Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конструкция и расчет поршневого насос-компрессора

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее широко известно, одновременное использование жидкостей и газов под давлением при обслуживании работы станочного парка (смазка, трущихся-поверхностей, подача смазочно-охлаждающей жидкости в зону резания, подача сжатого воздуха и жидкости под давлением, в пневмозажимы, пневмо-и гидродвигатели). Традиционно потребность в жидкости и газа под давлением в станочном оборудовании удовлетворяется… Читать ещё >

Содержание

  • 1- Анализ конструкций и методов расчета насос-компрессоров объемного действия?
    • 1. 1. Определение диапазона рабочих параметров
    • 1. 2. Функциональные схемы объекта
    • 1. 3. Конструктивные решения. объекта. проектирования
    • 1. 4. Выбор конструкции насос-компрессора с
    • 1. 5. Анализ методик расчета рабочих процессов: насос-компрессора
    • 1. 6. Цели и задачи исследования
  • 2. !Математическая модель рабочих процессов поршневого насос-компрессора
    • 2. 1. Основные допущения, принимаемые при построении математической модели, и их обоснование
    • 2. 2. Математическая модель рабочих процессов компрессорной полости
    • 2. 3. Математическая модель насосной полости
    • 2. 4. Расчет поршневого уплотнения насос-компрессора
    • 2. 5. Особенности реализации-математической модели рабочих процессов- насос-компрессора
  • 3- Экспериментальное исследование модельного образца- насос-компрессора
  • ЗН:. Общая постановка, вопроса
  • 3. 2. Определение требований к конструкции модельного образца насос-компрессора
  • 3. 3- Описание экспериментальной установки
    • 3. 4. Измерение контролируемых величин
    • 3. 5. Результаты, экспериментальных исследований
  • 4. Параметрическитанализфабочих процессов поршневого- насос-компрессора
    • 4. 1. Анализ влияния частоты" вращения коленчатого вала на характеристики насос-компрессора
    • 4. 21. Анализ влияния отношения давлений нагнетания^ и всасывания компрессорной полости на характеристики насос-компрессора
    • 4. 31. Анализ влияния отношения давлений нагнетания- и всасывания насосной полости на характеристики насос-компрессора
    • 4. 4. Анализ влияния величины зазора в поршневом уплотнении на характеристики насос-компрессора

Конструкция и расчет поршневого насос-компрессора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из наиболее широких тенденций современного проектирования.] является расширениефункциональных возможностей объектов самого разного назначения. Это связано-: прежде всего, с экономией ресурсов путемснижения общей материалоемкости изделий и придания им* свойствпозволяющихэкономитьэнергию^, Такна рынкепоявилисьавтомобили-с гибридным: двигателем внутреннего' сгорания, сотовые телефоны, выполняющие: одновременно функ-. ции фотоаппарата и калькулятора, компьютеры с функциями аудио и: видео центров и т. д. При: этом, как правило, в созданных гибридах используются конструкции с единым или близким технологическим направлением.

Одной' из особенностей5 проектированияфункционально: совмещенных конструкций является: их достаточно длительное существование отдельноодна от другой, которое, обычно, сопровождается совершенствованием изделий, обусловленным рыночной* конкуренциейОбъединение же конструкций в единое целое может быть обосновано только в том случае, когда обнаруживается устойчивая потребность общества, диктующая необходимость, — или оправдывающая целесообразность появления нового товара: на рынке- .

На протяжении последних двух столетий в промышленной и бытовой технике чрезвычайно широко используются устройства и механизмы, действие: которых основано на изменении рабочего объема. Это, прежде всегонасосы и компрессоры. И* теи другие предназначены для поднятия давления в рабочей среде с последующим ее перемещением потребителю. Причем, во многихслучаях рабочие среды этих машин (жидкости в насосах и газы, и их смеси в компрессорах) в той или иной степени оказываютсясовмещенными: в, одном агрегате. Так, например, жидкости широко используются для смазкш и охлаждения компрессоров, основным рабочим веществом которых являются" газы и их смеси, а газообразные вещества (в, основном — воздух) часто применяются для распыливания и подачи: жидкостей под давлением (лакокрасочные работысоздание масляных аэрозолей для смазки и охлаждениявысокоскоростных: поди шипников качения, вытеснение жидкостей при заправочных работах и т. д.). В некоторых случаях жидкости вместе с газами используются непосредственно при проведении рабочих процессов машин объемного действия (см., например, [3, — 4 и-др.]).

Наиболее широко известно, одновременное использование жидкостей и газов под давлением при обслуживании работы станочного парка (смазка, трущихся-поверхностей, подача смазочно-охлаждающей жидкости в зону резания, подача сжатого воздуха и жидкости под давлением, в пневмозажимы, пневмо-и гидродвигатели). Традиционно потребность в жидкости и газа под давлением в станочном оборудовании удовлетворяется путем использования отдельно установленных гидростанций и компрессоров [5, 6 и др.], что, безусловноусложняет общую конструкцию станков, ухудшает их массогабаритные характеристики и повышает стоимость.

Вполне вероятно, что это связано со сложившимися (по крайней мере — в отечественной, промышленности)'традициями, в соответствии с которыми, как правило, станкостроительная отрасль не занимается проектированием и* выпуском, машин, объемного действия, а компрессоростроительное производство не имеет мощностей для выпуска насосного оборудования.

Таким образом, существует явная потребность в анализе возможности проектирования агрегатов, совмещающих одновременно функции источника сжатого газа и жидкости под давлением.

В простейшем случае конструирование таких машин может быть произведено путем агрегатирования двух объектов на единой платформе и, возможно, с общим двигателем. Такой подход, конечно, возможен, однако он малоинтересен как с технической, так и с технологической точек^ зрения, т.к. не предполагает поиска выигрыша, который может быть достигнут за счет более: полного совмещения конструкций компрессора и насоса, например, путем их объединения в едином элементе, в качестве которого может выступать общий-рабочий цилиндр.

В то же время такое объединение возможность получения, существенных преимуществ. Так, например, большое значение для экономичной работы компрессораособенно средней и высокой производительности, с высокойг степенью повышения давления в одной ступени, является" обеспечение тщательного охлаждения сжимаемого газа (или-смеси газов) путем организации систем охлаждениякак внутреннего (впрыск жидкости), так и внешнего типа за счет применения жидкостных рубашек, развития наружной поверхности-цилиндров, воздушного охлаждения^ и т. д. Все эти мероприятия, так или иначе, требуют дополнительной энергии на работу проталкивания? жидкости или* на работу вентилятора. В’то же время, если организовать работу компрессора и насоса в одном цилиндре, или, по крайней мере, в одном агрегате, то можно использовать жидкость, нагнетаемую насосом, одновременно и для охлаждения и герметизации рабочих полостей компрессора. Это должно оказать заметное положительное воздействие на протекающие в компрессоре рабочие процессы.

Основная сложность создания таких машин заключается в существенных различиях физико-механических свойств жидкостей и газов, которые достигают нескольких порядков (например — плотность, динамическая вязкость). Так, если обычная частота экономичной работы малорасходного поршневого компрессора составляет около 12−25 Гц, то в его же цилиндре нецелесообразно сжимать жидкость с частотой более 7−10 Гц в связи с большим сопротивлением клапанов.

Кроме того, существует и проблема получения в компрессоре сравнительно чистых газов [7], и поэтому совмещение в одном компактном агрегате с единой рабочей полостью и насоса и компрессора представляет определенную сложность.

Вероятно, что выше упомянутые противоречия и являются основной причиной отказа проектировщиков создавать гибридные конструкции насосов-компрессоров, в связи с чем такие машины в настоящее время промышленностью не выпускаются.

В настоящей работе сделана попытка создания предпосылок, позволяющих проектировщику разрабатывать конструктивные решения машин объемного действия, в которых совмещены полноценные функции насоса и компрессора, т. е. конструкций, представляющих собой гибрид двух схожих по общей компоновке технических решений.

Очевидно, что такой агрегат должен обладать свойствами, позволяющими ему сжимать и подавать потребителю одновременно и газ и жидкость, либо только газ и либо только жидкость. При этом конструкция должна иметь экономические показатели, не уступающие, или незначительно уступающие современным аналогам компрессоров и насосов.

Кроме того, предполагается произвести анализ возможных конструктивных вариантов гибридной машины объемного действия, среди которых необходимо выбрать пилотный образец, который может являться наиболее типичным представителем насос-компрессоров на начальном этапе их анализа и, возможно, освоения промышленностью.

1. АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИЙ И МЕТОДОВ РАСЧЕТА НАСОС-КОМПРЕССОРОВ ОБЪЕМНОГО ДЕЙСТВИЯ.

5.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

Данная работа посвящена созданию научно обоснованных предпосылок проектирования нового типа устройств — поршневого насос-компрессора, выбор конструктивной-схемы которого произведен на* основе информационного поиска, отраженного в первой’главе. Соответственно цели исследования были* поставлены задачи, описание решений которых отражено в последующих главах.

Прежде всего, была обоснована методика расчета рабочих процессов" на основе уравнений, описывающих состояние газа в компрессорной и жидкости в насосной полости (вторая глава), которые явились основой создания математической модели исследуемой машины. Решение уравнений реализовано в виде прикладной программы, а методика расчета подтверждена проведенными экспериментами на модельном образце (третья глава).

В четвертой главе проведен тщательный параметрический анализ процессов, протекающих в полостях насос-компрессора, который позволил установить основные зависимости между независимыми параметрами (геометрия цилинд-ропоршневой. пары и механизма привода, внешние условия, параметры потребителя сжатого газа и жидкости под давлением, частота вращения коленчатого вала, отношение давлений и т. д.) и такими зависимыми переменными, как КПД, утечки и перетечки, коэффициент подачи и т. д. Полученные численным моделированием зависимости позволили определить наиболее вероятные параметры, необходимые для начальной стадии проектирования.

В целом по работе следует сделать следующие основные выводы:

1. Конструкция насос-компрессора работоспособна, и в состоянии выполнять функции как собственно насос-компрессора, так и отдельно насоса и компрессора.

2. Созданный стенд для исследования характеристик модельного образца поршневого насос-компрессора позволяет изучать рабочие процессы, протскающие в полостях машины и исследовать теплонапряженность его основных элементов.

3. Разработанная методика расчета рабочих процессов, протекающих в насосной и компрессорной полостях машины, адекватна фактически протекающим физическим процессам и может быть использована на первых стадиях проектировочных расчетов и оптимизации конструкции насос-компрессора.

4. Одновременная компоновка газового компрессора и жидкостного насоса с использованием общего цилиндра позволяет существенно снизить (до 15 К) теплонапряженность деталей цилиндропоршневой группы, что положительно сказывается на экономичности работы компрессорной полости.

5. Во всем исследованном диапазоне частот вращения (300−1200 мин" 1), давлений нагнетания насосной (до 3 МПа) и компрессорной (до 0,8 МПа) полостей с радиальным зазором между поршнем и цилиндром до 50 мкм при длине поршня 60 мм не происходит перетечек газа через зазор поршневого уплотнения в насосную полость. В то же время в зазоре между поршнем и цилиндром постоянно присутствует жидкость, что с точки зрения трения и износа положительно влияет на работоспособность цилиндропоршневой пары.

6. Наиболее оптимальной с точки зрения КПД частотой возвратно-поступательного движения поршня насос компрессора является величина 500−700 мин" 1.

7. Радиальный зазор в цилиндропоршневой паре величиной 25−30 мкм обеспечивает близкую к максимально экономичной работу насос-компрессора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Дж. К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. — 326 с.
  2. А. И. Основы инженерного творчества. М: Машиностроение, 1988.-368 с.
  3. Пластинин П: И., Щерба В. Е. Рабочие процессы объемных компрессоров^ со впрыском жидкости.// Итоги науки и техники. Сер. Насосостроение и компрессоростроение. Холодильное машиностроение./ВИНИТИ. — 1996.-5. С. 1−154.
  4. Росс Твег. Системы впрыска бензина. Устройство, обслуживание, ремонт. -М.: Изд-во «За рулем», 1999. 144'с.
  5. К.Л. Теория и проектирование гидро- и пневмоприводов. — М: Машиностроение, 1991. 384 с.
  6. Л.С., Тартаковский Ж. Э. Гидравлический привод агрегатных станков и автоматических линий. М.: Машиностроение, 1967. 356 с.
  7. А.П., Белый В.Д, Дорошевич С. Э. Компрессоры с газостатическим центрированием поршня. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. -406 с.
  8. А. М., Половинкин А. И., Соболев А. Н. Методы синтеза технических решений.- М.: Наука, 1977. 104 с.
  9. Справочник по функционально-стоимостному анализу/ А. П. Ковалев, Н. К. Моисеева, В. В. Сысун, М. Г. Карпунин, Б.И. Майданчик- Под ред. М. Г Карпунина, Б. И. Майданчика. М.: Финансы и статистика, 1988,431 с.
  10. Поршневые компрессоры/ Б. С. Фотин, И. Б. Пирумов, И. К. Прилуцкий, П.И. Пластинин- Под общ. ред. Б. С. Фотина.- Л.: Машиностроение, 1987.372 с.
  11. Я.Ф. Работа конструктора. Л.: Машиностроение, 1987. — 255 с.
  12. ГОСТ 2.103.-68*. Стадии разработки. М.: Изд-во стандартов, 1989. — 2 с.
  13. Дж. Проектирование систем. М.: Мир- 1969.-440 с.
  14. П.И. Основьь конструирования: Справочно-методическое пособие: В 2-х кн. Кн. 1/ Под ред. П. Н- Учаева. М.: Машиностроение, 1988: — 560 с.
  15. Техническая эксплуатация- автомобилей/ E.G. Кузнецов- А. П. Ьолдин, В-М: Власов И-др. Mi.: Наука- 2001. — 535 с.
  16. В.И., Митрохин H.H. Ремонт автомобилей и двигателей:.— М.: Мастерство- Высшая школа,.2001. 496 с.
  17. Трение, изнашивание, смазка:. Справочник. В'* 2-х кш/Под ред. И. В- Крагельского- ВіВ. Алисина. М.: Машиностроение, 1978. — Кн. Г. 1978.-400 с.
  18. Ю.С. Судовые холодильные машины и установки. Л.: Судостроение, 1991.-400 с,
  19. В.Б. Якобсон. Малые холодильные машины. М.: Пищевая промышленность, 1977.-368 с.
  20. A.c. СССР 1 079 822, МКИ 1'04 В 31/00. Газораспределительное устройство поршневого компрессора/ В. Е. Щерба, А. П. Болштянский. Омский политехнический институт № 3 528 080/25−06- Заявлено 28.12.82- Опубл. 15.03.84-Бюл. №Ю:
  21. A.c. СССР 1 206 477, МКИ F04 В 31/00. Вертикальный поршневой компрессор/ А.П. Болштянский- В. Е. Щерба,. Омский политехнический ин-статут № 3 652 496/25−06- Заявлено 17.10.83- Опубл. 22.09.85 — Бюл. № 3.
  22. A.c. СССР 1 019 104, МКИ F04 В 39/00. Поршневая машина/ В. Е. Щерба,
  23. A.Н. Кабаков, А. П. Болштянский, Омский политехнический институт -№ 2 851 974/25−06- Заявлено 12.01.79- Опубл. 12.01.79, — Бюл. № 19.
  24. A.c. СССР 731 035, МКИ F04 В 25/00, F04 В 39/00. Поршневой компрессор/ А. П. Болштянский, А. Н. Кабаков, В. И. Стариков, В. Е. Щерба, Омский- политехнический институт № 2 651 116/25−06- Заявлено 26.07.78- Опубл. 30.04.80, — Бюл. № 16.
  25. A.c. СССР 817 305, МКИ Е04 В 39/00. Поршневой компрессор/
  26. B.Е. Щерба, А. Н. Кабаков, А. П. Болштянский, Омский политехнический институт № 2 733 094/25−06- Заявлено 06.03.79- Опубл. 30.03.81, — Бющ12. -Л
  27. A.c. СССР 739 253, МКИ F04 В 31/00. Поршневой: компрессор/
  28. A.П. Болштянский, В. Л. Гринблат, А. Н. Кабаков, ВЖ Стариков,
  29. B.Е. Щерба, Омский политехнический институт № 2 534 189/25−06-. Заявлено 12:10:77- Опубл. 05.06.80,-Бюл. № 21.160 :
  30. A.c. СССР 731 036, ШСЙ F04 В 31/00. Поршневой компрессор/ А. ПЗ Болштянский, В. Л. Гринблат, В .Г. Громыхал и н, А. Н. Кабаков, В-И- Стариков, В-Е. ТЦерба: Омский- политехнический институт -№ 26 501 126/25−06-Заявленой9Ю7.78- Опубл. 30Ю480|-- Бюл-
  31. A.c. СССР 1 639 173, МКИ F04 В" 31/00. Вертикальный поршневой компрессор/ В-Е. Щерба, А. П. Болштянский, М. А. Баннов, Омскийшолитех-нический институт № 4 337 178/29- Заявлено 09.11.87- Опубл. 01.12.90. (ДСП)
  32. A.c. СССР 848 755, МКИ F04 С 18/00. Ротационно-пластипчатый компрессор/ В. П. Парфенов, А. Н. Кабаков, А. П. Болштянский, Омский политехнический институт № 2 853 874/25−06- Заявлено 13.12.79- Опубл. 23.07.81,-Бюл. № 27.
  33. A.c. СССР 1 599 583, МКИ F04 С 18/00. Роторный компрессор/
  34. A.П. Болштянский, В. Е. Щерба, И. Е. Титов, И. С. Березин, -№ 4 435 963/25−29- Заявлено 06.06.88- Опубл. 15.10.90, Бюл. № 381
  35. A.c. СССР 1 110 935, МКИ F04 С 18/356. Ротационный компрессор/
  36. B.Е. Щерба, А. Н. Кабаков, В. Л. Юша, А. П. Болштянский, Омский политехнический институт № 3 610 813/25−06- Заявлено 29.06.83- Опубл. 30.08.84, — Бюл. № 32.
  37. A.c. СССР 1 150 401, МКИ F04 С 18/356. Ротационный компрессор/ В: Е. Щерба, А. Н. Кабаков, В! Л: Юша, А. П. Болштянский, Омский политехнический институт № 3 610 814/25−06- Заявлено 29.06.83- Опубл. 15.04.85, — Бюл. № 14.
  38. A.c. СССР 1 135 923, МКИ F04 С 18/356. Ротационный, компрессор/ В. Е. Щерба, А. Н. Кабаков, B.JI. Юша, А. П. Болштянский, Омский политехнический, институт № 3 610 812/25−06- Заявлено 29.06.83- Опубл. 23.01.85, — Бюл. № 3.
  39. В.Е., Болштянский А. П., Павлюченко Е. А. Форвакуумный: насос-компрессор с интенсивным охлаждением. Вакуумная техника и технология. Материалы XIII науч. технич. конф. с заруб: участием. Ml: МГИЭМ, 2006. С. 119−122.
  40. В.Е., Болштянский А. П., Павлюченко Е. А. Многоцелевой насос -компрессор для** малых станций технического обслуживания: Вестник Красноярского государственного технического университета. Выпуск 43. Транспрт.: ИПЦ КГТУ, 2006. С. 451−457.
  41. Пат. РФ № 2 295 057. Система впрыска топлива. Болштянский А. П. Щерба В.Е., Зензин Ю. А., Павлюченко Е. А. Омский государственный технический университет. № 2 005 121 783. Заявлено 11.07.2005. Опубл. 10.03.2007.-Бюл. № 07.
  42. П. И. Поршневые компрессоры. Т. 1. Теориями расчет. М.: Колос, 2000.-456 с.
  43. П. И., Щерба В. Е. Рабочие процессы объемных компрессоров со впрыском жидкости. М.: ВИНИТИ, 1996. — 153 с.
  44. В.Е. Рабочие процессы, компрессоров объемного действия. М.: Наука, 2008.-319 с.
  45. Т. Ф., Исаков В. П. Клапаны поршневых компрессоров. Л'., Машиностроение, 1983. — 158 с.
  46. А. Н., Щерба В. Е. Некоторые вопросы математического моделирования рабочего процесса в поршневом компрессоре//Изв. вузов. Энергетика, Минск. 1980. — № 7. — С. 56−61.
  47. В.Е., Болштянскийн А. П. Аналитический расчет процесса’нагнетания в компрессоре объемного действия. Известия вузов СССР. Энергетика.- 1983.-№ 11.-С. 112−114.
  48. В.Е., Болштянский А. П. К вопросу аналитического расчета* процесса всасывания поршневого компрессора. Известия вузов СССР. Машиностроение. 1983. — № 9. — С. 74−77.
  49. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы/ Т. В. Артемьева, Т. М. Лысенко, А. Н. Румянцева, С.П. Стесин- Под ред. С. П. Стесина. — М.: Изд. Центр «Академия», 2006. — 336 с.
  50. Орлов ЮМ Объемные гидравлические машины. Конструкция, проектирование, расчет. М.: Машиностроение, 2006. — 223 с.
  51. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы/ Т. М. Башта, С. С. Руднев, Б. Б. Некрасов и др. М.: Машиностроение, 1982. — 423 с.
  52. Т.М. Объемные насосы и гидроавтоматические двигатели гидросистем. М.: Машиностроение, 12 974. 607 с.
  53. .Б., Беленков Ю. А. Насосы, гидроприводы' и гидропередачи. М.: Изд-во МАМИ, 1976. 128 с.
  54. В.Е., Ульянов Д. А., Григорьев A.B., Виниченко В. С. Математическое моделирование рабочих процессов" насосов объёмного действия/Омский научный вестник. Омск: Изд. ОмГТУ, 2010 № 3(93). — С. 7781.
  55. Основы научных исследований/ В: И. Крутов, И: М. Грушко, В! В": Попов и др.- Под ред. В. И. Крутова, В. В. Попова. М.: Высш. шк., 1980. -400 с.
  56. П. И., Щерба В. Е. Рабочие процессы объемных компрессоров со впрыском жидкости. -М: ВИНИТИ- 1996. 153 с.
  57. Уплотнения и уплотнительная техника: Справочник./ Под ред. А. И. Голубева, J1.A. Кондакова. М.: Машиностроение, 1986. 464 с.
  58. В.Е., Ульянов Д. А., Григорьев A.B., Виниченко B.C. Математическое моделирование рабочих процессов насосов объёмного действия/Омский научный вестник. Омск: Изд. ОмГТУ, 2010* № 3(93). -С. 77−8Ь
  59. В.И., Скомская М. А., Храмова H.H. Электрические измерения и электрические приборы. М.: Энергоатомиздат, 1986. — 400 с.
  60. Теория и техника теплофизического эксперимента/ Ю. Ф. Гортышов и др.- Под ред. В. К. Щукина. М: Энергоатомиздат, 2001. — 360 с.
  61. Н.Г., Илясов JI.B., Азим-Заде А.Ю. Технологические измерения и приборы. М.: Высшая школа, 1989. 456 с.
  62. A.B. Электрические измерения. М.: Агропромиздат, 1988'. -239 с.
  63. H.H., Купершмидт Я. А., Папуловский В. Ф., Скугоров В. Н. Измерение электрических и неэлектрических величин. М.: Энергоатомиз-дат, 1990.-352 с.
  64. Н.П. Терморезисторы. Теория, методики расчета, разработки. — М.: Машиностроение, 1990. 224 с.
  65. M.JI. Методы и средства натурной тензометрии: Справочник/ M.JI. Дайчик, Н. И. Пригоровский, Г. Х. Хуршудов. М.: Машиностроение, 1989.-240 с.
  66. .А., Пивен И. Д. Электротензометры сопротивления. — JL: Энергия, 1972. — 56 с.
  67. А. Н. Допуски и технические измерения. М.: Высш. школа, 1981.-256 с.
  68. А.П. Теоретические основы расчета и проектирования поршневых компрессоров с газостатическим центрированием поршня. Дисс. докт. технич. наук. Омск, 1999. 530 с.
  69. А.П. Перспективы производства компрессоров с газостатическим центрированием поршня.// Криогенное и холодильное оборудование и технологии. Вып 1, Ч. 2. Омск, 1997. — С. 104−109.
Заполнить форму текущей работой