Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Геомеханическое обоснование конструктивно-технологических параметров временной крепи при проходке транспортных тоннелей в трещиноватых породах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целью диссертационной работыявляется геомеханическое обоснование конструктивно-технологических параметров временной крепи (формы поперечного сечения выработки, толщинынабрызгбетонной крепи, длины и шага анкеров, отставания временной крепи от забоя выработки) при соору-жениитранспортных тоннелей в трещиноватых породах под воздействием тектонических напряжений, что позволит обеспечить устойчивость… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Особенности инженерно-геологических условий строительства автодорожных тоннелей в Иране
    • 1. 1. Автодорожные тоннели Ирана
    • 1. 2. Особенности инженерно-геологических условий Ирана
      • 1. 2. 1. Инженерно-геологические условия по трассе тоннеля Талун
      • 1. 2. 2. Начальное поле напряжений в массиве пород
      • 1. 2. 3. Оценка прочности трещиноватых горных пород
    • 1. 3. Обоснование технологии сооружения тоннелей
      • 1. 3. 1. Технология сооружения тоннелей горным способом в слабых скальных и полускальных породах
      • 1. 3. 2. Проходка с применением тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК) и сравнение с горным способом
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Исследование устойчивости незакрепленных выработок автодорожных тоннелей
    • 2. 1. Аналитический обзор методов оценки устойчивости незакрепленных выработок
      • 2. 1. 1. Прогноз устойчивости выработок по условию вывалообразования
      • 2. 1. 2. Классификация устойчивости скальных массивов по Бартону
      • 2. 1. 3. Гипотезы сводообразования
    • 2. 2. Исследование влияния формы сечения на устойчивость выработки в слабых скальных породах
      • 2. 2. 1. Обоснование расчетной схемы по МКЭ
      • 2. 2. 2. Сравнительный анализ устойчивости выработок автодорожных тоннелей с вертикальными стенами и криволинейным контуром
      • 2. 2. 3. Оценка достоверности численного анализа
    • 2. 3. Анализ результатов математического моделирования незакрепленной выработки
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Геомеханическое обоснование параметров временной крепи выработок в трещиноватых скальных и полускальных породах
    • 3. 1. Аналитический обзор методов оценки устойчивости закрепленных выработок и расчет крепи
      • 3. 1. 1. Временная крепь горных выработок и подземных сооружений
      • 3. 1. 2. Современные методы расчета крепи горных выработок
    • 3. 2. Численный анализ влияния конструктивно-технологических параметров временной крепи на устойчивость выработки в трещиноватых скальных и полускальных породах
      • 3. 2. 1. Основные принципы построения расчетных схем временной крепи выработки, работающей в режиме взаимовлияющих деформаций в геомеханических условиях северного Ирана
      • 3. 2. 2. Оценка устойчивости закрепленной выработки в скальных и полускальных породах с нанесением сплошного набрызгбетона
      • 3. 2. 3. Оценка устойчивости закрепленной выработки в скальных и полускальных породах с нанесением набрызгбетона и усилением крепи анкерам и (или) арками (комбинированная крепь)
    • 3. 3. Анализ результатов математического моделирования
      • 3. 3. 1. Анализ результатов математического моделирования выработки, закрепленной сплошной набрызгбетонной крепью
      • 3. 3. 2. Анализ результатов математического моделирования выработки, закрепленной комбинированной крепью
  • Выводы по главе 3
  • Глава 4. Рекомендации по конструктивно-технологическим проектным решениям временной крепи автодорожных тоннелей в различных инженерно-геологических условиях
    • 4. 1. Анализ существующих предложений по выбору комбинированной временной крепи

Геомеханическое обоснование конструктивно-технологических параметров временной крепи при проходке транспортных тоннелей в трещиноватых породах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. В северных районах Ирана осуществляется освоение богатейших природных ресурсов. В этих районах получат дальнейшее развитие предприятия металлургической и угольной промышленности, машиностроения и сельского хозяйство.

Решение этой проблемы немыслимо без' развития межрегиональных и международных транспортных связей. Развитие скоростных транспортных магистралей северного Ирана в условиях горного рельефа обусловливает необходимость устройства тоннельных пересечений высотных препятствий, в том числе, автодорожных тоннелей.

В связи с этим главным вопросом в процессе проектирования и строительства тоннелей является выбор технологии их сооружения — традиционным горным способом или с использованиемтоннелепроходческих механизированных комплексов ТПМК.

В специфических геологических и строительных условиях Ирана при выборе способа сооружений тоннелей, ориентируясь на мировой опыт, следует отдать предпочтение горному способу по новоавстрийской технологии (НАТМ).

При сооружении тоннелей горным способом в трещиноватых скальных породах важными вопросами являются выбор типа временной крепи и рациональной формы поперечного сечения выработки, обеспечивающих ее устойчивость до возведенияпостоянной крепи или обделки тоннелей.

Проблема определения нагрузок на временную крепь тоннелей большого сечения решалась К. П. Безродным, Б. А. Картозия, Н. С. Булычевым, A.A. Козыревым, В. Е. Меркиным, Н. И. Кулагиным, И. В. Баклашовым, А. Г. Протосеней, H.H. Фотиевой, Д. М. Голицынским, Н. С. Власовым, Ю.Н. Ого-родниковым, О. В. Тимофеевым, М. О. Лебедевым, С. Е. Чирковым и многими другими.

При сооружении транспортных тоннелей в трещиноватых скальных породах под воздействием тектонических напряжений отсутствует метод выбора параметров временной крепи, поэтому тему диссертационной работы, направленную на разработку таких методическихрекомендаций, следует признать актуальной.

Целью диссертационной работыявляется геомеханическое обоснование конструктивно-технологических параметров временной крепи (формы поперечного сечения выработки, толщинынабрызгбетонной крепи, длины и шага анкеров, отставания временной крепи от забоя выработки) при соору-жениитранспортных тоннелей в трещиноватых породах под воздействием тектонических напряжений, что позволит обеспечить устойчивость выработки до возведения обделки, безопасностьгорно-проходческих работи уменьшение стоимости работ.

Идея диссертационных исследований. Основным грузонесущим элементом временной комбиниированной крепи является набрызгбетон, толщина которого не должна быть более 0,3 м, так как дальнейшее увеличение толщины может привести к увеличению напряжений в крепи, поэтому гру-зонесущая способность обеспечивается анкерной крепью, что установлено в результате компьютерного моделирования.

Основные задачи исследования.

Оценка влияния формы сечения на устойчивость выработки в слабых скальных породах и оценка влияния начального поля тектонических напряжений в породном массиве;

Математическое моделирование напряженно-деформированного состояния системы «временная крепь-породный массив» ;

Разработка метода определения нагрузок на временную крепь тоннелей;

Разработка рекомендаций по выбору конструкции временной крепи из набрызгбетона и комбинированной конструкции изнабрызгбетона и анкеровв автодорожных тоннелях Ирана;

Методы исследований. Исследования выполнены посредством математического моделирования системы «временная крепь-породный массив» с использованием метода конечных элементов (МКЭ), реализованного с помощью программного комплекса" COSMOS/M".

Основные научные положения, выносимые на защиту, и их новизна:

•При сооружении тоннелей горным способом в трещиноватых скальных породах в условиях действия тектонических напряжений предпочтение следует отдавать выработкам с криволинейными стенами и основаниемповышенная устойчивость таких выработок обеспечивает безопасность горных работ и снижает материалоемкостьконструкции временной крепи.

• В результате компьютерного моделирования установлена закономерность формирования устойчивого напряжённодеформированного состояния временной крепив процессе взаимодействия с окружающим породным массивом в зависимости от коэффициента бокового давления в тектоническом поле начальных напряжений, сущность которой состоит в том, что величина смещений временной крепи из набрызгбетона и анкеров в породах с f=4 и А,=0,25, f=4 и А,=1,5 не должна быть более21 мм, в породах cf=:2 и А,=0,53, ?=1,5 и Х=1 -не более 32 мм.

• В трещиноватых скальных породах с коэффициентом крепости по шкале М. М. Протодьконова?=2 тектонические напряжения негативно влияют на условия работы временной крепи из набрызгбетона и анкеров и требуют ее усиления арматурным каркасом, что следует из разработанного в диссертации метода выбора временной крепи автодорожных тоннелей большого поперечного сечения, учитывающего отставание временной крепи от забоя выработки, категорию устойчивости пород и взаимодействие временной крепи с породным массивом.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждаются:

— использованием апробированныхметодов численного моделирования;

— удовлетворительной сходимостью величин расчетных нагрузок с ре-зультатамианалитических исследований других авторов;

— учетом и выполнением требований действующих нормативных документов;

— использованием опыта и разработок ведущих зарубежных фирм в исследуемой области.

Научное значение работы состоит в дальнейшем развитии существующих представлений о геомеханических процессах в породных массивах, закрепленных временной крепью при сооружении транспортных тоннелей.

Практическая ценность. Разработанная математическая модель позволяет определять деформированное и напряженное состояние системы «временная крепьпородный массив» при строительстве автодорожных тоннелей горным способом в трещиноватых скальных породах.

Полученные результатыи разработанный метод выбора временной крепи дают основания считать, чтов трещиноватых скальных породах при проходке тоннелей способом НАТМ временная крепь может быть выполнена из набрызгбетона класса ВЗО и комбинированной крепи с гарантированной прочностью до возведения постоянной обделки.

Реализация выводов и рекомендаций. Разработанная методика выбора временной набрызг-бетонной и комбинированной крепирекомендо-вана для проектирования автодорожных тоннелей, в частности в северном Иране.

Апробация диссертации. Материалы диссертации докладывались и обсуждались на семинарах в учебно-исследовательском центре «Геомеханика» МГГУ (2011 г) и на Международной конференции в Екатеринбурге (2010 г).

Публикаций. По теме диссертации опубликованы 4 печатные работы в вузовских и межвузовских сборниках научных трудов, из них 3 работы в изданиях, входящих в Перечень ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из 4-х глав, заключения, 38 рисунков, 25 таблиц и 62 источников литературы.

Основные результаты выполненных исследований сводятся к следующему:

1. Установлено, что большинство планируемых к строительству транспортных тоннелей в Иране имеют протяженность от 300 до 1200 м, среднюю глубину заложения 200 м, и пересекают породные массивы, сложенные слабыми скальными породами крепостью по шкале проф. М.М. Протодьяконова2 </<4.

2. Тектонические воздействия пространственно перераспределяют начальные напряжения в массиве при глубине от 200 м до 350 м. Поэтому оценивать устойчивость выработок при проходке тоннелей следует с учетом того, что горизонтальные начальные напряжения в породном массиве могут превосходить вертикальные в 1,5 раза.

3. В геологических условиях Северного Иранапри выборе способа сооружения тоннелей, ориентируясь на мировой опыт, следует отдать предпочтение горному способу. Анализ мирового опыта строительства транспортных тоннелей горным способом вусловиях, аналогичных описанным выше, позволяетрекомендовать новоавстрийский спо-соб (НАТМ), как отвечающий требованиям высоких технологий использования набрызгбетона и комбинированной крепи с применением.

129 комбайновой проходки тоннелей со стреловым исполнительным органом.

4. Установлено, чтопри сооружении тоннелейгорнымспособом в трещи-новатыхскальных породах с учетом тектонических напряжений, несмотря на увеличение площади поперечного сечения выработки и определенные ограничения в разработке технологических схем проходки, повышенная устойчивость выработки с криволинейным очертанием стен и лотковой части позволит полностью избежать разрушения окружающего породного массива в стенах выработки и снизить мате-риалоемкостьконструкциивременной крепи.

5. Разработан метод выборавременной крепи из набрызгбетона и комбинированной крепи («Методика Т») автодорожныхтоннелей большого поперечного сечения в Иране, сооружаемых горным способом (НАТМ), учитывающий отставание временной крепи от забоя выработки, категорию устойчивости пород и взаимодействие временной крепи с породным массивом.

6. Выявленные в результате проведенных исследований качественные и количественные показатели напряженно-деформированного состояния временной крепи выработок при строительстве автодорожных тоннелей в инженерно-геологических условиях, характерных для Северного Ирана, позволилиразработать практические рекомендации для принятия конструктивнотехнологических проектных решений временной крепи, обеспечивающие безопасность и снижение стоимости горно-проходческихработ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертация представляет собой законченную научно-квалификационную работу, в которой изложено новое решение научной задачи по геомеханическому обоснованиюконструктивно-технологических параметров временной крепи из набрызгбетона и комбинированной временной крепи при сооружении транспортных тоннелей в трещиноватых породах под воздействием тектонических напряжений, что обеспечивает уменьшение стоимости и увеличение безопасности горно-проходческихработ в горно-геологических условиях Северного Ирана.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авария при расширении тоннеля «Старый кандован» в Иране.//подземное пространство мира. № 2.2000. М. ТИМР. С .30−31.
  2. А.И., Сиавощи И. Противопожарная защита автодорожного тоннеля Талун в Иране// Метро и тоннели.2002. № 3. С.35−37.
  3. Н. С .Сиавощи И. Обоснование исходных данных для проектирования и расчета обделок тоннелей в Иране// Метро и тонне-ли.2003.№ 1.С.30−32
  4. Т. Влияние формы сечения на устойчивость выработки с учетом начального поля тектонических напряжений в грунтовом массиве северного Ирана. Труды СибГупс. 2009.С. 199−202.
  5. Картина риска землетрясений зоныТегеран-Чалусскарты M 1:5 000 000 геологической организации исламской республикиИран"ИРИ"
  6. AngelidisC., Konmantakis I., ZakasM. Contribution to the modelling of a new classification system of rock mass, concerning superficial works. Eurock'93, Ribeiro e Sousa and Grossmann (eds), v. 1, 1993, Balkema, Rotterdam, 461−466.
  7. M. Сиавоши. Обоснование поля напряжений массива горных пород для расчета обделок автодорожных тоннелей Талун и Алборз в Иране.// Проблемы развития транспортных и инженерных коммуникаций № 4. М. 2004 г.
  8. Н.С. Механика подземных сооружений в примерах и задачах .М. Недра, 1989−270 с.
  9. H .В., Картозия Б. АМеханика подземных сооружений и конструкций крепей М.Недра, 1984−381 с.
  10. Ю.Мюллер. Геология скальных массивов. Изд. «Мир», М., 1971,255с.
  11. Джегер. Механика горных пород и инженерные сооружения.Изд. «Мир», 1975,270с.
  12. .Е. Исследование напряженного состояния трещиноватого скального массива и его воздействия на несущие конструкции железнодорожных тоннелей. Новосибирск, 1966−172с.
  13. В.М. и др. Инженерно- геологическая оценка условий строительства транспортных подземных сооружений. Часть1. Санкт-Петервург. 1995−72с
  14. Устойчивость выработки и напряженное состояние обделки перегорнно-готоннеля метрополитена из монолитного бетона в скальных грун-тах.//Подземное пространство мира. №. 5. М. ТИМР. С .15−20
  15. Ю.С., Иванес Т. В. Механика подземных сооружений -СПБ.:ПГУПС. 1997- 102 с.
  16. И .В., Картозия Б. А Механические процессы в породных массивах. М.: Недра, 1996. 272 с.
  17. К.А., Матвеев Б. В., Карташов Ю. М. Показатели сопротивления и разрыхления и механизм разрушения горных пород в условиях объемного сжатия. ФТПРПИ, 1981, № 2, с.24−29
  18. И.В. Деформирование и разрушение породных массивов. -М.: Недра, 1988.
  19. А. Н., Протосеня А. Г. Механика деформирования и разрушения горных пород. М.:Недра, 1992.- 224 с.
  20. Прочность и деформации горных пород в допредельной и запредельной областях// ФТПРПИ, 1981, № 6, с. 2- 11
  21. Высокие технологии, внедряемые при строительстве горных транспортных тоннелей //Метро и тоннели. 2007. № 5. С.22−25.
  22. Barton N. Geotechnical design / Word tunneling focus. Word tunneling and subsurface excavation. London. 1991. November.
  23. Инженерно- геологические условия и расчет устойчивости пород в выработках при строительстве тоннеля Талун на трассе автомобильной дороги Тегеран Чалус в Иране.//Подземное пространство мира. № 4. 2000. М. ТИМР. С .41−42.
  24. Механизация работ на строительстве автодорожных тоннелей в Австрии/Метро и тоннели. 2002. № 3. С. 16−25.
  25. DEAS ON TUNNEL STA BILITY. Pierre DUF-FAUT, Consulting Engineer, Paris ' Jean PIRAUD, ANTEA, Orleans, France. TRIBUNE № 22 .ITA-AITES- 2002
  26. БулычевН.С. Механикаподземныхсооружений. M. Недра, 1994.- 382 с.
  27. Бенявский. Управление горным давлением. М., «Мир», 1990 г.
  28. BartonN.R. Lien, Lunde L. Engineering classification of rock massive for the design of tunnel support // Rock mechanics. Springerverlog. 1974. P. 217.
  29. B.M. Башмаков, B.M. Мостков, Серия брошюр «Новое в отечественном и зарубежном подземном строительстве», выпускаемая Центром «ТИМР», -приложение к журналу «Подземное пространство мира». № 2. М. 1996
  30. Тоннельдорстрой-Внедрениеновыхтехнологий.//метроитоннели. 2010. № 1. С.19−21.31 .Theinfluenceofinsitustressstateontunneldesign .VI, World Tunnel Congress 2008. 193−202
  31. Numericalmodelling of a tunnel Turecky VRCH in GEO МКР .V 1, WorldTunnelCongress 2008. 221−230
  32. Применение современного оборудования и технологий при строитель стве метрополитена В г. АЛМАТЫ.//Международная научно -техническая конференция. М. 2007. ВВЦ, павильон 57. С 25−32
  33. Применениетоннелепроходческого комплекса и анализ потенциальной опасности при строительстве сервисного тоннеля Альборз в Ира-не.//Подземное пространство мира. № 1−2.2005. М. ТИМР. С .22−23.
  34. Effect of seismicity on rock support in tunnels. V 1, WorldTunnelCongress 2008. 530−540
  35. Комбайновая проходка автодорожных тоннелей в Иране.//Подземное пространство мира. № 4. 1993. М. ТИМР. С .52
  36. Study on behaviour characteristics of faulted rock using history analy-sis.V 1, World Tunnel Congress 2008. 597−606
  37. Effect of strain softening on tunnel behavior. V 1, WorldTunnelCongress 2008.541−550.
  38. ХаддадТ. Численный анализ влияния конструктивных параметров временной крепи на устойчивость выработки при проходке автодорожных тоннелей в Иране//Вестник гражданских инженеров. № 24.-2010.С.39−42
  39. Н.С., Фотиева Н. Н. Оценка устойчивости пород вокруг горных выработок// Шахтное строительство № 3- 1977- С. 16−22
  40. Оценка устойчивости выработок в тектонически активном массиве пород. // Сборник трудов I Международной конференции. САНК-ПЕТЕРБУРГ. 1999- С. 191 -196
  41. Н. Бартон. Проектирование подземных сооружений в скальных породах с использованием Q-системы и программ UDEC- ВВ. «Энергетическое строительство», 1992 г., № 8, С. 11−17.
  42. СП 32- 105- 04. Метрополитены,-М.: Госстрой россии, 2004 г., С. 3.
  43. СНиП II -32−04−97-«Тоннели железнодорожные и автодорожные»
  44. Тоннели и метрополитены. В. Г. Храпов, Е. А. Демешко, С. Н. Наумов.-М.: Транспорт, 1989., 383с.
  45. JI.B. Методические указания по определению нагрузок на конструкции тоннелей//МАДИ, 1987., 45с.
  46. JI.B. Методические указания по расчету обделок тонне-лей//МАДИ, 1988., 49с.
  47. СНиП II -44−78."Тоннели железнодорожные и автодорожные" Нормы проектирования. М. Стройиздат, 1978.
  48. . 3., Фадее в А. Б. Метод конечных элементов при решении задач горнойгеомеханики. М., Недра, 1975.
  49. Ю.С., Иванес Т.В, Коньков А. Н. Проектирование и расчет обделок тоннелей, сооружаемых щитовым способом. СПБ:2005,-88с.
  50. Об организации учебного процесса с использованием программного комплекса COSMOS/M.// Сборник трудов I V Международной конференции. САНК-ПЕТЕРБУРГ. 1999- С.224−225
  51. Исследование напряженно деформированного состояния временной крепи тоннеля на автодороге Джубга — Сочи с рекомендациями по конструктивно — технологическим решениям.//МГ1С РФ.ПГУПС. Кафед-ра:"Тоннели и метрополитены" 2002 г, С. 14.
  52. Ю.С., Мордвинков Ю. А. Современные методы сооружения тоннелей горным способом в слабых скальных и полускальных грунтах. // Метро и тоннели, № 2, 2006, С. 18−22
  53. Г. М. Богомолов, Д. М. Голицынский, и др. Справочник инженера -тоннельщика.М.: Транспорт, 1993.- 389 с.
  54. Д.М. Набрызгбетон в транспортном строительстве. М. Транспорт. 1993.152 с.
  55. К. В. Драновский А. Н. Лыткин В. А. Расчет сборной кольцевой крепи подземных сооружений. М.:Недра, 1969. 150 с.
  56. Ю.М. Давление на крепь капитальных выработок. М. Наука, 1969. 190 с.
  57. К. В. Деформируемость массивов трещиноватых горных пород. М., Недра, 1975. 220 с.
  58. МеркинВ.Е., Власов С. Н. Пособие по производству и приемке работ при сооружении горных транспортных тоннелей. //Научно-исследовательский институт транспортного строительства, М., 1989.232с.
  59. Iranian Seismological Center, Recent Seismic Map (irsc. ut.ac. ir.com), institute of Geophysics, University of Tehran. V 1, WorldTunnelCongress 2008. 541−550.
  60. Технологические карты схемы сооружения горных транспортных тоннелей, Всесоюзный проектно- технологический институт транспортного строительства «ВПТИТРАНССТРОЙ».М., 1985.265с.
Заполнить форму текущей работой