Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Армянская община Иерусалима и Палестины в 1908-1949 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Армянская община Иерусалима и Палестины имеет уникальный опыт политического существования. За 60 лет, прошедших после младотурецкой революции 1908 г., иерусалимские армяне трижды поменяли свое подданство. До 1917 г. они жили под османским владычеством. В британский период Старый город Иерусалима, где проживала значительная часть интересующей нас общины, был центральным районом столицы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Армянская община Иерусалима и Палестины накануне Первой мировой войны
  • Раздел 1. Армяне в контексте этноконфессиональных групп Иерусалима и
  • Палестины
  • Параграф 1. Армяне
  • Параграф 2. Другие христианские общины
  • Параграф 3. Арабы-мусульмане
  • Параграф 4. Еврейская община
  • Раздел 2. Социально-экономическое положение армянской общины
  • Раздел 3. Религиозные институты и их роль в жизни общины
  • Раздел 4. Общественные организации
  • Раздел 5. Взаимоотношения армянской общины Иерусалима и Палестины с османскими властями в период 1908—1914 гг.
  • Глава 2. Армянская община Иерусалима и Палестины в дни Первой мировой войны и геноцида
  • Раздел 1. Влияние Первой мировой войны и геноцида 1915 г. на армянскую общину Иерусалима и Палестины
  • Раздел 2. Социально-демографические изменения в армянской общине Иерусалима и Палестины в период Первой мировой войны и геноцида
  • Раздел 3. Армянский легион и его участие в боевых действиях на Палестинском фронте
  • Раздел 4. Еврейско-арабско-армянский комитет
  • Раздел 5. Итоги османского правления в Палестине для армянской общины
  • Раздел 6. Еврейская община Палестины и геноцид армян
  • Параграф 1. Сионизм и армянский вопрос до 1915 г
  • Параграф 2. Реакция еврейской общины Палестины на геноцид армян
  • 1915 г
  • Параграф 3. Тема геноцида армян в прессе и литературе Палестины
  • Глава 3. Армяне Иерусалима и Палестины в период британского мандатного правления
  • Раздел 1. Демографические тенденции арабской, еврейской и армянской общин Иерусалима и Палестины в британский период
  • Параграф 1. Армяне
  • Параграф 2. Арабы
  • Параграф 3. Еврейский ишув
  • Раздел 2. Политическое положение армянской общины Иерусалима и
  • Палестины в период британского мандатного правления
  • Параграф 1. Декларация Бальфура и ее последствия
  • Параграф 2. Установление британского мандата в Палестине. Политика британских властей по отношению к этноконфессиональным общинам
  • Палестины
  • Параграф 3. Политика британских властей по отношению к армянам
  • Параграф 4. Первая арабо-израильская война и ее влияние на положение армянской общины
  • Раздел 3. Развитие армянской общины Иерусалима и Палестины в период британского мандатного правления
  • Параграф 1. Культурный расцвет армянской общины в 1920—1940-е гг. 176 Параграф 2. Армянский патриархат Иерусалима и Палестины в период британского мандатного правления
  • Параграф 3. Роль религиозного и светского элементов в жизни армянской общины Иерусалима

Армянская община Иерусалима и Палестины в 1908-1949 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постановка проблемы. Среди этноконфессиональных групп, населяющих Ближний Восток, армянская община Палестины занимает особое место. Ее история насчитывает более пятнадцати столетий, с IV в. н.э. (времени появления первых армянских монахов и паломников в Палестине). Будучи одной из древнейших христианских общин Палестины, сохранившей свой консервативный характер и большинство общественныхинститутов еще со времени позднего средневековья, к началу XX в. палестинские армяне оказались одной из самых открытых для европеизации и модернизации групп населения страны.

Этнические и религиозные диаспоры сыграли существенную роль в процессе модернизации на Ближнем Востоке. Традиционно на Востоке диаспоры являлись активной общественной силой, способной содействовать или противостоять позитивным изменениям. Будучи проводниками модернизационных процессов в странах их проживания, диаспоры, в тоже время сохраняли свой этнический и конфессиональный характер, а также традиционную общинную структуру. Феномен модернизации этнических диаспор Востока привлекает внимание историков, этнографов, лингвистов, фольклористов, политологов, представителей других дисциплин.

Актуальность темы

Изучение процесса модернизации армянской общины в первой половине XX столетия предоставляет возможность не только по-новому взглянуть на проблему противопоставления «традиционности и современности», но и лучше понять механизм межкультурных взаимодействий.

Армянская община Иерусалима и Палестины имеет уникальный опыт политического существования. За 60 лет, прошедших после младотурецкой революции 1908 г., иерусалимские армяне трижды поменяли свое подданство. До 1917 г. они жили под османским владычеством. В британский период Старый город Иерусалима, где проживала значительная часть интересующей нас общины, был центральным районом столицы подмандатной Палестины, а Иерусалим единым городом. Затем, в 1949 г. район проживания армян оказался частью Иорданского Хашимитского королевства, причем это случилось вопреки решению Генеральной Ассамблеи ООН, которая объявила Иерусалим отдельной экстерриториальной единицей под международным контролем. В результате контроль Иордании над Западным Берегом реки Иордан и Восточным Иерусалимом практически не был признан международным сообществом, хотя сама Иордания провозгласила Восточный Иерусалим своей второй официальной, а затем и «духовной» столицей. Армянский же квартал, как и Старый город в целом, оказался приграничным районом. В ходе «Шестидневной войны» (июнь 1967 г.) Старый город Иерусалима, вместе с находившимся в нем Армянским кварталом, был занят израильскими силами, после чего объединенный Иерусалим был объявлен единой и неделимой столицей Государства Израиль. Как следствие, под израильским суверенитетом оказались иерусалимские армяне. Эта ситуация остается неизменной до настоящего времени. Феномен «выживаемости» армянской общины Иерусалима и Палестины в весьма сложных внутрии внешнеполитических условиях также придает представленной теме особую актуальность.

На первую половину XX столетия приходятся два важнейших события в истории армянского и еврейского народов — геноцид армян 1915 г. и Холокост. Эти события, происходившие за пределами Палестины во время Первой и Второй мировых войн оказали значительное влияние на общественно-политическую жизнь этой страны в те годы. Уникальность Холокоста и геноцида армян в мировой истории побуждает исследователей задуматься об отношении каждого из этих народов к трагедии другого, и эта тема впервые раскрывается в отечественной научной литературе.

Проблема статуса Иерусалима и многих других святых для различных религий мест на территории Палестины не урегулирована до сих пор, а вопрос о статусе еврейского и армянского кварталов Старого города Иерусалима являлся предметом трудных международных переговоров. Темы, связанные с признанием или непризнанием геноцида армян и Холокоста занимают важное место в современной мировой политике. Все это предопределяет актуальность исследуемой в настоящей диссертации темы.

Объектом исследования является история армянской общины Иерусалима и Палестины в период с 1908;1949 гг. Армянская община вступила в XX век как «монастырская» этноконфессиональная община в пределах османской системы миллетов. На протяжении рассматриваемого периода рухнула система миллетов, начался процесс формирования армянского национального самосознания нового типа, возникли светские организации, такие как клубы и политические партии. К концу 40-х гг. XX в. армянская община вновь оказалась замкнутой в пределах Армянского квартала Иерусалима и монастыря Святых Иаковов.

На протяжении рассматриваемого в диссертации периода большая часть армянской общины Палестины (более 80%) была сосредоточена в Иерусалиме. Армяне проживали также в таких городах Палестины, как Яффа, Хайфа, Рамла, Вифлеем. Процессы, проходившие в армянской общине Иерусалима, были характерны и для армянских общин других городов Палестины. Поэтому, в рамках работы, основное уделяется армянской общине Иерусалима.

В настоящее время в Израиле и на палестинских территориях, по разным оценкам, насчитывается от 16 до 20 тыс. армян. Армянскую общину Израиля можно разделить на две группы. Первую из них составляют армяне, чьи предки жили на этой территории на протяжении столетий. Представители этой группы проживают в Армянском квартале Иерусалима, а также в Хайфе, Тель-Авиве и на ЗБРИ. Большинство из них имеют израильское гражданство. Некоторые иерусалимские армяне сохранили иорданские паспорта. Вторая группа армянского населения Израиля сформировалась за счет массовой волны иммигрантов из стран постсоветского пространства. За последние 16 лет в Израиль приехали около 10 тыс. армян, включая членов смешанных семей.

Большинство армянских иммигрантов из стран СНГ заняты в коммерции и торговле. Некоторые из них имеют прочные позиции в израильском бизнесе. Среди представителей этой волны армянской иммиграции немало учителей, врачей, инженеров, лиц свободных профессий. Во многих израильских компаниях работают армянские финансисты, бухгалтера, служащие. Помимо торговли и коммерции многие армянские старожилы Иерусалима заняты в ремесленной деятельности.

Представители армянской общины Израиля в значительной мере обеспокоены нестабильностью ситуации в регионе, связанной с неурегулированностью арабо-израильского конфликта, ситуацией в Ираке и Ливане, враждебностью во взаимоотношениях между странами Запада с Сирией, Ираном. Периодические вооруженные конфликты, рост исламского экстремизма способны вовлечь армянскую диаспору в противостояние на той или другой стороне, что подрывает стабильность общинных институтов. В то же время израильским армянам присуще сочетание адаптивности со стремлением сохранить традиционный уклад — важнейшие факторы для выживания общины в сложных ближневосточных реалиях.

Предмет исследования — соотношение модернизационных процессов с тенденцией к сохранению и возрождению традиционности в армянской общине Иерусалима и Палестины в период с 1908;1949 гг. Главный акцент сделан на изучении различных сторон жизнедеятельности армянской общины: политической, социально-экономической, демографической, культурной, религиозной и т. д. При этом подробно рассматриваются взаимоотношения палестинских армян с политическими силами, доминировавшими в ближневосточном регионе в указанный период. Исторические события, явления и тенденции рассматриваются через сопоставление «традиционности» и «модернизации». В рамках работы предлагается ответить на вопрос: как повлияли такие важнейшие события в истории ближневосточного региона, как младотурецкая революция 1908 г., геноцид армян, установление британского мандата в Палестине, первая арабо-израильская война и т. д., на процессы модернизации и «воспроизводства традиционности» в армянской общине. Важное место в работе уделяется отношению ишува (еврейская община Палестины до создания Государства Израиль) и сионистского движения к геноциду армян 1915 г.

Цель диссертации заключается в изучении разнонаправленных процессов, происходивших в армянской общине Иерусалима и Палестины в период с 19 081 949 гг. Представляется важным проследить изменения в социальном облике общины, выявить основные тенденции в ее развитии, рассмотреть основные факторы, способствовавшие модернизации общины или сохранению ее традиционных черт. Предлагается проанализировать политические события, оказавшие значительное влияние на положение общины в системе межнациональных и межконфессиональных отношений в Палестине, а также выявить роль религиозных институтов в развитии и сохранении общины.

Реализация цели исследования предполагает постановку и решение следующих задач: проанализировать политические, социологические, религиозные, демографические, экономические, культурные аспекты модернизации и процесса «воспроизводства традиционности»;

— исследовать особенности и закономерности влияния основных политических событий в истории региона на армянскую общину Иерусалима и Палестины;

— выявить факторы, способствовавшие или, напротив, препятствовавшие как процессу модернизации общины, так и сохранению ее традиционности;

— рассмотреть деятельность Армянской Апостольской Церкви и других армянских религиозных институтов в Палестине и их влияние на развитие общины.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в исследовании взаимодействия модернизационных и традиционных процессов в армянской общине Иерусалима и Палестины. В результате предлагаемого исследования выясняется, что этот процесс привел к историческому поражению модернизационных процессов в армянской общине.

В работе представлен анализ взаимоотношений армянской общины как с другими этноконфессиональными группами Иерусалима и Палестины, так и с государствами, осуществлявшими политический суверенитет на этих территориях в рассматриваемый период времени. Опыт этих взаимоотношений был не в полной мере изучен отечественными и зарубежными специалистами.

В работе дается характеристика основных подходов к проблеме геноцида армян, сложившихся в сионистском движении. Важной является попытка ответить на вопрос: как повлияла позиция ишува по отношению к геноциду армян на последующие связи между двумя общинами (армянской и еврейской) в Иерусалиме и Палестине. Данный аспект проблемы не получил широкого освещения в научной литературе.

Работа написана на основе источников, часть из которых либо впервые вводится в научный оборот, либо была недостаточно изучена отечественными востоковедами. Поиск источников, их интерпретация и обработка были одним из главных направлений в работе.

В ходе работы над диссертацией автором была проведена серия интервью с израильскими специалистами по интересующей проблематике, а также с представителями Армянского патриархата Иерусалима, монастыря Святых Иаковов и других институтов армянской общины Иерусалима и Палестины.

С учетом объема и новизны проанализированных материалов, многоуровневого подхода к проблеме, проведенного анализа различных аспектов проблемы данная диссертация является первым комплексным исследованием по данной теме в российской исторической литературе.

Методология исследования. В предлагаемой работе процессы модернизации армянской общины Иерусалима и Палестины и «воспроизводства традиционности» рассматриваются как комплексные и многоуровневые. При их изучении применяется метод системного анализа, позволяющий сфокусировать внимание как на отдельных элементах проблемы, так и на всем комплексе факторов, определяющих ход исторических событий.

При работе над диссертацией был также использован компаративный метод исследования. Он применялся, главным образом, при сравнении тенденций и процессов, происходивших в армянской общине, с аналогичными процессами в других этноконфессиональных группах Иерусалима и Палестины.

Практическая значимость. Настоящая диссертация может быть использована для подготовки учебных курсов по истории армянской диаспоры, истории этноконфессиональных меньшинств на Ближнем Востоке и по истории Израиля и Палестины. Вместе с тем, материал данной диссертации может быть полезен для работы с диаспорами, соотечественниками на Ближнем Востоке и для развития отношений Российской Федерации с Государством Израиль, Палестинской национальной администрацией и Республикой Арменией.

Знание истории армянской общины первой половины XX столетия может быть использовано современной российской дипломатией при посредничестве в процессе мирного урегулировании ближневосточного конфликта. Палестинские армяне имеют уникальный опыт мирного сосуществования как с еврейской, так и с арабской общинами. Кроме этого, вопрос о статусе Армянского квартала Старого города важен для урегулирования конфликта вокруг Иерусалима.

Хронологические рамки работы охватывают период от младотурецкой революции 1908 г., повлекшей за собой значительные изменения в политике Османской империи по отношению к этническим и религиозным меньшинствам (включая армян) до окончания первой арабо-израильской войны в 1949 г., которая привела к фактическому территориальному разделу армянской общины Иерусалима и Палестины между Израилем и Трансиорданией (Иорданией).

В первой главе рассматривается период от младотурецкой революции 1908 г. до вступления Османской империи в Первую мировую войну на стороне Германии и Австро-Венгрии в октябре 1914 г.- во второй главе — период от октября 1914 г. до декабря 1917 г. — завоевания Палестины английской армией и установления в Иерусалиме правления британских военных властей. На этот период приходится одно из важнейших событий в истории армянского народагеноцид 1915 г. В этой связи представляется интересным рассмотреть влияние геноцида на армянскую общину Иерусалима и Палестины. В рамках второй главы особое внимание уделяется изучению позиции ишува и сионистского движения по вопросу признания геноцида армян. Третья глава охватывает период с момента вступления британских войск в Иерусалим в декабре 1917 г. до окончания первой арабо-израильской войны в 1949 г.

Обзор источников. В диссертации использован широкий круг разнообразных источников на русском, английском языках, на иврите и армянском языке. Источники можно разделить на следующие группы.

1. Ряд официальных материалов, характеризующих политику османских и британских властей по отношению к армянской общине. Письма и секретные донесения российских дипломатов. Внутренние документы еврейского ишува.

2. Материалы, опубликованные в британской, армянской прессе, а также в еврейской прессе ишува.

3. Мемуарная литература. Мемуары очевидцев событий, связанных с темой настоящей диссертации, а также основанные на этом материале аналитические работы ряда зарубежных исследователей. Биографии и мемуары политических деятелей османского периода и периода британского мандата.

4. Выступления политических деятелей.

5. Статистические данные, характеризующие социально-демографическое развитие армянской общины и других этноконфессиональных групп Иерусалима и Палестины в 1908;1949 гг.

Важными источниками по теме диссертации являются документы из Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ), в частности, Материалы консульства Российской империи в Иерусалиме. Положение армянского патриархата Иерусалима, а также проблемы, связанные со взаимоотношениями армянской общины с другими христианскими конфессиями на Святой Земле, нашли своё отражение в донесениях российских консулов в Иерусалиме, которые были непосредственными свидетелями событий, происходивших в Палестине в начале XX в. Оценки и выводы, содержащиеся в этих документах, оказали серьезное влияние на политику Российской империи в отношении христианских общин Палестины. Следует отметить, что большая часть этих документов не была опубликована и впервые вводится в научный оборот.

Важной категорией источников являются также документы, отражающие политику британских мандатных властей в отношении этноконфессиональных групп Палестины в период с 1920 по 1948 гг. Прежде всего речь идет о таких постановлениях британской администрации, как «Указ короля в Совете» (The Palestine Order in Council, 1922) и Декрет об организации религиозных общин (1926 г.). Действие вышеуказанных декретов распространялось на все «признанные» английскими властями религиозные общины Палестины, включая как армян-григориан, так и армян-католиков. Данные источники оказали значительную помощь при работе над диссертацией. Благодаря информации, почерпнутой из них, можно получить представление об основных принципах британской политики в Палестине. Это касается и других документов, имеющих гораздо меньшую значимость с политической точки зрения, но, несомненно, важных в контексте рассматриваемой темы (An Observation by the solicitor general on a case of divorce sought by a Lutheran Arab, 8 September 1944, Goadby и т. д.). При анализе внутриполитической ситуации в Палестине в 1920;е гг. использовался также Отчет Комиссии Хайкрафта (Palestine Royal Comission Report, 1921).

Из внутренних документов еврейского ишува, относящихся к рассматриваемому периоду, особую важность в контексте интересующей нас темы приобретают письмо Голде Меир сотрудника Еврейского агентства Р. Розенберга от 25.09. 1947 г. под заголовком Частная беседа между армянским патриархом и Р. Розенбергом 12 сентября 1947 г. и сообщение иерусалимской «Официальной газеты» (Ха-итон ха-решими) от 21 марта 1947 г., вышедшее под рубрикой «Из зарубежа» и озаглавленное как Иммиграция армян в Армению и цель русского правительства, в котором приводится приблизительная оценка численности армянской общины Палестины и отмечается стремление некоторых иерусалимских армян репатриировать в Советскую Армению. Следует отметить, что указанные выше документы не использовались ранее в исторической науке.

При работе над диссертацией были использованы также материалы, опубликованные в британской и армянской прессе, а также в еврейской прессе ишува. Следует особо отметить такие издания, как Сион (на армянском и английском языке), Палестина (журнал сионистской организации), газеты Га Арец и Гацви (на иврите) и т. д. Несмотря на то, что материалов, касающихся непосредственно интересующей нас темы, в целом, невелико, содержащиеся в них оценки и выводы позволяют избрать нужный угол зрения при решении поставленной в настоящей работе задачи.

При анализе позиций различных политических групп ишува по отношению к геноциду армян и их влиянию на взаимоотношения армянской и еврейской общин Палестины, автор использовал мемуары политических деятелей, игравших важную роль в жизни ишува в период Первой мировой войны. В частности, мы опирались на мемуары Меира Дизенгоффа With Tel-Aviv in Exile («С Тель-Авивом в изгнании»), Моше Смилянского Memories («Воспоминания»), а также дневники лидера организации «Нили» Аарона Аронсона (Aaronson Diaries). Эта мемуарная литература ранее не использовалась в отечественной историографии.

Отдельную категорию источников составляют мемуары российских путешественников, посетивших Святую Землю в начале XX в. Прежде всего, речь идет о представителях Русской Православной Церкви, отправлявшихся в паломничество по Святым местам Палестины. Особый интерес представляют записки иеромонахов А. Дмитриевского и А. Ефимова. Путевые заметки А. Дмитриевского, сделанные им во время пребывания в Иерусалиме на Пасхальной неделе 1908 года вышли под заголовком Благодать Святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. В этом сочинении автор описывает ситуацию, сложившуюся в религиозной жизни христианских общин Востока в начале XX в. Хотя основное внимание А. Дмитриевский уделяет рассмотрению структуры и жизнедеятельности православной общины, а также ее роли в устроении мероприятий, связанных с празднованием Пасхи, он упоминает также и об армянской и других дохалкидонских1 общинах. В частности, А. Дмитриевский пишет о повседневной жизни армянского духовенства и его взаимоотношениях с представителями клира других христианских общин Палестины. Сведения, содержащиеся в записках А. Дмитриевского, безусловно, важны и полезны в контексте рассматриваемой нами темы.

Записки иеромонаха А. Ефимова, опубликованные в 1908, 1912 и 1914 гг. под названием Воспоминания паломника о путешествии во Святую Землю являются, по сути, кратким описанием трех путешествий автора по Палестине.

1 К дохалкидонским церквям принято относить, помимо Армянской Апостольской Церкви также Сирийскую Яковитскуго Церковь, Малабарскую Церковь, Коптскую Церковь, Эфиопскую Церковь (т. н. «монофизитские» церкви), а также Ассирийскую Церковь Востока (несториане).

Ефимов отмечает значительную роль, которую играл Армянский патриархат Иерусалима в духовной жизни христианских общин Палестины в начале XX в. При этом автор сравнивает численность и влияние армянского клира с численностью и влиянием греческих православных общии. Вышеупомянутые источники не использовались при анализе истории армянской общины Иерусалима и Палестины в первой половине XX в.

Одним из типов источников по теме диссертации являются выступления политических деятелей. К числу наиболее важных из них, с точки зрения рассматриваемой нами темы, следует отнести речь Наума Соколова, 8 декабря 1917 г., известную под названием Еврей, араб и армянин, посвященную послевоенному будущему этих трех народов на Ближнем Востоке, а также обращение Нубара-паши — главы армянской делегации на переговорах с союзниками в Лондоне, к лидерам армянских общин Востока 19 марта 1919 г.

При работе над диссертацией были также использованы статистические данные Армянского патриархата за конкретные отрезки изучаемого периода, любезно предоставленные нам иеромонахом монастыря Святых Иаковов Геворком Мадояном, а также материалы официальной британской статистики.

Привлечение упомянутых выше источников позволяет по-новому взглянуть на рассматриваемую в рамках данной диссертации проблему.

Историография. При изучении темы диссертации немаловажное значение имеют работы отечественных востоковедов, посвященные проблемам модернизации и воспроизводства традиции на Востоке вообще и в этноконфессиональных диаспоральных общинах Востока в частности. Речь идет о таких работах, как Страны Востока: синтез традиционного и современного (А. И. Яковлев, 2007) книга Т. Ю. Кобищанова Христианские общины в арабо-османском мире и т. д.

А. И. Яковлев полагает, что основными ограничителями модернизации на Востоке оказались не столько экономические, политические или социальные факторы, сколько религиозные и культурные, духовные и психологические, т. е. относящиеся к цивилизационным основам общества — к традиции.

В монографии Т. Ю. Кобищанова отмечается, что значительную роль в модернизационном процессе, сыграла «кристаллизация» ближневосточных христианских общин в крупных городах региона.

В работах А. И. Яковлева и Т. Ю. Кобищанова модернизация представлена как единый процесс, в который были вовлечены страны и народы Востока. При этом разные социальные группы внутри восточных обществ рассматривали цели и задачи модернизации по-разному, исходя из своих политических и экономических интересов, культурной и религиозной идентичности, этических ценностей. С этим связаны и разные результаты модернизации.

Вопросы модернизации и воспроизводства традиции на Востоке рассматриваются также в таких работах как История Османского государства, общества и г (ивилизаг{ии (2007) под редакцией М. С. Мейера, работы Д. Р. Жантиева, И. Л. Фадеевой и других специалистов по истории Османской империи. При осмыслении этноконфессиональной ситуации в Иерусалиме в исторической ретроспективе автор использовал книгу К. А. Панченко Османская империя и судьбы православия на Арабском Востоке (1998). Работа автора охватывает период с XVI по начало XIX вв. Этот этап предшествовал реформам Танзимата и трансформации системы миллетов, возникновению секулярных и националистических идеологий в среде ближневосточных христиан. Изучение взаимоотношений этноконфессиональных групп Ближнего Востока и османских властей в данный период представляет особую актуальность для нашего исследования.

При анализе политических и социально-экономических реалий Османской империи начала XX в. были использованы такие работы отечественных ученых, как История Турции М. С. Мейера и Д. У. Еремеева (1992), Официальные доктрины в идеологии и политике Османской империи. (Османизм-пантюркизм) И. Л. Фадеевой (1985), Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. Ю. Петросяна (1990).

Для нашей работы важны были исследования по истории ишува в Палестине. Здесь можно выделить книги отечественных авторов И. Д. Звягельской, Т. А. Карасовой, A.B. Федорченко, Государство Израиль (2005), С. Шевелева Палестина под мандатом Великобритании (1920;1948 гг.) (1999), а также израильских авторов Авивы Халамиш, От «национального очага» — к государству и Вениамина Нойбергера От ишува к государству (серия Власть и политика в государстве Израиль) (2006), М. Элиава, Эрец-Исраэль и ишув в 17 771 917 гг. (1978), статью Я Шавита Новый ишув (1882−1917 гг.) исторические рамки и контуры, в книге История Эрец-Исраэль (1983).

Отдельные моменты, касающиеся истории развития арабо-израильского конфликта вокруг Иерусалима и Палестины в первой половине XX века рассмотрены в книгах русскоязычных израильских авторов А. Эпштейна Войны и дипломатия. Арабо-израильский конфликт в XX веке (2003) и М. Штереншиса История Государства Израиль (2003).

Собственно тема модернизации армянской общины Иерусалима и Палестины в первой половине XX в. не получила широкого освещения в отечественной историографии. Единственным исследованием, связанным с данной проблематикой, является статья кандидата исторических наук, научного сотрудника Института истории Академии наук Армении, А. Мартиросяна Международный статус Иерусалима и местная армянская община, опубликованная в «Историко-филологическом журнале» в 2001 г. В рамках этой работы А. Мартиросян рассматривает отдельные аспекты интересующей нас проблемы. Особое внимание автор уделяет взаимоотношениям армянской общины и британской мандатной администрации, а также социальным и политическим последствиям Первой арабо-израильской войны (для палестинских армян).

Из работ на армянском языке, связанных с проблематикой исследования, следует особо отметить статьи старшего научного сотрудника Матенадарана, докторанта Еврейского Университета Иерусалима, М. Аракеляна Армянская община Иерусалима и Юридический статус братства монастыря Святых Иаковов и Армянского патриархата Иерусалима и их права, опубликованные в сборнике Армянство в Израиле: некоторые аспекты (2009). В статье Армянская община Иерусалима автор рассматривает современное положение общины, а также описывает основные этапы исторического развития ее религиозных институтов. Вторая из вышеупомянутых статей посвящена анализу изменений в юридическом статусе монастыря Святых Иаковов и Армянского патриархата Иерусалима в период с XIV по начало XXI вв.

Переходя к анализу зарубежной историографии истории армянской общины Палестины, отметим, что здесь накоплен достаточно богатый материал, связанный с изучением различных аспектов жизнедеятельности армянской общины. Но исследований, специально посвященных проблеме модернизации, нет.

Работы зарубежных исследователей можно разделить на несколько направлений: израильская «социологическая школа», армянская «иерусалимская школа» и «демографическая школа».

Представителями первого направления являются израильские ученые В. Азария и Д. Цимхони. Монография В. Азария Армянский квартал Иерусалима (1984) является важнейшей работой по изучаемой теме. Автор анализирует причины выживания армянской общины Иерусалима в иноэтничной и инокультурной среде, рассматривает феномен существования светской армянской общины Иерусалима в пределах монастыря Святых Иаковов. В. Азария опирается на методологический подход, разработанный американскими учеными Дж. Хиллери и Д. Готшалком. Суть этого подхода заключается в допущении возможности сосуществования двух этнически, культурно и лингвистически разнородных групп в пределах одной общины.

В другом произведении, посвященном этой проблематике {Армяне в Иерусалиме: взгляд из пределов стен монастыря Святых Иаковов) (1988), В. Азария анализирует роль монастыря Святых Иаковов в жизни общины.

Аналогичного подхода к изучению армянской общины Иерусалима и Палестины придерживается другой израильский социолог — Д. Цимхони. В работе Армяне и сирийцы: этноконфессионалъные общины Иерусалима (1984) она рассматривает армянскую общину Иерусалима на фоне других (в первую очередь христианских) этноконфессиональных групп региона. При этом используется сравнительный подход. В рамках данной работы Д. Цимхони также анализирует факторы, способствовавшие сохранению армянской общины Иерусалима в иноэтничном и инокультурном окружении. Выводы, к которым приходит Д. Цимхони, позволяют правильно оценить расстановку сил внутри армянской общины, а также выявить основные тенденции во взаимоотношениях между армянами и арабами Палестины в первой половине двадцатого столетия.

Другой подход к изучению армянской общины Иерусалима и Палестины представлен в работах А. Андреасяна, Г. Хинтлияна и Д. Р. Папазяна. Все эти ученые (проживающие в США) являлются представителями армянской общины Иерусалима. История общины была для них основным предметом научных исследований (т.н. «иерусалимская школа»). Представители «иерусалимской школы» концентрируются в первую очередь на изучении внутренних аспектов жизнедеятельности армянской общины. Эта тенденция проявляется в полной мере в работе А. Андреасяна Иерусалим и армяне (1969), Г. Хинтлияна История армян на Святой Земле (1976), а также в докладе Д. Р. Папазяна Сотрудничество иерусалимских армян и армян в Америке (1999), основанном на результатах многочисленных интервью с армянскими иммигрантами из Палестины. При этом если А. Андреасян и Д. Р. Папазян в своих работах делают основной акцент на изучении социально-экономической деятельности армянской общины, Г. Хинтлиян главное внимание уделяет рассмотрению вопросов культуры. Как уже отмечалось выше, основная цель всех трех авторов — рассмотреть внутреннюю жизнь армянской общины Иерусалима и Палестины в XIX — первой половине XX в. и проследить динамику изменений в социальном облике общины.

Демографический аспект проблемы исследован в работах западных ученых Г. Гилбера, А. Хагопяна, А. Санджяна, Д.Хиллери. Представители данного направления исследования истории армянской общины рассматривают саму общину, как с демографической, так и с этнографической точки зрения. Так, работа австралийского социолога А. Хагопяна Армяне в Израиле (1986) посвящена процессу формирования основных субэтнических групп внутри армянской общины Иерусалима и Палестины в XX веке. Взаимоотношения армянской общины Иерусалима и армянских общин США, Канады, европейских стран и государств Ближнего Востока в первой половине XX столетия освещены в работе А. Терьяна Паломничество армян в Святую Землю (2000), а также в книге А. Санджяна Армянские монастыри (1971).

Следует отметить, что большинство монографий зарубежных историков, на которые опирался автор диссертации, до сих пор также практически не использовались российскими исследователями.

Анализ основных тенденций социально-экономической жизни Османской империи в начале XX в. содержится в книге Оттоманская Палестина. Изучение экономики и социальных отношений (1990) под редакцией Г. Гилбера. Политика младотурецких властей по отношению к этноконфессиональным меньшинствам империи рассматривается в книге Л. Кинросса Расцвет и упадок Османской империи (1999).

При написании диссертационного исследования автор использовал произведения по истории Армении и армянской диаспоры в первой половине XX столетия. Прежде всего речь идет о работах Р. Ованнисяна Расцвет и упадок армянских общин на Ближнем Востоке (1974), А. Санджяна Армянская община в Сирии под османским правлением (1965), Д. Уолкера Армяне (1977), К. Сарафьяна Армянская Апостольская Церковь (1959).

Структура диссертации обусловлена логикой и спецификой рассматриваемых в ней проблем, а также поставленных автором целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

История армянской общины Иерусалима и Палестины в данный период характеризуется наличием двух взаимодополняющих тенденций. С одной стороны, наблюдался процесс модернизации общины и усиления западного влияния на основные стороны ее жизнедеятельности. С другой стороны, на протяжении всего рассматриваемого периода внутри общины возрастало стремление к сохранению традиционных устоев и общественных институтов и «консервации» социально-политической жизни. Усиление каждой из этих тенденций происходило в значительной степени под влиянием внешних факторов. Несмотря на их противоречивый характер, эти тенденции фактически дополняли друг друга. Их сочетание позволило армянской общине Иерусалима и Палестины выжить и сохраниться в сложных политических условиях.

Процесс модернизации армянской общины на протяжении всего рассматриваемого периода не был равномерным. Модернизация усиливалась или, наоборот, замедлялась в зависимости от внешних факторов, влияющих на ситуацию в общине и в регионе в целом.

Можно выделить два типа модернизационных процессов, проходивших в армянской общине на протяжении рассматриваемого периода. Первый из них — модернизация в пределах этноконфессиональной группы существовавшей вокруг монастыря Святых Иаковов (период до Первой мировой войны). До 1914 г. армянская община пыталась играть роль посредника между западными державами и местным населением. Основным двигателем модернизации тогда являлась ориентированная на Запад деловая элита палестинских армян. При этом следует отметить, что большинство представителей армянской общины Иерусалима и Палестины сохраняли связь с традиционными религиозными институтами, с монастырем Святых Иаковов прежде всего. Модернизация данного типа проявилась в значительной степени в таких сферах жизнедеятельности общины, как экономика, образование и культура, но не разрушал традиционную идентичность палестинских армян.

Второй тип модернизации характеризуется активной деятельностью светских клубов, созданием новых политических организаций, социальным движением. Если на протяжении всего первого этапа рассматриваемого периода ведущую роль в модернизации армянской общины играла финансовая элита, связанная с монастырем, то после 1915 г. на первый план выходят политические партии и клубы по интересам. В период британского мандатного правления, были созданы благоприятные условия для развития в армянской общине модернизационных процессов данного типа.

Модернизация первого типа являлась ответом на «вызов» окружающей армян культурной и этнической среды. К началу рассматриваемого периода армянская община не была готова к значительным изменениям в политической жизни, экономике, культуре и социальной сфере. Необходимость модернизации была обусловлена теми процессами, которые происходили в других этноконфессиональных группах Палестины. Эти процессы, в свою очередь, были вызваны такими факторами, как расширение контактов со странами Западной Европы, распространение на Ближнем Востоке идей политического национализма, усиливающаяся еврейская иммиграция в Палестину. Перемены, происходившие в других этнических группах Палестины, хотя и не затрагивали напрямую армянскую общину, ведущую обособленный образ жизни, в то же время порождали определенное напряжение внутри общины. Напряженность, вызванная противоречием между традиционной культурой палестинских армян и окружающим их социумом, и стала основным фактором, способствовавшим постепенной модернизации общины.

Следует отметить, что, несмотря на свой светский характер, модернизация данного типа не выходила за рамки этноконфессии. При этом церковь играла роль «противника модернизации», продолжая оставаться, на протяжении османского периода естественной основой консолидации общины, хранительницей традиционных устоев и ценностей, препятствующей любым изменениям в социальной сфере.

Социально-демографические изменения, происходившие в армянской общине под влиянием модернизации первого типа, не привели к распаду общины, или социальным конфликтам внутри нее. Фрагментация армянской диаспоры и формирование в ее пределах новых демографических групп в османский период не изменила самоидентификации большинства представителей общины.

Последствия Первой мировой войны и геноцида армян 1915 года (массовая иммиграция в Палестину армянских беженцев из Анатолии, ограничение сферы деятельности светских клубов и политических партий, выезд за пределы страны значительного числа политически активных представителей общины и т. д.) привели к замедлению модернизационных тенденций. Процесс вестернизации общины получил новый импульс в 1920;е гг. Этот период характеризуется модернизационными процессами второго типа. Несмотря на то, что палестинские армяне не пострадали во время геноцида 1915 года, большинство светских институтов, ставших основными проводниками модернизационных процессов внутри общины, были ликвидированы или вынуждены ограничить сферу своей деятельности на территории страны. В тоже время геноцид являлся одним из факторов, способствовавших модернизации армянской общины. Иммиграция в Палестину выходцев из Анатолии, являвшихся носителями другого типа самосознания, нежели большинство здешних армянских старожилов, вызванная геноцидом 1915 года оказала значительное влияние на модернизационные процессы внутри общины в последующий, британский период. Значительное число общественных организаций, возникших в период британского мандатного правления, были основаны представителями этой волны армянской иммиграции в Иерусалим и Палестину. Эти организации на протяжении продолжительного периода времени играли важную роль как в сохранении идентичности различных социальных и политических групп внутри армянской общины, так и в процессе ее постепенной европеизации. Таким образом, при всем негативном воздействии геноцида на жизнь армянства, в целом, влияние этой катастрофы на процесс модернизации армянской общины Иерусалима и Палестины не было однозначным.

Модернизация второго типа, начавшаяся в 1920;е гг., характеризовалась активным участием ней всех социальных групп и институтов армянской общины, включая церковь. В 1920;е гг. патриархи Егише Турян и Торгом Гушамян пропагандировали идеи культурного возрождения и модернизации армянской общины. В рассматриваемый период армянский патриархат Иерусалима наряду со светскими клубами и партиями становится главным проводником модернизационных процессов в армянской общине. Установление в Палестине режима британского мандата и благоприятная для этнических меньшинств политика английских властей также создавали прочную базу для развития армянской общины.

Одним из следствий модернизации 1920;1930;х гг. стали значительные изменения в демографическом облике общины. Если на протяжении первой половины британского периода можно говорить о сосуществовании в Палестине двух групп армянского населения: кахакаци и кахатан, то во второй половине периода мандатного правления происходит постепенная ассимиляция выходцев из Турции и их потомков среди старожилов. Не последнюю роль в этом процессе сыграл армянский патриархат Иерусалима и другие институты Армянской Апостольской Церкви. Таким образом, к концу рассматриваемого периода армянская община стала этнически и демографически однородной, что способствовало ее сохранению и выживанию в период первой арабо-израильской войны.

Несмотря на культурный расцвет, который переживает община в британский период, во многих сферах ее жизнедеятельности наблюдается тенденция к прерыванию процесса модернизации. В 1930;е-1940;е гг. усиливаются консервативные тенденции внутри общины. Основной причиной этого стало противостояние между арабской и еврейской общинами Палестины, которое способствовало обособлению палестинских армян от окружающего мира. Последовавшая вслед за уходом британской администрации и разделом страны арабо-израильская война 1948;1949 гг. нанесла огромный ущерб армянской общине. В политическом и культурном плане община оказалась отброшенной на несколько десятилетий назад. Процесс модернизации, продолжавшийся на протяжении сорока лет, был окончательно прерван.

В конце 1930;х-начале 1940;х гг. церковь вновь начинает играть роль «хранителя» традиций и консервативных ценностей. Наблюдается тенденция активного вмешательства духовенства в жизнь светских членов общины. Несмотря на значительную роль, которую сыграла церковь в сохранении армянской общины (как во время геноцида армян в 1915 г., так и в период 19 481 949 гг.), подобная позиция представителей духовенства по отношению к тем изменениям, которые происходили внутри общины, стала одной из причин прерывания процесса модернизации армянской диаспоры Палестины после 1949 г.

Взаимоотношения армян и представителей других этноконфессиональных групп Иерусалима и Палестины оказали значительное влияние на процесс модернизации общины в британский период. Прежде всего, речь идет о двух крупнейших общинах Палестины в рассматриваемый период времени — арабо-мусульманской и иудейской. Память о трагических событиях 1915 года (которая передается из поколения в поколение не только у иерусалимских армян, но и у армян всего мира) стала важнейшим морально-психологическим фактором, способствовавшим обособлению армян от окружающего мусульманского населения (напомним, что арабы-мусульмане составляют большинство населения Старого города и Восточного Иерусалима). Позиция большинства лидеров ишува по отношению к трагедии армян 1915 года также не могла способствовать установлению тесных связей между представителями двух общин (армянской и еврейской) в Палестине. В результате, армянская община оказалась в значительной степени обособленной как от арабской, так и от еврейской общины, что послужило одной из причин замедления модернизации к концу британского периода.

Процесс модернизации армянской общины, начавшийся в первой половине XX столетия, не получил дальнейшего развития. Неудача модернизации, обусловленная целым рядом причин, речь о которых шла выше, в значительной степени способствовала сохранению общины. В рассматриваемый период светские институты не были достаточно сильны, чтобы обеспечить стабильное и безопасное существование общины. В том случае, если бы армянская община Иерусалима и Палестины полностью прошла модернизационный процесс и утратила свой традиционный этноконфессиональный характер, палестинским армянам едва ли удалось бы выжить в той сложной политической обстановке, которая сложилась в Палестине и в регионе, в целом, к концу рассматриваемого периода. Доминирование духовенства в жизни палестинских армян и сохранение «монастырского» характера общины позволило ей не только пережить первую арабо-израильскую войну 1948;1949 гг., территориальное разделение между.

Израилем и Трансиорданией, массовую эмиграцию и т. д., но и сохраниться до наших дней.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники: Неопубликованные Архивные материалы
  2. На армянском языке Архив Армянского патриархата Иерусалима
  3. Журнал Сион, июль 1911 г. Ф. 212 (Отдел периодики) Д. 384.
  4. Журнал Сион, май 1913 г. Ф. 401 (Отдел периодики) Д. 119.
  5. Журнал Сион, июнь 1913 г. Ф. 401 (Отдел периодики) — Д. 122.
  6. Данные статистики Армянского патриархата Иерусалима (внутренняя перепись) за 1910 г. Ф. 97 (Отдел статистики) Д. 192.
  7. Данные статистики Армянского патриархата Иерусалима (внутренняя перепись) за 1913 г. Ф. 56 (Отдел статистики) Д. 17.
  8. Данные статистики Армянского патриархата Иерусалима (внутренняя перепись) за 1914 г. Ф. 56 (Отдел статистики) Д. 17.
  9. Письмо армянского священника Сероба Манукяна епископу Месропу Арутюняну, 17 января 1914 г. Ф. 16 (Отдел писем) Д. 374.
  10. Ответ епископа Месропа Арутюняна Серобу Манукяну, 22 января 1914 г. Ф. 16 (Отдел писем)-Д. 381.1. Сионистский архив
  11. Письмо Нубар-паши к местным армянским лидерам (архив Соколова), февраль 1918 г. А/18/28, 24/186, А 18/32.
  12. Официальное заявление армянской общины Иерусалима по поводу принятия Декларации Бальфура, 16 ноября 1917 г. гт 06/81.
  13. На иврите Сионистский архив
  14. Статья Иммиграция армян в Армению и цель русского правительства от 21 марта 1947 г., официальная газета ишува (.Ха-итон ха-решими), 27/1 10/42.
  15. Письмо сотрудника Еврейского агентства Р. Розенберга Голде Меир от 25.09.1947 г. под заголовком «Частная беседа между армянским патриархом и Р. Розенбергом 12 сентября 1947 г.», 27/1 12/65.1. Архив Гиват-Рама
  16. Бен-Ави И., «Мы», Гацви, № 165, Иерусалим, 4 мая 1909 г., в 5/235/21.
  17. Бен-Ави И., «Армянская бойня», Гацви, № 173, Иерусалим, 16 мая 1909 г., 05/235/28.
  18. Записка Толковского, 7 августа 1917 г., О 12/461/99.
  19. На английском языке Сионистский архив
  20. Телеграмма от Нубара Паши, 7 декабря 1917 г., 24/106/85- 24/196- 24/106/25
  21. Письмо Наума Соколова Малькому, 19 марта 1919 г., А/226/30/1.
  22. Л. Кона в Армянский патриархат Иерусалима, 27 июля 1944 г., 27/534/801.
  23. Р. Розенберга армянскому патриарху Иерусалима Кюрегу Израэляну от 28 августа 1947 г., 77/534/808.
  24. Центральный Израильский Архив
  25. An Observation by the solicitor general on a case of divorce sought by a Lutheran Arab, 8 September 1944, ISA 2. B/15/44.1. На русском языке
  26. Архив внешней политики Российской империи Министерства иностранных дел Российской Федерации (АВПРИ)
  27. Ф. 151(Полит. Архив). Он. 482. — Д.814. — К. 56.
  28. Ф. 151(Полит. Архив). Оп. 482. — Д.814. — К. 424 (1).
  29. Ф. 151(Полит. Архив). Оп. 482. — Д.814. — К. 424 (2).
  30. Ф. 151(Полит. Архив). Оп. 482. — Д.816. — К. 109.
  31. Ф. 151(Полит. Архив). Оп. 482. — Д.816. — К. 1223.
  32. Ф. 151 (Полит. Архив). Оп. 482. -Д.816. — К. 891.
  33. Опубликованные На английском языке
  34. Aaronson A. On the Armenian Massacre, Memorandum presented to the War Office. London, 1916, November.
  35. Aaronson A. Pro Armenia. Memorandum presented to the War Office. -London, 1916, November 16.
  36. Aaronson Diaries. London, 1915−1919.
  37. Baedeker K. Palestine and Syria, Handbook for Travellers. Leipzig and London, 1912.
  38. Bentwich N. Legislation of Palestine 1918−1925. Alexandria, 1926, Vol. 1.
  39. Dizengoff M. With Tel-Aviv in Exile. Tel-Aviv, 1931.
  40. Goadby. Pp. 113−114, 134−135- Minutes in File 51 886, CO 733−74
  41. Samuel H. Unholy Memories of the Holy Land. London, 1930.
  42. Samuel H. Memories. London, 1945.
  43. Smilansky M. Memories. Tel-Aviv, 1921, Vol. 3.
  44. Palestine Official Gazette. 1924, September.
  45. Palestine Royal Comission Report. 1921. Отчет Комиссии Хайкрафта.
  46. Plumer to Colonial Secretary Amery. 11 September 1925. Conf. desp.
  47. Amery to Plumer. 1925, November, 19.
  48. Survey of Palestine. 1931.
  49. The Census of Palestine. 1922.
  50. The Palestine Order in Council. 1922.
  51. Waggett’s memorandum early, 1919 (n.d.), File 275/38 825, FO 3 714 153.
  52. Декларация Бальфура. Лондон, 2 ноября 1917 г.
  53. Декрет об организации религиозных общин. 1926 г.
  54. Еврей, араб и армянин, речь Наума Соколова, 8 декабря 1917 в Лондоне // Журнал сионистской организации Палестина, Т. 2, №. 18, 8 декабря 1917.
  55. Телеграмма Марка Сайкса Гилберту Клейтону. Датирована 14 ноября 1917. Документы Колледжа Св. Энтони, Оксфорд, № 85.
  56. Письма Вейцмана, т. 7, письмо 479, 17 августа 1917 г1. На иврите
  57. Сирия и Палестина. Общие указания и сведения для переселенцев. Санкт-Петербург, типография Север, 1908 г.
  58. Уложение о еврейской общине // Ха-итон ха-решми «Официальная газета»., 1 января 1928 г.
  59. Газета Палестина, май 1910 г.
  60. Газета Палестина, июнь 1913 г. 1. На русском языке
  61. А. Благодать Святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую Субботу. Санкт-Петербург, 1908 г.
  62. А. Воспоминания паломника о путешествии во Святую Землю. Чернигов: Типография губернского правления, 1908 г.
  63. А. Воспоминания паломника о путешествии во Святую Землю. Чернигов: Типография губернского правления, 1912 г.
  64. И., Мадоян Г. Армянские святые места в Иерусалиме. Москва, 2003.
  65. Аттиас Ж.-К., Бенбасса Э. Вымышленный Израиль. Москва, 2002 перевод с французского.
  66. Аш-Шариф М. Социально-экономическая история Палестины. Москва, 1990 перевод с арабского.
  67. K.M. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. Москва: МГУ имени М. В. Ломоносова. ИСАА, 2007 г.
  68. Ю.А., Камраков A.A., Рыжов И. В. Роль этнических меньшинств, этноконфессий, диаспор и разделенных народов в политическом процессе государств Ближнего и Среднего Востока. — Нижний Новгород, 2007 г.
  69. И.А. Русские миссии в Святой Земле в 1847—1917 годах. -Москва, Институт Востоковедения РАН, 2001 г.
  70. В. Политический активизм армянской диаспоры на Ближнем Востоке // Диаспоры. Москва, № 1−2, 2000 г.
  71. Д.У.- Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. -М., 1992.
  72. Д. Р. Роль исламских религиозных институтов в процессе модернизации Османской империи в эпоху Танзимата (на примере сирийскихвилайетов) // Материалы конференции по проблемам модернизации арабского мира. Москва, апрель 2006 г.
  73. И., Карасова Т., Федорченко А. Государство Израиль. — Москва: Институт Востоковедения РАН, 2005 г.
  74. Н. А. Система миллетов в арабских странах XVI — XVII вв. // Восток, № 6, 1999 г.
  75. И. Турецко-израильские отношения и проблемы региональной безопасности // Ближний Восток: проблемы региональной безопасности. Москва, 2000 г.
  76. Л. Расцвет и упадок Османской империи. Москва, 1999 г. перевод с английского издания.
  77. Т. Ю. Христианские общины в арабо-османском мире. -Москва, 2003 г.
  78. Е. Палестинское национальное движение в 1920—1940-х годах: причины неудач // Израиль и ближневосточный конфликт в исследованиях университета в Иерусалиме. Москва, 2005 г.
  79. С. Армения и армяне — уникальный феномен цивилизованного мира. Москва, 2005 г.
  80. Ф. Путешествие среди армян. Москва, 1995 г. перевод с английского.
  81. А. Международный статус Иерусалима и местная армянская община // Историко-филологический журнал. Ереван, 2001 г.
  82. Г. А., Эпштейн А. Д. Дипломатическая битва за Иерусалим. Закулисная история. Москва, 2008 г.
  83. Э. Диаспора в системе этнических меньшинств // Диаспоры, Москва, № 1−2, 2000 г.
  84. . Религия, государство и политика // Власть и политика в Государстве Израиль. — Раанана, 1997 г.
  85. Т.В. Иерусалим: три религии три мира. — Москва, 2003 г.
  86. Л. Международное право. Т. 1. пер. с 6-го англ. изд., дополн. Г. Гаутерлахтом, под ред. и с предисл. проф. С. Б. Крылова. Москва, 1948 г.
  87. К.А. Османская империя и судьбы православия на Арабском Востоке (XVI начало XIX века). Москва, 1998 г.
  88. Л. Чартер и концессии (методы осуществления сионизма). -Одесса, 1906 г.
  89. Ю. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. Москва, 1990 г.
  90. Г. История Израиля, Т.1. От возникновения сионизма до создания Государства Израиль. — Иерусалим, 1994 г.
  91. А. Сионизм от Теодора Герцля до лорда Ротшильда и армянский вопрос // Армянский вестник, № 1−2. Москва, 1999 г.
  92. А. Армяне в Иерусалиме // Ноев Ковчег, Москва, май 2006 г.
  93. И.Л. Официальные доктрины в идеологии и политике Османской империи. (Османизм-пантюркизм). Москва, 1985 г.
  94. А. От национального очага" — к государству.Т.1. Раанана, 2006 г.
  95. В. И, Эпштейн А. Д. Современное израильское общество: этносоциальная и религиозная структура // Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. Москва: МГИМО, 2005 г.
  96. А. Идеология и деятельность зарубежных армянских церквей (диссертация кандидата исторических наук). — Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1986 г.
  97. Э. Век империи. 1875−1914. Ростов-на-Дону, 1999 (пер. с англ. издания 1987 г.).
  98. Р. Партия «Гнчак» в период Великого Октября // Буржуазные и мелкобуржуазные партии России в Октябрьской революции и гражданской войне. -Москва, 1980 г.
  99. С. Палестина под мандатом Великобритании (1920−1948 гг.). -Симферополь, 1999 г.
  100. М. История Государства Израиль. 1896−2002. Герцлия, 2003 г.
  101. А.Д. Войны и дипломатия. Арабо-израильский конфликт в XX веке. Киев, 2003 г.
  102. А. И. Страны Востока: синтез традиционного и современного. — Москва, 2007 г.
  103. История Османского государства, общества и цивилизации. — Под ред. М. С. Мейера, Москва, 2007 г.
  104. Новейшая история стран Азии и Африки, XX век. Москва, 2003 г., Ч. 1: 1900−1945, под. ред. А. М. Родригеса.
  105. История Первой мировой войны. 1914−1918. Т.2. Москва, 1975 г.
  106. Сборник Сафрут. Кн. II. Москва, 1918 г.
  107. Экспертный опрос Армяне в Палестине. Иерусалим, 1998 г., октябрь, 3.
  108. Гримасы судьбы // Наш Техас. Москва, апрель 2002 г.
  109. Abramov S. Z. Perpetual Dilemma. — London, 1976.
  110. Antreassian A. Jerusalem and the Armenians. — Jerusalem, 1969.
  111. Azarya V. The Armenian Quarter of Jerusalem. — Berkeley, 1984-
  112. Azarya V. Armenians in Jerusalem: A Look Behind the Walls of the St. James Monastery // Israel Social Science Research. Vol. 6, № 1. Jerusalem, 1988−1989.
  113. Ben-Hillel Hacohen M. War of the nation. Jerusalem, 1985.
  114. Ben Arieh Y. Patterns of Christian activity and dispersion in nineteenth century in Jerusalem // Journal of Historical Geography 2 (1). — Jerusalem, 1984.
  115. Dadrian V. N. German Responsibility in the Armenian Genocide: A Review of the Historical Evidence of German Complicity. Watertown, MA, 1996.
  116. Davison R.H. Reform in the Ottoman Empire 1856−1876. Princeton, 1963.
  117. Dekmajian H. The Armenians: History, consciousness and the Middle Eastern dispersion // Middle East Review, № 9, 1976.
  118. Gilbar G. Economy and Society in Palestine at the close of the Ottoman period: a diversity of change // Ottoman Palestine. Studies in economic and social history. — Leiden, 1990.
  119. Goldstein Y. The Shepherds Frarernity. Tel-Aviv, 1994.
  120. Hagopian A. Armenians in Israel // Jerusalem letters of Lasting interest. Jerusalem, 2 July 1986.
  121. Hillery G. The convcnt: community, prison or task force? // Journal for the Scientific Study of Religion. New York, 1969.
  122. Hintlian K. History of Armenians in the Holy Land. Jerusalem, 1976.
  123. Hovannisian R. Armenia on the Road to Indipendence. Berkley, 1967.
  124. Hovannisian R. The ebb and flow of the Armenian minority in the Middle East // Middle East Journal, 28 (1), 1974.
  125. Jussem-Wilson N. Bernard Lazare’s Jewish Journey//Jewish Social Studies, 26 July 1964.
  126. Kloian R. D. The Armenian Genocide: News Accounts from the American Press, 1915−1922.-Berkeley, 1985.
  127. Lang D. Armenia. Cradle of Civilization. — Berkeley, 1975.
  128. Leibovich-Dar S. The unseen village // Haarets, 14.05.2003.
  129. Livneh E. His Life and Times. Jerusalem, 1979.
  130. N. Mandel. Turks, Arabs, and Jewish Immigration into Palestine, 1882−1914 // Middle Eastern Affairs, № 17. Oxford, 1965.
  131. Mills E. The Census of Palestine, 1931. Alexandria, 1933.
  132. Ormanian M. The Church of Armenia. London, 1955.
  133. Papazian D. R. The Contribution of Armenian Jerusalem to Armenians in America (a paper presented at the 30th Anniversary of Armenian Studies at the Hebrew University of Jerusalem in 1999).
  134. Ruppin A. Excerpts from my life. Tel-Aviv, 1968.
  135. Sanjian Ar. Armenian Monasteries. Harvard, 1971.
  136. Sanjian A.K. The Armenian Communities in Syria under Ottoman Dominion. — Cambridge, Massachusets, 1965.
  137. Sarafian K.A. The Armenian Apostolic Church. Fresno, 1959-
  138. Sarkisyan G. Three Religions in Concord and Conflict // Religion in the Middle East. Cambridge, 1969.
  139. Schmelz U.O. Population characterisics of Jerusalem and Hebron regions according to Ottoman census of 1905 // Ottoman Palestine. Studies in economic and social history. -Leiden, 1990.
  140. Schneerson L.Y. From the Journals of a Nili Agent. Haifa, 1967.
  141. Spolsky B. and Shohamy E. The Penetration of English as Language of Science and Technology into the Israeli Linguistic Repertoire: A Preliminary Enquiry // The Dominance of English as a Language of Science. Berlin, 2001.
  142. Stein L. The Letters ahd Papers of Chaim Weizmann. London, 1968.
  143. Terian A. An Armenian Piligrim’s Companion to the Holy Land. New York, 2000.
  144. Terzian A. An Armenian Miscellany. Paris, 1969.
  145. Tsimhoni D. The Armenians and the Syrians: Ethno-religious Communities in Jerusalem // Middle Eastern Studies 20 (3). Jerusalem, 1984.
  146. Tsimhoni D. The Status of the Arab Christians Under the British Mandate in Palestine // Middle Eastern Studies, 20 (4). Jerusalem, 1984.
  147. Walker C.J. The Armenians. London, 1977.
  148. Yair O. The Banality of Indifference. New Brunswick and London, 1999-
  149. ESCO Foundation for Palestine. Palestine: A Study of Jewish, Arab and British Policies. — New Haven, 1947.
  150. Encyclopedia Judaica. Vol. 13.
  151. Government of Palestine. A Survey of Palestine, 1945−1946. Jerusalem, 1946.
  152. Интернет сайты (на английском языке)103. www.mfa.gov.tr-1. На армянском языке
  153. Юридический статус братства монастыря Святых Иаковов и Армянского патриархата Иерусалима и их права // Армянство в Израиле: некоторые аспекты, Ереван, 2009.
  154. Армянская община Иерусалима // Армянство в Израиле: некоторые аспекты, Ереван, 2009.1. На иврите
  155. Я. Двойным стандартом по Геноциду армян // Маарив, 27 августа 2007 г.
  156. Г. Осажденное поселение или национальный дом. Иерусалим, 1983 г.
  157. . Палестина/Эрец-Исраэль история и география названия // Алей история Страницы истории. — 1988 г.
  158. Й. Зарождение палестинского арабского национального движения. — Иерусалим, 1981 г.
  159. Я. Новый ишув (1882−1917 гг.): исторические рамки и контуры, в книге История Эрец-Исраэль, том VIII «Конец османского периода (1799−1919 гг.)», под ред. И. Бен-Арье и И. Барталя. Иерусалим, 1983 г.
  160. М. Эрец-Исраэль и ишув в 1777—1917 гг.. Иерусалим, 1978 г.
  161. История Хаганы, под ред. Б.-Ц. Динура. Тель-Авив, 1964 г.
Заполнить форму текущей работой