Исследование и обоснование направлений технологической модернизации производства судовых малоразмерных дизелей
Однако, несмотря на достаточно высокие результаты, полученные в ходе работ по усовершенствованию СМД, эти двигатели, по своему техническому уровню, все же отстают от наиболее близких, по размерности и характеру выполняемых задач, зарубежных аналогов. Так, по данным ГУЛ «ГИПРОРЫБФЛОТ» дизели фирм «Янмар» (Япония), «Перкинс» (Великобритания), «Вольво-Пента» (Швеция) имеют более предпочтительные… Читать ещё >
Содержание
- 1. АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИИ, ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА И УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СМД
- 1. 1. Анализ условий производства и эксплуатации СМД
- 1. 1. 1. Анализ технико-экономических показателей технологичности и эксплуатационных показателей СМД
- 1. 1. 2. Эксплуатационные показатели СМД
- 1. 2. Анализ конструкции и технологии производства втулки цилиндра
- 1. 2. 1. Конструкция втулок цилиндров и условия их функционирования в СМД
- 1. 2. 2. Анализ технологии изготовления втулок цилиндров
- 1. 3. Анализ конструкции и технологии производства коленчатых валов
- 1. 3. 1. Конструкция коленчатых валов СМД
- 1. 3. 2. Анализ и особенности технологических процессов изготовления коленчатых валов СМД
- 1. 4. Выводы. Цель и задачи исследования
- 1. 1. Анализ условий производства и эксплуатации СМД
- 2. РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК КАЧЕСТВА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СМД
- 2. 1. Прогнозирование износа втулки цилиндра и верхнего компрессионного кольца
- 2. 2. Кавитационная стойкость втулок цилиндров
- 2. 2. 1. Кавитационное разрушение металлов
- 2. 2. 2. Особенности кавитационной эрозии чугунов
- 2. 2. 3. Повышение кавитационной стойкости металлов путем изменения свойств охлаждающей жидкости
- 2. 2. 4. Результаты натурных испытаний модернизированных втулок цилиндров на кавитационную стойкость
- 2. 3. Оценка прочности коленчатого вала
- 2. 3. 1. Влияние термообработки на прочность коленчатого вала
- 2. 3. 2. Литые чугунные коленчатые валы (оценка усталостной прочности и перспективы внедрения в производство)
- 2. 3. 3. Влияние материала коленчатого вала на износ подшипника
- 2. 3. 4. Влияние термообработки поверхностей шеек коленчатого вала на несущую способность подшипников скольжения
- 2. 4. Прогнозирование долговечности сопряжения шатунная шейка -вкладыш подшипника шатуна
- Выводы
- 3. ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПА ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО КАЧЕСТВА В ПРОИЗВОДСТВЕ СМД
- 3. 1. Системный анализ проблем качества и стоимости в производстве СМД
- 3. 1. 1. Анализ ДВС, как сложной технической системы
- 3. 1. 2. Проблема выбора критериев оптимальности сложной организационно-технической системы СМД
- 3. 2. Принцип формирования эксплуатационного качества и его математическое моделирование
- 3. 3. Сравнительный технологический и стоимостной анализ различных методологий подхода к производству СМД
- 3. 1. Системный анализ проблем качества и стоимости в производстве СМД
- Выводы
- 4. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНСТРУКТОРСКО — ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СМД
- 4. 1. Проблемы сопоставимости параметров при сравнительной оценке качества ДВС и выбор эталона
- 4. 2. Подбор идеального гипотетического аналога и оценка коэффициентов весомости показателей качества ДВС
- 4. 3. Прогнозирование стоимости двигателя для технико-экономического анализа на этапе проектирования
- Выводы
Исследование и обоснование направлений технологической модернизации производства судовых малоразмерных дизелей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие транспортных систем, в том числе морских и речных коммуникаций, рыбодобычи, малой энергетики в значительной степени определяется техническим уровнем, качеством изготовления и надежностью приводов энергетических установок, которыми в большинстве своем, являются поршневые двигатели внутреннего сгорания (ДВС).
Наибольший объем выпуска ДВС (более 80% по количеству и около 60% по мощности) составляют малоразмерные высокооборотные двигатели (по классификации В. А. Ваншейдта [1]). В судостроении пщроко используются СМД типов ч8,5/11 и ч9,5/11 (2-х, 4-х и 6-ти цилиндровые), рядные, нереверсивные, без наддува. СМД применяются в качестве главных двигателей на промысловых и рабочих лодках, катерах, на спасательных шлюпках, а также в качестве вспомогательных, для привода судовых электрогенераторов, насосов, компрессоров и различных комбинированных агрегатов. Широко применяются СМД в качестве двигателей для привода промышленных (стационарных и передвижных) энергетических установок (электрических и сварочных генераторов) [2].
Задачам повышения качества, надежности, технического уровня СМД типов ч8,5/11 и ч9,5/11 были посвящены многие исследования. Этими проблемами много и плодотворно занимались в ЦНИДИ под руководством Н. Н. Иванченко (одного из разработчиков данного типа двигателей), Б. Н. Семенова [3, 4.] и другие исследователи. Так, например, была решена важная научно-техническая проблема по внедрению в конструкцию СМД КС в поршне. Проблемами обеспечения качества и надежности СМД технологическими методами занимались в ЛКИ (СПбГМТУ), под руководством В. П. Булатова [5, 6.], а также в Дагестанском политехническом институте (техническом университете) под руководством В. Н. Бочкарева, А. Ф. Дорохова [ 7, 8, 9 ] и в Институте физики ДНЦ РАН под руководством М. М. Абачараева. Одним из наиболее значительных, в деле усовершенствования дизелей 6 рассматриваемых типов, был конструкторский и технологический вклад инженерно-технических работников ОАО «ДАГДИЗЕЛЬ». В частности представляют значительный технический интерес исследования по проблемам точности изготовления KB СМД [5, 8]. В результате проведенных исследований и выполненных ОКР, технический урЬвень СМД был в значительной степени повышен, что видно из таблицы 1.1. характеризующей динамику изменения эксплуатационных показателей в период с 1966 по 1998 гг. [10,11,12].
Таблица 1.1.
Эксплуатационные показатели судовых дизелей типов ч8,5/11 и ч9,5/11.
Показатели 1966;78гг. 1979;85гг. 1985;98гг.
1 .Литровая мощность, кВт/л 7−9,5 7−9,5 7−12,3.
2.Удельная масса, кг/кВт 12−16 12−16 8,8−9,2.
3.Удельный расход топлива, г/(кВтч)* 278 262 238−262**.
4.Среднее эффективное давление, МПа 0,565−0,63 0,565−0,63 0,565−0,68.
5.Средняя скорость поршня, м/с 5,5−6,6 5,5−7,0 5,5−8,8 б. Частота вращения KB, с" 1 25−30 25−31,75 25,8−40.
7.Удельный расход масла, (1,8% от удельного расхода топлива), г/(кВтч) 3,5 1,3−2,0 0,9−1,0.
8.Минимальная температура запуска, °С 15−20 15−20 (-Ю)-(-5).
9.Назначенный ресурс до капремонта, час 9000 10 000 16 000.
Ю.Назначенный ресурс до первой переборки, час 3000 4500 6000.
11 .Камера сгорания (тип) Вихревая Вихревая Вихревая и КС в поршне.
— при комплектации дизеля по ГОСТ 10 150–88- **-для дизелей с КС в поршне.
Однако, несмотря на достаточно высокие результаты, полученные в ходе работ по усовершенствованию СМД, эти двигатели, по своему техническому уровню, все же отстают от наиболее близких, по размерности и характеру выполняемых задач, зарубежных аналогов. Так, по данным ГУЛ «ГИПРОРЫБФЛОТ» [13, 14] дизели фирм «Янмар» (Япония), «Перкинс» (Великобритания), «Вольво-Пента» (Швеция) имеют более предпочтительные показатели по агрегатной и цилиндровой мощности, удельным расходам энергоносителей, массе (общей и удельной) и др. Следует отметить, что для дизелей одного назначения, мощности и частоты вращения KB, зарубежные 7 аналоги имеют значительно большую стоимость. Так, дизель производства «Вольво-Пента» ТАМ D31M, аналогичный дизелю Д€ 25(4ч8,5/11) имеет стоимость-11.000 $, против 2000 $ стоимости последнего.
В этой связи, прежде чем предлагать какие-либо мероприятия по дальнейшему совершенствованию и повышению технического уровня СМД следует проанализировать условия, в которых эксплуатируются отечественные малоразмерные дизели (на примере машин какого-то конкретного назначения). Так, все типоразмеры СМД, являясь конструкционно одинаковыми и изготавливаемыми по одинаковым технологиям, имеют значительные различия в целевых назначениях и, как следствие этого, существенные различия в условиях функционирования и обслуживания в процессе эксплуатации. Поэтому было бы рационально, с нашей точки зрения, выбрать дизели имеющие наиболее схожие условия функционирования при эксплуатации и приблизительно одинаковый уровень обслуживания, проанализировать качественные характеристики и определить степень их соответствия (по востребованности и затратам на их обеспечение) условиям эксплуатации и обслуживания. Такой анализ, для начала, необходимо выполнить для наиболее ответственных узлов или деталей функциональные, эксплуатационные и технологические параметры которых в наибольшей степени определяют работоспособность и экономическую целесообразность использования дизеля в реальных условиях эксплуатации.
С точки зрения схожести условий эксплуатации и уровня эксплуатационного обслуживания в относительно одинаковых условиях работают следующие модификации дизелей:
— ДС25 (4чСП8,5/11) — судовой дизель с реверсивно редукторной передачей РРП15−2, использующийся как главный двигатель на малых судах (промысловых ботах, лодках и катерах);
— ДП26 (4ч8,5/11) — промышленный дизель, используемый в качестве привода в стационарных и передвижных электроустановках (электрических генераторах переменного тока и электросварочных генераторах). 8.
Данные модификации дизелей имеют принципиально одинаковую конструкцию, за исключением ряда навесных агрегатов, состав и конструкция которых определяется целевым назначением дизелей. Основные узлы, элементы, механизмы и системы изготавливаются из одинаковых материалов по идентичным технологическим процессам (исключением являются зубчатые колеса привода вспомогательных механизмов). Эти двигатели функционируют в приблизительно одинаковых условиях эксплуатации и эксплуатационного обслуживания. Имеется в виду то, что их эксплуатируют и обслуживают не специально подготовленные, квалифицированные специалисты, а профильные работники, обслуживающие функциональные системы — судоводители малых судов, электросварщики и электромеханики, для которых профессия моториста является вспомогательной.
Объектами качественного анализа конструкции и технологии изготовления, применительно к условиям эксплуатации и обслуживания, предполагается принять следующие элементы:
— втулку цилиндра, как один из наиболее ответственных элементов, качество изготовления, которого в значительной степени определяет работоспособность дизеля и его эксплуатационные характеристики;
— коленчатый вал, как один из основных узлов, качество изготовления, которого определяет ресурс до капитального ремонта и безотказность работы дизеля.
Следует отметить, что исследуемые СМД, помимо частных проблем конструкторского и технологического характера, являются еще и морально устаревшими машинами, находящимися в производстве почти 50 лет при одних и тех же размерных соотношениях, ограничивающих возможности их совершенствования. Однако, в существующих финансово-экономических и организационных условиях других отечественных дизелей для замены вышеназванных нет и не предвидится в ближайшей, а возможно и в более дальней перспективе. В этой связи работы, направленные на решение задачи приведения в соответствие качественного и технического уровня 9 существующих машин их стоимости, в зависимости от целевого назначения дизелей, следует считать актуальными и целесообразными при условии их экономической эффективности как для производителей, так и для потребителей.
Целью диссертационной работы является обеспечение эксплуатационного качества при производстве СМД типов ч8,5/11 и ч9,5/11 путём модернизации конструкции и совершенствования технологии изготовления наиболее ответственных и дорогостоящих элементов.
В соответствии с поставленной целью должны быть решены следующие научно-технические задачи:
— анализ конструкции, технологии производства и условий эксплуатации СМД;
— расчетно-аналитическое исследование характеристик качества основных элементов СМД;
— обоснование принципа «эксплуатационного качества» в производстве СМД и их системный анализ;
— технико-экономическое обоснование целесообразности применения конструкторско-технологической модернизации СМД.
Диссертационная работа выполнена на кафедре «Технология машиностроения и технологическая кибернетика» Дагестанского Государственного технического университета (ДГТУ). Экспериментальные исследования производились в отраслевой научно-исследовательской и конструкторско-технологической лаборатории (ОНИКТЛ) по судовым дизелям малой мощности при ДГТУ, а также в испытательно-исследовательских лабораториях ОАО «ДАГДИЗЕЛЬ» (г. Каспийск) и на базе ЗАО «СУДОРЕМОНТ» и «ЦДМ-ДИЗЕЛЬ» (г. Махачкала).
Научная новизна полученных в диссертации результатов заключается в следующем:
1. Уточнен ряд показателей надежности и качества СМД и их основных элементов.
2. Обоснована целесообразность проведения конструкторскотехнологической модернизации ряда типоразмеров СМД (ДС 25, ДП 26);
3. Впервые теоретически обоснована целесообразность применения принципа «эксплуатационного качества» в производстве СМД;
4. Впервые предложена и обоснована системная модель СМД;
5. Впервые представлен критерий оптимальности системы СМД;
6. Решена задача технико-экономического обоснования целесообразности модернизации СМД с применением принципа «эксплуатационного качества».
Практическая значимость работы. Результаты, полученные в диссертационной работе направлены на совершенствование производства СМД типов ч8,5/11 и ч9,5/11, СЭУ на их базе (главных и вспомогательных), а также различных комбинированных агрегатов в существующих условиях низкого уровня производства и новых рыночных отношениях. В частности, результаты работы окажутся полезными при модернизации производства СМД качество и затраты на производство которых были бы адекватны реальным условиям их востребованности в эксплуатации.
Результаты исследований характеристик качества основных элементов СМД могут быть использованы в работах по исследованию и проектированию большинства типов малоразмерных ДВС судового, транспортного и промышленного назначения.
Достоверность результатов работы. Результаты расчетно-аналитических исследований были получены путем применения методов математического анализа и математического моделирования, а также теории прочности конструкций, положений системного анализа и технологии машиностроения.
Полученные результаты сравнивались с результатами исследований других авторов, полученных иными методами, а также с результатами натурных экспериментов и промышленных испытаний, проводимых подразделениями независимых организаций (ОАО «ДАГДИЗЕЛЬ», АО «СУДОРЕМОНТ», АО «ДЦМ-ДИЗЕЛЬ»).
На защиту выносятся следующие положения.
1 .Теоретическое и экспериментальное обоснование необходимости учета конструкторско-технологических факторов и модернизации деталей в обеспечении эксплуатационного качества при производстве СМД.
2.0боснование целесообразности применения высокопрочного чугуна при изготовлении KB судовых дизелей.
3.Обоснование возможности комплектации дизелей ч8,5/11 и ч9,5/11, эксплуатирующихся на малых рыбопромысловых судах и в дизель-генераторах сварочных агрегатов, втулками цилиндров не подвергнутыми специальной термической и химико-термической обработке.
Апробация работы. Основные результаты были представлены: на научно-технической конференции «Современные проблемы машиностроения и пути их решения» (Махачкала, Дагестанский государственный технический университет, 1997) — на ежегодном международном заочном симпозиуме молодых ученных и студентов «Повышение технико-экономического уровня и управление качеством изделий на основе энергоресурсосберегающих технологий при их проектировании и производстве» (Пензенский государственный университет, 1999). Результаты диссертации также докладывались и обсуждались: на ежегодных семинарах кафедры ТМ и ТК ДГТУ 1997;2001 г., на постоянно действующем межведомственном семинаре «Актуальные проблемы судовой энергетики» (Астраханский государственный технический университет, 2000 и 2001 г.г.), 51-ой научно технической конференции АГТУ и на семинарах кафедры технологии металлов Грозненского государственного нефтяного института 2000;20 002 г.
Основные результаты диссертационной работы опубликованы в 5 научных работах.
Диссертация состоит из 6-ти глав (включая введение и заключение), библиографии и приложений. Содержит 131 страницу текста, 16 таблиц и 15 рисунков.
Список использованных источников
имеет 128 наименований.
Выводы.
Выполненный технико-экономический анализ показал, по основным определяющим технико-экономическим показателям модернизированный дизель находится на уровне лучших отечественных и зарубежных аналогов данного класса и лишь на 10.11% уступает идеальному гипотетическому двигателю.
Стоимость анализируемого двигателя примерно на 30% ниже стоимости ближайшего аналога и прототипа — дизеля ДС25М.
Анализ также показал, что для дальнейшего повышения технического уровня оцениваемого дизеля его следует форсировать по скоростной характеристике до частоты вращения п=2000.2300 мин'1, тем более, что это не связанно с дополнительными затратами в производстве.
Заключение
Основные выводы.
На основании выполненных в диссертационной работе исследований можно сделать следующие выводы:
1. Технология производства дизелей базируется на традиционных, для дизелестроения в целом, принципах которые направлены на достижение качества регламентированного требованиями ГОСТ 10 150–88 «Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Общие технические условия».
2. Практика показывает, что почти 100% всех дизелей, установленных на малых рыбопромысловых судах, выходят из строя после 2000;2500 часов эксплуатации, при назначенном ресурсе в 5000 часов, по причинам не связанным с отказом КШМ и ЦПГ.
3. Приведя в соответствие реально востребованный эксплуатацией срок службы дизелей с их производственным обеспечением, можно снизить себестоимость их изготовления, что в значительной степени увеличит востребованность данных дизелей и комбинированных агрегатов на их базе в сфере малого предпринимательства.
4. Установлено, что дизели ч8,5/11 и ч9,5/11, эксплуатирующиеся на малых рыбопромысловых судах в сварочных агрегатах, дизель электростанциях срок службы которых, в силу специфических условий эксплуатации ограничиваются 2500−3000 часами могут быть укомплектованы втулками цилиндров, не подвергнутыми специальной химико-термической обработке.
5. В условиях предприятий, где существует производство стального литья по выплавляемым моделям, переход на производство отливок из высокопрочного чугуна не вызывает изменения технологии изготовления моделей и керамических оболочек форм.
6. Установлено, что незакаленные ТВЧ шейки коленчатого вала дизеля ДС25М удовлетворяют требованиям обеспечения усталостной прочности и нормальных условий работы подшипников.
7. Установлено, что при отливке заготовок коленчатых валов из высокопрочного можно создать конструкцию с характеристиками прочности практически такими же высокими как у стального кованного вала при одинаковых диаметрах шеек и других основных размерах колена.
8. Выполненный технико-экономический анализ показал, по основным определяющим технико-экономическим показателям модернизированный дизель находится на уровне лучших отечественных и зарубежных аналогов данного класса и лишь на 10. 11% уступает идеальному гипотетическому двигателю. Стоимость модернизированного двигателя примерно на 30% ниже стоимости ближайшего аналога и прототипа — дизеля ДС25М.
9. Эксплуатация опытной партии модернизированных дизелей в Астраханской области подтвердила целесообразность проведения конструкторско — технологической модернизации.
Список литературы
- Ваншейдт В.А. Судовые двигатели внутреннего сгорания. Л.: Судостроение, 1977. — 392 с.
- Аливердиев А.А., Будунов М. Б. Дизель электрические агрегаты, выпускаемые АООТ «Дагдизель». Двигателестроение, 1997 г., № 3, стр. 9.
- Иванченко Н.Н. Повышение мощности и улучшение экономичности ДВС. М.: Машгиз. 1959.-237 с.
- Иванченко Н.Н., Семенов Б. Н., Соколов B.C. Рабочий процесс дизелей с камерой в поршне. Л.: Машиностроение, 1972. — 265 с.
- Булатов В.П., Бочка рев В.Н. Вопросы оптимизации требований к точности изготовления и сборки деталей судовых дизелей. Труды ЛКИ: Вопросы изготовления, сварки и монтажа судостроительных конструкций. 1982, с.40−44.
- Булатов В.П., Бочкарев В. Н. Влияние сборочной деформации цилиндровых втулок на формирование их эксплуатационного микрорельефа. Труды ЛКИ: Технология и сварка в судовом машиностроении. 1977, вып. 118, с. 75−79.
- Аливагабов М.М., Бочкарев В. Н. Двигатели катеров. Л.: Судостроение, 1985.-240 с.
- Бочкарев В.Н. Научное обоснование методики расчета и технологическое обеспечение норм точности деталей и сопряжений крйвошипно-ползунных механизмов судовых малоразмерных дизелей./ Дисс. на соиск. уч. степени докт. техн. наук, ЖИ-Л.: 1985. -399 с.
- Дорохов А.Ф. Исследование тепловой нагруженности и теплопередачи в цилиндре судового вспомогательного дизеля при различных способах смесеобразования. Дисс. на соискание ученной степени канд. техн. наук. ЦНИДИ-Л.: 1985.-399 с.
- Дизели ч8,5/11 и ч9,5/11. Конструкция и руководство по эксплуатации. М.: Внешиздат, 1986.- 399 с.133
- Дизели ч8,5/11 и ч9,5/11., Конструкция и руководство по эксплуатации. -М.: Внешиздат, 1990.- 230 с.
- Проспект дизелей и дизельных агрегатов. Махачкала.: Дагкнигиздат, 1995.- 16 с.
- Анализ состояния малого и маломерного флота прибрежного рыболовства и внутренних водоемов Российской Федерации по состоянию на 01.01.1993 г. Технический отчет по теме 1232/33−00−01. ГИПРОРЫБФЛОТ СПб.: 1993. -140 с.
- Предложения по основным направлениям малого маломерного флота приближенного рыболовства и внутренних водоемов Российской Федерации. Технический отчет по теме № 1232/33−00−03. ГИПРОРЫБФЛОТ СПб.: 1993. — 140 с.
- Взоров Б.А. и др. Тракторные дизели. Справочник. М., Машиностроение, 1981, с. 535.
- Вихерт М.М. и др. Конструкция и расчет автотракторных двигателей. М., «Машиностроение», 1964, 552 с.
- Орлов П.И. Основы конструирования. Справочно-методическое пособие в 2 кн. Книга 2. М., «Машиностроение», 1988, 543 с.
- Вырубов Д.Н. и др., под редакцией А. С. Орлина и М. Г. Круглова. Двигатели внутреннего сгорания. Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей. Издание 4-е. М., «Машиностроение», 1984 г., с. 383.
- Воронин Л.Г. и др., Кавитационно стойкие покрытия на железоуглеродистых сплавах. Минск, «Наука и Техника» 1986 г., 248 с.
- Богачев И.Н., Минц Р. И. Повышение кавитационно-эрозионной стойкости деталей машин. М., «Машиностроение», 1964 г., 144 с.
- Дорохов А.Ф. Разработка методологии проектирования и модернизации производства судовых малоразмерных дизелей./Дисс. на соиск. уч. степени докт. техн. наук, СПб: СПбГУВК: 1998.- 380 с.
- Заполье кий Н. В. Износ и восстановление деталей судовых ДВС. М.: Транспорт, 1965 — 185 с.
- Карпов А.А. Надежность и качество судовых дизелей. Л.: Судостроение, 1975.- 231 с.
- Исследование процесса обкатки вспомогательных дизелей (технический отчет)./Даг. ПТИ.- № г. р. 72 011 361 Махачкала: 1982.- 127 с.
- Васильев Б.В. Диагностирование технического состояния судовых дизелей.- М.: Транспорт, 1982, — 144с.
- Материалы межведомственного совещания по изучению и нормированию износов судовых ДВС, — М.: Пищевая промышленность, 1962.-196 с.
- Материалы второго межведомственного совещания по изучению и нормированию износов судовых ДВС.- М.: Пищевая промышленность, 1964.- 371 с.
- Справочник по чугунному литью./Под ред. доктора техн. наук Н. Г. Гиршовича.- 3-е изд., перераб. и доп. Л.: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1978.- 758 е., ил.
- Билик Ш. М. Макрогеометрия деталей машин. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1973. — 338 с.
- Мишин И.А. Долговечность двигателей. 2-е изд. перераб. и доп., Ленинград отд. 1976 — 288 с.
- Бойцов В.В. Научные основы комплексной стандартизации технологической подготовки производства. М.: Машиностроение, 1982. -319 с. — (Библиотека технолога).
- Полей М.А. Отклонение формы и расположение поверхностей. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство стандартов, 1973. — 244 с.135
- Маталин А.А. Технология механической обработки. Л.: Машиностроение, 1977−464 с.
- Гостев В.И. Методы управления качеством продукции. М.: Машиностроение, 1980.- 262 с.
- Балакшин Б.С., Волосов С. С., Дунин-Барковский и др. Взаимозаменяемость и технические измерения в машиностроении. М.: Машиностроение, 1972.- 615 с.
- Рохлин А. Г., Технология производства судовых дизелей. Л.: Судостроение, 1969.- 270 с.
- Дадашев Р.Б., Бочкарев В. Н. Прибор для контроля шпоночных пазов. -Машиностроитель, 1981, № 8, с. 37.
- Бочкарев В.Н. Технологические расчеты точности при производстве судовых высокооборотных дизелей. Махачкала: ДГУ, 1983. — 80 с.
- Карлик Е.М., Гельгор Я. Ш. Специализация и поточные методы производства. Л.: Машиностроение, Ленинград, отд., 1974.- 208 с.
- Ким С.А., Пушкин П. С., Овчиников С. И. Организация и планирование промышленного производства. Учебное пособие для вузов. — Мн.: Высшая школа, 1980.- 256 с.
- Организация планирование и управление машиностроительными предприятиями./Под ред. Летенко В. А., Радионова Б. Н. Часть 1. М.: Высшая школа, 1978 — 290 с.
- Организация и управление машиностроительным предприятием. М.: Высшая школа, 1979.-296 с.
- Тиллес С. А. Экономика технологических процессов механической обработки. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1964.- 236 с.
- Пособие по выбору технологического оборудования./Под ред. А. П. Градова Л.: Лениздат, 1980.- 191 с.
- Использование станков с программным управлением. /Под ред. В. Лесли. Пер. с английского. -М.: Машиностроение, 1976.- 205 с.136
- Дадашев Р.Б., Бочкарев В. Н. Унифицированные резцовые блоки. -Машиностроитель, 1981, № 12 с. 28.
- Васильев В.Н. Тенденции и перспективы развития гибких автоматизированных систем. Вестник машиностроения, 1984, № 10 с.3−7.
- Гибкие производственные комплексы. / Под ред. Белянина П. Н. и Лещенко В. А. М.: Машиностроение, 1984. — 384 с.
- Пронников А.С. Надежность машин. -М.: Машиностроение, 1978. 591 с.
- Александров A.M., Залевский В. Н. Оценка предельного состояния цилиндропоршневой группы дизелей.//Энергомашиностроение, 1976, № 8, с. 8−10.
- Александров A.M., Королевский Ю. П. Нормирование износов основных деталей двигателей рыбопромысловых судов.- М.: Пищевая промышленность, 1965 134 с.
- Балакшин B.C. Основы технологии машиностроения. М.: Машиностроение, 1982 — 559 с.
- Справочник технолога машиностроителя. В 2-х т. Т.1 /Под редакцией А. Г. Косиловой и Р. К. Мещерякова 4-е изд. — М.: Машиностроение, 1986 -656 с.
- Долецкий В.А., Бунтов В. Н., Леченкин Ю. А. и др. Увеличение ресурса машин технологическими методами М.: 1978 — 216 с.
- Исследование влияния технологических факторов на повышение долговечности деталей ЦПГ дизеля типа ч8,5/11. (Технический отчет)/ДагПИ, № гос. per. 78 017 861 Махачкала.: 1977 — 110 с.
- Технология производства судовых энергетических установок./ П. А. Дорошенко, А. Г. Рохлин, В. П. Булатов и др. Л.: Судостроение, 1988−440 с.
- Технологические процессы сборки дизелей 2ч, 4ч, 6ч завода «Дагдизель».
- Солонин И.С. Математическая статистика в технологии машиностроения. -М.: Машгиз, 1960−175 с.137
- Южанов И.В. и др. Абразивный износ сопряжения гильза-поршневое кольцо. Автомобильная промышленность, 1977, М., с. 7−9.
- Левандашев Л.О., Евдокимов В. Д. Определение прогнозируемой скорости абразивного изнашивания поршневых колец тракторных двигателей. Л., Двигателестроение, 1985, с. 7−10.
- Френкель Я.И. Кинетическая теория жидкостей. Издательство АН СССр, 1945.
- Корнфельд М.Н. Упругость и прочность жидкостей. М., ГИТЛ, 1951.
- Фомин В.В. Гидроэрозия металлов при кавитации. М., Машгиз, 1976.
- Тищенко А.Т. Методика расчета напряженности элементов литых коленчатых валов и улучшение их конструктивных форм в условиях кручения. Л., Двигателестроение.1983, № 1, с. 26−29.
- Тищенко А.Т. и др. Методика расчета напряженности элементов литых коленчатых валов при изгибе. Вестник ВНИИЖТД984, № 5, с. 36−38.
- Тищенко А.Т. Выбор рациональных конструктивных форм литых коленчатых валов. Л., Двигателестроение. 1985, № 5, с. 46−49
- Тищенко А.Т. Влияние чувствительности и ассиметрии цикла на прочность чугуна с шаровидным графитом. Вестник машиностроения, 1983, № 10, с. 37−38
- Кудрявцев И.В., Жук Е.И. Исследование сопротивления усталости чугунных коленчатых валов тепловозного двигателя. Вестник машиностроения, 1964, № 6, с.46−50.
- Серенсян С.В. и др. Несущая способность и расчеты деталей машин на прочность. Справочное пособие. М., Машиностроение, 1975 488 с.
- Решетов Д.Н. Детали машин. М., «Машиностроение», 1975 655 с.
- Ваншейдт В.А. Конструирование и расчеты прочности судовых дизелей. Л., «Судостроение», 1969 639 с.
- Серенсян С.В. и др. Несущая способность и расчеты деталей машин на прочность. М., Машгиз, 1963 451 с.138i
- Андреев В.И. Справочник конструктора машиностроителя. Т-1, М., «Машиностроение», 1979, 728 с.
- Антонов Н.С. и др. Оценка коэффициента концентрации напряжений в галтелях коленчатых валов с поднутрением в шейку. Двигателестроение, 1984, № 4, с 55−57.
- Фрейдин С.Г. Исследование оптимальных конструктивных параметров коленчатого вала с учетом влияния вида его нагружения. Двигателестроение, 1965, № 10, с. 32.33.
- Фрейдин С.Г. Снижение концентрации напряжений в кривошипах коленчатых валов тракторных дизелей. Автореферат дисс. к.т.н. М., 1986.
- Российский морской регистр судоходства. Правила классификации и постройки морских судов. Т-2. М., «Транспорт» 2000 г.
- Яковлев Ф.И. Повышение износостойкости пары коленчатый «вал-подшипник». М., Литейное производство, 1987, № 6, с. 14. 15.
- Юрчкнко П.А., Шаламов Н. И. Прогрессивная технология полирования шеек коленчатых валов дизелей типов ч 8,5/11 и ч 9,5/11 лепестковыми абразивными кругами. Л., Двигателестроение, 1989, № 12 с.4−7.
- Ажиппо Н.А., Балюк Б. К. Прогнозирование долговечности подшипников скольжения тракторных двигателей на стадии их проектирования. Л., Двигателестроение, 1985, N8, С. 17−20.
- Болотин В.В. Статистические методы в строительной механике. М., Стройиздат, 1965, 260 С.
- Изотов А. Д. Расчет нестационарно-нагруженных подшипников. Л., Машиностроение, 1982, 223 С.
- Расчет двигателя ДС25М (4чСП9,5/11), з-д «Дагдизель», Каспийск.
- Акоф Р. Л., Планирование в больших экономических системах. М.: Сов. Радио, 1992.
- Месаревич М., Мако Д., Такахора Я. Теория иерархических многоуровневых систем, пер. с англ. -М.: Мир, 1973.139
- Месаревич М., Такахора Я. Общая теория систем, перевод с англ. М.: Мир, 1978.
- Флейшман Б.С. Основы системологии. М.: Радио и связь, 1982.
- Дружинин В., Конторов Д. Проблемы системологии М.: Сов. Радио, 1976.
- Карташев В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс-Академия, 1995 — 1995 — 325 с.
- Усманов А. И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978−272 с.
- Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. 1982 -М.: Наука, 1982−400 с.
- Аверьянов А. Н. Системное познание мира: методологические проблемы. -М.: Политиздат, 1985 263 с.
- Гамидов Г. С., Азизов 3. 3. И др. Введение в системологию инноватики. -Махачкала «Дагпресс», 2000 309 с.
- Ящерицын П.И., Рыжов Э. В., Аверчиков В. И. Технологическая наследственность в машиностроении.-Минск.:Наука и техника, 1977 255 с.
- Маталин А.А. Технология машиностроения. Л.: Машиностроение, 1985 -496 с.
- Технология машиностроения (специальная часть). / Гусев А. А., Колесов И. М. и др. М.: Машиностроение, 1986 — 480 с.
- Колесов И.М. Основы технологии машиностроения М.: Высш. Шк., 1999 -591с.
- Дьячков А.К. Трение, износ и смазка в машинах. М.: Изд-во АН СССР, 1958−250 с.
- Бруевич Н.Г. Точность механизмов. М.: Гостехиздат, 1946 — 344 с.
- Бруевич Н.Г., Сергеев В. И. Некоторые общие вопросы точности и надежности устройств. В сб. «О точности и надежности в автоматизированном машиностроении». — М.: Наука, 1965.
- Бруевич Н.Г., Сергеев В. И. Основы нелинейной теории точности и надежности устройств. М.: Наука, 1976 — 136 с.140
- Булатов В.П., Брагинский В. А., Демин Ф. И. и др. Основы теории точности машин и приборов. СПб.: Наука, 1993 — 232 с.
- Пискунов Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисление для втузов. Т.1, 13-е изд. М.: Наука, 1985 — 432 с.
- Тихонов А.Н., Свешников А. Г. Теория функций комплексного переменного. М.: Наука, 1979 — 476 с.
- Бронштейн И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. 13-е изд. М.: Наука, 1986 544 с.
- Временные нормы предельно допустимых износов и рекомендуемые сроки службы основных деталей судовых двигателей завода им. К. Либкнехта, выпускаемых в ГДР. JL: 1962 — 25 с.
- Мирзоян Г. С., Иванько Е. К. Распределение и удаление неметаллических включений при центробежном литье. М., Литейное производство, 1995, № 10, 26−27 с.
- Мирзоян Г. С., Иванько Е. К. Влияния биения центробежных форм на содержание неметаллических включений в толстостенных трубных заготовках. М., Литейное производство, 1995, № 12,15−16 с. V
- Оптимизация коленчатых валов из чугуна с шаровидным графитом. ЭИ ПГД, 1987, № 23. (перевод с нем. «MTZ, 1986,47, № 7−8 с. 277−283.
- Сравнительная оценка штампованных и литых коленчатых валов. Geschmiedet oder gegosen // Produktion 1999 — № 27, с.-20 Нем.
- Haats Joachim, Wambash Stefan. Lightweight crankshaft drives using forged components. Метод штамповки коленчатого вала.// Techn. Mitt. Krupp.- 1999, № 1, C.-50−55- Англ.
- Сравнительная оценка свойств штампованных и литых коленчатых валов. Fjrning is competitive for crankshafts-Krupp/Metal Bull.Mon.-1999-June-c.62-Англ.
- Kovacs B.V. Development of austempered ductile iron (ADJ) for automobile crankshafts. «J. Heat Trean», 1987, № 1, c. 55−60.141
- Иванов В. Коленчатые валы из чугуна с шаровидным графитом для дизеля фирмы Perkins. М., «Машиностроение», 1985, № 2, с. 69 71.
- УДК 621.43−233.2.004.624.1989г. 2.39.41. Влияние микроструктуры поверхности шеек коленчатого вала из чугуна на изнашивание вкладышей. Пер. с англ. Д. Г. Вестмана.
- Азгальдов Г. Г и др. Ситуация оценки и её учет при анализе качества ДВС. JL, Двигателестроение, 1979, № 11, 50 с.
- Бордуков В.Т. и др. Проблемы сопоставимости параметров при сравнительной оценке отечественных и зарубежных дизелей. JI., Двигателестроение, 1988, № 7, с. 37.
- Методика оценки уровня качества продукции дизелестроения. Л., ЦНИДИ, 1977, 76 с.
- ГКНТ СССР. Единая методика оценки технического уровня продукции машиностроения. М., 1987.
- Федышин В.И. О выборе эталона при оценке качества ДВС. Л., Двигателестроение, 1980, № 7, с. 48.
- Щёкин И.Р., Куликов Г. С. Методические вопросы определения технического уровня изделий. Стандарты и качество, 1971, № 3, с. 45.
- Овсяников М. К. и др. Оценка эксплуатационных качеств судовых дизелей. М., Морской флот, 1979, № 10, с. 38.
- Фомкинский Л.И., Ерухимович. Метод технико-экономической оптимизации основных параметров сухогрузных тепловозов на ЭВМ. Тр. ЦНИИЭВТ, 1974, вып. 115, с.3−61.
- Белоедова Л.Г. Некоторые аспекты методологии прогнозирования экономических показателей двигателей. Тр. ЦНИИДИ, 1977, в.72, с. 131−139.
- Рудницкий В.И., Шилин В. А. Математические модели стоимости двигателя для технико-экономического анализа на этапе проектирования. Л., Двигателестроение, 1981, № 4, с. 50.
- Бойко Ю.Ф. и др. Прогнозирование себестоимости изготовления тракторных комбайновых дизелей. Л., Двигателестроение, 1987, № 2, с. 40.