Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социокультурный механизм формирования отношения к власти в российском обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на значительное число работ, посвященных изучению отношения к власти, появившихся после развала Советского Союза, четкого и развернутого понимания процесса формирования у населения отношения к власти не существует. В большинстве из них, преимущественно политологической направленности, основной упор делается на обосновании необходимости демократизации властных отношений в российском… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основания разработки механизма формирования отношения к власти
    • 1. 1. Власть в системе социальных отношений
    • 1. 2. Образ власти как феномен социальных взаимодействий
    • 1. 3. Базовые и конъюнктурные аспекты образа власти
    • 1. 4. Отражение политической культуры в образе власти
    • 1. 5. Противоречия между ожидаемым и целенаправленно формируемым образом власти как источник развития социально-политических отношений в российском обществе
  • Глава 2. Социокультурная регуляция формирования отношения к власти
    • 2. 1. Социорегуляционная роль культуры
    • 2. 2. Социокультурный подход и его специфика в формировании отношения к власти
    • 2. 3. Отношение к власти как социокультурный феномен и формы его проявления в образе власти
    • 2. 4. Ценностно-нормативная составляющая механизма формирования и воспроизводства образа власти
    • 2. 5. Социальные экспектации в формировании и воспроизводстве образа власти
  • Глава 3. Историко-культурные предпосылки формирования основных характеристик базового образа власти
    • 3. 1. Восточная и западная культуры как источники формирования базового образа власти
    • 3. 2. Особенности православной культуры в механизме формирования образа власти!
    • 3. 3. Государство, смена власти, закон и право в православной идеологии
    • 3. 4. Представления о разделении властей в российской и западной моделях образа власти
    • 3. 5. Преломление христианских ценностей в секулярном сознании: коммунистические и либеральные идеи
    • 3. 6. Традиционная и современная модели образа власти
  • Глава 4. Социокультурная типология образа власти в современной России
    • 4. 1. Базовые социокультурные составляющие образа власти в политическом сознании россиян
    • 4. 2. Отношение к политической системе в образе власти
    • 4. 3. Отражение права в образе власти
    • 4. 4. Социокультурные особенности образа власти в различных социальных группах
    • 4. 5. Соотношение традиционной и современной моделей образа власти в российском обществе

Социокультурный механизм формирования отношения к власти в российском обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Радикальные социально-политические перемены, происходившие в российском обществе на рубеже XX—XXI вв., определили новые аспекты в отношении к власти. Демократические реформы, направленные на преобразование политической власти и властных взаимоотношений между государством и обществом, нашли свое воплощение в Конституции и в законодательстве, но интенсивный процесс воплощения их в социальную реальность в конце XX века в России вдруг замедлился и пошел как бы «вспять» в начале XXI века. Были отменены прямые выборы губернаторов, в политическом пространстве стала выстраиваться «вертикаль власти», в общественном и научном дискурсе появились такие парадоксальные понятия, как «управляемая демократия», «суверенная демократия», «самодержавная демократия» — все это говорит о том, что при воплощении в жизнь демократическая идеология столкнулась с непредвиденными трудностями, которые повлияли на конечный результат. Во властных структурах стали воспроизводиться такие черты, как централизация, иерархичность и другие аспекты, характерные для российской традиции, но не свойственные демократической идее. В связи с этим актуализировалась потребность поиска причин воспроизводства традиционных для России схем и принципов властных отношений, вопреки первоначальным замыслам реформаторов. ;

Закон социальной регенерации" (понятие, введенное в научный оборот общественных наук A.A. Зиновьевым) в общих чертах описывает восстановление социальной организации при искусственном её разрушении в том случаеесли сохраняется привычный образ жизни достаточно большой части населения. Иными словами, при сохранении социокультурного контекста есть вероятность, что создаваемая социальная организация в существенных чертах окажется близкой по типу к разрушенной.

И действительно, эксперимент по перемещению на российскую почву западной демократической модели политических отношений, которая сформировалась в другом временном контексте и культурном пространстве, не пошел по намеченной схеме. Хотя прежние властные отношения были разрушены, появился новый «бренд» российской демократии, в свете которого 4 стала выявляться традиционная специфика отношения к власти в России. Не исключено, что просчет кроется не только в методах реализации задуманного, но и в самой идее изменить отношение к власти, не считаясь с нюансами традиционных социально-политических представлений, имманентных российской культуре. Попытка искусственно сформировать определенный тип отношения к власти «сверху» посредством демократических реформ встретила неожиданное «сопротивление среды», сопротивление «снизу».

Властные отношения, разрушенные демократическими реформами, начинают восстанавливаться в тех чертах, которые характерны для российской традиции. Это позволяет предположить существование некоего механизма, который формирует и воспроизводит отношение к власти в социуме. Исследование особенностей функционирования этого механизма является актуальной задачей сегодняшнего дня, поскольку от осознания объективных законов социальных процессов зависит судьба дальнейшей демократизации в России.

Несмотря на значительное число работ, посвященных изучению отношения к власти, появившихся после развала Советского Союза, четкого и развернутого понимания процесса формирования у населения отношения к власти не существует. В большинстве из них, преимущественно политологической направленности, основной упор делается на обосновании необходимости демократизации властных отношений в российском обществе на основе западных либеральных моделей. Одновременно растет число сторонников ужесточения власти, отрицающих саму возможность демократии в России. С одной стороны, обосновываются различные подходы к поиску особого пути развития российского общества, с другой стороны, отвергается сама идея «особого пути». Предпринимаются небезуспешные попытки анализа отдельных факторов, оказывающих влияние на изменение существующих моделей властных отношений. Исследуется эффективность проводимых политических реформ. Накоплен значительный эмпирический материал, содержащий данные о тенденциях в политической жизни различных слоев и групп населения. Множество социологических исследований (осуществленных ведущими социологическими организациями России, а также региональными исследовательскими центрами), включающих обширную эмпирическую базу, 5 выявляют отношение людей к реальным политикам в зависимости от социально-политического статуса опрошенных, но порой не могут дать представление о глубинных закономерных процессах формирования отношения населения к власти.

Модель отношения к власти, которую подразумевают демократические реформы, существенно отличается от укоренившихся представлений о власти среди российского населения. Поиск причин, которые лежали в основе формирования двух различных моделей (российской и западной) чрезвычайно актуален, поскольку являет возможность осознанного и научно обоснованного подхода к принятию управленческих решений различного уровня. Причинами, с точки зрения автора, могут являться исторически обусловленные культурные, религиозные, национально-этнические традиции, определяющие особенности национального менталитета. Особый интерес представляет роль религии, которая рассматривается не в качестве религиозной самоидентификации человека, а в качестве комплекса установок, задающих определенное представление о власти, формирующих отношение к власти как к феномену. Как правило, эти установки, отражаясь в ценностях и закрепляясь в социальных практиках, передаются из поколения в поколение, предопределяя специфику национального менталитета. Как известно, ценности более инертны, чем собственно религиозные убеждения человека, поэтому вне зависимости от религиозной идентификации человек может являться носителем тех представлений о сущности власти, которые созданы в русле конкретной религиозной идеологии и были усвоены им в процессе социализации. «Картина мира», которая формируется у человека в процессе культурной социализации, непреложно включает комплекс представлений о власти. Поскольку именно православие на протяжении тысячелетия являлось культурообразующей идеологией в, России (доминирующей по отношению к другим религиозным течениям), важно исследовать тот комплекс представлений о власти, который задается православием. В комплекс представлений о власти входит отношение к власти как к феномену, представление об источнике власти, о её функциях, о её структуре, отношение к государству, представление о правах и обязанностях, отношение к законам и прочие аспекты, формирующие образ власти, характерный для социокультурной 6 традиции определенного общества. Но образ власти, созданный в качестве идеальной конструкции, как правило, преломляется во взглядах населения при попытке его воплощения в жизнь в зависимости от конкретных социально-политических и исторических событий. Поэтому важно исследовать контекст социально-политических событий, сопровождавших попытки воплощения в реальность образа власти в российской истории, в его переломных, знаковых моментах, предопределяющих дальнейшую логику формирования отношения к власти.

Безусловно, существует множество факторов, влияющих на формирование отношения к власти, но в данной работе ставится цель сосредоточиться на исследовании социокультурных факторов. Подавляющее большинство отечественных обществоведов убеждены в значимости социокультурных факторов, роль которых «зачастую оказывается значительно выше, чем воздействие на политический процесс институциональных структур или конституционных и законодательных правовых норм"1. Однако существующие теоретические разработки преимущественно касаются отдельных аспектов изучения отношения к власти, а на эмпирическом уровне исследования зачастую ограничиваются подсчетом рейтингов политических партий и их лидеров, доверия руководителям государства и регионов. В результате наблюдается эффект архива своеобразных «фотографий» отношения населения к конкретной власти в каждый конкретный момент, но знание рейтингов политиков само по себе не способно открыть процессы формирования отношения к власти. Помимо отношения к конкретной власти у человека в процессе социализации формируется отношение к власти как к феномену — и то и другое нужно рассматривать в комплексе для получения научно обоснованного и целостного представления, о процессе формирования отношения к власти. Отсутствует целостный социологический подход к изучению глубинных механизмов формирования отношения к власти в российском обществе, основанный на комплексном исследовании социально-исторических и социокультурных факторов. Назревшая.

1 Соловьев А. И. Политическая культура: к проблеме идентификации национальных моделей // Принципы и практика политических исследований. М., 2002, С. 126- ср. Бирюков Н. И., Сергеев В. М. Становление институтов представительной власти в современной России. М., 2004. С.266- Малинова О.КЭ. «Политическая культура» в российском научном и публичном дискурсе // ПОЛИС. 2006. № 5. С. ИЗ. общественная потребность и научная необходимость в теоретической разработке такого подхода к обоснованию социокультурного механизма формирования отношения к власти определяет актуальность темы диссертационной работы.

Обращение к исторически обусловленным культурным и духовным основам социально-политической жизни способствует формированию более обоснованного представления о причинах противоречий в сложившемся отношении к власти, позволяет глубже понять сущность социальных процессов, связанных с политическими реформами.

Проблему диссертационного исследования можно сформулировать как противоречие в действующем социокультурном механизме между целенаправленно формируемым в ходе политических реформ отношением к власти и реально существуюгцгш отношением к власти в политическом сознании различных групп населения.

Степень разработанности проблемы.

Исследование проблем, связанных с феноменом власти, восходит к Платону и Аристотелю. В европейской социально-политической мысли можно отметить такие имена, как Ж. Бден, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Б. Констан, Дж. Локк, Ф. Гизо, Н. Макиавелли, К. Шмитт, Б. де Жувенель и других мыслителей, в трудах которых проблема источника и носителя высшей власти занимала значительное место. Существенный вклад в разработку теории власти внесли В. Парето, Г. Моска, Р. Барт и др.

Изучение властных отношений занимает важное место в общесоциологических теориях. М. Вебер, Т. Парсонс., Ф. Теннис, Э. Гидденс и другие классики социологической мысли стремились обосновать социально эффективные модели властных отношений. Различные аспекты властных отношений в обществе исследовали Т. Карлейль., Р. Арон, Х. Арент, М. Фуко и другие.

В различных ракурсах воззрений на власть, развивались те или иные направления исследований. Макс Вебер, Карл Маркс, Роберт Михельс и др. изучали власть как ассиметричное социальное отношение. Английский политолог Дж. Томпсон исследовал аспекты власти как проявление взаимоотношений между действием, институтами и социальной структурой. 8.

П.Блау, С. Лукс, Т. Парсонс рассматривали концепции власти с точки зрения содержания в них нормативных элементов, позитивных или же негативных следствий. В связи с этим имели место призывы к свободе от нормативных элементов концепции власти при изучении политической практики (П.Моррис)1, но в то же время обосновывалась принципиальная ценностная нагруженность концептуального аппарата социальных наук (Э.Гидденс)". Именно иррациональную волю к власти Ф. Ницше называл основой всяческих человеческих отношений.

К современным дискуссиям о власти относятся работы Р. Берштедта, Р. Даля, Э. Кэплэна, Д. Картрайта, Х. Лассуэлла, С. Льюкса, Дж. Марча, Х. Саймона и других исследователей, опубликованные в 1950;х — начале 1960;х гг.

В российской истории проблемы восприятия русской власти касались в своем творчестве И. А. Ильин, B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, С. Н. Булгаков, A.C. Хомяков, Д. А. Хомяков, С. А. Чаадаев и другие русские исследователи. Эта проблема была своеобразным Рубиконом, который разделил в свое время западников и славянофилов. Именно восприятие власти предопределяло направление основных идеологических течений (славянофильство, официальная народность, западничество, шестидесятничество, почвенничество, либерализм, народничество и т. д.). Каждое из этих течений выдвигало свою концепцию власти.

Родоначальник русской социологии М. М. Ковалевский в своем творчестве касался вопросов общности и своеобразия западных и русских политических институтов. Н. И. Кареев разработал теорию закономерности, позволяющую устанавливать соотношение социологии с историей и философией, обосновав этим принципы комплексного подхода к изучению социальных процессов. Особого внимания применительно к исследуемой проблеме заслуживает концепция русского историка В. О. Ключевского об образе и идеальном типе как методе исторического познания.

1 Morriss P. The Essentially Uncontestable Concepts of Power / Freeman M., Robertson (eds.) The Frontiers of Political Theory. Essays in a Revitalized Discipline. N.Y., 1980. P. 200−201.

2 Giddens A. Central Problems in Social Theory: Action, Structure, and Contradiction in Social Analysis. Berkeley, Los Angeles, 1979. P. 89−90.

В российской политической социологии значительный вклад в теоретическую разработку исследуемой проблемы внесли Э. А. Баграмов, М. К. Горшков, A.C. Капто, В. И. Коваленко, E.H. Можелков, A.B. Понеделков, Ж. Т. Тощенко. В. Ф. Халипов. С социокультурных позиций проблема рассматривается в трудах Э. М. Андреева, Ю. Г. Волкова, A.B. Захарова, О. И. Карпухина, В. Ф. Левичевой, A.JI. Маршака. Разработке социокультурных механизмов посвящены работы В. А. Лукова, Ф. И. Миньюшева, С. С. Фролова, А. И. Шендрика. Новая парадигма социализации, разработанная в трудах А. И. Ковалевой, содержит потенциал для углубленного понимания механизма воспроизводства образа власти. Социологи Г. К. Ашин, С. А. Кравченко, Э. Д. Лозанский осуществили сравнительный анализ российских и американских политических реалий. Разработка проблем социальной регуляции в политической жизни содержится в работах В. Э. Бойкова, С. Н. Епифанцева, Г. Е. Зборовского, Ю. А. Зубок, В. К. Левашова, A.B. Попова, В. Л. Романова, В. И. Чу прова и других. Политологический подход к проблеме разрабатывают Н. М. Великая, О.В. Гаман-Голутвина, И. А. Ильин, О. Ю. Малинова, И. Н. Панарин, Ю. С. Пивоваров, Л. Ф. Одимова, Л. В. Шевцова, Е. Б. Шестопал и другие политологи, которые анализируют особенности политической культуры России в связи с демократическим транзитом. Исследованию проблемы парламентаризма в России посвящены работы Я. А. Пляйса, B.C. Слобожникова, О. Г. Малышевой, Л. А. Муравьевой, A.M. Беляева, P.M. Романова, Н. И. Шестова и др. В. Д. Попов, Б. Н. Кашников, В. И. Россман, рассматривая проблему с социально-философских позиций, обращают внимание на возрождение элементов национальной политической культуры, вопреки попыткам внедрения западной концепции политических отношений.

Власть, рассматриваемая в рамках социальных отношений, была положена современным социологом В. Ф. Халиповым в основу попытки создать новую науку о власти — «кратологию"1. Феномену российской власти посвящены работы А. Б. Зубова, С. Д. Валентея, Л. Н. Вдовиченко, Ю. Н. Давыдова, Ю. А. Левады, В. Г. Ледяева, С. И. Каспэ, С. А. Королева, И. К. Пантина, В. В. Сапова, Б. Ф. Славина, А. И. Соловьева, В. М. Сергеева, А. Ф. Филиппова, А. Д. Хлопина, А. Е. Чириковой и.

1 Халипов В. Ф. Власть: Кратологический словарь. М., 1997. 431 с. других авторов. Проблема, ввиду её актуальности, широко обсуждается не только в научной, но и в общественно-политической литературе (A.C. Ципко, М. В. Назаров и другие).

Однако, отмечая значительное число работ, содержащих фундаментальное междисциплинарное изучение исследуемой проблемы, нельзя не заметить отсутствие целостного подхода к разработке социокультурного механизма формирования отношения к власти и социологического исследования особенностей его функционирования в современном российском обществе.

Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование и эмпирическая апробация целостного подхода к социологическому изучению социокультурного механизма формирования отношения к власти.

В соответствии с целью ставятся следующие задачи исследования.

1. Разработать теоретическую концепцию социокультурного механизма формирования отношения к власти.

2. Обосновать взаимосвязь социорегуляционных элементов в структуре социокультурного механизма и их функции.

3. Проанализировать историко-культурные предпосылки формирования отношения к власти, роль православной культурной традиции в социокультурном механизме отношения к власти в России.

4. Проанализировать социокультурные особенности западной либеральной модели отношения к власти и ее влияние на формирование отношения к власти в российском обществе.

5. Раскрыть социокультурную природу противоречия между современной и традиционной моделями отношения к власти в российском обществе.

6. Осуществить эмпирическую апробацию социокультурного механизма на примере типичного среднего города РФ.

7. Проанализировать доминирующие типы отношения к власти в социальной структуре российского общества.

Объект исследования. Отношение к власти как социокультурный феномен общественного сознания.

Предмет исследования. Социокультурный механизм формирования отношения к власти и его особенности в условиях современного российского общества.

Гипотезы исследования.

Основные гипотезы.

• Отношение к власти формируется и воспроизводится посредством социокультурного механизма, который позволяет сохранять и поддерживать специфику образа власти, характерную для конкретной культуры.

• В формировании и воспроизводстве базовой составляющей социокультурного механизма отношения к власти ведущую роль играют исторически обусловленные культурные, религиозные, национально-этнические традиции, определяющие особенности национального менталитета. Под влиянием конкретных условий в социокультурном механизме возникают противоречия между ожидаемым и реальным образом власти, базовыми и конъюнктурными его аспектами, традиционной и современной моделями, реализация которых определяет характер отношения к власти.

• Проблемы с воплощением демократических реформ на российском культурном пространстве заключаются в социокультурной специфике формирования отношения к власти в России. Имеются существенные противоречия между демократической концепцией власти и восприятием власти российским населением.

Вспомогательные гипотезы.

• Политические реформы, осуществляемые без учета исторически сформировавшегося отношения большинства населения страны к власти, не обеспечат демократический путь развития российского общества.

• Российская и западная модели отношения к власти имеют не только формальные, но и сущностные различия, в основе которых лежат исторически обусловленные культурные, религиозные, национально-этнические традиции, отраженные в ценностях и нормах.

• Доминирование в массовом сознании конкретного типа базовой модели образа власти (традиционной или современной) предопределяет вектор социально-политических изменений. В определенных условиях существенное влияние может оказывать активизация факторов конъюнктурной (социально-ситуационной) модели образа власти, связанной с конкретными социальными, экономическими, политическими интересами людей. Теоретико-методологическую основу исследования составляет комплекс различных походов: социокультурный, диалектико-системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический.

Социокультурный подход определил специфику теоретической концепции разрабатываемого механизма формирования отношения к власти, сущность основных категорий, используемых в ней.

Диалектико-системное рассмотрение позволило осуществить системный анализ понятия «отношение к власти» во взаимосвязи с другими категориями: «культура», «демократия», «закон», «право», «ценности», «экспектации» и т. п., что позволило осуществить целостный подход к разработке теоретической концепции образа власти.

Структурно-функциональный подход использовался < для определения структурообразующих элементов образа власти, способствовал их операционализации в исследовательской теоретической концепции и эмпирической верификации исходных социологических понятий.

Сравнительно-исторический метод позволил обосновать историческую обусловленность базовых характеристик в механизме формирования отношения к власти, провести сопоставление моделей образа власти в различных культурах.

Эмпирическую базу диссертации составили результаты социологических исследований, которые были проведены при участии и под руководством автора, возглавляемым им Российским Институтом Общественного Мнения «Квалитас» (РИОМ), начиная с 1998 года по 2009 год включительно, в городе Воронеже. Социологические исследования проводились в указанный период ежемесячно методом личного интервью по выборке, репрезентативной для населения г. Воронежа старше 18 лет (размер выборки каждый месяц колебался от 600 до 1200 человек). Отдельные блоки вопросов имели характер мониторинга (формулировки вопросов, использованных для диссертационной работы, время проведения опросов и точный размер выборки в каждом конкретном опросе.

13 представлены в Приложении к диссертации). Весь спектр проведенных за 19 982 009 гг. социологических опросов отражен в выпусках Ежемесячного Бюллетеня социологических сообщений по г. Воронежу, с которыми можно познакомиться на сайте Института (http://www.qualitas.ru/ru/publications/bulletin).

Для эмпирической апробации разрабатываемого механизма (на примере среднего города) автором в мае 2009 года было проведено дополнительное социологическое исследование (методом личного интервью опрошено 635 человек по репрезентативной для взрослого населения города Воронежа выборке, выборка квотная — репрезентирует пол, возраст и образование респондентов). Исследование было осуществлено в городе Воронеже как типичном среднем городе РФ (типичность г. Воронежа подтверждают сравнительные показатели воронежских и российских опросов, которые используются в диссертационной работе). Результаты исследований с исходными данными, а также таблицы с корреляцией ответов респондентов по полу, возрасту, образованию и материальному положению представлены в Приложении к диссертации.

Для эмпирической апробации теоретической концепции в работе использованы отдельные результаты всероссийских социологических исследований, проводимых известными социологическими службами страны (ФОМ, ВЦИОМ, Левада-Центр, РОМИР, РНИСиНП). Результаты всероссийских опросов сопоставлялись с региональными опросами, проведенными автором. В тексте диссертации в каждом случае использования данных всероссийских опросов указывалось время их проведения, название организации, характер репрезентации, размер выборки.

Научная новизна исследования определяется теоретической разработкой целостного концептуального подхода к социологическому исследованию отношения к власти, который расширяет возможности научно-обоснованной интерпретации социально-политических процессов, происходящих в российском обществе. В работе получены следующие результаты, имеющие научную новизну:

1. Разработана авторская теоретическая концепция социокультурного механизма формирования отношения к власти и произведена операционализация его социорегуляционных компонентов.

2. Выработан понятийный аппарат, повышающий эффективность социологического изучения отношения к власти, сформулированы авторские определения понятий «отношение к власти», «образ власти» и Др.

3. Разработана авторская социологическая концепция образа власти, включающая базовые и конъюнктурные (социально-ситуационные) аспекты.

4. Обоснована историческая роль православия в формировании основных характеристик базовой модели образа власти в России (отношения к государству, к государственному устройству, к смене власти, к закону, к праву, к политическим партиям, к свободе, к справедливости и др.).

5. На основе социологических исследований раскрыт комплекс характеристик базовых аспектов традиционной модели отношения к власти в России: персонификация, единовластие, централизация, иерархичность, а также специфика в отношении к законам, к государству, к демократии, демократическим свободам, правам и обязанностям, политическим партиям и способам их взаимодействия, в представлениях о смене власти, о роли главы государства, о роли оппозиции к власти, в воззрениях на характер взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью, во взглядах на пути преобразования общества и т. д.;

6. На основе историко-культурного анализа определены исторически обусловленные различия традиционной российской и западной современной модели образа власти, обозначено их концептуальное противостояние.

7. На базе представительных социологических исследований выявлены факторы формирования и воспроизводства традиционного образа власти в России.

8. Доказано, что уровень доверия населения к власти определяется степенью соответствия ожидаемого и реального образа власти, причем не только на основе конъюнктурных характеристик (ожиданиями от власти конкретной политической деятельности), но и базовых (комплекса представлений о сущности, функциях, структуре власти).

9. Получены научно обоснованные данные о типологии образа власти в социальной структуре среднего российского города, о наличии противоречия между ожидаемым и реальным образом власти в современном российском обществе, оказывающем влияние на проведение социально-политических реформ.

Основные положения, выносимые на защиту.

Под отношением к власти понимается отражение в общественном, групповом, индивидуальном сознании всего комплекса прав и обязанностей как особого вида социально-политического взаимодействия, осуществляемого в режиме управления — подчинения. Оно является феноменом взаимодействий между субъектами в системе власть — общество, предопределенных логикой культурообразующей идеи, а также общественными, групповыми, индивидуальными социально-политическими интересами.

2. Культурообразующая идея, заложенная в политической культуре, предопределяет социальную цель, содержание и характер социальных взаимодействий во властных отношениях, методы и способы достижения' поставленной цели и формирует соответствующий образ власти.

3. Социокультурный механизм формирования отношения к власти включает взаимосвязь следующих составляющих: «образа власти», выступающего в качестве эмпирического референта «отношения к власти» и рассматриваемого как система представлений о сущности, функциях, структуре власти (базовые аспекты), а также ожиданий от власти (экспектаций) конкретной политической деятельности (конъюнктурные аспекты) — ценностно-нормативных оснований социокультурной регуляции социальных взаимодействий в системе властных отношенийполитической культуры как исторически сложившейся системы представлений, убеждений, стереотипов в политическом сознании и образцов поведения субъектов политических отношений.

4. В качестве социокультурных оснований формирования и воспроизводства образа власти выступают ценности и нормы, которые задают формы организации взаимодействия населения и власти, отражая их в эталонах и образцах поведения.

5. Целостность разрабатываемого подхода обеспечивается изучением отношения к власти на основе комплекса социально-исторических и социокультурных факторов.

6. Важным историко-культурным фактором формирования традиционного образа власти в России явилось православие. Его идеологическое влияние в социокультурном механизме проявилось в исторической обусловленности специфики отношения к выборности органов власти, к закону и праву, к государству, к демократии, что нашло отражение в национальном менталитете россиян.

7. В традиционной модели базового образа власти в России исторически сформировались такие характеристики, как персонификация, единовластие, централизация, иерархичность, тогда как для современной модели характерны деперсонификация, разделение властей, децентрализация, нивелирование иерархии.

8. Отношение к власти определяется степенью соответствия ожидаемого и реального образа власти. Реальный образ власти должен соответствовать ожидаемому в его базовых и конъюнктурных характеристиках, в противном случае уровень доверия к власти падает.

9. Причина неэффективности демократических преобразований в России заключается в базовом (структурном, установочном и функциональном) противоречии между традиционной для России моделью образа власти и либерально-демократической моделью власти западного типа, основанных на различных ценностно-нормативных установках, сформировавшихся в процессе исторического развития. Для успешности реформирования общества должны учитываться особенности традиционного образа власти российских граждан.

10. Образ власти является хотя и латентной, но реально действующей силой, задающей вектор социально-политических изменений в обществе. Он воспроизводится из поколения в поколение посредством социокультурного механизма.

11. В качестве социокультурных оснований воспроизводства образа власти выступают исторически обусловленные культурные, религиозные, национально-этнические традиции, формирующие культурообразующую идею. Ценности и.

17 нормы находят свое отражение в социально-политической практике и в процессе социализации усваиваются членами общества.

12. Направление реальным политическим процессам задает доминирующая в обществе модель образа власти. Как показывают результаты исследований, доминирующей в России была и остается традиционная модель образа власти. Однако в некоторых социальных группах российского общества (интеллигенция, молодежь) отмечается опережающая по темпам тенденция формирования отдельных характеристик современной модели образа власти.

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Теоретические подходы, предложенные автором, могут служить новым ракурсом исследований формирования отношения населения к власти. Диссертационная концепция дает представление о направлении вектора социально-политических изменений в обществе в соответствии с доминирующей базовой моделью образа власти, позволяет реформировать российское общество с учетом особенностей национального менталитета. Результаты исследований, проведенных в процессе работы над диссертацией, востребованы в научно-исследовательском и учебном процессах.

Концептуальные положения и выводы диссертации могут быть использованы при формировании управленческих концепций в деятельности органов государственной и муниципальной власти, в работе пресс-служб исполнительной власти разного уровня для обеспечения эффективного диалога власти и населения, могут применяться политическими партиями в процессе избирательных кампаний, депутатами в работе с населением, политиками для приведения в соответствие ожидаемого и реального образа власти в целях повышения собственного рейтинга.

Апробация работы.

Результаты данного научного исследования опубликованы в научных статьях в общероссийских и региональных периодических изданиях, тематических сборниках социологического профиля, тезисах материалов научных конференций. Ключевые положения диссертации представлены в монографии автора: «Формирование и воспроизводство образа власти в российском обществе».

Воронеж: ВГУ, 2009). Общий объем научных публикаций автора по теме диссертации составляет 53,4 п.л.

Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на 23-х международных и российских конференциях (1999;2009 гг.), в т. ч. на Всероссийской научной конференции «Конституция и доктрины России современным взглядом», Президиум РАН, Москва, 17 марта 2009 г.- III Всероссийском социологическом Конгрессе «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия», Москва, 21−24 октября 2008 годаВсероссийской научной конференции «Наука и власть: проблема коммуникаций», отд. общественных наук РАН, Москва, 26 сентября 2008 г.- научно-практической конференции «Новгородика — 2008. Вечевая республика в истории России», Новгородский госуниверситет, Великий Новгород, 21−23 сентября 2008 г.- конференции «Информационное партнёрство: Власть — Общество — СМИ», Москва, 15−16 мая 2008 г.- Второй Всероссийской научной конференции «Национальная идентичность России и демографический кризис», ИС РАН, Москва, 15 ноября 2007 годаМеждународной российско-болгарской научно-практической конференции «Формирование новой экономической интеллигенции России и Болгарии в условиях рыночной экономики: ответ на вызов времени», Финансовая академия при Правительстве РФ, Москва, 19 апреля 2007 г.- VII Ежегодном Межвузовском Круглом столе «Социология — ЭкономикаОбразование», Москва, 16 февраля 2007 г.- конференции: «Иерархия и власть в истории цивилизаций», РГГУ, Москва, 13−16 июня 2006 г.- Всероссийской научной конференции «Проблемы формирования государственных политик в России: состояние и перспективы», Москва, 31 мая 2006 г.- XIII социологических чтениях «Качество социальной жизни в изменяющейся России», РГСУ, Москва, 29−31 января 2006 г.- конференции: «Роль СМИ в формировании гражданского общества», Москва, 9 декабря 2005 г.- XII социологических чтениях «Социальная жизнь России: теории и практики» (РОС), Москва, 1−4 февраля 2005 г.- Третьей международной конференции «Иерархия и власть в истории цивилизаций», Центр цивилизационных и региональных исследований РАН, Москва, 18−21 июня 2004 г.- выездном семинаре Московского Центра Карнеги «Выборы и развитие гражданского общества в Центральной России», Тамбов, 1−2 декабря 2001 г. и других.

Основные положения диссертации обсуждались на совместном заседании отделов социологии молодежи и стратегических социальных и социально-политических исследований Института социально-политических исследований РАН, кафедры социологии Российского государственного гуманитарного университета.

Положениями и выводами диссертационного исследования автор руководствовался в своих экспертных оценках, будучи привлеченным в качестве эксперта Фондом Развития Информационной Политики (ФРИП), где, начиная с января 2005 года по настоящее время, принимает участие в обсуждении злободневных политических проблем, которые нашли свое отражение в публикациях Фонда.

Автор был привлечен в качестве эксперта специалистами Регионального Фонда «Центра Защиты Прав СМИ» для участия в проектах: «Применение в судебной практике Европейской Конвенции по правам человека в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации», Воронеж, 2007 г.- «Демократия и выборы», Воронеж, 2004 г.- «Предотвращение разжигания этнической и религиозной нетерпимости в средствах массовой информации», Воронеж, 2001 г.- «Гласность в судебном производстве», Воронеж, 2000 г. Участие автора в качестве эксперта в указанных проектах базировалось на концепциях диссертационной работы, результаты исследований и выводы автора отражены в публикациях Регионального Фонда «Центра Защиты Прав СМИ».

С 2007 года автор является экспертом Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, от имени которого награжден дипломом в качестве лауреата конкурса «Национальный девиз России». В докладах автора на конференциях Центра и публикациях Центра содержатся основные положения диссертационной работы.

Результаты социологических исследований и выводы, положенные в основу диссертации, прошли эмпирическую апробацию в федеральных и муниципальных органах власти: Воронежской областной Думе, правительстве Воронежской области, администрации города Воронежа, Воронежской городской Думе,.

20 которые используют их в текущей работе при принятии управленческих решений. Эти орган власти предоставили соответствующие справки о внедрении результатов диссертационного исследования. Кроме того, результаты исследований, нашедшие отражение в диссертации постоянно используются региональными отделениями политических партий (в частности, «Единой Россией») для анализа ситуации в регионе, что удостоверяется соответствующей справкой о внедрении результатов диссертационного исследования.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, содержащих двадцать один параграф, заключения, списка литературы и приложения с результатами социологических исследований, оформленного в виде отдельного буклета.

Выводы.

Подытоживая сказанное в двух первых главах, действие социокультурного механизма формирования отношения к власти схематично можно представить следующим образом.

На этапе социализации личности в процессе социального взаимодействия формируется определенный тип отношения к власти в рамках конкретной культурной программы. Отношение к власти здесь рассматривается как мировоззренческая установка по поводу сущности власти и её функций, т. е. отношение к власти как к феномену (которое мы назвали базовым). Базовое отношение к власти является признаком данной культуры и служит платформой для построения образа власти.

На основе базового отношения к власти формируется образ власти, который можно рассматривать как набор экспектаций со стороны личности по отношению к власти. Образ власти включает многочисленные характеристики властных структур (установочные, структурные, функциональные, оценочные и проч.).

Образ власти включает в себя базовые и конъюнктурные аспекты.

Базовые аспекты образа власти содержат в себе представление о сущности власти, об источнике власти, векторе власти, геометрии власти, иерархичности или отсутствии иерархии, персонификации или деперсонификации, централизации или децентрализации, единовластии или разделении властей и проч. Базовые аспекты включают в себя структурные, установочные, функциональные, оценочные характеристики образа власти. Все характеристики образа власти имеют логическую связь. Базовые аспекты образа власти воспроизводятся вновь и вновь (из поколения в поколение в рамках единой культурной идентичности), поскольку зиждутся на социокультурных факторах, формирующих отношение населения к власти.

Конъюнктурные аспекты образа власти включает в себя представление о конкретной власти и ожидание от неё определенных социально-политических действий. Конъюнктурные аспекты образа власти обоснованы общественными интересами. Конъюнктурные аспекты в отличие от базовых аспектов образа власти меняются в обществе быстрее, зависят от социально-политической обстановки и имеют субъективный характер, так как предопределяются интересами членов общества. С ними связано представление о «правильном пути» развития общества, т. е. об определенных задачах, выполнение которых населения ожидает от власти в каждый конкретный момент времени.

Базовые аспекты образа власти имеют статический характер, они менее подвижны, менее подвержены трансформациях, в отличие от конъюнктурных аспектов образа власти, которые могут трансформироваться в течение жизни одного-двух поколений в связи со сменой представлений о правилънолг пути.

Базовые и конъюнктурные аспекты образа власти логически связаны между собой, поскольку закрепляются в индивидуальном сознании в форме потребностей, интересов и ценностей. Нарушение связи между базовыми и конъюнктурными аспектами образа власти способно привести к дестабилизации общества.

Основой для формирования и воспроизводства отношения к власти является культура с её социорегуляционной ролью и соответствующими функциями. Влияние культуры концентрируется в культурообразующей идее, задающей базовое отношение к власти как к социальному феномену. Динамика внутренней логики развития этой идеи запускает культурную программу и развивает ее вплоть до конкретных практических результатов. Человек, воплощая в действие определенные культурные практики, освоенные им в процессе социализации, может не подозревать о том, что способствует возрождению этой идеи, следствием которой являются соответствующие культурные практики. Люди действуют в рамках заданной программы, руководствуясь частными интересами, но суммарная составляющая этих интересов работает в русле логики данной программы.

Социокультурный механизм отношения к власти, оперируя с определенной моделью общества, допускает возможность изменения этого отношения. Культурная программа, включающая определенное отношение к власти может корректироваться, принимая элементы других культурных программ. При этом возникают две возможности развития событий. Первая — сравнительно безболезненная адаптация в случае минимального противоречия привнесенных культурных практик логике культурообразующей идеи. Вторая — ожесточенная «идейная» борьба с непредсказуемым результатом в случае противоречия заимствованных культурных практик культурообразующей идее.

Социокультурный механизм обеспечивает динамику процесса формирования отношения к власти от базового (отношение к власти как к феномену) до.

134 конъюнктурного (оценка деятельности конкретной власти) благодаря ценностно-нормативной и социально-ролевой составляющим. Ценности, предопределяя тип социальных отношений в целом, формируют базовое отношение к власти, закрепленное в социальных нормах. Ценности посредством рефлексии преобразуются в ценностные ориентации, которые представляют собой набор средств для достижения целей. Поставленные цели активизируют устремленность к их достижению. Достижение же поставленной цели в национальных рамках общество делегирует властным структурам, а за собой оставляет оценку успешности движения власти в направлении к цели. Эта оценка проявляется в конъюнктурном отношении к власти.

Конъюнктурное отношение к власти являет собой оценку степени расхождения реального образа власти с идеальным образом власти. Здесь вступает в действие социально-ролевая составляющая социокультурного механизма, включающая систему социальных ожиданий. Если реальный образ власти не соответствует идеальному образу (ожидаемому), то это способствует формированию отрицательного отношения к этой власти. Чем меньше расхождение между идеальным и реальным образом власти, тем больше шансов у власти рассчитывать на положительное отношение к себе.

Критерием отношения к власти (к конкретной власти, а значит, конъюнктурного отношения к власти) выступает уровень доверия к власти. Уровень доверия к конкретной власти свидетельствует о степени расхождения между идеальным и реальным образом власти.

Таково в общих чертах действие механизма формирования отношения к власти и воспроизводства образа власти.

ГЛАВА 3. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БАЗОВОГО ОБРАЗА.

ВЛАСТИ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Toynbee A., Ikeda D. Chose Life. A. Dialogue. London, 1976. P. 288
  2. Л.А. «Местник Божий» на царском троне: Христианская цившшзационная модель сакрализации власти в российской истории. М., 2002. С. 42.
  3. Памфил Евсевий. История императора Константина. М., 1998. С.222−223.
  4. Памфил Евсевий. История императора Константина. М., 1998. С. 218.
  5. С.С. Эволюция философской мысли // Культура Византии, IV-УП вв. М., 1984, С. 45−46.
  6. Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т.З. М., 1990−1994.
  7. Влияние идеи иерархичности прослеживается в учении Григория Нисского (325−394 гг.), согласно которому, существует иерархия чинов ангельских в зависимости от степени достигнутого совершенства, образуя собой «умное» царство.
  8. Плотин. Сочинения. В 2 т. СПб., 1995. Т. 1. С. 60.
  9. Плотин. Эннеады 1.8 //Историко-философский ежегодник'89. М., 1989. С. 161−178.
  10. Л.П. Святые отцы и учителя Церкви. М., 1994. С. 67.чиноначалия"1. А видимый мир, по логике Василия Великого есть некий образ невидимого, который является для него первообразом.
  11. Василий Великий. Беседы на Шестоднев / Виллер Э. А. // Учение о едином в античности и средневековье. СПб., 2002. С.418−419.
  12. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии / пер. Ермакова М. Г. СПб., 1997. С. ЗЗ- 39, 61−101.
  13. Г. В. Предисловие к книге Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» / Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. СПб., 1997. СЛХ.
  14. Г. В. Восточные отцы 1У-У вв. Париж, 1931. С. 97.
  15. Григорий Назианзин. Слова о богословии / Виллер Э. А. // Учение о едином в античности и средневековье. СПб., 2002. С. 440−441.
  16. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии / пер. Ермакова М. Г. СПб., 1997. С. 69.
  17. Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V-м веке. Ч. 1−2. М., 1892−1897. Ч. 1.С. 267−268.
  18. Платон. Государство. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т.З. С. 197.
  19. Аристотель. Политика. Афинская политая. М., 1997. С.125−126.философии Платона. Аристотель также сделал шаг вперед по отношению к язычеству, устанавливая «власть законов», что соответствовало новаторской для своего времени идеологии Ветхого Завета.
  20. И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России / Киреевский И. В. Критика и эстетика. М. 1998, С.29
  21. В.И. Платон как зеркало русской идеи // Вопросы философии. 2005. № 4. С.38−50.
  22. Аристотель. Политика. Афинская политая. М., 1997. С.125−126.
  23. В.И. Платон как зеркало русской идеи // Вопросы философии. 2005. № 4. С. 46. идея смешанной конституции была воплощена в государственном устройстве Соединенных Штатов Америки"1.
  24. В.И. Платон как зеркало русской идеи // Вопросы философии. 2005. № 4. С. 45.
  25. И.А. Путь духовного обновления / Ильин И. А. Сочинения в 2-х томах. Т.2, М., 1994, С. 243.
  26. И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 249.
  27. И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 250.
  28. И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России / Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1998. С. 299. доведена до. изумительного логического совершенства при изумительном тоже отсутствии внутренней справедливости"
  29. И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России / Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1998. С. 279.
  30. И.Л. За тенью Распутина / Солоневич И. Л. Наша страна. XX век. 2001, М., С. 35.
  31. М.А. Бунтовщик / Волошин М. А. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. 1991, М., С. 221.
  32. П.Я. Отрывки и афоризмы / Чаадаев П. Я. Сочинения. 1989, М., С. 200.
  33. И.А. Путь духовного обновления / Ильин И1А. Сочинения: В 2 т. Т.2. М., 1994. С. 253.
  34. Цит. по: Фатенков А. Н. Кто должен править: люди или законы, массы или личности? Апология экзистенциальной автократии // ПОЛИС. 2005. № 2. С. 162.
  35. А.Н. Кто должен править: люди или законы, массы или личности? Апология экзистенциальной автократии // ПОЛИС. 2005. № 2. С. 162.
  36. Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. 1994. № 1.
  37. Два пути: Восток и Запад. Отношение к власти — это своеобразный ключ к пониманию различий в ценностях восточной и западной культуры. Разные культурные программы, осуществляя заложенные в них цели, формируют
  38. П.В. Народные представления о государственной власти в России в XVII в. М., 2000. С. 36.
  39. Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. В 2 т. Сергиев Посад, 1912. Т.2. С. 104.
  40. Дамаскин Иоанн. Душеспасительная повесть о Варлааме Пустыннике и Иосафе царевиче индийском. М&bdquo- 1998.С.310.различные параметры образа власти в соответствии с интересами членов общества.
  41. Д.С. «Слово о законе и благодати» Иллариона / в кн. Великое наследие. М, 1975.
  42. Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 110.
  43. Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 111.
  44. Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 112.
  45. Цит. по: Хомяков Д. А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 112.
  46. Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 28.
  47. М.В. Искание правды: русский путь. Воронеж, 2005. С.ЗО.
  48. Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С.114−115.
  49. Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 116.
  50. Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 118
  51. URL: http://osipov.orthodoxy.ru (дата обращения: 29.07. 2008).
  52. Разнонаправленная культурная ориентация отразилась в специфике идеологического обоснования легитимности власти. В целом можно выделить три варианта обоснования легитимности власти, которые основаны на христианской апологетике.
  53. Сакрализуется как наместник Христа представитель высшей светской власти. Второй вариант таит в себе опасность «цезарепапизма» светский властитель в итоге подчиняет своей власти церковную иерархию. Пример: германский император Римской империи.
  54. М. О. Религиозно-культурный фактор как условие трансформации международных и правовых отношений И Власть. 2008: № 5. С. 66.несоответствия царя образу Христа объявить его «ненастоящим», сняв с него ореол сакральности.
  55. Г. История и система средневекового миросозерцания. СПб., 1907. С.336−337.
  56. .А. Царь и император. М., 2000.С.24.
  57. Л.Ф. ВуэБапйта. СПб., 1891−1906. Кн. 1−3. Кн. 1. С. 15.
  58. Ф.А. Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи. Казань, 1880. С 460.
  59. Ф.А. Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи. Казань, 1880. С. 460. будни император восседал на правой части трона в качестве представителя Христа на земле, который правит от его имени1.
  60. JI.A. «Местник Божий» на царском троне: Христианская цивилизационная модель сакрализации власти в российской истории. М., 2002. С. 110.
  61. М.В. Патриарх Никон. В 3 ч. М., 1995, 4:1. С. 98.
  62. Цит. по: Андреева JI.A. «Местник Божий» на царском троне: Христианская цивилизационная модель сакрализации власти в российской истории. М., 2002. С. 116.
  63. Никит Хониат. История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина // Византийские историки, переведенные с греческого при санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1862. Т. 2. С. 121−122.
  64. Г. Г. Византийское общество и государство в X—XI вв.. М., 1977. С. 180. иждивенческие настроения среди российского населения, которые имеют место быть и поныне.
  65. Все европейское Средневековье прошло под знаком борьбы Римских пап за утверждение своей «наместнической власти». Постоянная борьба между папами и европейскими монархами способствовала процессам десакрализации власти.
  66. М. История средних веков в писателях и исследователях. Петроград, 1916. Т. П. С. 783.
  67. Соответственно, отношение народа к монархам на Западе отличается от отношения к монархам в России, где господствовали догматы Восточной Церкви.
  68. Французский социолог П. Бурдье предупреждает о том, что различия между историческими традициями столь велики, что применение к иностранному
  69. В.Д. Фридрих Барбаросса. М., 2001. С. 72.
  70. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. Т. 1. С. 166.
  71. На Востоке царь, в отличие от короля на Западе, имел исключительное значение в плане сопряжения с православной идеологией. Проследим исторические причины формирования идеального образа власти в традиционной российской модели.
  72. Флорентийская уния (1439 г.) была воспринята на Руси как измена греков православию, а последовавшее за тем взятие Константинополя турками как явный знак неблаговоления Божьего к грекам-отступникам.
  73. А. Сказания о русской земле. М., 1997. С. 202.
  74. Грек Максим. Сочинения. Казань, 1860. Ч. 2. С. 296−297.
  75. Сочинения И. С. Пересветова. М., 1956. С. 161.
  76. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕХАНИЗМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ВЛАСТИ
  77. Религиозная самоидентификация зачастую, как отмечают социологи, осуществляется не столько по принадлежности к той или иной религии, а на основе соотнесения себя с определенной культурой, национальным образом
  78. Российский государственный архив древних актов (РГАДА), Ф. 166, Оп. 1, Д. 2, JI.2−3 об.
  79. Ю.Ю. Религия в современной России // Социс. 2006. № 12. С. 131.
  80. Все эксперты подчеркивают единство народа и власти как несомненную социокультурную ценность, обеспечивающую сильную власть, которую ограничить может только Божья воля. Эта. ценность становится историческим
  81. И.А. О грядущей России: избранные статьи / под ред. Н. П. Полторацкого. М., 1993. С. 289.
  82. И.А. О грядущей России: избранные статьи / под ред. Н. П. Полторацкого. М., 1993. С. 290.
  83. И.А. О сильной власти. М., 1992. С. 318.
  84. В православии исторически закладывались и многие другие представления о власти, составившие основу базовых характеристик ее образа в политической культуре россиян.
  85. Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 8. властью свободно, самодержавно править вверенным ему народом."1. Единоначалие на земле имеет своим основанием единоначалие небесное.
  86. Известный историк Н. М. Карамзин тоже указывает на единоначалие как на панацею от российских бед: «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием"4.
  87. Единоначалие предполагает централизацию власти, а устроение властной системы по небесному образу подразумевает её иерархичность. Власть в представлении православных идеологов должна иметь структуру, сообразную
  88. Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 8.
  89. Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 8.
  90. Добротолюбие. Сергиев Посад, 1992, в 5 т. Т. 4. С. 96.
  91. Н.М. История государства Российского. Кн. 4. Т. Х-ХП, М., 1998. С. 495. православной вере. Поскольку Бог, согласно православным взглядам, является личностью, то и власть персонифицирована.
  92. Единоначалие или единовластие, таким образом, обозначается в качестве базового аспекта исконного образа власти в России.
  93. Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 89.
  94. Православие как идеология имеет свою концепцию государства. Опираясь на эту концепцию, православие вырабатывает соответствующие представления о государственном строе и выдвигает определенные требования к гражданину православного государства.
  95. Каковы обязанности народа по отношению к помазаннику? «Бог повелевает нам, во-первых, не прикасаться к его помазанникам и, во-вторых, оказывать царю
  96. Н.Б. (Лрх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 12. почтение, которое должно выражаться нашими о нем молитвами и повиновением ему"1.
  97. Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 99.
  98. Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 100.
  99. Христианское учение о царской власти из проповедей Филарета, митрополита Московского. М., 1901. С. 28.
  100. Добротолюбие. Сергиев Посад, 1992. В 5 т. Т. 1. С. 67.
  101. Церковь осуждает бунт как противный христианскому духу и несовместимый с православным пониманием свободы. Очерчивается отношение к оппозиции власти как не только нежелательной, но и контрпродуктивной форме взаимодействия с властью.
  102. Идеологическое оформление образа «царства».
  103. Р.П. Сказание о князьях Владимирских. М.- Л., 1955. С. 164.
  104. Р.П. Сказание о князьях Владимирских. М.- Л., 1955. С. 162.
  105. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 13. М., 1965. С. 157.
  106. В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901. С. 533. .
  107. В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901. С.533−534.
  108. И.В. Сильвестр и составление жития Ольги Степенной книги // Теория и практика источниковедения и археографии отечественной истории. М., 1978. С.51−60.
  109. Книга Степенная царского родословия, содержащая историю Российскую с начала оныя до времен государя царя и великого князя Иоанна Васильевича. М., 1775. Часть I. С. 38.
  110. И.С. Пересветова. M., JL, 1956. С. 156.
  111. Попытка воплощения образа «царства».
  112. Царь был обязан быть милостивым, заботиться о вере и о церкви, беречь подданных, награждать их за службу и защищать христиан («соблюдати стадо егоо
  113. Казанская история. М.- Л., 1954. С. 161. патриотическому образу власти было получено и даже формально закреплено документом.
  114. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. Т.1. С. 443.
  115. Историки приходят к выводу, что это испытание Иоанн Грозный не прошел1. По всем трем параметрам «царство» Иоанна Грозного не состоялось реальный образ власти оказался несоответствующим ожидаемому.
  116. А. Понятие «царство» в средневековой Руси // Воронежская беседа: альманах (1999—¦ 2000). Воронеж. 2000. С. 161.
  117. Сочинения И. Пересветова / Подгот. текста Зимин А. А. Под ред. Лихачева Д. С. М.- Л., 1956. С. 181, 161,153.
  118. А.И. Состав правящих кругов государства в середине XVI века и проблемы изучения «Избранной Рады»: автореферат дисс. на соискание ученой степени к.ист.н. Воронеж, 1995. С. 14.
  119. Послания Иоанна Грозного. М- Л., 1951. С. 27.
  120. Сказания Князя Курбского / Иэд. Н. Устрялова. СПб., 1868. С. 4, 38.
  121. Сказания Князя Курбского / Иэд. Н. Устрялова. СПб., 1868. С. 30.
  122. А.Н. Иван Грозный и Сильвестр (История одного мифа). Лондон, 1987. С. 118.
  123. Формирование модели служения в базовом образе власти в древней Руси.
  124. Венчание Иоанна IV на царство не могло не повлечь за собой изменения в правосознании общества. Все жители царства — от холопов до бояр становились подданными монарха, как бы уравниваясь в своем отношении к нему и к Родине
  125. Книга Степенная царского родословия, содержащая историю Российскую с начала оныя до времен государя царя и великого князя Иоанна Васильевича. М., 1775. Часть I. С. 4., 6, 117.
  126. И. Народное воззрение на деятельность Иоанна Грозного. СПб. 1892. С. 7. так осуществилась идея равенства. Само понятие Родины приобрело конкретные политические границы, совпадавшие с территорией Русского государства.
  127. Митрополит Илларион. Слово о законе и благодати / Пер. В. Я. Дерягина // Альманах библиофила. М., 1989. Вып. 26. С. 154−227.иначе как «вселенское». Был обозначен миссионерский характер русской традиционной модели образа власти.
  128. Н. Происхождение самодержавия в России. М., 1906. С. 32.
  129. И. Краткое известие о Московии в начале XVII века. М., 1937. С. 68.
  130. И.Г. Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699 гг.). СПб., 1906. С. 217.
  131. Восточные патриархи на Большом Московском соборе 1666−1667 гг. на вопрос Алексея Михайловича «Что есть царь?» дали следующий ответ: «Царь есть господь всех подданных своих. местник Божий есть"2.
  132. Изменение представлений о демократии в Древней Руси
  133. Если с принятием христианства на Руси начала укореняться мысль о Боге как источнике власти, то каким было представление об источнике власти в дохристианской Руси?
  134. Много говорится о том, что демократия на Руси была ещё в давние времена и приводят в пример Древнюю Русь и новгородское вече. В компетенцию вече входили все вопросы, кроме управления и суда, которые были отданы в ведение
  135. П.В. Народные представления о государственной власти в России в ХУП в. М., 2000. С.37−40.
  136. Каптерев Н. Ф Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. В 2 т. Сергиев Посад, 1912. Т.2. С. 224.
  137. Таким образом, новгородская демократия является возвратом к дохристианской эпохе. Это не было шагом вперед, к модернизации монархического строя. Это был шаг назад, к язычеству, которому и соответствует такая правовая форма как демократия.
  138. На взгляд Л: А. Андреевой, князь Владимир, проводя христианизацию Руси, стремился мировоззренчески обосновать сакральность великокняжеской власти, основанную на прямой религиозной мотивации подчинения населения князю3.
  139. И .Я. Древняя Русь: Опыт исследования истории и социально-политической борьбы. М.- СПб, 1995. С. 104.
  140. Л.А. «Местник Божий» на царском троне. Христианская цивилизационная модель сакрализации власти в российской истории. М., 2002. С. 138.
  141. Л.А. «Местник Божий» на царском троне: Христианская цивилизационная модель сакрализации власти в российской истории. М., 2002. С. 146.
  142. Христианство в политическом аспекте должно было легитимировать княжескую власть и земное царство как отражение Царства Небесного: земное «сущее» должно соответствовать христианскому «должному».
  143. Усвоение на Руси идей иерархии и персонификации
  144. Распространение на Руси на рубеже Х1У-ХУ вв. «Ареопагитик» содействовало закреплению в миропонимании иерархической упорядочности бытия, когда земная иерархия, выстроенная по монархическому принципу, воспринималась как отражение небесной.
  145. Е.Е. История Русской Церкви. Приложения. Память и похвала Владимиру монаха Иакова. М&bdquo- 1997. Т. 1.
  146. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1993. С. 159.
  147. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Спб., 1908. Т. 21. Ч. 1. С. 5.
  148. Следует обратить внимание на то, что выбранный царь признается «не настоящим», искусственным в глазах народа. Шаткая легитимность «выбранных» органов власти, как показывают результаты исследований, сохраняется и до сего дня.
  149. Не настоящим» мог признаваться царь и ещё в одном случае когда он, по мнению народа, уклонялся от своего главного назначения — поддержки и защиты православной веры.
  150. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. Т.2. С. 52.
  151. Грек Максим. Сочинения. В 3 ч. Казань, 1859−1862. Ч. 2. С. 167.
  152. Домострой / Сост. В. В. Колесов. М&bdquo- 1990.
  153. В то же время главный враг раскольников патриарх Никон тоже ставит под сомнение «истинность» царя по тому же самому обвинению: уклонение от канонов православной веры. «Что может быть беззаконнее, вопрошает он, — еже
  154. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М.: ТЕРРА TERRA, 1992. Т.2. С. 200.
  155. П.В. Народные представления о государственной власти в России в XVII в. М., 2000. С. 40.
  156. Грозного князю Курбскому царь недвусмысленно приравнивает послушание себе послушанию Богу: «А аще праведен еси и благочестив, про что не изволил еси от мене, строптивого владыки, страдати и венец жизни наследити?"1.
  157. Готовы были умереть под царским мечом не слабые, а очень сильные люди. «Рабство» их было добровольным и высоким. Сегодня говорят, что «рабский дух» присущ русскому народу, но не понимают, что истоки этого духа кроются не в слабости, а в былой силе.
  158. Н.Б. (Арх. Серафим) Русская идеология. М., 2000. С. 132.
  159. Н.Б. (Арх. Серафим) Русская идеология. М., 2000. С. 132. исключительно на бюрократическую машину, а монарх в такой системе, соответственно, низводился до уровня высшего администратора.
  160. Отражение базовых аспектов образа власти в русских пословицах и поговорках. Рассмотренные особенности отношения к власти прочно закрепились в историческом сознании россиян, что нашло отражение в русских пословицах и поговорках.
  161. Жевахов Николай (князь). Причины гибели России / Голгофа и воскресение России: сборник ст. / под ред. Ю. Леонова. Одесса, 2001. С. 19.
  162. Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 97.
  163. Ф.М. Полное собрание сочинений. СПб., 1895. Т. U.C. 467−470.
  164. ГОСУДАРСТВО, СМЕНА ВЛАСТИ, ЗАКОН И ПРАВО В ПРАВОСЛАВНОЙ ИДЕОЛОГИИ
  165. Митрополит Иоанн. Русская симфония. СПб., 2001. С. 387.
  166. В.О. Сочинения. М., 1957. Т.Ш. С.80
  167. В католической авторитарной церкви, как считает А. С. Хомяков, есть единство без свободы, а в протестантской — свобода без единства. А в православии эти два начала — свобода и единство — способны сочетаться органично, без ущерба друг для друга.
  168. Митрополит Иоанн. Русь соборная. Очерки христианской государственности. СПб., 1995. С. 21.
  169. A.C. О старом и новом. М., 1988. С. 200.
  170. Т.А. Масса и карнавал: Элиас Канетти и Михаил Бахтин // Вопросы социологии. 2007. № 3. С. 48.
  171. Соборность, пишет Т. И. Зайцева, — выступает как против индивидуализма, разрушающего человеческую солидарность, так и против светского
  172. Т.И. В защиту русского либерализма // ПОЛИС. 2006. № 1. С. 177.
  173. Т.И. В защиту русского либерализма // ПОЛИС. 2006. № 1. С. 177.
  174. Т.И. В защиту русского либерализма Н ПОЛИС. 2006. № 1. С. 178.2Хомяков A.C. Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1900−1914. Т. 2. С. 101.
  175. С.Н. Собрание сочинений. М., 1908. Т.2. С. 13
  176. Закон и право в православной идеологии
  177. Христианское учение о царской власти из проповедей Филарета, митрополита Московского. М., 1901. С.43−44
  178. И. Л. О грядущей России: избранные статьи / под ред. Н. П. Полторацкого. М., 1993.С. 106.
  179. И. А. О грядущей России: избранные статьи / под ред. Н. П. Полторацкого. М., 1993.С.107.
  180. Разговоры Пушкина. М., 1926. С. 174−175
  181. В.П. Психология власти. М., 2003. С. 351.
  182. И.А. О грядущей России: избранные статьи / под ред. Н. П. Полторацкого. М., 1993. С. 258.
  183. Известно, что идеал западного образа правление это власть законов, а не власть какого бы то не было любого субъекта власти. В России закон традиционно уступает свои приоритеты главе государства, т. е. власть персонифицируется в его лице.
  184. А. О монархии и народоправстве. Доклад на региональном Невском Земском Соборе. СПб., 1999. С. 17.
  185. Ю.С. Между казачеством и кнутом. К столетию русской конституции и русского парламента// ПОЛИС. 2006. № 2. С. 10.
  186. Отношение к власти как к «тяглу», характерное для православной культуры, продолжало бытовать в атеистическом советском обществе, поскольку являлось включенным в базовое отношение к власти.
  187. Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 45.
  188. Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 137.
  189. Демократические свободы воспринимаются россиянами как «формальные свободы», а значит, второстепенные и малозначащие. Они никак не связаны с дилеммой выбора между добром и злом, их отсутствие не отнимает внутренней духовной свободы человека.
  190. Нисский Григорий. Св. творения. Ч. 4. М., 1862. С. 295.
  191. Добротолюбие. Сергиев Посад, 1992, в 5 т. Т. 1. С. 67.
  192. Д.С. Реформаторы. Брюссель, 1990. С. 48.
  193. Демократические свободы именно потому столь мало ценятся россиянами, что они занимают далеко не первое место в списке ценностных приоритетов, выработанных многовековой национальной культурой.
  194. Ю.С. Между казачеством и кнутом. К столетию русской конституции и русского парламента//ПОЛИС. 2006. № 2. С. 10.
  195. .Н. Вопросы философии. М., 1904. С. 366.
  196. Неоднозначность отношения к государству в православной идеологии
  197. М. Власть Московских государей. СПб., 1889. С. 25−26.
  198. И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С.262
  199. Т Ильин И. А. Путь к очевидности. М, 1993. С. 247.
  200. Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 14.
  201. Содержимое понятия «православие», с точки зрения Д. А. Хомякова, настолько велико и всеобъемлюще, что с ним ничего нельзя поставить рядом: ни
  202. И.А. Путь к очевидности. М, 1993. С. 248−24.
  203. Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 39.
  204. Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 110.
  205. Цит. по: Пастухов В. Б. Третий срок Путина как альтернатива политическому ханжеству // ПОЛИС. 2006. № 2. С. 165.
  206. А. О монархии и народоправстве. Доклад на региональном Невском Земском Соборе. СПб., 1999. С. 14.
  207. А. О монархии и народоправстве. Доклад на региональном Невском Земском Соборе. СПб., 1999. С.З.
  208. И. Самодержавие и Россия / Голгофа и воскресение России: сборник ст. / под ред. Ю. Леонова. Одесса, 2001. С. 41.
  209. Л.М. Борис Николаевич Чичерин о политике, государстве и истории. Воронеж, 1995.
  210. А. Карта Европы: с Россией или без неё // Вопросы философии. 2005. № 12. С. 32. мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению и нравственным нормам церковного предания».
  211. Когда-то Тертуллиан сказал: «Христианами не рождаются, ими становятся», становятся по свободному выбору, поэтому в компетенции Церкви сегодня остается духовное просвещение народа («человекотворчество»), проповедь и
  212. Отношение православия к демократии.
  213. Православная идеология предъявляет свою позицию по отношению к демократии как к типу государственного устройства. «Народоправство, пишет
  214. Архиепископу вторит русский философ Николай Бердяев: «Демократия как самодовлеющая отвлеченная идея, ничему высшему не подчиненная, есть
  215. Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 125.
  216. Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 125.
  217. Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 124.
  218. Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 127. человекообожествление и отрицание божественного источника власти"1. Таким образом, демократический строй отвергается православными идеологами как противный Божьему установлению.
  219. H.A. Философия неравенства/ Состав., предисл. и прим. Л. В. Полякова. М., 1990. С. 158.
  220. Н.Б. (Арх. Серафим) Русская идеология. М., 2000. С. 128.
  221. Н.Б. (Арх. Серафим) Русская идеология. М., 2000. С. 129.
  222. Церковь нашу, а вместе с нею и всю св. Русь» .
  223. H.A. Философия неравенства / Состав., предисл. и прим. Л. В. Полякова. М., 1990. С. 125−126.
  224. H.A. Философия неравенства/ Состав., предисл. и прим. Л. В. Полякова. М., 1990. С. 159.
  225. Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 133.
  226. Митрополит отмечает, что «весь русский народ пришел в такое состояние, в каком некогда находился Израиль, который, отпавши от Бога и предавшись нечестию, за это подвергался разным наказаниям, а потом 70-летнему плену. л
  227. Нечто подобное стало и с русским народом». Аналогия последующего 70-летнего советского периода с 70-летним пленом Израиля, в церковной среде довольно распространенна и в настоящее время.
  228. Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский). Проповеди // Неуслышанные голоса. Церковь и демократия. М., 1996. С. 58.
  229. Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский). Проповеди // Неуслышанные голоса. Церковь и демократия. М., 1996. С.60−63.
  230. Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский). Проповеди // Неуслышанные голоса. Церковь и демократия. М., 1996. С. 61.
  231. Архиепископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский). Правые и левые // Неуслышанные голоса. Церковь и демократия. М., 1996. С. 111.
  232. Архиепископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский). Правые и левые // Неуслышанные голоса. Церковь и демократия. М., 1996. С. 112.
  233. Как видим, Победоносцев сразу же нащупал главное противоречие демократической концепции и православной идеологии (или современной и традиционной модели образа власти), а именно представление об источнике власти.
  234. Архиепископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский). Правые и левые // Неуслышанные голоса. Церковь и демократия. М., 1996. С. 115.
  235. H.A. Философия неравенства / Состав., предисл. и прим. Л. В. Полякова. М., 1990. С. 158.
  236. К.П. Великая ложь нашего времени. // Неуслышанные голоса. Церковь и демократия. М., 1996. С.5
  237. К.ГГ. Великая ложь нашего времени. // Неуслышанные голоса. Церковь и демократия. М., 1996.С.7.I
Заполнить форму текущей работой