Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние легкой механической травмы на когнитивные функции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К группе пациентов с JIMT относят пострадавших с повреждением мягких тканей, с вывихами, вправимыми под местным обезболиванием в суставах верхних конечностей, с переломами пястной кости или одной из фаланг пальцев кисти, с переломами одной из костей предплечья, а также малоберцовой кости (если они не сопровождаются обширными разрушениями мягких тканей) — с травмами без проникающего ранения груди… Читать ещё >

Содержание

  • УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
  • Глава 1. ОСНОВНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Факторы, определяющие состояние основных когнитивных функций практически здоровых лиц
    • 1. 2. Изменения когнитивных функций после легкой механической травмы
  • Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследований
    • 2. 2. Методы исследования когнитивных функций
    • 2. 3. Методы исследования психо-эмоционального статуса
  • Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
    • 3. 1. Сравнительная характеристика показателей основных когнитивных функций (памяти и внимания) в группе больных с лмт и группе контроля
      • 3. 1. 1. Изменение показателей кратковременной памяти
      • 3. 1. 2. Динамика показателей основных характеристик избирательности внимания
    • 3. 2. Сравнительная характеристика психо-эмоционального состояния в группе больных с лмт и в контрольной группе
      • 3. 2. 1. Анализ показателей реактивной и личностной тревожности
      • 3. 2. 2. Характеристика психологических, психофизиологических и вегетативных показателей, установленных с помощью теста Люшера
      • 3. 2. 3. Сравнительный корреляционный анализ полученных показателей

Влияние легкой механической травмы на когнитивные функции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

В настоящее время актуальными являются вопросы, касающиеся изучения познавательной деятельности человека. Подтверждением чему служит все большая популярность развития одного из важнейших направлений в психологической науке — когнитивной психологии.(Могтап О.А., 1981; БоЬо Я., 2002; Сергиенко Е. А., 2002). Не менее важными представляются изучение когнитивных процессов при различных видах патологии, в частности, при травмах. По проблеме травмы связанной с органическим поражением центральной нервной системы было проведено много исследований и накоплен достаточно большой фактический материал. По вопросам исследования когнитивных процессов у лиц, перенесших легкую механическую травму, в литературе имеются разрозненные факты (Асра-тян Э.А., 1970; Пошивалов В. П., 1981; Лемус В. Б., 1983; Насонкин О. С. и Пашковский Э. В., 1984; Цыган В. Н., 1985; Шанин Ю. Н., 1985, 1999; Шанин В. Ю., 1999; Коровин А. Е., 2002).

По современным статистическим данным травматизм, в структуре которого преобладают легкие механические травмы, не имеет тенденцию к снижению. Это обусловлено ростом техногенных катастроф, увеличением числа локальных военных конфликтов, продолжающейся автоматизацией и механизацией всех отраслей деятельности человека. Особое значение легких механических травм ЛМТ определяется тем, что наиболее часто от них страдают лица молодого и среднего возраста. В общей структуре заболеваемости ЛМТ занимает третье место, а у мужчин в возрасте от 17 до 30 лет является наиболее частой причиной нетрудоспособности (Шанин В.Ю., Коровин А. Е., 2002).

Решение данной проблемы, актуально как для гражданского здравоохранения, так и для военной медицины. По имеющимся данным в современных войнах и вооруженных конфликтах число пострадавших в результате JIMT достигает 70% от общего числа раненых (Бояринцев В.В., Гу-маненко Е.К., 1999).

К группе пациентов с JIMT относят пострадавших с повреждением мягких тканей, с вывихами, вправимыми под местным обезболиванием в суставах верхних конечностей, с переломами пястной кости или одной из фаланг пальцев кисти, с переломами одной из костей предплечья, а также малоберцовой кости (если они не сопровождаются обширными разрушениями мягких тканей) — с травмами без проникающего ранения груди, живота, глазного яблока и суставов, а также без повреждения магистральных кровеносных сосудов и крупных нервных стволов (Гуманенко Е.К., Бояринцев В. В., Супрун Т. Ю., Ляшедько П. П., 1999). По результатам исследований Ю. Н. Шанина и его учеников (1999) JIMT представляет собой не локальный патологический процесс, а травматическую или раневую болезнь легкой степени тяжести со всеми ее признаками (Цыган В.Н., 1986; Шанин Ю. Н., 1993; Шанин В. Ю., Шамаев А. Ф., 1999). Большое значение в изучение патогенеза JIMT имеет анализ системной реакции организма как целого и, прежде всего, центральной нервной системы (ЦНС) на действие этиологического фактора.

Известно, что ЛМТ вызывает системную патологическую реакцию, захватывающую, прежде всего, центральную нервную систему. Перестройка внутрицентральных отношений, возникающая после повреждения тканей и направленная на оптимизацию регуляторных функций мозга и поведения пострадавшего, обуславливается формированием устойчивой доминанты, вызывающей торможение многих соматических и психоэмоциональных реакций (Ухтомский A.A., 1927; Введенский Н. Е., 1932; Кры-жановский Г. Н., 2002; Шанин В. Ю., 2000; Smith B.D., Lindgren К., 1995).

С точки зрения теории функциональных систем характер этой адап-тационой реакции будет определяться степенью вовлеченности различных систем организма. Раньше всего и в наибольшей степени она захватит системы, обладающие высокой степенью реактивности. Следовательно, при легких травматических повреждениях высшая нервная деятельность является наименее устойчивой функцией мозга (Анохин П.К., 1975, 1978; Цыган В. Н., 1985; Крыжановский В. Н., 1997). Несомненна роль психогенного травмирующего фактора — осознания болезни с комплексом переживаний и самоощущений, обуславливающих невротическую реакцию, усугубляющую соматическое состояние травмированного. Установлена определенная связь между формой психогенных реакций и особенностями личности больных, перенесших механическую травму. (Райгородский ДЛ., 1996; Рубинштейн С. П., 1999; Шанин В. Ю., Войтенко A.M., Коровин А. Е., 2001).

Поэтому, следует предположить, что результатом легкой механической травмы может явиться нарушение не только физической, но и умственной деятельности с изменением когнитивных функций. В нашем исследовании под когнитивными функциями следует считать такие характеристики познавательной деятельности человека как внимание, память, а также способность к сосредоточению и воображение (Солсо Р., 2002).

Таким образом, данные литературы и накопленный опыт собственных клинических наблюдений свидетельствуют о факте несомненного влияния JIMT на когнитивные процессы. Представляется актуальным изучение функционального состояния ЦНС, патогенетических механизмов нарушений когнитивных функций и методов их коррекции на ранних этапах реабилитации с целью дальнейшей разработки рациональной схемы дифференцированного патогенетического лечения пострадавших с JIMT. Доступные методики исследования когнитивных функций с предлагаемыми дозированными нагрузочными тестами, позволят оценить эффективность терапевтических мероприятий. Проблема психического здоровья человека столь важна, а исследования в этой области столь трудны, что любые относящиеся к этой области предложения и факты, даже не вполне доказанные, имеют значительную эвристическую ценность (Маслоу А., 1970).

Цель исследования.

Определение некоторых патогенетических механизмов расстройств когнитивных функций у пострадавших, перенесших легкую механическую травму в раннем посттравматическом периоде.

Задачи исследования:

1. Определить состояние и особенности когнитивных функций у лиц, перенесших легкую механическую травму в раннем посттравматическом периоде и сравнить их с практически здоровыми лицами.

2. Определить психологический статус практически здоровых лиц и лиц, перенесших ЛМТ.

3. Обосновать патогенетические механизмы расстройств когнитивных функций у пострадавших в раннем посттравматическом периоде и на этапах реабилитации при лечении легкой механической травмы верхних конечностей.

4. Сформировать адаптированный блок методик для исследования когнитивных функций и психоэмоционального состояния обследуемых.

Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования определяется установлением патогенетических факторов расстройств когнитивных функций у пострадавших, перенесших легкую механическую травму в раннем посттравматическом периоде.

Впервые проведено клинико-инструментальное исследование с использованием комплекса адаптированных методик, на основании которого выявлены нарушения умственной деятельности у пациентов, перенесших ЛМТ в раннем посттравматическом периоде.

Изучена динамика изменений показателей основных когнитивных процессов у пациентов с ЛМТ в течение раннего реабилитационного периода, на основании анализа которой рекомендована комплексная психологическая поддержка травмированных на всех этапах лечения с возможностью оценки эффективности проводимых лечебнопрофилактических психотерапевтических мероприятий.

Научно-практическая значимость.

Сформирован доступный для военных госпиталей и медицинских пунктов войсковых частей адаптивный блок методик по исследованию когнитивных функций и психоэмоционального статуса у лиц, перенесших ЛМТ.

Данный комплекс методик позволяет оценить эффективность лечебных и реабилитационных мероприятий и своевременно проводить их коррекцию.

Результаты психофизиологического обследования могут быть учтены при допуске пострадавших с ЛМТ для выполнения военно-профессиональных обязанностей, особенно операторского профиля.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В раннем посттравматическом периоде у лиц, перенесших ЛМТ, отмечается снижение показателей когнитивных функций.

2. В первые дни после ЛМТ у пострадавших наблюдается увеличение показателей тревожности и стресса.

3. Детерминантой снижения оперативной, кратковременной памяти и внимания у лиц, перенесших ЛМТ, является отрицательный психоэмоциональный стресс и повышение уровня тревожности.

4. Причиной временной нетрудоспособности у лиц преимущественно умственного труда, перенесших ЛМТ, является умеренный когнитивный дефицит.

5. Определение наиболее целесообразной последовательности исследования когнитивных функций у пострадавших в результате ЛМТ позволят оценивать эффективность проводимых терапевтических и реабилитационных мероприятий.

Апробация результатов исследования произведена на Всероссийской конференции с международным участием «Актуальные проблемы патофизиологии и психофизиологии в клинике» (Санкт-Петербург, 2002 г.), а также на научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологического сопровождения учебного процесса в военно-учебных заведениях» (Санкт-Петербург, 2002 г.) и на межкафедральном заседании в МедА (2004).

Основные положения диссертации опубликованы в 6 печатных работах.

Реализация работы.

Результаты исследований используются в научно-практической деятельности НИЛ Клинической патофизиологии кафедры патологической физиологии Военно-медицинской академии, клиниках академии. Результаты обследования внедрены в учебный процесс на кафедре патологической физиологии ВмедА, используются при оказании помощи больным с ЛМТ в травматологическом пункте Невского района Санкт-Петербурга.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, результатов собственных исследований, обсужде.

ВЫВОДЫ.

1. У лиц, перенесших легкую механическую травму, в раннем посттравматическом периоде наблюдается устойчивое снижение показателей когнитивных функций — кратковременной и оперативной памяти, внимания.

2. В раннем посттравматическом периоде у больных с ЛМТ регистрируется увеличение показателей тревожности и стресса.

3. Отрицательный психоэмоциональный стресс, повышение уровней тревожности являются детерминантой снижения показателей кратковременной и оперативной памяти и внимания в раннем посттравматическом периоде.

4. Умеренный когнитивный дефицит является причиной временной нетрудоспособности представителей умственного труда, перенесших ЛМТ на ранних стадиях реабилитации.

5. Сформированный адаптированный блок методик для исследований когнитивных функций и психоэмоционального состояния у обследуемых позволяет объективно оценить эффективность терапевтических и реабилитационных мероприятий, проводимых пациентам, перенесшим легкую механическую травму, на ранних этапах реабилитации.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В комплекс реабилитационных мероприятий, проводимых пациентам, пострадавших в результате ЛМТ, с учетом наличия в посттравматитском пеоиоле отрицательного психоэмоционального стресса и повышения уровней тревожности, являющихся детерминантой снижения показателей основных когнитивных функций, рекомендуется включать психологическую реабилитацию, с целью восстановления функционального состояния организма, нормализации эмоциональной сферы, достижения оптимального уровня личностной адаптации и профессионально-важных качеств пациента.

2. При коррекции психофизиологических качеств необходимо применять тренинги по развитию необходимых базовых психологических качеств: памяти, внимания и мышления.

3. Для оценки эффективости проводимых мероприятий на всех этапах лечения и реабилитации пострадавших может использоваться адаптивный блок методик, рекомендуемый в данном исследовании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Адаптация и резервы организма. М.: ФиС, 1983.-175 с.
  2. П.С. Микротравмы пальцев и кисти: Автореф. дис. .канд. мед. наук. М., 1994. — 18 с.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания — М.: Наука, 1977.-154 с.
  4. Дж. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002, С. 174−325.
  5. П.К. Избранные труды: Филосовские аспекты теории функциональных систем М.: Наука, 1978. — 400 с.
  6. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. -М.: Медицина, 1975. 447 с.
  7. Э.А. Очерки по физиологии условных рефлексов. М.: Наука, 1970.-359 с.
  8. Р. Человеческая память и процесс обучения. — М.: Наука, 1980. -198 с.
  9. Т.Ф., Асеев В. Г., Бодунов М. В. и др. О целостности индивидуальности и влиянии радиации на активность мозга. // Психол. журн. 1993. — Т. 14, № 2. — С. 25−34.
  10. В.А. Онтологические характеристики перцептивного процесса. // Психологический журнал. 2001. — Т. 22, № 5. — С. 17−28.
  11. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1983. — 277 с.
  12. Ф.Б., Барлас Т. В. Социально-психологи-ческая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах // Журн. Невропат. и психиатрии им. С. С. Корсакова 1994. — Т. 94, N 6 — С. 38−43 .
  13. Ф.Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976. — 186 с.
  14. Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 236 с.
  15. Н.ГТ. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. — Л.: Медицина, 1974. 151 с.
  16. В. Уровни бодрствования и внимания // Экспирементальная психология / Под. Ред. П. Фресс, Ж.Пиаже. М.: 1970. — С. 97−146.
  17. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1979. — С. 5−13.
  18. Т.Д. Некоторые показатели обмена катехоламинов при физиологических и патологических состояниях у детей: Дис.д. мед. наук. М., 1973. — 466 с.
  19. Н.Я. Взаимосвязь индивидуальных различий по параметру непроизвольной — произвольной регуляции с особенностями соотношения сигнальных систем: Автореф. дис.канд. психол. наук. — М.: 1981.-14 с.
  20. С.П. Память как базовая функциональная система в структуре деятельности человека-оператора // Психол. журн. 1981. -Т. 2, № 3. — С. 3−9.
  21. С.П. Память, как процесс переработки информации. -Автореф. дис.канд. психол. наук. Л.: 1976. — 18 с.
  22. И.П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М.: Медпрактика — М. — 2002. -128 с.
  23. И.Е., Коровин А. Е. Некоторые патогенетические механизмы когнитивного дефицита у больных после легкой механической травмы // Клин. Патофизиология. 2003. — № 1. — С. 60−61.
  24. .М. Современная когнитивная психология. М.: Наука, 1982.-322 с.
  25. Вундт В. Основания физиологической психологии. М., 1980.- С. 1875−1879.
  26. JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982−1984.
  27. П.Я., Запорожец A.B. Эльконин Д. В. Проблемы формирования знаний и умений школьника // Вопр. Психологии. 1963. — № 5 — С. 35−38.
  28. Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека: (Психофизиологическое исследование). М.: Педагогика, 1980. — 76 с.
  29. Э.А., Изюмова С. А., Печенков В. В. Параметры вызванных потенциалов и их соотношение с продуктивностью непроизвольной и произвольной памяти // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1977. — Т. 9. — С. 71−80.
  30. Дж. Сила нервной системы, интроверсия-экстраверсия, условные рефлексы и реакция активации // Вопр. Психологии. 1968. — № 3 -С. 18−23.
  31. Т.Н. Психофизиология памяти: Основы психофизиологии- Под ред. Ю. М. Александрова. М., 1997. — 229 с.
  32. В.В. Система кровообращения при легкой механической травме: Автореф. дис. .канд. мед. наук. Л., 1988. — 23 с.
  33. Е.К., Бояринцев В. В., Супрун Т. Ю., Ляшедько П. П. Объективная оценка тяжести травм СПб.: ВМедА, 1999. — 110 с.
  34. В.В. Гормональные сдвиги при травматической болезни. В кн.: Тр. Воен.-мед. акад. — Л., 1979, Т. 203, С. 99−108.
  35. H.H. Психофизиологическая диагностика функционального состояния. Учебник для вузов. М.: Аспект-пресс, 1992. — С. 89 121.
  36. H.H. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. — 373 с.
  37. Дормашев Ю.Б., РомановВ.Я. Психология внимания. М., 1995. -С. 56−63.
  38. H.H. Итоги и перспективы изучения здоровья и населения трудоспособного возраста. Комплексные социально-гигиенические исследования. М., 1987.- 166 с.
  39. JT.B. Память. М., 1949.- 345 с.
  40. П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. — 237 с.
  41. С.А. Виды мнемических способностей и усвоение школьных знаний // Способности и склонности: Комплексные исследования. М.: Педагогика, 1989. — С. 56−83.
  42. В.П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001.-С. 147−152.
  43. .Д. Медицинская психология. JL, 1982. — С. 5667.
  44. Г. Н. Некоторые гуморально-гормональные и барьерные механизмы стресса. — В кн.: Актуальные проблемы стресса. Кишинев: Штиинца, 1976. С. 100−105.
  45. Э.И., Еремеева А. И. Психические состояния. Владивосток, Изд-во ДВГУ, 1990. 215 с.
  46. Р. Память человека. М.: Наука, 1978. — С. 130−139.
  47. Клиническая психология и психофизиология. Учебное пособие. Под ред. Яковлева Г. М. СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2003. — 296 с.
  48. В.Г. Применение психологического теста СМОЛ: Краткое руководство. М.: Фолиум, 1994. — 64 с.
  49. А.Е., Войтенко A.M. Личностная типология пострадавших с легкой механической травмой // Второй Российский конгресс по патофизиологии: Патофизиология органов и систем. Типовые патологические прцессы. М: РГМУ, 2000. — С. 25−26.
  50. В.Г. Оптимизация оказания хирургической помощи легкораненым и легкопострадавшим с повреждениями мягких тканей: Ав-тореф.дис.канд.мед.наук. М., 1993. — 23 с.
  51. А.Э. Роль когнитивных факторов в эмоциональной ассиметрии полушарий головного мозга человека // Журн. высш. нервн. деят. им. Павлова. 1990. — Т. 40, № 4 — С. 611−619.
  52. Э.А., Захарова H.H. Зависимость поздних вызванных корковых потенциалов от комплекса когнитивных факторов // Журн.высш.нервн.деят. 1992. — Т.42, № 3. — С. 478−490.
  53. Г. П. Роль медиаторов синаптической передачи в центральных нейрогуморальных механизмах регуляции функций системы АКТГ-кортикостероиды (Обзор зарубежных исследований). Вестн. АМН СССР, 1977. — № 9. — С. 84−91.
  54. С.П. Состояние системы внешнего дыхания при легкой механической травме: Автореф. дис. .канд. мед. Наук. Л., 1988. — 19 с.
  55. Г. Н. Дизрегуляционная патология. М.: Медицина, 2002. — 96 с.
  56. Г. Н. Общая патофизиология нервной системы. -М.: Медицина, 1997. 352с.
  57. A.A., Маничев С. А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2000. — 560 с.
  58. А.Л., Черноризов A.M. Зрительный анализатор. М., 1987.-С. 34−51.
  59. М.П., Кулганов В. А., Чигирев В. А. Методическое пособие по применению шкалы тревожности Ч.Д.Спилберга. СПб.: Воен. инж.-косм. акад., 1993. — 25 с.
  60. H.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — С. 92−103.
  61. Н.С., Голубева Э. А., Кадыров Б. Р. Динамическая сторона психической активности и активированное&trade- мозга// Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М.: Наука, 1980.-С. 114−134.
  62. А.Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 31−40.
  63. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  64. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. — 316 с.
  65. А.Р. Высшие корковые функции человека. 2-е доп. Изд. -М.: Изд-во МГУ, 1969. 504 с.
  66. А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 88 с.
  67. М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы: Пер. с англ.-Воронеж: НПО «МОДЕК», 1993. 152 с.
  68. Ляудис В Л. Память в процессе развития. М., 1976. — С. 18−23.
  69. Магнитный резонанс в медицине. Под ред. П. А. Ринка. М., 1995.-С. 10−15.
  70. Т.М., Ермолаев О. Ю. Психофизиология.: Учебное пособие.- М.: Изд-во УРАО, 1998. С. 39−43.
  71. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессориым ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988 — 254 с.
  72. П. Физиологическая психология. М.: Мир, 1973. — 647с.
  73. Н.И. Психическая напряжённость. М.: Изд-во МГУ, 1976.-35−41.
  74. У. Познание и реальность. М., 1981. — С. 56−84.
  75. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Паука, 1976. — 374 с.
  76. В.Д., Александрова В. И. Факторный анализ соотношений между количественными показателями ЭЭГ лобной и затылочной области // Физиолог, журн. СССР. 1971. — № 11. — С. 11−13.
  77. Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 167 с.
  78. Дж. Нейроны награды и самостимуляция мозга // Функциональное значение электрических процессов головного мозга. М.: Высшая школа, 1977. — С. 329−346.
  79. Основы психофизиологии. Учебник / Под ред. Ю. И. Александрова. М.: ИНФРА-М, 1997. — 432 с.
  80. B.C. Оценка характера и динамики травматизма. // Сов. здравоохр. 1983. — № 6. — С. 23−25.
  81. И.М. О соотношении дифференциации и интеграции в психофизиологии индивидуальных отличий. // Вопросы дифференциальной психофизиологии в связи с генетикой. — Пермь, 1976. С. 14−21.
  82. С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. СПб.: А.В.К., 2002.-384 с.
  83. Я.И. О структуре памяти как психической функции. // Вопр. Психологии. 1970. — № 2. — С. 132−136.
  84. A.B., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь. М.: Изд-во полит, лит. — 1990. — 368 с.
  85. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие / Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. -СПб.: Питер, 2000. 560 с.
  86. В.М. Дифференциальная психофизиология: Основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека. // Пси-хол. журн. 1980. — Т.1, № 2. — С. 61−76.
  87. В.М., Котов Л. Н. К вопросу о нейрофизиологическом содержании свойства лабильности нервной системы. // Вопр. Психологии. 1980.-№ 27.-С. 150−154.
  88. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз., 1960. — 259 с.
  89. Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1 979 124 с.
  90. А.Е. Современное состояние исследований когнитивных процессов. // Психологический журнал. — 2002. Т.23, № 2. — С. 19−35.
  91. И.М., Павлов И. П., Введенский Н. Е. Физиология нервной системы. М.: Медгиз., 1952. — 578 с.
  92. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. — 215 с.
  93. Симонов П. В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. — 237 с.
  94. A.A. Проблемы психологии памяти. — М.: Просвещение, 1966.-329 с.
  95. A.A., Истомина З. М., Мальцева К. П., Самохвалова В. И. Формирование приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста и младших школьников. // Вопр. Психологии. 1969. — № 5. — С. 90−100.
  96. Соколов Е. Н Проблема гештальта в нейробиологии // Журн.высш.нервн.деят. 1996. — Т.46., № 2 — С. 229−240.
  97. Е.Н. Теоретическая психофизиология. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 108 с.
  98. Соколов Е. Н. Перцептивный, мнемический и семантический уровни субъективного отображения // Журн. высш. нервн. деят. 1993. -Т.43., № 2. — С. 228−231.
  99. Соколов Е. Н. Принцип векторного кодирования в психофизиологии // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. — № 4. — С. 3−13.
  100. Р. Когнитивная психология. С-Пб.: Питер, 2002. — С. 97−221.
  101. Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975. — С. 35−39.
  102. Я. Роль темперамента в психическом развития. М.: Прогресс, 1982. — 367 с.
  103. СуворовН.Ф., Таиров О. П. Психологические механизмы избирательного внимания. Л.: Наука, 1985. — 287 с.
  104. К.В. Общая теория функциональных систем. — М.: Медицина, 1984. 233 с.
  105. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса // Механизмы развития сресса. Кишинев, 1987. — С. 52−79.
  106. Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001. — 237 с.
  107. .М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985. -С. 45−49.
  108. В.И., Филимоненко Ю. И. К вопросу о валидности цветовой методики М. Люшера // Психологические проблемы индивидуальности. -Вып. 3. Л >1., 1985. — С. 60−71.
  109. И.В. Преобладающий тип ориентировочной активности и некоторые характеристики индивидуальности.: Дис. .канд. психол. наук. М., 1988. — 45 с.
  110. И.В. Способности и когнитивный стиль. // Способности и склонности: Комплексные исследования. М.: Педагогика, 1990. — С. 84−102.
  111. P.C. Сила нервной системы как фактор произвольного запоминания.: Дис. .канд. психол. наук. М., 1972. — 105 с.
  112. Узбеков М.Г., Мисионжик Э. Ю., Маринчева Г. С.ДСрасов В. А. Вопросы обмена биогенных аминов у детей с гиперкинетическом синдромом // Российский психиатрический журнал. 1998. — № 6. — С. 39−43.
  113. Н.С. Типологические различия проявлений психического напряжения в зависимости от силы возбудительного процесса // Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1968. — С. 182−194.
  114. A.A. Учение о парабиозе. М.: Изд-во Ком. Акад., 1927.-170 с.
  115. Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Л.: Лен-НИИ фи-зич. культуры, 1976. — 65 с.
  116. Ю.А. и др. Магнитные поля биологических объектов. -М., 1987.-С. 5−10.
  117. Е.Д. Нейропсихология. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 288с.
  118. Д.П., Смородина И. П. Катехоламины крови и мозга в условиях эмоционального напряжения // Влияние факторов внешней среды. Труды Ленингр. санитарно-гигиенич. Мединститута. — Л., 1982. — Т. 145.-С. 77−79.
  119. В.Н. Поведенческие и вегетативные компоненты нарушений гомеостаза при легких механических травмах: Автореф. дис.канд. мед. наук. Л., 1985. — 24 с.
  120. Е.М. Психологический стресс. М.: Академия, 1996.-96 с.
  121. Н.И. Исследования связи познавательной активности и памяти в советской и зарубежной психологии. // Познавательная активность в системе процессов памяти. М.: Педагогика, 1983. — С. 7−24.
  122. П.Д., Бородкин Ю. С. Нарушения памяти и их коррекция. JL: Наука, 1989. — 127 с.
  123. В.Ю., Войтенко A.M., Черепанов В. Д., Орлова Е. М., Коровин А. Е., Афанасьева JI.M. Личностная типология и психологическая поддержка больных с легкой механической травмой // Клинич. мед. и патофизиология. -2000. № 1. — С. 48−54.
  124. Ю.Н., Балихина В. И., Горлов Ю. С., Цыган В. Н. Патофизиологические особенности легкой механической травмы // Воен.-мед. журн. 1985. — № 3. — С. 30−34.
  125. Ю.Н., Шамаев А. Ф., Александров В. Н., Балихина В. И., Грызунов В. В., Цыган В. Н., Кропотов С. П. Патофизиология и принципы лечен легкой механической травмы (ранения) // Патофизиология экстремальных состояний. СПб.: Б и, 1993. — С.27−31.
  126. Ю.Н., Шанин В. Ю., Коровин А. Е. Роль личностной типологии в патогенезе расстройств внутрицентральных отношений у пострадавших с лёгкой механической травмой // Int. J. Immunorehabilitation. -2000.-Vol. 2.-№ 2.-P. 84.
  127. Ю.Н., Шанин В. Ю., Шамаев А. Ф., Александров В. Н., Балихина В. И., Грызунов В. В., Кропотов С. П., Цыган В. Н. Патофизиология и принципы лечения небоевой легкой механической травмы // Мед. реабилитация раненых. 1999. — № 1.- С. 53−59.
  128. Шляхта Н. Ф. Реакция перестройки мозговой ритмики и фоновая биоэлектрическая активность мозга у близнецов-подростков // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М.: Педагогика, 1977. — Т.9. -С. 219−231.
  129. В.И., Лытаев С. А. Физиология психической деятельности человека. Учебное пособие по психофизиологии / Под редакцией А. Крылова. СПб.: Изд-во ДЕАН, 1999. — 128 с.
  130. В.И., Григорьев С. Г. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований. ВмедА, 2002. — 266 с.
  131. Г. М., Новиков B.C., Хавинсон В. Х. Резистентность. Стресс. Регуляция. Л.: Наука, 1990. — 238 с.
  132. Ali J., Cohen R., Adam R. et al. Attrition of cognitive and trauma management // J. Trauma. 1996. — Vol. 40, N 6. — P. 860−867.
  133. Allport D.A. On knowing the meaning of words we are unable to report // Attention and performance. Hillsdale. 1977. — P. 56−59.
  134. Antonovsky A. Unraveling the Mystery of health: How people manage stress and stay well. San Francisco, Jossly Bass, 1987. — 56 p.
  135. Atkinson R.L., Atkinson R.S., Smith E., Hilgart E.R. Introduction to Psychology Yarcourt Brace Yovanovich Int. Ed. 1978. — 744 p.
  136. Behrens F.F., Sabharwal S. Deformity correction and reconstructive procedures using percutaneous techniques // Clin Orthop. 2000. — Vol. 375. -P. 133−139.
  137. Birnbaum C. Stress proteins: the role in the normal central nervous system and diseases states, especially multiple sclerosis // Springes Semin, Im-munopathol. 1995. — Vol. 17, N 1. — P. 107−118.
  138. Champion H.R. Assesing the severity of trauma. 1989. — P. 201 208
  139. Christal R.E.Factor analytic stady of visual memory // Psychol. Monogr. 1958. — Vol. 7, N 3. — P. 135−141.
  140. Cofer Ch.N., AppleyM.H. Motiwacja: Teoria badania. Warszawa, 1972.-205 p.
  141. Farouk O., Krettek C., Miclau T. et al. Minimally invasive plate osteosynthesis: does percutaneous plating disrupt femoral blood supply less than the traditional technique // J.Ortho. Trauma. 1999. — Vol. 13, N. 6. — P. 401 406.
  142. Gray J.A. Neuropsychology of anxiety. // J. Psychol. 1978. — Vol. 69, N2.-P. 417−421.
  143. Hoffman.I. Representation of concepts and classification of objects // Klix F., Hoffman I. Cognitive research in psychology- Recent ap-proachts, designs and results.B.- VEB. P.72−89.
  144. Kowal-Vern A., Sharp-Pucci M.M., Walenga J.M. Trauma and thermal injuri: comparison of hemostatic and cytokine changes in the acute phase of injuri // Trauma. 1998. — Vol. 44, N 2. — P. 325−329.
  145. Lazarus R. S. From psychological stress to the emotions: A history of changing outlook. // Ann.Rev. Psychol. 1993. — Vol. 44, N 4. — P. 1−21.
  146. Mackay Gm. Mechanisms of injury in road traffic accidents. — New-York: Wiley. 1989. — 135 p.
  147. MacLean P.D. Avolutionary approach to the investigation of psy-choneuroendocrine functions. — 1973. p. 379−389.
  148. Malus M. Towards a separate adolescent medicine // Brit.med.J. -1992. Vol. 305, N 6857. — P. 789−799.
  149. McCracken J.T. A two-part model of stimulant action on attention-deficit hyperactivity disorder in children // J. Neuropsychiatry Clin Neurosci. -1991.-№ 3.-P. 207−215.
  150. Moore C. Theories of mind in fansy // British J. of developmental psychological. 1996. — Vol. 14. — P. 19−40.
  151. Moore F.D. Metabolie care of the surgical patient. — Philadelphia- London: WB. Saunders CO. 1959. — 1011 p.
  152. Moskowitz M.A., Wurtman R.J. Catecholamines and neurologic diseases // New England J. Medicine. 1975. — Vol. 293. — P. 270−286.
  153. Muller C.A., Baumgard F., Wahl D. et al. Technical innovation in medullary reaming: reamer desing and intramedulary pressure increase // Trauma. 2000. — Vol. 49, N 3. — P. 440−445.
  154. Naatanen R. Attention and brain function. Hillsdate. N.Y. 1992. — P. 113−115.
  155. Neisser U. Cognitive psychology. N.Y. 1967. — P. 23−34.
  156. Norman D.A. Twelve issue for cognitive. Perspective on cognitive science. Norwood: Hillsdall. 1981. — P. 145−167.
  157. O’Reilly I.P., Haddad C.C. Chronic hypoxia in vivo renders neocor-tical neurons more vulnerable to subsequent acute hypoxie stress // Brain Res. — 1996. Vol. 711, N 1/5. — P. 203−210.
  158. Ornitz E.M., Gabician P., Russel A.T. Affective valense arousal in attention deficit hyperactivity disorder and normal boys during a startle habituta-tion experiment // J.Am.Acad/Child Adolesc. Psychiatry. 1994. -Vol. 36, № 12. —P. 1684−1701.
  159. Piaget J., Inhelder B. Memoire et intelligence. P.- U.U.F. 1968. -P. 23−28.
  160. Pitman R.K., Shalev A.Y., Orr S.P., Post-traumatic stress disorder: emotions, conditioning and memory. // The Cognitive Neurosciences. Cambrige, MA MIT Press. 1999. — P. 32−37.
  161. Pliszka S.R., Maas J.W. Urinary catecholamines in attention-deficit hyperactivity disorder with and without comorbit anxiete.// J.Am.Acad.Child Adolesc. Psychiatry. 1994. — Vol. 33. — P. 1164−1173.
  162. Puentl A.E. Handbook of Neuropsychological. Assesment and Bi-opsychosocial Perspective. New York London. — 1992. — P. 77−95.
  163. Reister G., TressW., Schepank H., Manz R. The epidemiology of psychogenic disorders and consequences for prevention // Psychother. Psycho-som. 1989. — Vol. 52, N 3. — P. 10−20.
  164. Singh S., Harkema J. M., Mayberry A.J. Severe depression in patients following trauma // J. Trauma. 1994. — Vol. 36, N 6. — P. 803−810.
  165. Sperling G. The information available in brieb visual presentations // Psychol. Monogr. 1960. — Vol. 74. — P. 13−18.
  166. Szymusiak R. Magnocellulular nuclei of the basal forebrain: substrates of sleep and arousal regulacion // Sleep. 1995. — Vol. 18. — P. 478−500.
  167. Thelen E. Croundedi the world: Developmental origins of the embodies mind // Infancy. 2000. — Vol. 6, № 1. — P. 3−28
  168. Thelen E. Smith L.A. A dynamic systems approach to the development of perception and action. Cambridge, MA: MIT Pres. 1994. — 55 p.
  169. Were P.F. Contingent negative variation: relation to personality, and modification by stimulation and sedation // The biological bases of personality and behaviour / Eds. J. Strelay, F. Farley, A. Gale. 1985. -Vol. 2 — P. 7790.
Заполнить форму текущей работой