренги, нападающий ведет мяч вперед и назад по площадке. ХЗ стоит на стороже при его движении вперед, XI — назад по площадке. Х2 ставит первым заслон на пути нападающего, когда игроки поворачивают назад, перекрывает разрыв. XI и Х2 преследует нападающего, то время как ХЗ, и после того, как XI и Х2 останавливают дриблинг 2-го игрока, Х2 отстает и перехватывает новый бросок, он в новой готовности закрыть брешь при последующей атаке на нападающего. 7]
1V. Волна: цель — обучить правильному положению тела во время защиты, где игроки строятся в 4 шеренги на одном краю площадки, четыре передних игрока обращены лицом к тренеру, по сигналу они скользят по диагонали площадки на ее противоположную сторону, изменяя направление движения по команде тренера. Они должны внезапно остановиться и согнуть ноги, чтобы дотронуться до пола рукой. Спина при этом остается прямая, а голова поднята и все смотрит вперед на тренера, при этом отрабатывается необходимая для обороны согнутая поза.
V. Плетение: цель — выработка специфического положения тела по отношению к игроку, ведущего мяч. Площадку делят па три прохода, а игроки на три группы. Они работают в паре, один игрок ведет мяч, а другой старается не дать ему пройти (вяжет). Игрок, ведущий мяч не старается обычно своего партнера. Он просто ведет мяч, качаясь из стороны в сторону, продвигаясь то по одному, то по другому краю отведенному ему проходу. Защитник должен выйти вперед от нападающего и попытаться заставить его свернуть с его пути. Он должен держать ближнюю руку вытянутой вперед для того, чтобы предотвратить переход игрока с мячом перед защитником.
Защитник не должен пытаться перехватить, выхватить или выбить мяч. Особое внимание у него должно быть на ноги, на их движение и сохранение положения тела. 10]
Рисунок 1 Рисунок 2
Комбинации системы зонной защиты догон и прыжки в паре и догон и прыжки тремя игроками
V. Волна: цель — обучить правильному положению тела во время защиты, где игроки строятся в 4 шеренги на одном краю площадки, четыре передних игрока обращены лицом к тренеру, по сигналу они скользят по диагонали площадки на ее противоположную сторону, изменяя направление движения по команде тренера. Они должны внезапно остановиться и согнуть ноги, чтобы дотронуться до пола рукой. Спина при этом остается прямая, а голова поднята и все смотрит вперед на тренера, при этом отрабатывается необходимая для обороны согнутая поза.
VI. Плетение: цель — выработка специфического положения тела по отношению к игроку, ведущего мяч. Площадку делят па три прохода, а игроки на три группы. Они работают в паре, один игрок ведет мяч, а другой старается не дать ему пройти (вяжет). Игрок, ведущий мяч не старается обычно своего партнера. Он просто ведет мяч, качаясь из стороны в сторону, продвигаясь то по одному, то по другому краю отведенному ему проходу. Защитник должен выйти вперед от нападающего и попытаться заставить его свернуть с его пути. Он должен держать ближнюю руку вытянутой вперед для того, чтобы предотвратить переход игрока с мячом перед защитником.
Защитник не должен пытаться перехватить, выхватить или выбить мяч. Особое внимание у него должно быть на ноги, на их движение и сохранение положения тела. 8]
VII. Игрок против игрока: цель — предоставление игрокам времени попрактиковаться в отработке техники защиты против игрока ведущего мяч. Оно выполняется, как и плетение, но отличается, тем, что позиция оживленно и защитник, следует за мячом. Особое внимание уделяется на достижении легкости в ногах (баскетболист должен танцевать, а не бегать за мячом, как на привязи). Начинаем упражнение с перемещения игрока защиты на сторону ведения мяча, и, вынуждают дриблинг перейти на ведение слабой рукой. Игрок, ведущий мяч не старается забросить мяч, а просто провести его через намеченный рубеж.
2.1 Методики обучения зонной защиты по системе 2−3
Автором системы 2−3 является бывший тренер по баскетболу в Государственном Таусонском Университете, г. Балтимор, штата Мэрилент Чарльз А. Филл. 11]
С точки зрения автора, еще большая роль для окончательной победы играют те игроки, которые препятствуют забиванию мячей, являются одними из наиболее важных аспектов игры.
Зонная защита по системе 2−3 (схема 1) предусматривает размещение двух игроков почти у линии штрафного броска, одного в центре и по одному с фланга.
Эта система обеспечивает расположение игроков для успешного подбора мяча, облачившего от щита и для организации быстрого отрыва и контратаки. Нужно при выборе этой защиты, подумать над следующими аспектами:
1. в распоряжении тренера должны быть игроки способные наладить надежную защиту, они должны быть быстры и обучены жестким оборонительным действиям;
2. игрок не должен упускать оборону, игрок против игрока — составляет основу игры в обороне;
3. если игроки его команды слабы в защите по системе игрок против игрока, то тренер предпочтет систему 2 — 3 и откажется от первого вида защиты, пока он станет совершенствовать необходимое (схема 2).
и прорываются в центр, то вынужден выпрыгнуть, чтобы перехватить бросок в прыжке. В результате этого 3 открывается и проходит сзади. Другим слабым местом системы 2−3 является центр площадки.
оказываются сзади игрока 3. Если игроки приоткрыты, есть /
вариант разыграть комбинацию.
У игроков и появляется возможность для повторного броска в прыжке.). И все же при быстром эффективном, точном выполнении основных положений этой зонной защиты, нападение можно надежно прикрыть (схема 3).
Главный недостаток этой системы является возможный бросок по кольцу в прыжке с расстояния 3−5 метров. По схеме 2 заштрихованные участки показывают слабость, присущей системе. Их можно закрыть с помощью агрессивных жестких действий. Эти участки будут слабыми в тех случаях, когда будут отклонены от выбранной схемы. Если нападающий добивается успеха именно через те указанные участки, то это является признаком расшатанной обороны. 9]
Зонная защита по системе 2−3 подобно другим видам защиты имеет как сильные, так и слабые стороны. Но если она подходит команде, если она соответствующим образом подготовлена для ее правильной реализации.
Варианты зонной защиты 2−3
Автором вариантов по системе 2−3 стал Дик Хичкок, старший тренер по баскетболу Афинской Академии, г. Афины, штата Джорджия.
Зонная защита по системе 2−3 используемая некоторыми тренерами как вариант системы зонной защиты 2−1-2, должна применяться осторожно.
Она помогает тренеру решать проблему подготовки команд, обеспечивая преимущество при подборе отскочившего мяча, затрудняя проходы под кольцом при всей кажущейся простоте установок. 10]
Стандартные системы защиты 2 — 3
Для создания давления в зоне и во избежание инертности, для каждой расстановки в зоне имеются определенные правила. Основные расстановки изображены на схеме 1 в соответствии с рисунком 2). Защитник располагается в основных проходах к кольцу и на пересечении линии штрафного броска, форварды находятся в одном шаге от черного кружка, а центровой около пунктирной половины условной линии броска в прыжке. Если приближается мяч к зоне атаки кольца, вступает в силу следующие правила:
1. одним из защитников оказывается давление на игрока с мячом, вынуждает дать первый пас через голову на его сторону в соответствии с рисунком 2, схема 2). Оставлять защитников отрезать проход к линии штрафного броска, и на его стороне, обеспечивает, чтобы первый пас был отдан на сторону защитника. Таким образом, диктуя на какой стороне действовать защите;
2. защитник, находящийся на стороне ведения мяча, должен оказывать
давление на фланге у края задней линии площадки в соответствии с рисунком 3, схема 3). Нападающие с краев должны четко следить за игроками противника в случае их действий через центровых игроков. В то же время нельзя упускать с глаз и разыгрывающих, у которых четко поставлены броски из шестиметровой линии.
Рисунок 2 (схемы 1,2)
Комбинации систем зонной защиты 2−3 игрой с защитниками Прессингующий защитник отступает назад и вскоре на него возлагается основная задача. Нападающий может прикрыть заднюю линию.
баскетбол защита зонный мяч Схема 3
Рисунок 3 (схема 3)
Комбинации систем зонной защиты 2−3 с опекой защитниками крайних нападающих
3. центровой игрок закрыть должен нападающего, действовать в пределах задней линии, дав команду защитнику Подключись!, который отходит назад, чтобы закрыть место игрока задней линии (рисунок4,схема 4).
Этот вариант 2−3 обеспечивает надежное прикрытие подходов к внутренней зоне и умеренное давление на игроков с мячом.
Если команда проигрывает и если противоположная команда приспособлена к стандартной системе 2 — 3 и успешно преодолевает ее, может быть изменение в зонном давлении, при котором надежно перекрыть все подходы к щиту и перехваты мяча.
Основные расстановки в этом случае идентичны стандартным так же, как и первоначальное перемещение защитника. При перебрасывании через него на край, блокируются подходы к кольцу в соответствии с рисунком 4, схема 5). Силовой защитник должен быстро вернуться и оказать пассивное давление на крайнего нападающего. Свободный защитник отходит на место центрового отрезать проход.
Защитник на стороне ведения мяча блокирует заднюю линию, а центровой возвращается под кольцо. При быстром расчетливом перемещении защитника, такое же давление должно быть оказано и на крайнего нападающего. Главное в блокировании этих проходов под щит является техничность силового защитника и особая бдительность на основных подходах к кольцу. 11]
Крайние нападающие подстраховывают своих разыгрывающих (защитников), стараются поставить заслон с любой стороны, что бы открыться для броска с дальних дистанций, или опять отдать мяч защитнику для быстрого прохода под кольцо.
Один из защитников стережет свое кольцо на случай отрыва одного из соперников, и в тоже время он сможет произвести продолжение атаки, или разыграть новую комбинацию в соответствии с рисунком 4, схема 4,5,6.
Рисунок 4 (схемы 4,5,6)
Комбинации систем зонной защиты 2−3 через центрового игрока и силового защитника Комбинация 2−3.
Важной концепцией является защита, игрок против игрока в заданной зоне, оказывает на этого игрока достаточное давление и сохранение равновесия в зоне. 11]
В схеме 6 обозначены зоны и четыре точки, ключевые точки и пересечение подходов и линии штрафного броска.
Зона 1. Никогда не оставляй порученную зону, т. е. не меняться местами с партнерами. Играть с игроком, ближе всего находящегося к кольцу.
Выбирать хорошую позицию для подбора отскочившего мяча.
Зона 2 и 3 — играть около подхода:
— играть в углах (контролировать лицевую линию);
— играть по боковой линии.
Если ваша зона свободна, переместить на ключевую позицию. Следить за зонами 1, 2, 3, постоянно стараясь поставить заслон.
Зона 4 и 5 — играть около подходов:
— пытаться перехватить мяч, передвигаться на «ключевую» позицию;
— играть по боковой линии.
Общие правила для зоны.
1. Прервать дриблинг противника, играя против игрока без мяча:
а). пытаться перехватить передачу мяча;
б). следить за другими нападающими противника;
2. Когда в зоне два человека, держат игрока вне зоны, и игрок «ключевой» позиции прикрывает ближнего к нему игрока:
а) переместиться на ключевую позицию;
б) контролировать зону 1;
в) искать мяч;
г) останавливать нападающего противника.
Этот вариант зонной защиты не является универсальной от всех видов нападения. При ней возникают проблемы:
а) дриблинг через зону;
б) перегруженность зон в углах площадки;
в) образование большого центра в зоне 1 для закрытия быстрого прохода.
Она может внести путаницу в нападающего порядка противника, при достаточной подготовке и средним уровне одаренности игроков, это наилучшая система.
2.2 Методики обучения зонной защиты по системе 2−1-2
Эту зонную защиту 2−1-2 использовал Гилман Маккини. Придерживаясь ее в течении двух лег подряд многие команды смогли отработать нападение, которое зачастую было довольно эффективно против стандартной зоны 2−1-2 в соответствии с рисунком 5, схема 1). Таким образом, во избежание использования персональной защиты 1 — 2 — 2, которое не позволяет с полной эффективностью использовать возможность игроков, поэтому лучше использовать зонную защиту из офсайда в соответствии с рисунком 5, схема 2). Она просто подчеркивает основные аспекты этой системы защиты.
Зонная защита из офсайда подчеркивает положение двух правых или левых игроков защиты. Если правильно использовать левого защитника создается ситуация, очень близкая к персональной защите игрок против игрока.
При обычной системе 2−1-2 средний игрок не имеет опеки над игроком задней линии. При построении офсайда зонной защиты он отходит к линии по стороне ведения мяча. Игрок основной линии защиты занимаем положение крайнего игрока, в зависимости от того, находится ли он в углу или сбоку. Защитник, действующий на стороне ведения мяча берег на себя игрока нападения противника.
Правый защитник теперь может взять на себя второго центрового. Он может играть перед ним, либо позади него, в зависимости от выбранного вида защиты.
Игрок офсайда (т.е. действует не на стороне ведения мяча у задней основной линии), отвечает за игрока нападения, действующего на его стороне. Он должен следить за своим подопечным даже в ходе атаки на кольцо противника. 12]
Задачи и обязанности игроков.
Игроков в обороне при офсайде зонной защите по системе 2−1-2 в соответствии с рисунком 5, схема 2).
защитники (нападающие) своей команды обороняют свой участок, если мяч находится на его стороне.
держит игрока на задней линии под кольцом или же игрока, прорвавшегося к зоне кольца.
:
Рисунок 5 (схемы 1,2)
Комбинации систем зонной защиты 2−1-2 игрой из офсайда Зонная защита из офсайда в соответствии с рисунком 5, схема 2) является дополнением к системе зонной защиты 2−1-2. Гилман Маккини, ее использовал на протяжении всей игры в зависимости от системы нападения противника. Во всех случаях она показывает свою эффективность.
При обычной системе 2−1-2 средний игрок не имеет опеки над игроком задней линии. При построении офсайда зонной защиты он отходит к линии по стороне ведения мяча. Игрок основной линии защиты занимаем положение крайнего игрока, в зависимости от того, находится ли он в углу или сбоку. Защитник, действующий на стороне ведения мяча берег на себя игрока нападения противника.
Правый защитник теперь может взять на себя второго центрового. Он может играть перед ним, либо позади него, в зависимости от выбранного вида защиты.
Игрок офсайда (т.е. действует не на стороне ведения мяча у задней основной линии), отвечает за игрока нападения, действующего на его стороне. Он должен следить за своим подопечным даже в ходе атаки на кольцо противника. 12]
Задачи и обязанности игроков.
Игроков в обороне при офсайде зонной защите по системе 2−1-2 в соответствии с рисунком 5, схема 2).
защитники (нападающие) своей команды обороняют свой участок, если мяч находится на его стороне.
держит игрока на задней линии под кольцом или же игрока, прорвавшегося к зоне кольца.
: берет на себя бокового нападающего в углу или на краю. если мяч находится на своей половине площадки. Или же он опекает игрока на участке без мяча, или в офсайде зоны площадки, если мяч находится на противоположной стороне, где должны быть последующие действия:
1. постоянное давление на центрового игрока команды противника, особенно эффективно, если вашей задачей является остановить и нейтрализовать центрового;
2. высокий игрок обороны всегда может успешно обороняться от игрока задней линии;
3. находящегося без мяча снайпера противника может всегда нейтрализовать движущегося игрока обороны из офсайда;
4. в отличие от большинства зон, в данном случае нападение противника не может прорвать защиту повторяющимися быстрыми и стремительными проходами;
5. к системе защиты 2−1-2 всегда можно вернуться в случае необходимости.
Центральный нападающий противника может создать некоторые проблемы для защитников. Основная сила такой обороны заключается в том, что в ней сочетаются наилучшие черты игрока противника, и все ее достоинства (организованность и контроль).
Постоянная помощь в центре площадки, перехваты атаки на кольцо. При использовании защиты от задней линии каждый игрок защиты должен выкладываться полностью, поскольку перед ним поставлена определенная задача, чего не делается при обычной зонной защите.
Описываемая система защиты также вызывает большое чувство ответственности и удовлетворения у каждого игрока и больше уважения к защите, так, как каждый член команды зависит сам от себя и в то же время может рассчитывать на помощь партнера.
3. Основы концепции и исследования защиты 2−1-2
Офсайдовая зонная защита очень гибкая. Она приносит успех команде, которая играет против команд, имеющих хороших боковых снайперов, а также против команд, делающих упор на игру по центру.
Если чувствуешь, что способны успешно справиться с центровым игроком команды противника, то этот вид защиты будет наиболее эффективен. 13]
По системе 2−1-2 крайний защитник берет на себя игрока, у которого мяч. Каждый игрок обороны действует гибко, чтобы устранить угрозу нападения из различных зон (схема 1). Когда мяч находится в правом углу, защитник задней линии закрывает угол, центровой занимает свою позицию, а крайний защитникберет на себя игрока с мячом. Все три игрока находятся на одной линии между мячом и кольцом. А передний центровой защитник выходит вперед к центру для защиты этой самой опасной зоны вместе с центровым. Перед крайним защитником стоят три пути:
1. он должен помогать своему защитнику в углу площадки;
2. он должен перекрыть путь для приема передачи мяча для свободного броска;
3. выходить на середину вперед и нужно точно определить перемещение крайнего защитника.
Если крайний защитник играет в паре со своим партнером в углу, центровой держал центрового противника. После атаки передний центровой уходит на левый фланг, чтобы предотвратить пас без мяча в угол площадки. Крайний игрок защиты, находится в этот момент без мяча, занимает промежуточное положение между форвардом без мяча и защитником без мяча. Он должен быть готов к перехвату передачи, если вдруг угловой нападающий попытается пройти через зону без мяча.
Пример: Одним из наиболее распространенных видов атаки прорыва обороны, является пас игроку, находящемуся на задней линии, от крайнего нападающего и последующий его проход на слабую сторону защиты. Против этой атаки есть такой «контрприем». Крайний защитник играет против нападающего жестко и агрессивно. Защитник задней линии противостоит нападающему, действовать на задней линии, как только тот пройдет туда. Центровой защитник блокирует область задней линии, он располагается между мячом и кольцом, берет на себя первого нападающего, проникшего в эту зону. Передний центровой защитник действует против переднего нападающего противника. Когда он перемещается в зону задней линии, то тогда защищает центр защиты и играет на стороне мяча.
Игрок, действующий не на стороне ведения мяча, вначале контролирует сторону ведения мяча. Если мяч находится на противоположной стороне, он отходит к зоне кольца, его главная задача прикрыть важный для подхода отскочившего мяча. Он борется с крайним нападающим, который стремится пройти по слабо защищенной стороне. 14]
В команде должно быть не менее одного или двух распасовщика (разыгрывающего), которые задают тон, темп игры своей команде. Здесь подходит видоизмененная защита 2−1-2, если мяч должен получить первый или второй столб противника, высылается против него центровой, осуществляющий персональную опеку, когда он находится в ключевой зоне. Остальные четыре защитника оттягиваются назад и помогают центровому, если он находится в их зоне защит. Если пас передается от крайнего нападающего к центровому, в центр площадки перемещается центровой защиты, и еще один ближайший защитник.
Играя против центрового игрока, нападающий ставит заслон и выходит на свободное место, на краях площадки, для получения мяча, чтобы произвести бросок или отдать мяч своему центровому игроку.
Играя против крайнего нападающего, защитник выходит вперед на сторону ведения мяча.
Важное значение в баскетболе, придается остановкам после бега, которые применяются для постановки заслона, перемены направления, освобождения от плотно опекающего соперника. Резкое изменение скорости и направления движения невозможно без овладения правильной техникой остановок. В этом также и заключается особенность техники баскетбола. Известно, что сила и высота прыжка во многом зависит от силы и мощности икроножной мышцы, голеностопного и коленного суставов.
Развивая прыгучесть, следует, прежде всего, укрепить голеностопный сустав, сделать его сильным, эластичным, способным противостоять травмам. С этой целью нужно ежедневно утром уделять не мене 5 минут укреплению ахиллового сухожилия и голеностопных суставов. Рекомендуются простые, но эффективные упражнения.
С начало необходимо разогреть массажем мышцы голени. Затем приступить сгибанию и разгибанию голеностопных суставов двумя ногами одновременно. Потом вращать стопы 1,5−2 минуты. Затем проделать упражнения левой и правой ногами медленно по 100−150 раз (для удобства обопритесь о стену или стул под углом 70−75 градусов). Полезно сгибать стопы с амортизатором или с сопротивлением партнера.
Хорошо использовать медицинболы или кругообразные предметы, типа скалок, бутылок и т. д.- катать стопами. Можно ходить и прыгать на носках с отягощением в руках или на плачах. Эффективным для укрепления стопы и голени прыжки на песке. Прыжки со скакалкой, прыжки через барьер на носках, на одной или двух ногах. Для коленного сустава полезны твистовые движения (ноги вместе) и вращение коленей по 30−40 раз в обе стороны.
Кроме того, рекомендуется сгибание ног в коленном суставе с отягощением, ходьба на полусогнутых ногах со штангой — в приседе, полуприседе с поворотом на каждый шаг. Укрепив голеностопный и коленный суставы, можно наращивать интенсивность прыжковых упражнений, предлагается использовать в практике многократные прыжки в длину с места, которое позволяет развивать прыжковую выносливость и мгновенную скорость отталкивания от пола.
При остановке шагом нужно перенести тяжесть тела на ногу, выполняющую первый шаг, и затем выставить вперед другую ногу. В момент касания пола другой ногой тяжесть тела распределяется равномерно.
Игрок 8 передает мяч игроку 4 и проходит сквозь зону. Игрок 5 смещается вниз к лицевой линии. Игрок 6 двигается в сторону мяча с вершины области штрафного броска. Игрок 7 выходит на вершину области штрафного броска. Мяч теперь может быть быстро передан вправо, через игроков 6 и 7, открывающемуся игроку 8. Игрок 4 вместе с игроками 5 и 6 образуют треугольник, удобный для атаки на левой стороне площадки Нападение в расстановке пирамидой против зонной защиты 2−2-1 в соответствии с рисунком 6, схема 1).
Схема № 1
Рисунок 6 (схема 1)
Комбинация против зонной системы защиты 2−1-2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучая методику тренировок разновидности позиционного нападения против систем зонной защиты и анализируя педагогические наблюдения, по технике системы зонной защиты, становится ясно, что наиболее важная обязанность тренера заключается в обучении своих игроков правильному и эффективному выполнению различных технических приемов, то он, следовательно, прежде всего это делает в процессе всей своей тренерской деятельности.
Немаловажны и методы педагогического наблюдения, которые дозволяют тренеру следить за выполнением тренировочных заданий по технике индивидуальной защиты в баскетболе, определять эффективность применяемых средств и методов, находить новые пути для совершенствования техники защиты. Педагогическое наблюдение осуществляется как в процессе тренировочного занятия, так и в процессе соревнований.
Действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность. Защитник должен быть максимально быстрым, подвижным и выносливым, рассудительным и внимательным.
Деятельность баскетболиста в игре — не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий.
Участвуя в соревнованиях, баскетболист совершает большую работу: за игру спортсмен высокой квалификации преодолевает расстояние 5000- 7000 м., делая при этом 130−140 прыжков, множество рывков (до 120−150), ускорения и остановок. Передвижение на высокой скорости сочетаются с передачами и бросками мяча в корзину. Исследования показали, что баскетболист, участвующий в игре 40 минут без замены, непосредственно оперирует с мячом всего 3,5−4 минуты, а остальное время играет без мяча.
Тренер в процессе учебно-тренировочного, получает информацию о состоянии спортсмена, о ходе его повышения профессионального уровня. Основная задача тренера состоит в том, чтобы на основе полученных данных своевременно внести соответствующие коррективы, дабы повысить результативность процесса подготовки спортсмена. 16]
В практике спортивной тренировки для ведения наблюдений чаще всего используют различные схемы, протоколы, таблицы карты учета со специально разработанными условными обозначениями.
В качестве профессионального учета, ведется технический протокол за соревновательной деятельностью баскетболиста каждую минуту игры в защите, в нападении и комбинационной игре.
При овладении мячом в борьбе за отскок у своего щита, рекомендуются следующие действия, после броска нападающего: защитник должен преградить путь к щиту, занять устойчивое положение, а затем бороться за отскок, быстро и своевременно выпрыгивая для овладения мячом. Прыжок выполняется толчком как одной, так и двумя ногами после небольшого разбега или с места.
Высоко прыгнув и завладев мячом, игрок при приземлении должен широко развести ноги, согнуть туловище, чтобы в силовой борьбе, помешать сопернику, занять выгодное положение по отношению к щиту и мячу.
Баскетбол — простая игра, пока она разбита на элементарные части. Но она становится сложной, когда начинаешь понимать, что сотни этих простых частей требуют соединения. Баскетбол — пока еще ребенок в мировом спорте. Игре чуть больше 100 лет, но она развивается с огромной скоростью. Постоянная работа над развитием такого популярного вида спорта, необходима здесь как ни в каком, другом виде спорта.
Дополнительно хочу предоставить в качестве рекомендаций определенные схемы позиционного нападения против зонной системы защиты, так как, комбинации в этих схемах наиболее часто используются в современном баскетболе.
Нападающий 6 пытается увести мяч в сторону от защитника 7, если это возможно, поскольку игрок 8 отходит в правый угол, в позицию, удобную для броска, когда защитник 4 располагается перед игроком 7. Нападающий 6 ищет возможность быстро передать мяч партнеру 8.(рисунок 17, схема 2)
Рекомендуется, что лучшим для отбивания мяча с траектории полета в кольцо является момент, когда он уходит от кончиков пальцев и уже не контролируется нападающим.
Команда, умеющая тактически грамотно играть в концовках, может всегда рассчитывать на благоприятный исход баскетбольного поединка. Но создать ситуацию, когда итоговый результат зависит от успеха собственной завершающей атаки, только часть решения тактической задачи. 17]
Важно суметь организовать результативную атаку позиционного нападения с применением ряда специфических комбинаций, и особенность их заключается в том, что они не применяются на протяжении всего матча, а предназначены для критических ситуаций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рональд Свейд Квом, Специальные упражнения для защитника, М. ФКиС, 2004 г.
2. Боб Коузи, Фрэнк Бауэр, Баскетбол, концепция и анализ, М. ФКиС 1999 г,
3. Зельдович С. Н. и Кераминас С. А. в монографии «Подготовка юных баскетболистов, М, ФиС, 1973 г.
4. Горелкин А. С. Н. М. Баскетбол на уроках физической культуры//Физическая культура в школе, № 6, 2000 г.
5. Загорский П. Н. Уроки физической культуры в старших классах, Астана, Атамура, 2001 г.г.
6. Сапруненко О. М. Основы баскетбольных правил. М. ФиС, 2003 г.
7. Александр Николич. Отбор в баскетболе, М. ФиС, 1988 г.
8. Родинскинс Р. Т. Спортивные игры на уроках физической культуры, М. ФиС, 2003 г.
9. Т. Пинхолетер Энциклопедия баскетбольных упражнений. М, ФКиС, 1984 г.
10.Джерри Дуган, Шесть принципов надежной защиты, М. ФКиС
11. Звягинцева О. Г. Из практики работы по физической культуре/ Атамура, 2003 г.
12.Станкин А. Н. в работе «Теория и практика физической культуры и спорта"М, Просвещение, 1967 г.
13. Касымбекова С, Тайжанов С. Физическая культура. Алматы. Мектеп, 2005 г.
14. Коробков И. Н. «Развитие скоростных качеств спортсмена», М, ФиС, 1976 г.
15. Костонеев A.M. Факторы, влияющие на качество подготовки баскетболиста. М, Просвещение, 1967 г.
16. Юнаев СМ. Факторы, влияющие на качество бросков баскетболе. М, Просвещение, 1976 г.
17. Охлаков И. Ф. Факторы риска в спорте. Л, Наука, 1985 г.