Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Типы профессионально-психологического мышления: исторический и общепсихологический аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня, проблема типов мышления психолога во многом звучит и как проблема толерантности специалистов к мнениям своих коллег, представляющими другой уровень системности мышления. «Мы живем в век полифонии сознаний, многоголосья понимающих друг друга» (А.Г. Асмолов), «полифонии интерпретаций» (В.И. Кабрин), «.настало время для толерантности, для осознания взаимодополнительности разных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. УРОВНЕВАЯ ПРИРОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРИЗМЕ ИСТОРИКО-СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
    • 1. 1. Методологические основai шя проблемы
    • 1. 2. Типы научного мышления
    • 1. 3. Становление уровней системности профессионального мышления ^ психолога: историко-системный анализ
  • ГЛАВА 2. КЛАССИЧЕСКИЙ, НЕКЛАССИЧЕСКИЙ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ ТИПЫ РАЦИОНАЛЬНОСТИ И ИХ СОБЫТИЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
    • 2. 1. Методы исследова1 шя
    • 2. 2. Результаты контент-анализа современных научных дискуссий
  • ГЛАВА 3. ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГА И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
    • 3. 1. Описание методики исследования
    • 3. 2. Проявление типологических особенностей профессионального .?v мышления психологов, находящихся на разных этапах профессионализации

Типы профессионально-психологического мышления: исторический и общепсихологический аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследовании. Фундаментальные изменения, которые претерпевает современная наука, становятся предметом дискуссионного обсуждения среди методологов, представляющих различные научные сообщества. Сущность современного «парадигмального сдвига» все чаще выявляется как закономерный результат движения научного познания, обусловленный сменой этапов, каждый из которых характеризуется соответствующими идеалами, нормами и методами научного исследования (В.И. Аршинов, В. В. Василькова, В. Е. Кемеров, E.H. Князева, Я. И. Свирский, B.C. Степин и др.), определенным стилем мышления, «идеалом рациональности» (М.К. Мамардашвили).

Одной из центральных проблем современной психологической науки с точки зрения исследователей (Б.С. Братуся, Т. Д. Марцинковской, В. В. Рубцова, В. Д. Шадрикова, Б. Д. Эльконина, A.B. Юревича и др.) выступает выявление соотношения классической, неклассической и постнеклассической парадигм в психологии. Разработку представлений о науке как открытой системе A.B. Юревич (2005) считает приоритетной методологической проблемой. В. Е. Клочко (2005) отмечает, что только при таком понимании становится возможным выявление закономерностей движения научного познания, которые проявляются в виде объективных тенденций ее развития, выводящих науку на новые уровни системного переопределения предмета науки. В. В. Знаков, разрабатывая проблематику «психологии бытия» (2004), обращает внимание на то, что, во-первых, одна и та же реальность может быть рассмотрена с разных позиций и может выступить предметом освоения посредством разных типов рациональностиво-вторых, названные парадигмы представляют собой не только исторические этапы человеческого познания, но одновременно и элементы целостной системы современного научного мышления. Поэтому, полагает В. В. Знаков, они могут не противоречиво, а, наоборот, системно сосуществовать в сознании, целостном научном мировоззрении ученого.

В содержательном плане наше исследование фактически включило в себя верификацию положений, сформулированных В. В. Знаковым, однако замысел работы имел другие методологические основания.

B.C. Степин (2002) утверждает, что каждый из идеалов рациональности опирается на свойственный ему уровень системного представления изучаемой реальности: классицизм исходит из представления о простых системах, неклассицизм опирается на представление о сложных саморегулирующихся системах, постнеклассицизм имеет в виду сложные саморазвивающиеся (самоорганизующиеся) системы. Теория психологических систем (ТПС), разрабатываемая в научной школе В. Е. Клочко, изначально строилась как теория самоорганизации в психологических системах. За 20 лет своего развития она накопила теоретико-методологический и методический потенциал, позволяющий адекватно поставить и решить проблемы трансформации типов профессионально-психологического мышления в историческом аспекте (за счет использования разработанного в рамках ТПС историко-системного подхода). С другой стороны, выявленные типологические особенности мышления, характерные для разных стадий развития науки, могли проявиться в виде уровней системности мышления современного психолога, выявляемых в конкретном эмпирическом исследовании. Не исключалось, что психолог, способный мыслить на уровне постнеклассического мышления, способен использовать и другие типологические формы мышления.

Цель исследования: изучение особенностей профессионального мышления психологов посредством объективации современных тенденций развития психологической науки.

Объектом исследования выступают общие тенденции развития психологической науки по линии закономерного усложнения ее системной организации.

Предметом исследования являются преобладающие на различных этапах становления психологического познания типы профессиональнопсихологического мышления, адекватные классическому, неклассическому и постнеклассическому идеалам рациональности.

Гипотеза исследовании опирается на следующие допущения:

1. Историко-системный анализ, основное предназначение которого усматривалось в выявлении внутренних тенденций развития психологии (В.Е. Клочко 1987), может быть использован в качестве метода исторического исследования, позволяющего объективировать динамику рациональных типов познания в процессе развития науки и, соответственно, особенности профессионально-психологического мышления, адекватные этим типам.

2. Переходя от историко-психологического анализа к общепсихологическому, можно утверждать, что типологические особенности психологического мышления, выявленные в историко-системном анализе, могут быть обнаружены в процессах постановки и решения проблем, возникающих в профессионально-психологической деятельности.

3. Рефлексия по поводу сущности рациональных типов познания может явиться основанием для осмысленного перехода психолога к мышлению, адекватному постнеклассическому типу рациональных рассуждений.

Задачи исследования:

1. Объективировать динамику рациональных типов познания в процессе развития науки.

2. Выявить типологические особенности профессионально-психологического мышления в контексте историко-системного анализа.

3. Изучить особенности профессионального мышления психологов, находящихся на разных этапах профессионального становления.

Тсорстико-мстодологнчсскую базу исследования составили труды ученых методологов, философов (В.Е. Кемерова, E.H. Князевой, М. К. Мамардашвили, B.C. Степина), представителей синергетического направления в науке (И.Пригожина, И. Стенгерс), внесших научный вклад в разработку проблемы этапов развития наукиа также культурно-историческая концепция J1.C. Выготского, смысловая теория мышления (O.K. Тихомирова), теория психологических систем (В.Е. Клочко, О. М. Краснорядцева, Э.В. Галажннский).

Методы исследовании. Основными методами исследования выступили теоретический анализ литературных источников по теме диссертационного исследования, историко-системный анализ процесса становления профессионально-психологического мышления, методы, с помощью которых стало возможным проведение эмпирического исследования, таких как контент-анализ продуктов деятельности, методы реконструкции профессионального образа мира (В.Е. Клочко).

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2002;2003 гг.) — анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследованияотработка понятийного аппаратаопределение гипотезы, целей, постановка задач и выбор методов исследования.

Второй этап (2003;2004гг.) — составление программы исследованияподбор методик для решения его задачпроведение пилотажного исследованиякачественная и количественная обработка результатов.

Третий этап (2004;2005гг.) — проведение основного этапа эмпирического исследованияподведение итогов и литературное оформление диссертационного исследования.

Научная новнзна исследовании:

— в контексте историко-системного анализа показано, что классический, неклассический и постнеклассический идеалы рациональности скрывают за собой типы профессионально-психологического мышления разного уровня системности. Для современного этапа развития психологической науки характерно со-бытие идеалов рациональности и, соответственно, разных типов мышления;

— доказано существование особенностей профессионального мышления психологов, находящихся на разных этапах профессионального становленияполучены основания для утверждения, что типологическим особенностями профессионального мышления студентов, аспирантов, практических психологов, принявших участие в исследовании, является как реализация идей одного из уровней системности профессионального мышления (классического, неклассического и постнеклассического), так и их сосуществование;

— установлено существование характерной для всех групп испытуемых тенденции смещения локуса профессионального мышления на более высокие уровни системного определения психологической реальности.

Теоретическая значимость работы связана с расширением научного представления о типологических особенностях профессионального мышления психологов в контексте современной ситуации развития наукиобозначены современные тенденции становления профессионально-психологического мышления, выявлены особенности профессионального мышления психологов, находящихся на разных этапах профессионального становленияразработана критериальная база для изучения процесса становления профессионально-психологического мышления людей, находящихся на разных этапах профессионализации.

Практическая значимость работы связана с ее ориентацией на прогнозирование развития науки в ближайшем будущем, с раскрытием оснований и особенностей становления профессионального мышления психологов на современном этапе развития психологической науки. Полученные результаты могут быть полезны для преподавателей ВУЗов, психологов в качестве методологического основания проектирования учебных курсов, программ для повышения качества образования. Само же знание о типах профессионально-психологического мышления разного уровня системности может быть значимо для студентов-психологов, работающих психологов и педагогов.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях «Психологическое сопровождение становления личности в образовательном пространстве» (Барнаул, 2003), «Проблемы психологической адаптации учащихся на различных этапах образовательного процесса» (Барнаул, 2004), региональной школе молодых ученых «Многомерный мир человека как предмет психологического исследования» (Бииск, 2002), первом краевом съезде практических психологов образования «Практическая психология в условиях модернизации образования в Алтайском крае» (Барнаул, 2003), Сибирском психологическом форуме «Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность» (Томск, 2004).

Достоверность н обоснованность результатов обеспечены исходной методологической обоснованностью исследования, рядом апробированных методик, адекватных поставленной цели, задачам, предмету и логике исследования, использованием качественно-количественных методов анализа результатов, репрезентативностью объема выборки участников исследования и статистической значимостью эмпирических данных.

Положения, выносимые па защиту:

1. Выделенные в философии науки классический, неклассический и постнеклассический идеалы рациональности конкретизируются в соответствующих им типах профессионально-психологического мышления.

2. Современный этап развития психологии характеризуется сосуществованием научных идеалов рациональности, при преобладании идей постнеклассического уровня, что позволяет говорить о прогрессивном движении психологического познания в направлении системного усложнения форм теоретического мышления.

3. Выделенные историко-системным анализом особенности трех исторически складывающихся типов психологического мышления могут служить в качестве критериальной базы для изучения процесса становления профессионально-психологического мышления людей, находящихся на разных этапах профессионализации.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, библиографического списка. Общий объем диссертации составляет 177.

5. Результаты исследования подтверждают, что неклассическое мышление приходит в науку не в виде целостной парадигмы, осознание которой определяет (целиком и сразу) мышление современников. Нелинейный характер развития психологического познания проявляется в том, что различные монотеории реализуют и различные элементы неклассического мышления. Взаимодействие монотеорий способствует интеграции не только психологического знания, но и самих средств психологического познания (научное мышление). Показано, что внутри становящегося неклассицизма можно усмотреть ростки постнеклассицизма, постепенно становящегося важной характеристикой современного состояния науки.

6. Для постнеклассического мышления характерно понимание человека в качестве открытой самоорганизующейся системы, опора на представление о системной детерминации психического и выявление его роли в самоорганизации человека, переход от принципа отражения реальности к принципу порождения субъективной реальности, оперирование системными (теоретическими) конструктами («удвоенного», «совмещенного», «субъективно-объективного» уровня), развитие представлений о многомерном бытии человека в созидаемом им многомерном мире, переход от анализа динамики «становящегося» (здесь и теперь) к трансспективному анализу становления человека как прогрессивно усложняющейся пространственно-временной организации.

7. В пилотажном исследовании (контент-анализ содержания современных методологических дискуссий) показано, что современное состояние психологической науки характеризуется со-бытием выделенных в философии науки и эпистемологии типов научной рациональности и, соответственно, разных (по уровню системности) типов мышления. В дискуссиях начинают доминировать идеи, отвечающие идеалам постнеклассической рациональности, что позволяет говорить о прогрессивном движении психологического познания в направлении системного усложнения форм теоретического мышления.

8. Лабораторные исследования показали, что.

— выделенные с помощью историко-системного анализа особенности трех исторически складывающихся типов психологического мышления могут служить в качестве критериальной базы для изучения процесса становления профессионально-психологического мышления людей, находящихся на разных этапах профессионализации;

— обосновывая решения предлагаемых профессиональных задач, психологи могут аппелировать к идеям, относимых к разным идеалам научной рациональности, подтверждая тем самым гипотезу В. В. Знакова о со-бытии различных парадигм научной рациональности в мировоззрении конкретного мыслителя;

— особенности профессионально-психологического мышления, кроме того, отражаются в постановке и решении локальных задач, возникающих при достижении «промежуточных» целейв формулировках решений профессиональных задач можно зафиксировать доминирование определенных семантических категорий, адекватных соответствующим уровням системности профессионального мышления.

— в процессе решения профессиональных задач, используемых в качестве экспериментального материала, осуществляется рефлексия испытуемых по поводу содержательных характеристик собственного мышления, по сути дела превращая лабораторный эксперимент в формирующий;

— результатом рефлексии может являться как укрепление установок на реализацию определенной парадигмы, так и выход за ее пределы, сопровождающийся изменением критериальной базы оценок информации, что и обусловливает трансформацию (в ряде случаев достаточно глобальную) профессионального образа мира психолога.

Заключение

.

Применение историко-системного анализа для исследования проблемы типов профессионального мышления психологов разных уровней системности, позволило нам подойти к решению данной проблемы не с позиции количественного накопления знаний специалиста в рамках своей профессиональной деятельности, которое позволяет говорить о достигнутом уровне профессионального мышления, а с точки зрения качественного своеобразия взглядов исследователей на психологическую реальность.

Важность осознания данной проблемы становится очевидной при переходе к постановке и решению не только теоретических задач, но и задач практического порядка. В работе показано, что при решении одной и той же профессиональной задачи исследователи демонстрируют различные способы ее решения, что обусловлено спецификой их профессионального образа мира, типологическими особенностями профессионального мышления.

Исследователями не ставится под сомнение существование определенных тенденций развития психологической науки, но в психологин отсутствуют эмпирические исследования, в которых бы изучалось проявление данных тенденций в профессиональном мышлении конкретных исследователей. Таким образом, мы можем утверждать, что исследование представляет собой попытку преодоления методологического разрыва при изучении проблемы типологических особенностей профессионального мышления психологов, находящихся на разных этапах профессионализации.

Нами было выяснено, что в мышлении современных психологов реализуется информация различных уровней системности мышления (классического, неклассического и постнеклассического), а также то, что в мышлении одного исследователя возможно сосуществование информации разных уровней системности. Проведенное нами исследование также позволило констатировать факт наличия позитивной динамики смещения локуса профессионального мышления психологов на более высокие уровни системного определения психологической реальности.

Для нас, прежде всего важным является факт осознания того, что каждый исследователь может мыслить на любом из представленных уровнях системности: классическом, неклассическом или постнеклассическом, произвольно очерчивая круг тех специфических проблем, которые могут быть поставлены и решены на каждом из них. Но своевременным становится вопрос о том, как действует сам механизм перехода исследователя от одного уровня системности мышления к другому, можем ли мы научиться мыслить на более высоком уровне системности? Ответом на данный вопрос может служить высказывание В. И. Слободчикова, «нельзя заставить быть самостоятельным, или стать самобытнымнельзя заставить, принудить Другого стать или быть личностьюможно только ему самому вырасти в меру этих подлинно человеческих способностей, стать на путь их обретения» [209, с.21]. «Принцип саморазвития в психологии — это главное ценностное основание всех наших знаний именно о психологии человека, а не о психологии психикипсихика сама себя не развивает!» [209, с.21].

Сегодня, проблема типов мышления психолога во многом звучит и как проблема толерантности специалистов к мнениям своих коллег, представляющими другой уровень системности мышления. «Мы живем в век полифонии сознаний, многоголосья понимающих друг друга» (А.Г. Асмолов), «полифонии интерпретаций» (В.И. Кабрин), «.настало время для толерантности, для осознания взаимодополнительности разных познавательных „логик“ — „божественной“, „восточной“, „научной“, для презумпции ума (М.К. Мамардашвили)» [65, с. 101]. В. В. Знаков считает, что многие проблемы могут быть предметом анализа, включающего одновременно использование разных способов, разных рассуждений [87] [88]. Точно так же, по мнению А. В. Юревича, классическое (идея прогресса, овладение природой), пеклассическое (учет субъективности наблюдателя) и постиеклассическое (рефлексия ценностного контекста) могут сосуществовать в отдельно взятой голове (ментальности ученого).

Таким образом, сохранение критичности к результатам своей деятельности, высокий уровень развития научной рефлексии открывает перед исследователем «возможность выхода в другие, более просторные рамки, если прежние схемы не позволяют сравнивать конкурирующие объяснения изучаемой реальности» [ПО]. В создавшейся в науке ситуации перед исследователем встает трудная задача преодоления своей «концептуальной привязанности» и пристрастности, но еще труднее становится изменить свое мышление, ту «призму», через которую привычно изучается фрагмент реальности, подведомственный данной науке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемыи стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — № 4. -С. 39−55.
  2. М.К., Козлова В. Т., Ференс H.A. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. 1999. — № 1. -С. 21−31.
  3. И.О., Максимова Н. Е. Заметки психологов-исследователей о позиции методолога (к статье Юревича A.B. «Психология и методология») // Психологический журнал. 2002. — Т. 23. -№ 1.-С. 123−131.
  4. К.И. Психология в трех измерениях (по поводу статьи Юревича A.B.) // Психологический журнал. 2001. — Т. 22. -№ 6. — С. 104−106.
  5. В. Смена парадигм и формирование новой методологии // Общественные науки и современность. 1993. — № 1.-С. 92−100.
  6. H.A., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. -1992.-Т. 13. — № 5. С. 104−111.
  7. В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления: Учебное пособие по спец. курсу. Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 1991. — 82 с.
  8. Аристотель. Метафизика. / Пер. и примеч. A.B. Кубицкого. М.- JL: Соцэкгиз, 1934.-348 с.
  9. Аристотель. О душе. / Пер. и примеч. П.С. Попова- Предисл. В. К. Сережникова. М.: Соцэкгиз, 1937. — 179 с.
  10. Ю.Аронов P.A. Об основаниях «Нового способа мышления о явлениях природы» // Вопросы философии. 2001. -№ 5. — С. 149−158.
  11. П.Артемьева ЕЛО. Основы психологии субъективной семантики. М.: Смысл, 1999.-350 с.
  12. В.И., Свирский Я. И. Философия самоорганизации. Новые горизонты // Общественные науки и современность. 1993. — Л^ 3. — С. 59−70.
  13. А.Г. У порога неклассической релятивистской психологии // Сибирский психологический журнал. 1998. — Вып. 7. — С. 7−16.
  14. Асмолов А.Г. XXI век: Психология в век психологии // Вопросы психологии. 1999. — № 1.-С. 3−12.
  15. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. -414 с.
  16. Асмолов А.Г. XXI век: психология личности в век психологии // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность коммуникация -толерантность / Под ред. В. И. Кабрина. — Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2002. — С. 10−20
  17. А.Г. Вперед к Д.Б. Элькопину: неклассическая психология будущего // Вопросы психологии. 2004. — № 1. — С. 4−8.
  18. А.Г. Назад к методологии психологии // Вопросы психологии. -2004.-№ 3.-С. 89−90.
  19. Баланев ДЛО. Кибернетический редукционизм в психологии в контексте историко-системного анализа: Дис. канд. психол. наук. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001.- 137с.
  20. Берталанфи JI фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1973. — С. 20−37.
  21. В.В. Язык философии. М.: Прогресс, 1993.-416 с.
  22. H.H., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ: Спец. практикум по социальной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 60 с.
  23. A.A., Столиц В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. — 440 с.
  24. Е.М. Современные тенденции развития психодиагностики // Прикладная психология. 1997. — № 2 — С. 64−71.
  25. В.П. Синергетический циклизм в истории, культуре и искусстве // Мир психологии. 2002. — № 3. — С. 25−40.
  26. .С. Аномалии личности: Монография. М.: Мысль, 1988.-303 с.
  27. .С. Опыт обоснованности гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. -№ 6. — С. 9−16.
  28. .С. Общая психология: метафизический и прагматический смыслы // Психологический журнал. 2003. — Т. 24. -№ 3. — С. 101−104.
  29. A.B. Культурно-историческая теория мышления: Философские проблемы психологии. М.: «Высшая школа», 1968. — 104 с.г.
  30. A.B. Мышление и прогнозирование: Логико-психологический анализ. М.: Мысль, 1979. — 230 с.
  31. A.B., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск: Университетское, 1990−214 с.
  32. A.B., Знаков В. В. Новые возможности и перспективы развития психологической науки // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. -№ 1.-С. 170−172.
  33. Бурлачу к Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. 2-е изд., перераб., доп. — СПб.: ПИТЕР, 2003. — 519 с.
  34. Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2001. — N° 2. — С. 69−77.
  35. И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — JV" 4. — С. 49−60.
  36. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). Серия: «Мир культуры, истории и философии». СПб.: Издательство «Лань», 1999. — 480 с.
  37. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Предисловие В. П. Зинченко. М.: Изд-во МГУ, 1984 -200 с.
  38. Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. — № 5. -С. 5−20.
  39. М. Продуктивное мышление. Пер. с англ. / Вступ. ст. В. П. Зинченко / Общ. ред. С. Ф. Горбова, В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. — 355 с.
  40. Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 19−30.
  41. Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. Соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1 — С. 291−486.
  42. Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982. — Т.2. — С. 5−361.
  43. Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982 — Т. 3. — С. 7−314.
  44. Л.С. Конкретная психология человека // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. — Т. 1. — С. 52−63
  45. Л.С. Вопросы детской психологии / Психология. М.: ЭКСМО-Пресс: Апрель Пресс, 2000. — С. 892−989.
  46. Э.В. Самореализация личности как психоисторическая проблема // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4. -Спб.: Изд-во СпбГУ, 2000. — С. 87−101.
  47. Э.В. Системная детерминация самореализации личности: Дис. доктора психол. наук. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. — 299 с.
  48. Э.В. Детерминация и направленность самореализации личности: Монография. Томск: Изд-во ТГУ, 2002. — 182 с.
  49. П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. -М.: «Книжный дом „Университет“, 1999. 332 с.
  50. П.Я. О предмете психологии (Доклад на заседании Московского отделения Общества психологов 23 ноября 1970) // Вопросы психологии. 2002. — № 5. — С. 4−13.
  51. В.А. Системное описание в психологии. JL: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1984-С. 142−143
  52. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории / Г. В.Ф. Гегель- Пер. А. М. Водена. СПб.: Наука, 2000. — 414с.
  53. И.О. Системно-структурный анализ мотивационной готовности к творческой деятельности: Дис. канд. психол. наук. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000.- 173 с.
  54. Ю.Я., Костин A.M. Проблемы методологических основании анализа межсистемных взаимодействий в психологических исследованиях // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 4. — С. 11−24.
  55. Е.И. Предметная ориентация мышления как основа избирательности семантической активности // Вопросы психологии. 1999. -№ 3.-С. 67−74.
  56. А.Я. История и психология // Психологический журнал. 1991. -Т. 12. -№ 4. -С. 3−15.
  57. М.С. Культурно-историческая психология и „вызовы“ постмодернизма//Вопросы психологии. -2002. -№ 3. С. 109−131.
  58. М.С. Культурно-историческая психология: от классической к постнеклассической картине мира // Вопросы психологии. 2003. — № 1. — С. 99 -115.
  59. М.С. Философские горизонты психологических исследований //Вопросы психологии.-2004.-№ З.-С. 103−109.
  60. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная философия // Вопросы философии. 1992. — № 7. — С. 136−176.
  61. В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Вопросы психологии. 2003. — № 2. — С. 42−49.
  62. Р. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1989.-Т. 1.-656 с.
  63. Л.Д., Труевцев Д. В., Юсупов П. Р. Психосемаитический анализ смысловой структуры профессионального образа мира // Сибирский психологический журнал. 2004. — № 19. — С. 88−93.
  64. Л.Л. Лкмсологичсскис основы развития профессионала. М.: Изд-во Моск. Психол.- соц. Ии-та. — Воронеж: Изд-во НПО „Модэк“, 2004 -750 с.
  65. С.Д. Антропоморфизация природных объектов // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 3. — С. 61−69.
  66. В. Описательная психология / Пер. с нем. Е. Д. Зайцевой / Под ред. Г. Г. Шпета. СПб.: Изд-во „Алетейя“, 1995. — 160 с.
  67. А.И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 42−49.
  68. Л.Я. Полисистемная организация метаиндивидуалыюго мира // Психологический журнал. 1997.-Т. 18. — № 2. — С. 3−17.
  69. Е.А. Характеристики профессионального общения психолога // Журнал практического психолога. 1998. — № 7. — С. 67−74.
  70. В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие М.: ИНФРА-М, 1997.-256 с.
  71. Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза//Психологический журнал.- 1998.-Т. 19-№ 4. -С. 80−87.
  72. Д.Н. Творческий аспект практического мышления // Психологический журнал.- 1991.-Т. 12. -№ 2. -С. 16−26.
  73. Д.Н. Полисистемный подход к исследованию решения мыслительных задач // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 6. — С. 3242.
  74. Завершнева ЕЛО. Принципы неопределенности и дополнительности в квантовой механике и психологии: проблема методологических заимствований // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2001. — № 4. — С. 67−77.
  75. Завершнева ЕЛО. Принципы неопределенности и дополнительности в квантовой механике и психологии: проблема методологических заимствований (продолжение) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2002. — Лг» 1. — С. 75−80.
  76. Э.Ф., Сымашок Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 6. — С. 28−34.
  77. В.П. Системный анализ в психологии? // Психологический журнал. 1991.-Т. 12.-№ 4.-С. 120−138.
  78. В.П. От классической к органической психологии // Вопросы психологии. 1996.-№ 5.-С. 7−20.
  79. В.П. От классической к органической психологии (продолжение) // Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С. 6−25.
  80. В.В. Понимание как проблема психологии мышления // Вопросы психологии. 1991.-№ 1.'-С. 18−26.
  81. Знаков В.В. A.B. Брушлинский: верность традициям и эволюция научных взглядов // Творческое наследие A.B. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления. -М.: Изд-во Инст. психологии РАН, 2003. -С. 17−24.
  82. В.В. Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. Знакова В. В., Рябикиной З. И. М.: ИП РАН, 2004. — 384 с.
  83. Г. В. Психология искусства и творчества: интеграция естественно-научных и гуманитарных подходов // Психологический журнал. -1998.-№ 2.-С. 175−178.
  84. В.И. «Психология психолога» в транскоммуникативном интерьере // Сибирский психологический журнал. Вып.4. — 1997. — С. 69−72.
  85. Т.А., Олейннк Ю. Н. Взаимосвязь личностного и профессионального становления студентов психологов // Психологический журнал. 2002. — Т. 23. — № 6. — С. 51−59.
  86. В.Е. Классическое-неклассическое-постнеклассическое // Современный философский словарь / Под общ. ред. В. Е. Кемерова. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: ПАНПРИНТ, 1998.-С. 399−406.
  87. Е.А. Об амбифлекторной природе психического // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1992. 1.-С. 51−60.
  88. Е.Л. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. -М: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
  89. Е.Л. Профессиональный менталитет и психодиагностическая гипотеза//Общественные науки и современность. 1995. — № 6.-С. 140−149.
  90. Е.Л. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 350 с.
  91. М.В. К проблеме профессионального развития // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2001. -№ 4. — С. 3−11.
  92. A.B. Проблема личности в психологии в контексте понимания человека как открытой самоорганизующейся системы: Дне. канд. психол. наук. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. — 167 с.
  93. A.B. Смыслообразование как механизм становления многомерного мира человека // Творческое наследие A.B. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления. М.: Изд-во Инст. психологии РАН, 2003. — С. 364−368.
  94. В.Е. Динамика типологических форм системного подхода в психологии и перспективы развития психологической науки. Депонировано в ИНИОН АН СССР. — № 29 171. — М., 1987.
  95. В.Е. Историко-системный подход в психологии и теория психологических систем // Актуальные проблемы психологии. Алма-Ата: Изд-во АГГУ, 1990 — С. 54−58.
  96. В.Е. Историко-системный подход в психологии // Методология и история психологии: Тезисы докладов к VII съезду общества психологов СССР.-М., 1991.-С. 11−18.
  97. В.Е., Галажннский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / Под ред. Г. В. Залевского. Томск: Издательство Томского университета, 1999. — 154 с.
  98. В.Е. Предмет науки и психосинергетика // Психологическая диагностика в образовательной практике: Материалы краевой научно-практической конференции. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. — С. 3−7.
  99. В.Е. Человек как самоорганизующаяся психологическая система // Человек как самоорганизующаяся психологическая система: Материалы региональной конференции. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. — С. 37.
  100. В.Е. Психосинергетика: настоящее и будущее психологии // Материалы конференции «Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии». Караганда: Изд-во Каргу, 2001. — С. 101−110.
  101. В.Е. Ментальное пространство личности как предмет профессионально-психологического осмысления // Личность в парадигмах и метафорах: менталыюсть коммуникация — толерантность / Под ред. В. И. Кабрина. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. — С. 30−44.
  102. В.Е. Контуры постнеклассической парадигмы в творчестве O.K. Тихомирова // Творческое наследие A.B. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления. М.: Изд-во Инст. психологии РАН, 2003. — С. 34−42.
  103. В.Е. Щит Персея и круг Хомы: психоисторический этюд // Сибирский психологический журнал. 2004. — № 19.-С. 11−17.
  104. E.H. Случайность, которая творит мир. Новые представления о самоорганизации в природе и обществе // В поисках нового мировидения: И. Пригожин, Е. и Н. Рерихи. М.: Знание, 1991. — С. 3−31.
  105. E.H. Саморефлективная синергетика // Вопросы философии. -2001. -№ 10.-С. 99−113.
  106. В.Л., Олейник Ю. Н. Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 1.-С. 176−178.
  107. Е.В. Особенности мышления в субъект-субъектных видах деятельности // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 6. — С. 82−94.
  108. Т.В. Профессионализм и психология // Высшее образование в России. 1995.-№ 3.-С. 81−89.
  109. Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. -2-е изд. -М.: Изд-во МГУ- Изд-во ЧеРо, 2001.-256 с.
  110. О.М. Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности: Дис. доктора психол. наук. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996. — 341 с.
  111. О.М. Методологические основания исследования мышления в реальной (профессиональной) деятельности // Сибирский психологический журнал. Вып. 5. — Томск, 1997. — С. 27−33.
  112. О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. -114 с.
  113. О.М. От диагностики ставшего к диагностике становящегося // Человек как самоорганизующаяся психологическая система: Материалы региональной конференции. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. — С. 1520.
  114. О.М. Психодиагностический прием реконструкции профессиональных ценностей // Сибирский психологический журнал. № 19. -2004.-С. 94−97.
  115. Краткий энциклопедический словарь по эниологии Электронный ресурс.: Учебное пособие. Одесса: ЭНИО, 2002. — 408с. — Режим доступа: htpp:// vvww.eniologi.info/libra/dict6.htm
  116. С., де Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии//Психологический журнал. — 1993.-Т. 14.-№ 2.-С. 113−126.
  117. В.Ю. Особенности психологических систем и методы их исследования//Психологический журнал. 1997.-Т. 18.-№ 1.-С. 31−37.
  118. В.Т., Синельников В. Б. Проблема саморазвития субъекта деятельности//Психологический журнал. 1993.-Т. 14. -№ 3.-С. 172−174.
  119. В.Т. Коперниканская революция в психолого-педагогическом мышлении и ее методологический контекст // Изв. Рос. акад. образования. 2000. — № 2. — С. 25−35.
  120. М.С., Свирский Я. И. Постнеклассическая наука и кабалла (на пути к возможному диалогу) Электронный ресурс. Режим доступа: http://lib.userline.ruy
  121. А.П., Горюнова Н. Б. О системе психологии // Психологический журнал. 2002. — Т. 23. — № 6. — С. 120−122.
  122. К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии // Психологический журнал. — 1990. Т. 11. -№ 5. — С. 134−158.
  123. К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001.-572с.
  124. К. Закон и эксперимент в психологии // Психологический журнал. 2001. — Т. 22. — № 2. — С. 101−108.
  125. К. Закон и эксперимент в психологии (окончание) // Психологический журнал. 2001. — Т. 22 -№ 3. — С. 116−127
  126. В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии. 2001. — № 2. — С. 56−65.
  127. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  128. А.П., Лурия А. Р. Из истории становления психологических взглядов Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 1976. -№ 6. — С. 83−93.
  129. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-томах. М.: Педагогика, 1983. Т. 2 — С. 251 -261.
  130. А.Н. О системном анализе в психологии // Психологический журнал. 1991.-Т. 12. — № 4. — С. 117−119.
  131. А.Н. Психология 2000-го года. // Философия психологии. -М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 277−278.
  132. А.Н. Логическое и психологическое в мышлении // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2003. — № 2. — С. 4−18.
  133. Д.А. Значение и личностный смысл // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 5. — С. 19−30.
  134. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции понятия // Вопросы философии. 1996. — № 4. -С. 15−26.
  135. Д.А. Что такое экзистенциальная психология? // Психология с человеческим лицом: гумантистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: СМЫСЛ, 1997. — С. 4054.
  136. Д.А. Поиск смысла в новом тысячелетии // Психологический журнал. 2001. — Т. 22. — № 2. — С. 129−130.
  137. Д.А., Патяева ЕЛО. Курт Левин: в поисках нового психологического мышления // Психологический журнал. 2001. — Т. 22. — № 5. -С. 5−16.
  138. Н.П. Предмет психологии и специфика профессионального мышления психологов // Вопросы психологии. № 5. — 2004. — С. 93−95.
  139. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Рос. АН, Ин-т психологии. М.: Наука, 1999. — 350с.
  140. Ю.В. Современная философия: на пути к постнеклассической парадигме // Человек и общество: на рубеже тысячелетий. Вып. 9−10. -Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2001. — С. 156−159.
  141. Ю.В. Философия в качестве науки Электронный ресурс.: (Индивидуальный взгляд на философию XXI века и на ее проблематику) 20 022 005. Режим доступа: ЬПр://уип — loskutov.narod.ru
  142. Г. Ю. «Внутренняя картина» процесса профессионального становления психологов // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2001. — № 4.-С. 57−66.
  143. А.Д. Понятие мышления у Ильенкова и Спинозы // Вопросы философии. 2002. — № 8. — С. 165−173.
  144. М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: Изд-во «Мецниереба», 1984. — 83 с.
  145. М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке: Сб. науч. тр. / Сост. Е.В. Филиппова- Под. ред. и с предисл. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. — С. 8−22.
  146. М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд. изм. и доп. / Сост. и общ. ред. Ю. П. Сепокосова. М.: Изд. группа «Прогресс»: Культура, 1992.-415 с.
  147. М.К. Мой опыт нетипичен. СПб.: Азбука, 2000. -396 с.
  148. М.Р. О стратегиях понимания психологом клиента // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2001. -№ 3. — С. 75−84.
  149. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. — № 4. — С. 28−38.
  150. A.A. На пути к системной психологии развития // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 3. — С. 3−12.
  151. A.A. Принцип самоорганизации систем: критический анализ //Психологический журнал. 1998.-Т. 19. -№ 4. — С. 117−131.
  152. М.А. Классика. Неклассика. — Постнеклассика // История философии. Энциклопедия. / Сост. и гл. науч. ред. A.A. Грицанов. — Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2002. — С. 459−463.
  153. В.И. Нужна ли смена методологических парадигм в психологии (по поводу статьи А.В.Юревича) // Психологический журнал. -2001.-Т. 22.-№ 5.-С. 103−104.
  154. П.Л. Системно-деятельностный подход в психологии развития // Вопросы психологии. 1999. — № 5. — С. 90−100.
  155. П.А. Психология в аспекте типов научной рациональности // Вопросы психологии. -2004. -№ 6. С. 3−18.
  156. Д.В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1994. -№ 2. — С. 52−66.
  157. С.И., Шведова НЛО. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  158. И.С. Онтология рациональности. Век XXI // Философские дескрипты. Вып. 2. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. — С. 208−213.
  159. Ю.В., Сергеев К. А. «Философия истории» Гегеля: от субстанции к историчности // Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 2000.-С. 5−53.
  160. В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психологический журнал. 2002. — Т. 23. -№ 3. — С. 113−121.
  161. A.B. М.М. Бахтин, Ф.М. Достоевским: психология вчера и сегодня // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1985. -№ 3. — С. 56−58.
  162. А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА — М., 1998. — 528с.
  163. A.B. Теоретическая психология как основание «общей психологии» // Вопросы психологии. 2000. — № 4. — С. 4−8.
  164. A.B., Петровский В. А. Категориальная система психологии //Вопросы психологии.-2000. — № 5.-С. 3−17.
  165. B.B. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. -№ 4. — С. 13−20.
  166. A.A. От традиционных ценностей к уникальным смыслам // Вопросы психологии. 2001. — № 6. — С. 103−118.
  167. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. — 216 с.
  168. Г. Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук: Ваклер, 2000 -573 с.
  169. И. Наука, разум и страсть // Знание-сила. 1997. — № 9. — С. 44−56.
  170. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог с природой / Пер. с англ. Ю. А. Данилова. 3-е изд. М.: Эдиториал УРСС, 2001. -312 с.
  171. Психологические аспекты нового политического мышления. Материалы «круглого стола» // Психологический журнал. 1990. — Т. 11. — № 1. -С. 16−34.
  172. Психология и новые идеалы научности (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. — № 5. — С. 3−42.
  173. Психология и этика: опыт построения дискуссии Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. — 128 с.
  174. Психология XXI века: пророчества и прогнозы («круглый стол») // Вопросы психологии.-2000.-№ 2.-С. 3−41.
  175. А. Системный подход в психологии // Психологический журнал. 1994.-Т. 15-№ 3.-С. 3−16.
  176. Ю.Е., Григорьев С. И. Начала современной социологии: Учебное пособие. М.: Магистр, 1999. — 224 с.
  177. .В. На пути к целостному рационально-образному мировосприятию // О человеческом в человеке: Сб. науч. тр. / Сост. Е.В. Филиппова- Под ред. и с предисл. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. — С. 22−40.
  178. О.Н., Прудков П. Н. Особенности профессиональной ^ адаптации начинающих психологов // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. I- 2000. № 4. — С. 25−34.
  179. В.М. Научные интерпретации предмета психологии: от парадигмы естественнонаучной к гуманитарной? // Психологический журнал. -1991.-Т. 12. -№ 2. С. 5−15.
  180. В.М. Проблема целостного изучения человека // О человеческом в человеке: Сб. науч. тр. / Сост. Е.В. Филиппова- Под ред. и с предисл. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. — С.80−99.
  181. В.М. Исследование мышления в работе JI.C. Выготского «Мышление и речь» // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 5. — С. 129−138.
  182. В.М. Читая и обдумывая Мамардашвили // Психологический журнал. 1999.-Т. 20.-№ 2.-С. 125−129.
  183. В.М. Мышление (методологический и психологический дискурсы)//Мир психологии.-2001.-№ 1.-С. 121−128.
  184. СЛ. О мышлении и путях его исследования / АН СССР, Ин-т философии- М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 147 с.
  185. СЛ. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления // Вопросы психологии. 1957. — № 5. — С. 57−65.
  186. СЛ. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986.-№ 4.-С. 101−108.
  187. С. JI. Основы общей психологии. СПб.: ПИТЕР, 1999. -+ 712 с.
  188. Н.В. О психологии и психологах // Прикладная психология.-2001.1.-С. 53−72.
  189. B.B. Вклад Брушлинекого A.B. в понимание психологической природы мышления // Психологический журнал. 2003. — Т. 24.-№ 2.-С. 107−113.
  190. Е.В. Расширенное понятие диалога в рамках постнеклассической науки Электронный ресурс. Режим доступа: http:// anthropology.ru/ru/texts/seredkina/dialogue.html
  191. Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов / Отв. ред. В. И. Аршинов и др. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 535с.
  192. Синергетическая парадигма: нелинейное мышление в науке и искусстве: Сб. ст. / Сост. и отв. Ред. В. А. Копцик. М.: Прогресс — Традиция, 2002. — 495 с.
  193. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  194. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000.-416 с.
  195. С.Д. Мир образов и образ мира // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. — № 3. — С. 14−23.
  196. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 231 с.
  197. E.H. Новые тенденции в развитии психологии // Вопросы психологии. 2004. — К" 5. — С. 87−88.
  198. Е.Е. Некоторые социокультурные факторы формирования научных школ в отечественной психологии в 20−40 гг. XX века // Психологический журнал. 1997.-Т. 18.4.-С. 123−128.
  199. Е.Е. «Неклассическая» психология А.Н. Леонтьева и его школы // Психологический журнал. 2001. — Т. 22. — № 6 — С. 14−23.
  200. Е.Е. К проблеме непротиворечивого определения предмета психологии в школе А.Н. Леонтьева. // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2003. — № 2. — С. 32−49.
  201. М.А. О критериях профессионализма школьного психолога // Вопросы психологии. 2002. — № 1. — С. 88−94.
  202. B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации //Вопросы философии. 1989.-№ 10.-С. 3−18.
  203. B.C. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. М.: Прогресс — Традиция, 2000. — 743 с.
  204. B.C. Наука и образование в эпоху цивилизационных перемен // Устойчивое развитие. Наука и практика. 2002. — № 1. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://srv5.uni-dubna.ru/journal/view.
  205. В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. -№ 3. — С. 23−34.
  206. Э.Д. Новое психологическое мышление и современная психология // Творческое наследие А. В. Брушлинского и O.K. Тихомирова и современная психология мышления. М.: Изд-во Инст. психологии РАН, 2003. -С. 55−58.
  207. .М. Ум полководца М.: Педагогика, 1990. — 206 с.
  208. O.K. Проблемы взаимоотношения языка и мышления «искусственный интеллект» // Вопросы философии. 1977. — № 9. — С. 104−107.
  209. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М., 1969.-304 с.
  210. O.K., Терехов В. Л. Значение и смысл, в процессе решения задач // Вопросы психологии. 1969. — № 4. — С. 66−84.
  211. O.K., Клочко В. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 23−31.
  212. O.K. Теория психологических систем // Вестник Моск. унта. Сер. 14. Психология. 1982.-№ 2.-С. 3−13.
  213. O.K. Информационный век и теория JI.C. Выготского // Психологический журнал. — 1993. Т. 14.-№ 1.-С. 114−119.
  214. O.K. Психология мышления: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. -288 с.
  215. В.А. Стили профессиональной деятельности в условиях взаимодействия субъектов // Психологический журнал. 2001. — Т. 21. — № 3. -С. 69−103.
  216. P.A. Квантовая психология. / Пер. с англ. / Под ред. Я. Невструева. К.: «ЯНУС», 2001. — 224 с.
  217. В.Н. Человек в концепции современного научного познания. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997 — 380 с.
  218. Философский словарь / Под ред. М. М. Розеиталя. Изд. 3-е. М.: Политиздат, 1975. — 496 с.
  219. А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии. 2004. — № 6. — С. 72−83.
  220. Формы мышления: Сб. ст. / Под. ред. Б. М. Кедрова. М.: Академия наук СССР, 1962.-311 с.
  221. В. Человек в поисках смысла: Сб. / Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева- вст. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  222. И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вест. Моск. ун-та. Сер.14. Психология 1990. -JVb 3. -С. 42−49.
  223. Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии. 1997. 3. — С. 112−132.
  224. В.А. Синергетика как постнеклассическая трансформация научного знания // Философия природы и практическая философия для студентов и аспирантов Электронный ресурс. Режим доступа: http:// opex.auditorium.ru
  225. И.В. Философия и история науки: Электронный ресурс.: Учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений. -Томск: ТГУ, 2001. Режим доступа: http:// ou.tsu.ru/hischool/4ernicova/pred.htm
  226. В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 5 -С. 3−12.
  227. Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки // Вопросы психологии. 2004. — № 2. — С. 104−108.
  228. B.C. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. 1992. 6. — С. 91−105.
  229. И.Б. Предвосхищающий образ в структуре диалектического мышления//Вопросы психологии. 1999.-ЛЬ 3. — С. 57−65.
  230. Г. П. Методологический смысл оппозиции натуралистического и системно-деятельностного подходов // Вопросы методологии. 1991.1.-С. 50−59.
  231. Л.Г. и коллектив. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов / Под общ. ред. Л. Г. Шмелева. М.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 556 с.
  232. Д.Б. Об источниках неклассической психологии // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — С. 475−478.
  233. A.B. «Онтологический круг» и структура психологического знания // Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С. 6−14.
  234. A.B. Системный кризис психологии // Вопросы психологии. — 1999. № 2. — С. 3−11.
  235. A.B. Психология и методология // Психологический журнал. -2000.-Т. 21.5. С. 35−45.
  236. A.B. Структура психологических теорий // Психологический журнал. 2003. — Т. 24 — № 1. — С. 5−13.
  237. A.B. Наука и паранаука: столкновение на «территории» психологии // Психологический журнал. 2005. — Т. 26 — № 1. — С. 79−94.
  238. A.B. Психологические механизмы научного мышления Электронный ресурс. Режим доступа: http:// metodolog.ru/175/00175/litml
  239. М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития науки. Изд-е 2, доп. М.: Политиздат, 1974. — 447 с.
  240. М.Г., Гургенидзе Г. С., Выготский JI.C. исследователь проблемы методологии//Вопросы философии. — 1977.-№ 9.-С. 81−106.
  241. М.Г., Юревич A.B., Аллахвердян А. Г. Программно-ролевой подход и современная наука // Вопросы психологии. 2000. — № 6. — С. 3−18.
  242. Elster J. S. Studies in the subversion of rationality. Cambridge etc. Paris: Cambridge uni v. press: Ed. de la Maison des sciences de l’homme, 1983 — VIII, 1771. P
  243. Gigerenzer G. Adaptive thinking: Rationality in the real world. Oxford: Oxford univ. press, 2000 — XI, 344 p.
  244. Haken H. Synergetics as a Bridge between the Natural and Social Sciences // Evolution, Order, and Complexity. London and N.Y.: Routledge, 1996. — P. 243 244.
  245. Newton-Smith W.H. The rationality of science. Boston etc.: Routledge & Kegan Paul, 1981 -XII, 294 p.
  246. Notturno M.A. Objectivity, rationality and the third realm. Justification a. the grounds of psychologism: A study of Frege a. Popper. Dordrecht etc.: Nijhoff, 1985-XV, 251 p.-Vol. 216.
  247. Nozick R. The nature of rationality. Princeton (N.J.): Princeton univ. press, Cop. 1993 — XVI, 226 p.
  248. The Problem of rationality in science and its philosophy / Vol. 160. Ed. by Jozef Misiek. Dordrecht etc.: Reidel, 1963 — 016Vol. 1
  249. Verbeek B. Instrumental rationality and moral philosophy: An essay on the virtues of cooperation. Dordrecht etc.: Kluwer acad. publ., Cop. 2002 — XII, 286 P
  250. Wertheimer M. Productive thinking. N.Y.: Harper and Brothers, 1945 -224 p.
Заполнить форму текущей работой