Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Автоматизация проектирования программных игровых обучающих систем на основе алгебраического анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана алгебра сценариев игрового обучения, а также соответствующая алгебраическая система, позволяющие адекватно и эффективно описывать и анализировать основные компоненты ИАОС. Определены тип и класс алгебры, исследованы свойства ее операций и свойства отношений соответствующей алгебраической системы. Разработан базовый алгоритм композиции сценариев игрового обучения, гарантирующий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Автоматизированные средства обучения, использующие игровые элементы
    • 1. 1. Цели и задачи автоматизированных средств обучения на современном этапе
    • 1. 2. Особенности использования автоматизированного игрового обучения
    • 1. 3. Краткая классификация игровых обучающих систем
    • 1. 4. Проблемы создания игровых автоматизированных обучающих систем с адаптивными сценариями и элементами искусственного интеллекта
  • Основные результаты
  • Глава 2. Исследование автоматизированных обучающих игр на основе алгебраических систем
    • 2. 1. Цель и принципы функционирования сценариев автоматизированных обучающих деловых игр
    • 2. 2. Базовый алгоритм композиции сценариев
    • 2. 3. Алгебра для описания и анализа сценариев
    • 2. 4. Свойства операций и отношений алгебраической системы, влияющие на структурность и оптимизацию сценариев
    • 2. 5. Модели предметной области и обучаемого
    • 2. 6. Исследование надежности элементов автоматизированных обу чающих игр
    • 2. 7. Автоматизация проектирования обучающих игр на основе алгебраических систем
  • Основные результаты
  • Глава 3. Адаптивные обучающие игры, ориентированные на продукционные системы
    • 3. 1. Постановка задачи создания адаптивных автоматизированных игр на основе продукций
    • 3. 2. Автоматизация проектирования моделей предметной области и обучаемого
    • 3. 3. Автоматизация построения сценариев игрового обучения
    • 3. 4. Адаптивные сценарии обучения
    • 3. 5. Игровые системы обучения, использующие алгебраический метаязык для управления продукциями
    • 3. 6. Использование семантической метрики для планирования содержательной части обучения
    • 3. 7. Вопросы практического программирования элементов концепции игрового обучения
  • Основные результаты
  • Глава 4. Игровая автоматизированная обучающая система для освоения навыков объектно-ориентированного программирования в алгоритмическом языке С++
    • 4. 1. Требования, предъявляемые к игровой автоматизированной обучающей системе
    • 4. 2. Формирование моделей предметной области и обучающегося для игровой автоматизированной обучающей системы ESCOOP v
    • 4. 3. Проектирование сценария обучения, ориентированного на методику обучения языку С++
    • 4. 4. Алгоритмы работы с базой данных в ИАОС
  • ESCOOP v.
    • 4. 5. Основные программно-технические характеристики ИАОС
  • ESCOOP v.
  • Основные результаты

Автоматизация проектирования программных игровых обучающих систем на основе алгебраического анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы Почти 30-летняя практика внедрения автоматизированных обучающих систем (АОС) в учебный процесс показала постоянно растущую эффективность усвоения учебного материала пользователями таких систем. АОС прошли путь от простейших однопользовательских программ и электронных учебников, рассчитанных на изучение одной дисциплины или ряда ее разделов, до сложнейших унифицированных многопользовательских систем. Все большая роль в автоматизированном обучении отводится индивидуальному подходу к обучающемуся, внедрению технологий, основанных на специализированных методиках и психологии учебы. Появились и активно развиваются инструментальные программные комплексы, с весьма простым пользовательским интерфейсом, позволяющим использование систем не имеющим специальной компьютерной подготовки экспертами-учителями (для ввода и коррекции учебных курсов) и обучающимися (для усвоения материала). К таким системам можно отнести БИЗНЕС-КУРС 3.0 разработанный в МГУ НИВЦ ООО «ВККБ», STELLA, «Профессор Хиггинс» фирмы «ИстраСофт», АИСТ, LTGameDesigner.

В современных АОС используются последние фундаментальные достижения в областях теории программирования, систем представления знаний и в области искусственного интеллекта вообще, а также в теории сетей, в психологии и педагогике.

Наиболее существенные результаты были получены известными учеными: Савельевым А. Я., Тихоновым А. Н., Садовничим В. А., Чепегиным В. И., Поповым Э. В., Краудером Н. А., Кашириным И. Ю., Самойловым В. Д. и др.

В настоящее время удалось выделить класс новых обучающих систем, приближающих процесс получения базовых навыков в различных областях к компьютерным или автоматизированным деловым играм. Такие автоматизированные системы получили название игровых АОС. Наиболее известными системами этого класса могут, например, считаться тренажерные обучающие комплексы.

Использование игровых АОС позволяет существенно повысить следующие факторы обучения, сказывающиеся на его качестве и стоимости:

— заинтересованность обучаемого,.

— привитие навыков самостоятельного решения практических задач,.

— снижение затрат на преподавание,.

— усвоение связей между основными теоретическими понятиями и их практическим использованием,.

— закрепление знаний по опорным точкам и проблемно-ориентированным схемам мышления за счет внедрения наилучших отечественных и зарубежных методик обучения.

В силу изложенного, проблематику исследования и разработки принципиально новых игровых АОС можно считать актуальной.

В то же время, известные реально работающие системы игрового обучения пока несвободны от недостатков, которые можно свести в следующий список.

Отсутствие адекватного математического аппарата, позволяющего производить анализ и синтез сценариев обучающих игр с возможностью выявления и исправления методических и семантических ошибок или не-согласованностей в сценариях.

Весьма малые возможности применения использованных в проектировании обучающих систем математических основ для автоматизированного или автоматического построения и изменения содержательной части главных составляющих обучающих систем: сценариев игры, моделей пользователя и подсистем контроля усвоенных навыков и знаний.

Существующие системы располагают либо одной обобщенной моделью обучающегося, либо имеют несколько несогласованных между собой моделей, что не дает возможности коллективного обучения.

В игровых обучающих системах не используются различные начальные условия и конфигурации обучения в зависимости от уровня подготовленности и состава участников обучения.

В реальных автоматизированных системах разработчики пренебрегают известными результатами в теории построения и анализа продукционных систем, хорошо зарекомендовавших себя в экспертных интеллектуальных системах и продукционных языках программирования.

Настоящая диссертация посвящена преодолению этих недостатков, а именно созданию и применению наиболее адекватного математического аппарата для исследования, проектирования и эксплуатации игровых АОС, разработке новой архитектуры систем этого класса с использованием средств искусственного интеллекта, а также конкретным практическим проектным решениям при программировании игровых интеллектуальных АОС.

Целью работы является разработка и исследование способов проектирования игровых АОС высокой надежности, позволяющих настраиваться на различные предметные области и обучающихся на основе теории универсальных алгебр.

Методы исследования Исследования осуществлялись на основе теории универсальных алгебр, теории множеств, теории графов, методов структурного и объектно-ориентированного программирования.

Научная новизна.

1. В диссертации предложена прикладная алгебраическая система для исследования и разработки игровых АОС, ориентированных на адаптивные продукционные сценарии обучения.

2. Разработан комплексный алгоритм обнаружения ошибок, позволяющий существенно повысить надежность программного обеспечения игровых АОС, а также снизить трудоемкость проектирования таких систем.

3. Рассмотрено использование модифицированных семантических метрик Ч. Осгуда для планирования содержательной части игрового обучения.

4. Предложены способы автоматизации проектирования сценариев обучения для различных сложных ситуаций, дающие возможность снизить трудоемкость разработки сценариев.

5. Разработана оригинальная технология проектирования игровых обучающих систем, обладающих повышенной надежностью и возможностями адаптации к различным пользователям и предметным областям.

Практическая ценность Результаты работы являются основой для проектирования игровых АДИ, используемых в процессе обучения. Используемые в диссертации формализм и методы позволяют на основе алгоритма извлечения знаний для преподавателя-эксперта автоматизированно создавать модели предметной области и обучаемого, а также проектировать адаптивные сценарии, являющиеся основой игровых АОС.

Результаты диссертации нашли отражение в реальной программе ESCOOP v. 1.10 (Education System for С++ Object Oriented Programming), предназначенной для игрового обучения объектно-ориентированному программированию на алгоритмическом языке С++.

Разработанная методология и технологические средства могут быть приняты за основу при создании новых перспективных игровых АОС.

Положения, выносимые на защиту.

1. Алгебраическая система для исследования и проектирования игровых АОС, ориентированных на адаптивные продукционные сценарии обучения.

2. Алгоритмы композиции и декомпозиции игровых сценариев обучения, использующих продукции и основанные на них способы повышения надежности игровых АОС.

3. Модифицированные семантические метрики Ч. Осгуда для обоснованного планирования содержательной части игрового обучения.

4. Способы автоматизации проектирования основных составляющих игровых АОС: моделей предметной области и обучающегося, а также адаптивных игровых сценариев обучения.

Структура диссертационной работы Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Основные результаты.

1. Программно реализована игровая автоматизированная обучающая автоматизированная система ESCOOP v. 1.10, предназначенная для изучения объектно-ориентированного программирования на примере алгоритмического языка С++.

2. Приведены основные проектные решения, позволяющие с достаточной эффективностью разрабатывать адаптивные игровые сценарии обучения, а также модели обучающегося и предметной области.

3. Практически подтверждены теоретические результаты, полученные в предыдущих главах диссертации.

4. На примере программы ESCOOP v. 1.10 разработана оригинальная технология проектирования игровых обучающих систем, обладающих повышенной надежностью и возможностями адаптации к различным пользователям и предметным областям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненная диссертационная работа включает исследования, направленные на разработку математического и программного обеспечения игровых адаптивных автоматизированных обучающих систем на основе прикладных универсальных алгебр. Основные результаты работы состоят в следующем.

1. Приведена постановка задачи разработки математического формализма и соответствующей технологии для проектирования новых ИАОС, свободных от указанных недостатков существующих средств автоматизации обучения. Приведены основные определения концепции игрового обучения. Сформулирована цель проектирования ИАОС.

2. Разработана алгебра сценариев игрового обучения, а также соответствующая алгебраическая система, позволяющие адекватно и эффективно описывать и анализировать основные компоненты ИАОС. Определены тип и класс алгебры, исследованы свойства ее операций и свойства отношений соответствующей алгебраической системы. Разработан базовый алгоритм композиции сценариев игрового обучения, гарантирующий корректность итогового сценария при условии корректности исходных.

3. Предложен новый подход к проектированию МПО и МО, позволяющий использовать эти модели в игровых сценариях обучения, а также формально исследовать эти модели на корректность. На основе алгебраического исследования ИАОС разработан комплексный алгоритм обнаружения ошибок, позволяющий существенно повысить надежность программного обеспечения ИАОС, а также снизить трудоемкость проектирования таких систем. Предложена концепция автоматизации проектирования ИАОС, основанная на алгоритмах алгебраической декомпозиции и композиции компонент ИАОС.

4. Получена оригинальная архитектура типовой игровой автоматизированной обучающей системы, содержащая все необходимые компоненты системы и отражающая их технологическую взаимосвязь. Предложена типизация продукций для сценариев игрового обучения, позволяющая строго разделить фрагменты работы системы, касающиеся собственно обучения, контроля усваиваемости материала и выбора задач и подзадач для конкретной ситуации обучения.

5. Разработана методология автоматизации проектирования моделей обучаемого и предметной области на основе использования И/ИЛИграфов. Методология позволяет повысить надежность функционирования этих моделей. Предложены способы автоматизации проектирования сценариев обучения для различных сложных ситуаций, дающие возможность снизить трудоемкость разработки сценариев. Для повышения обозримости и компактности представления сетевых сценариев, в них введены конструкции нестрогого порядка и конструкции алгебраического метаязыка для управления продукциями.

6. Рассмотрено использование модифицированных семантических метрик Ч. Осгуда для планирования содержательной части игрового обучения. Метрики позволяют обоснованно выбирать текущие задачи, предоставляемые для решения обучающемуся, а также формировать списки обучающихся для повышения эффективности коллективных форм обучения.

7. Программно реализована игровая автоматизированная обучающая система ESCOOP v. 1.10, предназначенная для изучения объектно-ориентированного программирования на примере алгоритмического языка С++. Приведены основные проектные решения, позволяющие с достаточной эффективностью разрабатывать адаптивные игровые сценарии обучения, а также модели обучающегося и предметной области.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ.

АДИ — автоматизированная деловая игра.

АУК — автоматизированный учебный курс.

АОС — автоматизированная обучающая система.

ИАОС — игровая автоматизированная обучающая система.

МО — модель обучающегося.

МП — магазинная память.

МПО — модель предметной области.

МЧН — машиночитаемые носители.

ООП — объектно-ориентированное программирование.

ПЭВМ — персональная электронно-вычислительная машина.

САОИ — сценарий автоматизированной обучающей игры.

ТОК — тренажерный обучающий комплекс.

ЭОС — экспертная обучающая система.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Education and Computing", v. l, 1995. // Hebenstreit J. Computers in education The next step. — p.37−43.
  2. Brownston L., at al. Programming Expert Systems in OPS5: An Introduction to Rule-Based Programming. Addison-Wesley Publ. Co, Inc., 1985.-457p.
  3. Burstall R.M., Goguen J.A. Algebras, theories and freeness: an introduction for computer scientists. Theoretical Foundations of Programming Metodology. — Reidel. Publ.Сотр., 1982, pp.329−349.
  4. Chris Crawford The Art of Computer Game Design. Washington State University. 1997.
  5. Computers Education", 1992. vol. 18, № 1. // Providing computing for distance learners: a strategy for home use.
  6. Daniel E. O’Leaiy Knowledge-Management Systems: Converting and Connecting // IEEE Intelligent systems. 1998. № 3. — pp. 30−33.
  7. Daniel E. O’Leary Using AI in Knowledge Management: Knowledge Bases and Ontologies // IEEE Intelligent systems. 1998. № 3. — pp. 34 -39.
  8. De Bakker J.W., Kok J.N., Meyer J.-J.Ch., Olderog E.-R., Zucker J.I. Contrasting themes in the semantics og imperative concurrency. LNCS 224, Springer-Verlag, 1986, pp.51−121.
  9. Distanse Learning and New Technologies in Education: Proc. ICDED'94. July 5−8, 1994, Moscow. M.: 1994. — 438 p.
  10. Kashirin I.Yu. An Algebraic Approach to Object-Oriented Systems Design // Intern. Confer. «Problems of Mathematic and Informatic», HSU, Hoinel, 1994, c.47.
  11. Knight K. Unification: A Multidisciplinary Survey.- ACM Computing Surveys. 1989. — V.21. -N 1. — pp. 93−124.
  12. Koch D. ATN-Analyse koordinationsfreier deutcher Satze. Berlin: Akademie der Wissenschaften der DDR, 1979. — 198s.
  13. Krivosheev A. O, Fomin S.S. The technological aspects of courseware development. // The First International Conference on. Distance Education in Russia «Distance Learning and new technologies ineducation». Moscow, 5−8 July, 1994. p. 247−249.
  14. Maletz M.C. An introduction to multirobot control using production systems // Proc. IEEE Workshop Iang. autom, 1983.
  15. Milind G., Polychronopoulos C.D. The hierarchical task graph as a universal intermediate representation. Int. J. Parall. Programm., v.22, 1994, N5. pp.519−551.
  16. Mili A. Verifying programs by induction on their data structure: general format and applications. Information Processes Letter, 1983, 17, pp. 155−160.
  17. Mosses P. A basic abstract semantic algebra. Lecture Notes of Computer Sciences, 1984, 173, pp.87−107.
  18. Mukai K., Yasukawa H. Complex indeterminates in Prolog and its application to discourse models. New generation Comput., 1985, N3, pp.441−466.
  19. Park D.M.R. Concurrency and automata on infinite sequences, LNCS 104, Springer-Verlag, 1981, pp.167−183.
  20. Ponse A. Process algebra and Hoare’s logic. Note CS-N8802, Centrum voor Wiskunde en Informatica, Amsterdam, 1988.
  21. Siekmann J.H. Unification theory. Advances in Artificial Intelligence -II. — Elsevier Science Publishers B.V. (North- Holland), 1987. — pp. 365 400.
  22. Winkowski J., Maggiolo-Schettini An Algebra of Process // Journal of Computer and System Science. 1987. — v.35, № 2. — pp. 206−228.
  23. Zilles S.N. Types, Algebras, and modelling. Concept. Modelling: Perspective of Artificial Intelligence, Databases, and Programming Languages. — N.Y. e.a., 1984. — pp.441−450.
  24. А.Х.Гучапшева Алгебра для анализа продукционных сценариев диалога в автоматизированных обучающих системах. // Межвуз. сб. «Информатика и прикладная математика», Рязань, РГПУ, 2002. с.49−50
  25. А.Х.Гучапшева Архитектура автоматизированной игровой обучающей системы на основе блэкборд-механизма // Статьи конференции «Влияние новых технологий на развитие регионов», 19 февраля 2003 г., г. Москва. М.: Издательство МЭСИ, 2003.с.39−41.
  26. B.C. Научные проблемы тестового контроля знаний. -М.: Учебный центр при исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов, 1994. 136 с.
  27. Автоматизация построения тренажеров и обучающих систем / Самойлов В. Д., Березников В. П., Писаренко А. П., Сметана С.И.- АН УССР. Ин-т проблем моделирования в энергетике. Киев: Наук. Думка, 1989. — 200 с.
  28. Автоматизация построения тренажеров и обучающих систем / Самойлов В. Д., Березников В. П., Писаренко А. П., Сметана С.И.- АН УССР. Ин-т проблем моделирования в энергетике. Киев: Наук. Думка, 1989.-200 с.
  29. А. Психологическое тестирование // М.: Педагогика, 1982. кн. 1. — 320 е., кн.2. 336 с.
  30. Архангельский А.Я. C+^ Builder 6. Справочное пособие. Язык С++. М.: Бином-Пресс, 2002. — 544с.
  31. Е.Н. Обучаю, цие компьютерные игры по истории. Сб. науч. статей. // Обучающие игры в системе непрерывного образования: Материалы Республиканского научно-метод. семинара. Минск, 6−7 мая 1991 г. Мн.: БГУ, 1991. // - с. 140 -147.5 С
  32. JJ- Башмаков А. И., Башмаков И. А. «Информационные технологии"//, Технология и инструментальные средства проектирования компьютерных тренажерно-обучающих комплексов для профессиональной подготовки и повышения квалификации!998, № 6,7.
  33. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М: Педагогика, 1989. 128с.
  34. Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения. М.: Конкорд, 1992.
  35. В.К.Финн, М. А. Михеенкова Некоторые проблемы обобщенного ДСМ-метода автоматического порождения гипотез // Семиотика и информатика, вып. ЗЗ, М.: 1993. с.136−164.
  36. В.Н. Дедукция и обобщение в системах принятия решений. М.: Наука, 1988.-384 с.
  37. Н.Л., Окороков Е. А., Протасова Т. Б., Риверс Н. Я. Моделирование в автоматизированных обучающих системах.-М.:НИИВШ, 1986.
  38. В. В., Колесникова И. В. Проблемы разработки АОС экспертного типа по общественным наукам. М.: НИИ ВШ, 1990. Вып. 1. -48 с.
  39. В.Н., Урусов Н. А. Компьютер и историческое знание. О возможностях компьютеризированного тестового контроля. // -Барнаул: АТУ, 1994.-е. 177−183.
  40. Д.А. Средства организации адаптивного учебного процесса на базе автоматизированных обучающих систем: Автореферат дис. канд. технич. наук. Иваново: ИГЭУ, 2003.
  41. И.А., Вязков В. Н., Кузнецов В. Е. Язык программирования К. II Всесоюзная конференция „Искусственный интеллект — 90“, Выставка. — САИИ, Минск, 1990. — с. 14−17.
  42. Д.А., Попов Г. В. Управление и адаптация в АОС // Сборник трудов международной НТК „Информационная технология в образовании, технике и медицине“. Волгоград, ВолгГТУ, 2000.
  43. В.А. Основы дискретной математики: Учебное пособие для студентов вузов. —М.: Высш. шк., 1986. 311 с.
  44. В.А., Зайцева JI. В., Новицкий Л. П. Управление адаптивным диалогом в автоматизированных обучающих системах. Методические указания. Рига: РПИ, 1988. — 52 с.
  45. З.О., Дюкова М. Г., Иванова И. С., Кириллов А. В., Логинова Г. А. Психолого-педагогические аспекты использования автоматизированной обучающей системы по общественным наукам. М.: НИИВШ, 1988.
  46. З.О., Кириллов А. В. Вопросы методического обеспечения АОС по общественным наукам // Развитие методов и средств автоматизированного обучения. Сборник научных трудов. -М.: НИИВШ, 1987 -с. 54−66.
  47. Дал У., Дейкстра Э., Хоор К. Структурное программирование. М.: Мир, 1975.- 247 с.
  48. М.В., Подорожный Д. А., Сапир М. В. Подход к созданию гибких обучающих систем // Теория и системы управления. М/.МАИК „Наука“, N5, 1996.
  49. ЕрчиковскиП Р.Г., Матюшенко В. В., Нестеровский В. Г., Повзнер Ю. Н, Шкуратов Ю. А., Зубов Н. Е. Универсальная автоматизированная тренажерная система // Мир компьютерной автоматизации. 1998. № 1. с.98−101.
  50. Е.И. Решатели интеллектуальных задач. М.: Наука, 1982.-316с.
  51. А.И. Интеллектуальные информационные системы. Минск: ТетраСистемс, 1997. 368 с.
  52. И.Ю.Каширин, А. Х. Гучапшева Стратифицированная спецификация программ/ Труды VIII Всероссийской НТК „Новые информационные технологии в научных исследованиях и в образовании НИТ-2003″, Рязань, РГРТА, 2003. с. 147−149
  53. Искусственный интеллект: В 3-х кн. Кн. 1. Системы общения и экспертные системы: Справочник / Под ред. Э. В. Попова. М.: Радио и связь, 1990. — 464 с.
  54. Каширин ИЛО. ATNL/2 язык программирования общения с интеллектуальными системами. — 2 Всесоюзная конференция „Искусственный интеллект-90″, Минск, САМИ, 1990, с.22−25.
  55. И.Ю. Объектно-ориентированное проектирование программ в среде С++. Вопросы практики и теории./ Под ред. Л. П. Коричнева. М.: Госкомвуз России, НИЦПрИС, 1996. — 192 с.
  56. И.Ю. Формальные программные машины для исследования автоматизированных продукционных систем // Вычислительные машины, комплексы и сети: Межвуз. сб. научн. тр. Рязань: Минобразования России, РГРТА, 1999.-100−102 с.
  57. И.Ю., Маликова Л. В., Маркова В. В. Дискретная математика. Учебное пособие/ / РГРТА, Рязань, 2002.-48с.
  58. А.И., Новиков В. А., Шнайдерман И. Б. Современные информационные технологии в учебных курсах // Автоматизация и современные технологии. 1998. № 3. с.12−15.
  59. А.С. Представление знаний в человеко-машинных и робото-технических системах. М.:ВИНИТИ, 1984.
  60. Климов Анд.В., Романенко С. А. Система программирования РЕФАЛ-2 для ЕС ЭВМ. Описание входного языка. М.: ИПМ АН631. СССР, 1987.-53с.
  61. Ю.А. Естественная форма диалога с ЭВМ. JI.: Машиностроение: Лен. отд., 1989. — 143 с.
  62. Е.Г. Имитационное моделирование функционирования негосударственного пенсионного фонда // Автоматизация и современные технологии. 1996. № 10. с. 16−20.
  63. .П. Оптимизация продукционной базы знаний по достоверности и длительности вывода // Изв. РАН. Теория и системы управления. 1996. — № 5. — С. 45 — 50.
  64. О.П., Адельсон-Вельский Г.М. Дискретная математика для инженера. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Энергоатомиздат, 1988.-480 с.
  65. Логический подход к искусственному интеллекту: от классической логики к логическому программированию: Пер. с франц./ Тейз А., Грибомон П., Луи Ж. И др. М.: Мир, 1990. — 432 с.
  66. М.И.Брусиловский, П. Л. Зырянов Интеллектуальная учебная среда „Остров“. 3-я Конференция по искусственному интеллекту. -Тверь: Ассоциация искусственного интеллекта, 1992. // с.33−35.
  67. В.В., Маликова Л. В. Применение алгебраических систем к описанию игровых ситуаций в автоматизированных деловых играх // Информатика и прикладная математика: Межвуз. сб. науч. тр./ Отв. ред. И.П. Гиривенко- Рязань: Изд-во „РИНФО“, 2000. -48−51 с.
  68. Д. Теория реляционных баз данных. М.: Мир, 1987. — 608 с.
  69. М. Фреймы для представления знаний. -М.: Энергия, 1979.
  70. А.И., Комличенко В. Н., Гедранович В. В. Стратегия автоматизации управления познавательной деятельностью на основе информационной модели образовательного процесса// Информационные технологии. 2000, № 5 с.47−52.
  71. А.И., Комличенко В. Н., Гедранович В. В. Стратегия автоматизации управления познавательнойдеятельностью на основе информационной модели образовательного процесса // „Информационные технологии“, 2000, № 5. с.47−52.
  72. А.С., Яхно Т. М. Продукционные системы // Представление знаний в человеко-машинных и робото-технических системах. М.: ВИНИТИ, 1984.
  73. Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта / Под ред. Поспелова Д. А. М.: Наука, 1986. — 312с.
  74. Н. Принципы искусственного интеллекта: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1985. 372 с.
  75. Новые информационные технологии в образовании: Обзор, инф. / НИИВО- вып. 2. // Лобанов Ю. И., Брусиловский П. Л., Съедин В. В. Экспертно-обучающие системы. М., 1991. 56 с.
  76. Новые информационные технологии в университетском образовании: Материалы конференции. Новосибирск: 25−27 марта 1997 г. http://www.nsu.ru
  77. Обучающие машины, системы и комплексы: Справочник/ Под общ. ред. д-ра техн. Наук проф. А. Я. Савельева. К.: Вища шк., Головное изд-во. 1986. 303 с.
  78. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под. ред. А. В. Петровского. М., 1996. — 33 с.87
  79. Е.Н., Митин А. И. Автоматизированная система обучения ЭКСТЕРН. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.- 144 с.
  80. В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.-М.: Профиздат, 1991.
  81. Г. В., Пышненко Е. А., Лхамсурэнгийн Т. Концепция дистанционного обучения по специальности „Безопасность жизнедеятельности в техносфере“ // Безопасность жизнедеятельности, 2002, № 8.
  82. Э.В. Экспертные системы: Решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987.
  83. Д.А. Ситуационное управление. Теория и практика. М.: Наука, 1986.-288 с.
  84. Л.А., Эренштейн М. Х. Адаптивное обучение с моделью обучаемого. Рига: Зинатне, 1988. — 160 с.
  85. А.Я. Автоматизированные обучающие системы на базе ЭВМ./Вып. 1. М.: Знание. 1987−36 с.
  86. А. А. Повышение качества программ на основе автоматизированных методов. М.: Радио и связь, 1991. — 160 с.
  87. А.В. Представление знаний в интеллектуальных системах обучения / Уч. пос. Пенза: ППИ, 1990. — 86 с.
  88. А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995. 138 с.
  89. Г. В. Основы психологической теории деятельности. -Л.: Из-во Ленингр. Ун-та, 1988. 220с.
  90. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984. 80с.
  91. А.Г., Долгоносов Н. С., Ткачук И. В. Подготовка оперативного персонала электростанций на основе планов действий // Электрич. станции. 1984.-№ Ю. — С. 9−12.
  92. А.О. Семантическая сеть модель представления знаний // Управление образовательным процессом в высших учебных заведениях: Межвузовский сборник научных трудов. Рязань, 1997. С.25−28.
  93. Экспертные системы: принципы работы и примеры/Под ред. Р.Форсайта. -М: Радио и связь, 1987.
  94. Т.М. Системы продукций как стиль программирования и задач искусственного интеллекта. -Новосибирск: ВЦ АН СССР, 1984.
  95. Документы внедрения результатов диссертации)1. АКТ ВНЕДРЕНИЯв учебный процесс, ф результатов диссертационной работы на соисканиеученой степени кандидата технических наук А.Х. Гучапшевой
  96. Настоящий акт составлен в том, что результаты кандидатской диссертации А. Х. Гучапшевой внедрены в учебный процесс в Кабардино-Балкарском институте бизнеса.
  97. Высокоуровневые методы информатики программирования“. 1. УТВЕРЖДАЮ“
  98. Кабардино-Балкарского итута бизнеса1. Хараев Ф.А.нваря 2004 гL1. Декан факультета, к.э.н.1. Хапаева Б.Р.
  99. УТВЕРЖДАЮ» Проректор, но учебной работе Рязанской Государственной2004 г. 1. АКТ ВНЕДРЕНИЯв учебный процесс результатов диссертационной работы на соисканиеученой степени кандидата технических наук А.Х.Гучапшевой
  100. Настоящий акт составлен в tori, что результаты кандидатской диссертации Гучапшевой А. Х. внедрены в учебный процесс в Рязанской Государственной радиотехнической академии.
  101. Система протестирована, работоспособна и позволяет повысить эффективность учебного процесса.1. Декан факультетавычислительной техники РГРТА, д.т.н., проф.1. Л.Н.Иылькин
  102. Зав. кафедрой вычислительной и прикладной математитки, д.т.н., проф, Засл. деят. Н и Т РФ
Заполнить форму текущей работой