Совершенствование амбулаторной стоматологической помощи с использованием сетевых компьютерных систем
Впервые на основе многопланового анализа оценена эффективность внедрения компьютерных технологий в разные звенья деятельности стоматологических ЛПУ (врачи, регистраторы, управленческий персонал). Проведено комплексное изучение трудозатрат персонала в условиях компьютеризации отдельных рабочих мест и ЛПУ в целомдетально изучена организация работы врача-стоматолога в традиционных условиях и при… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
- ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
- РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 3. 1. Анализ затрат рабочего времени разных звеньев клинического и административного персонала стоматологического ЛПУ
- 3. 2. Качество и эффективность работы врачей
- 3. 3. Сравнительная характеристика организации работы врача-стоматолога в традиционных условиях и при наличии компьютерного оснащения клиники
- 3. 4. Внедрение компьютерных технологий для управления деятельностью стоматологической клиники
Совершенствование амбулаторной стоматологической помощи с использованием сетевых компьютерных систем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
И СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА.
Вопросы совершенствования организации стоматологической помощи всегда были в центре внимания отечественного здравоохранения. Особую актуальность они приобрели в период становления рыночных отношений, когда вполне очевидно возникает проблема изыскания новых путей повышения производительности труда врачей-стоматологов [23, 93, 147].
В настоящее время в России широко создаются новые многопрофильные стоматологические учреждения коммерческого, арендного и т. п. типа с негосударственными источниками финансирования, ставящие своей целью оказание стоматологической помощи на платной основе. За прошедшее десятилетие накоплены исследования, посвящённые проблемам организации лечебно-профилактической деятельности стоматологических ЛПУ разных форм собственности, организации и управления такими учреждениями, однако отдельные вопросы совершенствования эффективности их работы до сих пор остаются нерассмотренными, что сказывается на полноте научных исследований по данной тематике.
Подобные трудности отражаются на организации и управлении данным типом ЛПУкак показывают авторы [118, 122, 123], руководители этих учреждений, не имея соответствующих знаний в данной области, не могут целенаправленно организовывать лечебную работу — особенно это сказывается на её терапевтическом аспекте.
С другой стороны, значительный резерв в повышении производительности труда врачей-стоматологов состоит в совершенствовании условий их труда [40, 55, 63]. Существенно помочь решению данной проблемы может снижение физического и психоэмоционального напряжения врачей-стоматологов путём оптимизации приёма больных, что неизбежно скажется на большей эффективности их труда [145, 149].
Повышение комфортности в работе врача-стоматолога также является мощным стимулом в возрастании производительности его труда. В частности, многими авторами [28, 127, 140] отмечается значимость совершенствования оборудования и оснащения рабочего места врача-стоматолога с целью улучшения условий его работы и повышения производительности труда. Большое значение в этом направлении приобретают новейшие технологии, связанные с развитием научно-технического прогресса, в частности, компьютеризация рабочего места [109, 128, 142]. С ролью компьютеров можно связать несомненное повышение эффективности работы врачей и контроля их деятельности, полноту и правильность заполнения медицинской документации, снижение количества ошибок и т. д., однако практические аспекты данного рода деятельности ещё не разработаны [26, 74, 80].
Всё вышеизложенное определило научную и практическую ценность настоящего исследования, показало его актуальность для современной стоматологии.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
.
Цель исследования — разработка системы рациональной организации труда персонала амбулаторных стоматологических ЛПУ с использованием сетевых компьютерных систем.
Задачи исследования:
1) оценить затраты рабочего времени разных звеньев клинико-управленческого персонала ЛПУ, в том числе при наличии компьютеризации рабочих мест и ЛПУ в целом;
2) оценить качество и эффективность лечебной работы в ЛПУ при наличии компьютерных технологий;
3) дать сравнительную характеристику организации работы врача-стоматолога в традиционных условиях и при наличии компьютерного оснащения;
4) разработать вариант компьютерного оснащения рабочего места врача-стоматолога.
НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Впервые на основе многопланового анализа оценена эффективность внедрения компьютерных технологий в разные звенья деятельности стоматологических ЛПУ (врачи, регистраторы, управленческий персонал). Проведено комплексное изучение трудозатрат персонала в условиях компьютеризации отдельных рабочих мест и ЛПУ в целомдетально изучена организация работы врача-стоматолога в традиционных условиях и при наличии компьютерных технологий (включая количественный и качественный состав ошибок, хронометраж действий, алгоритмы заполнения документации и т. д.). С помощью многофакторного анализа изучено качество и эффективность работы врачей-стоматологов в условиях компьютеризации ЛПУ, а также факторы, влияющие на это. Даны научно обоснованные рекомендации по совершенствованию деятельности амбулаторных стоматологических ЛПУ на основе внедрения компьютерных технологий в разные звенья жизнеобеспечения данных лечебно-профилактических учреждений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Полученные в ходе исследования материалы способствуют повышению качества и эффективности стоматологической помощи населению, позволяют руководителям стоматологических ЛПУ значительно повысить эффективность труда. Разработанные и научно обоснованные рекомендации дают возможность существенно облегчить работу руководителям ЛПУ и врачам рядового звена, позволяют наметить правильные шаги в организации лечебной работы ЛПУ. Полученные результаты способствуют увеличению объёма и повышению качества и эффективности оказываемой стоматологической помощи.
ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКУ.
Результаты, полученные в ходе написания диссертации, используются в учебном процессе подготовки врачей, ординаторов и аспирантов на кафедре стоматологии и зубопротезных технологий РМАПО МЗ РФ, в клинической работе: Центральной (Представительской) клиники Стоматологической Ассоциации России на базе ЗАО «Бизнес-центр «Стоматология», Клинико-диагностического центра МГМСУ, в стоматологической клинике ООО «Мастердент 8».
АПРОБАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Основные результаты работы доложены на VII Научно-практической конференции «Стоматология XXI века» (симпозиум «Информатика в стоматологии», Москва, сентябрь 2002 года) — Всероссийском конессе «Эстетика в стоматологии» (симпозиум «Новые технологии в стоматологии», Уфа, октябрь 2002 года) — Всероссийском симпозиуме СтАР «Новые технологии в стоматологии, на форуме «Стоматология Татарстана-2003» (Казань, июнь 2003 года).
Диссертация апробирована на совместной межкафедральной конференции кафедры стоматологии и зубопротезных технологий и кафедры терапевтической стоматологии РМАПО МЗ РФ (декабрь 2003 г.).
По теме диссертации опубликовано 5 работ.
ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ: 1. Установлены следующие преимущества внедрения компьютеров в организацию лечебной работы, позволяющие кардинально изменить деятельность ЛПУ: возможности создания компьютерных баз данных, одновременного воспроизведения 2-х и более рентгенограмм, объективной оценки динамики проведённого лечения, создания локальной сети для передачи информации.
2. Внедрение компьютерных программ в деятельность стоматологических ЛПУ позволяет клинике интенсифицировать производство, почти удвоить производительность труда, наладить оперативный учёт и контроль.
3.
Введение
компьютеризации стоматологической клиники позволяет произвести ощутимую экономию рабочего времени всех звеньев медицинского и административного персонала ЛПУ.
4. Компьютеризация стоматологического ЛПУ позволяет добиться высокого качества работы врачей, соблюдения ими требований стандартов и алгоритмов лечебного процесса, полноты ведения медицинской документации.
ОБЪЁМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация изложена на 155 листах и состоит из введения, обзора литературы, описания материала и методов исследования, главы собственных исследований и содержит 11 таблиц, 32 рисунка.
Список литературы
содержит 158 источников, в том числе 129 отечественных и 29 — зарубежных авторов.
ВЫВОДЫ:
1. Опыт применения автоматизированных компьютерных систем показал их высокую эффективность в диагностике и лечении стоматологических заболеваний. Наиболее актуальными возможностями использования компьютерных технологий в стоматологической практике на сегодняшний день являются: цифровая рентгеносъёмка, применение видеокамер, автоматизированные компьютерные программы по организации деятельности ЛПУ, видеосистемы для обучения врачей.
2. Установлены следующие преимущества внедрения компьютеров в организацию лечебной работы, позволяющие кардинально изменить деятельность ЛПУ: возможности создания компьютерной базы данных, одновременного воспроизведения 2-х и более рентгенограмм, объективная оценка динамики проведённого лечения, создание локальной сети для передачи информации. Современные рентгеновские компьютерные аппараты в стоматологии обеспечивают: точность диагностики, анатомически правильную геометрию снимка, универсальность применяемых методик, большой набор облегчающих работу врача функций, удаление избыточных теней, увеличение нужных врачу участков, регулируемый фокус, горизонтальное и вертикальное сканирование, применение специальных программ.
3. Внедрение компьютерных программ в деятельность стоматологических ЛПУ позволяет клинике интенсифицировать производство, сэкономить значительное количество рабочего времени всех звеньев персонала, почти удвоить производительность труда, наладить оперативный учёт и контроль.
4.
Введение
компьютеризации стоматологической клиники позволяет сэкономить до 4,5 часов рабочего времени медрегистраторов и кассиров в сутки. Экономия рабочего времени врача за счёт интенсификации труда и устранения непроизводительных затрат (без учёта ожидания пациента) составляет 15,8 минут на каждый рабочий час, или 3,16 часа в сутки. Экономия времени врача на ожидание пациента составляет 1,9 часа в смену (в условиях 33-часовой рабочей недели).
5. В условиях компьютеризации стоматологической клиники в её организационную структуру должна быть введена должность менеджера (его обязанности предусматривают контроль регистраторов, формирование ежедневной загрузки врачей, договора с контрагентами рынка, внешняя популяризация, маркетинговые функции, создание и поддержание внутренней и внешней конкурентности). Это меняет как функционально-ориентированную кадровую структуру ЛПУ, так и принципы организации стоматологической помощи, значительно повышает эффективность лечения, способствует увеличению его объёма и улучшению качества работы.
6. Внедрение компьютерных технологий экономит до 4,6 часов рабочего времени менеджера (при 12-часовом рабочем дне), в том числе на выполнение маркетинговых функций — до 2,8 часоввысвобождается также до 3,6 часов (45,0%) руководителя ЛПУ — при 8-часовом рабочем дне.
7. Компьютеризация клиники позволяет добиться повышения качества ведения медицинской документации: полноты записей — на 37,2%, правильности диагностики — на 11,7%, соблюдения стандартов (алгоритмов) работы — на 18,9%, выбора метода лечения — на 19,5% (р=0,02). Аналогичные данные получены по качеству терапевтического и эндодонтического лечения (р=0,02 и р=0,03). При определяемой стандартом 4-кратной рентгенографии корневых каналов у врачей некомпьютеризированной клиники среднее число снимков каналов в ходе эндодонтического лечения составило 2,3+1,6, а при наличии компьютера — 3,6+1,9 (больше на 56,5%, р<0,05).
8. Сравнительный многофакторный анализ качества ведения медицинской документации и качества работы врачей стоматологических ЛПУ показал, что наличие компьютерных технологий значимо (р=0,0001) определяет более высокое качество исходного параметра, независимо от влияния других факторов (специализация врача, его квалификационная категория, стаж практической работы, должностная ступень и т. д.). При этом наличие или отсутствие компьютерного оснащения клиники показало даже более сильное влияние (р<0,005) на качество лечебной работы, чем личные показатели квалификации врача.
9. Локальные компьютерные сети в стоматологическом ЛПУ дают возможность постоянно в реальном масштабе времени отслеживать и контролировать динамику движения больных, работу всех звеньев медицинского и обслуживающего персонала, расходы на медикаменты, зарплату, финансовую, лечебную и другие виды работ.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Применение компьютерных систем для дифференциальной диагностики и выбора плана лечения в стоматологической клинике особенно важно для молодых врачей без достаточного клинического опыта, получающих возможность использовать высокую квалификацию и многолетний опыт ведущих специалистов, заложенные в компьютерные программы.
2. Поскольку врачи-ортопеды, независимо от ряда внешних факторов (степень компьютеризации клиники, уровень профессиональной квалификации, стажной подготовки и др.), хуже заполняют медицинскую документацию по сравнению с врачами-терапевтами, целесообразно предусмотреть применение компьютерных шаблонов медицинских карт для заполнения их врачами, а также с помощью компьютерных технологий периодически производить контроль за качеством ведения медицинской документации врачами-ортопедами.
3. Целесообразно внедрять компьютерные программы в практику врачей-стоматологов, что позволит достичь существенной экономии времени, снизить либо полностью избежать возможных ошибок в диагностике, планировании лечения, в описании клинического случая (заполнении медицинской документации), сверить свои действия с алгоритмами (стандартами качества лечения), а также произвести при необходимости анализ работы конкретного врача (для определения его квалификации, ранжирования заработной платы и т. д.).
4. Целесообразно применение в клинике для организации рабочего места врача компьютерной версии медицинской карты стоматологического больного, позволяющей с высокой степенью объективности провести обследование больного, поставить дифференциальный диагноз, обосновать план и методы лечения и провести лечение на основе профессиональных стандартов, а также объективно проконтролировать лечение и определить степень излечения (реабилитации).
Список литературы
- Алимский А.В. Заболеваемость, нормативы, потребности и пути повышения эффективности стоматологической помощи населению, Дисс.. д.м.н., М., 1983, 375 с.
- Алимский А.В. О планово-нормативных и качественных показателях в стоматологии //Стоматология, 1999, № 1, — с.63−65
- Алимский А.В. Принципиальные подходы к организации профилактики стоматологических заболеваний в условиях рыночной экономики //Новое в стоматологии, 1997, № 5, — с.7−9
- Алимский А.В. Социологические исследования затрат времени населения на получение стоматологической помощи //В кн.: Управление, организация, социально-экономические проблемы стоматологической службы страны, Сб.научн.трудов ЦНИИС, 1991, М., с.46−50
- Алимский А.В., Кузнецов В. В. Проблемы экономического образования руководителей стоматологических организаций //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с.20−21
- Алимский А.В., Попов Г. А., Мирзабеков О. М., Куракбаев К. К. Внутрихозяйственный расчёт в стоматологии //Здравоохранение Казахстана, 1989, № 8, — с.25−38
- Ананьева Н.Г. Совершенствование системы экспертизы качества стоматологической помощи в медицинских организациях различных форм собственности, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2000,-21 с.
- Андреенко Е.П., Белов В. Н., Лайко С. И. Потребность населения в стоматологической помощи и критерии её эффективности //Сб. «Актуальные вопросы стоматологии», М., 1995, с.9−15
- Ашуров Г. Г. Основные организационные принципы разгосударствления стоматологической сети //Стоматология, 1995, № 3, — с.77−79
- Ю.Базиян Г. В., Смирнова В. Л. Работа врача-стоматолога в условияхоснащения рабочего места новейшей техникой // Стоматология, 1963, № 5, с.87−90
- П.Безруков В. М., Прохончуков А. А. Автоматизированная компьютерная система управления стоматологической поликлиникой //Стоматология, 1996, № 4, — с.61−65
- Безруков В.М., Прохончуков А. А. Компьютеры и лазеры приходят в регионы //Вестник стоматологии, 1994, — с. 10
- З.Безруков В. М., Прохончуков А. А. Программа информатизации стоматологической службы России //Стоматология, 1995, № 5, — с.7−25
- Безруков В.М., Прохончуков А. А., Григорьянц JI.A. Автоматизированные лазерные хирургические аппараты нового поколения с компьютерным управлением //Стоматология, 1996, № 6, — с. 19−24
- Безруков В.М., Прохончуков А. А., Жижина Н. А. Неотложные задачи компьютеризации стоматологической службы России //Стоматология, 1996, спецвыпуск, — с. 16−17
- Беликова Т.П. Автоматизированные рабочие места для анализа рентгенорадиологических изображений //Компьютерные технологии в медицине, 1998, № 1,-с.35−47
- Белякова Е.В. К оценке динамики стоматологического статуса у взрослого населения //Сб.научн.трудов ММСИ, М., 1993, с. 12
- Береснев М. Реформы должны служить людям //Врач, 1996, № 5, — с.47
- Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок, М., Статистика, 1980, — 263 с.
- Бойко В.В. Концепции маркетинга и их применение в стоматологии //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с.28−34
- Боровский Е.В. Пути повышения качества лечебной работы //Стоматология, 1997, № 1, — с.65−68
- Боровский Е.В., Виноградова Т. Ф., Леонтьев В. К. Организационно-профилактические основы стоматологических заболеваний, М., 1986, -30 с.
- Бутова В.Г., Ананьева Н. Г., Власов Н. Н., Ковальский В. Л. Структурастоматологического рынка //Проблемы нейростоматологии и стоматологии, 1998, № 1, — с.58−62
- Вагнер В.Д. Прогноз и тенденции развития стоматологии с позиций специалистов и населения, Автореф.дисс. .к.м.н., Омск, 1998, — 23 с.
- Вагнер В.Д., Захаров В. А., Вашурин И. В. Лицензирование и аккредитация стоматологических учреждений: мнение специалистов-стоматологов //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — с.40−41
- Вагнер В.Д., Павленко И. В., Чекунков О. В. Регулирование трудовых отношений в стоматологических учреждениях //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с. 14−19
- Вагнер В.Д., Полуев В. И., Логинов А. А. Требования к оснащению стоматологических кабинетов //Стоматология для всех, 2000, № 1, — с.52−53
- Вартанов М.О. «Dental 4 Windows» открывает новые горизонты высоких технологий //Стоматология для всех, 2002, № 4, с.48−49
- Василенко З.С. О дальнейшем повышении эффективности и качества стоматологической помощи // «Социальная гигиена и организация здравоохранения», Сб.научн.трудов, Киев, 1989, 12, с.72−76
- Васильев А.Ю., Колосова Т. Л., Чумакова С. С., Глухих А. П. Цифровая радиограмметрия в диагностике остеопороза //Медицинская визуализация, 1997, № 3, — с.51−53
- Власов Н.Н. Модели предпринимательской деятельности негосударственных стоматологических предприятий, Дисс. .к.м.н., М., 1998, — 155 с.
- Воробьёв Ю.И., Евстигнеев А. А., Воробьёв С. Ю., Потрахов Н. Н. Новые возможности рентгенодиагностики в стоматологии //Стоматология для всех, 2002, № 1, — с.36−38
- Вуори Х.В. Обеспечение стоматологических обследований, Копенгаген, ВОЗ, 1985, — 179 с.
- Вялков А.И., Леонтьев В. К. О состоянии стоматологии в России и перспективы её развития //Стоматология, 1999, № 2, — с.44−47
- Гветадзе Р.Ш., Безруков В. М. Матвеева А.И., Александров М. Т., Бажанов Н. Н., Дронов Д. А. Применение денситометрической радиовизиографии для оценки результатов дентальной имплантации //Стоматология, 2000, № 5,-с.51−53
- Глушков И.И., Данилов Г. В., Лоскутов В. А. Сравнительная оценка деятельности стоматологов-терапевтов М., Деп. ВНИИМИ, 1992, 18 с.
- Григорьянц Л.А., Бадалян К. Ю. Комплексное лечение заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта с применением лазерного хирургического аппарата с компьютерным управлением //Стоматология сегодня, 2002, № 6, — с. 14
- Григорьянц Л.А., Прохончуков А. А., Жижина Н. А. Способы применения лазерного хирургического аппарата нового поколения с компьютерным управлением «Ланцет» для лечения стоматологических заболеваний, Метод.рекомендации, М., 2000, — 37 с.
- Гринин В.М., Максимовский Ю. М. Роль и место внебюджетных форм в структуре оказания стоматологической помощи населению //Стоматология, 1995, № 4, с.28−31
- Гринин В.М., Мамедов С. С. К вопросу оказания стоматологической помощи во внебюджетных стоматологических учреждениях //Сб. научн. трудов ММСИ, 1994, М., с.46−47
- Гринин В.М., Предтеченский Н. Н. Анализ причин и целей обращений населения за терапевтической и ортопедической стоматологической помощью в условиях стоматологического рынка //Стоматология для всех, 2003, № 1, — с.32−33
- Гулунян Э.А. О показателях эффективности в стоматологии, Ереван, 1986, — с.24−25
- Дунаева М.В., Корякин В. В. Опыт организации и первые итоги работы группы комплексной стоматологической помощи //Стоматология, 1991, 5, -с.77−79
- Евдокимов Д.В. Оценка деятельности учреждений здравоохранения //Сов. здравоохранения, 1980, 2, с. 18−21
- Жижина Н.А., Прохончуков А. А. Экспресс-метод обучения врачей-стоматологов работе на компьютере //Стоматология, 1999, № 2, — с.54−56
- Журавлёва К.И. Статистика в здравоохранении, М., Медицина, 1979, 176 с.
- Каари П. Цифровые технологии в стоматологической практике //Стоматология для всех, 2003, № 1, — с.40−42
- Кальдин К.М. Методы управления эффективностью стоматологического бизнеса //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — с.58−61
- Касумова М.К., Вихров А. П. Единая система ведения электронныхкарточек пациентов для ассоциации стоматологических клиник //Институт стоматологии, С-Пб., 1999, № 1, с.62−64
- Катаева В.А. Вопросы труда стоматологов //Стоматология, 1990, т.54, JV° 4, с.77−795 6. Константинов Г. И., Бутова В. Г., Антипенко Э. С. Организация стоматологической помощи населению, М., Медицина, 1989 66 с.
- Кубатаев А.А. Управленческий учёт в учреждениях здравоохранения //Здравоохранение РФ, 1996, № 9, — с.94−103
- Кузин В.Ф. Комментарий к приказу № 363/77 от 24 октября 1996 года «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации» // Здравоохранение Российской Федерации, 1996, № 1, — с.98
- Кузьмина Н.Б., Садовский В. В. Мониторинг стоматологической помощи в г.Москве в 2002 году //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 1(6), — с.26−32
- Лазеры в стоматологии /В кн.: Актуальные проблемы стоматологии, М., 2000, — с.57−110
- Лазеры в стоматологии /В кн.: Тезисы докладов Международного симпозиума по лазерной медицине, Под ред.проф.А. А. Прохончукова, М., 1988, — с.270−329
- Лазеры в хирургической стоматологии, под ред.проф.А. А. Прохончукова, М., 1982, — 230 с.
- Лакшин A.M. Психо-физиологическая оценка трудовой деятельности врачей-стоматологов //Сб.научн.трудов ММСИ, М., 1991, с.25−29
- Лебеденко И.Ю., Перегудов А. Б., Вафин С. М. Компьютерные реставрационные технологии в стоматологии. Реальность и перспективы //Стоматология для всех, 2002, № 1, — с.4−8
- Леонтьев В.К. Материально-техническое обеспечение стоматологии. Управление, организация, социально-экономические проблемы стоматологической службы страны //Стоматология, 1991, № 3, с.21−23
- Леонтьев В.К. О вероятных изменениях структуры сети государственных и частных стоматологических клиник //Стоматология, 1999, № 3, — с.54−56
- Леонтьев В.К. О состоянии стоматологии в России и перспективах её развития //Стоматология, 2002, т.81, № 1, — с.75−84
- Леонтьев В.К. Организация стоматологической службы в условиях рыночных отношений и страховой медицины //Стоматология, 1995, т.74, № 1, — с.66−72
- Леонтьев В.К. Пути повышения качества работы стоматологов //Дент-Арт, 1998, № 3, — с.11−15
- Леонтьев В.К. Стоматологическая служба России и перспективы ее развития в новых условиях хозяйствования //Стоматология, 1997, т.76, № 2, с.4−7
- Леонтьев В.К., Алимский А. В., Шестаков В. Г. Развитие системы учёта труда врачей стоматологического профиля //Стоматология, 1989, № 3, с.70−72
- Леонтьев В.К., Копейкин В. Н., Алимский А. В. Сеть стоматологических учреждений: тенденции и направления развития при переходе к рыночным отношениям //Стоматология, 1995, т.74, № 1, с.66−72
- Леонтьев В.К., Шиленко Ю. В. Социальная стоматология на современном этапе //Стоматология, 1999, № 1, — с.5−9
- Леус П.А. Время исправлять ошибки //Новое в стоматологии, 1995, № 3,-с.25−31
- Леус П.А. Новые принципы оказания стоматологической помощи и задачи профилактики //Сб.научн.трудов, М., 1987, 2, — с. 117−119
- Ломагин В.В., Васманова Е. В. Влияние фактора платности на внедрение новых технологий в стоматологии //Стоматология для всех, 2002, № 4, — с.26−28
- Ломиашвили Л.М. Свобода порождает творчество! //Маэстро стоматологии, 2002, № 4, — с.55−61
- Максимовский Ю.М., Гринин В. М., Бутова В. Г., Ананьева Н.Г.
- Совершенствование лечебно-диагностической работы и системы контроля качества в негосударственных стоматологических организациях, Уч.-метод.пособие, М., 2003, Изд. МГМСУ, — 23 с.
- Максимовский Ю.М., Гринин В. М., Лакшин A.M., Константинов Г. И., Антипенко А. Э. Совершенствование деятельности внебюджетных стоматологических учреждений, Методич. рекомендации, М., 1993, 12 с.
- Максимовский Ю.М., Лакшин A.M., Гринин В. М., Мамедов С. С. Клинико-организационные основы деятельности внебюджетных стоматологических учреждений //В сб.: Тез.докл.научной сессии, посв.50-летию РАМН, М., Изд. ММСИ, 1994, — с.20
- Максимовский Ю.М., Леонтьев В. К., Садовский В. В., Гринин В. М., Николаев Ю. В. Сборник нормативных документов для стоматологических ЛПУ всех форм собственности, М., 1999, т. 1, 84 с.
- Мамедов С.С., Гринин В. М., Максимовский Ю. М. Анализ качества и эффективности внебюджетных стоматологических ЛПУ //Сб.научн. трудов ММСИ, М., 1999, с.37
- Манукян Л.М., Натензон М. Я., Тарнопольский В. И. Второе дыхание диагностической службы: создание единого информационного пространства //Медицинская визуализация, 1997, № 3, — с.47−50
- Медицинская информатика накануне XXI века, 1997, СПб, 274 с.
- Мельников В.В., Мельников А. В. Компьютерные методы диагностики и планирования в дентальной имплантации //Стоматология сегодня, 2003, № 2,-с.26
- Мерков A.M., Поляков С. Е. Санитарная статистика, Л., Медицина, 1974, -384 с.
- Мороз Б.Т. Стоматологические видеосистемы инструмент доверия //Стоматология сегодня, 2002, № 8, — с.20
- Надточий А.Г., Сафонов Д. Г. Цифровые технологии обработки медицинских изображений и рентгеностоматология //Стоматология для всех, 2000, № 1, — с.24−27
- Пахомов Г. Н. Разработка расчётных норм нагрузки врачей, ведущих поликлинический приём по терапевтической стоматологии //Тр.ЦНИИС, М., 1984, с.34
- Петрикас А.Ж., Похильченко В. Г., Березовский И. В. Интерпроксимальная техника внутриротовой рентгенографии при диагностике кариеса на контактных поверхностях боковых зубов //Стоматология для всех, 2000, № 1,-с.21−23
- Пилясова Л.Г. О причинах запоздалого обращения больных за стоматологической помощью //Тр.ЦНИИС, М., 1989, с. 18−20
- Писарев И.А., Литова Я. И., Твердохлебов О. А. Некоторые вопросы оценки деятельности поликлинических учреждений по данным анкетных опросов //Здравоохранение Киргизии, 1984, 1, с.3−7
- Приходько Т.Я. Отношение пациента к лечению у стоматолога, Омск, 1990,-22 с.
- Прохончуков А.А. 30-летний опыт применения лазеров в стоматологии //Стоматология, 1995, № 4, — с.68−73
- Прохончуков А.А. Долгосрочная целевая программа разработки автоматизированных компьютерно-лазерных систем нового поколения для диагностики, профилактики и лечения стоматологических заболеваний //Стоматология, 1991, № 5, с.4−12
- Прохончуков А.А. Комплекс лазерной техники новых поколений и авторских патентованных методик для лечения стоматологических заболеваний //Стоматология для всех, 2003, № 1, — с. 10−12
- Прохончуков А.А. Основные направления развития информатизации здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования на1999−2002 годы и задачи стоматологической службы России //Стоматология, 1999, № 5, — с.58−66
- Прохончуков А.А., Жижина Н. А. Лазеры в стоматологии, М., Медицина, 1986, — 86 с.
- Прохончуков А.А., Жижина Н. А., Балашов А. Н. Компьютерная автоматизированная система ДИАСТ для дифференциальной диагностики заболеваний пародонта //Компьютеры и лазеры в стоматологии, 1992, № 1,-с.15−19
- Прохончуков А.А., Жижина Н. А., Балашов А. Н. Компьютерно-лазерные автоматизированные системы для дифференциальной диагностики и лечения заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта //Пародонтология, 1998, № 1, — с.3−9
- Прохончуков А.А., Жижина Н. А., Балашов А. Н. Применение автоматизированной компьютерной системы ДИАСТ для дифференциальной диагностики и лечения заболеваний пародонта, Метод.реком., М., 1991, 28 с.
- Рабухина Н.А., Рабинович И. М., Диенер Н. В., Шафранский А. П. Радиовизиография в терапевтической стоматологии (некоторые аспекты использования) //Суоматология для всех, 1997, № 1, — с.18−20
- Рахманова С.Н. Стоматологическая компьютерная система обработки интраоральных рентгеновских снимков «Дигора» //Стоматология для всех, 2000, № 1, — с.28−29
- Рогачёв Г. И. Вопросы совершенствования стоматологической помощи населению //Тр.ЦНИИС «Социально-гигиенические и организационные проблемы стоматологии», М., 1988, с.4−9
- Сабанов В.И., Куликов В. В. Роль и место врачей-стоматологовширокого профиля в региональной системе стоматологической помощи, //Волгоград, Деп. ВНИИМИ, 1992, — 5 с.
- Садовский В.В. Компьютерные технологии основа успеха завтрашнего дня //Стоматология для всех, 1997, № 1, — с.40−46
- Садовский В.В. Новые технологии в работе стоматологических поликлиник, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 1998, — 20 с.
- Садовский В.В., Заславский Р. С., Галёса С. А. Преимущества сетевой компьютеризации стоматологической клиники в вопросах диагностики, планирования, учёта и управления //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с.66−72
- Садовский В.В., Кондратов В. В. Ценовая политика региональных клиник //Вестник стоматологии, 1999, № 9(76), — с. 16
- Самодин В.И., Шамшурина Н. Г. Показатели эффективности коммерческой деятельности учреждений здравоохранения //Здравоохранение РФ, 1997, № 7, — с. 107−112
- Сегень И.Г., Евстигнеев С. Г. Анализ причин повторных обращений к стоматологу-терапевту, Волгоград, 1989 18 с.
- Снегур Е.А., Нековаль В. Т., Гальченко В. В. Затраты на стоматологическую помощь и резервы по улучшению её организации в городской поликлинике //Стоматология, Киев, 1995, 20, с.3−5
- Соловьёв А.Э. Панорамный аппарат Promax — новые возможности для точной диагностики //Стоматология для всех, 2003, № 1, — с.43−45
- Сологуб Э.П., Кузнецов В. Н., Баранова И. Е. Управление стоматологической поликлиникой, М., 1980, 110 с.
- Стандартизация и учёт стоматологической заболеваемости, Женева, ВОЗ, 1983,-41 с.
- Столяр В.Л., Тимин Е. Н. Опыт проведения медицинских телеконференций //Компьютерные технологии в медицине, 1998, № 1, — с.78−84
- Тучик Е.С., Полуев В. И., Логинов А. А. Ещё раз к вопросу о значениимедицинской документации //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с.11−13
- Филипчик Н.С., Бурлака В. Г., Бишман Р. Ф. Результаты эксперимента по перестройке стоматологической помощи //Стоматология, 1989, 3, с.74−77
- Цинкер М.Н. Совершенствование управления стоматологической помощью населению, М., 1983, с.44−49
- Цинкер М.Н., Ляшевич В. П. Критерии результативности оказания стоматологической помощи населению //Сб.научн.трудов, Новокузнецк, 1983, с.122−127
- Шапиро А.П., Алимский А. В. Изучение мнения населения о качестве и культуре оказания ему стоматологической помощи //Тр.ЦНИИС, М., 1992, -с.54−56
- Шаргородский А.Г. Сокращение потерь рабочего времени врачей стоматологического профиля //В кн.: Управление, организация и социально-экономические проблемы стоматологической службы страны, Тр. ЦНИИС, М&bdquo- 1991, — с.11−17
- Шигай Е.Н. Методическая разработка по комплексной оценке деятельности лечебно-профилактического учреждения, М., 1979, 12 с.
- Шугайлов И.А. Главное — качество лечения //Стоматология для всех, 1997, № 1, — с.30−33
- Юркив Л. Компьютеры в стоматологической практике //Дент-Арт, 1996, № 2, — с.58−62
- Яценко Л.С., Гальченко В. В., Ковалёв Ю. А. Новая организационная форма повышения эффективности лечения осложнённых стоматологических заболеваний//Стоматология, 1988, 4, с.88−89
- American Medical Association. Council of Medical Service. Quality of Care//JAMA, 1986, Vol 256, pp. 1032−1034
- Brook R.H. Quality, can me measure it? //New.Engl.J.Med., 1977, vol.296, p. 170−174
- Brook R.H., Avery D.A. Quality of medical care assessment using outcomemeasures: executive summary //Santa Med. 1976
- Brown L.J. The long-run cost characteristics of dental practices in the USA //Soc.Sci.Med., 1989, vol.29, N.6, pp.695−703
- Bruce C.V. From the Health Care Financing Administration, JAMA, 1995, vol.273, N.10,-p.766
- Dentists' Desktop Reference to Technology, Fourth Edition, 1996, pp.25, 47,48
- Dentists' Desktop Reference to Technology, Third Edition, 1995, p.61
- Dohabedian A. The Quality of Care. How can it be assessed? //JAMA, 1988, Vol.260,-pp. 12−32
- Dohabedian A. The quality of medical care methods for assessing and monitoring the quality of care to research and for quality assurance programs //Science, 1978, vol.200, p.856−864
- Doherty N.J.G., Crakes G.M. Economic specification of cost estimates in dental programs //J.Dent.res., 1985, vol.64, N.6, — pp.922−924
- Elderton R.J. Assessing the performance of Dantists //Brit.Dent.J., 1981, 150, 5, p.133−134
- Estes E.H., Sullivan R.J. Standarts for practice: effectiveness and acceptance //Ann. intern. Med., 1978, vol.89, 5, 826−828
- Jourda G., Gaillard J. Планирование лечения с помощью компьютера //Новое в стоматологии, 2000, № 3(11), — с.17−31
- Knoll К.Н., Pantke Н. Ergonomisch-hygienische Problembereiche in der zahnarztlichen Praxis //D.Z.Z., 1982, Bd.37, N.5, — ss.400−403
- Kostlan I. Oral health services in Europe, Copenhagen, 1979, 193 p.
- Mulgrom P. et al. Determinants of the quality of restorative dental care //Med. care, 18, 1980, p.400−415
- Ralls S.A., Cohen M.E., Suthard Т.Е. Computer Assisted dental diagnosis //Dat.Clin.North. Amer., 1986, vol.30, 4, p.695−713
- Sanazaro P.J. Medical andit, continuing medical education and quality assurance //West. J. Med., 1976, vol.125, p.241−252
- Sheiham A. Changing trends in dental caries //Int. J. Epidemiol., 1984, vol.13, 2, p. 142−147
- Speedling E.U., Rose D.N. Bulding an effective doctor-patient satisfaction to patient participation //Soc.Sci.Med., 1985, vol.21, 2, p. 115−120
- Tala H. Oral Health in Finland, Helsinki, 1989, 43 p.
- Vermette M.E., Doherty N.I.G. Economic growth in the US Dental Sector //J.Dent., 1989, vol.53, 8, p.480−484
- Von der Fehr F.R. Evidence of decreasing caries prevalence in Norweay //J.Dent.Res., 1992, vol.61, p. 1331−1335
- Waldman H.B. Dental care a bargain in the past in today’s economy //Ann. Dent., 1984, vol.43, p.22−26
- Walther K. Technologie und Fortschrift von Informationssystemen in der zahnarztlichen Praxis //D.Z.Z., 1989, Bd.44, Н.9, — ss.641−646
- Welliamson J.W. Evaluating quality of patient care: a strategy relating outcome and process assessment // J. Amer. Med. Ass., 1978, vol.218, p.564−569
- Welliamson J.W. Formulating priorities for quality assurance activity: description of a method and its application //J.Amer.Med.Ass., 1978, vol.239, p.631
- Welliamson J.W., Alexander M., Miller G.E. Continuing education and patient care research: physician response to screening test results //J.Amer.Med.Ass., 1987, vol.201, p.93 8−942
- Williams M. Quick Guide 2 //The dentist, 1997, April, pp.50−51