Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Функциональное состояние кардиореспираторной системы детей 6-9 лет при применении оздоровительных технологий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время, только расширение двигательной активности не решает задачу устранения наиболее распространенных отклонений в состоянии здоровья детей, в том числе со стороны кардиореспираторной и вегетативной нервной системы. В этой связи авторами рекомендуется использование биологически активных веществ, адаптогенов, антиоксидантов. Однако, учитывая ряд противопоказаний и побочных эффектов при… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА I. Адаптации организма детей дошкольного и младшего школьного возраста к влиянию внешних факторов и оздоровительным воздействиям (Обзор литературы)
    • 1. 1. Состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста на современном этапе
    • 1. 2. Адаптация организма детей к влиянию внешних факторов
    • 1. 3. Современные подходы к укреплению здоровья профилактике заболеваний
    • 1. 4. Методы оценки состояния здоровья и донозологической диагностики отклонений в деятельности кардиореспираторной системы организма детей
  • ГЛАВА II. Материал и методы исследования
    • 2. 1. Организация исследования

    2.2. Методы исследования 41 Оценка функции системы внешнего дыхания 42 Исследование вегетативной нервной системы 43 Оценка показателей сердечно-сосудистой системы 45 Определение физической работоспособности 47 Оценка толерантности к гипоксии (проба Штанге)

    2.3. Статистическая обработка материалов исследования

    ГЛАВА 3. Результаты собственных исследований и их обсуждение

    3.1. Результаты исследования системы внешнего дыхания

    3.2. Результаты исследования центральной и периферической гемодинамики

    3.3. Результаты оценки влияния различных вариантов поверхностной рефлексотерапии на показатели ССС и активность уровней регуляции центральной и периферической гемодинамики

    3.4. Функциональное состояние кардиореспираторной системы детей и механизмов регуляции ее деятельности при комбинированном использовании физических нагрузок спортивной направленности и применения поверхностной рефлексотерапии

Функциональное состояние кардиореспираторной системы детей 6-9 лет при применении оздоровительных технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Одной из важнейших стратегических задач государства является сохранение и укрепление здоровья населения, и, в первую очередь, здоровья детей и подростков. «Экологический пресс», гипокинезия, рост информационных нагрузок и другие факторы привели к значительному ухудшению здоровья детского контингента, уровень которого еще более снижается при переходе от условий дошкольного учреждения к обучению в школе, особенно в условиях инновационных педагогических технологий [М.В. Антропова с соавт., 1997; H.A. Агаджанян с соавт., 1996, 1998; A.A. Баранов, 1999; Е. В. Быков, 2002; М. М. Безруких с соавт., 2004, 2005; А. Р. Сабирьянов, 2005; А. А. Баранов с соавт., 2006 и др.]. В этой связи высока актуальность выявления ранних неблагоприятных изменений в состоянии здоровья детей, разработка и физиологическое обоснование технологий, которые интегрируют различные методы укрепления здоровья, сочетают в себе высокую эффективность и доступность, учитывают наличие сенситивных и критических периодов развития детей [М.М.Безруких с соавт., 2000, 2004, 2005; В. П. Рыбаков с соавт., 2004; В. Д. Сонысин с соавт., 2000, 2004].

Актуальность данной проблемы нашла отражение в целом ряде Постановлений Правительства РФ и приказов министерств здравоохранения и образования [Приказ Минобразования Российской Федерации № 1418 от 15 мая 2000 г. «Об утверждении примерного положения о центре содействия здоровью обучающихся, воспитанников образовательного учреждения" — Постановление Правительства РФ № 916 от 29 декабря 2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи" — Решение министерства образования, министерства здравоохранения, Госкомспорта и Российской академии образования № 11/9/6/5 от 23 мая 2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации" — Приказ министерства здравоохранения РФ № 114 от 21 марта 2003 г. об утверждении программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003;2010 годы"].

Хорошо известно, что наибольшее влияние на уровень здоровья оказывает образ жизни [Ю.П.Лисицын, 1987], из чего вытекает необходимость коррекции здоровья в первую очередь поведенческими методами [К.В.Судаков, 2000; Руководство по профилактике 2000]. В системе здоровьеукрепляющих технологий ключевое место занимают методы, направленные на повышение функционального состояния кардиореспираторной системы и вегетативной регуляции ее деятельности. Адекватная возрасту и физическому состоянию организма физическая активность — естественный и принципиально безопасный способ сохранения и укрепления здоровья детей [И.А.Аршавский, 1982; Ф. З. Меерсон с соавт., 1988; К. Купер, 1989; Н. А. Фомин, 2003; В. В. Зайцева, 2004; В. В. Колпаков с соавт., 2004; С. П. Левушкин с соавт., 2005; С. А. Медведева, 2006 и др.], но современная система физического воспитания в условиях нарастающей гипокинезии детей не обеспечивает должного восполнения потребности в движении ввиду низкой интенсивности и образовательной направленности процесса физического воспитания, что требует перехода к новым, более эффективным технологиям. В частности, рядом исследователей предлагаются концепции интенсификации, спортизации и «конверсии» технологий спортивной подготовки в процесс физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста [В.К.Бальсевич с соавт., 1993 -2000; С. И. Веневцев, 2003; В. Б. Войнов с соавт., 2004; К. ЕскегэЫег, 1995 и др.], физиологическая оценка которым к настоящему времени не дана.

В то же время, только расширение двигательной активности не решает задачу устранения наиболее распространенных отклонений в состоянии здоровья детей, в том числе со стороны кардиореспираторной и вегетативной нервной системы [Л.В.Фахрутдинова, 1999; Е. В. Быков, 2002; Т. К. Марченко, 2003]. В этой связи авторами рекомендуется использование биологически активных веществ, адаптогенов, антиоксидантов. Однако, учитывая ряд противопоказаний и побочных эффектов при их приеме, актуальным представляется поиск немедикаментозных средств повышения укрепления здоровья детей и профилактики заболеваний. В последнее время популярность приобрели так называемые восточные оздоровительные системы [Г. Лувсан, 1996; В. А. Лшцук с соавт., 2000; В. В. Малаховский, 2001; А. Р. Сабирьянов, 2001 и др.], значительный интерес проявляется к поверхностной рефлексотерапии в силу доступности, эффективности, неинвазивности, мультифакторности воздействия (на вегетативную нервную, опорно-двигательную, иммунную системы), возможности ее использования в профилактических целях [О.Н.Гуткина, 1999, 2000; С. Л. Бугров с соавт., 2005; И. В. Мухина с соавт., 2005 и др.]. В то же время, недостаточно изучены физиологические аспекты влияния на кардиореспираторную систему и активность уровней ее регуляции, умственную работоспособность детей расширенного двигательного режима, основанного на использовании физических нагрузок спортивной направленностиотсутствует физиологическое обоснование влияния различных средств поверхностной рефлексотерапии, а также воздействия на организм детей комплекса оздоровительных мероприятий, включающего использование расширенного двигательного режима и поверхностной рефлексотерапии с профилактической целью. Особенно актуальна эта проблема в период «первичной социализации» — при переходе от дошкольного воспитания к обучению в школе. Вышесказанное определяет актуальность проблемы, обусловило постановку цели и задач исследования.

Цель работы: физиологическое обоснование использования физических нагрузок спортивной направленности и средств поверхностной рефлексотерапии для повышения уровня функционального состояния кардиореспираторной системы детей 6−9 лет.

Задачи исследования:

1. Оценить развитие системы внешнего дыхания детей 6−9 лет и влияние на него физических нагрузок спортивной направленности.

2. Изучить влияние занятий в спортивной секции на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, уровень физической работоспособности и толерантность к гипоксии детей 6−9 лет.

3. Исследовать физиологические эффекты применения различных вариантов поверхностной рефлексотерапии на состояние сердечнососудистой системы и медлеиноволиовую вариабельность показателей центральной и периферической гемодинамики.

4. Дать оценку комбинированного влияния повышенной двигательной активности и средств поверхностной рефлексотерапии на кардиореспираторную систему, механизмы ее регуляции и вегетативный статус у детей 6−9 лет.

Научная новизна работы. Впервые изучено влияние комплексного воздействия повышенного режима двигательной активности и поверхностной рефлексотерапии на функциональное состояние кардиореспираторной системы и активность уровней ее регуляции у детей 6−9 лет. Выявлено, что применение физических нагрузок спортивной направленности у детей младшего школьного возраста приводит к повышению темпов развития скоростных и объемно-скоростных характеристик и резервных возможностей системы внешнего дыхания, при этом более значимо возрастание объемно-скоростных характеристик, отражающих проходимость крупных бронхов.

Определено, что адаптация сердечно-сосудистой системы к систематическим физическим нагрузкам детей 6−9 лет, занимающихся в спортивной секции, обеспечивается более высокими темпами увеличения толерантности к гипоксии, ударного объема и менее выраженным возрастным увеличением тонуса сосудов при отсутствии статистически значимых различий медленноволновой вариабельности показателей центральной и периферической гемодинамики по сравнению со сверстниками.

Впервые проведена оценка физиологических эффектов применения различных средств рефлексотерапии со стороны сердечно-сосудистой системы и изучение динамики активности различных уровней регуляции деятельности центральной и периферической гемодинамики детей у детей 69 лет. Выявлено, что применение поверхностной рефлексотерапии вызывает изменения активности уровней регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы в зависимости от ее варианта. Использование массажных колец приводит к уменьшению доли низкочастотных колебаний и росту высокочастотных и очень низкочастотных, сопровождается субъективным ощущением повышения умственной работоспособности. Курсовое применение аппликаторов на область стоп и спины способствует повышению уровня периферического кровотока, увеличению мощности флюктуаций в очень низкочастотном диапазоне показателя амплитуды реоволны пальца стопы, увеличению общей мощности спектра ритма сердца, высокочастотных и очень низкочастотных колебаний при снижении доли низкочастотных флюктуаций, нормализации вегетативного гомеостаза.

Выявлено, что комплексное применение физических нагрузок и средств поверхностной рефлексотерапии определяет как морфологические перестройки кардиореспираторной системы (более высокие темпы роста показателей системы дыхания, ударного объема сердца), так и функциональные, связанные с изменением активности уровней регуляции ее деятельности, нормализацией вегетативного статуса.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные результаты расширяют представления об особенностях адаптации кардиореспираторной и вегетативной нервной системы детей дошкольного и младшего школьного возраста к воздействию физических нагрузок, впервые изучены физиологические эффекты влияния различных вариантов поверхностной рефлексотерапии на показатели центральной и периферической гемодинамики и механизмы регуляции ее деятельности. Физиологически обосновано и внедрено в практику работы дошкольных учреждений и школ применение различных вариантов поверхностной рефлексотерапии для повышения умственной работоспособности, уровня здоровья детей и профилактики заболеваний.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Адаптация кардиореспираторной системы детей 6−9 лет к физическим нагрузкам спортивной направленности обеспечивается более высокими темпами увеличения резервных возможностей системы внешнего дыхания, скоростных и объемно-скоростных характеристик биомеханики дыхания, ударного объема и менее выраженным возрастным повышением тонуса сосудов.

2. Физиологические эффекты применения средств поверхностной рефлексотерапии заключаются в изменениях центральной и периферической гемодинамики и активности уровней регуляции и зависят от применяемого варианта.

Внедрение в практику. Результаты исследования используются в учебном процессе на кафедрах теории и методики физической культуры и спорта, физической и психической реабилитации Южно-Уральского государственного университета, Тюменского государственного университета, кафедре лечебной физкультуры, спортивной и восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии Челябинской государственной медицинской академиив работе дошкольных учреждений и школ г. г. Челябинска, Шадринска.

Апробация работы осуществлялась на научно-практических конференциях, в том числе: на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы оздоровления населения, физической культуры, спорта и реабилитации» (Челябинск, 2006), VI Российском научном форуме по реабилитации и спортивной медицине «РеаСпоМед» (Москва, 2006), Челябинской областной научно-практической конференции, посвященной 55-летию врачебно-физкультурной службы, ежегодных научно-практических конференциях ЮУрГУ 2004;2006 г. г.

Тема диссертации входит в план научно-исследовательской работы ЮУрГУ по проблеме «Теоретические, концептуальные и технологические аспекты здравостроения» (номер государственной регистрации 01.990 007 567).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 научных работ, в том числе одна в лицензированных ВАК изданиях, две — в материалах международной и Всероссийской конференций.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 143 страницах печатного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы (цитируется 298 источников отечественной и зарубежной литературы). Текст иллюстрирован 18 таблицами и 23 рисунками.

выводы.

1. Систематические физические нагрузки спортивной направленности способствуют значительному росту резервных возможностей системы внешнего дыхания детей 6−9 лет, темпов развития скоростных, а также объемно-скоростных характеристик биомеханики дыхания, отражающих проходимость крупных бронхов (показатели пиковой объемной скорости вдоха и выдоха, максимальной объемной скорости при выдохе 25% ФЖЕЛ).

2. Адаптация сердечно-сосудистой системы детей 6−9 к физическим нагрузкам спортивной направленности обеспечивается более высокими темпами увеличения толерантности к гипоксии, ударного объема и менее выраженным возрастным увеличением тонуса сосудов при отсутствии статистически значимых различий медленноволновой вариабельности показателей центральной и периферической гемодинамики по сравнению со сверстниками. У детей, занимающихся в спортивной секции, выше уровень физической работоспособности и степень экономичности работы сердца при физических нагрузках.

3. Использование массажных колец оказывает преимущественное воздействие на периферическую гемодинамику (повышение уровень периферического кровотока) и нормализующее влияние на артериальное давление, что связано с ростом гуморально-метаболических факторов регуляции (увеличение мощности флюктуаций в самоми очень низкочастотном диапазонах спектра амплитуды реоволны сосудов пальца, снижение доли колебаний в низкочастотном диапазоне).

При отсутствии изменений хронои инотропной функции сердца изменяется активность различных уровней регуляции: снижается доля медленноволновых колебаний в низкочастотном диапазоне и возрастает мощность колебаний в высокочастотном, оченьи самом низкочастотном диапазонах спектра, что результируется в снижении индекса напряжения.

4. Применение аппликаторов на область стоп и кратковременное нахождение на аппликаторе лежа на спине (10−15 минут) обладает тонизирующим эффектом, связанным в первом случае с увеличением активности как симпатического отдела вегетативной нервной системы (рост мощности колебаний в диапазоне низких частот), так и высших нервных центров регуляции кардиоритма (надсегментарный уровень регуляции), а во втором — с преимущественным ростом влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы (увеличение мощности и относительной доли низкочастотных колебаний).

5. Физиологическими эффектами нахождения на аппликаторе лежа на спине в течение 30 минут являются повышение периферического кровотока, что связано с увеличением общей мощности спектра и мощности самого низкочастотного диапазона спектра показателя амплитуды реоволны сосудов пальца стопы (гуморально-метаболические факторы регуляции), снижение индекса напряжения в связи с повышением роли парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (возрастание общей мощности ритма сердца за счет увеличения флюктуаций в высокочастотном диапазоне спектра).

6. Использование систематических занятий физической культурой спортивной направленности и средств поверхностной рефлексотерапии является эффективным сочетанием, приводящим как к морфологическим перестройкам кардиореспираторной системы, так и к функциональным, связанным с изменением активности уровней регуляции центральной и периферической гемодинамики, нормализацией вегетативного гомеостаза детей 6−9 лет.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для повышения уровня функционального состояния кардиореспираторной системы рекомендуется использовать в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста физические нагрузки спортивной направленности путем организации занятий в спортивной секции не менее 2 раз в неделю в дополнение к программным занятиям физической культурой.

2. При проведении физкультминуток для повышения уровня работоспособности у дошкольников и учащихся начальных классов необходимо включать массаж пальцев кистей массажными кольцами.

3. Кратковременное воздействие аппликаторов на область стоп (3−5 мин.) и спины (10−15 мин.) обладает тонизирующим влиянием и рекомендуются для повышения работоспособности детей.

4. Использование аппликаторов на область спины продолжительностью 25−30 минут рекомендуется для снятия напряжения, релаксации, улучшения сна.

5. Рекомендуется курсовое применение аппликаторов по 20 процедур, повторное использование через 10−14 дней.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.A. Регуляция насосной функции сердца развивающегося организма в условиях мышечных тренировок / Р. А. Абзалов // Научные труды I съезда физиологов СНГ. М.: Медицина-Здоровье, 2005. — Т. 1. -С.203.
  2. H.A. Экология, здоровье, качество жизни (очерки системного анализа) / Н. А. Агаджанян, Г. П. Ступаков, И. Б. Ушаков и др. М. Астрахань: Изд-во АГМА, 1996. — 260 с.
  3. H.A. Интегративная медицина и экология человека / Н. А. Агаджанян, И. Н. Полунин. М.-Астрахань: Изд-во АГМА, 1998. — 355 с.
  4. С.Г. Оценка некоторых показателей сердечно-сосудистой системы у школьников при различных уровнях адаптации / С. Г. Александров, М. И. Губина, М. И. Сусликова. // Научные труды I съезда физиологов СНГ. М.: Медицина-Здоровье, 2005. — Т. 2. — С. 197.
  5. М.В. Учебная нагрузка учащихся IX X классов и их режим дня / М. В. Антропова, Е. Г. Гребенкина, Л. А. Волкова. // Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки старшеклассников. — М., 1986.1. С. 7−33.
  6. М.В. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся / М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Г. В. Бородкина. // Здравоохранение РФ. -1997. -№ 3.- С. 29−33.
  7. Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. — 248 с.
  8. Ю.Архипова О. М. Влияние массажа шиацу на вегетативную регуляцию у спортсменов подростков / О. М. Архипова. // Материалы VI Всероссийского научного форума «РеаСпоМед2006». М., 2006. — С. 7 -8.
  9. П.Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития (основы негэнтропийной теории онтогенеза) -М.: Наука, 1982.-270 с.
  10. Д.В. Особенности адаптационных процессов у юных футболистов 11−16 лет: автореф. дис. .канд. биол. наук / Д. В. Ашмарин. -Челябинск, 2006. 24 с.
  11. ЕА. Критерии комплексной оценки здоровьесберегающих технологий в разных видах образовательных учреждений / Е. А. Бабенкова, З. И. Бацева, Н. В. Лазаренко и др. // Альманах «Новые исследования». М., 2004.-№ 1−2.-С. 69−70.
  12. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. / Р. М. Баевский. М.: Медицина, 1979. — 295 с.
  13. P.M. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. / Р. М. Баевский, О. И. Кириллов, С. З. Клецкин. М.: Наука, 1984. -221 с.
  14. P.M. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека: Учебно-методическое пособие / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева, А. Л. Максимов. Магадан: СВНЦ РАН, 1996. — Ч. I. — 55 с.
  15. P.M. Оценка адаптивных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. М.: Медицина, 1997.-235 с.
  16. П.А. Особенности адаптации к учебной нагрузке школьников 89 лет с различным психотипом: автореф. дис. .канд.биол.наук / П. А. Байгужин. Челябинск, 2005. — 18 с.
  17. В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В. К. Бальсевич. // Теория и практика физическойкультуры. 1993. — № 4. — С. 1−23.
  18. В.К. Активизация темпов физического развития детей 4−5— летнего возраста / В. К. Бальсевич, Н. Д. Васильев, К. М. Седов и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 3. -С. 55−56.
  19. В.К. Сургутский проект (сообщение первое) / В. К. Бальсевич, М. П. Шестаков, Л. Н. Прогонюк и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. -№ 4. — С. 48 — 55.
  20. В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В. К. Бальсевич. // Теория и практика физической культуры.1999. -№ 4. С. 21 -26.
  21. В.К. Онтокинезиология человека. / В. К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.
  22. A.A. Состояние здоровья детей и задачи союза педиатров России / А. А. Баранов. // Педиатрия, 1995. № 1. — С. 7 — 11.
  23. A.A. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты / А. А. Баранов. // Педиатрия, 1999. № 3. — С. 4 — 6.
  24. В.Н. Влияние особенностей автономной нервной регуляции на функциональное состояние кровообращение головного мозга детей 7−8 лет / В. Н. Безобразова. // Альманах «Новые исследования». М., 2004.1.2.-С. 73−74.
  25. В.Н. Развитие системы кровообращения у детей /
  26. B.Н.Безобразова, С. Б. Догадкина, Г. В. Кмить и др. // Рос.физиол.журн. им. И. М. Сеченова, 2004. Т.90, № 8. — С. 364.
  27. М.М. Теоретические аспекты изучения физиологического развития ребенка / М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М.: Образование от, А до Я., 2000.-С. 9−13.
  28. М.М. Педагогическая физиология / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин. // Альманах «Новые исследования». М., 2004. — № 1−2. — С. 74 — 75.
  29. М.М. Особенности организации внимания у гиперактивных детей 5,5−7 лет / М. М. Безруких, Н. Е. Рейсих, Т. А. Филлипова. // Научные труды I съезда физиологов СНГ. М.: Медицина-Здоровье, 2005. — Т. 1.1. C. 145 -146.
  30. H.A. Руководство по лечебному массажу. / Н. А. Белая. М.: Медицина, 1983.-288 с.
  31. A.A. Оценка функции внешнего дыхания. Методические подходы и диагностическое значение / А. А. Белов, Н. А. Лакшина. М.: ММА им. И. М. Сеченова, 2002. — 68 с.
  32. H.A. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М.: Наука, 1966. — 349 с.
  33. А.П. Состояние адаптации организма школьников к условиям окружающей среды / А. П. Берсенева, А. В. Чудиновских. // Развитие двигательной и функциональной подготовленности школьников. -Свердловск, 1990. С. 15−19.
  34. А.А. Массаж. / А. А. Бирюков. М.: Физкультура и спорт, 1988. -254 с.
  35. Н.Г. Особенности психосоматического развития и адаптации к учебной деятельности учащихся с 7 до 16 лет / Н. Г. Блинова., Е. В. Васина, С. Н. Витязь и др. // Рос.физиол.журн. им. И. М. Сеченова, 2004. Т.90, № 8. -С. 354.
  36. Г. В. Физиолого-гигиеннческая оценка дифференцированного обучения по физико-математическому и химико-биологическому профилю (с VIII класса): дис.. канд.мед.наук / Г. В. Бородкина. М., 1992.-218 с.
  37. Г. В. Состояние здоровья детей старшего школьного возраста при профилированном обучении / Г. В. Бородкина. // Педиатрия. 1994. -№ 4.-С. 77−80.
  38. Г. В. О влиянии оздоровительной работы в школе на состояние здоровья детей и подростков / Г. В. Бородкина. // Физиология развития человека: материалы межд. научной конференции. М.: Изд-во НПО «от, А до Я», 2000. — С. 489 — 490.
  39. И.Л. Изменение некоторых параметров биохимического состава слюны при физических нагрузках различной интенсивности / И. Л. Бровкина, Н. Я. Прокопенко, М. И. Лукашов. // Материалы 3-го Российского научного форума РеаСпоМед. М., 2003. — С. 11−19.
  40. С.Л. Саногенетический механизм вытяжения позвоночника / С. Л. Бугров, В. В. Волков, Е. С. Бугрова. // Научные труды I съезда физиологов СНГ. М.: Медицина-Здоровье, 2005. — Т. 1. — С. 133.
  41. С.Л. Терапия Доктора Редокс в комплексном лечении патологии внутренних органов (в сочетании с иглорефлексотерапией) / С. Л. Бугров,
  42. О.Н.Гуткина, Л. А. Величкина // Методические рекомендации под ред. член-корр.РАЕН В. С. Гойденко. Н. Новгород, 2003. — 34 с.
  43. Е.В. Влияние уровня двигательной активности на функциональное состояние здоровых учащихся 12−17 лет и физиологическое обоснование оздоровительных программ: дисс. д-ра мед. наук / Е. В. Быков. Курган, 2002.-316 с.
  44. Е.В. Изменения вегетативной и гуморально-метаболической регуляции периферической гемодинамики при использовании «Редокс» -терапии / Е. В. Быков, С. Г. Бугров. // Научные труды I съезда физиологов СНГ. М.: Медицина-Здоровье, 2005. — Т. 1. — С. 162.
  45. A.M. Миссия рефлексотерапии в системе медико-социальной реабилитации / А. М. Василенко. // Материалы 3-го Российского научного форума РеаСпоМед. М., 2003. -С. 11- 79.
  46. A.M. Новые представления о диагностическом значении электрофизиологических параметров кожи / А. М. Василенко, И. М. Черныш, А. А. Гуров и др. // Научные труды I съезда физиологов СНГ. М.: Медицина-Здоровье, 2005. — Т. 1. — С. 133.
  47. A.M. Классификация вегетативных нарушений / А. М. Вейн. // Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика. М.: МИА, 2000.-С. 103−108.
  48. А.Ф. Лечебный массаж / А. М. Вербов. М.: Селена, Яуза, 1993. -288 с.
  49. В.Г. Очерки китайской медицины / В. Г. Вогралик, Э. С. Вяземский. М.: Медгиз, 1961. — 192 с.
  50. В.Б. Эффективность оздоровительно-развивающей гимнастики в дошкольном образовательном учреждении / В. Б. Войнов, Н. В. Воронова, М. Б. Ингерлейб и др. // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004, № 1 — 2. — С Л 09.
  51. H.A. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся начальных классов за 10 лет / Н. А. Волобуева. // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова, 2004. Т.90, № 8. — С. 358.
  52. Г. А. Комплексная оценка резервов адаптации и сохранение здоровья / Г. А. Воронина, Т. В. Малых, А. П. Спицын. // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова, 2004. Т.90, № 8. — С. 359.
  53. ГайнановаН.К. Оценка уровня умственной работоспособности первоклассников при адаптации, к учебным нагрузкам / Н. К. Гайнанова, P.M. Беликова. // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова, 2004. Т.90, № 8. -С. 351.
  54. B.C. Практическое руководство по рефлексотерапии / В. С. Гойденко, В. М. Котенева. М., 1982. — 190 с.
  55. М.П. Система микроциркуляции при стрессе: дис.. д-ра мед. наук / М. П. Горизонтова. М., 1985. — 297 с.
  56. Н.Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему / Н. Д. Граевская. М.: Медицина, 1975. — 278 с.
  57. O.B. Вариабельность сердечного ритма в недельном цикле / О. В. Григорьева, Р. М. Хаматова. // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова, 2004. Т.90, № 8. — С. 360.
  58. Э.Ю. Некоторые аспекты физического развития 6−7 летних детей г.Каунас / Э. Ю. Гринене, A.B. Пятраускене. // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С.114.
  59. ГуроО.А. Физическое воспитание основа здоровья / О. А. Гуро, В. Б. Мандриков, Л. К. Квартовкина. // Альманах «Новые исследования». — М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С.138.
  60. О.Н. Микромассаж ушной раковины палочкой «Доктора Редокс» / О. Н. Гуткина. // Методические рекомендации под ред. проф. М. В. Вогралика. Н. Новгород, 2000. — 14 с.
  61. О.Н. Массаж методом «цветения» роликовым биотренажером «Доктор Редокс» / О. Н. Гуткина. // Методические рекомендации под ред. член-корр.РАЕН В. С. Гойденко. Н. Новгород, 2003. — 21 с.
  62. И.В. Показатели развития мышечной системы у детей 7−17 лет г. Ижевска, занимающихся физической культурой и спортом / И. В. Гуштурова, М. А. Виноградова. // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С. 141.
  63. A.M. Медицинские и педагогические проблемы адаптации детей к дошкольному учреждению / А. М. Давыдок, А. А. Крюкова. // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С. 143.
  64. Д.П. Механогенная регуляция тонуса и реактивности кровеносных сосудов / Д. П. Дворецкий. // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 1999. — Т.85, № 9−10. — С. 1267 — 1277.
  65. А.Г. Спортивная кардиология / А. Г. Дембо, Э. В. Земцовский. Л.: Медицина, 1989. — 459 с.
  66. И.Т. Метаболические факторы регуляции. Физиология кровообращения: регуляция кровообращения / И. Т. Демченко. Л.: Наука, 1986.-С. 67−90.
  67. Д.А. Изучение математических показателей кардиоциклов у детей младшего школьного возраста / Д. А. Дмитриев, И. В. Сорокина, М. Н. Ташкова. // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004, № 1−2.-С.150.
  68. С.Б. Автономная нервная регуляция и состояние периферического кровообращения у детей 7−8 лет / С. Б. Догадкина. // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004, № 1−2. — СЛ53.
  69. В.А. Морфофункциональные константы детского организма / В. А. Доскин, X. Келлер, Н. М. Мураенко, Р.В. Тонкова-Ямпольская. М.: Медицина, 1997. — 228 с.
  70. В.И. Основы сегментарно-рефлекторного массажа. / В. И. Дубровский. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 48 с.
  71. И.В. Основы лечебного массажа (техника и методики). / И. В. Дунаев. М.: ИВЦ «Маркетинг" — Новосибирск: 000 „Издательство ЮКЭА“, 2000.-480 с.
  72. P.A. Физиологические основы иглорефлексотерапии / Р. А. Дуринян. Ереван: Айстан, 1983. — 336 с
  73. Н.И. Физиологические предпосылки восстановления повреждений опорно-двигательного аппарата средствами лечебной физической культуры, нетрадиционными методами коррекции: автореф.дис. .канд. биол. наук / Н. И. Ерофеева. Челябинск, 1999. — 26 с.
  74. А.Н. Физиологическая сущность феномена биологически активных точек / А. Н. Ерохин, В. И. Кожевников, О. Н. Ловыгина и др. // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова, 2004. Т.90, № 8. — С. 206.
  75. Л.Н. Влияние пальчиковой гимнастики на психофизиологический статус детей 7−10 лет / Л. Н. Иваницкая, О. М. Бахтин, М. И. Морозова и др. // Альманах „Новые исследования“. -М.: Вердана, 2004, № 1−2. С. 180.
  76. В.И. Традиционная медицина: Опыт отечественной и восточной медицины в современной лечебной практике. / В. И. Иванов. М.: Военное издательство, 1991. — 430 с.
  77. Л.Ф. Особенности донозологического контроля за состоянием здоровья детей и подростков в системе социально-гигиенического мониторинга / Л. Ф. Игнатова // Альманах „Новые исследования“. М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С. 182.
  78. H.A. Регуляторные механизмы вариабельности сердечного ритма у младших школьников 7 Н.А.Игошина, Т. П. Логинова. // Российский физиологический журнал имени И. М. Сеченова, 2004. Т. 90. -№ 8. -С. 370.
  79. С.И. Возрастная изменчивость структуры физического развития подрастающего поколения в звеньях системы образования по данным общероссийского мониторинга / С. И. Изаак, Т. В. Панасюк // Альманах „Новые исследования“. М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С-183.
  80. И.В. Особенности адаптационных процессов у детей 5−6 лет Уральского региона в условиях применения оздоровительных технологий: Автореф. дисс. .канд. биол. наук. / И. В. Изаровская. — Челябинск, 2004. -22 с.
  81. А.Г. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков / А. Г. Ильин, И. В. Звездина, М. М. Эльянов и др. // Гигиена и санитария. 2000. — С. 59−62.
  82. А.П. Экологические и демографические проблемы Уральского региона и пути их решения / А. П. Исаев, Н. А. Фомин. Челябинск: Интерполиарт и К, 1997. — 63 с.
  83. А.П. Стратегии адаптации человека / А. П. Исаев, С. А. Личагина, Т. В. Потапова. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2003. — 248 с.
  84. А.П. Адаптация человека к спортивной деятельности / А. П. Исаев, С. А. Личагина, Р. У. Гаттаров и др. Ростов-на-Дону, 2004. -236 с
  85. К здоровой России. Политика и стратегия профилактики сердечнососудистых и других неинфекционных заболеваний в контексте реформ здравоохранения в России. Москва, 1997. — 94 с.
  86. С.А. Оценочная деятельность как фактор детерминации здравостроения человека / С. А. Кабанов. // Альманах „Новые исследования“. М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С. 190.
  87. Г. А. Развитие и здоровье детей и студентов Барнаула / Г. А. Калачев, Л. А. Калачева, Л. М. Сенько и др. // Научные труды I съезда физиологов СНГ. М.: Медицина-Здоровье, 2005. — Т. 2. — С. 187.
  88. Т.Г. Динамика статистических характеристик сердечного ритма у детей 6—8 лет в процессе обучения / Т. Г. Кириллова,
  89. Л.Ф.Трохимчук // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова, 2004. Т.90, № 8. -С. 408.
  90. Т.Г. Возрастная динамика статистических показателей сердечного ритма у детей 5−7,5 лет / Т. Г. Кириллова, Л. П. Литвинова, Л. В. Шевченко // Альманах „Новые исследования“. М.: Вердана, 2004, № 1−2.-С.203.
  91. КмитьГ.В. Продолжительность отдельных фаз периодов сердечного цикла в зависимости от типа автономной нервной регуляции сердечного ритма / Г. В. Кмить. // Альманах „Новые исследования“. М.: Вердана, 2004, № 1−2.-С.205.
  92. Ю.Д. Динамика реакции системы кровообращения на активный ортостаз под влиянием восточной гимнастики ТАЙ-ЦЗИ-ЦЮАНЬ / Ю. Д. Кожевникова, Ю. А. Первухина, В. В. Епишев // Альманах „Новые исследования“. М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С.205.
  93. Л.И. Особенности адаптации к начальному школьному обучению у городских и сельских школьников / Л. И. Колесникова, Л. В. Рычкова, В. М. Поляков и др. // Альманах „Новые исследования“. М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С.207.
  94. В.В. Концепция типовой вариабельности физиологической индивидуальности и её значение для медицины / В. В. Колпаков, Т. В. Беспалова, A.B. Брагин и др. // Научные труды I съезда физиологов СНГ. -М.: Медицина-Здоровье, 2005. Т. 2. — С. 215.
  95. B.B. Онтогенетические подходы к оценке функциональных типов конституции / В. В. Колпаков, ЕЛ. Шунько, Т. В. Беспалова и др. // Альманах „Новые исследования“. М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С.209.
  96. Д.В. Роль ЛФК в комплексном лечении сколиоза у детей дошкольного возраста / Д. В. Колчин, Е. Ф. Челахова. // Материалы 3-го Российского научного форума РеаСпоМед. М., 2003. — С. 69 — 71.
  97. Т.С. Об уровне физического развития первоклассников г. Архангельска / Т. С. Копосова, Н. В. Звягина, С. Ф. Лукина. // Физиология развития человека: Материалы междунар. конференции. М.: Изд-во НПО „от, А до Я“, 2000. — С. 227 — 228.
  98. Н.К. Сохранение умственной работоспособности младших школьников / Н. К. Кормилицына // Альманах „Новые исследования“. М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С.216.
  99. М.Т. Динамика показателей умственной работоспособности у первоклассников, обучающихся по различным программам / М. Т. Кочеткова // Альманах „Новые исследования“. М.: Вердана, 2004, № 1−2.-С.221.
  100. Р.И. Влияние рефлексотерапии на динамику показателей перекисного окисления липидов при респираторных аллергозах / Р. И. Кошелевский // IV съезд физиотерапевтов и курортологов УССР: Тез.докл. Одесса, 1985. — С.45.
  101. С.Г. Системообразующая роль антигипоксических механизмов при адаптации организма к экстремальным условиям среды // Физиология человека. 1998. — Т.24, № 4. — С. 29 — 37.
  102. С.Г. Формирование антигипоксичесских механизмов приповторных гипоскических воздействиях / С. Г. Кривощеков. // Научные труды I съезда физиологов СНГ. М.: Медицина-Здоровье, 2005. — Т. 1. — С. 170−171.
  103. Г. Н. Здоровье: саногенез, гомеостаз, норма / Г. Н. Крыжановский, В. Р. Кучма, Л. А. Носкин и др. // Альманах „Новые исследования“. М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С.229.
  104. В.И. Изменения кондиционных возможностей первоклассников при использовании игровой и соревновательной деятельности / В. И. Кузнецов. // Физиология развития человека: Материалы междунар. конференции. М.: НПО „от, А до Я“, 2000. -С. 242−243.
  105. М.Н. Реабилитация детей в условиях детского сада / М. Н. Кузнецова, Н. С. Давыдова, И. Т. Корнеева и др. // Материалы VI Всероссийского научного форума „РеаСпоМед2006“. М., 2006. — С. 69 -70.
  106. О.В. Спектральный анализ показателей респираторно-гемодинамической системы у девочек 8—11 лет в покое и при умственной нагрузке / О. В. Кузнецова, В. ДСонькин // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова, 2004. Т.90, № 8. — С. 377.
  107. О.В. Особенности вегетативной регуляции респираторно-гемодинамической системы у детей 8−11 лет / О. В. Кузнецова // Альманах „Новые исследования“. М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С.232.
  108. Л.А. Лечебный массаж. / Л. А. Куничев Киев: Выща школа, 1990.-288 с.
  109. К. Аэробика для хорошего самочувствия / К.Купер. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 224 с.
  110. В.Р. Распространенность, диагностика и лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей / В. Р. Кучма, А. Г. Платонова, Л. В. Баль и др. // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 1996. № 2. — С. 43 — 45.
  111. В.Р. Физическое развитие, состояние здоровья и „школьная зрелость“ детей 6-летнего возраста (по материалам Шатуры Московской области) / В. Р. Кучма, Т. Ю. Вишневецкая, А. Г. Платонова. // Гигиена и санитария, 1996. № 3. — С. 27 — 29.
  112. С.М. Клинико-функциональная характеристика системной и региональной нейро-циркуляторной дистонии в различные периоды детства, разработка принципов физической реабилитации: автореферат дисс. .дмн. / С. М. Кушнир. Иваново, 1999. — 30 с.
  113. Г. Ф. Биометрия / Г. Ф. Лакин. М.: Высшая школа, 1990. — 351 с.
  114. Е.М. Алгоритм введения третьего дополнительного урока физической культуры в образовательных учреждениях Росси / Е. М. Лапицкая // Альманах „Новые исследования“. М.: Вердана, 2004, № 1−2.-С.237.
  115. С.П. Влияние различных двигательных режимов нафизическую работоспособность и подготовленность школьников 7—10 лет разных соматотипов / С. П. Левушкин, Р. Р. Салимзянов // Рос. физиол. жури. им. И. М. Сеченова, 2004. Т.90, № 8. — С. 377.
  116. С.П. Особенности структуры моторики младших школьников, имеющих разные морфофункциональные типы / С. П. Левушкин, Ф. М. Кодолова, А. П. Портнов. // Научные труды I съезда физиологов СНГ. М.: Медицина-Здоровье, 2005. — Т. 2. — С. 199.
  117. Ю.П. Теоретико-методологические проблемы концепции общественного здоровья / Ю. П. Лисицын // Общественные науки и здравоохранение. М.: Наука, 1987. — С. 48 — 62.
  118. В.А. Технология повышения личного здоровья / В. А. Лищук, Е. В Мосткова. М.: Медицина, 1999. — 320 с.
  119. Г. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии / Г. Лувсан. М.: Наука, 1993. — 576 с.
  120. ЛушпаА.А. Оптимизация физических нагрузок в онтогенезе / А. А. Лушпа, Л. Г. Лушпа // Альманах „Новые исследования“. М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С.253 — 254.
  121. ЛушпаА.А. Влияние режима двигательной активности на вариабельность сердечного ритма у младших школьников с различным тонусом вегетативной нервной системы / А. А. Лушпа, Л. Г. Лушпа // Альманах „Новые исследования“. М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С. 254 -255.
  122. Г. А. Практическое руководство для спортивных врачей. -Ростов-на-Дону: Изд-во „БАРО ПРЕСС“, 2002. — 800 с.
  123. O.A. Динамика морфофункциональных показателейучащихся 7−10 лет в зависимости от профиля обучения: автореф. дисс. .канд.биол.наук / О. А. Макунина. Челябинск, 2005. — 22 с.
  124. В.В. К вопросу о механизмах лечебных эффектов микроакупунктуры / В. В. Малаховский // XVIII съезд физиологического общества им. И. П. Павлова: Тез. докл. Москва: ГЭОТАР-МЕД, 2001. — С. 621.
  125. В.Ф. Роль биохимических исследований в изучении механизмов акупунктуры и оценка эффективности ее лечебного действия / В. Ф. Маркелова // Современные проблемы рефлексотерапии. Волгоград, 1987. -С.23 -24.
  126. Т.К. Медико-биологические основы оздоровления часто болеющих детей: автореф. дис. .докт.мед.наук. / Т. К. Марченко. М., 2003.-44 с.
  127. С.А. Здоровьеформирующие мероприятия в образовательном пространстве дошкольных учреждений как средство оптимизации психофизического развития детей 5−6 лет: автореферат дис. канд.пед.наук. / С. А. Медведева. Екатеринбург, 2006. — 22 с.
  128. Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика / Ф. З. Меерсон. М.: Наука, 1981.-178 с.
  129. Ф.З. Патогенез и предупреждение стрессорных и ишемических повреждений сердца / Ф. З. Меерсон. М.: Медицина, 1984. -269 с.
  130. Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам /Ф.З.Меерсон, М. Г. Пшенникова. М.: Медицина, 1988. — 256 с.
  131. И.Е. Тендерные особенности формирования адаптивных реакций у детей 6 и 7 лет / И. Е. Мельникова. // Альманах „Новые исследования“. М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С.268.
  132. Е.Б. Антиоксиданты и ингибиторы радикальных окислительных процессов / Е. Б. Меныцикова, Н. К. Зенков. // Успехи современной биологии, 1993. Т. 113, № 4. — С. 442 — 445.
  133. JI.А. Комплексная оценка функционального состояния кардиореспираторной системы у здоровых детей / Л. А. Михайлова. Г. Я. Вяткина. // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова, 2004. Т.90, № 8. -С. 360.
  134. Л.А. Влияние двигательной активности на функцию внешнего дыхания у здоровых школьников. / Л. А. Михайлова, Л. Л. Чеснокова. // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова, 2004. Т. 90, № 8. -С.413.
  135. A.M. Физиологическая реактивность и резистентность организма учащихся 7−18 лет различного физического развития и подготовленности при применении оздоровительных технологий: автореф. дис. .докт.мед.наук. / А. М. Мкртумян. Курган, 2004. — 46 с.
  136. И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта / И. В. Муравов. Киев: Здоровье, 1989. — 272 с.
  137. Г. Н. Вегетативная реактивность в ходе однократного остеопатического воздействия / Г. Н. Мурзин, В. Н. Марченко, М. Д. Дидур и др. // Материалы VI Всероссийского научного форума „РеаСпоМед2006“. -М., 2006.-С. 93−94.
  138. А.О. Возрастная работоспособность умственного труда / А. О. Навакатикян, В. В. Крыжановская. Киев: Здоровья, 1979. — 207 с.
  139. A.B. Физиологическое обоснование программы сохранения и укрепления здоровья учащихся младшего школьного возраста: автореф. дисканд. биол. Наук / А. В. Ненашева. Челябинск, 2001. — 21 с.
  140. A.M. Основы чжень-цзю терапии. / А. М. Овечкин. -Саранский филиал СП „Норд“, издательство „Голос“, 1991. 417 с.
  141. В.К. Методические основы выявления региональнойпатологии у детей / В. К. Овчаров // Педиатрия. 1995. — № 4. — С. 52 — 54.
  142. .Н. Молекулярные и клеточные механизмы действия биологически активных веществ / Б. Н. Орлов, Ю. А. Шереметьев. // Научные труды I съезда физиологов СНГ. М.: Медицина-Здоровье, 2005. -Т. 2.-С. 19.
  143. В.Л. Состояние здоровья детей крупного промышленного города / В. Л. Осотова. // Педиатрия. 1996. — № 6. — С. 68 — 71.
  144. Ю.А. Изменение ударного объема и амплитуды пульсации пальца кисти и их спектральных характеристик под влиянием занятий гимнастикой Тай-Цзи-Цюань / Ю. А. Первухина, В. В. Епишев. // Альманах
  145. Новые исследования». М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С.300.
  146. Н.К. Уровень здоровья детей и подростков крупного промышленного города. Система реабилитации: дис.. д-ра мед.наук. / Н. К. Перевощикова. Ектеринбург, 1997. — 347 с.
  147. В.И. Политика здорового питания: Федеральный и региональный уровни / В. И. Покровский, Г. А. Романенко, В. А. Князев. -Новосибирск, 2002. 344 с.
  148. П.В. Возрастные особенности частоты сердечных сокращений под воздействием пробы Штанге / П. В. Поляков. // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С.315.
  149. Т.И. Основы рефлекторно-сегментарного массажа. / Т. И. Попова, В. О. Устюжанина. Челябинск, 1993. — 81 с.
  150. Ф.Г. Электропунктурная рефлексотерапия / Ф. Г. Портнов. -Рига: Зинатне, 1982. 311 с.
  151. Постановление Правительства Российской Федерации № 916, 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». М., 2001.
  152. A.A. Система мониторинга физического состояния дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата / А. А. Потапчук, М. Д. Дидур. // Материалы Российского научного форума «Медицина. Спорт. Здоровье. Олимпиада». М., 2004. — С. 114 — 115.
  153. Приказ министерства здравоохранения Российской Федерации № 114, 21.03.2003 г. «Об утверждении отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003 — 2010 годы». — М., 2003.
  154. Приказ Минобразования Российской Федерации № 1418, 15.05.200 г. «Об утверждении примерного положения о центре содействия здоровью обучающихся, воспитанников образовательного учреждения». М., 2000.
  155. В.А. Морфо-функциональная характеристика мальчиков 811 лет Севера Тюменской области и города Тюмень: автореферат дис. канд.мед.наук. / В. А. Прокопьева. Тюмень, 2004. — 23 с.
  156. М.Г. Адаптация к физическим нагрузкам / М. Г. Пшенникова. // Физиология адаптационных процессов: Руководство по физиологии / Под редакцией О. Г. Газенко, Ф. З. Меерсона. М., 1986. -С. 124−221.
  157. М.Г. Роль опиоидных пептидов в реакции организма на стресс / М. Г. Пшенникова. // Патофизиология. 1987. — № 3. — С. 85−90.
  158. В.М. Значение иглорефлексотерапии в реабилитации больных с нейросенсорными нарушениями слуха / В. М. Рахманов. // Журнал ушных, носовых и горловых болезней. 1989. — № 3. — С. 18−23.
  159. P.C. О мерах по совершенствованию медицинской помощи подросткам / Р. С. Рахманов, К. Р. Генрих. // Гигиена и санитария. 1999. -№ 1.-С. 71 -73.
  160. C.B. Морфофункциональная характеристика и физическая подготовленность детей 7−9 лет г.Усть-Илимска с нарушениями осанки: автореферат дис.. канд.биол.наук. / С. В. Романова. Челябинск, 2004. -22 с.
  161. О.В. Организационная система оздоровления в условиях санатория / О. В. Ромашин, В. П. Безбородов, В. Ф. Чудимов. // Материалы 3-го Российского научного форума РеаСпоМед. М., 2003. — С. 126 — 128.
  162. Руководство по профилактике в практическом здравоохранении / Подред. И. С. Глазунова, Р. Г. Оганова, Н. В. Перовой, Р. А. Потемкиной. М., 2000.-С. 218.
  163. В.П. Критические и сенситивные периоды в онтогенезе человека / В. П. Рыбаков, Т. С. Пронина, Н. И. Орлова и др. // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова, 2004. Т.90, № 8. — С. 398.
  164. А.Р. Медленноволновые колебания показателей кровообращения у детей / А. Р. Сабирьянов. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004.-115 с.
  165. М.Г. Адаптация детей 6−9 лет в условиях режима обучения / М. Г. Садреева, С. И. Русинова, И. А. Тимеркаева и др. // Научные труды I съезда физиологов СНГ. М.: Медицина-Здоровье, 2005. — Т. 1. — С. 157.
  166. Р.Г. Функциональное состояние организма студентов при адаптации к учебной деятельности и его коррекция адаптогеном: автореферат дис.. канд.биол.наук. / Р. Г. Салобуто. Челябинск, 2005. -22 с.
  167. E.H. Особенности вариабельности сердечного ритма у детей в возрасте от 7 до 12 лет различных групп вегетативной регуляции сердечного ритма / Е. Н. Сапожникова, Н. Н. Шлык. // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С.340.
  168. Е.В. Влияние интенсивности образовательной деятельности на развитие физической подготовленности первоклассников / Е. В. Свинар, С. И. Трухина // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова, 2004. Т.90, № 8. -С. 399.
  169. Н.П. Особенности адаптации к учебной нагрузке младших школьников города и села / Н. П. Сетко, М. М. Мокеева, Н. Н. Кузько и др. // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С.345.
  170. А.Д. Методы исследования вегетативной нервной системы / А. Д. Соловьева, А. Б. Данилов, Н. Б. Хаспекова. // Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика. М.: МИА, 2000. — С. 44 -102.
  171. В.Д. Основные закономерности и типологические особенности роста и физического развития / В. Д. Сонькин,
  172. И.А.Корниенко, Р. В. Тамбовцева и др. // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М.: Образование от, А до Я., 2000. -С. 31−59.
  173. СонъкинВ.Д. Теоретические основы физиологии развития / В. Д. Сонъкин. // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004, № 1−2.-С.360.
  174. В.Д. 10 Принципов физиологии развития / В. Д. Сонькин. // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова, 2004. Т.90, № 8. — С. 402.
  175. A.A. Магний в медицинской практике / А. А. Спасов. -Волгоград: ООО «Отрок», 2000.-272 с.
  176. A.A. Экономико-математические методы и модели / А. А. Спирин, Г. П. Фомин. -М.: Экономика, 1988. 149 с.
  177. В.Г. Биосинтез эйкозаноидов — модулирующее звено в биохимическом механизме действия элеутерококка: автореф. дис.. канд.биол.наук. / В. Г. Спрыгин. Ереван, 1989. — 21 с.
  178. К.В. Механизмы устойчивости сердечно-сосудистых функций при экспериментальном эмоциональном стрессе / К. В. Судаков, Л. С. Ульянинский. // Патологическая физиология и экспериментальная медицина. 1988. — № 1. — С. 73 — 77.
  179. К.В. Кросс-корреляционный вегетативный критерий эмоционального стресса / К. В. Судаков, О. П. Тараканов, Е. А. Юматов. // Физиология человека, 1995. Т.21, N3. — С.87−95.
  180. К.В. Физиология. Функциональные системы: Курс лекций / К. В. Судаков. М.: Медицина, 2000. — 784 с.
  181. JI.H. Уровень здоровья школьников младших классов Самары / / Л. Н. Сычева, М. Н. Кодакова. // Научные труды I съезда физиологов СНГ.- М.: Медицина-Здоровье, 2005. Т. 2. — С. 191.
  182. Д.М. Руководство по иглорефлексотерапии. / Д. М. Табеева. -М.: Медицина, 1980. 560 с.
  183. С.Б. Влияние систематических занятий спортом на систему дыхания юных спортсменов / С. Б. Тихвинский. // В кн. Детская спортивная медицина. М.: Медицина, 1991. — С. 119−127.
  184. С.И. Факторы, влияющие на формирование школьных трудностей у первоклассников / С. И. Трухина. Е. В. Четверикова, О. В. Туликова. // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова, 2004. Т.90, № 8.- С. 408.
  185. И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников / И. О. Тупицын. М.: Педагогика, 1985. — 86 с.
  186. И.О. Развитие системы кровообращения детей в разных экологических условиях / И. О. Тупицын. // Физиология развития человека: Материалы междунар. конференции. М.: НПО «от, А до Я». — 2000. — С. 426.
  187. И.О. Развитие системы кровообращения / И. О. Тупицын, И. Г. Андреева, В. Н. Безобразова и др. // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М.: Образование от, А до Я., 2000. -С. 148−166.
  188. Э.Д. Основы иглорефлексотерапии / Э. Д. Тыкочинская. — М.: Медицина, 1979. — 344 с.
  189. М.В. Нейроэндокринные регуляции ключевая проблема интегративной физиологии/ М. В. Угрюмов. // Научные труды I съезда физиологов СНГ. — М.: Медицина-Здоровье, 2005. — Т. 1. — С. 5.
  190. В.И. Программно-методическое обеспечение оздоровительноговоздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы / В. И. Усаков. Омск, 2000. — 87 с.
  191. Фам Ван Лиен. Теоретические основы чжень-цзю-терапии. (Иглоукалывание). / Под общей ред. Хоанг Бао Тяу, Ла Куанг Ниеп.: Пер. с вьет. М.: Медицина, 1988. — С. 23.
  192. Л.В. Комплексная оценка функционального состояния часто болеющих детей и системный подход к их реабилитации: автореф. дис. д-ра. мед. наук / Л. В. Фахрутдинова. Челябинск, 1999. — 42 с.
  193. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и практические вопросы): практическое руководство / Под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. — 432 с.
  194. А.Н. Медленные колебания гемодинамики / А. Н. Флейшман. Новосибирск: Наука, 1998. — 124 с.
  195. H.A. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с.
  196. H.A. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы / Н. А. Фомин. М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2003. — 383 с.
  197. Р. Влияние физических упражнений различной направленности на вегетативный баланс организма школьников / Р. Хайбуллин, В. А. Вишневский. // Российский физиологический журнал имени И. М. Сеченова, 2004. Т. 90, № 8. — С. 244 — 245.
  198. М.М. Этиопатогенез информационной болезни / М. М. Хананашвили. // Патологическая физиология и экспериментальная медицина. 1992. — № 4. — С. 94 — 97.
  199. H.H. Адаптация учащихся 1−3 классов к учебным нагрузкам в условиях различных инновационных и традиционных форм бучения / Н. Н. Хасанова, А. В. Шаханова, Д. А. Куашева и др. // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С.396.
  200. Н.Б. К природе очень низкочастотной составляющейвариабельности ритма сердца / Н. Б. Хаспекова. // Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение: Тезисы докладов межд. симпозиума. Ижевск, 2003. — С. 184 — 185.
  201. Н.Б. Вариабельность ритма сердца при невротических синдромах / Н. Б. Хаспекова, З. А. Мусаева, А. М. Вейн. // XVIII съезд физиологического общества им. И. П. Павлова: Тез. докл. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. — С. 257−258.
  202. В.М. Спектральный анализ колебаний частоты сердцебиений: физиологические основы и осложняющие его явления / В. М. Хаютин, Е. В. Лукошкова. // Российский физиологический журнал имени И. М. Сеченова. — 1999. Т.87, № 3. — С. 893 — 909.
  203. В.В. Физиологические особенности адаптационных процессов у учащихся с различной двигательной активностью: автореферат дис. .канд.биол.наук. / В. В. Ходас. Тюмень, 2003. — 22 с.
  204. А.Г. Критерии нормы и патологии функционального состояния и физической подготовленности человека в постнатальном онтогенезе от 3 до 65 лет: дис. .докт. биол. наук / А. Г. Хоружев. -Челябинск, 1994. 50 с.
  205. C.B. Уровень физической подготовленности школьников различного функционального класса физического здоровья / С. В. Хрущев, С. Д. Поляков, И. Т. Корнеева и др. // Материалы VI Всероссийского научного форума «РеаСпоМед2006». М., 2006. — С. 160 — 161.
  206. Н.В. Изучение вегетативной регуляции у детей дошкольного возраста / Н. В. Хураськина, Е. В. Саперова, Г. С. Мурзакаева. // Альманах «Новые исследования». М.: Вердана, 2004, № 1−2. — С.402.
  207. Т.В. Управление физическим состоянием организма.
  208. Тренирующая терапия / Т. В. Хутиев, Ю. Г. Антамонов, А. Б. Копытова и др. М.: Медицина, 1991.-256 с.
  209. Чжу Лянь. Руководство по современной чжень-цзю терапии.: Пер. с китайского / Чжу Лянь. СПб.: Комета, 1992. — 316 с.
  210. A.B. Аппарат внешнего дыхания / А. В. Чоговадзе. // В кн. Спортивная медицина. М.: Медицина, 1984. — С. 60 — 74.
  211. Е.П. Оздоровление и медицинская реабилитация часто болеющих детей в условиях школы / Е. П. Шакирова, Е. М. Резанцева. // Материалы 3-го Российского научного форума РеаСпоМед. М., 2003. -С. 175- 176.
  212. A.C. Показатели внешнего дыхания детей 7−10 лет с различным состоянием физиологических изгибов позвоночника / А. С. Шалавина. // Научные труды I съезда физиологов СНГ. — М.: Медицина-Здоровье, 2005. Т. 2. — С. 195.
  213. Л.Н. Функциональное состояние организма студентов и экспериментальных животных при стрессе и использовании адаптогена: автореферат дис. .канд.биол.наук. / Л. Н. Шафиева. Челябинск, 2005. -22 с.
  214. A.B. Физиологическое обоснование механизмов снятия миофасциальных болей вертеброгенного происхождения: автореф. дис.канд. биол. наук / А. В. Шевцов. Челябинск, 2000. — 18 с.
  215. Н.И. Ритм сердца и гемодинамика у детей и подростков с различным уровнем активности регуляторных систем / Н. И. Шлык, Е. Н. Сапожникова, И. В. Гуштурова. // Рос. физиол. журн. им. И. М. Сеченова, 2004. Т.90, № 8. — С. 417.
  216. И.И. Теория стабилизирующего фактора / И. И. Шмальгаузен. М.: Наука, 1968. — 240 с.
  217. И.И. Проблемы адаптации человека / И. И. Шмальгаузен. // Вестник АМН СССР, 1975. № 10. — С. 5 — 16.
  218. А.Г. Оценка индивидуального здоровья как целостного состояния организма // А. Г. Щедрина, Г. С. Логачева, О. М. Филатов и др. // Материалы Российского научного форума «Медицина. Спорт. Здоровье. Олимпиада». М., 2004. — С. 117−118.
  219. А.Г. Оценка индивидуального здоровья как целостного состояния организма / А. Г. Щедрина, Г. С. Логачева, О. М. Филатов и др. //
  220. Материалы Российского научного форума «Медицина. Спорт. Здоровье. Олимпиада». М., 2004. — С. 117 — 118.
  221. Эльгарова J1.B. Физическая активность и хронические неинфекционные заболевания среди школьников Кабардино-Балкарии / Л. В. Эльгарова, Р. Х. Кешоков, М. Ж. Чочаева и др. // Материалы 3-го Российского научного форума РеаСпоМед. М., 2003. — С. 190.
  222. Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия / Ю. А. Ямпольская. // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 67.
  223. Ю.А. Физическое развитие школьников г.Москвы к началу XXI века / Ю. А. Ямпольская. // Альманах «Новые исследования». -М.: Вердана, 2004, № 1−2.- С. 441.
  224. Aaron D.J. Physical activity, adolescence, and health: an epidemiological perspective / D.J.Aaron, R.E.Laporte. // Exerc. Sport. Sci. Rev., 1997. № 25. — P. 391−405.
  225. Bailey D.A. The influence of exercise, physical activity, and athletic performance on the dynamics of human growth / D.A.Bailey, R.V.Malina, R.L.Asmussen. // Human Growth (Postnatal Growth). New York: Plenum Press, 1978.-P. 475−505.
  226. Ball S.S. Antioxidants and the immune response / S.S.Ball, R. Weindruch, R.L.Walford. // Free Radic., Aging, and Degenerative Diseases. New York, 1986.-P. 427−456.
  227. Barabas A. Eurofit and Hungarian Schoolchildren / A.Barabas. // VI European Research Seminar Eurofit tests of physical fitness. Izmir, 1990. — S. 223−232.
  228. Bast A. Oxidants and antioxidants: State of the art / A. Bast, G.RM.Haenen, C.J.A.Doeiman. // Amer. J. Med. 1991. — Vol. 91, Suppl. 3. — P.25−135.
  229. Blair S.N. McCloy research lecture: physical, activity, physical activity, physical fitness, and health / S.N.Blair. // Res. Quart. Exerc. Sport, 1993. № 64(4).-P. 365−376.
  230. Boreham C. The development and evalution of fitness testing equipment and procedure suitable for use in physical and health education of primary school children. Final report / C.Boreham. Belfast: Quiches University of Belfast, 1989.-P. 126−131.
  231. Bremard-Oury C. Les dificites de «immunite» humorale / C. Bremard-Oury. // Ann. Pediatr. 1989. — Vol.36, № 6. — P. 357 — 364.
  232. Centano C. In ruolo del la sedentarieta nella relazionetra so vrappeso epressione arteriosa in un gruppo di ragazzi in eta evolutiva / C.Centano. // Riv. Pediatr. Soc. Nipiol. 1986. — № 2. — P. 65 — 67.
  233. Ginter E. Marginal vitamin C defficiency lipid metabolism and anherogenesis / E.Ginter. //Adv. Lipid Res. V.16. -N.Y., 1978. — P. 167.
  234. Glaser O. Segmentmassage / O. Glaser, W.A.Dalicho. Leipzig: Veb georg Thieme, 1962.- 126 p.
  235. Hartmann B. Zur Entwicklung der Korperlichen Freitactivitat beim Ubergang Jugendlicher von der Schule in die Berutsausbidung / B. Hartmann, W. Kryk, N.-C.Wada. // Arzt. Jugendk. 1987. — Vol. 78. — № 4. — P. 269 — 274.
  236. Eliakim A. Cellular and humoral immune response to exercise among gymnasts and untrained girls / A. Eliakim, B. Wolach, E. Kodesh et al. // Int. J. Sports. Med. 1997. — Vol.18, № 3. -P. 208−212.
  237. Jijasuria A. Clinical acupuncture / A.Jijasuria. Colombo, 1993. — 236 p.
  238. Kraus H. Muckular fitness and health / H. Kraus, R.P.Hirschland. // J. of the
  239. American Assotiation for Health, 1983. № 24. — P. 7 — 19.
  240. Kudrin A.N. Correlation of the antioxidant and adaptation effect of thepreparation of aralia end eleuterococcus / Kudrin A.N., E.V.Krukovskaya. // Radical React (Biomed. aspects), Varna 13−16 Sept. 1989. Sofia, 1989. — P. 64 -65.
  241. Liebl S. Sport obne Leistungszwang / S.Liebl. // Forschr. Med., 1989. Vol. 107,№ 17.-P. 28−29.
  242. Malina R.M. Secular changes in groth, maturation and physical performance / R.M.Malina. // Exersice and Sport Sciences, Rewiews. Philadelphia, 1987. -V. 6.-P. 204−255.
  243. Margaritis I. No evidence of oxidative stress after a triathlon race in highly trained competitors /1. Margaritis, F. Tessier, M.J. Richard et al. //Int. J. Sports Med.-1997.-Vol. 18, № 3.-P. 186- 190.
  244. McCormic C.M. The health and developmental status of very low-birth-weight children at school age / M.C. McCormic. // JAMA, 1992. -267-: 22 042 208.
  245. Morgan V.P. Physical Activity and Mental health / V.P.Morgan. // The Academy Papers. Champaing, 1994. P. 132 — 145/
  246. Quay H.C. Theories of ADHD / H.C.Quay. // J. Amer. Acad, of Child and
  247. Adolescent Psychiatry, 1988. № 27. — P. 262 — 263.
  248. Prat J.A. Standardisation et baremes bases sur un echantillon de la population Catalane (Espagne) / J.A.Prat. // VI European Research Seminar The Eurofit tests of physical fitness. Izmir: Council of Europe 1990. — S. 157 -193.
  249. Puren H. Clinical application of the Tinggong point / H.Puren. // Journal of Traditional Chinese Medicin. 1989. — Vol.9, № 2. — P.97 — 99.
  250. Ross D.M. Hyperactivity: current issues, research, and theory. / D.M.Ross, S.A.Ross. New York: Wiley Sons, 1982, II edit. — 316 p.
  251. Scinner J. Laboratory and field tests for assessing healthrelated fitness. / J. Scinner, P.Oja. // Physical activity, fitness and consensus statement. -Champaign: human kinetics Books, 1994. P. 60 — 79.
  252. Sunnegardh J. Physical activity and sports involment in 8- and 13-years children in Sweden / J. Sunnegardh, L.S.Bratteby, S.Sfolin. // Acta ped. Scan. -1985. Vol.74, № 6. — P. 904 — 912.
  253. Thiele O.W. Vitamin C and Cholestenstoffwechsel / O.W.Thiele. // Hippokrates. 1974. Vol. 45, № 3. — P. 383.
  254. Zarec D. Risk factors for adolescent substance abuse / D. Zarec, J.D.Hawkins, P.D.Rogers. // Ped. Clin. Amer. 1987. — V.34, № 2. — P. 481 -494.
  255. Ziemelska A. Influence of intensive gymnastic training on cyildren growth in adolescence. / A.Ziemelska. // Olympic Scientific congress. Eugene, Oregon, 1984.-P. 21.
  256. Zhou Y. Experimental research on treatment of hypertension with acupuncture / Y. Zhou, Q. Chen, Z. Hou et al. // J.Tiadit. Chili. Med. 1993. -Vol. 13, J64.-P. 1567- 1569.
  257. Wacker A. Uber interteroniduzierende und immuno-stimulierende Wirkung von Eleutherococcus / A.Wacker. // Erfahungshesikunde. 1983. — Vol-32, № 6. -P. 339−343.
  258. Witkin G. The Femaie Stress Syndrome / G.Witkin. New York: Newmarket Press, 1991.-320 p.
Заполнить форму текущей работой