Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Современная информационная политика государства: мировой опыт и российская практика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Авдулов А. Н. Кулькин A.M. Контуры информационного общества. М.: ИНИОН РАН, 2005; Алексунин В. А., Родигина З. В. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете. М.: Дашков и К., 2007; Барроу К. Курс выживания интернет-компании. М.: Альпина, 2001; Буренина Т. В. Маркетинг на базе интернет-технологий. М.: Благовест-В, 2005; Вулкан В. Электронная коммерция. М.: Интернет-трейдинг, 2003; Йордон В… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Постиндустриальное общество как объект информационной политики
    • 1. 1. Институциональная обусловленность информационного развития общества
    • 1. 2. Современные социально-политические трансформацией — катализатор генезиса информационной политики
    • 1. 3. Политическая роль современного информационного пространства
  • Глава 2. Теоретико-методологические основы информационно! политики в постиндустриальном обществе
    • 2. 1. Сущность и основные функции информационной политики
    • 2. 2. Структура, содержание и базовые институты информационной политики
  • Глава 3. Основное содержание информационной политики «современном государстве
    • 3. 1. Специфика государственной информационной политюси е европейских странах и США
    • 3. 2. Практика реализации концепции электронного государства в обществе сетевого типа
    • 3. 3. Связи с общественностью как средство и институт информационной политики
    • 3. 4. Использование информационных технологий в информационной политике государства
  • Глава 4. Перспективные направления оптимизации государственной информационной политики в Российской Федерации
    • 4. 1. Основные направления и перспективы формирования коммуникативной компетентности современной российской политической элиты и органов государственной власти
    • 4. 2. Механизм формирования и реализации государственной информационной политики в Российской Федерации
    • 4. 3. Моделирование отечественной государственной информационной политики

Современная информационная политика государства: мировой опыт и российская практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность обращения автора к анализу информационно-политической проблематики вызвана рядом обстоятельств:

1. Стало банальностью, что во многих современных социумах мира произошли кардинальные изменения в области информационных технологий, совершился качественный скачок в производстве, хранении, накоплении, переработке и передаче информации. Но на практике это означает, что информационное пространство как объективно, так и субъективно используется для-реализации общественных и политических целей, влияет на политику, ускоряя процесс принятия-социально значимых решений и во многом трансформируя' политический процесс. Фактически в современных информационных социумах постоянно ускоряются процессы, принятия политических решений, повышается транспарентность функционирования: власти, граждан получают больше возможностей участвовать в управлении обществом.

2. Информационная сфера все в большей степени становится системообразующим фактором жизни социума, а Интернет все активнее: влияет на состояние политической, экономической, социальной и других сфер общественной жизни. При этом во всех ее сферах появляется и расширяется виртуальный сегмент, в который включаются все больше и больше людей, органов и институтов. Вместе с тем в различных государственных институтах и органах власти пока не сформировались, корпоративные сети, подобные Интернету (хотя в бизнес-структурах такие. сети созданы и успешно функционируют) — Сетевой принцип управления пока не стал основой формирования и реализации государственной политики в современной Российской Федерации.

3. На рубеже тысячелетий в современных государствах в значительной степени изменилась, структурная доминанта сферы и средств массовой информации. В конце 80-х, — начале 90-х годов XX века мир масс-медиа представляла, прежде всего, печать — газеты и журналы. В настоящее же время наиболее содержательно и функционально разносторонним средством взаимодействия и распространения информации является Интернет и другие информационные технологии (мобильная связь). Но и эти информационные средства могут очень быстро устареть. Прогнозируется, что развитие беспроводных сетей стандарта 802.11 и технологии УоюеОуегГР в' ближайшие 10−20 лет приведет к окончательной интеграции традиционных коммуникативных, каналов и Интернета-, создав1 глобальную информационнуюсреду, удовлетворяющую критерию «любая информация в любом месте в любое время».

4. Отечественная политическая элита-и руководство^ российского государства стремятся быть адекватными складывающимся реалиям информационного общества. В. начале третьего тысячелетия в нашей стране была принята и реализовывалась федеральная целевая программа «Электронная Россия», многие государственные услуги переводятся в электронный вариант, была. осуществлена компьютеризация" юинтернетизация ¦ средних ивысших учебных заведений' ит.д. На^федеральномгуровне Внастоящее время^ создан: пре-. зидентский Совет при Президенте РФ по развитию’информационного общества в" РоссийскойФедерации-. подготовленпроект долгосрочной федеральной целевой программы «Информационное общество- (2011;2018 годы)». В то же время многие политики, ученыеи эксперты отмечают отсутствие системного подхода^ в действиях всех ветвей и органов государственной и муниципальной власти. «.

5. На сегодняшний момент информационная политика российского государства законодательно не оформлена и носит во многом фрагментарный и ситуативный характер. Сама дефиниция «информационная политика» разработана недостаточно глубоко, что отмечается? многими учеными йэкспертами.: В: связи с: этим в, нашей стране продолжается поиск эффективных путей, способов и механизмов реализации отечественных национальных и политических интересов в информационном пространстве. Одновременно в федеральных и региональных органах государственной власти продолжается поиск места и роли информационного пространства в политике. Но пока Интернет, средства массовой информации и пиар-структуры являются скорее своего рода «информационной витриной» деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

6. В ряде государств мира к началу XXI столетия уже был накоплен' немалый" опыт функционирования власти в условиях постиндустриального/, информационного' общества: Государственные органы этихстран активно формируют специализированные институты (например, электронное, правительство,. пресс-службы), используют возможности сетевого бизнеса и оказывают все большее количество услуг через инфррмационные сети. Данная ¦ тенденция осознана отечественной политической элитой и руководством российского государства, но пока медленно реализуетсягосударственным аппаратом в Российской Федерации. Причиной этого является сложившееся в настоящеевремя достаточно негативное отношение российского государственного аппарата к любому зарубежному опыту, в т. ч. и к опыту формирования и реализации информационной политики.. V.

7. В настоящее, время все сильнее-обостряется конкуренция между/различным исоциально-политическими акторами в информационном простран-' стве:.Результатом конкуренцйи-между государствами и негосударственными структурами стало неизбежное перемещение политики из социальной реальности в информационное пространство, что, в свою очередь, способствует постоянному возрастанию политической роли СМИ и институтов по связям с общественностью. Одновременно всё: острее обозначилась проблема соперничества не только реальных государств и социумов, сколько их образов, имиджей, брендов. При этом события августа 2008 года (вооруженный конфликт между Россией и Грузией), случаи с судном «Арктик Си» убеждают в том, что давно назрела необходимость формирования эффективных институтов в целях улучшения имиджа нашего государства.

Степень научной разработанности проблемы.

Первая группа научных источников, изученных автором, связана социальными перспективами развития нового информационного общества. Среди ведущих зарубежных специалистов рассмотрены труды Д. Белла, Л. Бриллю-эна, И. Валлерстайна, Н. Винера, Э. Гидценса, Дж. Гэлбрейта, П. Дракера, Э. Дюркгейма, М. Кастельса, П.-Ф. Лазарсфельда, Г.-Д. Лассуэл ла, Г. Лебона, Э. Люттвака, А.-Х. Маслоу, Дж. Несбитта, Э. Тоффлера, Л. Туроу, А. Этцио-ни, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, Й. Хейзинга, У. Штанке1 и др. Определенный вклад в развитие представлений об информационной стадии общественного развития внесли отечественные ученые, среди которых наиболее значимых результатов в советский и постсоветский период достигли В. Г. Афанасьев, В. И. Вернадский, Л. Н. Гумилев, B.C. Егоров, А. П. Ершов, И. А. Ильин, H.H. Моисеев, А. И. Ракитов, Ю. А. Нисневич, В. Ф. Ницевич, Г. Л. Смолян, Г. Г. Почепцов, А. Д. Урсул, В. Н. Цыгичко, Д. С. Черешкин, И. И. Юзвишин и другие исследователи. Их работы посвящены проблемам ста.

1 Тоффлер Э. Метаморфозы власти / Пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2003; Bell D. The Coming of Post — Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. New York: Harper/Collins, 1996; Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Maiden (Mac) — Oxford (UK): Blackwell Publ. Vol. 1: The Rise of the Network Society, 1996; Vol. 2: The Power of Identity, 1997; Vol. 3: End of Millennium, 1998; Drucker P.F. Managing Challenges for the 21st Century. New York, 1999. Fukuyama F. The Great Disruption: Human Nature and the Reconstitution of Social Order. New York, 1999; Etzioni A. The End of Privacy. New York, 1999; Galbraith J.K. The Good Society: The Human Agenda. BostonNew York, 1996; Huntington S. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. Luttwak E. Turbo-Capitalism: Winners and Losers in the Global Economy. London, 1998; Naisbitt J. Global Paradox. New York, 1995; New York, 1996; Thurow L. С The Future of Capitalism. London, 1996; Toffler A., Toffler H. Creating a New Civilization. Atlanta, 1995; Touralne A. The Post-Industrial Society. New York, 1974; Wallerstein I. Utopistics, or Historical Choices of the Twenty First Century. New York, 1998 и др.

2 Афанасьев В. Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994; Ершов А. Е. О предмете информатики // Вестник АН СССР. 1984. № 2- Информационные вызовы национальной и международной безопасности / Под общ. ред. А. В. Федорова, В. Н. Цыгичко. М.: ПИР-Центр, 2001; Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999; Моисеев Н. Н. Информационное общество как этап новейшей истории. // Свободная мысль. 1996. № 1- Нисневич Ю. А. Информационная политика России: проблемы и перспективы. М., 1998; Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М.: Рефл-букКиев: Ваклер, 1999; Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. № 4- Урсул А. Д. Инновления и развития информационного общества и информационной цивилизации.

Среди современных отечественных авторов наиболее обстоятельно информационно-политическую проблематику и полито-коммуникационные аспекты власти в современном обществе исследовали А. Н. Аверин, М. С. Вершинин, Б. А. Грушин, Э. Д. Дагбаев, Е. Г. Дьякова, Т. С. Илларионова, Е.В. Ка-расева, В. З. Коган, В. И. Кравченко, Г. С. Мельник, И. В. Мелюхин, Т. В. Шумейко, Ю. А. Твирова, О. В. Титоренко, А. Д. Урсул, И. П. Цапенко, А. В. Шевченко 1 и ряд других. В научных трудах М. С. Вершинина, Э.А. Га-лумова, E.H. Голубковой, В. П. Конецкой, Г. Г. Почепцова, А. И. Соловьева также рассмотрены различные аспекты социальных коммуникаций, предложены достаточно новые методологические подходы их анализа.

Значение Интернета для общества и для политики проанализировано во формация. Методологические аспекты. М.: Наука, 1997; Юзвишин И. И. Информациолоi гия или закономерности информационных процессов и технологий в микро-макромирах.

Вселенной. М., 1996 и др.

1 Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе: Научное издание. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001; Дагбаев Э. Д Трансформация российских средств массовой информации в политической коммуникации: Дис.. докт. социол. наук СПб., 2002; Дьякова Е. Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу // Полит, исслед. 2003. № 3- Дьякова Е. Г. Роль гражданских институтов в построении информационного общества // Сети и системы связи. 2006. № 8- Карасева Е. В. Информационная политика органов исполнительной власти современного мегаполиса: особенности ее формирования и реализации (на примере деятельности г. Москвы): Дис.. канд. полит, наук. М., 2004; Кравченко В. И. Власть и коммуникация в информационном обществе: проблемы теории и методологии: Дис.. докт. полит, наук. СПб., 2004; Мельник Г. С. Массовая коммуникация как фактор политического влияния: Дис.. докт. полит, наук. СПб., 1998; Мелюхин И. В. В фокусе информационное общество и государство // www.medialaw.ruТвирова Ю. А. Политическая коммуникация как фактор трансформации политической системы современной России: Дис.. канд. полит. наук. Орел, 2003; Титоренко О. В. Становление современного информационного пространства российской региональной политики: Дис.. канд. полит, наук. Саратов, 2003; Шевченко A.B. Информационная устойчивость политической системы постиндустриального общества: Дис. докт. полит, наук. М, 2006 и др.

2 Вершинин М С. Политическмя коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001; Галумов Э. А. Основы PR. М.: Летопись XXI, 2004; Голубкова E.H. Маркетинговые коммуникации. М., 2000; Конецкая В. П. Социология коммуникаций. М., 1997; Политические коммуникации / Под ред А. И. Соловьева. М.: Аспект Пресс, 2004; Почепцов Г. Г. Теория коммуникации М.: Рефл-бук, 2001; Цапенко И. П. Информационно-коммуникационная инфраструктура. М.: Информационное общество, 2006. Вып. 2−3 и др. многих современных работах. На сегодняшний момент таких работ появляется все больше и больше: исследования проводятся в широком спектре науки, от естественно-технического до социально-гуманитарного. Среди исследований такого рода выделены выполненные в контексте «политика-Интернет» труды В. В. Иванова, Е. Ю. Журавлевой, О. Н. Забузова, К. Н. Кеннета, C.JI. Липатова, C.B. Малахова, И. А. Пенькова, Д. Н. Пескова, Ю.Г. Са-востицкого, С. Г. Туронка, A.B. Чугунова, А.Н. Шеремета1.

Информационная политика как механизм регулирования информационных процессов и отношений рассматриваются в трудах В. А. Анниковой, В. О. Богомолова, О. Н. Забузова, Е. П. Прохорова, Е. В. Карасёвой, А. Г. Киселева, С. С. Комиссарова, C.B. Коновченко, Ю. А. Нисневича, В. Ф. Ницевича, 2.

Д.П. Прудникова. В большинстве этих работ осуществлена достаточно пло.

1 Журавлева Е. Ю. Глобальная информационная компьютерная сеть Интернет: проблемы становления и развития (социально-философский анализ): Дис.. канд. филос. наук. Вологда, 2002; Забузов О. Н. Интернет как средство реализации военно-информационной политики российского государства: Дис.. канд. полит, наук. М., 2008; Иванов В. Об особенностях реализации функции социального управления в Интернете (на примере сайта http://www.e-government.ru) // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. М.: Гендальф, 2002; Кеннет К. Н. Кто будет контролировать Интернет // Россия в глобальной политике. 2006. № 1- Липатова C. J1. Защита конституционных прав человека на честь и достоинство от посягательств в компьютерной сети «Интернет»: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2007; Малахов C.B. Гражданско-правовое регулирование отношений в глобальной компьютерной сети Интернет: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2001; Пеньков И. А. Обеспечение информационной безопасности российской федерации в глобальной сети Интернет (политологический анализ): Дис.. канд. полит, наук. М., 2005; Песков Д. Н. Интернет в мировой политике и международных отношениях // www.netpolitics.ruПесков Д. Н. Интернет как политический институт в России // www.isn.ruПутилова Е. А. Интернет как фактор формирования информационного общества: Дис.. канд. социол. наук. Тюмень, 2004; Савостицкий Ю. Г. История Интернета в России. Информационное общество. М., 2000; Туронок С. Г. Интернет в политике. М., 2003; Чугунов A.B. Политика и Интернет: политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий: Дис.. канд. полит, наук. СПб., 2000; Шеремет А. Н. Интернет как средство массовой коммуникации (социологический анализ): Дис.. канд. социол. наук. Екатеринбург, 2003 и др.

2 Анникова В. А. Информационная политика в системе властных отношений: региональный аспект: Дис.. канд. полит, наук. М., 2001; Богомолов В. О. Проблемы выработки и реализации информационной политики в современной России: Дис.. канд. полит, наук. М., 1996; Информационная политика в аналитическом обеспечении законодательной деятельности // www.duma.gov.ruКарасёва Е. В. Информационная политика органов исполнительной власти современного мегаполиса: особенности ее формирования и реализации (на примере деятельности Москвы): Дис.. канд. полит, наук. М., 2004; Комисаров С. С. дотворная попытка сформулировать свой собственный взгляд на сущность и социальные функции информационной политики.

В последние годы вышло немало научных трудов, специально посвященных анализу института связи с общественностью. Среди них отметим труды И. В. Алёшиной, Н. Ю. Балакиревой, A.A. Белова, Э. Бернейза, Е. В. Блажнова, С. Блэка, О. В. Безгодовой, Дж. Брума, С. А. Варакуты, Е. Грюнин-га, Э. Б. Жарниковой, А. Б. Зверинцева, Д. И. Игнатьева, С. Катлипа, И'.А. Колотой, В. Г. Королько, В. А. Моисеева, Ф. Сейтела, О. Ю. Станововой, Н. Стоуна, Г. Л. Тульчинского, Т. Ханта, А. Н. Чумикова, М. А. Шишкиной и др.1.

Отдельным блоком в рамках исследования были изучены научные труды, в которых специально рассмотрены проблемы генезиса и развития электронного государства и электронного правительства. Среди них были изучены исследования А. Н. Авдулова, В. А. Алексунина, К. Барроу, Б. Берковича, о.

Т.А. Бурениной, Н. Вулкан, М. М. Вирина, В. Иордона, В. Ж. Келле, Н. Кер-стинга, М. Китсинга, O.A. Кобелева, М. В. Кузнецова, А. Н. Кулика, A.M.

Государственная информационная политика в условиях реформирования российского общества: Дис.. канд полит, наук. М., 1998; Коновченко C.B., Киселев А. Г. Информационная политика в России: Монография. М.: РАГС, 2004; Кочетков A.A. Информационная политика НАТО: концепция и реализация: Дис.. канд. полит, наук. М., 2003; Нисневич Ю. А. Информационная политика России: проблемы и перспективы: Монография. М., 1999; Ницевич В. Ф. Императивы и приоритеты военно-информационной политики: Монография. М.: ВУ, 2001; Прудников Д. П. Государственная информационная политика Российской Федерации в области обороны: Дис.. канд. полит, наук. М., 2008 и др.

1 Алёшина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров. М., 2002; Безгодова О. В. «Паблик Ри-лейшенз» в системе политического управления современной России: тенденции развития: Дис.. канд. полит, наук. М., 1997; Белов A.A. Теория и практика связей с общественностью. СПб., 2005; Блажнов Е. А. Паблик рилейшнз: Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. М., 1994; Варакута С. А. Связи с общественностью. М., 2004; Жарникова Э. Б. Совершенствование деятельности слжб по связям с общественностью региональных органов власти Российской Федерации в процессе выработки политико-административных решений: Дис.. канд. полит, наук. М., 2001; Колотий И. А. Становление служб по связям с общественностью органов федеральной власти России: проблемы институционализации и повышения эффективности: Дис.. канд. полит, наук. М., 2004; Моисеев В. А. Паблик рилейшнз: Теория и практика. М., 2001; Сидельник Э. А. Институализация Паблик Рилейшенз в современном российском обществе: канд. социол. наук. Таганрог, 2007;Становова О. Ю. Социальные функции служб по связям с общественностью органов государственной власти: Дис.. канд. социол. наук. М., 2006; Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб., 2002 и др.

Кулькина, В. А. Лисичкина, К. Макната, Р. Миллера, Б. З. Мильнера, В. Ми-хал ски, И. В. Павлова, З. В. Родигиной, В. Н. Садовского, В. И. Сарафанова, Л. В. Сморгунова, Дж.Е. Фонтэйна, Ц. Чжана, Ю. Шибалова, В. Яковец1. В большинстве научных трудов этих и многих других авторов рассматриваются проблемы становления информационного общества и трансформации власти, современные проблемы и противоречия электронного государства, электронного правительства и электронной демократии, перевода процесса выборов власти в Интернет и т. д.

При этом диссертантом обращено внимание на наличие теоретических пробелов в определении дефиниции «информационная политика», ее институциональной структуры, а также механизмов ее формирования и реализации. Фактически в отечественных научных изысканиях не удалось соединить достаточно глубокий теоретический анализ с практической политикой государства, предложить целостную концепцию и модель развития государственной информационной политики. Также полагаем, что в отечественном научном дискурсе недостаточно четко описана ведущая роль политической элиты в формировании и реализации в нашей стране информационной политики. Исходя из этого, диссертантом были сформулированы объект, предмет, цели, задачи и гипотеза научного исследования.

1 Авдулов А. Н. Кулькин A.M. Контуры информационного общества. М.: ИНИОН РАН, 2005; Алексунин В. А., Родигина З. В. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете. М.: Дашков и К., 2007; Барроу К. Курс выживания интернет-компании. М.: Альпина, 2001; Буренина Т. В. Маркетинг на базе интернет-технологий. М.: Благовест-В, 2005; Вулкан В. Электронная коммерция. М.: Интернет-трейдинг, 2003; Йордон В. Управление сложными Интернет-проектами. М.: Лори, 2002; Келле В. Ж. Инновационная система России. М.: УРСС, 2003; Кобелев O.A. Электронная коммерция. М.: Дашков и К., 2006; Кузнецов М. В. Методология управления в информационном обществе: Системное обозрение. М.: ИНИОН РАН, 2005; Лисичкин В. А., Вирин М. М. Формирование информационного общества: Проблемы и перспективы: Монография. М.: ИСПИ РАН, 2008; Мильнер Б. З. Экономика знания. М.: Наука, 2007; Современные информационные технологии и общество: Реф. сб. / Авт.-сост. А. Н. Авдулов. М.: ИНИОН РАН, 2002; Сарафанов В. И. Инофрматизаия исте-мы государственного управления России: Монография. М.: ИНИОН РАН, 2006; Электронное государство и демократия в начале XXI века / Ред.-сост. А. Н. Кулик, Л.В. Смор-гунов. М.: ИНИОН РАН, 2007. № 4- Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004. г.

Объект исследования — информационная политика современного государства.

Предмет исследования — национально-государственные особенности информационной политики в современном мире и ее оптимизация в российской практике.

Цель исследования состоит в решении крупной научной проблемы состоящей в выявлении истоков, сущности, содержания и особенностей информационной политики современных государств и обосновании применения зарубежного опыта к совершенствованию информационной политики российского государства.

Задачи диссертационного исследования:

— сформулировать и обосновать институциональную обусловленность информационного развития общества;

— рассмотреть современные социально-политические трансформации в качестве катализатора генезиса информационной политики;

— осмыслить политическую роль информационного пространства в современном обществе и государственной политике;

— уточнить основные функции и структуру государственной информационной политики в современном обществе и государстве;

— выработать авторское видение содержания и базовых институтов информационной политики;

— систематизировать и осмыслить мировой опыт формирования и реализации государственной информационной политики;

— проанализировать практику реализации концепции электронного государства в обществе сетевого типа;

— рассмотреть связи с общественностью как средство и институт информационной политики;

— проанализировать эффективность использования информационных технологий в государственной информационной политике Российской Федерации;

— сформулировать и раскрыть основные направления и перспективы формирования коммуникативной компетентности современной российской политической элиты и органов государственной власти;

— предложить механизм формирования и реализации государственной информационной политики в Российской Федерации;

— в авторском варианте выработать оптимальный вариант моделирования, отечественной государственной информационной политики.

Диссертантом' предложена научная гипотеза. Ее суть заключается в предположении о том, что обеспечить социально-политическое развитие нашей страны в. XXI столетии и-занятие Россией достойного места на международной арене будет крайне сложно без качественно иной политики. Принципиально новое качество российской политике могут придать активное' использование всеми акторами информационного пространства, вовлечение в дела государства иобщества всех социально-политических субъектов, гражданского общества и граждан, расширение в нашей стране негосударственного пространства. Чтобы" добиться этой цели, экспертному сообществу и гражданскому обществуещепредстоит выработать программу развития' государственной информационной политики, а затем предложить политической элите и органам власти оптимальную работоспособную модель этой политики.

• Теоретическую основу диссертации' составили работы отечественных и зарубежных исследователей — политологов, философов, социологов, правоведов, а также материалы дискуссий, международных и отечественных научно-практических конференций, теоретические труды, авторефераты диссертаций и диссертации, реферативные сборники, статьи в научных журналах и публицистические статьи, материалы многочисленных сайтов Интернета (текущие материалы аналитических, информационных, социологических, новостных сайтов и официальных сайтов органов государственной власти.) Исследование опирается на положения, выводы и категориальный аппарат политологии, философии, юриспруденции, социологии, информатики. Особое внимание в работе уделено научному анализу соответствующих положений международного и российского законодательства в информационной области.

Методологическая основа рассмотрения проблем диссертации базируется на методах системного, структурно-функционального и институционального анализа. В третьей главе диссертации-применен метод моделирования. Для решения поставленных задач также использовались социологические методы, методы прогнозирования, моделирования и экстраполяции. В-работе информационная политика рассмотрена как сложное и неоднозначное социальное явление, тесно" связанное с информационном пространством, политической и технической сферами общественной жизни. Ее основными детерминирующими характеристиками, отличающими от других видов > политики, является гарантированная полисубъектность, высокая степень публичности, объективное развитие за счет расширения и вовлечения всё новых и новых субъектов и акторов.

Эмпирическую базу диссертации составили, результаты социологических и политологических исследований, проведенных как государственными органами и учреждениями, — так и профессиональными социологическими центрами (ВЦИОМROMIR-Monitoring, Фонд «Общественное мнение», «Левада-центр»), а также средствами массовой информации (журналы «Власть», «Профиль», «Итоги», «Cnews», «Chief Information Officer», «Connect! Мир связи», «Сети и системы связи» и др.). Достаточно активно диссертантом использовались результаты исследований, проведенных ИНИОН РАН.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— в рамках институционализма сформулирована и обоснована институциональная обусловленность информационного развития общества. Сделан вывод о максимальной зависимости развития современных обществ от неформальных правил, институтов и норм;

— современные социально-политические трансформации (снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, изменения типов вовлекаемых в производство ресурсов, модификация традиционной социальной структуры) рассмотрены в качестве катализатора генезиса постиндустриального общества-и информационной политики;

— пересмыслена политическая роль информационного пространства в современном обществе и государственной политике. Эта роль заключается в способности информационного пространства отражать и впоследствии изменять общественные процессы (в том числе, процессы политические), а также интересы акторов, доминирующих в политическом процессе;

— уточнены основные функции и структура государственной информационной политики в современном обществе и государстве;

— выработано авторское видение содержания и базовых институтов информационной политики. В качестве основного объекта рассмотрено обI щественное мнение, субъекты информационной политики? классифицированы по различным основаниям;

— систематизирован и переосмыслен мировой опыт формирования и реализации государственной информационной политики на примерах европейских стран и США;

— проанализирована практика реализации концепции электронного государства в обществе сетевого типа в тесной связи с необходимостью увеличения степени публичности действий органов государственной власти;

— связи с общественностью рассмотрены как средство и институт информационной политики (проанализирована эффективность реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002;2010 годы)», а также структура и содержание официального сайта Президента России www.kremlin.ruофициального сайта Государственной Думы Федерального.

Собрания Российской Федерации www.duma.gov.ruофициального сайта Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации www.council.gov.ru);

— проанализирована эффективность использования информационных технологий в государственной информационной политике Российской Федерации. Доказано, что информационные технологии обеспечивают устойчивость системы властных институтов и способствуют их демократическому характерусформулированы и раскрыты основные направления и перспективы формирования коммуникативной компетентности современной российской политической элиты и органов государственной властипредложен механизм формирования и реализации государственной информационной политики в Российской Федерации;

— в авторском варианте выработать оптимальный вариант моделирования отечественной государственной информационной политики. Сформирована модель в виде матрицы, охватывающей четыре составляющих информационной политики и четыре модуля социальной коммуникации.

На защиту автор выносит следующие положения:

1. Современная информационная политика формируется и реализуется в трех сферах общественной жизни: социальной, информационной и технической. Основной средой для этого вида политики является информационное пространство, которое составляет невидимую, нематериальную часть жизни социума. Основными институтами современного общества демократического (гражданского) выступили: реальная возможность безграничной эксплуатации природыинститут частной собственностиурбанизацияразвитая форма демократиигражданское обществонациональный тип государственности.

2. Снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существующая модификация традиционной социальной структуры — являются социально-политическими трансформациями, детерминирующий изменения информационной политики. Ускорение социального развития постепенно стало сопрягаться с повышением роли технологического фактора, науки и образования, качественным изменением места теоретического знания и информации в общественном производстве.

3. Политическое значение и роль информационного пространства в современном социуме постоянно объективно возрастает, т.к. это пространство постоянно расширяется, вовлекая в себя все новые и новые субъекты, институты, сети, т. е. структура информационного пространства также постоянно усложняется. По объективным причинам информационное пространство современного общества все в большей степени интересует власть и все в большей степени становится ее объектом. Политическая роль современного информационного пространства изменяется за счет его способности изменять политическую систему и менять власть (Твиттер-технологии, мобильная связь и т. д.).

4. Основное содержание государственной информационной политики в современном социуме составляют несколько взаимосвязанных процессов. Это формирования информационного законодательства и информатизация деятельности власти и общества, повсеместное создание института связей с общественностью, разработка, создание и внедрение в политический и управленческий процессы информационно-коммуникационных технологий. Функциями информационной политики являются: стимулирование информационными средствами гармоничного развития личности, общества и государства, регулирование общественных отношений и взаимоотношений личности, общества и государства со стороны высшей власти информационными средствами, упрощение и облегчение информационных взаимоотношений между личностью, обществом и государством, обеспечение личности, общественности и органов госвласти объективной информацией о состоянии и развитии социума, создание максимальных возможностей для эффективных действий личности, общества и государства в информационном пространстве.

5. Основное содержание информационной политики в Российской Федерации составляют планомерные действия политической элиты, органов государственной власти и общественных организаций по регулированию информационных отношений. Среди таких действий основными являются создание электронного правительства и электронного государства, выработка полноценной системы информационного законодательства, формирование системы институтов по связям с общественностью, создание и интеграция многочисленных корпоративных и социальных сетей, постоянное внедрение в политические и управленческие процессы современных информационно-коммуникативных технологий. Информационная политика в нашей стране далека от завершенности, но в целом она формируется по общим тенденциям и принципам, которые уже сформированы в демократических государствах.

6. Специфика государственной политики в европейских государствах и США неоднозначна. Во всех странах власть осуществляет нормативное регулирование информационных отношений и процессов, государственное регулирование деятельности печатных и электронных СМИ. В ряде государств вещание с самого начала своего возникновения развивалось как общественное и независимое (частные каналы появились сравнительно недавно). Развитие Интернета рассматривается в качестве социально-политического ресурса. Во многих странах в качестве политической поставлена задача создания единого информационного пространства. В прикладную плоскость переведено создание электронного правительства (перевод большинства государственных услуг в электронный вариант), реализуется концепция «Нового государственного менеджмента».

7. Формирование электронного государства осуществляется, в первую очередь, путем реализации концепции электронного правительства. При этом достигаются общие (для власти и общества) цели деятельности государства: укрепляются и расширяются формы сотрудничества между обществом и государствомболее эффективно осуществляется экономическое и социальное развитие обществаповышается эффективность реагирования власти на социальные проблемыуменьшается стоимость услуг населениюразвивается кадровый потенциал государственногоуправленияповышается ответственность, государственных служащих, поощряется их инициативами повышаетсяпрозрачность государственного управления.

8. Структуры по связям с общественностью в настоящее время являются важнейшиммеханизмомформированияобщественногомненияи институтом информационной политики. С помощью основных методов пиара осуществляется. своеобразное «связывание» • внутреннего и внешнего: информационных пространств в' единое целое. Если ранее СМИ! являлись. основным информационным инструментом, то в последние годы эта роль все в большей степени переходит к Интернету,.при этоммногие СМИ все активнее действуют в Интернет-пространстве, ©-сновнаяфольв развитииданного процесса-. в его корректировке-и регулировании принадлежит политической элите: 9. На примере законодательной власти доказана важность использования информационных технологий в политическом процессе: В настоящее время практически все законодательные органы используют в практике своей-работы локальные компьютерные сети, на базе которых применяются правовые автоматизированные информационные системы: В целом ряде законодательных органов нашей страны реализованы, автоматизированные системы электронного голосования, делопроизводства, и документооборота, компьютерной записи и расшифровки стенограмм заседаний. При-этом:собственные информационные ресурсы в, большинстве регионов, объединены в информационные системы^ обеспечивающие' централизованное накопление и хранение документов с возможностью поиска и просмотра информации на рабочих местах пользователей.

10. Среди основных направлений и перспектив формирования коммуникативной компетентности современной российской политической элиты и органов государственной власти в диссертации выделены информатизация деятельности государственного аппарата и процесса подготовки и принятия важнейших социально значимых решенийразвитие у политиков и чиновников компьютерной грамотностикомпьютеризация экспертного обеспечения подготовки политических решенийповышение статуса информационной работы в государственном аппаратеповышение статуса действий по формированию позитивного имиджа власти и государстваорганизация связей с общественностью во всех органах государственной и муниципальной властиповышение качества медиапланирования в органах государственной власти.

11. Механизм формирования и реализации государственной информационной политики в нашей стране только складывается. Основными компонентами этого механизма являются мировоззренческо-ценностный, нормативно-правовой, функционально-деятельностный и институционально-организационный. В «настоящее время основным при формировании информационной политики является мировоззренческо-ценностный компонент, как непосредственно связанный с целеполаганием. Без нормативно-правового компонента, скорее всего, информационная политика не будет проводиться постоянно и целенаправленно в связи с отсутствием четких и обязывающих правовых норм. При реализации информационной политики приоритетным является функционально-деятельностный компонент, поскольку только путем той или иной активности различные социально-политические акторы могут реализовать свои многочисленные интересы.

12. Моделировать государственную информационную модель оказалось достаточно сложно. Авторская модель государственной информационной политики позволяет участникам основных социальных коммуникаций ее оптимизировать. Реализация этой модели на практике не позволит кому-либо монополизировать информационное пространство и, значит, обеспечит динамичное развития современного социума. В прикладном плане эта модель может служить реальной помощью в проведении дальнейших научных изысканий (в том числе комплексных научно-исследовательских работ и диссертаций), выполнении грантов и при подготовке доктринальных документов по тематике государственной информационной политики.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы, диссертации апробированы в выступлениях диссертанта на конференциях: «Научное, экспертно-аналитическое и информационное* обеспечениенационального1 стратегического проектирования, приоритетных национальных проектов и программ», «Экстремизм и терроризм как угрозы национальною безопасности России», «Общество и безопасность: история, перспективы, эволюциясовременное/ состояние», «Актуальные проблемы экономики, культуры и права», «Актуальные проблемы и тенденции развития» науки", «Социально-психологические, проблемы, ментальности/менталитета»,': на. III Всероссийском социологическом конгрессе-. Авраамиевских чтениях (г. Смоленск) и ряде других. Материалы диссертации, использовались при подготовке и проведении в 2008;2009 годах! учебного семинара-«Государственное регулированиев политическом процессе» в Российской? экономическош академии имени Г. В. Плеханова. Основные теоретические положения: и выводы научного исследования диссертант излагал в выступлениях перед профессорско-преподавательским составом кафедры Теории и методики воспитательной работы Московского государственного гуманитарного университета: им. М. А. Шолохова, кафедры политологииОрловскойрегиональной академиигосударственнойслужбы. .• Основные положения диссертации изложены в 21 публикации автора общим объемом более 40 печатных листов, в том числе: в 7 публикациях в журналах из обязательного списка ВАК России (в журналах «Власть», «Безопасность Евразии», «Среднерусский вестник» и «Вестник академии военных наук») — в трех авторских научных монографиях («Теоретические основы и механизм государственной информационной политики» в 2007 году, «Политика в информационном пространстве: теоретический анализ» в 2008 году и «Генезис современного общества: информационные и политические аспекты» в 2009 году) — в коллективной научной монографии «Государственное регулирование в современном политическом процессе России» в Орловской региональной академии государственной службы в 2009 годув учебном пособии «Политология» в Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова в 2009 году.

Диссертация состоит из введения, четырех глав (12 параграфов), заключения, тезауруса, 16 приложений и библиографии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой